Списание кассового аппарата в бюджетном учете
Проведение утилизации кассовых аппаратов
Кассовые аппараты, которые больше не нужны предпринимателям по причине морального устаревания, выработки своего ресурса, изменений в требованиях к этой аппаратуре, нельзя просто вынести к мусорному баку или вывезти на свалку. Ведь такая аппаратура проходит номерную регистрацию в налоговой, кроме того, она содержит экологически опасные вещества. Поэтому утилизация должна происходить специально регламентированным законом порядком, нарушение которого чревато наказанием. Рассмотрим, как списывать и утилизировать контрольно-кассовую технику правильно.
Зачем утилизировать ККТ
У предпринимателей и организаций нет обязанности сохранять старые кассы, которые уже не используются. 5 лет нужно хранить только информацию с ее носителей, которая представляет интерес для налоговых органов (п. 1 ст. 4.1 Федерального Закона №54-ФЗ от 22 мая 2003 года).
Даже снятую с учета в налоговой кассовую технику нельзя выбрасывать бесконтрольно: Росприроднадзор относит ее к отходам, содержащим элементы 4 класса опасности. Такие отходы производства и потребления надо утилизировать по особым протоколам, что осуществляют специализирующиеся на этом компании.
Таким образом, задача владельца ненужного кассового аппарата – грамотно оформить списание и передачу его в руки профессионалов по утилизации.
Этапы оформления утилизации
Прежде чем передать кассовую технику по договору для утилизации, нужно пройти ряд последовательных процедур, отражающихся в соответствующей документации.
1 этап: списание кассовой техники
ККТ относится к основным средствам производства, ведь она напрямую используется в деятельности предпринимателя или организации. Поэтому отражать ее списание следует согласно Методическим указаниям по бухучету основных фондов, утвержденных Приказом Министерства финансов России №33н от 20 июля 1998 года. Они предполагают следующие шаги:
- Создание комиссии, принимающей решение о списании ОС путем выдачи заключения о том, что дальнейшему использованию ККТ не подлежит. Приказ об этом издает руководитель. Членами такой комиссии обычно являются:
- руководитель отдела;
- кассир, за которым закреплена утилизируемая касса;
- бухгалтер.
- Оформление акта о списании. Для этого предусмотрена специальная форма – ОС-4. В ней нужно в обязательном порядке указать:
- причину, по которой эксплуатировать кассовую технику более невозможно (моральный износ, нецелесообразность модернизации, неустранимая неисправность и т.п.);
- характеристики кассы, которую списывают (марка, инвентарный и заводской номер, время нахождения в эксплуатации, начальная и остаточная стоимость по балансу);
- подпись руководителя комиссии, ее членов;
- дату выдачи акта.
- Передача акта о списании в бухгалтерию для дальнейшего оформления утилизации.
2 этап: снятие кассы с налогового учета
Налоговики должны проверить, совпадает ли информация в памяти ККТ с данными кассового журнала. Поэтому нельзя пренебрегать процедурой снятия кассового аппарата с учета в органах ИНФС. Документы, которые нужно подготовить:
- заявление по стандартной форме (бланк можно получить в налоговой или скачать в Интернете);
- коды статистики (содержатся в учредительной документации фирмы или ИП);
- паспорт лица, подписавшего заявление;
- паспорта ККМ и ЭКЛЗ;
- договор с сервисным центром, где касса была на обслуживании;
- документы на помещение, где она была установлена (собственность или аренда).
ВНИМАНИЕ! Если снимается с учета касса с онлайн-накопителем, нужно прибавить еще отчет о его закрытии. Это не требуется, если ККТ необратимо сломана или похищена, что является поводом для снятия ее с учета.
Заявление нужно подписать и подать датой не позже рабочего дня, следующего за тем, когда решили снять прибор с учета (создали акт о списании). Работник налоговой, приняв заявление, поставит соответствующую отметку. Затем, рассмотрев заявление, налоговая выдаст документ о снятии техники с учета. На это отводится максимум 5 дней.
3 этап: заключение договора с утилизирующей компанией
В деталях кассовой аппаратуры содержатся как опасные, так и потенциально ценные элементы. Первые (тяжелые металлы, токсичные соединения) нужно обезвредить, а вторые (ценные металлы, цветмет) извлечь. Этим и занимаются специализированные фирмы.
Физлицу или ИП нужно обратиться в одну из таких компаний и заключить с ней договор, по которому:
- будет проведена экспертиза кассовой техники с подготовкой сопровождающей документации;
- техника будет вывезена и доставлена для утилизации по нужному адресу;
- проводится собственно утилизация – переработка цветных металлов, обезвреживание небезопасных элементов, захоронение их на специальном полигоне.
Бухгалтерский учет списания ККТ
Избавление от старой кассовой техники должно быть адекватно и корректно отражено в бухгалтерских документах. Сумма списания будет остаточной стоимостью ККТ, указанной в акте на списание. Демонтаж такого оборудования не требуется, поэтому дополнительных расходов, которые тоже надо списывать, не возникает.
ВАЖНО! Если остаточная стоимость не самортизирована полностью, ее можно учесть как оказывающую влияние на размер базы налога на прибыль (на момент подписания акта о списании этого ОС).
Проводки при этом будут выглядеть так:
- дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», кредит 01 «Собственные ОС» – списание первоначальной стоимости ККТ;
- дебет 02 «Амортизация ОС», кредит 01 – списание суммы начисленной амортизации;
- дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», кредит 01 – списание остаточной стоимости кассового аппарата.
Расходы на утилизацию кассовой техники можно учесть в составе материальных расходов в базе налога на прибыль, а также на УСН.
Налоговый учет списания «кассы»
С точки зрения налогообложения, ККТ – это основное средство. Затраты на его ликвидацию следует отнести к внереализационным расходам (пп.8 п.1 ст.265 НК РФ). Как правило, это остаточная стоимость плюс затраты по договору с утилизационной компанией.
НДС при этом не учитывается, ведь это не торговая операция (ст. 39, 146 НК РФ). А вот входной НДС, который соответствует остаточной стоимости, могут потребовать восстановить: ведь списанный кассовый аппарат уже не используется в производственной деятельности. Однако такое требование не является полностью правомерным, его успешно оспаривают: Налоговый Кодекс РФ не требует от предпринимателей восстанавливать входной НДС списываемых основных средств, амортизация которых не завершена.
Если списывается старая ККТ
Случается, что использовалась старая кассовая техника, образца до 2002 года, и вот пришел срок ее списания. Она уже не числится в налоговой как основное средство. В этом случае в 2002 переходном году остаточная стоимость будет отнесена на «затраты переходного периода», а бухгалтерский учет будет, как прежде, начислять амортизацию. Получится разница в налоговом и бухгалтерском учете.
При списании такой техники нужно признать эту разницу как постоянную величину (она будет равняться остаточной стоимости на момент списания). Такая разница влияет на налог на прибыль.
Получается двойная ситуация: по бухучету ККТ списывается только сейчас, а по налоговому учету – списана уже давно. Поэтому налог на прибыль нужно будет доначислять. Вот как будут выглядеть эти проводки в бухгалтерском учете:
- дебет 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68 «Налоговые обязательства и сборы», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – отражение постоянного налогового обязательства.
При этом в налоговом учете дополнительных отражений не требуется.
Как списать контрольно-кассовую технику – пошаговый процесс списание ККТ и образец приказа
У ККТ-устройства существует срок полезной эксплуатации, который устанавливается заводом-изготовителем и, соответственно, завершается по истечении конкретного периода времени.
Кредит (Кт) | ||||
МПЗ | ОС | МПЗ | ОС | |
Расходы на покупку кассовой техники и сопутствующие затраты на ее настройку, включая установку программного обеспечения. | 10 | 08 | 60 | |
Налог на добавленную стоимость (20% от цены купленной техники) | 19 | 60 | ||
Перенесение излишне уплаченного НДС на следующий налоговый период (зачет НДС) | 68 | 60 | ||
Общие затраты не введение кассы в эксплуатацию | 44 | 01 | 10 | 08 |
Расходы на покупку кассовой техники и сопутствующие затраты на ее настройку, включая установку программного обеспечения. | 60 | 51 |
Все, сказанное выше, относится только к организациям на любом налоговом режиме, так как индивидуальные предприниматели по закону освобождены от обязательного ведения бухгалтерского учета.
Из чего формируется первоначальная стоимость ККМ?
Изначальные затраты на приобретение техники включают не только цену самого оборудования. Сюда входят также и сопутствующие расходы:
- стоимость доставки онлайн-кассы;
- затраты на консультацию при покупке ККТ;
- оплата услуг дистрибьютора (при наличии посреднического соглашения);
- издержки, которые несет компания при приведении ККМ в пригодное для использования состояние.
В случае с онлайн-техникой, к последнему пункту относится покупка программного обеспечения и оплата услуг по его установке и настройке.
Учет ККТ в бухгалтерском учете: расходы и поступление денег
Выше мы рассмотрели все основные проводки, связанные с приобретением техники для автоматизации бизнеса. Теперь на примере кассы, включенной в состав ОС, более детально рассмотрим, как указывать каждую из возможных статей расходов:
- Цена приобретенного оборудования — Дт-08, Кт-60.
- Программное обеспечение и затраты на его наладку — Дт-08, Кт-60 — здесь бизнесмен тратит деньги на то, чтобы довести технику до состояния, пригодного к использованию.
- Сканер штрихкодов, весы и другие периферийные устройства, которые приобретаются отдельно от основного аппарата — Дт-10, Кт-60 — нельзя включать в состав ОС, так как их можно использовать совместно с другими аппаратами.
- Начисление амортизации — Дт-20, 25, 26, 44, Кт-02 — данный пункт учитывается каждый месяц (со следующего, после начала использования аппарата).
ККТ относится к 4-й группе амортизируемого имущества и имеет срок полезного действия от пяти до семи лет. Именно в этом диапазоне и должен устанавливаться период амортизации ККТ.
Мы уже говорили о возможной временной разнице в ситуациях, когда в бухучете устройство проводится как ОС, а в налоговом — в качестве МПЗ. Еще один способ решить данную проблему учета ККМ — дополнительные проводки:
- После ввода в эксплуатацию кассовой техники, в бухгалтерской отчетности формируется проводка, отражающая отложенное налоговое обязательство (ОНО) — Дт-68, Кт-77.
- Со следующего месяца начинает начисляться амортизация. К примеру, Дт-25, Кт-02, что и вызывает временную разницу.
- Так как ранее уже было оформлено ОНО, с этого же месяца можно начать его погашение — Дт-77, Кт-68.
Одна из основных статей расходов при эксплуатации онлайн-техники — фискальные накопители (ФН). В зависимости от вида деятельности компании и от клиентопотока, кому-то приходится их менять каждые несколько месяцев, а кому-то раз в несколько лет. Но в любом случае проводка ФН будет зависеть только от выбранного ранее метода учета ККТ.
Для оборудования, которое по документам является основным средством, замена ФН приравнивается к его модернизации, поэтому соответствующие записи выглядят следующим образом:
- Расходы на новый накопитель — Дт-10, Кт-60.
- Затраты на модернизацию (с учетом цены ФН и стоимости установки элемента) — Дт-08, Кт-10.
- В связи с заменой ФН будет увеличена и ценность самого актива. Это следует отразить в карточке ОС — Дт-01, Кт-08.
Для касс, которые относятся к МПЗ, проводки будут выглядеть немного иначе:
- Приобретение накопителя — Дт-10, Кт-60.
- Списание расходов на покупку ФН — Дт-22, 44, Кт-10.
Кроме вышеуказанных проводок, использование онлайн-оборудования подразумевает и учет полученных с его помощью денежных средств:
- Оплата банковской картой — Дт-57, Кт-90.
- Возврат денег — Дт-50, 57, Кт-76, 60.
- Получение наличности — Дт-50, Кт-90.
Если ведется аналитика продаж, то оплата товаров или услуг наличными средствами записывается как Дт-62, Кт-90.
Все иные расчеты, в том числе и выдача выигрышей, оплата аренды, передача денег физ.лицу за приобретенные у него товары или выполненные работы, отображаются как Дт-76, 60, Кт-50, 51.
Преимущества от использования ККМ при ведении бухгалтерского учета
Использование нового оборудования для автоматизации бизнеса не только добавило работы бухгалтерам, но и упразднило многие унифицированные отчетные документы. Теперь предприниматели могут отказаться от актов КМ-1 — КМ-9:
- КМ 1 — оформлялся после приведения к нулевым значениям суммирующих денежных счетчиков, а также при регистрации контрольных счетчиков.
- КМ 2 — должен был формироваться при снятии показаний со всех счетчиков перед отправкой кассового оборудования в ремонт и после возвращения техники на предприятие.
- КМ 3 — возврат денег покупателям (в том числе такая форма заполнялась при ошибочно пробитых чеках).
- КМ 4 — по данной форме необходимо было вести журнал кассира-операциониста. Сейчас применять его предприятия могут по собственному желанию, а предоставлять в контролирующие органы необязательно.
- КМ 5 — применялся для ведения журнала, в котором учитывались показания контрольных и суммирующих счетчиков на кассах, которые работали без операторов.
- КМ 6 — отчетный документ, в котором отображался суммарный доход за рабочую смену кассира, а также списывались данные со счетчиков.
- КМ 7 — в этом акте отображалась суммарная выручка предприятия, а также указывались значения, снятые со всех счетчиков.
- КМ 8 — в журнал, заполняемый по этой форме, вносились все вызовы технических специалистов, а также отображались проведенные ими работы.
- КМ 9 — данный акт формировался в момент внезапной проверки фактического количества наличных денег в кассе. Составлялся при участии налогового инспектора.
С введением нового оборудования некоторые отчеты, которых не было ранее, были добавлены. Ни у кассиров, ни у бухгалтеров от таких нововведений работы не добавилось: кассовый аппарат формирует всю необходимую документацию самостоятельно, оператору нужно лишь ввести соответствующие команды.
- Отчет о фискализации техники — формируется при регистрации оборудования.
- Отчет о внесении изменений в ранее введенные параметры, например, при смене фактического места использования ККТ.
- Отчеты об открытии и закрытии смены (второй документ пришел на смену ранее необходимому z-отчету).
- Чек коррекции — формируется при ошибках кассира или других внештатных ситуациях (непробитие чека, указание неправильной суммы и пр.).
- Отчет о закрытии фискального накопителя — необходим перед установкой нового ФН.
Как при использовании старого оборудования, так и с новыми онлайн-кассами, в конце рабочего дня бухгалтеры должны оформлять приходный ордер. Основанием для него, вместо z-отчета, является фискальный документ с указанной информацией о закрытии смены.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что обязательная установка новых ККТ была нацелена не только на усиление контроля за предпринимателями, но и способствовала упрощению их работы. Ведь с появлением онлайн-касс многие отчеты стали необязательными, а создание тех, которые остались нужны, занимает значительно меньше времени, чем при использовании устаревшего оборудования.
Учет онлайн-касс и фискальных накопителей
Бухгалтерский учет онлайн-касс и фискальных накопителей
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ с 01.07.2019 контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Исключение — случаи, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Контрольно-кассовая техника является основным средством (ОС) и учитывается на счете 101 04 «Машины и оборудование», поскольку онлайн-кассы являются материальными объектами:
- со сроком полезного использования более 12 месяцев;
- предназначенными для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения.
Срок полезного использования ККТ определяется согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).
Контрольно-кассовая техника имеет код ОКОФ 330.28.23.13.120 «Аппараты контрольно-кассовые», который относится к группе 330.28.23 ОКОФ «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» (рис. 1).
Рис. 1. ОКОФ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Группа 330.28.23 ОКОФ включена в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Срок полезного использования в учреждениях определяется по наибольшему сроку, установленному для амортизационных групп (п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Таким образом, срок полезного использования ККТ составляет 7 лет.
В первоначальной стоимости ОС учитываются также затраты на его доставку и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ККТ. Например, в зависимости от модели ККТ фискальный накопитель может входить в состав ККТ или приобретаться отдельно.
Эксплуатировать ККТ можно только в том случае, если она зарегистрирована в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе производится бесплатно.
Согласно пункту 4 статьи 4.1 «Требования к фискальному накопителю» Закона № 54-ФЗ:
Выдержка из документа
«Фискальный накопитель обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 30 календарных дней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, реквизитов следующих фискальных документов:
- отчет о регистрации;
- отчет об изменении параметров регистрации;
- отчет об открытии смены;
- кассовый чек (бланк строгой отчетности);
- кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции);
- отчет о закрытии смены;
- отчет о закрытии фискального накопителя;
- отчет о текущем состоянии расчетов;
- подтверждение оператора.
Реквизиты отчета о регистрации, отчета об изменении параметров регистрации, сформированного в связи с заменой фискального накопителя, и отчета о закрытии фискального накопителя должны храниться в фискальном накопителе в течение срока его эксплуатации и в течение пяти лет со дня окончания срока его эксплуатации.»
Таким образом, на законодательном уровне регламентировано хранение фискального накопителя в течение 5 лет со дня окончания срока его эксплуатации.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 5 «Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей» Закона № 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники обязаны:
- обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение 5 лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники;
- осуществлять замену фискального накопителя и материалов, требующих регулярной замены (расходных материалов).
Следует учитывать, что согласно пунктам 4, 14 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ в связи с установкой в контрольно-кассовую технику нового фискального накопителя должна проводиться перерегистрация этой контрольно-кассовой техники.
Фискальный накопитель как расходный материал необходимо учитывать как материальный запас на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».
Поскольку со дня окончания эксплуатации фискальный накопитель перестает быть активом, но согласно Закону № 54-ФЗ подлежит обязательному хранению, при замене выбывший из эксплуатации фискальный накопитель следует учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке, по стоимости: один фискальный накопитель — 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).
При замене расходных материалов стоимость основного средства не изменяется. Согласно последнему абзацу пункта 27 Инструкции № 157н:
Выдержка из документа
«Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), в случае когда в результате ремонта не созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств, подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.»
Учет онлайн-ККТ и фискальных накопителей в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Бухгалтерские записи по отражению в учете онлайн-кассы и фискального накопителя и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2, приведены в таблице.
Операции по принятию обязательств, в том числе денежных, по оплате договоров поставки онлайн-кассы и фискального накопителя и собственно их оплаты отражаются в обычном порядке, поэтому не включены в таблицу.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции 1–6 оформляются в обычном порядке.
Операция 7 отражается документом Поступление материалов (забалансовый учет), в котором следует выбрать счет 02.4 «МЗ, не признанные активом».
Счет 02.4 «МЗ, не признанные активом» применяется для учета материальных ценностей, принадлежащих учреждению, признанных неактивами, до момента принятия решения об их дальнейшей судьбе или, как в данном случае, до срока окончания их хранения в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 335 Инструкции № 157н в случае одностороннего оформления акта учреждением, как в данном случае, материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02 в условной оценке: один объект — один рубль. В документе следует указать количество принятых на хранение фискальных накопителей и соответствующую стоимость.
При проведении документа формируется запись по дебету забалансового счета 02.4 «МЗ, не признанные активом» без указания корреспондирующего счета.
Adblockdetector