Услуги такси для юридических лиц налогообложение
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Услуги такси для юридических лиц налогообложение

Как отражать расходы на такси в налоговом учете

Использование такси в служебных целях уже давно перестало быть «экзотической» статьей расходов. Однако вопросов, как включать эти суммы в расходы НУ, у бухгалтеров по-прежнему немало. Фискальные органы разрешают признавать эти суммы при соблюдении ряда важных условий. Они касаются нюансов налогового, трудового законодательства и документального подтверждения статей расходов. Какие документы нужны для обоснования затрат и в каких случаях ФНС может предъявить фирме претензии – ответам на эти вопросы посвящен наш материал.

Обоснование расходов на такси

Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.

В качестве подтверждающих можно использовать:

  • заказы-наряды;
  • квитанции, чеки на проезд в такси;
  • подписанные по результатам поездки документы (договоры с контрагентами, акты и пр.);
  • договор с фирмой такси на оказание услуг (предпочтительно заключать его при постоянном использовании такси сотрудниками);
  • выписки банка с оплатой услуг фирмы-перевозчика.

К подтверждению подобных расходов в НУ следует подойти особенно тщательно: чиновники проверяют их, вплоть до сверки маршрута и времени поездки с рабочим временем сотрудника по договору. Если имеются сомнения, что расходы удастся подтвердить без проблем, лучше отнести их за счет чистой прибыли. Такие выводы можно сделать из письма Минфина №03-03-06/1/68839 от 20/10/17 г.

Использование услуг такси в НУ отражается с учетом определенных нюансов, о которых следует знать бухгалтеру.

Командировки

Выполняя служебное поручение в командировке, сотрудник может пользоваться такси весь период командировки: для поездок к вокзалу (аэровокзалу), месту, где он будет жить и работать (ст. 264-12 НК РФ). Такие расходы в НУ относят к прочим производственным. Минфин подтверждает это в ряде писем (например, №03-03-07/11901 от 02/03/17 ).

При этом не играют роли время суток и месторасположение вокзала – в городской черте или вне ее. Расходы все равно можно признать в расчетах налога.

Проезд до работы (и с работы)

Подобные расходы на такси наиболее часто оспариваются налоговиками. Чтобы включать их в затраты НУ, необходимо подтвердить следующие условия:

  • трудности проезда до службы и возвращения с нее с использованием иных видов транспорта (например, график сотрудника, не совпадающий с работой «обычного» транспорта, или территориальная удаленность места работы от остановок такого транспорта); порядок проезда необходимо отразить в приказе руководителя;
  • возможность проезда в такси прописана в колдоговоре (трудовом соглашении).

Служебные и представительские цели

Нередко сам характер работы сотрудника предполагает частые поездки, а то и постоянные разъезды по делам фирмы. Он может использовать для этих целей такси. Для безопасного включения в состав расходов сумм на оплату такси можно выбрать одну фирму и заключить с ней договор на перевозку. В трудовой договор (ЛНА) должно быть включено положение о разъездном характере работы сотрудника.

Представительские мероприятия

Представительские мероприятия (ст. 264-2 НК РФ) и расходы на доставку участников таких мероприятий с использованием такси подтверждаются сметой, отчетами с приложением оправдательных документов и приказом руководителя. Это прочие расходы НУ на производство и реализацию. При этом следует учитывать установленный 4% лимит за период (налоговый, отчетный), определяемый от затрат на оплату труда.

Важно! Расходы на такси, если имеет место доказанная служебная, производственная необходимость, не облагаются налогом на доходы сотрудника, взносами в фонды. Такова позиция судебных органов, Минфина (письмо Минфина №03-04-06/1-97 от 14/05/10, дело №03-04-06/1-97, дело №А28-740/2016, оба рассматривались в судах трех инстанций). Расходы понесены сотрудником в рамках исполнения им своих трудовых обязанностей (НК РФ, ст. 217-3).

Реквизиты документа

Реквизиты подтверждающих поездки на такси документов играют важную, а в случае судебных разбирательств между ФНС и фирмой зачастую решающую роль в возможности признать расходы такого рода.

Правительственное постановление №112 от 14/02/09 г. (прил. 5) определяет такие реквизиты, как:

  • серия, номер, наименование квитанции (чека ККТ) на проезд;
  • наименование фирмы-перевозчика (ИНН, адрес, телефон и само наименование);
  • дата документа;
  • стоимость услуг;
  • ФИО и подпись сотрудника, пользующегося услугами.

Такси и УСНО

На сегодняшний день у контролирующих органов нет единой позиции по вопросу включения затрат на проезд в такси работников, если организация работает на УСНО. Есть две противоположные позиции по ситуациям, наиболее часто встречающимся на практике.

Командировочные расходы

При применении «упрощенки» подтвержденные документами расходы на такси в командировке можно без проблем включать в расчет налоговой базы, на уменьшение. В ст. 346.16-13 НК РФ речь идет о расходах на проезд к месту командировки и затратах на обратный путь, которые налогоплательщик имеет право признавать в расходах. Указанная статья не конкретизирует наименование транспорта, следовательно, такси может компенсироваться наравне с другими способами проезда.

Кроме того, согласно ТК РФ (ст. 168) у работодателя есть обязанность компенсировать расходы по командировкам своих сотрудников, в том числе и проезд.

Важно! Порядок и размеры компенсаций за проезд в командировке в обязательном порядке должны быть прописаны в колдоговоре или ЛНА фирмы (ст. 168 ТК РФ). Иначе налоговые органы могут поставить их под сомнение.

Позиции федеральных актов не противоречат и разъяснительные письма Минфина. Так, возможность компенсации проезда на такси в связи с командировкой подтверждается в письме №03-03-07/11901 от 02/03/17 и ряде других, выпущенных ранее.

Если работнику на УСНО «доходы-расходы» выдавался аванс, покрывающий затраты по командировке, учесть в расходах суммы можно после того, как будет утвержден авансовый отчет. Если средств оказалось недостаточно и работнику пришлось использовать собственные деньги на покрытие служебных поездок в такси, их включают в НУ после выдачи сотруднику суммы перерасхода (письмо Минфина №03-11-04/2/80 от 27/06/12).

Разъездная работа

Несмотря на внешнюю схожесть расходов (как и в первом случае, речь идет об использовании такси в служебных целях), позиция чиновников относительно расходов в этом случае совершенно иная: подобные суммы «упрощенцы» учитывать в расходах не имеют права. В письме налоговой службы КЕ-4-3/3943 от 14/03/11 г. высказана именно такая позиция. Она обосновывается тем, что список расходов по ст. 346.16-1 НК не является открытым и не содержит наименования указанных затрат. В то же время, если работник по служебной необходимости пользовался проездными, такие расходы можно признать на основании пп. 6, п. 1 той же статьи как имеющие отношение к расходам по оплате труда. Такова позиция Минфина (письмо №03-05-02-04/121 от 01/08/06 г.).

Отражаем расходы на такси в налоговом учете (нюансы)

Расходы на проезд в такси командированного работника

Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.

В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.

Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.

В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.

Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.

Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в этой статье.

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.
Читать еще:  Как отчитываться ИП в налоговой по упрощенке

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Подробнее об удержании НДФЛ с компенсации проезда в статье «Проезд до работы и обратно – налоговый аспект» .

Расходы на такси для работников в служебных целях

Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.

Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.

Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы – это какие расходы?» .

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье .

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Итоги

Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.

Учет расходов на оплату услуг такси

Автор: Герасимова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, работники (официанты, повар, администратор) уезжают домой на такси, услуги которого оплачивает организация по договору, заключенному с транспортной компанией. Можно ли учесть в целях налогообложения прибыли организаций расходы на оплату услуг такси? Возникают ли у работников в описанной ситуации доходы, подлежащие обложению НДФЛ? Надо ли с сумм оплаты услуг такси начислять страховые взносы?

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) при условии, что эти расходы являются обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными и произведены в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В понимании того, какие затраты являются обоснованными, помогают списки налоговых расходов, приведенные в гл. 25 НК РФ, в том числе в ст. 264 НК РФ.

На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). В связи с этим финансисты разрешают в ситуации использования в качестве служебного транспорта услуг такси учитывать при определении базы по налогу на прибыль затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, при выполнении требований ст. 252 НК РФ (Письмо от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68839). Поездки в служебных целях – это, например, поездки на встречи с клиентами, на базу за продуктами, с целью сдачи отчетности, а вот поездка работника домой в качестве служебной квалифицировать сложно, поэтому учитывать расходы на оплату услуг такси в рассматриваемой ситуации на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не стоит. Более того, п. 26 ст. 270 НК РФ установлен запрет на включение в состав налоговых расходов затрат на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Но из этого общего правила есть два исключения:

когда расходы на оплату проезда включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

С учетом этой нормы финансисты делают такой вывод (см. Письмо от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181):

Организация вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, оплату услуг такси по доставке работников домой вполне можно признать производственной необходимостью.

Так, в деле № А59-3144/2010 общество смогло обосновать расходы на оплату услуг такси, в том числе таким пояснением:

Использование транспортных услуг такси обусловлено отсутствием маршрутов регулярного транспорта, безопасностью сотрудников, необходимостью прибытия на рабочее место в срочном порядке либо убытия с рабочего места в поздние часы.

В качестве документального подтверждения общество представило договоры об оказании услуг по перевозке пассажиров (сотрудников), акты выполненных работ, счета-фактуры, выставленные перевозчиками, регистры бухгалтерского учета. Налоговая инспекция сочла наличие этих документов недостаточным, так как они не содержат информацию о дате, времени, Ф. И. О пассажира, маршруте и стоимости поездки.

В свою очередь, общество сообщило, что исполнители представляли соответствующие детальные ведомости, которые проверялись на предмет соответствия договору и лиц, имеющих право пользоваться услугами такси, после чего подписывались акты об оказанных услугах. В целях бухгалтерского и налогового учета обществом обеспечивалась сохранность только актов об оказанных услугах.

Суд посчитал обоснованным довод общества о том, что требуемая налоговым органом детализация акта как первичного учетного документа законодательством о налогах и сборах не установлена. Предусмотренные договорами детальные отчеты об оказании услуг составляются для целей гражданско-правового характера, осуществления расчетов между сторонами договора, проверки качества и объема выполненных работ.

Итоговый вывод: спорные расходы понесены обществом в связи с производственной деятельностью, поэтому являются экономически обоснованными, и подтверждены документально (Постановление ФАС ДВО от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011).

К сведению: московские налоговики, исходя из того, что в п. 26 ст. 270 НК РФ речь идет о проезде транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, настаивали в свое время на таком подходе. Оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли (независимо от наличия такого обязательства работодателя в трудовом или коллективном договоре) (Письмо от 27.06.2008 № 20-12/060976).

Документально подтвердить и экономически обосновать затраты на оплату услуг такси смогло и общество в деле № А13-6206/2012.

Читать еще:  Отменили ли транспортный налог в 2018 году

При исполнении договоров на оказание транспортных услуг сторонами составлялись акты приемки услуг, в которых фиксировались оказанные транспортные услуги за месяц. Обществом также представлены квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя.

Кроме того, обществом принято положение об использовании корпоративного личного автотранспорта, услуг транспортных компаний и политике использования корпоративного и личного транспорта в производственных целях. В нем предусмотрено оказание услуг по перевозке работников общества транспортными компаниями как в служебных целях, так и по маршруту город – производственная площадка – город (в связи с отдаленностью завода от маршрута общественного транспорта). Согласно положению, учитывая отдаленность площадки от города и отсутствие общественного транспорта, компания предоставляет работнику автотранспорт (такси «Шансон» и «Такси-Сервис») для поездок на работу и домой. При оплате такси по безналичному расчету работник должен представить должным образом оформленную квитанцию. Каждый работник, которому не компенсируются транспортные расходы, получает 10 квитанций в месяц для осуществления поездок на работу и с работы.

Судьи выяснили, что доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения общества.

Следовательно, обществом выполнены требования ст. 252 НК РФ, в связи с чем оно правомерно включило в состав расходов затраты на оплату услуг по перевозке работников на такси (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 № Ф07-8924/2013).

Если оплата услуг такси по доставке работников домой является производственной необходимостью, объекта обложения НДФЛ не возникает, так как у сотрудников не образуется экономическая выгода. Согласен с этим и Минфин: при использовании сотрудниками организации арендованных автомобилей или такси для служебных поездок налогооблагаемого дохода у них не возникает, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщиков – физических лиц (Письмо от 14.05.2010 № 03-04-06/1-97). Но предупреждает: в организации должны быть документы, подтверждающие использование сотрудниками арендованных автомобилей или такси в служебных целях, их отсутствие может привести к возникновению у таких лиц экономической выгоды в той мере, в какой ее можно оценить. Полученный в этом случае доход в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды автомобилей или такси, используемых сотрудниками в личных целях, подлежит обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ (Письмо от 20.03.2017 № 03-04-06/15815).

К сведению: согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Ситуация, когда налоговая инспекция посчитала, что у работников возникли облагаемые НДФЛ доходы в натуральной форме в виде оказанных им услуг такси за проезд до места работы и обратно, была рассмотрена судьями в деле № А60-42437/2009-С6. Расчет доначисления НДФЛ налоговики осуществили на основании представленного обществом списка работников, пользовавшихся услугами такси, и отработанного работниками времени помесячно по табелям учета рабочего времени.

Арбитры же решили, что предложенный налоговой инспекцией расчет является необоснованным, поскольку произведен на основании приблизительного списка сотрудников, пользовавшихся услугами такси, не учитывает, какое количество дней и на какое расстояние осуществлялась перевозка того или иного сотрудника, то есть на основании неполной и приблизительной информации. При таких обстоятельствах решение в части доначисления НДФЛ в оспариваемой сумме было признано недействительным (Постановление ФАС УО от 18.06.2010 № Ф09-4486/10-С2).

Страховые взносы

Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Как указано выше, оплата услуг такси производится в пользу организации, а не ее работников, поэтому объект обложения страховыми взносами не возникает. Такой же подход продемонстрирован в Постановлении ФАС УО от 19.11.2013 № Ф09-10055/13 по делу № А76-25208/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 19.03.2014 № ВАС-2662/14.

Общество производило оплату услуг такси на основании договора на оказание услуг по перевозке сотрудников по платежным поручениям и мемориальным ордерам, актов оказанных услуг, счетов-фактур, реестра заказов такси и отчетов по поездкам с указанием маршрута движения. Данные перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией обществу, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены. Поэтому спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Расходы на оплату услуг такси на основании договора, заключенного с транспортной компанией, можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что эти расходы являются основанными (если оплата услуг такси по доставке работников домой после работы – производственная необходимость) и документально подтвержденными. Оказание транспортных услуг в интересах организации означает, что у работников не возникает облагаемого НДФЛ дохода в виде оплаты услуг такси. Кроме того, с этих сумм не нужно начислять страховые взносы.

Как учитываются расходы на услуги такси, используемых для поездок работников?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Нины Ивановны (г. Оренбург)

В связи с отсутствием в организации транспортных средств, нами заключен договор о предоставлении услуг по перевозке наших сотрудников на такси в аэропорты, ж/д вокзалы при направлении их в служебные командировки.

Расчет производится после выставления нам всех необходимых документов: счет,акт,талоны,реестр маршрута.Можем ли мы использовать такси для поездки по г.Москве и Московской области в производственных целях (это поездка в налоговую,поездка на перговоры к нашим клиентам и т.д.) Каким внутренним документом должны закрепить данные расходы,чтобы могли услуги по такси,как аренду а/транспорта, включить в затраты уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли?

По общему правилу (п. 1 ст. 252 НК РФ) расходы, произведенные организацией, должны быть:

1) экономически обоснованны;

2) документально подтверждены;

3) произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведенных расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается
При этом обязанность проверки экономической обоснованности расходов Минфин возложил на налоговые органы (Письмо Минфина России от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162).

Поэтому экономическая оправданность расходов является одним из основных источников споров с налоговыми органами. Дело в том, что налоговики слишком широко толкуют это понятие. Вот только некоторые причины признания расходов необоснованными:
– они не привели к получению доходов в налоговом (отчетном) периоде;
– в результате их осуществления компания получила убыток;
– размер расходов не соответствует финансовому состоянию дел организации;
– произведенные расходы не связаны с основными видами деятельности компании и т.д.

Однако обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, так как налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности организация осуществляет ее на свой риск и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность.

Кроме того п. 1 ст. 264 НК РФ разрешает организации списывать траты на такси на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Правда, при условии, что сотрудник совершал поездки по делам фирмы.
Таким образом, допустимо уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов на проезд на такси при следовании к месту командировки и обратно, дополнительных расходов на такси, связанных с деятельностью организации, при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 12 мая 2008 г. N 03-03-06/2/47.

Для предупреждения споров по принятию рассматриваемых расходов для целей налогообложения, рекомендуется восстановить распоряжение руководителя организации, датированное ранее подписания договора с перевозчиком (услуги такси), обосновывающего цели заключения этого договора (например, в организации отсутствует собственный или арендованный служебный транспорт и т.д.).
Кроме правильно оформленных документов во исполнение договора с перевозчиком (услуги такси), организации рекомендуется предусмотреть необходимость использования такси в локальных внутриорганизационных актах (например, распоряжение руководителя об исполнении конкретного задания с указанием сроков исполнения) и иметь дополнительные документы, подтверждающих необходимость использования такси.

Документами, подтверждающими экономическую обоснованность расходов на проезд на такси, могут быть, например:
– билеты с проставленным временем отбытия ночью;
– приказ руководителя организации, составленный на данную командировку, с указанием причины необходимости привлечения такси (например, экономия времени, своевременное прибытие в аэропорт и т.д.).

В должностных инструкциях сотрудников, использующих такси для внутренних поездок (в налоговую инспекцию, на переговоры с контрагентами и т.п.) рекомендуется прописать то, что их работа связана с поездками, с поддержанием имиджа организации и т.д. Кроме того, чтобы у инспекторов не осталось сомнений в целесообразности дорогостоящих услуг, рекомендуется регулярно составлять соответствующие отчеты о поездках.

Экономическую целесообразность рассматриваемых расходов можно так же подтвердить, например, служебной запиской на имя руководителя организации (или его заместителя) с просьбой разрешить воспользоваться услугой такси (это, кстати, не обязательно может быть аэропорт; но и железнодорожный или автомобильный вокзал) и указанием обоснования (поздний вылет или выезд; большое количество и вес служебных документов и пр.). Разрешение руководителя организации (или его заместителя) путем наложения согласительной резолюции или закрепленный локальным нормативным актом организации порядок использования такси в отдельных ситуациях может доказывать обоснованность указанных расходов.

Читать еще:  Как оплатить налог на прибыль ИП УСН?

В то же время, учитывая предвзятую позицию проверяющих органов, даже при наличии большого количества оправдательных документов, экономическую обоснованность использования в деятельности услуг такси организации, возможно, придется подтверждать в суде.
Возможно, что нижеприведенные выводы Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ помогут отстоять вам свое право на учет рассматриваемых расходов в случае возникновения споров с налоговиками.

1. Чтобы обеспечить единообразие судебной практики по налоговым спорам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” ввел в оборот отсутствующее в законодательстве понятие “налоговая выгода”.
Налоговая выгода может быть признана судом обоснованной либо необоснованной.

На обоснованность налоговой выгоды также влияет обоснованность расходов налогоплательщика. Так, если расходы экономически неоправданны и не направлены на ведение предпринимательской деятельности, то суд может установить наличие необоснованной налоговой выгоды.

2. Вопрос обоснованности и экономической оправданности расходов стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своих Определениях от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 320-О-П и от 04.06.2007 N 366-О-П суд разъяснил основные моменты, связанные с толкованием этих понятий и применением норм ст. 252 НК РФ:

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат (абз. 7, 8 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 3, 4 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 3, 4 п. 3 Определения N 366-О-П).

2. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (абз. 9 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 5 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 5 п. 3 Определения 366-О-П).

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса (абз. 9, 10 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 5, 6 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 5, 6 п. 3 Определения N 366-О-П, Определение ВАС РФ от 12.08.2008 N 9783/08).

4. Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы (абз. 11, 13 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 7, 9 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 7, 9 п. 3 Определения N 366-О-П).

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Учет расходов на такси в 2020

Довольно много организаций в настоящее время заканчивают работу поздней ночью, поэтому работники уехать домой могут только на такси. Такие услуги оплачивать может работодатель, заключив с транспортной компанией договор на услуги такси. В статье разберём учет расходов на такси, учитываются ли такие расходы при налогообложении, а также нужно ли удерживать с сотрудников НДФЛ в этой ситуации и начислять страховые взносы.

Налоговый учёт расходов на такси

Если расходы организации является экономически обоснованными, документально подтвержденными и направлены на получение дохода, то она вправе их учесть при расчёте налога на прибыль. Какие именно затраты является обоснованными указывается в НК (Читайте также статью ⇒ Порядок и образец заполнения путевых листов для легкового такси в 2020 году).

Под прочими понимают такие расходы, как содержание служебного транспорта. Соответственно, если такси используют как служебный транспорт, То-есть для поездок служебных целях, расходы на него можно учесть при определении базу налога на прибыль. Под поездками в служебных целях понимаю встречи с клиентами, либо в налоговую для сдачи отчётности. Поездка сотрудника с работы домой как служебная классифицироваться не может и учитывать расходы на таком основании не стоит. Помимо этого, в налоговом кодексе существует запрет по включению в налоговые расходы оплаты проезда до места работы или обратно на общественном транспорте, специальным маршрутом или ведомственным транспортом.

Затраты на проезд могут включаться в расходы на производство из-за технологических особенностей производства, либо когда оплата проезда предусмотрена коллективным или трудовым договором.

Таким образом, затраты которые связаны оплаты услуг такси для работников можно включить в состав расходов, но только если это обусловлено технологическими особенностями производства или предусмотрено в трудовом либо коллективном договоре. То-есть, если организация оплачивает проезд работников домой с работы ночью, то это можно считать производственной необходимостью, так как общественный транспорт в это время не ходит. Обосновать такие расходы организация может следующим образом: «Использование услуг такси обусловлено отсутствием общественных маршрутов регулярного транспорта, безопасностью сотрудников, а также необходимостью прибытия на работу в срочном порядке, либо для убытия с рабочего места в ночные часы работы».

Документально подтвердить расходы на такси организация может договором с транспортной компанией на оказание услуг, акты, счёта фактуры, регистры бухгалтерского учёта.

НДФЛ и страховые взносы

Когда оплата за такси по транспортировке сотрудников домой обусловлена производственной необходимостью, у работников не возникает экономическая выгода, соответственно, НДФЛ удерживать не нужно. Такие поездки обусловлены интересами организации, а не сотрудников.

Следует помнить, что у организации должны быть подтверждающие документы об использовании работниками арендованного автомобиля или такси для служебных целей. Если таких документов нет, это указывает на то, что лица, используемые такси, имеют экономическую выгоду. А такой доход должен облагаться НДФЛ.

Что касается страховых взносов, то объектом их обложения признаются такие выплаты и вознаграждения, производимые физическим лицам при трудовых отношениях либо по договорам гражданско–правового характера, предмет которых представляет собой выполнения определённых работ или оказание услуг.

При оплате услуг такси организацией, польза возникает у нее, а не у сотрудников. В связи с этим объекта по обложению страховыми взносами не возникает.

Учесть в целях налогообложения расходы на такси по договору с транспортной компанией можно только в том случае, если расходы эти является обоснованными (к примеру, в целях производственной необходимости), а также документально подтверждёнными. Такие услуги признаются оказанными в интересах компании, что говорит о том, что у сотрудников облагаемого налогом дохода не возникает. Соответственно, из суммы, оплаченной такси за перевозку сотрудника домой, НДФЛ удерживать не нужно. Кроме того, страховые взносы на эту сумму также не начисляются.

Важно! Сумма, оплаченная за услуги такси по перевозке сотрудников домой не подлежит обложению НДФЛ. Также на эту сумму не начисляются страховые взносы, так как доход у сотрудника в этом случае не возникает.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Бухгалтерский учёт расходов на такси

При бухгалтерском учёте расходы по оплате такси сотрудника отражаются либо на 26 счёте либо на 91. Зависит это от того, на что направлены расходы. Когда услуги такси используются не для производственных целей, то отражаются они на 91 счёте (Читайте также статью ⇒ Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки). Примером могут служить поездки работников на благотворительные мероприятия, либо на встречи с представителями других организаций, которые не являются контрагентами работодателя и т.д. Когда такси предназначено для производственных целей, например, поездка на производственную выставку, то учитывают расходы на 26 счёте (Читайте также статью ⇒ Счет 26: Общехозяйственные расходы. Пример, проводки).

Расходы на такси директору

Документ, который может подтвердить проезд в такси, представляет собой либо кассовый чек, либо квитанцию. Такой документ должен содержать следующие реквизиты:

  • Наименование квитанции, её серия и номер;
  • Дата выдачи квитанции;
  • Стоимость за пользование такси;
  • ФИО ответственного по проводимым расчётам, а также его подпись.

В качестве представительских расходов могут рассматриваться транспортное обеспечение участвующих представителей других организаций, либо работников организующий компании месту официального приема для переговоров. Это может быть обед, либо другое официальное мероприятие.

На основании этого, встреча в ресторане может рассматриваться основанием для представительских расходов, при этом проезд руководителя в этот ресторан на такси учесть можно на том же основании. Но для этого, кроме документа, который выдается директору в такси, потребуются другие документы, которые могут подтвердить представительские расходы. К ним относятся:

  • Приказ о приведении конкретного представительского мероприятия;
  • Смета о представительских расходах, хотя в настоящее время обязательной она не является;
  • Отчет по представительским расходам, в котором будут указаны цели мероприятия, результаты проведения мероприятия, а также суммы понесённых расходов.

Включать представительские расходы в состав прочих расходов можно только в размере, который не превышает 4% от затрат по оплате труда в отчётном налоговом периоде.

Все поездки сотрудников на такси должны быть санкционированы руководителем организации, например, приказ руководителя может устанавливать определённый круг сотрудников, которым разрешено пользоваться услугами такси с целью выполнения определённых служебных обязанностей. Кроме того, такой приказ определяет критерии по выбору в качестве транспорта – такси.

Важно! Приказ руководителя, вместе с чеком, показывающим оплату услуг такси, будет является документальным подтверждением затрат.

Если рассматривать проезд на такси директора с работы домой или обратно, то отнести их к представительским расходам нельзя. Такого виды затраты учесть можно только в том случае, если они связаны технологическими особенности производства. Либо если они оговорены в трудовом или коллективном договоре. То есть, для того чтобы учесть расходы по услугам такси для проезда руководителя с работы домой или обратно, нужно прописать необходимость в таких поездках либо в трудовом договоре с директором, либо в приказе о проезде работников с работы на работу, в случае возникновения особых условий деятельности организации.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector