Последовательность проведения проверки кассовых операций
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Последовательность проведения проверки кассовых операций

Как осуществляется аудит кассовых операций

Наличные средства, циркулирующие в организации, должны подвергаться постоянному учету. Одной из самых распространенных форм аудита, касающихся операций с наличными средствами, является проверка кассы и кассовых операций. Она проводится для того, чтобы удостоверить точность, всесторонность и истинность данных о проведении кассовых операций, которые предоставлялись в регулярной отчетности.

Рассмотрим подробнее задачи, которые ставятся перед кассовым аудитом, внесем ясность по поводу лиц и органов, имеющих право его проводить, а также проанализируем процедуру, предусмотренную законодательно, со всеми ее особенностями, тонкостями и «подводными камнями».

Ревизия, проверка, аудит

Контролировать движение наличности по кассе необходимо для того, чтобы у предпринимателя имелась реальная финансовая картина, корректно отраженная в финансовых и бухгалтерских документах.

Если в компании функционируют значительные средства, то тем самым увеличивается вероятность допущения ошибок, неточностей, некорректного отображения, а иногда и сознательных злоупотреблений недобросовестных сотрудников. Для этого и должна проводиться регулярная проверка кассовых операций, как правило, осуществляемая представителями самой организации (бухгалтером, кассиром и др).

Особенности ревизии

Ревизия кассы отличается от проверки своей комплексностью. Ревизия подразумевает контроль не какого-то отдельного элемента или применение одного метода, а особую процедуру, имеющую целью проверку всей кассовой системы организации. Она может проводиться как собственными силами, так и сторонними органами, по плану или внезапно.

Суть аудита кассы

Аудит кассовых операций позволяет дать ответ на вопрос, правильно ли ведется учет наличности в организации. Независимые специалисты по аудиту, привлеченные собственником организации, совершенно точно установят степень благонадежности ответственных за кассу сотрудников организации. Также процедура аудита обязательна для фирм, занимающихся определенными видами деятельности, например, продажей ценных бумаг.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Самое важное отличие аудита от остальных контролирующих процедур – отсутствие установки на поиск виновных лиц. Аудит имеет целью лишь констатировать наличие определенных нарушений в кассовых операциях и определить степень их существенности.

Кто вправе осуществлять кассовый аудит

Лица, которые могут быть уполномочены на контроль кассовых операций той или иной организации, могут быть как ее внутренними представителями, так и внешними специалистами. Осуществлять аудиторскую проверку кассовых операций могут:

  • представители внутреннего контроля самой организации (кассир, бухгалтер, специалист финансового отдела и др.);
  • уполномоченные специалисты из Росфиннадзора;
  • органы ФНС;
  • частные аудиторы;
  • сотрудники аудиторских фирм.

ВНИМАНИЕ! До недавнего времени право на аудиторскую проверку кассовых операций имели также кредитные организации (банки). Новый Порядок № 373-П упразднил их полномочия на осуществление подобных проверок.

Что проверяют в ходе аудита кассы

С документальной точки зрения, результат аудита позволяет оценить корректность заполнения формы № 1 из бухгалтерской отчетной документации, а именно поля 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты». В этом поле баланса учитываются фактически оставшиеся на конец отчетного периода финансы. Если цифра окажется очень высокой (существенной), это реальный повод для аудиторской проверки. Степень «существенности» рассчитывается по специальной методике.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудит кассовых операций в каждом текущем году может осуществляться только в отношении показателей предыдущего отчетного года.

Чтобы установить соответствие кассовых операций законодательным нормам, аудиторы проверяют:

  • соблюдение правил ведения операций с наличными денежными средствами;
  • корректность использования кассовых аппаратов;
  • соответствие остатков наличности в кассе законодательно установленным лимитам;
  • выдерживание предельных сумм для наличного расчета;
  • общие положения учетной политики организации относительно кассового учета;
  • доказательства правильного отражения в балансе сальдо по счету 50 «Касса»;
  • углубленный анализ источников финансовых поступлений и направлений их расхода в организации;
  • изучение первичной документации (кассовых ордеров, ведомостей и пр.) на противоречивость и правильность ведения;
  • проверка на возможность «отмывания» доходов и действия коррупционных схем (в рамках действия ФЗ № 115 от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации доходов…» и ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»).

Нюансы внутреннего кассового контроля

Для собственной информированности о корректности движения и фактических остатков наличности каждое юридическое лицо вправе разработать собственные положения процедуры внутреннего аудита по кассе. Обязательно прописать этот порядок во внутренних нормативных актах, указав существенные моменты:

  • сроки проведения ревизий по кассе;
  • лица (должности), которые уполномочены осуществлять проверку;
  • список кассовых документов, подлежащих контролю;
  • объекты аудита;
  • образцы документального оформления результатов ревизии;
  • ответственность за возможные выявленные расхождения и лица, ее несущие;
  • порядок внесения рекомендаций по устранению найденных нарушений.

К СВЕДЕНИЮ! Если кассовый учет на предприятии автоматизирован, то, помимо обычных проверок, следует произвести контроль корректности работы соответствующего программного обеспечения.

Итоги ревизии излагаются в проверочном акте. Если обнаруживается излишек или недостаток наличности, в акте нужно указать подробно обстоятельства, при которых их обнаружили, и привести точную сумму.

Аудит производит Росфиннадзор

Представители Росфиннадзора при проведении кассового аудита действуют в согласии с п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н.

В ходе ревизии или проверки кассовых операций Росфиннадзор (его территориальные подразделения) проводит комплекс действий, направленных на изучение документальной и фактической стороны кассовой дисциплины организации в конкретный период. Проверка может быть полной или выборочной, плановой или внеплановой. В ее ходе осуществляется:

  • анализ информации, полученной из финансовой, бухгалтерской, кассовой и другой отчетности;
  • осмотр;
  • инвентаризация;
  • пересчет и др. методы фактического контроля.

Срок проведения аудиторской проверки Росфиннадзором не может быть больше, чем 45 дней. Каждый раз он устанавливается индивидуально.

План проверки включает в себя различные действия, направленные на установление правильности проведения кассовых операций, а именно:

  • проверка отражения в договоре с кассиром его материальной ответственности;
  • наличие подписей об ознакомлении уполномоченных лиц с правилами ведения кассовых операций и материальной ответственности;
  • особенности хранения денег, чековых книжек, кассовой книги;
  • бумаги, касающиеся оформления денежных операций (прихода и выдачи);
  • вовремя ли и в полном ли объеме сдаются деньги в ОФК;
  • непревышение лимита по наличным расчетам и кассовому остатку;
  • отделение собственных средств от не принадлежащих данной организации (если таковые имеются на момент ревизии);
  • правильность ведения реестра депонированных сумм и контроль сдачи их в банк вовремя;
  • корректность ведения накопительных ведомостей;
  • истинность бумаг, содержащих основания для списания кассовых расходов;
  • изучение документов, имеющих отношения к кассовым операциям (кассовой книги, балансовой документации, финансовой отчетности, чековых книжек, журналов регистрации приходных и расходных ордеров, инвентаризационных описей, ведомостей и др.).

Результат проверки оформляется актом. Обнаруженная недостача взыскивается с материально ответственного лица, излишки подлежат оприходованию. Также необходимо потребовать у кассира письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и оценить его убедительность.

Проверку осуществляют налоговики

Налоговые органы в рамках кассового аудита сосредотачиваются на проверке использования контрольно-кассовой техники, при этом опираясь на положения п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», п. 5.1.7 Положения «О Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ» от 30 сентября 2004 г. № 506.

Налоговые органы стараются проверить полноту и достоверность учета денежной выручки, для чего изучают документацию, имеющую отношение к ККТ: ее покупке, регистрации, эксплуатации.

ВНИМАНИЕ! Если предприятию разрешено вместо ККТ применять бланки строгой отчетности, то проверке будут подвергаться документы, имеющие отношение к изготовлению, приемке, выдаче, хранению, инвентаризации и утилизации этих бланков.

Для осуществления проверки ревизоры сличают суммы наличного остатка в кассе с отраженными в документации (фискальном отчете, контрольной ленте ККТ или онлайн-отчетах, записях в журнале кассира-операциониста).

При установлении расхождений проверяющие стремятся выявить их причины путем взятия подробных письменных объяснений у ответственных лиц и анализа полученной в ходе проверки информации.

Срок проверки кассовых операций, производимой налоговыми органами, не может превышать 20 дней. Результат в обязательном порядке отражается в акте установленного образца.

Ответственность за нарушения, выявленные в ходе кассового аудита

В ходе проверки аудитор может установить ряд нарушений, имеющих место при проведении кассовых операций, и степень их существенности, отражающей аудиторский риск (уверенность проверяющего в собственных выводах). Типичные недочеты, которые могут быть выявлены аудиторской проверкой, могут относиться к нескольким сферам кассовых операций.

Общие документальные несоответствия:

  • неправильное заполнение унифицированных форм «первички»;
  • несоответствие документации правилам бухучета;
  • отсутствие необходимых реквизитов;
  • подделка или нехватка подписей на первичной документации.

Проблемы с хранением денежных средств:

  • недостаточное обеспечение сохранности при перемещении наличности в банк и из банка, при выдаче зарплаты и др.;
  • отсутствие сейфа, несгораемого шкафа для хранения остатков наличности;
  • несоблюдение правил хранения ключей от хранилищ для денег;
  • незаключение страхового полиса на кассу;
  • нарушение лимита по остаткам денежных средств на конкретные даты.

Нарушения, связанные с выручкой:

  • выручка не полностью оприходована;
  • наличность из кассы расходуется неправомерно;
  • расхождения записей в кассовой книге и в «первичке»;
  • подотчетные суммы закрыты некорректно.

Нарушения кассовой дисциплины:

  • недостаток первичной документации или ее отсутствие;
  • неправильное оформление кассовой документации;
  • неверное отражение в учетных регистрах операций по кассе;
  • математические ошибки в исчислении остатков и оборотов средств;
  • ошибочные корреспонденции счетов;
  • недостаток или излишек денежных средств в кассе;
  • неоприходование средств, поступивших в кассу;
  • неправомерное или излишнее списание кассовых средств;
  • присвоение, хищение денежных средств;
  • расчеты помимо кассы;
  • неправильность или несвоевременность регистрации ККТ.

Чем чреваты нарушения для виновных

Аудиторы, установившие в ходе проверки какое-либо нарушение, вправе возбудить дело об административном правонарушении. Срок для возбуждения такого дела – 2 месяца со дня установления его факта, а привлечение по такому делу может быть осуществлено в обычные сроки, предусмотренные административным правом.

Нерадивым работникам и предпринимателям придется отвечать по следующим требованиям административного законодательства (п. 1 ст. 15.1 и п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • нарушение правил операций с наличными денежными средствами, как и кассовой дисциплины, чревато штрафом: для должностных лиц – в размере 4-5 тыс. руб., для предприятий – 40-50 тыс. руб.;
  • за нарушения, связанные с работой ККТ, должностные лица могут быть оштрафованы на 3-4 тыс. руб., а организации – на 30-40 тыс. руб.

Аудит кассы и кассовых операций

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Достоверность ведения учета в компании необходимо периодически проверять. Но не всегда требуется такое трудоемкое мероприятие как комплексный аудит всей бухгалтерии. Нередко производится только проверка каких-либо отдельных важных участков. Работа с наличными деньгами, несомненно, относится к таким значимым разделам учета. Рассмотрим, как производится аудиторская проверка кассовых операций.

Цель и задачи аудита кассовых операций

Любой аудит — это проверка соответствия того или иного процесса установленным нормам. Аудит кассовых операций — не исключение. Но кроме того, необходимо учитывать специфику участка — работу с наличными деньгами.

Проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций решает следующие задачи:

контроль за сохранностью денег и других ценностей;

проверка оформления первички по работе с наличностью;

проверка учета кассовых операций;

контроль за использованием контрольно-кассовой техники (ККТ);

проверка соблюдения лимитов.

Проверка работы с наличностью может проводиться как специалистами самого предприятия, так и сотрудниками внешних компаний.

Обязательный аудит именно кассовых операций в общем случае законом не предусмотрен. Но если компания подпадает под общие критерии для обязательного аудита (ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), то проверяющие, конечно, не обойдут своим вниманием и кассовые документы.

Методы проверки кассовых операций

Т.к. речь идет о работе с ценностями, то в первую очередь необходимо провести их инвентаризацию. При анализе бухгалтерских документов применяются сплошной, выборочный или комбинированный методы.

Из-за важности данного участка аудит кассовых операций и денежных документов чаще всего производится путем сплошной проверки.

Но если объем работы очень большой, то может использоваться и комбинированный метод. В этом случае сплошь проверяются только отдельные периоды, например, те, по которым имеется информация о возможных нарушениях.

Порядок проведения проверки

Любая проверка начинается с составления плана аудита. На этом этапе оценивается объем работы, выбираются применяемые методики и составляется блок-схема аудита.

Порядок проведения аудита кассы состоит из следующих этапов:

  1. Инвентаризация.
    Процедура проверки на этом этапе также включает контроль условий хранения ценностей. Здесь нужно отметить, что порядок хранения денег на каждом предприятии определяется руководителем. Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У не содержит общих требований к оборудованию кассы. Поэтому производится проверка соответствия кассового помещения внутренним регламентам организации.
  2. Проверка общих внутренних документов компании, регламентирующих работу с наличными.
    К ним относятся, например, правила хранения ценностей в кассе, упомянутые в предыдущем пункте. Также в организации обязательно должна быть должностная инструкция кассира и договор с ним, предусматривающий полную материальную ответственность.
  3. Проверка первички.
    Здесь контролируется соблюдение форм применяемых бланков и корректность их заполнения. На сегодня большинство форм первички организации могут разрабатывать сами. Но к кассовым документам это не относится — их нужно заполнять в строгом соответствии с указанием № 3210-У. ИП могут не придерживаться требований ЦБ РФ. Но на практике ИП часто все равно работают с наличностью на общих основаниях, т.к. это упрощает контроль за движением денег.
  4. Проверка бухучета.
    Все данные первички должны быть в точности перенесены на учетные регистры, а сальдо по счетам — соответствовать фактическому наличию средств в кассе. Также необходимо проверить и соблюдение лимита остатка денежных средств. Его предприятия рассчитывает самостоятельно, в соответствии с приложением к указанию № 3210-У. ИП имеют право не устанавливать лимит кассы.
Читать еще:  Куда оплачивается уставной капитал ООО?

Индивидуальные предприниматели могут накапливать денежные средства в кассе без ограничений (п. 2 Указания № 3210-У). Вместе с тем, если малое предприятие не воспользуется таким правом и установит лимит, то оно будет обязано его соблюдать (Письмо Банка России от 08.12.2014 № 29-1-1-6/9698).

  1. Проверка проведения инвентаризаций.
    Периодичность инвентаризаций кассы устанавливается руководителем предприятия и закрепляется в учетной политике или в отдельном положении. Также существуют и ситуации, когда инвентаризация обязательна: перед сдачей отчетности, при смене кассира и т.п. Следует проверить соблюдение периодичности, оформление актов (форма ИНВ-15) и отражение в учете выявленных отклонений.
  2. Если организация работает с населением, то нужно проверить порядок использования ККТ. Действующая редакция закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ («О применении ККТ…») предусматривает в течение 2017-2021 годов поэтапный переход на технику нового образца (онлайн-кассы). Сроки, начиная с которых необходимо применять онлайн-кассы, зависят от категории (организация или ИП), вида деятельности и налогового режима. Поэтому в рамках аудита нужно проследить за своевременностью обновления кассовой техники с учетом характеристик проверяемой компании.
  3. Иногда организации и предприниматели рассчитываются наличными деньгами и между собой. Тогда при аудите расчетных операций нужно проконтролировать, чтобы объемы оплаты наличными по одной сделке не превышали 100 тыс. руб.

Какие нарушения могут быть выявлены при проверке кассовых операций

По итогам ревизии составляют акт проверки кассовых операций, в котором могут быть отражены следующие нарушения:

Несоответствие между остатком ценностей в кассе и данными учета. Здесь важно отметить, что нарушением является не только недостача, но и излишек. Наличие «лишних» денег говорит о том, что часть приходных операций не подтверждена документально.

Отсутствие необходимых документов, регламентирующих кассовые операции в компании, например, должностной инструкции кассира или порядка проведения инвентаризаций.

Нарушение формы или порядка заполнения первичных документов. Это может быть, например, отсутствие подписей ответственных лиц. Также нужно отметить, что в кассовых документах не допускаются исправления, даже если они заверены.

Нарушение порядка применения ККТ.

Превышение установленных лимитов остатка в кассе или расчетов наличными.

Неверный перенос данных первички в учетные регистры.

Штрафы за кассовые нарушения предусмотрены ст. 15.1 КоАП РФ и составляют от 4 до 5 тыс. руб. для должностных лиц и от 40 до 50 тыс. руб. — для организаций.

Отдельно предусмотрены наказания за нарушения, связанные с применением ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ). Здесь установлены как фиксированные штрафы, так и санкции, привязанные к сумме расчета.

Максимально с должностного лица может быть взыскано 10 тыс. руб. или 50% от незаконного расчета, с организации — 40 тыс. руб. или 100% суммы расчета.

Как избежать проблем при работе с наличностью

Касса — это весьма сложный участок бухучета и для ее безошибочного ведения необходима работа профессионалов высокого уровня.

А если таких специалистов в компании нет, то логично воспользоваться услугами консалтинговой фирмы.

Передача кассовых операций на аутсорсинг появилась на российском рынке относительно недавно.

Как и любой другой вид аутсорсинга, она позволяет снизить расходы и повысить эффективность бизнеса.

В большинстве случаев передача на аутсорсинг отдельных разделов учета позволяет добиться существенной экономии. Поэтому, если грамотно обосновать выгоду для руководства компании, то оно примет предложение о такой форме ведения бухгалтерии.

Для принятия объективного решения уточните наши цены , а лучше — запросите развернутое коммерческое предложение.

В частности, кроме прямой экономии, передача учета в руки профессионалов приводит и к снижению налоговых рисков.

Как осуществляется аудит кассовых операций

Наличные средства, циркулирующие в организации, должны подвергаться постоянному учету. Одной из самых распространенных форм аудита, касающихся операций с наличными средствами, является проверка кассы и кассовых операций. Она проводится для того, чтобы удостоверить точность, всесторонность и истинность данных о проведении кассовых операций, которые предоставлялись в регулярной отчетности.

Рассмотрим подробнее задачи, которые ставятся перед кассовым аудитом, внесем ясность по поводу лиц и органов, имеющих право его проводить, а также проанализируем процедуру, предусмотренную законодательно, со всеми ее особенностями, тонкостями и «подводными камнями».

Ревизия, проверка, аудит

Контролировать движение наличности по кассе необходимо для того, чтобы у предпринимателя имелась реальная финансовая картина, корректно отраженная в финансовых и бухгалтерских документах.

Если в компании функционируют значительные средства, то тем самым увеличивается вероятность допущения ошибок, неточностей, некорректного отображения, а иногда и сознательных злоупотреблений недобросовестных сотрудников. Для этого и должна проводиться регулярная проверка кассовых операций, как правило, осуществляемая представителями самой организации (бухгалтером, кассиром и др).

Особенности ревизии

Ревизия кассы отличается от проверки своей комплексностью. Ревизия подразумевает контроль не какого-то отдельного элемента или применение одного метода, а особую процедуру, имеющую целью проверку всей кассовой системы организации. Она может проводиться как собственными силами, так и сторонними органами, по плану или внезапно.

Суть аудита кассы

Аудит кассовых операций позволяет дать ответ на вопрос, правильно ли ведется учет наличности в организации. Независимые специалисты по аудиту, привлеченные собственником организации, совершенно точно установят степень благонадежности ответственных за кассу сотрудников организации. Также процедура аудита обязательна для фирм, занимающихся определенными видами деятельности, например, продажей ценных бумаг.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Самое важное отличие аудита от остальных контролирующих процедур – отсутствие установки на поиск виновных лиц. Аудит имеет целью лишь констатировать наличие определенных нарушений в кассовых операциях и определить степень их существенности.

Кто вправе осуществлять кассовый аудит

Лица, которые могут быть уполномочены на контроль кассовых операций той или иной организации, могут быть как ее внутренними представителями, так и внешними специалистами. Осуществлять аудиторскую проверку кассовых операций могут:

  • представители внутреннего контроля самой организации (кассир, бухгалтер, специалист финансового отдела и др.);
  • уполномоченные специалисты из Росфиннадзора;
  • органы ФНС;
  • частные аудиторы;
  • сотрудники аудиторских фирм.

ВНИМАНИЕ! До недавнего времени право на аудиторскую проверку кассовых операций имели также кредитные организации (банки). Новый Порядок № 373-П упразднил их полномочия на осуществление подобных проверок.

Что проверяют в ходе аудита кассы

С документальной точки зрения, результат аудита позволяет оценить корректность заполнения формы № 1 из бухгалтерской отчетной документации, а именно поля 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты». В этом поле баланса учитываются фактически оставшиеся на конец отчетного периода финансы. Если цифра окажется очень высокой (существенной), это реальный повод для аудиторской проверки. Степень «существенности» рассчитывается по специальной методике.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудит кассовых операций в каждом текущем году может осуществляться только в отношении показателей предыдущего отчетного года.

Чтобы установить соответствие кассовых операций законодательным нормам, аудиторы проверяют:

  • соблюдение правил ведения операций с наличными денежными средствами;
  • корректность использования кассовых аппаратов;
  • соответствие остатков наличности в кассе законодательно установленным лимитам;
  • выдерживание предельных сумм для наличного расчета;
  • общие положения учетной политики организации относительно кассового учета;
  • доказательства правильного отражения в балансе сальдо по счету 50 «Касса»;
  • углубленный анализ источников финансовых поступлений и направлений их расхода в организации;
  • изучение первичной документации (кассовых ордеров, ведомостей и пр.) на противоречивость и правильность ведения;
  • проверка на возможность «отмывания» доходов и действия коррупционных схем (в рамках действия ФЗ № 115 от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации доходов…» и ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»).

Нюансы внутреннего кассового контроля

Для собственной информированности о корректности движения и фактических остатков наличности каждое юридическое лицо вправе разработать собственные положения процедуры внутреннего аудита по кассе. Обязательно прописать этот порядок во внутренних нормативных актах, указав существенные моменты:

  • сроки проведения ревизий по кассе;
  • лица (должности), которые уполномочены осуществлять проверку;
  • список кассовых документов, подлежащих контролю;
  • объекты аудита;
  • образцы документального оформления результатов ревизии;
  • ответственность за возможные выявленные расхождения и лица, ее несущие;
  • порядок внесения рекомендаций по устранению найденных нарушений.

К СВЕДЕНИЮ! Если кассовый учет на предприятии автоматизирован, то, помимо обычных проверок, следует произвести контроль корректности работы соответствующего программного обеспечения.

Итоги ревизии излагаются в проверочном акте. Если обнаруживается излишек или недостаток наличности, в акте нужно указать подробно обстоятельства, при которых их обнаружили, и привести точную сумму.

Аудит производит Росфиннадзор

Представители Росфиннадзора при проведении кассового аудита действуют в согласии с п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н.

В ходе ревизии или проверки кассовых операций Росфиннадзор (его территориальные подразделения) проводит комплекс действий, направленных на изучение документальной и фактической стороны кассовой дисциплины организации в конкретный период. Проверка может быть полной или выборочной, плановой или внеплановой. В ее ходе осуществляется:

  • анализ информации, полученной из финансовой, бухгалтерской, кассовой и другой отчетности;
  • осмотр;
  • инвентаризация;
  • пересчет и др. методы фактического контроля.

Срок проведения аудиторской проверки Росфиннадзором не может быть больше, чем 45 дней. Каждый раз он устанавливается индивидуально.

План проверки включает в себя различные действия, направленные на установление правильности проведения кассовых операций, а именно:

  • проверка отражения в договоре с кассиром его материальной ответственности;
  • наличие подписей об ознакомлении уполномоченных лиц с правилами ведения кассовых операций и материальной ответственности;
  • особенности хранения денег, чековых книжек, кассовой книги;
  • бумаги, касающиеся оформления денежных операций (прихода и выдачи);
  • вовремя ли и в полном ли объеме сдаются деньги в ОФК;
  • непревышение лимита по наличным расчетам и кассовому остатку;
  • отделение собственных средств от не принадлежащих данной организации (если таковые имеются на момент ревизии);
  • правильность ведения реестра депонированных сумм и контроль сдачи их в банк вовремя;
  • корректность ведения накопительных ведомостей;
  • истинность бумаг, содержащих основания для списания кассовых расходов;
  • изучение документов, имеющих отношения к кассовым операциям (кассовой книги, балансовой документации, финансовой отчетности, чековых книжек, журналов регистрации приходных и расходных ордеров, инвентаризационных описей, ведомостей и др.).

Результат проверки оформляется актом. Обнаруженная недостача взыскивается с материально ответственного лица, излишки подлежат оприходованию. Также необходимо потребовать у кассира письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и оценить его убедительность.

Проверку осуществляют налоговики

Налоговые органы в рамках кассового аудита сосредотачиваются на проверке использования контрольно-кассовой техники, при этом опираясь на положения п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», п. 5.1.7 Положения «О Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ» от 30 сентября 2004 г. № 506.

Налоговые органы стараются проверить полноту и достоверность учета денежной выручки, для чего изучают документацию, имеющую отношение к ККТ: ее покупке, регистрации, эксплуатации.

ВНИМАНИЕ! Если предприятию разрешено вместо ККТ применять бланки строгой отчетности, то проверке будут подвергаться документы, имеющие отношение к изготовлению, приемке, выдаче, хранению, инвентаризации и утилизации этих бланков.

Для осуществления проверки ревизоры сличают суммы наличного остатка в кассе с отраженными в документации (фискальном отчете, контрольной ленте ККТ или онлайн-отчетах, записях в журнале кассира-операциониста).

При установлении расхождений проверяющие стремятся выявить их причины путем взятия подробных письменных объяснений у ответственных лиц и анализа полученной в ходе проверки информации.

Срок проверки кассовых операций, производимой налоговыми органами, не может превышать 20 дней. Результат в обязательном порядке отражается в акте установленного образца.

Ответственность за нарушения, выявленные в ходе кассового аудита

В ходе проверки аудитор может установить ряд нарушений, имеющих место при проведении кассовых операций, и степень их существенности, отражающей аудиторский риск (уверенность проверяющего в собственных выводах). Типичные недочеты, которые могут быть выявлены аудиторской проверкой, могут относиться к нескольким сферам кассовых операций.

Общие документальные несоответствия:

  • неправильное заполнение унифицированных форм «первички»;
  • несоответствие документации правилам бухучета;
  • отсутствие необходимых реквизитов;
  • подделка или нехватка подписей на первичной документации.

Проблемы с хранением денежных средств:

  • недостаточное обеспечение сохранности при перемещении наличности в банк и из банка, при выдаче зарплаты и др.;
  • отсутствие сейфа, несгораемого шкафа для хранения остатков наличности;
  • несоблюдение правил хранения ключей от хранилищ для денег;
  • незаключение страхового полиса на кассу;
  • нарушение лимита по остаткам денежных средств на конкретные даты.

Нарушения, связанные с выручкой:

  • выручка не полностью оприходована;
  • наличность из кассы расходуется неправомерно;
  • расхождения записей в кассовой книге и в «первичке»;
  • подотчетные суммы закрыты некорректно.

Нарушения кассовой дисциплины:

  • недостаток первичной документации или ее отсутствие;
  • неправильное оформление кассовой документации;
  • неверное отражение в учетных регистрах операций по кассе;
  • математические ошибки в исчислении остатков и оборотов средств;
  • ошибочные корреспонденции счетов;
  • недостаток или излишек денежных средств в кассе;
  • неоприходование средств, поступивших в кассу;
  • неправомерное или излишнее списание кассовых средств;
  • присвоение, хищение денежных средств;
  • расчеты помимо кассы;
  • неправильность или несвоевременность регистрации ККТ.
Читать еще:  Как вести бухучет в ООО начинающему бухгалтеру?

Чем чреваты нарушения для виновных

Аудиторы, установившие в ходе проверки какое-либо нарушение, вправе возбудить дело об административном правонарушении. Срок для возбуждения такого дела – 2 месяца со дня установления его факта, а привлечение по такому делу может быть осуществлено в обычные сроки, предусмотренные административным правом.

Нерадивым работникам и предпринимателям придется отвечать по следующим требованиям административного законодательства (п. 1 ст. 15.1 и п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • нарушение правил операций с наличными денежными средствами, как и кассовой дисциплины, чревато штрафом: для должностных лиц – в размере 4-5 тыс. руб., для предприятий – 40-50 тыс. руб.;
  • за нарушения, связанные с работой ККТ, должностные лица могут быть оштрафованы на 3-4 тыс. руб., а организации – на 30-40 тыс. руб.

Методика проверки кассовых операций

Последовательность проверки кассовых операций организации следующая.

1. Определение цели и основных задач ревизии, подборка нормативных актов.

2. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и отчета о движении денежных средств по счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

3. Проверка организации материальной ответственности.

4. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства.

5. Выражение мнения и требование устранить экономическим объектом нарушения в учете.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств ревизор сопоставляет остатки по денежным счетам в главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи в регистрах учета сверяет с кассовой книгой и первичными документами.

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету с выделением в том числе:

• расчетов с юридическими лицами;

• расчетов с физическими лицами;

• поступлений денежных средств с применением контрольнокассовых машин или бланков строгой отчетности;

• сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;

• сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.

В отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).

Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

К счету 50 могут быть открыты субсчета 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса»; 50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 должны учитываться денежные средства в кассе организации. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию.

Субсчет 50-2 «Операционная касса» открывается для учета наличия и движения денежных средств организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов, в частности должны быть проведены организационная форма обработки данных, форма бухгалтерского учета, участки учета, функционирующие в системе КОД, передача данных, ведение обработки учетных данных (локально или с помощью сетей), обеспечение хранения данных и архивирования. Рекомендуется обращать внимание на частоту обновления программного обеспечения, возможность реагирования компьютерной системы на изменения законодательства, расширения ее функций, формирования бухгалтерского учета.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменному заключению руководителя и при условии заключения с ним договора.

Одним из источников получения информации являются результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой его сотрудниками. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 1 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счета 73 записи проводятся в корреспонденции со счетами учета денежных средств — на суммы внесенных платежей; счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на суммы удержаний из заработной платы.

Ревизору предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать ревизору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Упомянутый выше Порядок предусматривает обязанности руководителей организации:

• оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При этом хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается;

• обеспечить ведение одной кассовой книги;

• осуществлять прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

Организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от числа ККМ несколько операционных. Для каждого ККМ следует вести отдельную книгу кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную ККМ. Заметим, что фактическое число ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира- операциониста нужно обращать внимание на записи показателей счетчиков не только действующих машин, но и бездействующих, а также находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта.

Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организации. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками. Организация не имеет права накапливать в своей кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов. Организация имеет право хранить деньги сверх лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий не более трех рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, — до пяти дней), включая день получения денег в банке (п. 9 разд. 1 Порядка).

Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

За накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов предусмотрен штраф с организации в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности, а с ее руководителя — в 50-кратном размере МРОТ.

Пример 1. Организации установлен лимит остатка кассовых средств в размере 20 000 руб. Остаток на конец дня составил 23 486 руб.

Размер штрафных санкций составит

к организации 3486 · 3 = 10 458 руб.;

к руководителю 100 · 50 = 5000 руб.

Организации выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы отдельных подразделений, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе, в размерах и на сроки, определяемые руководителями.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, проводится в пределах сумм, выделенных на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и провести окончательный расчет по ним (п. 9 разд. 1 Порядка). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы (п. 6 Рекомендаций по осуществлению учреждениями банков соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Банком России 29 сентября 1994 г.).

Согласно π. 11 разд. 1 Порядка выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному авансу. Как показывает практика, в организациях допускается нарушение данного положения.

Пример 2. Задолженность за гражданином на 1 августа составила 7000 руб. Авансовый отчет представлен 6 августа на сумму 3520 руб., остаток задолженности составил 3480 руб.; 7 августа ему выдано еще 5000 руб.; 9 августа представлен авансовый отчет на сумму 7180 руб., остаток задолженности составил 1300 руб. В данном случае к организации могут быть применены штрафные санкции за неправильное ведение бухгалтерского учета (при условии, что не нарушены еще и сроки отчета по подотчетным суммам).

Нередко встречаются случаи, когда организацией допускается выплата наличных сумм другим юридическим лицам в размерах, превышающих установленный лимит.

Ревизор проверяет, применяются ли для оформления кассовых операций формы первичной учетной документации, разработанные министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти; имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты,

предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Следует обратить внимание на четкое оформление документов (наличие расписок получателей, погашение документов штампом «Оплачено» с указанием даты), отсутствие подчисток и исправлений (известны случаи повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году). Проверяются наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, в особенности исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации, неправомерным отнесением производственных затрат на себестоимость. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД ревизор должен обратить внимание в том числе на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации.

Заметим, что наличие системы КОД не освобождает организацию от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни. Однако проведение ревизором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если они совпадают с оригиналами.

Типичные недостатки. При ревизии операций с денежными средствами обнаруживаются следующие типичные недостатки.

1. Неполное оформление первичных документов (нет подписей директора, руководителя, главного бухгалтера, не указаны дата, номер документа, код организации и т.д.) (форма ИНВ-15).

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.).

3. Излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов.

4. Списание сумм без оснований и по подложным документам.

5. Искажение остатка на начало и конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах.

6. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета (форма КО-4 и КО-2).

Присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям.

7. Присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям.

8. Расчеты суммами наличных денег, превышающими предельную величину.

9. Расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, без регистрации их в налоговых органах.

10. Сверхлимитное накопление денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы по данному предприятию (организации).

11. Проведение ревизии кассы не назначенной приказом руководителя предприятия специальной комиссией.

12. Непроведение внезапных ревизий кассы в нарушение приказа руководителя предприятия на предприятии.

Читать еще:  Сколько стоит патент для ИП

13. Отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром.

14. Ведение кассовой книги не в установленном порядке.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы задачи ревизии кассы?

2. На кого возлагается ответственность за соблюдение кассовой дисциплины?

3. Кто устанавливает лимит остатка денежной наличности в кассе?

4. В каком нормативном документе предусмотрены положения кассовой дисциплины? Дайте им характеристику.

5. Каким способом проверяют кассовые операции?

6. В чем заключаются процедуры документальной проверки кассовых операций?

7. Каков порядок проведения инвентаризации наличия средства и других ценностей кассы?

Проверка кассовых операций

Проверка банковских операций

Проверка кассовых операций

Аудит операций по учету денежных средств

Тема 2.3.

Проверка (ревизия) кассы означает выполнение следующих операций:

— инвентаризация наличных денежных средств;

— проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в кассу;

— исследования правильности списания денежных средств на расходы.

Источники информации для проверки — документы, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал (книга) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации расчетно-платежных ведомостей, оправдательные документы к кассовым отчетам, авансовые отчеты. Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

— журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы);

— баланс предприятия (ф. № 1);

— отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках (ф. № 2);

— отчет о движении капитала (ф. № 3);

— отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

— другие регистры учета кассовых операций.

Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки:

1. Порядок ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета Директоров 22 сентября 1993 г. № 40).

2. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (Положение Банка России от 05.01.98 г. № 14-П).

3. Закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе организации для аудитора являются:

— отсутствие в организации налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

— отсутствие на предприятии приказа руководителя о периодичности проверок;

— наличие признаков формального проведения ревизий кассы;

— предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам, кроме главного бухгалтера и руководителя организации, не отраженное в распоряжениях руководителя;

— формальное проведение ревизии при смене кассира;

— отсутствие в штате организации должности кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;

— отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;

— отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организации, главного бухгалтера и кассира, поэтому аудитор должен опросить каждое

В результате опроса ответственных лиц могут не совпадать ответы. Например, кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о необходимости заключения договора о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения вответах, незнание положений по организации кассовой работы свидетельствуют, как правило, о слабых сторонах внутреннего контроля на предприятии.

Инвентаризация кассы проводится немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия недостачи денег в одних кассах за счет денежной наличности других касс. Одновременно кассир составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и несписанных денег не имеется.

Отчет визирует главный (старший) бухгалтер предприятия (фирмы). Начинается подсчет денег и других ценностей, находящихся в кассе. Сначала это делает кассир, потом аудитор. В период инвентаризации в кассе могут находиться частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и другие выплаты, а также различного рода временные надлежащим образом не оформленные расписки о получении взаимообразно работниками предприятия денег из кассы.

Выплаты по частично оплаченным платежным ведомостям аудитор принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. Расписки к зачету в наличный остаток приниматься не должны. Фактическое наличие денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляется с данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском учете. После этого аудитор оформляет результаты инвентаризации актом, который, кроме него, подписывают еще кассир и главный (старший) бухгалтер.

При ревизии кассы аудитору необходимо также выяснить:

— имеется ли обязательство кассира о материальной ответственности установленной формы, предусмотренной порядком ведения кассовых операций;

— соответствует ли помещение кассы нормальным условиям работы кассира, обеспечена ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка;

— не находится ли в кассе на отдельные даты денежная наличность, значительно превышающая установленные лимиты;

— проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты таких проверок.

При обнаружении недостач на значительные суммы или злоупотреблений следует потребовать отстранения кассира от должности и рекомендовать руководству предприятия передать дело следственным органам.

Проверяющий устанавливает соблюдение сроков обычных инвентаризаций, которые предусматривает руководитель предприятия, но не реже одного раза в квартал. Такая операция должна проводиться внезапно с участием представителя администрации.

Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств

Кассы предприятия и фирм принимают наличные деньги по приходным кассовым ордерам. Эти деньги могут поступать из банков, от работников в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Особое внимание следует обратить на полноту и своевременность денег, полученных по каждому чеку из банка. Некоторые допускают ошибку, когда просматривают только корешки чеков. Необходимо проверять также выписки банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Если на выписках есть следы подчисток, исправлений, а также при расхождении остатков, аудитор должен получить выписку в банке из текущего счета или расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии ревизуемой организации с данными выписки. В процессе проверки иногда выяснялось, что для сокрытия фактов присвоения наличных денег работники бухгалтерии исправляли шифры в выписках банка (шифр, соответствующий получению наличных денег, исправлялся на шифр, обозначающий безналичные расчеты), уничтожали корешки чеков, по которым были получены деньги, а на соответствующие суммы прилагали фиктивные платежные поручения. Необходимо тщательно проверять не только полноту оприходования сумм, полученных из банка, но и другие поступления: от родителей за содержание детей в детских учреждениях, квартирную плату и др.

Проверяя полноту и своевременность оприходования денег, полученных с расчетного счета в банке, аудитору следует применить метод взаимного контроля. При этом сравнивают суммы, отраженные в ведомости № 1 по Д 50 и суммы по журналу-ордеру № 2 по К 51. Эти суммы должны совпадать.

Действенным методом контроля является проверка книг регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, которые не должны вести кассиры предприятия. В результате этой проверки могут быть выявлены неоприходованные суммы. Неоприходование денег по кассе связано со списанием полученных сумм непосредственно на расходы или сокрытием приходных операций.

Правильность списания денег в расход

Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам.

Прежде всего, нужно знать, что наличные деньги выдаются из кассы фирмы только по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.).

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными.

Кассовые операции по списанию денег в расход изучают по документам, приложенным к кассовым отчетам за весь период, подлежащий проверке.

При аудите используют следующие формы учетной документации по кассовым операциям:

КО-1 —приходный кассовый ордер;

КО-2 —расходный кассовый ордер;

КО-3 —журнал регистрации приходных и расходных документов;

КО-4 —кассовая книга;

КО-5 —книга учета принятых и выданных кассиром денег;

Главная книга, балансы на соответствующие даты и др.

Необходимо обращать внимание на оформление кассовых документов:

—имеется ли подпись руководителя, разрешающая выдачу денег из кассы;

—имеется ли на каждом документе расписка получателя;

—погашаются ли кассовые документы (приходные —штампом «получено» и расходные —штампом «оплачено» с указанием даты);

—имеется ли доверенность на получение денег от других организаций.

В процессе проверки необходимо убедиться в документальной обоснованности записей в книге, которые должны подтверждаться правильно оформленными приходными и расходными ордерами или заменяющими их документами. Последние бухгалтерия обязана записывать в журнале регистрации ордеров, что делается не всегда. Отсутствие такого журнала создает возможность для злоупотреблений путем уничтожения кассовых ордеров. Таким образом, возникают неучтенные деньги.

Наиболее распространенной и опасной формой злоупотреблений является повторное списание сумм по кассе по одним и тем же документам. С целью выявления этого необходимо внимательно проверить полноту приложений к кассовым отчетам, а сами приложенные документы (ведомости, ордера) — наналичие подчисток, исправлений и т.д. Выборочным путем можно проверить, получал ли отдельный работник фактически указанную в ведомости сумму.

Аудитор должен тщательным образом проверить соблюдение в организации порядка ведения кассовых операций в соответствии с нормативными документами.

Аудитор должен удостовериться в следующем:

—обслуживается клиентура одним кассиром или несколькими;

—работает ли кассир только в проверяемом предприятии или совмещает свои обязанности с другими;

—имеется ли обязательство кассира о полной материальной ответственности и ознакомлен ли он с правилами ведения кассовых операций;

—имеется ли расписка об этом.

К сожалению, не во всех организациях кассовые помещения изолированы, некоторые не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны храниться в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должны находиться представители предприятия.

Аудиторам необходимо проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, проводилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассиром и есть ли на них расписка главного бухгалтера или его заместителя, имелись ли случаи подписи руководителем или главным бухгалтером незаполненных чеков и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.

Обращается внимание на записи в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы —заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.

Следует иметь в виду, что в кассовой работе не может быть неточностей и ошибок. Даже мелкий просчет в кассе приносит помимо материальных потерь моральный ущерб их допустившим. К большому сожалению, аудиторами выявляются многочисленные нарушения в кассовой работе: хранение денег в неисправных шкафах, которые по окончании работы не опечатываются, отсутствие охранной сигнализации, дубликатов к ключам от сейфов, всевозможные подчистки в кассовых книгах. Выявлены факты, когда к работе с ценностями на предприятиях допускались лица, находящиеся в родственных отношениях.

Ревизия кассовых операций предусматривает контроль:

1) злоупотреблений (включение в ведомости подставных лиц, завышение итоговых сумм к выдаче и др.) по оплате труда, особенно депонированной зарплате и при выдаче подотчетных сумм;

2) использования не по целевому назначению полученных из банка денег на зарплату, командировки и хозяйственные нужды и соответствие их остаткам лимита, установленного банком;

3) своевременной сдачи в банк остатков средств по невыданной заработной плате, выручке от реализации материальных ценностей за наличный расчет, путевок, других поступлений в кассу;

4) выдачи наличных денег посторонним лицам без доверенностей. При наличии таких факторов аудитор должен уточнить их причины, установить, по чьему распоряжению они были выданы и не скрываются ли за этим злоупотребления;

5) подписей в расходных кассовых документах, нет ли фактов подписей только одним руководителем или главным бухгалтером;

6) незаполненных чеков с подписями руководителя и главного бухгалтера и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения;

7) за хранением денежных чековых книжек, которые должны находиться в сейфе у главного бухгалтера;

8) наличия и подлинности на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег;

9) законности произведенных из кассы выплат денежных средств, списываемых на расходы без последующего представления отчетов по этим операциям;

10) аудитору необходимо выборочно проконтролировать итоги страниц кассовой книги и перенос сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;

11) аудитор сопоставляет балансовые данные по счету «Касса» с главной книгой, журналами-ордерами и кассовой книгой;

12) за правильностью корреспонденции счетов по кассовым документам;

13) за своевременностью депонирования невыплаченных сумм.

14) результаты ревизии кассы оформляются актом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector