Как списать кассовый аппарат в бюджетном учреждении?
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Как списать кассовый аппарат в бюджетном учреждении?

Проведение утилизации кассовых аппаратов

Кассовые аппараты, которые больше не нужны предпринимателям по причине морального устаревания, выработки своего ресурса, изменений в требованиях к этой аппаратуре, нельзя просто вынести к мусорному баку или вывезти на свалку. Ведь такая аппаратура проходит номерную регистрацию в налоговой, кроме того, она содержит экологически опасные вещества. Поэтому утилизация должна происходить специально регламентированным законом порядком, нарушение которого чревато наказанием. Рассмотрим, как списывать и утилизировать контрольно-кассовую технику правильно.

Зачем утилизировать ККТ

У предпринимателей и организаций нет обязанности сохранять старые кассы, которые уже не используются. 5 лет нужно хранить только информацию с ее носителей, которая представляет интерес для налоговых органов (п. 1 ст. 4.1 Федерального Закона №54-ФЗ от 22 мая 2003 года).

Даже снятую с учета в налоговой кассовую технику нельзя выбрасывать бесконтрольно: Росприроднадзор относит ее к отходам, содержащим элементы 4 класса опасности. Такие отходы производства и потребления надо утилизировать по особым протоколам, что осуществляют специализирующиеся на этом компании.

Таким образом, задача владельца ненужного кассового аппарата – грамотно оформить списание и передачу его в руки профессионалов по утилизации.

Этапы оформления утилизации

Прежде чем передать кассовую технику по договору для утилизации, нужно пройти ряд последовательных процедур, отражающихся в соответствующей документации.

1 этап: списание кассовой техники

ККТ относится к основным средствам производства, ведь она напрямую используется в деятельности предпринимателя или организации. Поэтому отражать ее списание следует согласно Методическим указаниям по бухучету основных фондов, утвержденных Приказом Министерства финансов России №33н от 20 июля 1998 года. Они предполагают следующие шаги:

  1. Создание комиссии, принимающей решение о списании ОС путем выдачи заключения о том, что дальнейшему использованию ККТ не подлежит. Приказ об этом издает руководитель. Членами такой комиссии обычно являются:
    • руководитель отдела;
    • кассир, за которым закреплена утилизируемая касса;
    • бухгалтер.
  2. Оформление акта о списании. Для этого предусмотрена специальная форма – ОС-4. В ней нужно в обязательном порядке указать:
    • причину, по которой эксплуатировать кассовую технику более невозможно (моральный износ, нецелесообразность модернизации, неустранимая неисправность и т.п.);
    • характеристики кассы, которую списывают (марка, инвентарный и заводской номер, время нахождения в эксплуатации, начальная и остаточная стоимость по балансу);
    • подпись руководителя комиссии, ее членов;
    • дату выдачи акта.
  3. Передача акта о списании в бухгалтерию для дальнейшего оформления утилизации.

2 этап: снятие кассы с налогового учета

Налоговики должны проверить, совпадает ли информация в памяти ККТ с данными кассового журнала. Поэтому нельзя пренебрегать процедурой снятия кассового аппарата с учета в органах ИНФС. Документы, которые нужно подготовить:

  • заявление по стандартной форме (бланк можно получить в налоговой или скачать в Интернете);
  • коды статистики (содержатся в учредительной документации фирмы или ИП);
  • паспорт лица, подписавшего заявление;
  • паспорта ККМ и ЭКЛЗ;
  • договор с сервисным центром, где касса была на обслуживании;
  • документы на помещение, где она была установлена (собственность или аренда).

ВНИМАНИЕ! Если снимается с учета касса с онлайн-накопителем, нужно прибавить еще отчет о его закрытии. Это не требуется, если ККТ необратимо сломана или похищена, что является поводом для снятия ее с учета.

Заявление нужно подписать и подать датой не позже рабочего дня, следующего за тем, когда решили снять прибор с учета (создали акт о списании). Работник налоговой, приняв заявление, поставит соответствующую отметку. Затем, рассмотрев заявление, налоговая выдаст документ о снятии техники с учета. На это отводится максимум 5 дней.

3 этап: заключение договора с утилизирующей компанией

В деталях кассовой аппаратуры содержатся как опасные, так и потенциально ценные элементы. Первые (тяжелые металлы, токсичные соединения) нужно обезвредить, а вторые (ценные металлы, цветмет) извлечь. Этим и занимаются специализированные фирмы.

Физлицу или ИП нужно обратиться в одну из таких компаний и заключить с ней договор, по которому:

  • будет проведена экспертиза кассовой техники с подготовкой сопровождающей документации;
  • техника будет вывезена и доставлена для утилизации по нужному адресу;
  • проводится собственно утилизация – переработка цветных металлов, обезвреживание небезопасных элементов, захоронение их на специальном полигоне.

Бухгалтерский учет списания ККТ

Избавление от старой кассовой техники должно быть адекватно и корректно отражено в бухгалтерских документах. Сумма списания будет остаточной стоимостью ККТ, указанной в акте на списание. Демонтаж такого оборудования не требуется, поэтому дополнительных расходов, которые тоже надо списывать, не возникает.

ВАЖНО! Если остаточная стоимость не самортизирована полностью, ее можно учесть как оказывающую влияние на размер базы налога на прибыль (на момент подписания акта о списании этого ОС).

Проводки при этом будут выглядеть так:

  • дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», кредит 01 «Собственные ОС» – списание первоначальной стоимости ККТ;
  • дебет 02 «Амортизация ОС», кредит 01 – списание суммы начисленной амортизации;
  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», кредит 01 – списание остаточной стоимости кассового аппарата.

Расходы на утилизацию кассовой техники можно учесть в составе материальных расходов в базе налога на прибыль, а также на УСН.

Налоговый учет списания «кассы»

С точки зрения налогообложения, ККТ – это основное средство. Затраты на его ликвидацию следует отнести к внереализационным расходам (пп.8 п.1 ст.265 НК РФ). Как правило, это остаточная стоимость плюс затраты по договору с утилизационной компанией.

НДС при этом не учитывается, ведь это не торговая операция (ст. 39, 146 НК РФ). А вот входной НДС, который соответствует остаточной стоимости, могут потребовать восстановить: ведь списанный кассовый аппарат уже не используется в производственной деятельности. Однако такое требование не является полностью правомерным, его успешно оспаривают: Налоговый Кодекс РФ не требует от предпринимателей восстанавливать входной НДС списываемых основных средств, амортизация которых не завершена.

Если списывается старая ККТ

Случается, что использовалась старая кассовая техника, образца до 2002 года, и вот пришел срок ее списания. Она уже не числится в налоговой как основное средство. В этом случае в 2002 переходном году остаточная стоимость будет отнесена на «затраты переходного периода», а бухгалтерский учет будет, как прежде, начислять амортизацию. Получится разница в налоговом и бухгалтерском учете.

При списании такой техники нужно признать эту разницу как постоянную величину (она будет равняться остаточной стоимости на момент списания). Такая разница влияет на налог на прибыль.

Получается двойная ситуация: по бухучету ККТ списывается только сейчас, а по налоговому учету – списана уже давно. Поэтому налог на прибыль нужно будет доначислять. Вот как будут выглядеть эти проводки в бухгалтерском учете:

  • дебет 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68 «Налоговые обязательства и сборы», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – отражение постоянного налогового обязательства.

При этом в налоговом учете дополнительных отражений не требуется.

Как списать устаревший кассовый аппарат в бюджетном учреждении

По истечении срока амортизации она либо списывается в обязательном порядке (если данная модель исключена за это время из Госреестра ККТ), либо продолжает использоваться.

Можно списать кассовый аппарат и вследствие его износа, то есть утраты им своих потребительских характеристик. В результате физического износа аппарат может ломаться, что называется, утрачивать свой товарный вид, в результате морального – устареть как техника.

Но все не так просто. Сначала необходимо снять кассу с учета в ИФНС, представив соответствующее заявление, паспорт ККТ и регистрационную карточку. Если все в порядке, на организации нужно созвать комиссию, которая признает ККМ изношенной. В нее можно включить руководителя, бухгалтера и ответственное за кассовую технику лицо.

Раз техника больше не применяется в операциях, облагаемых НДС, значит, надо восстановить вычет пропорционально остаточной стоимости аппарата. В этом уверены Минфин и его подчиненные в налоговых инспекциях. Суды же, включая ВАС РФ, уверены в обратном.

Но учитывая не самую высокую цену кассовой техники и то, что до истечения «настоящего» срока полезного использования наверняка осталось не так много месяцев, возможно, ввязываться в драку с инспекторами не стоит.

Пользователю ККТ, применяющему УСНО , кассовый аппарат с истекшим нормативным сроком амортизации хлопот не доставит, так как, скорее всего, к окончанию срока вся стоимость ККТ будет уже отнесена на расходы.

Как списать устаревший кассовый аппарат в бюджетном учреждении

Учет основных средств” (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г.

N 26н. В стоимость кассового аппарата нужно включить не только сумму, которую вы уплатили продавцу. Сюда также относят затраты на доставку и установку машины.

Как списать ккм в с бюджет

Если контрольно-кассовый аппарат будет учтен в составе объектов ОС, то в бухгалтерском учете формируются записи: Дебет 08 Кредит 60 – получен объект ОС (ККТ), отражена задолженность перед поставщиком; Дебет 19 Кредит 60 – отражен «входной» НДС по приобретенному объекту ОС; Дебет 68 Кредит 19 – «входной» НДС отнесен на расчеты с бюджетом; Дебет 01 Кредит 08 – объект ОС (ККТ) введен в эксплуатацию; Дебет 60 Кредит 50, 51 – оплачена задолженность поставщику.

Читать еще:  Какая форма заполняется при смене директора ООО?

Для этого необходимо тщательно прописать алгоритм, по которому сотрудники будут подтверждать свои расходы.

Как хранить, использовать и списывать

Поскольку учреждение уже оплатило, но еще не погасило денежные документы, они должны храниться в кассе. По фондовой кассе эти документы отражаются в случае, если:

  • приобретены по безналичному расчету;
  • приобретены за наличный расчет одним лицом, но расходовать их будет другое лицо;
  • выдаются сотрудникам по частям, а их остаток хранится в кассе.

Обратите внимание: если подотчетное лицо приобретает денежные документы и сразу же их расходует, то они списываются по авансовому отчету и не проходят по кассе.

Чтобы зафиксировать приход денежных документов в кассу и выдачу их из кассы, нужно использовать приходные кассовые ордеры (форма 0310001) и расходные кассовые ордеры (форма 0310002).

Она представляет интерес для налоговой и храниться должна в течение 5 лет (№54-ФЗ).

Даже после того, как касса будет снята с учета в налоговой, просто взять и выбросить ее нельзя. Согласно требованиям Росприроднадзора, утилизация должна проводиться по специальным протоколам и осуществляться компаниями, специализирующимися на этом. Связано это с тем, что ККТ относится к отходам, которые содержат элементы 4 класса опасности.

Важно! Если у владельца ККТ возникла необходимость утилизировать его, то его задачей является провести грамотное списание техники и передача ее в спецкомпании по утилизации.

Как происходит утилизация кассовых аппаратов: поэтапный процесс

До непосредственного перехода к самой утилизации, предпринимателю предстоит пройти некоторые процедуры.

Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика «на приобретение

Процедура списания кассового аппарата бухгалтерия 1с8

В зависимости от метода начисления амортизации по ликвидированному имуществу остаточная стоимость будет учитываться в расходах соответственно. Так, если организация начисляет амортизацию линейным методом, остаточная стоимость ликвидированного основного средства единовременно учитывается в составе внереализационных расходов (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Здесь нужно указать только способ распределения расходов и сумму дополнительных услуг.

Онлайн-кассы и малый бизнес Применение ККТ для ЕНВД в 2018 году Спецрежимников тоже касаются изменения в 54-ФЗ: с июля 2018 года должны перейти на онлайн-кассы фирмы и ИП на ЕНВД и патенте с наемными сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общепита. Остальные получили отсрочку до 1 июля 2019 года. Подробнее о сроках перехода на онлайн-кассы Применение ККТ при УСН в 2018 году Да.

Что произойдет со старыми кассами после 1 июля 2017 года?

Например, перечень пробитых товаров (с указанием цены, скидок), заводской номер фискального накопителя и номер телефона или email покупателя, если документ передается в электронной форме.

Дополнительных расходов у фирмы не возникает, так как демонтаж такого оборудования не нужен.

Проводки в бухучете будут следующими:

Д01 субсчет «Выбытие основных средств» К01 – списание первоначальной стоимости кассы

Д02 К01 – списание суммы начисленной амортизации

Д91 субсчет «Прочие расходы» К01 – списание остаточной стоимости кассы

Расходы, связанные с утилизацией ККТ могут быть учтены при уменьшении базы налога на прибыль или при УСН в составе материальных расходов.

Для налогового учета касса является основным средством и затраты по ее ликвидации должны быть отнесены к внереализационным расходам (265 НК РФ). Это остаточная стоимость техники и затраты согласно договора с компанией на утилизацию кассы.

НДС в этом случае учитываться не будет, так как данная операция не является торговой.

  • начните работу через запрос «Открыть смену» в меню РМК (это действие также выполнимо при помощи формы списка чеков);
  • когда смена закрывается, укажите время и число окончания, а затем поставьте статус «Закрыта»;
  • перейдите к вкладке «Фискальные данные», а затем заполните форму реквизитов (их количество и состав могут варьироваться от того, какой формат документов поддерживается ФН и онлайн-кассой).
  • в появившемся окне заполните графы: «Организация» и «Касса ККМ»;
  • в графе «Статус» выберите «Открыта»;

Оформляем процессы продажи и возврата товаров Грамотно справиться с выполнением

Кассовый аппарат как основное средство (основные виды)

Программное обеспечение, фискальный накопитель, принтер чеков входят в состав такого аппарата.

Приходит момент, когда прежний кассовый аппарат предпринимателю просто не нужен. Например, он может морально устареть, выработать свой ресурс, либо в силу изменений в требованиях к аппарату. Просто выбросить или вывести кассу на свалку нельзя.

Данный аппарат проходит регистрацию в налоговой, а помимо этого содержит вещества, способные нанести вред экологии. По этим причинам утилизация кассовых аппаратов проводится в порядке, регламентированным законодательством. В случае нарушения данного порядка, предпринимателям грозит наказание.
В статье рассмотрим, как правильно утилизировать кассовый аппарат.

Для чего необходима утилизация кассового аппарата

Хранить у себя старые кассовые аппараты компании и предприниматели не обязаны (если, конечно, они ими не пользуются).

Покупка контрольно-кассовой техники (ККТ) не отличается от покупки других товаров, соответственно, и документооборот при приобретении ККТ Такой же.

При покупке ККТ необходим договор купли-продажи, где указывается стоимость покупки, товарная накладная ТОРГ-12 (Постановление Госкомстата России № 132 от 25.12.

98), счет –фактура (в случае, если поставщик ККТ- плательщик НДС).

Какие документы необходимы для регистрации ККТ?

После того, как вы купили ККТ, нужно заключить договор с центром технического обслуживания (ЦТО) на сервисное обслуживание техники, а также зарегистрировать ККТ по месту своего учёта в налоговой инспекции.

Для регистрации ККТ налогоплательщик обязан представить в налоговые органы список документов (Положение о регистрации и применении ККТ, утвержденное Постановлением Правительства РФ №470 от 23.07.2007):

Опасные – это, тяжелые металлы, токсичные вещества, которые должны быть обезврежены. А ценные металлы и цветмет спец фирмы извлекают. Занимаются этим только специальные компании.

Обратившись в одну из таких компаний, предпринимателю потребуется заключить с ней договор. Согласно договора специалисты должны будут выполнить следующее:

  • провести экспертизу кассы и подготовить сопроводительные документы;
  • вывезти кассу к месту утилизации;
  • утилизировать ККТ (сюда включается обезвреживание опасных элементов,переработка цветмета, захоронение на спецполигоне).

Списание ККТ в бухгалтерском и налоговом учете

Списание кассового аппарата также потребуется отразить в бухгалтерских документах.

Сумма, по которой производится списание является остаточной стоимостью кассы, указанной в акте.

Как списать контрольно-кассовую технику – пошаговый процесс списание ККТ и образец приказа

Кассовый аппарат (ККТ), применяемый хозяйствующим субъектом для расчетов наличностью с населением, в любой момент может выйти из строя.

У ККТ-устройства существует срок полезной эксплуатации, который устанавливается заводом-изготовителем и, соответственно, завершается по истечении конкретного периода времени.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему – напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Все эти моменты считаются типичными не только для кассового аппарата, но и для любого иного технического устройства, являющегося объектом основных средств.

Самая правильная мера в подобных ситуациях – списание аппарата ККТ с соблюдением всех необходимых формальностей.

При каких обстоятельствах выполняется списание ККТ-устройства, каков порядок осуществления данной процедуры – все эти вопросы нужно рассмотреть более детально.

Причины снятия с учета контрольно-кассовой техники

Максимально возможный срок службы аппарата ККТ составляет 10 (десять) лет.

Хозяйствующий субъект, действующий по упрощенному порядку налогообложения, вправе списать остаточную стоимость кассового устройства, если аппарат ККТ еще не отработал полностью свой регламентированный срок эксплуатации (списание остаточной стоимости ККТ уже не будет иметь смысла, когда уровень амортизации такого устройства достигнет 100%).

Если же хозяйствующий субъект работает по общему порядку налогообложения, он учитывает амортизацию ККТ в своих затратах на протяжении всего срока службы данного устройства и обязательно списывает используемый кассовый аппарат до окончательного завершения этого срока.

Таким образом, возможными основаниями для списания ККТ-устройства могут являться следующие значимые обстоятельства:

  • Завершился регламентированный срок полезной эксплуатации кассового аппарата.
  • Выход ККТ из строя по причине такой поломки, которая либо не подлежит устранению, либо требует существенных расходов на её исправление, что не является целесообразным с экономической точки зрения.
  • Ощутимое сокращение производительности или эффективности применяемой техники в связи с её существенным физическим износом. Требуется её замена.
  • Устройство ККТ морально устарело (показатель – несоответствие используемой модели действующим, актуальным требованиям). Когда началось повсеместное внедрение онлайн-касс, многие контрольно-кассовые аппараты, оказавшиеся морально устаревшими и уже не подлежащими модификации, списываются именно по этой причине. Так, возникает необходимость приобретения и применения новых кассовых устройств (онлайн-касс), полностью отвечающих современным условиям.
  • ККТ-устройство/онлайн-касса передается иному пользователю на платной или безвозмездной основе (аппарат снимается в этом случае с регистрационного учета в налоговом ведомстве, закрывается фискальный накопитель онлайн-кассы).
  • Потеря или хищение ККТ-устройства/онлайн-кассы (аппарат снимается с регистрации в налоговом ведомстве, закрывается фискальный накопитель онлайн-кассы).

Как списать ККМ – порядок действий

Действующим законодательством не предусматривается особый порядок списания ККТ-устройства, который являлся бы общеобязательным для юр.лиц/предпринимателей.

Кассовый аппарат, как правило, учитывается хозяйствующим субъектом как типичный объект основных средств. Следовательно, при списании ККТ-устройства по тем или иным причинам необходимо руководствоваться правилами и алгоритмом, предусмотренными для снятия (списания) основных средств с учета юрлица.

Учитывая, однако, что ККТ регистрируется в налоговом ведомстве, следует сначала снять кассовое устройство с регистрационного учета в территориальной структуре ФНС.

Для этой цели в налоговую службу направляется заявление соответствующего содержания, предоставляется паспорт кассового аппарата, его регистрационная карта, иные документы.

Снятие ККТ с налоговой регистрации выполняется в установленном порядке. Если эта процедура завершилась успешно, можно осуществлять списание ККТ-устройства непосредственно на предприятии.

Списание кассового устройства выполняется в такой последовательности:

  • Формируется особая комиссия (по приказу руководства юрлица). Её задача – выявление технических устройств, подлежащих списанию.
  • Выполняется ревизия/осмотр соответствующих объектов. Заполняется нужная документация, состав которой определяется сложившейся ситуацией (акт ревизии/осмотра, ведомость дефектов, итоговое заключение комиссии, протокол инвентаризации, прочие бумаги).
  • Руководитель оформляет приказ о списании кассового устройства, полностью не прошедшего амортизацию. Основание – решение особой комиссии. В документе обозначаются наименование/характеристика объекта, причина его списания, назначенные сроки списания, ответственные субъекты.
  • Составляется и заполняется акт списания ККТ-устройства. При этом можно использовать стандартный шаблон такого документа (форма ОС-4). Основание – приказ руководства о списании.
  • Факт проведенного списания фиксируется в бухучете (через корреспонденцию необходимых счетов), корректно учитывается остаточная стоимость.
  • Если необходимо, выполняется надлежащая утилизация ККТ-устройства. Это может быть его разборка, а также частичная/полная ликвидация.
  • Детали/узлы, оставшиеся по итогам проведенного демонтажа, могут приходоваться на склад как материалы.
  • Документация, относящаяся к списанному аппарату ККТ, хранится у хозяйствующего субъекта на протяжении пятилетнего периода, по истечении которого она уничтожается.

Образец приказа

Приказ о списании аппарата ККТ является распорядительным актом, призванным подтвердить согласие руководства на выполнение данной процедуры. Его составление не является обязательным.

Необходимость оформления такого документа определяется спецификой деятельности хозяйствующего субъекта и характерными особенностями его документооборота.

Актуальным законодательством не устанавливается общеобязательная форма такого приказа. Соответственно, его можно оформить по свободному шаблону, принятому в конкретной организации.

Важно, чтобы такой распорядительный акт не противоречил ключевым принципам документооборота.

Он должен обязательно включать следующие пункты:

  • наименование хозяйствующего субъекта;
  • дата составления и регистрационный номер бумаги;
  • причина списания (к примеру, несоответствие ККТ-устройства актуальным требованиям);
  • ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт (если нужно);
  • детальная характеристика списываемого объекта (год выпуска, марка/модель, номер серии, прочие сведения);
  • актуальное состояние списываемого объекта (продолжительность использования, остаточная стоимость);
  • назначение срока списания/ликвидации;
  • список участников комиссии, их задачи;
  • подписи руководителя и всех перечисленных субъектов.

Скачать образец приказа о списании ККТ – word.

Выводы

Списание ККТ выполняется хозяйствующим субъектом по общим правилам, обычно применяемым для основных средств.

Следует учесть, однако, тот факт, что такому списанию обязательно должно предшествовать надлежащее снятие ККТ-устройства с официальной регистрации в территориальном ведомстве ФНС.

Процедура списания осуществляется в определенном порядке. Обязательно заполняются соответствующие документы.

Особое значение может иметь распорядительный акт руководства юрлица, разрешающий списание аппарата на основании заключения особой комиссии, также сформированной по отдельному приказу руководства.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему – напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 – Москва – ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 – Санкт-Петербург – ПОЗВОНИТЬ

+7 (800) 511-52-74 – Другие регионы – ПОЗВОНИТЬ

Бюджетный учет: что такое денежные документы и как с ними работать в бюджетном учреждении

Практически каждое государственное (муниципальное) учреждение использует финансовые активы, в том числе денежные документы. Они имеют определенную стоимостную оценку, их надо особым образом хранить и учитывать. Как работать с денежными документами в бюджетном учреждении? Разбираемся вместе с руководителем проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур Юлией Вольхиной.

Что такое денежные документы

Сегодня в России отсутствует нормативное определение для понятия «денежные документы». Не разработан и единый реестр денежных документов. В нормативных правовых актах обозначены лишь основные признаки и примеры таких документов (см. инструкцию, утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н; далее — Инструкция № 157н). Принято считать, что под денежными документами в бюджетном учете понимаются объекты определенной номинальной стоимости, которые приобретены и хранятся в учреждении, но услуги по ним еще не предоставлены.

Самые известные примеры такого рода документов — это талоны на бензин или на питание, почтовые марки, конверты с марками, извещения на почтовые переводы, путевки в санатории или детские оздоровительные лагеря и проч. К данным активам относятся также карты оплаты мобильной связи, IP-телефонии междугородных, международных переговоров, доступа в интернет, авиационные и железнодорожные билеты, проездные билеты на общественный транспорт и т.п.

Есть категория документов, которые имеют стоимостную оценку, но в целях бухучета не признаются денежными документами. В частности, это:

  • акции, которые были выкуплены у акционеров;
  • ценные бумаги;
  • бланки строгой отчетности (см. «Бюджетный учет: как хранить, учитывать и списывать БСО в бюджетном учреждении»);
  • документы на нематериальные активы.

Как отразить денежные документы в учетной политике

Ответ на вопрос, какие именно активы будут считаться денежными документами, учреждение должно закрепить в своей учетной политике. Там же прописывается порядок их учета, хранения и списания. Все эти процедуры регламентированы несколькими инструкциями и приказами Минфина России, полный перечень которых вы видите ниже.

Основные документы, которые регламентируют работу бюджетного учреждения с денежными документами:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н);
  • Приказ Минфина России от 30.03.15 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению».

Мы собрали в таблицу примеры формулировок, которые можно использовать в учетной политике организации:

Раздел

Что написать в учетной политике

Организация бухгалтерского учета

Перечень должностей работников, которые имеют право получать денежные документы и денежные средства под отчет на приобретение товаров (оплату работ, услуг), приведен в Приложении №. к настоящей Учетной политике.

Выдача денежных средств и денежных документов под отчет производится согласно соответствующему Положению №… к настоящей Учетной политике

Порядок проведения инвентаризации

Для подтверждения данных бухгалтерского учета и показателей годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств:

  • ________________________________
  • ________________________________
  • наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности — ежемесячно на произвольную дату.

Учет финансовых активов

В составе денежных документов учитываются (на выбор учреждения):

  • почтовые марки;
  • маркированные конверты;
  • карты экспресс-оплаты услуг связи;
  • оплаченные талоны на бензин и масла;
  • проездные билеты на отдельные виды транспорта: авиа- и железнодорожные билеты;
  • единые проездные билеты;
  • _______________________
  • _______________________

Денежные документы принимаются в фондовую кассу учреждения и учитываются по фактической стоимости.

Для каждого вида денежных документов нужно разработать отдельные локальные нормативные акты (ЛНА) — ими всегда интересуются контролирующие органы в ходе очередных и внеочередных проверок. В каждом ЛНА следует указать должности сотрудников, которые имеют право получать соответствующий вид денежного документа, а также обязательные условия и правила его использования.

Правильно составленный локальный нормативный акт должен обосновывать целесообразность применения денежных документов в бюджетном учреждении. Для этого необходимо тщательно прописать алгоритм, по которому сотрудники будут подтверждать свои расходы.

Как хранить, использовать и списывать

Поскольку учреждение уже оплатило, но еще не погасило денежные документы, они должны храниться в кассе. По фондовой кассе эти документы отражаются в случае, если:

  • приобретены по безналичному расчету;
  • приобретены за наличный расчет одним лицом, но расходовать их будет другое лицо;
  • выдаются сотрудникам по частям, а их остаток хранится в кассе.

Обратите внимание: если подотчетное лицо приобретает денежные документы и сразу же их расходует, то они списываются по авансовому отчету и не проходят по кассе.

Чтобы зафиксировать приход денежных документов в кассу и выдачу их из кассы, нужно использовать приходные кассовые ордеры (форма 0310001) и расходные кассовые ордеры (форма 0310002). Эти формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.15 № 52н (далее — приказ № 52н). На ордерах необходимо сделать надпись: «Фондовый», и далее зафиксировать их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Эти записи не должны пересекаться с теми, что отражают движение денежных средств.

По фондовой кассе следует завести отдельную кассовую книгу со сквозной нумерацией и пометкой «Фондовый» на каждом листе. Записи в нее вносятся после получения или выдачи денежных документов по каждому фондовому ордеру. Обратите внимание: строки «в том числе на заработную плату» и «общий остаток денежных средств в кассе на конец дня» в этой кассовой книге остаются незаполненными.

Контроль за денежными документами в бюджетном учреждении ведется в рамках регулярных проверок кассы. По результатам ревизии составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (форма 0504086). Правила ее заполнения регламентируются приказом № 52н.

За соблюдение требований к хранению, использованию и учету денежных документов в бюджетном учреждении отвечает его руководитель. Он определяет порядок и сроки проведения контрольных мероприятий.

Тонкости аналитического учета денежных документов

Аналитический учет денежных документов разграничивается по их видам в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051). Об этом сказано в пункте 171 Инструкции № 157н. Карточка начинается с записей остатков на начало года. Новые записи вносятся в срок не позднее, чем через день после совершения операции. Итоги по остаткам подводятся в конце каждого месяца.

Бесплатно скачать полнофункциональную демо-версию «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Все операции с денежными документами фиксируются в журнале по прочим операциям. Основанием для каждой новой записи должны стать отчет кассира и прилагаемые к нему документы (форма 0504071). Также как и карточка учета, журнал открывается остатками на начало периода. В нем отражаются обороты за весь период и выводятся остатки.

Правила бухгалтерского учета денежных документов

Все операции по бухгалтерскому учету денежных документов и соответствующие бухгалтерские записи можно разделить на две группы:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступление денежных документов

Поступление от поставщика в кассу

Расходование подотчетным лицом или возврат в кассу ранее выданных в подотчет

Выявление излишков при инвентаризации

Выбытие денежных документов

Выдача из кассы в подотчет

Возврат из кассы поставщику согласно условиям договора

Списание на чрезвычайные расходы (хищение, порча, уничтожение)

Обратите внимание: если учреждение выдает в подотчет одним и тем же работникам как денежные средства, так и денежные документы, то расчеты нужно вести на разных счетах. Например, к счету «208 00» можно добавить дополнительные аналитические коды.

Учет денежных документов в конкретных ситуациях

Рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые могут возникнуть при работе с денежными документами в рамках финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Пример 1. Покупка и учет проездных билетов

МКУ приобрело для своего сотрудника проездной билет на все виды транспорта за 1 500 рублей. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в казначействе. Проездной билет выдан сотруднику в подотчет. В дальнейшем он должен представить авансовый отчет и вернуть использованный билет.

Проездные билеты действительно выдаются сотрудникам, которые занимаются разъездной работой. Таким способом работодатель возмещает связанные со служебными поездками транспортные расходы. Приобретение данного вида денежного документа осуществляется по КОСГУ 222 «Транспортные услуги».

В бухгалтерском учете такая операция будет отражена следующими проводками:

Учет онлайн-касс и фискальных накопителей

Бухгалтерский учет онлайн-касс и фискальных накопителей

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ с 01.07.2019 контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Исключение — случаи, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника является основным средством (ОС) и учитывается на счете 101 04 «Машины и оборудование», поскольку онлайн-кассы являются материальными объектами:

  • со сроком полезного использования более 12 месяцев;
  • предназначенными для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения.

Срок полезного использования ККТ определяется согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Контрольно-кассовая техника имеет код ОКОФ 330.28.23.13.120 «Аппараты контрольно-кассовые», который относится к группе 330.28.23 ОКОФ «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» (рис. 1).

Рис. 1. ОКОФ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Группа 330.28.23 ОКОФ включена в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Срок полезного использования в учреждениях определяется по наибольшему сроку, установленному для амортизационных групп (п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Таким образом, срок полезного использования ККТ составляет 7 лет.

В первоначальной стоимости ОС учитываются также затраты на его доставку и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ККТ. Например, в зависимости от модели ККТ фискальный накопитель может входить в состав ККТ или приобретаться отдельно.

Эксплуатировать ККТ можно только в том случае, если она зарегистрирована в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе производится бесплатно.

Согласно пункту 4 статьи 4.1 «Требования к фискальному накопителю» Закона № 54-ФЗ:

Выдержка из документа

«Фискальный накопитель обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 30 календарных дней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, реквизитов следующих фискальных документов:

  • отчет о регистрации;
  • отчет об изменении параметров регистрации;
  • отчет об открытии смены;
  • кассовый чек (бланк строгой отчетности);
  • кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции);
  • отчет о закрытии смены;
  • отчет о закрытии фискального накопителя;
  • отчет о текущем состоянии расчетов;
  • подтверждение оператора.

Реквизиты отчета о регистрации, отчета об изменении параметров регистрации, сформированного в связи с заменой фискального накопителя, и отчета о закрытии фискального накопителя должны храниться в фискальном накопителе в течение срока его эксплуатации и в течение пяти лет со дня окончания срока его эксплуатации.»

Таким образом, на законодательном уровне регламентировано хранение фискального накопителя в течение 5 лет со дня окончания срока его эксплуатации.

В соответствии с нормами пункта 2 статьи 5 «Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей» Закона № 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники обязаны:

  • обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение 5 лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники;
  • осуществлять замену фискального накопителя и материалов, требующих регулярной замены (расходных материалов).

Следует учитывать, что согласно пунктам 4, 14 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ в связи с установкой в контрольно-кассовую технику нового фискального накопителя должна проводиться перерегистрация этой контрольно-кассовой техники.

Фискальный накопитель как расходный материал необходимо учитывать как материальный запас на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».

Поскольку со дня окончания эксплуатации фискальный накопитель перестает быть активом, но согласно Закону № 54-ФЗ подлежит обязательному хранению, при замене выбывший из эксплуатации фискальный накопитель следует учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке, по стоимости: один фискальный накопитель — 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).

При замене расходных материалов стоимость основного средства не изменяется. Согласно последнему абзацу пункта 27 Инструкции № 157н:

Выдержка из документа

«Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), в случае когда в результате ремонта не созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств, подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.»

Учет онлайн-ККТ и фискальных накопителей в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Бухгалтерские записи по отражению в учете онлайн-кассы и фискального накопителя и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2, приведены в таблице.

Операции по принятию обязательств, в том числе денежных, по оплате договоров поставки онлайн-кассы и фискального накопителя и собственно их оплаты отражаются в обычном порядке, поэтому не включены в таблицу.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции 1–6 оформляются в обычном порядке.

Операция 7 отражается документом Поступление материалов (забалансовый учет), в котором следует выбрать счет 02.4 «МЗ, не признанные активом».

Счет 02.4 «МЗ, не признанные активом» применяется для учета материальных ценностей, принадлежащих учреждению, признанных неактивами, до момента принятия решения об их дальнейшей судьбе или, как в данном случае, до срока окончания их хранения в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 335 Инструкции № 157н в случае одностороннего оформления акта учреждением, как в данном случае, материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02 в условной оценке: один объект — один рубль. В документе следует указать количество принятых на хранение фискальных накопителей и соответствующую стоимость.

При проведении документа формируется запись по дебету забалансового счета 02.4 «МЗ, не признанные активом» без указания корреспондирующего счета.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector