Срок службы кассового аппарата
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Срок службы кассового аппарата

Срок службы ККТ

“Информационный бюллетень “Экспресс-бухгалтерия”, 2011, N 29

Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый “агрегат” в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее – Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

  • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
  • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц – от 30 до 40 тыс. руб.

Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее – Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

  • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
  • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

По Реестру

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно – Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе “RECOVER-K”.

Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя “забракованную” модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на “одобренную” Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, “затеряется” в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать “негодную” кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Правила и исключения

Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее – в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

  • реорганизация;
  • регистрация организации предпринимателем, на которого ранее была зарегистрирована кассовая машина;
  • регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве ИП была ранее прекращена.

Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.

Фискальный регистратор: срок полезного использования

Все предприниматели и организации, обязанные, в соответствии с законодательством, применять онлайн-кассы, могут использовать только модели ККТ, внесённые в официальный реестр ФНС РФ. Это аппараты, снабженные модулем для выхода в интернет и такой обязательной комплектующей как фискальный накопитель (ФН). ФН, согласно установленным государственным регулированием нормам, имеет ограниченный срок использования. Чем ФР отличается от ФН, как правильно выбрать фискальный накопитель, каким критериям он должен соответствовать, от чего зависит его стоимость, через какое время он подлежит замене? Ответы вы узнаете в нашей статье.

Фискальный регистратор: функции, срок полезного использования

Фискальный регистратор — это специальный модуль, при помощи которого кодируется и записывается информация о производимых предпринимателями расчетно-кассовых операциях — продажа, возврат, получение аванса и пр.

Они могут быть внешними и фактически выполнять функцию онлайн-кассы, то есть помимо сохранения и шифрования платежных документов, отправляют их электронные версии оператору фискальных данных (ОФД). Многие модели, при условии подключения к управляющему компьютеру или другому мобильному девайсу, способны формировать и печатать кассовые чеки. Собственно, именно этот аппарат и обозначается понятием «фискальный регистратор». Как и любая ККТ, он относится к четвертой группе имущества при расчете амортизации. Следовательно, фискальный регистратор имеет срок полезного использования от 5 до 7 лет.

Аналогичный ему прибор, встроенный в кассовый аппарат, — фискальный накопитель. Он может только запоминать и передавать данные о проведенных расчетах. Это его основная задача и дополнительных функций он лишен. За формирование и печать чеков, работу с товарной базой и интеграцию с периферийным оборудованием отвечают другие комплектующие онлайн-кассы.

Некоторые начинающие предприниматели ошибочно полагают, что ФН и ФР ничем не отличаются. На самом деле это не так. Модуль накопления предназначен только для фиксации платежной информации. Он может быть установлен в онлайн-кассу или внешний ФР.

Без основной комплектующей онлайн-кассы деятельность большинства ИП сегодня противоречит закону. Поэтому важно правильно выбрать и своевременно заменить эту составную часть онлайн-ККМ или фискального регистратора, т. к. она имеет ограниченный период полезного использования.

Выбор ФН для фискального регистратора с учетом срока полезного использования

Функциональные особенности и технические характеристики этих модулей, используемых в ККТ, определены на уровне стандартов, установленных регистрирующим органом (ФНС). В реестре налоговой находится 14 разных приборов. Различия между их отдельными видами существенны. По законодательно установленным нормам любой из предложенных накопителей имеет свой срок службы, равный 13, 15 или 36 месяцам. Представители частного бизнеса должны это учитывать перед приобретением и установкой его на свою онлайн-ККТ.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Система налогообложения и вид деятельности хозяйствующего субъекта

В соответствии с п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ модули памяти с максимальным сроком эксплуатации должны приобретать предприниматели, применяющие в своей деятельности упрощённую, патентную систему налогообложения, уплачивающие единый вменённый налог или единый сельхозналог.

Читать еще:  Гос регистрация физ лица в качестве ИП

Исключение сделано для ИП, которые:

  • занимаются продажей алкоголя, табака и иной подакцизной продукции, а также сезонных товаров;
  • являются платёжными агентами, субагентами;
  • работают в труднодоступных, отдалённых местностях и используют ККМ, не передающие информацию о фискальных операциях в онлайн-режиме через ОФД;
  • совмещают две системы уплаты налогов, в случаях, когда это предусмотрено законом. Например, нельзя совмещать упрощёнку с общей системой налогообложения.

Обратите внимание! Все ИП и компании, подпадающие под эти категории, имеют возможность по своему выбору устанавливать такие приспособления действующие 13, 15 или 36 месяцев. Если организации используют ОСНО, они наделены правом выбирать ФР с любым сроком действия.

Объём памяти и фактический срок службы

Многие ИП и руководители компаний, которые обязаны использовать онлайн-кассы или ФР думают, что чем больше срок полезного использования ФН для фискального регистратора, тем больше объём его памяти. На самом деле это не совсем так. Если, к примеру, вы решили приобрести модули не на 15, а на 36 месяцев, то их память будет фактически одинаковой. Но по сравнению с памятью устройства на 13 месяцев, она выше примерно на 50 %.

Фискальная память, рассчитанная на 15 месяцев, не имеет отдельного статуса. Она относится к линейке ФН, работающих в течение 13 месяцев. Но производители этих устройств, в результате их усовершенствования и увеличения общей памяти, позволили представителям частного бизнеса делать выбор в пользу приобретения накопителя данных на 15 месяцев.

Если нормативные акты не обязывают ИП приобретать устройства с максимальным временным периодом действия, то с целью экономии можно остановить свой выбор на приборах с 15-месячным периодом действия.

Если же представитель бизнеса обязан приобретать модуль, работающий на протяжении трёх лет, но решил в целях экономии заменить его на вариант с более низким периодом эксплуатации, то его ждут серьёзные неприятности в виде административного штрафа и временной приостановки деятельности со стороны налоговых органов.

Предоставляемый вместе с онлайн-ККМ ключ фискального признака начинает действовать не после регистрации онлайн-кассы в налоговых органах, а после фискализации накопителя.

Все, что нужно знать об эксплуатации ККТ

Контрольно-кассовая техника требует к себе повышенного внимания, как со стороны предпринимателей, так и со стороны проверяющих органов. Сегодня рынок подобной продукции изобилует разнообразием. Однако необходимо помнить, что не все аппараты можно свободно применять в работе. Подробности выяснил «Московский бухгалтер».

Организации и предприниматели, которые осуществляют наличные расчеты с клиентами, по закону обязаны при совершении денежных операций применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности (БСО). Как и любая норма, установленная государством, использование ККТ должно соответствовать ряду правил.

В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты имеют следующую классификацию: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Также следует помнить, что не все кассовые аппараты, которые можно сегодня купить, официально одобрены государством. За использование технических средств кассового контроля не надлежащего образца, то есть тех, которые не вошли в Государственный реестр подобной техники, налагается штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях.

Все кассовые аппараты, которые официально разрешается применять в работе, предварительно проходят специальную процедуру, рассказывает начальник отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по промышленности Анатолий Сурков:

— При включении сведений о моделях ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ использует материалы экспертиз, подтверждающие соответствие моделей кассового оборудования установленным техническим требованиям к кассовым машинам для конкретных сфер их применения.

Полный перечень кассовых аппаратов, разрешенных для использования, в свободном доступе можно найти на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Последними обновлениями госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».

Обновленные требования

Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдвигает три основных требования к подобному оборудованию. Во-первых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Во-вторых, ККМ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. В-третьих, аппарат должен иметь фискальную (контрольную) память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Расширенный список правил использования кассового оборудования изложен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же документе прописана процедура регистрации такого оборудования в налоговой инспекции.

Надо отметить, что с апреля этого года, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152, несколько изменилась форма бланка, который заполняется при постановке ККМ на учет. К примеру, теперь нет необходимости указывать данные о номерах расчетного, текущего и других счетов компании, в том числе и о том, в каких банках и когда они открыты. Также при оформлении регистрации не придется перечислять все имеющиеся у фирмы филиалы с указанием адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, совсем не обязательно заполнять бланк от лица головного офиса: теперь это сможет сделать и представитель подразделения. Достаточно в первой строке бланка указать все реквизиты основной организации и филиала, а во второй — фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя подразделения.

К заявлению также должны прилагаться: паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания (ЦТО). На то, чтобы налоговики внесли кассовый аппарат в книгу учета контрольно-кассовой техники, отводится пять рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов. После этого инспекторы должны выдать представителю компании карточку регистрации и внести в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.

Кстати, по новым правилам, чиновники больше не обязаны заблаговременно извещать предпринимателей об окончании срока использования их кассового оборудования. Налоговики теперь лишь ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а фирмам предписывается самим следить за тем, чтобы не был превышен лимит эксплуатации оборудования. По окончании указанного времени инспекторы должны снять кассовое оборудование с учета. Раньше чиновники предупреждали о конце срока амортизации кассовой машины за 30 дней, теперь они сообщают об этом не позднее дня, следующего за днем истечения «срока годности», то есть постфактум.

Немного проще дело обстоит с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассовой техники. Заявление, которое подается в налоговую, составляется в произвольной форме, к нему прилагается паспорт ККТ и регистрационная карточка. Когда оформляется перерегистрация, инспекторы должны проставить все необходимые отметки за пять рабочих дней и по истечении этого времени вернуть бумаги представителю компании. Если речь идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка фирме уже не возвращается.

Устраняем неполадки

Если в ходе проверки инспектор обнаружит нарушение в эксплуатации кассовой машины, он составит по данному факту соответствующий акт. В случае, если в компании в настоящий момент присутствует должностное лицо, проверяющий оформит также и протокол. В этих документах будет прописаны меры, которые должна предпринять провинившаяся компания. Далее представитель фирмы обязан явиться в налоговую для подписания протокола. Если в обозначенный срок он не придет, у инспекции будет повод для административного расследования и розыска. В общей сложности добиваться подписания этого документа можно не более двух месяцев. По истечении этого срока дело автоматически закрывается. Однако не стоит уповать, что вам простят выявленные оплошности: инспекторы возьмут компанию на заметку и будут применять другие методы воздействия. К примеру, сообщат о нарушении в торговый отдел местной администрации, который может просто не продлить разрешающие документы на право ведения торговой деятельности

Избегаем нарушений

При осуществлении денежных операций компаниям следует помнить, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники является грубым нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 6, в котором предусмотрена административная ответственность за неприменение ККМ. Если аппарат есть, но он не зарегистрирован в инспекции, это приравнивается к его отсутствию. То же самое касается предпринимателей, использующих кассовую технику, не включенную в Государственный реестр. Штрафы грозят и тем фирмам, которые эксплуатируют ККТ без фискальной памяти. Если у кассы отсутствует пломба ЦТО или на ней видны повреждения, свидетельствующие о том, что, вероятно, кто-то имел доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, которая меньше уплаченной покупателем, то за все эти нарушения компания отдаст от 30 000 до 40 000 рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассовом аппарате, который не подходит хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов, грозит денежное взыскание в размере от 3000 до 4000 рублей.

Штраф за одно нарушение налагается единожды. Пример приводит Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:

— Если кассир не пробил чек, он нарушил правила работы с наличностью и не применил ККТ. При этом инспекторы могут попытаться суммировать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается двумя и более статьями Кодекса, то накладывается только один штраф — тот, который больше.

Для того чтобы не бояться проверок налоговой инспекции, отслеживающих корректную работу кассовых аппаратов, и избежать неприятных последствий — достаточно всего лишь внимательно отнестись к соблюдению всех норм, предусмотренных законодательством в части применения ККМ.

Срок эксплуатации ККМ

Касса прослужит дольше

Сегодня разрешенный срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет от пяти до семи лет. После окончания этого срока использовать кассы запрещено, и предпринимателям приходится покупать новые аппараты. Чтобы предприниматели и компании не несли дополнительных расходов, предложено изменить сроки. Согласно законопроекту срок разрешенного использования контрольно-кассовой техники составит 10 лет.

«Сейчас срок использования ККТ определяется нормативным сроком ее амортизации. Согласно норме закона, кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет включительно. Стоимость замены ККТ обходится в сумму от 20 000 рублей, если рассматривать самые простые модели. Более продвинутые, к примеру, поддерживающие систему сканирования штрих-кодов, связь с компьютером, обойдутся дороже. Затраты складываются из стоимости самой ККТ, регистрации ее в налоговой инспекции, снятия с учета старого аппарата. Также, снимая старый ККТ с учета, налоговые органы, как правило, берут на проверку кассовые документы, что тоже влечет за собой дополнительную работу и излишние переживания. Продление срока использования станет пусть и небольшим, но плюсом для бизнеса, так как срок фактически разрешенного использования увеличится с семи лет до десяти лет. Менять ККТ можно будет реже. Отдельно нужно сказать о том, что сейчас раз в год компании обязаны менять ЭЛКЗ — средство фискальной защиты от манипуляций с кассой, направленных на сокрытие торговой выручки. Стоимость замены ЭЛКЗ составляет 8 тысяч рублей. Также должен быть обязательно заключен договор с ЦТО (Центром технического обслуживания), которому нужно платить около трех тысяч рублей в квартал. Для малого бизнеса было бы плюсом, если бы была возможность сократить расходы. К примеру, замену ЭЛКЗ сделать реже или же удешевить эту процедуру, а договор ЦТО сделать необязательным требованием», — рассказал руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин.

Читать еще:  Пособие по уходу за ребенком для ИП

Эксперты также обращают внимание на сложные моменты применения закона о ККТ. «Сейчас закон не содержит прямого запрета на использование кассового аппарата, нормативный срок использования которого истек, но сам аппарат при этом не исключен из реестра контрольно-кассовой техники. Основной показатель для кассовых аппаратов — именно нахождение конкретной модели в реестре. Так, если модель была исключена из реестра, но срок нормативного использования конкретного кассового аппарата не истек, его можно продолжать эксплуатировать, но не более семи лет. Если же модель все еще есть в реестре, то до выхода аппарата из строя или исключения его из реестра. Стоимость самих кассовых аппаратов составляет от 5 (переносные модели) до 20-30 тысяч рублей, настройка и регистрация в налоговых органах могут осуществляться как самостоятельно, так и за отдельную плату. Эту финансовую нагрузку нельзя считать существенной. Если законопроект будет принят, хозяйствующие субъекты смогут производить замену контрольно-кассовой техники реже, раз в 10 лет. Если же производитель установил меньший срок службы аппарата, то замену нужно производить в соответствии с ним. Это изменение пойдет на пользу тем компаниям, которые используют кассовые аппараты в больших количествах, в первую очередь магазинам», — сообщила старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Валентина Чистякова.

Уменьшился нормативный срок службы контрольно-кассовых аппаратов

Вопрос: На 1 мая в учете торговой организации в составе ОС числятся контрольно-кассовые аппараты (шифр 47101, нормативный срок службы (НСС) — 6 лет). Постановлением N 9 для позиции с шифром 47101 НСС уменьшен до 4 лет . Вправе ли организации в связи с этим в течение 2017 года уменьшить НСС числящихся в учете контрольно-кассовых аппаратов?

Ответ: В отношении контрольно-кассовых аппаратов, числящихся в учете на 1 мая, организация в течение 2017 года не может уменьшить в связи со вступлением в силу Постановления N 9 установленный ранее НСС. Она вправе пересмотреть НСС не ранее 1 января 2018 г.

Обоснование: С 1 мая текущего года Постановлением N 9 для позиции «Аппараты контрольно-кассовые, кассовые суммирующие аппараты и системы» (шифр 47101) НСС уменьшен с 6 до 4 лет .

Организации вправе по объектам, числившимся в составе ОС до 1 мая 2017 г., использовать НСС, установленные Постановлением N 9, или НСС, действовавшие до вступления в силу Постановления N 9 .

Организация в ряде случаев вправе пересмотреть НСС числящихся в составе ОС объектов . Так, НСС может быть пересмотрен с начала отчетного года, если это предусмотрено учетной политикой организации.

Таким образом, организация не вправе в течение 2017 года уменьшить НСС числящихся в учете контрольно-кассовых аппаратов в связи со вступлением в силу Постановления N 9. Если ее учетной политикой предусмотрена возможность пересмотра НСС, она может это сделать с 1 января 2018 г. Аналогичный вывод содержится в разъяснении Минэкономики, размещенном на его официальном сайте.

Срок службы ККТ

Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый «агрегат» в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее — Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

  • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
  • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб.

Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее — Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

  • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
  • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

По Реестру

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно — Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе «RECOVER-K».

Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя «забракованную» модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на «одобренную» Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, «затеряется» в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать «негодную» кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Правила и исключения

Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее — в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Читать еще:  Приходные и расходные кассовые операции отражают движение

Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

  • реорганизация;
  • регистрация организации предпринимателем, на которого ранее была зарегистрирована кассовая машина;
  • регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве ИП была ранее прекращена.

Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.

Популярные публикации:

Нарушение закона солдатами. Дезертирство – Срок давности 26.11.03 отправить другу в избранное закладки Нет, наверное,…

Каков срок давности привлечения по статье 116 УК РФ после перенесения ее в КоАП? Исходим…

Статья 192 ГК РФ. Окончание срока, определенного периодом времени 1. Срок, исчисляемый годами, истекает в…

Сколько хранятся данные по исполнительному производству?Здравствуйте Алексей !Согласно с Порядку создания и ведения банка данных…

Всем владельцам частных домов, квартир и ЧП постоянно приходится оплачивать квитанции за расходуемую электроэнергию. Основанием…

Срок эксплуатации кассовых аппаратов

Но тогда при расчетах с клиентами необходимо выдавать бланки строгой отчётности (БСО), которые выдаются всем клиентам, оплачивающим услуги (по факту каждой «покупки»). Список услуг населению приведён в классификаторе ОКУН.

Индивидуальный предприниматель зарегистрировал 17 июня 2010 года одну контрольно-кассовую машину модели ЭКР 2102К, которая включена в Государственный реестр для эксплуатации на территории РФ. Ранее зарегистрированная ИП для наличных денежных расчетов ККТ модели «Меркурий-115Ф» (версия 03) 2003 года выпуска исключена из Государственного реестра ККТ.

Налогового кодекса РФ). Если кассовый аппарат – основное средство Возможно, ваша организация приобрела дорогостоящую модель ККТ, которая отвечает всем критериям для признания ее основным средством. Такая ситуация наиболее вероятна для предыдущих периодов (до 2016 года), когда порог для включения объекта в состав амортизируемого имущества составлял 40 000 руб.

Онлайн-кассы и фискальный накопитель: срок эксплуатации

Накопители бывают разного объема — на 13, 15 или 36 месяцев. Для торговых точек, которые продают алкоголь, срок действия накопителя — 410 дней. Когда срок заканчивается, накопитель нужно заменить на новый, а старый — утилизировать. Если магазин выбивает много чеков, память может закониться раньше.

Оформите подписку, чтобы первыми узнавать об изменении в законодательстве, быть в курсе региональных новостей, принимать участие в акциях и семинарах. Если модель ККМ исключена из Госреестра, ее можно продолжать использовать с учетом срока амортизации, который в данном случае — 7 лет. Причем, использовать до 7 лет кассовый аппарат можно независимо от его первоначальной стоимости.

Кассовые аппараты — срок эксплуатации

К БСО относятся: квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и др. документы, приравненные к кассовым чекам. Если для вашего вида услуг законом не предусмотрена стандартная форма БСО, то вы можете разработать её самостоятельно с учётом присутствия необходимых реквизитов. Порядок заполнения, учёта и хранения БСО регламентирован Постановлением Правительства РФ №359 от 06.05.2008.

Со временем кассовая техника устаревает и требует замены. Разобрались, можно ли списать кассовый аппарат, кому это нужно и как происходит процедура списания и утилизации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр.

Сведения об ОФД, с которым вы начали сотрудничество, нужно будет прописать в настройках кассы и указать при ее регистрации. Стоит отметить, что после подключения онлайн-кассы вам не придется совершать каких-либо действий для передачи фискальных данных. Это будет происходить автоматически.

Орион 100К версия 01 Общество с ограниченной ответственностью «Орион Юта Трейд» (ООО «Орион Юта Трейд»). 23 января 2007 года, Постановление Правительства Российской Федерации N 39; 6 марта 2007 года, Приказ Роспрома N 105; 16 июля 2007 года, Приказ Роспрома N 299; 1 июня 2010 года, Приказ Минпромторга России N 463. Элвес Микро К версия 01 Общество с ограниченной ответственностью «НТЦ «Измеритель» (ООО «НТЦ «Измеритель»).

Приказ Минпромторга РФ N 1270. Штрих Light ПТК Общество с ограниченной ответственностью «НТЦ «Измеритель» (ООО «НТЦ «Измеритель»). 21 сентября 2011 года, Приказ Минпромторга РФ N 1270. Штрих Light ФРК Общество с ограниченной ответственностью «НТЦ «Измеритель» (ООО «НТЦ «Измеритель»).

Условия признания кассового аппарата в качестве ОС в бухгалтерском и налоговом учете Для признания кассового аппарата в составе основных средств в бухгалтерском учете, необходимо, чтобы такой кассовый аппарат:

  • был предназначен для использования в основной или управленческой деятельности
  • был предназначен для использования в течение длительного (более 12 месяцев) промежутка времени
  • был способен приносить пользу (экономическую выгоду)
  • организация не планировала продавать его в будущем.

Кассы относятся к четвертой группе амортизации. Это значит, что срок полезного использования кассового аппарата — свыше семи лет. Раньше кассовый аппарат подлежал замене каждые 5–7 лет. В 2015 году вышел новый закон, по которому контрольно-кассовую технику меняют на новую через 7–10 лет после начала работы.

Законопроект о продлении срока амортизации ккт до 10 лет вступил в силу.

В этом случае предприниматели по требованию покупателя (клиента) вместо чека ККМ должны выдавать документ, подтверждающий прием наличных денег за соответствующий товар (товарный чек, квитанция, БСО). Этот документ должен содержать следующие обязательные данные:

  • Наименование документа
  • Порядковый номер документа, дату его выдачи
  • Наименование организации (ФИО предпринимателя)
  • ИНН организации (предпринимателя)
  • Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров(выполненных работ, оказанных услуг). Нужен ли кассовый аппарат
  • Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или)с использованием платежной карты (в рублях)
  • Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись

Таким образом, с вступлением в силу новых требований федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» возможен вариант, когда старая модель ККТ, учтенная в составе амортизируемого имущества, станет непригодной для использования до истечения своего срока полезного использования.

Но есть исключения, и обязанность применять кассовый аппарат ложится не на всех, например, в сфере оказания услуг населению применение ККМ не обязательно, но при условии выдачи бланков БСО (это, своего рода, альтернатива кассовым чекам). Налогоплательщики, находящиеся на ЕНВД и патенте, могут тоже не использовать кассовый аппарат при выполнении одного условия. Все подробности ниже. Форум К началу страницы Перейти Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники Реестры К началу страницы Реестр контрольно-кассовой техники Перейти Сервис проверки изготовленных экземпляров контрольно-кассовой техники Реестр фискальных накопителей Перейти Сервис проверки изготовленных экземпляров фискальных накопителей Реестр экспертных организаций Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Срок службы кассового аппарата

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Индивидуальные предприниматели и организации на любой системе налогообложения, оказывающие услуги физическим лицам (населению), могут не применять ККМ.

Причем, использовать до 7 лет кассовый аппарат можно независимо от его первоначальной стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июня 2009 г. № 03-01-15/6-292.

Пунктом 19 Положения и пунктом 53 Административного регламента предусмотрено, что в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно.

Истечение срока эксплуатации ккт

Это отдельный блок, который необходимо подключить к компьютеру, планшету, другому устройству с установленным программным обеспечением (кассовая программа).
Элвес ФРК версия 01 Общество с ограниченной ответственностью «НТЦ «Измеритель» (ООО «НТЦ «Измеритель»). 23 января 2007 года, Постановление Правительства Российской Федерации N 39; 6 марта 2007 года, Приказ Роспрома N 105; 16 июля 2007 года, Приказ Роспрома N 299; 29 февраля 2008 года, Приказ Роспрома N 77.

В настоящее время нормативный срок амортизации моделей контрольно-кассовой техники составляет от пяти до семи лет включительно. Поправки в статью 3 Федерального закона от 22.05.03 года №54-ФЗ позволят использовать модели ККТ до истечения срока их амортизации, который установлен поставщиком ККТ, но не более 10 лет. Увеличение срока эксплуатации ККТ позволит сократить издержки хозяйствующих субъектов на ведение бизнеса, считают в комиссии. Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства. Отражение действий с кассовым аппаратом в бухгалтерском учете будет зависеть от того, признан ли был при введении в эксплуатацию кассовый аппарат основным средством или его учли в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, который увеличивает срок эксплуатации контрольно-кассовой техники.
Згідно з пунктом 1.5 Порядку доопрацювання електронних контрольно-касових апаратів, затвердженого рішенням Державної комісії з питань впровадження електронних систем і засобів контролю та управління товарним і грошовим обігом при Кабінеті Міністрів України від 30.11.99 р. №11, доопрацюванню підлягають тільки ті зразки ЕККА, строк служби яких, зазначений в експлуатаційній документації, ще не вичерпався.

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Вправе ли ИП в дальнейшем использовать ККМ модели «Меркурий-115Ф»? 09.02.2012журнал «РНК» В случае истечения нормативного срока амортизации модели ККТ, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. Использование при наличных денежных расчетах моделей ККТ, исключенных из Госреестра, неправомерно и недопустимо.
Контрольно-кассовую технику, у которой подошел к концу срок эксплуатации или которая просто неисправна и не подлежит ремонту, нельзя просто выбросить на свалку. Ее нужно утилизировать в соответствии с требованиями законодательства.

КТ Ввод ККТ в эксплуатацию 01 08 Начисление амортизации — ежемесячно, с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию 20,26,44 02 Стоимость услуг оператора фискальных данных (ОФД) — ежемесячно 20,26,44 76 (60) В составе расходов будущих периодов учитывать не рекомендуется Отражена стоимость кассовой программы (лицензии на право использования в течение 1 года) 97 60 Затраты по использованию кассовой программы ежемесячно 20,26,44 97 Амортизация кассового аппарата При учете кассового аппарата в составе ОС необходимо определить код по классификатору и амортизационную группу. Так, во время регистрации обязательно должен прилагаться договор с центром технического обслуживания об обслуживание данного ККМ. Поэтому многие покупатели контрольно-кассовых аппаратов сразу же вместе с оформлением покупки также оформляют и сервисное обслуживание этого аппарата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector