Куда сдавать ЕНВД ИП если несколько точек?
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Куда сдавать ЕНВД ИП если несколько точек?

Куда сдавать ЕНВД ИП если несколько точек?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

ИП применяет ЕНВД, открывает новую торговую точку по другому адресу. Новый объект розничной торговли начнет работу 27.04.2019, он находится на территории, подведомственной той же налоговой, что и существующий. И на действующем и на вновь открываемом объекте работают наемные работники.
Какие документы нужно представить в налоговый орган? При сдаче налоговой декларации по ЕНВД нужно ли Раздел 2 заполнять по двум торговым точкам?
Обязан ли ИП применять кассовый аппарат?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
ИП при открытии нового магазина не подает указанное в п. 3 ст. 346.28 НК РФ заявление в налоговый орган, где он уже состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД, данные, служащие для исчисления ЕНВД по новой точке будут отражены в подаваемой налоговой декларации – включены в отдельный Раздел 2.
ИП, у которого есть наемные сотрудники, обязан применять ККТ при расчетах в каждом из объектов розничной торговли.

Обоснование позиции:

ЕНВД

На основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП), изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:
– по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем п. 2 ст. 346.28 НК РФ);
– по месту жительства ИП – по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп.пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
То есть ИП, осуществляющий розничную торговлю через магазины (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) и пожелавший применять систему налогообложения в виде ЕНВД, должен встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности (месту расположения магазинов). Для этого необходимо в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД подать в налоговый орган соответствующее заявление (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
При этом абзац четвертый п. 2 ст. 346.28 НК РФ уточняет, что если он осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения, где действуют несколько налоговых органов, то ставится на учет в качестве плательщика ЕНВД в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место ведения предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД.
Иным образом ситуация с открытием нового объекта розничной торговли в том же муниципальном образовании НК РФ не пояснена.
Регулятор сообщает: в случае открытия налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли, в муниципальном образовании по месту его постановки на налоговый учет в качестве налогоплательщика ЕНВД новых торговых мест заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту их нахождения подавать не следует (письма Минфина России от 16.08.2012 N 03-11-06/3/60, от 16.10.2014 N 03-11-06/3/52084).
Подтверждением допустимости этого может служить определение ВС РФ от 31.03.2016 N 303-КГ16-1788, в ходе рассмотрения которого арбитры пришли к выводу, что при открытии нового объекта торговли в муниципальном образовании, в котором налогоплательщик уже осуществляет этот же вид деятельности, повторная постановка на учет налогоплательщика по данному виду деятельности в налоговых органах этого муниципального образования не производится.
Поэтому ИП при открытии нового магазина не подает указанное в п. 3 ст. 346.28 НК РФ заявление в налоговый орган, где он уже состоит на учете в качестве плательщика ЕНВД (смотрите также Вопрос: Организация осуществляет вид деятельности “Розничная торговля”, ее обособленные подразделения (магазины розничной торговли) находятся в разных районах г. Екатеринбурга. Если организация встала на учет как плательщик ЕНВД по 1 обособленному подразделению, то нужно ли организации повторно вставать на учет как плательщику ЕНВД при открытии второго подразделения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.)).
Сведения о новом объекте будут отражены им в представляемой налоговой декларации – с заполнением нескольких Разделов 2: отдельно на каждый объект розничной торговли (п. 5.1 Порядка заполнения налоговой декларации по ЕНВД).
Обратите внимание:
Исчисление ЕНВД производится в этом случае по правилам п. 9 ст. 346.29 НК РФ (письмо Минфина России от 06.07.2018 N 03-11-11/47261): т.е. если магазин начнет функционировать 27.04.2019, то налог по нему следует исчислять с начала апреля (более детально этот аспект изложен в материале).

Применение ККТ

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ включенная в реестр ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных законом о ККТ.
Ситуации, когда ККТ может не применяться, перечислены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ*(1). Ряд временных льгот по применению ККТ установлен Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее – Закон N 290-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ (далее – Закон N 192-ФЗ). В частности, ККТ может не применяться до 01.07.2019 ИП на ЕНВД при ведении розничной торговли через магазины при отсутствии работников, с которыми заключены трудовые договоры (п. 2 ч. 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поскольку, как мы поняли, данное требование не выполняется, ИП обязан применять при расчетах ККТ.
В соответствии с п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет. Исходя из п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, п. 31 ГОСТ Р 51303-2013, можно сделать вывод о том, что одна онлайн-касса не может одновременно использоваться на нескольких торговых местах. То есть по месту нахождения каждой торговой точки должны применяться отдельные онлайн-кассы (смотрите также Вопрос: Организация применяет УСН (объект налогообложения “доходы минус расходы”). Одним из видов деятельности организации является продажа масел: моторные, трансмиссионные. Организация имеет одну онлайн-кассу в головном офисе. У организации несколько точек продаж в разных городах (торговых мест). Нужно ли платить НДС в бюджет при продаже масел в розницу или через расчетный счет по безналичному расчету? Можно ли пробивать через онлайн-кассу в головном офисе розничные продажи, которые проходят в других городах (торговых местах), а покупателю при этом выдавать электронную копию чека, пробитого в головном офисе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ЕНВД по нескольким адресам: скажи мне, где работаешь

ЕНВД – особый налоговый режим, на который переводится не сама организация или ИП, а определенные виды деятельности. Для его применения нужно вставать на учет в налоговой инспекции (п.2 ст.346.28 НК). И если ведется один вид деятельности в одном месте, то вопроса, а где именно становиться на учет обычно не возникает: там, где осуществляется предпринимательская деятельность.

А если нужно применять ЕНВД по нескольким адресам, в одном городе или в разных, по одинаковым или разным видам деятельности, как быть в таком случае? Как считать налог и сдавать отчетность?

Код ОКАТО одинаковый

Первая ситуация – деятельность, переведенная на ЕНВД, осуществляется в одном муниципальном образовании (код ОКАТО одинаковый), но по разным адресам. Когда эти адреса относятся к одной налоговой инспекции, то тут ситуация самая простая: регистрация происходит в этой инспекции.

Если виды деятельности одинаковые (например, это несколько торговых точек), то при начале ведения той же деятельности, но по новому адресу (открыта новая торговая точка), заявление ЕНВД-2 подавать не нужно. Это следует из инструкций по заполнению форм ЕНВД-2: они используются для снятия с учета или постановки на учет плательщика ЕНВД. Этот документ не является уведомлением об изменении площади, смене адреса и т.п.

В случае если фирма или ИП имеют несколько точек с одинаковой деятельностью на территории одного муниципального образования и с одним и тем же ОКАТО, физические показатели нужно суммировать по всем точками и эту сумму включить в декларацию по «вмененному» налогу. Сдавать отчётность следует в ту налоговую, в которой вы состоите на учёте как плательщик ЕНВД (письмо Минфина от 22.07.2013г. №03-11-11/28613).

Если фирма открывает следующую точку на той же налоговой территории, но с другим видом деятельности, то подается заявление ЕНВД-2 по новому виду деятельности, а отчетность предоставляется в одной декларации, но со вторым листом раздела 2, где будут указаны показатели по каждому виду деятельности отдельно.

ОКАТО разный, город один

Другой вариант — фирма или ИП, применяющие ЕНВД по нескольким адресам, ведут деятельность на территории нескольких городских округов, муниципальных районов (т.е. водном муниципальном образовании, но по нескольким адресам), которые относятся к разным налоговым органам, или на разных внутригородских территориях г. Москвы или г. Санкт-Петербург. Тогда необходимо вставать на учёт в той налоговой инспекции, на территории которой располагается первое, указанное в заявлении о постановке на учёт, место осуществления предпринимательской деятельности(п. 2 ст. 346.28 НК РФ, письмо Минфина от 24.07.2013№ 03-11-11/29241).

Если налогоплательщик ведет деятельность на ЕНВД в разных районах города федерального значения (г. Москва или г. Санкт-Петербург), относящихся к разным ОКАТО и налоговым инспекциям, то налог уплачивается по одному ОКАТО – там, где налогоплательщик состоит на учете (письмо УФНС России по г. Москве от 10.09.2007г.№18-11/3/086069@).

Если город не федерального значения, а деятельность ведется по разным ОКАТО, то налог лучше платить отдельными платежками по каждому ОКАТО. Это связано с принципами бюджетного распределения уплачиваемых налогов.

Исключение – развозная и разносная торговля, перевозки пассажиров и грузов, размещение рекламы на транспорте. В этих случаях заявление о постановке на учет подается по месту жительства ИП или по месту нахождения организации. Декларация сдается одна.

Читать еще:  Как работать без кассового аппарата при УСН?

Разные муниципальные образования

Когда же ОКАТО не совпадают, и деятельность организации или ИП ведется в нескольких городах (муниципальных образованиях), подведомственных разным инспекциям, то необходимо становиться на учет в каждом из муниципальных образований, где ведется деятельность (п.2 ст.346.28 НК). Декларации по ЕНВД сдаются отдельно в налоговую инспекцию по месту деятельности каждой точки, показатели при этом не суммируются. Налог также уплачивается отдельно.

В случае открытия точек с разными видами деятельности в другой местности, организация или ИП должны встать на учёт по ЕНВД в налоговые инспекции, на территории которых находятся адреса каждой новой точки. Отчётность сдаётся отдельно в каждой местности по осуществляемым видам деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Другая ситуация – деятельность ведется в разных муниципальных образованиях, но они подведомственны одной инспекции (например, деревни или села одного района), то подается одна декларация. А вот раздел 2 заполняется отдельно по каждому ОКАТО (письмо Минфина России от 20.03.2009г. №03-11-06/3/68).

Можно ли перейти на УСН с ЕНВД в середине года, и при каких условиях, читайте здесь . Как уменьшать налог на фиксированные взносы ИП, если совмещаются УСН и ЕНВД, смотрите тут .

А как думаете вы, оправдана ли волокита по постановке на учет сразу в нескольких инспекциях, отдельные платежки для каждого города? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим мнением!

Применение ЕНВД при аренде нескольких торговых точек по одному адресу

При торговле в розницу через магазины и павильоны нужно платить единый налог на вмененный доход. Если, конечно, площадь торгового зала не превышает 150 кв. м и «вмененный» спецрежим действует в местности, где работает фирма. В опубликованном документе специалисты Минфина разъяснили, как арендатору учитывать при расчете «вмененного» налога площадь нескольких магазинов, которые расположены по одному адресу.

Письмо Министерства финансов РФ от 06.02.2007 № 03-11-05/20 [ПРИМЕНЕНИЕ ЕНВД ПРИ АРЕНДЕ НЕСКОЛЬКИХ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК ПО ОДНОМУ АДРЕСУ]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно статье 346.27 Кодекса, стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

При этом магазин – это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях главы 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Установленные подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса ограничения по площади торгового зала должны соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации торговли, используемому ими в предпринимательской деятельности, то есть по каждому магазину или павильону.

В том случае, если объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, на основе нескольких договоров аренды сдается частями одному юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю), то в целях применения единого налога на вмененный доход арендатору следует учитывать суммарную площадь всех арендуемых торговых залов торгового объекта, фактически используемых для организации торговли и определяемых на основе инвентаризационных документов и заключенных договоров аренды.

Следовательно, осуществляемая розничная торговля подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если используемая площадь торгового зала по всем договорам аренды в здании магазина не более 150 кв. м.

Заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин

Комментарий

При торговле в розницу через магазины и павильоны нужно платить единый налог на вмененный доход. Если, конечно, площадь торгового зала не превышает 150 кв. м и «вмененный» спецрежим действует в местности, где работает фирма. В опубликованном документе специалисты Минфина разъяснили, как арендатору учитывать при расчете «вмененного» налога площадь нескольких магазинов, которые расположены по одному адресу.

Считаем торговую площадь.

Правильно определить величину торговой площади важно как для работающих, так и для потенциальных «вмененщиков». Ведь, с одной стороны, размер торгового зала магазина или павильона важен для ответа на вопрос, нужно ли платить ЕНВД. А с другой, – точная информация о метраже понадобится и в качестве физического показателя для расчета налога. Напомним, что в необходимых для «вмененки» подсчетах участвует не вся площадь магазина. «Контрольное» значение в 150 кв. м относится исключительно к торговому залу розничного объекта. То есть в эту величину не входит площадь подсобных и административно-бытовых помещений (коридоры, тамбуры, вестибюли, служебные кабинеты, места питания работников, санитарно-бытовые объекты). А также мест, которые предназначены для приема, хранения и предпродажной подготовки товаров (склады, помещения для расфасовки и упаковки товара).

Впрочем, четкого описания дополнительных площадей магазина в Налоговом кодексе нет. Единственный указанный в статье 346.27 кодекса критерий – они не должны быть использованы для обслуживания посетителей. На то, в каких помещениях непосредственно ведется торговля, укажут инвентаризационные и правоустанавливающие документы. Именно в этих бумагах содержится информация о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений (технический паспорт, экспликация и т. п.). И конечно, они подтверждают, что розничный торговец пользуется магазином или павильоном на законных основаниях (договор купли-продажи, аренды и т. п.). Причем, например, в экспликации объекта подсобные помещения могут быть не выделены. В такой ситуации, если к тому же и арендный договор указывает на использование всей площади для торговли, «вмененщику» будет сложно отстоять «непричастность» подсобок и других комнат к физическому показателю по ЕНВД. Во избежание разногласий с инспекторами лучше всего указать в договоре аренды, какую часть площадей займут торговые залы.

. для магазинов по одному адресу

Нередко в одном здании расположено сразу несколько магазинов, которые арендованы одной фирмой (предпринимателем). Как в этом случае определять площадь торгового зала для расчета ЕНВД – по всем арендуемым частям здания вместе или по каждому в отдельности? Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. И, как это часто бывает, законодательный пробел приносит фирмам неутешительные плоды.

Так, в опубликованном документе финансовое ведомство предписывает суммировать торговые площади по всем без исключения арендуемым частям магазина. Понятно, что при таком подсчете шансов у продавца сэкономить на уплате общих налогов за счет ЕНВД становится гораздо меньше. Причем финансисты делают такой вывод вне зависимости от того, обособлены эти помещения в инвентаризационных документах или нет. Да и наличие отдельных договоров аренды на каждую часть магазина, как и отдельных кассовых аппаратов, работников Минфина не смущает.

Между тем раньше финансисты эти факторы брали в расчет. Так, в письме от 16.03.2005 № 03-03-02-04/1/74* указано, что подсчет площади не зависит от того, в разных местах или по одному адресу расположены торговые помещения. Если оформлены отдельные договоры аренды и в каждой части здания торговлю ведут с отдельным кассовым аппаратом, то и части арендуемого здания нужно оценивать отдельно. То есть для того, чтобы решить вопрос о применении «вмененки», подсчитывать торговые площади, согласно разъяснениям финансистов, следовало по каждому договору аренды.

Таким образом, не в лучшей ситуации теперь оказались многие розничные продавцы. Например те из них, кто опирался на прежние указания финансовых специалистов. Бывшим «вмененщикам» остается только перейти на общий режим, если торговая площадь всех арендуемых частей здания больше 150 кв. м. Либо, реально оценив выгоду от спецрежима и размер судебных издержек, попытать счастья в арбитраже. Ведь инспекторы на местах едва ли оставят без внимания смену позиции финансового ведомства.

Вмененщик закрыл один из магазинов: как отчитаться и заплатить ЕНВД

Рассмотрим ситуацию, когда у компании или ИП есть два магазина на ЕНВД, один из которых в какой-то момент закрывается. Самый первый вопрос, который возникает при этом: нужно ли сниматься с учета в качестве плательщика “вмененного” налога? На этот вопрос нет общего ответа, поскольку все зависит от конкретной ситуации.

Сниматься ли с учета вмененщику, если он закрыл магазин

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

В этом случае все очень просто: компании (ИП) нужно сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД, ведь на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, она больше не ведет “вмененную” деятельность.

Читать еще:  Касса для ИП на патенте

Для снятия с учета необходимо направить в эту инспекцию заявление по форме № ЕНВД-3 (если заявитель – организация) или № ЕНВД-4 (если заявитель – индивидуальный предприниматель). Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней после прекращения деятельности магазина (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Датой снятия с учета в этом случае будет являться дата прекращения деятельности, указанная в заявлении.

Если заявление о снятии с учета будет подано с опозданием, то датой снятия с учета будет считаться последний день месяца, в котором заявление было представлено в инспекцию. Соответственно, в этом случае сумма ЕНВД будет больше, чем в случае со своевременной подачей заявления. Поэтому в интересах самого же плательщика подавать документ своевременно.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся под ведомством одной налоговой инспекции.

Этот случай вызывает некоторые сложности, поскольку на практике у налоговиков нет единой позиции. Очевидно лишь то, что при закрытии одного только магазина сниматься с учета в качестве плательщика ЕНВД не надо, ведь другой объект продолжает функционировать. «Вмененная» деятельность на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, по-прежнему ведется (пусть и не по всем объектам). Деятельность прекращена лишь по одному из торговых объектов.

Но это не дает понимания, надо ли сообщать о закрытии магазина в налоговую инспекцию. В налоговом законодательстве ничего об этом не сказано, что, кстати, может свидетельствовать об отсутствии такой обязанности.

Однако по закрытому магазину ЕНВД исчисляться не должен. И вот здесь уже порядок расчета налога, по мнению налоговиков, может зависеть от того, сообщил плательщик налоговой инспекции о закрытии магазина или нет.

На практике каждая налоговая инспекция устанавливает свои правила. В одной инспекции просят представления письма в произвольной форме о закрытии магазина; в другой – заявления о снятии по форме ЕНВД-3 (ЕНВД-4), в котором в качестве причины снятия с учета нужно указывать код 4 «иное»; в третьей не могут ничего толком сказать, но при проверке с готовностью спешат доначислить ЕНВД по закрытому магазину (мол, вы же не сообщили о закрытии).

Внесем ясность в этот вопрос.

Для начала посмотрим, есть ли на этот счет какие-либо разъяснения чиновников.

В письме ФНС России от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206 сказано, что о прекращении осуществления отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности ИП вправе сообщить налоговой инспекции по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Делается это путем направления заявления о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД (формы № ЕНВД-4). В качестве причины снятия указывается код 4 «иное» и заполняется приложение к данному заявлению, куда следует внести код вида прекращенной предпринимательской деятельности и (или) адрес места ее осуществления. При этом чиновники добавляют, что ИП остается на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД, а информация о прекращении отдельного указанного вида деятельности по соответствующему адресу подлежит учету.

Таким образом, несмотря на то, что подается заявление о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД, сниматься с учета он не будет. Налоговая инспекция на основании данного заявления просто примет к сведению, что по конкретному адресу торговля больше не ведется, но сам ИП по-прежнему будет иметь статус плательщика ЕНВД. И при получении декларации по ЕНВД, в которой налог по закрытому объекту будет исчислен в меньшем размере, вопросов у инспекции возникнуть не должно.

Обратите внимание на слово «вправе» в письме. Не совсем понятно, какой смысл заложили чиновники в это слово. При закрытии одного объекта можно об этом не сообщать и негативных последствий в виде доначисления ЕНВД не возникнет? Или подавать заявление нужно, если «вмененщик» не желает платить налог по закрытому объекту?

Буквальная формулировка содержащегося в письме примера указывает больше на второй вариант. На него же указывает и письмо Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668.

Поэтому лучше все же подать такое заявление, чтобы избежать возможных претензий со стороны инспекции при проверке. Главное, помните: в заявлении нужно проставить код снятия – 4. При указании иной цифры фирму (ИП) снимут с учета в качестве плательщика ЕНВД, а в итоге с вмененки “слетит” и другой объект, который продолжает работать.

Вместе с тем, если плательщик не подал такое заявление, то в случае возникновения неблагоприятных последствий в виде, например, доначисления ЕНВД по закрытому объекту он может оспорить действия налоговой инспекции в суде.

Как рассчитать ЕНВД, если закрыт один из магазинов

Итак, мы приблизились к другому важному вопросу: как посчитать ЕНВД за квартал, в котором произошло закрытие одного из магазинов?

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

При закрытии одного магазина порядок действий четко прописан в налоговом законодательстве (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). Там сказано, что размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается до даты снятия с учета в ИФНС, указанной в уведомлении о снятии организации (ИП) с учета в качестве плательщика ЕНВД.

При этом за тот месяц, в котором произошло снятие с учета, вмененный доход рассчитывается исходя из фактического количества дней работы магазина по специальной формуле, указанной в этом же пункте. Таким образом, фактически налог будет рассчитываться только за тот период, когда магазин работал.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся в ведомстве одной налоговой инспекции.

При закрытии одного магазина налоговое законодательство не содержит нормы, регулирующей порядок расчета ЕНВД в такой ситуации. Однако чиновники разрешают применять тот же порядок, который используется при полном прекращении деятельности на ЕНВД, то есть порядок, установленный п. 10 ст. 346.29 НК РФ (первая ситуация). Об этом говорят, в частности, письма Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668, от 23.06.2017 № 03-11-11/39527, от 03.12.2015 № 03-11-09/70689 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 19.02.2016 № СД-4-3/2690).

Поэтому, исходя из разъяснений чиновников, ЕНВД по закрытому магазину следует считать за период с 1-го числа квартала по дату, когда торговая точка была закрыта.

Напомним, несколько лет назад эта ситуация была неясной. ФНС поясняла, что за месяц, в котором произошло закрытие магазина, налог следовало исчислять в полном размере, то есть без учета количества дней функционирования объекта (письмо от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206). Минфин же считал, что за этот месяц площадь закрытого магазина не следовало брать во внимание вовсе. По их мнению, в данной ситуации происходило изменение физических показателей, при котором должны применяться положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ (письма от 28.11.2014 № 03-11-09/60758, от 30.10.2013 № 03-11-11/46223). Согласия между чиновниками разных ведомств не было. Но теперь это уже не важно.

Представление декларации по ЕНВД: когда и куда

Следующий важный вопрос связан с декларацией по ЕНВД: в какую налоговую инспекцию и в какой срок ее необходимо представить?

И вот здесь уже именно вторая ситуация не вызывает сложностей: компания (ИП) не снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД при закрытии одного из магазинов, учтенных в одной инспекции, а значит, отчитывается по «вмененному» налогу в прежнем порядке. То есть декларация подается в общие сроки, в ту же налоговую инспекцию, в которой фирма (ИП) продолжает стоять на учете в качестве плательщика ЕНВД.

Напомним, что декларации по итогам налогового периода представляются «вмененщиками» не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Например, декларацию за I квартал 2019 года следовало подавать не позднее 22 апреля 2019 года (с учетом переноса 20-го апреля, приходящегося на выходной день).

А вот как быть в первой ситуации, когда в результате закрытия магазина компания (ИП) снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД в конкретной налоговой инспекции?

Никаких особенностей по срокам представления декларации в данном случае налоговым законодательством не предусмотрено. На это обращено внимание и чиновниками ФНС России в письме от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Поэтому сроки направления «вмененной» отчетности по закрытому магазину те же.

Загвоздка в том, что к общеустановленному сроку организация (ИП) уже будет снята с учета в той налоговой инспекции, по которой она раньше числилась в качестве плательщика ЕНВД. В результате налоговая инспекция может не принять декларацию, что, кстати говоря, часто и происходит на практике. Оснований для подачи декларации в другую инспекцию (по месту нахождения «головного» офиса компании/месту жительства ИП) не имеется, ведь там организация (ИП) не числилась в качестве плательщика ЕНВД.

В итоге на практике часто возникает ситуация, когда ни одна, ни другая инспекция не хотят принимать декларацию по закрытому торговому объекту. Куда же все-таки направлять отчетность?

В инспекцию, в которой раньше компания (ИП) стояла на учете в качестве плательщика ЕНВД. И не важно, что к моменту подачи отчета организация уже снята с учета. Отказывать в приеме декларации данная ИФНС не вправе. Такие разъяснения содержатся в уже упомянутом нами ранее письме ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Из этого письма также следует, что полученные декларации инспекция передаст новой инспекции в специальном порядке, установленном внутренним приказом ФНС России.

Но судя по жалобам вмененщиков, которым ИФНС отказывает в приеме деклараций, не все инспекции на местах осведомлены об этих разъяснениях.

Можно посоветовать направить декларацию по ЕНВД в бумажном виде. По крайней мере у организации (ИП) будет подтверждение факта ее подачи. Есть еще один вариант: воспользоваться правом досрочной подачи декларации, которое предусмотрено п. 1 ст. 45 НК РФ. Например, можно заранее оформить декларацию по ЕНВД и отправить ее вместе с заявлением о снятии с учета.

Вмененщик закрыл один из магазинов: как отчитаться и заплатить ЕНВД

Рассмотрим ситуацию, когда у компании или ИП есть два магазина на ЕНВД, один из которых в какой-то момент закрывается. Самый первый вопрос, который возникает при этом: нужно ли сниматься с учета в качестве плательщика “вмененного” налога? На этот вопрос нет общего ответа, поскольку все зависит от конкретной ситуации.

Читать еще:  3 НДФЛ для ИП на ЕНВД

Сниматься ли с учета вмененщику, если он закрыл магазин

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

В этом случае все очень просто: компании (ИП) нужно сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД, ведь на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, она больше не ведет “вмененную” деятельность.

Для снятия с учета необходимо направить в эту инспекцию заявление по форме № ЕНВД-3 (если заявитель – организация) или № ЕНВД-4 (если заявитель – индивидуальный предприниматель). Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней после прекращения деятельности магазина (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Датой снятия с учета в этом случае будет являться дата прекращения деятельности, указанная в заявлении.

Если заявление о снятии с учета будет подано с опозданием, то датой снятия с учета будет считаться последний день месяца, в котором заявление было представлено в инспекцию. Соответственно, в этом случае сумма ЕНВД будет больше, чем в случае со своевременной подачей заявления. Поэтому в интересах самого же плательщика подавать документ своевременно.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся под ведомством одной налоговой инспекции.

Этот случай вызывает некоторые сложности, поскольку на практике у налоговиков нет единой позиции. Очевидно лишь то, что при закрытии одного только магазина сниматься с учета в качестве плательщика ЕНВД не надо, ведь другой объект продолжает функционировать. «Вмененная» деятельность на территории муниципального образования, подведомственного конкретной налоговой инспекции, по-прежнему ведется (пусть и не по всем объектам). Деятельность прекращена лишь по одному из торговых объектов.

Но это не дает понимания, надо ли сообщать о закрытии магазина в налоговую инспекцию. В налоговом законодательстве ничего об этом не сказано, что, кстати, может свидетельствовать об отсутствии такой обязанности.

Однако по закрытому магазину ЕНВД исчисляться не должен. И вот здесь уже порядок расчета налога, по мнению налоговиков, может зависеть от того, сообщил плательщик налоговой инспекции о закрытии магазина или нет.

На практике каждая налоговая инспекция устанавливает свои правила. В одной инспекции просят представления письма в произвольной форме о закрытии магазина; в другой – заявления о снятии по форме ЕНВД-3 (ЕНВД-4), в котором в качестве причины снятия с учета нужно указывать код 4 «иное»; в третьей не могут ничего толком сказать, но при проверке с готовностью спешат доначислить ЕНВД по закрытому магазину (мол, вы же не сообщили о закрытии).

Внесем ясность в этот вопрос.

Для начала посмотрим, есть ли на этот счет какие-либо разъяснения чиновников.

В письме ФНС России от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206 сказано, что о прекращении осуществления отдельного вида предпринимательской деятельности и об адресе места осуществления этой деятельности ИП вправе сообщить налоговой инспекции по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД.

Делается это путем направления заявления о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД (формы № ЕНВД-4). В качестве причины снятия указывается код 4 «иное» и заполняется приложение к данному заявлению, куда следует внести код вида прекращенной предпринимательской деятельности и (или) адрес места ее осуществления. При этом чиновники добавляют, что ИП остается на учете в качестве налогоплательщика ЕНВД, а информация о прекращении отдельного указанного вида деятельности по соответствующему адресу подлежит учету.

Таким образом, несмотря на то, что подается заявление о снятии ИП с учета в качестве плательщика ЕНВД, сниматься с учета он не будет. Налоговая инспекция на основании данного заявления просто примет к сведению, что по конкретному адресу торговля больше не ведется, но сам ИП по-прежнему будет иметь статус плательщика ЕНВД. И при получении декларации по ЕНВД, в которой налог по закрытому объекту будет исчислен в меньшем размере, вопросов у инспекции возникнуть не должно.

Обратите внимание на слово «вправе» в письме. Не совсем понятно, какой смысл заложили чиновники в это слово. При закрытии одного объекта можно об этом не сообщать и негативных последствий в виде доначисления ЕНВД не возникнет? Или подавать заявление нужно, если «вмененщик» не желает платить налог по закрытому объекту?

Буквальная формулировка содержащегося в письме примера указывает больше на второй вариант. На него же указывает и письмо Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668.

Поэтому лучше все же подать такое заявление, чтобы избежать возможных претензий со стороны инспекции при проверке. Главное, помните: в заявлении нужно проставить код снятия – 4. При указании иной цифры фирму (ИП) снимут с учета в качестве плательщика ЕНВД, а в итоге с вмененки “слетит” и другой объект, который продолжает работать.

Вместе с тем, если плательщик не подал такое заявление, то в случае возникновения неблагоприятных последствий в виде, например, доначисления ЕНВД по закрытому объекту он может оспорить действия налоговой инспекции в суде.

Как рассчитать ЕНВД, если закрыт один из магазинов

Итак, мы приблизились к другому важному вопросу: как посчитать ЕНВД за квартал, в котором произошло закрытие одного из магазинов?

Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.

При закрытии одного магазина порядок действий четко прописан в налоговом законодательстве (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). Там сказано, что размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается до даты снятия с учета в ИФНС, указанной в уведомлении о снятии организации (ИП) с учета в качестве плательщика ЕНВД.

При этом за тот месяц, в котором произошло снятие с учета, вмененный доход рассчитывается исходя из фактического количества дней работы магазина по специальной формуле, указанной в этом же пункте. Таким образом, фактически налог будет рассчитываться только за тот период, когда магазин работал.

Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся в ведомстве одной налоговой инспекции.

При закрытии одного магазина налоговое законодательство не содержит нормы, регулирующей порядок расчета ЕНВД в такой ситуации. Однако чиновники разрешают применять тот же порядок, который используется при полном прекращении деятельности на ЕНВД, то есть порядок, установленный п. 10 ст. 346.29 НК РФ (первая ситуация). Об этом говорят, в частности, письма Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668, от 23.06.2017 № 03-11-11/39527, от 03.12.2015 № 03-11-09/70689 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 19.02.2016 № СД-4-3/2690).

Поэтому, исходя из разъяснений чиновников, ЕНВД по закрытому магазину следует считать за период с 1-го числа квартала по дату, когда торговая точка была закрыта.

Напомним, несколько лет назад эта ситуация была неясной. ФНС поясняла, что за месяц, в котором произошло закрытие магазина, налог следовало исчислять в полном размере, то есть без учета количества дней функционирования объекта (письмо от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206). Минфин же считал, что за этот месяц площадь закрытого магазина не следовало брать во внимание вовсе. По их мнению, в данной ситуации происходило изменение физических показателей, при котором должны применяться положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ (письма от 28.11.2014 № 03-11-09/60758, от 30.10.2013 № 03-11-11/46223). Согласия между чиновниками разных ведомств не было. Но теперь это уже не важно.

Представление декларации по ЕНВД: когда и куда

Следующий важный вопрос связан с декларацией по ЕНВД: в какую налоговую инспекцию и в какой срок ее необходимо представить?

И вот здесь уже именно вторая ситуация не вызывает сложностей: компания (ИП) не снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД при закрытии одного из магазинов, учтенных в одной инспекции, а значит, отчитывается по «вмененному» налогу в прежнем порядке. То есть декларация подается в общие сроки, в ту же налоговую инспекцию, в которой фирма (ИП) продолжает стоять на учете в качестве плательщика ЕНВД.

Напомним, что декларации по итогам налогового периода представляются «вмененщиками» не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Например, декларацию за I квартал 2019 года следовало подавать не позднее 22 апреля 2019 года (с учетом переноса 20-го апреля, приходящегося на выходной день).

А вот как быть в первой ситуации, когда в результате закрытия магазина компания (ИП) снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД в конкретной налоговой инспекции?

Никаких особенностей по срокам представления декларации в данном случае налоговым законодательством не предусмотрено. На это обращено внимание и чиновниками ФНС России в письме от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Поэтому сроки направления «вмененной» отчетности по закрытому магазину те же.

Загвоздка в том, что к общеустановленному сроку организация (ИП) уже будет снята с учета в той налоговой инспекции, по которой она раньше числилась в качестве плательщика ЕНВД. В результате налоговая инспекция может не принять декларацию, что, кстати говоря, часто и происходит на практике. Оснований для подачи декларации в другую инспекцию (по месту нахождения «головного» офиса компании/месту жительства ИП) не имеется, ведь там организация (ИП) не числилась в качестве плательщика ЕНВД.

В итоге на практике часто возникает ситуация, когда ни одна, ни другая инспекция не хотят принимать декларацию по закрытому торговому объекту. Куда же все-таки направлять отчетность?

В инспекцию, в которой раньше компания (ИП) стояла на учете в качестве плательщика ЕНВД. И не важно, что к моменту подачи отчета организация уже снята с учета. Отказывать в приеме декларации данная ИФНС не вправе. Такие разъяснения содержатся в уже упомянутом нами ранее письме ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Из этого письма также следует, что полученные декларации инспекция передаст новой инспекции в специальном порядке, установленном внутренним приказом ФНС России.

Но судя по жалобам вмененщиков, которым ИФНС отказывает в приеме деклараций, не все инспекции на местах осведомлены об этих разъяснениях.

Можно посоветовать направить декларацию по ЕНВД в бумажном виде. По крайней мере у организации (ИП) будет подтверждение факта ее подачи. Есть еще один вариант: воспользоваться правом досрочной подачи декларации, которое предусмотрено п. 1 ст. 45 НК РФ. Например, можно заранее оформить декларацию по ЕНВД и отправить ее вместе с заявлением о снятии с учета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector