Как вести бухгалтерию ИП грузоперевозки?
Особенности бухгалтерского учета для ИП-грузоперевозчика
ВЫБОР РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЛЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКА
Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. При кажущейся простоте данный вид деятельности вызывает необходимость большой «бумажной» работы. Эту «бумажную» работу можно условно разделить на три направления:
- оформление разрешительных документов;
- оформление документов на оказание услуг;
- оформление документов, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением.
Сегодня деятельность в данной отрасли строится по-разному. Существуют компании, которые выступают «операторами» логистики принимая заказ на перевозку грузов и нанимают непосредственно перевозчиков для транспортирования грузов. Некоторые из таких операторов имеют собственный автопарк. Зачастую собственного автопарка не хватает и все равно приходится нанимать перевозчиков со своим транспортом. При этом перевозчики также существуют в различных юридических формах.
Так, перевозчиком может выступать юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью (ООО)), имеющее в штате водителей и транспорт в собственности или аренде. Перевозчиком может выступать так же индивидуальный предприниматель (ИП), имеющий в собственности автомобиль и оказывающий услуги по перевозке лично.
Индивидуальный предприниматель может иметь в собственности несколько единиц автотранспорта (автомашин) и для оказания услуг перевозки нанимать водителей.
На сегодня многие субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере грузоперевозок, регистрируются как ИП.
Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.
Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта.
В сфере грузоперевозок возможно три варианта:
- Использование собственных транспортных средств.
- Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
- Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.
Для осуществления грузоперевозок важно правильно выбрать ОКВЭД при регистрации бизнеса. Следует учитывать, что сдача в аренду собственного транспорта к данному виду деятельности не относится.
4 популярных режима налогообложения для грузоперевозчиков
ИП, работающие в сфере транспортировки грузов различных типов, тоннажа, могут использовать следующие налоговые системы:
- общая система налогообложения (ОСН);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения;
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Свои особенности имеет каждый режим налогообложения. Они будут подробно рассмотрены ниже.
Выбор налоговой системы определяет количество уплачиваемых в бюджет налогов, специфику и сложность бухгалтерского учета, возможности индивидуального предпринимателя, касающиеся развития, расширения бизнеса (прежде всего увеличение годового дохода, оборота). Также имеет значение количество используемого в предпринимательской деятельности транспорта. Причем учитываются как машины, находящиеся в собственности ИП, так и машины, привлеченные по договорам аренды и т.п.
Чтобы правильно (рационально) выбрать налоговый режим, стоит учесть и ряд дополнительных нюансов.
Во-первых, необходимо спрогнозировать предполагаемый объем заказов, и кто будет заказчиком услуг.
Во-вторых, определиться с тем, нужны ли штатные единицы для администрирования процессов, ведения документооборота, решения логистических задач и вопросов.
Нельзя не отметить и наличие существующих ограничений по выбору, применению налоговых режимов. Так, например, работать на ЕНВД разрешается только при наличии парка менее чем в 20 машин. Ограничена также возможность совмещения некоторых налоговых режимов. ИП-грузоперевозчик не может использовать одновременно вмененку и патентную систему налогообложения.
ОСН для грузоперевозок
Общий режим налогообложения является базовым, стартовым, основным. Он устанавливается для всех ИП-грузоперевозчиков по умолчанию при регистрации в качестве ИП. Переход на специальные режимы осуществляется в заявительном порядке.
ОСН является наиболее невыгодным режимом налогообложения с точки зрения налоговой нагрузки, так как его применение подразумевает уплату налога на добавленную стоимость (НДС).
Этот налог (НДС) является определяющим при выборе системы налогообложения, потому что некоторые заказчики при выборе поставщика услуг одним из обязательных условий выдвигают наличие НДС в счетах-фактурах перевозчиков.
Если в числе Ваших заказчиков большинство тех, кому обязательно нужен НДС, тогда вам следует применять ОСНО и платить НДС.
Кроме того ОСНО подходит для крупных субъектов предпринимательства. Такой режим рационально выбирать, имея большой парк техники, штат сотрудников. Также ОСН подойдет ИП, нацеленному на быстрое развитие бизнеса, сотрудничество с юридическими лицами, запрашивающими НДС в счетах.
Представленный режим налогообложения имеет несколько важных преимуществ. Первое и главное – фактическое отсутствие ограничений по размеру выручки за год и размеру автопарка. Кроме того, ОСН дает возможность бесконечно расширять клиентскую базу, оказывая транспортные услуги компаниям, которые являются плательщиками НДС.
Налоговый режим, естественно, не лишен и некоторых особенностей, усложняющих учет. На ОСН приходится крайне внимательно относиться к документальному подтверждению расходов. Также существует обязанность по исчислению, уплате НДС.
Общий режим невыгоден грузоперевозчикам, у которых отсутствуют значительные расходы. В таких случаях солидные налоговые обязательства могут заметно подорвать бюджет.
Грузоперевозки на упрощенке
Упрощенная система нередко применяется индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере грузоперевозок. Она удобна для тех, кто не сотрудничает с заказчиками – налогоплательщиками НДС, имеет годовой доход, не выходящий за рамки существующих ограничений для применения УСН (не более 150 млн. руб. в год), не планирует нанимать большое количество сотрудников.
Упрощенка позволяет выбирать объект налогообложения – доходы либо доходы за вычетом расходов. Если ИП сложно определиться с типом УСН, имеет смысл проконсультироваться со специалистами. Иногда оптимальный объект налогообложения прорисовывается только в процессе ведения предпринимательской деятельности. Если изначально тип упрощенки выбран неверно, его можно изменить в заявительном порядке с начала следующего календарного года.
УСН привлекает предпринимателей довольно простым, прозрачным учетом. Минимум отчетных форм – относительно небольшие расходы на содержание бухгалтера.
Еще один нюанс упрощенки в том, что она позволяет предпринимателю снижать налоговую нагрузку при уплате пенсионных взносов.
Что касается специфики режима, стоит отметить действующие ограничения по годовому доходу (150 млн. руб. в год), штату сотрудников (не более 100 человек), срокам изменения системы налогообложения.
Вмененка на транспорте
Перевозка грузов предусматривает возможность применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Специфический режим налогообложения предприниматели выбирают достаточно часто. Это обусловлено его удобством, особенно для небольшого бизнеса.
Применяя вмененку, ИП-грузоперевозчик:
• Не ведет полноценный документооборот. Ему вменен в обязанность только учет физического показателя, которым выступает единица транспорта. То есть значение имеет количество машин, задействованных в грузоперевозках. Расходы на топливо, запчасти и т.п. в учетных формах не фигурируют.
• Может совмещать режим налогообложения с упрощенкой. Оправданным является совмещение с УСН «доходы». При этом отсутствует необходимость учета затрат, появляется возможность реально и абсолютно законно оптимизировать налогообложение.
Но ЕНВД выгоден не всегда. Если ИП оказывает услуги по перевозке грузов периодически, не имеет стабильного дохода, единый налог платить попросту нерационально.
Патент и грузоперевозки
Патентная система (ПСН) актуальна для перевозчиков в статусе ИП, которые имеют незначительные по стоимости контракты, небольшой автопарк, не хотят заморачиваться с бухгалтерским учетом, налоговой отчетностью, точно высчитывать доходы, расходы, подтверждать последние.
ПСН, как и любой другой режим, имеет ряд особенностей. Данный режим имеет существенные ограничения по сумме возможного дохода (не более 60-ти млн. руб. в год). Применяться он может только в регионе непосредственной выдачи. Это следует учитывать при заключении контрактов, договоров. Место их составления и применения ПСН должно совпадать.
Кое-что о документообороте
Грузоперевозки – довольно специфический вид деятельности. Он предусматривает необходимость ведения соответствующего документооборота. Так, вне зависимости от выбранного режима налогообложения, предпринимателю придется обеспечивать:
- Выписку так называемых путевок на каждого водителя и каждую поездку. Правила оформления путевых листов стандартизованы, жестко регламентированы;
- Проведение и документирование медицинского осмотра водителей перед рейсом и технического осмотра транспорта;
- Заключение экспедиционных договоров.
- Ведение журналов учета указанных документов.
Так же заслуживает внимания оформление взаимоотношений с работниками – водителями. В зависимости от того в каком статусе ИП с ними сотрудничает это могут быть трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера. В любом случае по сотрудникам необходимо представлять ежеквартальную отчетность в государственные внебюджетные фонды.
Заключить договор на ведение бухгалтерского учёта в Перми очень просто – позвоните по телефону +7 (342) 294-30-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте к нам в офис по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.
Хотите передать бухгалтерию на аутсорсинг и ищете бухгалтерское обслуживание в Перми? Обращайтесь в Консалтинговую группу «Капитал»!
Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)
Чем примечательна деятельность по перевозкам?
Транспортную компанию отличает следующее:
- В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
- Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
- Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
- Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
- Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
ВАЖНО! ЕНВД уже отменен в ряде регионов России. С 2021 года спецрежим планируют отменить на территории всей страны. Подробности мы рассказывали в материале “Отмена ЕНВД в 2021 году: последние новости, изменения с 1 января 2020 года”.
- Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
- Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
- выручка от реализации:
- прямые затраты по оказываемым услугам:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
- Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
- учтены затраты на доставку:
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».
Специфика затрат при перевозках
При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:
- Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.
О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.
- Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.
ВНИМАНИЕ! С января 2021 года, начиная с платежа за 2020 год налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога для вашей компании. Декларации тоже сдавать больше не потребуется. Подробности см. в материале “Приняты выгодные поправки в НК РФ”.
- Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.
- Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
- Непременными составляющими затрат станут расходы:
- на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
- периодический технический осмотр транспорта;
- проведение регулярного технического обслуживания;
- обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;
Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2020 году».
- оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
- услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
- оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.
Итоги
Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.
ИП и грузоперевозки — код ОКВЭД, какую выбрать систему налогообложения
Перевозки грузов — прибыльный бизнес, в котором существует острая конкуренция. Важно, чтобы деятельность была официально оформлена. Для небольшого бизнеса наилучшим решением в течение многих лет была работа индивидуальным предпринимателем. Начиная с 2019 года можно заниматься грузоперевозками, оставаясь самозанятым. В статье будут рассмотрены особенности оформления этого вида бизнеса, налоговая нагрузка и требования к тем, кто им занимается.
Можно ли заниматься грузоперевозками для ИП
Некоторые бизнесмены в связи с высокой конкуренцией в сфере перевозки грузов или пассажиров считают более выгодным для себя работать без регистрации. Однако это возможно только при очень небольших масштабах деятельности и до тех пор, пока не придётся встретится с представителями полиции или налоговой службы.
Грузоперевозки — доходный и конкурентный бизнес
Для того, чтобы предпринимательская деятельность имела хорошую перспективу, чтобы бизнес был успешен и продолжал развиваться, необходимо, чтобы грузоперевозки любым видом транспорта (водяным, воздушным или автомобильным) осуществлялись индивидуальным предпринимателем на законных основаниях.
Для оказания таких транспортных услуг нет необходимости получать какие-либо специальные разрешения или лицензии. Примером могут быть любые перевозки. Однако, несмотря на это, всё же существуют требования к оформлению документов (например, необходимо оформить путевый лист).
Важно! Индивидуальный предприниматель имеет право заниматься только такой деятельностью, код ОКВЭД которой у него официально зарегистрирован. Поэтому, если так не было сделано, ИП обязан внести соответствующие изменения в свои документы.
Можно сделать выбор между четырьмя видами систем налогообложения. Важно не только уменьшать предполагаемую налоговую нагрузку, но и учитывать требования, предъявляемые законодательством для того, чтобы оказывать услуги. Нужно учитывать особенности каждого из возможных вариантов и перейти на тот, который будет максимально выгоден.
Какую выбрать систему налогообложения
Правильный выбор способа налогообложения позволит ИП грузоперевозки сделать более эффективными и прибыльными.
При этом платится налог не на реальный, а на вменённый доход. Важной особенностью рассматриваемой системы налогообложения является то, что индивидуальные предприниматели с разными уровнями доходов платят государству одинаковый налог. Это образец ситуации, когда юридические требования выгодны ИП.
Для того, чтобы работать таким образом, надо соответствовать таким требованиям:
- Существует ограничения на количество используемой техники, в том числе для пассажирских или грузовых перевозок. В это число входят не только те автомобили, которые находятся в собственности, но и такие, которые получены в пользование каким-либо способом (например, при помощи аренды). У индивидуального предпринимателя на ЕНВД не может быть техники более 20 единиц.
- Количество сотрудников ограничено пределом в 100 человек.
Важно учитывать, что у ИП может быть несколько видов деятельности, а не один. В этом случае налог будет рассматриваться отдельно па каждому из них. Этот режем можно использовать совместно с УСН.
Самозанятые водители имеют право перевозить грузы
Недостатком рассматриваемого способа является то, что налог в полном объёме должен быть заплачен даже тогда, когда услуги грузоперевозки вообще не оказывались. Сумма выплат зависит от региона или области.
УСН (Упрощенка)
Упрощённый режим налогообложения. При его применении надо выбирать один из двух вариантов:
- Расчёт налогов на основе полученного дохода без учёта расходов. В этой ситуации ставка составит 6%.
- Работа по системе «доходы минус расходы». В этом случае для расчёта обязательной уплаты из полученного суммарного дохода вычитаются документально подтверждённые собственные расходы. В этом случае налоговая база будет меньше, но ставка будет составлять 15%.
Индивидуальный предприниматель не может отказаться от упрощёнки до тех пор, пока не закончится календарный год.
Работать на патентной системе может быть выгодней. чем на общей
Этот способ налогообложения может быть выгодным при автомобильных грузоперевозках, однако его могут использовать только те, кто удовлетворяет следующим условиям:
- Общая численность трудового коллектива может составлять не более ста человек.
- Отчётным периодом здесь является календарный год. Суммарная величина дохода за этот период не может быть больше, чем 150 миллионов рублей.
- Остаточная стоимость основных средств согласно отчетности не может превысить 150 миллионов рублей по состоянию на начало 4 квартала.
- За первые 9 месяцев полученные средства не должны стать больше 112,5 миллионов рублей.
Те, кто пользуются таким вариантом, получают ряд преимуществ:
- Имеется два варианта, из которых можно выбрать наиболее подходящий.
- Для ведения бухгалтерской документации требуются минимальные усилия. Ему не требуется вести кассу.
- При уплате соответствующих сумм в Пенсионный фонд, их можно вычесть из НДФЛ при оплате за год.
Несмотря на ограничения по количеству людей и выручке, эта система является предпочтительной во многих случаях. При этом почти не требуется проводить заполнение бухгалтерских документов.
Можно начать с одной машины и создать прибыльный бизнес
Общая система требует ведения бухгалтерии в полном объёме. Он подойдёт тем, у кого бизнес достаточно развит. При такой деятельности нет ограничений на количество грузовых автомобилей, размер дохода. В этом случае удобно работать с теми ИП, которые являются плательщиками НДС и юридическими лицами.
Однако в рассматриваемом случае имеются следующие недостатки:
- В процессе работы ИП перевозки требуют оформить значительное количество документов.
- Отчётность вести и заполнять формы самостоятельно не получится и потребуется нанять для этого профессионального бухгалтера.
- Потребуется платить НДС. Однако от этого можно отказаться, написав соответствующее заявление в налоговую.
Такая система для начинающих предпринимателей часто бывает недостаточно выгодна. В связи с этим рекомендуется рассмотреть вопрос перехода на одну из специальных систем налогообложения.
Патент (ПСН)
Оплата патента осуществляется на срок от 1 до 12 месяцев.
При этом патент на грузоперевозки предполагает такие ограничения для ИП:
- Сотрудников не больше 15 человек.
- Выручка за период действия документа не может быть больше 60 миллионов рублей.
- Площадь используемой площади в течение всего срока не может быть больше 50 кв. метров.
Обратите внимание! По каждому виду деятельности патент надо получать отдельно.
Код вида деятельности (ОКВЭД) для перевозки грузов
Код ОКВЭД для грузоперевозок для ИП равен 60.24. Он охватывает любой тип предпринимательской деятельности с использованием грузовых автомобилей. Этот код не относиться к автобусному транспорту, а только к такому, который участвует в грузоперевозках.
Сколько налогов нужно платить
Виды налогов и их суммы определяются тем, на какой системе работает индивидуальный предприниматель. На общей системе необходимо заплатить подоходный налог и налог на добавленную стоимость. При УСН оплата осуществляется в соответствии с выбранным вариантом работы (6% с величины дохода или 15% с разницы между доходами и расходами).
Обратите внимание! При использовании патента или ЕНВД платят только установленную нормативами сумму.
Какие нужны документы
При поездке у водителя должен иметься оформленный путевой лист. Его должен предоставить заказчик.
Поскольку водитель может использовать собственный или арендованный автомобиль, то у него должны быть документы, которые подтверждают права на пользование и управление(водительские права, СТС, страховой полис, доверенность если ТС арендовано).
При проверке у индивидуального предпринимателя могут потребовать экспедиторский договор, если он был оформлен.
Важно правильно выбрать систему налогообложения
Возможны ли грузоперевозки на самозанятости
При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.
Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.
Деятельность самозанятых лиц регулируется законом № ФЗ-422. В нём указаны ограничения для тех, кто хочет использовать такую систему налогообложения, в том числе при грузоперевозках и фрахтовании. Вот некоторые из них:
- Занимаясь бизнесом такое лицо не имеет права нанимать работников.
- Самозанятые не обязаны платить отчисления в социальные фонды. У них отсутствует фиксированная выплата в Пенсионный фонд.
- При осуществлении услуг грузового такси (осуществления перевозок за плату в интересах третьих лиц), водитель обязан получить электронный чек об оплате онлайн, воспользовавшись соответствующим приложением (программа «Мой налог») на смартфоне.
- В таком статусе могут находиться лица, годовой доход которых не превосходит 2,4 миллиона рублей. Здесь рассматривается сумма, которая рассчитывается для календарного года.
Самозанятые имеют право выполнять грузоперевозки, но не должны при этом использовать наёмный труд.
Самозанятые, которые осуществляют транспортировку грузов, обязаны открыть и иметь при себе путевой лист. Его должен оформить заказчик. Такие лица платят небольшой налог, он различается в зависимости от того, кто является заказчиком:
- Если транспорт используется для юридического лица, то величина налога равна 6% от суммы оплаты.
- При работе с физическими лицами ставка будет меньше — теперь она составит 4%.
Индивидуальным предпринимателям разрешается проводить оформление самозанятости, чтобы перевезти грузы, не отказываясь от регистрации ИП.
ИП при оформлении должен правильно указать ОКВЭД
Что лучше самозанятость или ИП
Преимущества различных систем работы связаны с тем, сколько налогов необходимо заплатить и с условиями, на которых разрешается использовать тот или иной вариант.
Как известно, самозанятые могут зарабатывать только своим трудом. Поэтому перевозить груз они обязаны сами. Тем самым не получится использовать одновременно два или большее количество машин для этой цели.
Другое важное ограничение — это сумма дохода, которую получит водитель за календарный год. Она не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если перевозчик успешно развивается — он может превысить этот лимит в середине года. Поэтому в такой ситуации достаточно оформить ИП и подать заявление в налоговую для получения возможности работать должным образом на соответствующей системе для индивидуальных предпринимателей.
Обратите внимание! При расчёте налога важно учитывать, какого рода клиенты у самозанятого лица.
Если это физические лица, то налог равен 4% от полученной суммы дохода. Эта сумма выгодна в большинстве случаев. Однако при наличии клиентов-юридических лиц, обязательный платёж возрастёт в полтора раза и составит 6% от оплаты.
Поэтому прежде, чем осуществить выбор, нужно посчитать налоговые платежи. Самозанятость выгодна в первую очередь тем, кто только начинает свой бизнес. Работая первоначально на Газели, он сможет постепенно построить прибыльный бизнес. При предоставлении услуг, относящихся к грузоперевозкам важно сравнить доступные варианты налогообложения, сделать расчёты и выбрать тот, который окажется выгоднее.
Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки
Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Грузоперевозки и ведение учета
Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.
Владелец транспорта
Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.
Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.
В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:
Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.
Переход права собственности
Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.
Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.
Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.
Учет грузоперевозок: признание расходов
Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…
Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.
Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.
Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.
Законодательство о бухгалтерском учете включает:
до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): | с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4): |
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ | все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты |
Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:
Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.
В чем же именно проявляется разница?
Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.
К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.
По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.
Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.
Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.
Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них – письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.
А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Бухгалтер — профессия творческая
В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:
Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
ИП на ЕНВД транспортные услуги: документооборот
VIKTOROVA_SASHA
Эксперт
Правильный расчет налоговых обязательств предпринимателя на ЕНВД – одна из главных задач в построении взаимоотношений с контролирующими органами. Для реализации этого задания необходимо знать ИП на ЕНВД (транспортные услуги), какой документооборот должен быть организован на всех этапах деятельности. Для лиц, занимающихся оказанием транспортных услуг это положение актуально из-за необходимости уплаты транспортного налога.
Правила работы ИП на ЕНВД
Режим ЕНВД может применяться предпринимателями до 2021 года. Право перехода на эту систему налогообложения возникает у перевозчиков, если:
· ИП на ЕНВД оказывает транспортные услуги и это подтверждается направлением деятельности, указанным в регистрационной документации;
· в процессе работы задействованы транспортные средства, предназначенные для осуществления конкретных видов перевозок;
· в автопарке предпринимателя числится максимум 20 единиц техники.
Для ЕНВД характерна законодательная регламентация налоговой базы. Критерием для определения размера налогооблагаемой суммы является уровень доходности направления деятельности коммерсанта. ИП предоставляется возможность отказаться от ведения полноценного бухгалтерского учета (ст. 6 закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Оказание транспортных услуг ИП при ЕНВД сопровождается уплатой налога с привязкой к определенному показателю вмененного дохода, что исключает необходимость ведения книги учета доходов и расходов.
В расчете применяются значения физических показателей (для грузоперевозок за основу берется количество автомобилей, а при перевозке пассажиров – количество пассажирских мест), базовой доходности и двух коэффициентов. В регистрационных документах указывается основной и дополнительный вид деятельности – ОКВЭД 2018 (транспортные услуги, грузоперевозки) ИП на ЕНВД выбирается из группы кодов 49.4.
Реализация основной деятельности предпринимателем осуществляется с применением нескольких категорий документов:
1. Документация, оформляемая на грузы, которая готовится заказчиком услуги. В эту категорию входят транспортные и товарно-транспортные накладные, доверенность, сертификаты на продукцию, техпаспорт.
2. На транспортное средство и управляющего им водителя. Применение ЕНВД в 2018 для ИП (транспортные услуги) сопряжено с необходимостью оформления водительских удостоверений, диагностических карт, полиса ОСАГО, выписки путевых листов.
3. Для фиксации факта проведения грузоперевозки (договор с заявкой);
4. Договор страхования перевозимых ценностей.
Сумма транспортного налога на ЕНВД
Предпринимателю, специализирующемуся на перевозках грузов, необходимо своевременно оплачивать не только фиксированный налог по ЕНВД, но и рассчитанную сумму транспортного налога (ст. 346.26 НК РФ). Исключение предусмотрено для транспортных средств, причисляемых к речным, морским, воздушным судам, на которые у предпринимателя оформлено право собственности. Транспортный налог относится к разряду региональных, ставки по нему устанавливаются в разных субъектах РФ отдельно.
Регионы могут применять рекомендованную НК РФ шкалу процентов или менять значение ставок в рамках установленного кодексом диапазона. Для дорогих автомобилей предусматривается система повышающих коэффициентов.
Формы обязательной отчетности
Предприниматели могут не вести бухучет, но обязаны сдавать правильно заполненную отчетность. Соблюдение сроков и полнота отражаемой в документах информации – ключевые требования контролирующих органов. ИП на ЕНВД (транспортные услуги) отчетность сдают по налогу на вмененный доход ежеквартально. Обязательства по уплате налога и подготовке отчетной документации не зависят от фактических результатов коммерческой деятельности.
Формат отчета утвержден законодательно. Правила его заполнения:
· данные вписываются в ячейки бланка, начиная с крайних левых граф;
· пустых ячеек быть не должно – если нет числового значения, то вместо него проставляют прочерк;
· текстовая информация приводится печатными заглавными буквами;
· показатели округляют до целых чисел по стандартным арифметическим правилам;
· при ручном заполнении отчета разрешается использовать пасту черного, синего цвета или фиолетового оттенка;
· каждая страница документа должна иметь проставленный код нумерации;
· в отведенных местах надо указать дату формирования отчета, что подтверждается подписью ИП и печатью.
ИП, работающий в сфере перевозок, причисляется к категории плательщиков транспортного налога. Если он должен уплачивать этот вид налога, то у него возникает обязательство по подаче в ФНС декларации по транспортному налогу. Отчеты могут быть поданы:
· в бумажном формате лично инспектору или посредством почтового отправления;
· в электронной форме через интернет-сервисы.