Услуги по доставке груза налогообложение
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Услуги по доставке груза налогообложение

Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.

Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.

Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.

ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предприниматели могут использовать:

  • Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
  • Упрощенный режим (УСН).
  • Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
  • Патент (ПНС).

Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.

Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.

Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:

  • Объем планируемых заказов.
  • Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
  • Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.

Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.

Внимание! Имеется ограничение по применению одновременно ЕНВД и патента. Одновременно применять системы не разрешено, предприниматель должен выбрать одну форму налогообложения, по которой будет платить налог.

Общеустановленная система налогообложения

Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.

Положительные стороны применения вида учета для ИП:

  • Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
  • Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.

Отрицательные стороны ведения ОСН:

  • Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
  • Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.

Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.

При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.

Упрощенная система

Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.

Положительные стороны применения УСН:

  • Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
  • Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
  • Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.

Отрицательные стороны использования УСН:

  • Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
  • Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.

Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.

Вмененный доход

ИП часто применяют ЕНВД при оказании услуг по перевозке грузов. Для формы характерны отсутствие необходимости ведения полного документооборота.

Плюсы применения ЕНВД:

  • Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
  • Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.

Минусы применения ЕНВД:

  • Необходимость платежа единого налога вне зависимости от реализации услуг.
  • Наличие ограничения по числу машин. Допускается использовать до 20 штук единиц транспортных средств.

При наличии малого автопарка и незначительных по размеру стоимости контрактов ИП может выбрать между ЕНВД и ПНС. Для сравнения необходимо получить информацию в ИФНС о стоимости патента на грузоперевозки и сравнить с налогом на вмененный доход.

Внимание! Патентная система применяется только в регионе его приобретения. При заключении договоров на оказание транспортных услуг необходимо обеспечить совпадение места составления соглашения и применения патента.

Дополнительный документооборот

Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.

Необходимо обеспечить:

  • Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
  • Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
  • Ведение книг учета выданных путевых листов.
  • Заключение договоров транспортной экспедиции.

Особое значение наличие оправдательных документов имеет в случае использования расходных форм для снижения основного налога при ведении ОСН или УСН с видом учета «доходы минус расходы». Транспортные услуги характеризуются значительным количеством оправдательных документов, что требует наличия штата обслуживающих учет сотрудников.

Внимание! При отсутствии путевых листов принять в состав расходов топливо, масла, расходные материалы и запчасти нельзя. ИФНС при проверке ИП исключит затраты и дополнительно начислит основной налог и применит санкции – пени, штрафы.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

Читать еще:  Платит ли пенсионер транспортный налог в москве

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Услуги по перевозке грузов или транспортная экспедиция: когда платить ЕНВД?

По результатам выездной проверки налоговая инспекция привлекла индивидуального предпринимателя к налоговой ответствен-ности. Основанием для этого послужило неправомерное применение коммерсантом системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке грузов. По мнению налоговой инспекции, предприниматель осуществлял дея-тельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, налогообложение которой должно производиться в рамках общего режима налогообложения. Предприниматель с таким решением не согласился и обратился в суд.

В свою очередь арбитры отметили, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении автотранс-портных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Понятие «услуги по перевозке пассажиров и грузов» налоговым законодательством не определено. Поэтому, учитывая поло-жения статьи 11 НК РФ, в данном случае необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за пе-ревозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

На основании статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознагражде-ние и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение опреде-ленных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, свя-занные с перевозкой.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено зако-ном о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

В статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что Правила транспортно-экспедиционной деятельности, определяющие перечень экспедиторских документов (документов, под-тверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг, утверждаются Правительством РФ.

В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, даны понятия экспедитора, транспортно-экспедиционных услуг, экспедиторских документов, экспедиторской и складской расписок, поручения экспедитору.

Читать еще:  Рентабельность совокупных активов по прибыли до налогообложения

Кроме того, согласно данным Правилам отношения по оказанию траспортно-экспедиционных услуг предполагают обязатель-ное наличие перевозчика (лица, осуществляющего перевозку груза на основе договора перевозки) и оформление экспедицион-ных документов.

Арбитры выяснили, что предприниматель никаких действий по организации перевозки грузов и привлечению посредников при доставке грузов по заявкам организации-заказчика не принимал и расчетов с ними не производил. Осуществление перевозок производилось силами предпринимателя и за его счет. Наличие в собственности коммерсанта грузовых автомобилей подтвер-ждено паспортами транспортных средств.

Таким образом, судьи в Постановлении ФАС Центрального округа от 15.08.2011 № А35-10330/2010 пришли к выводу, что доход, полученный индивидуальным предпринимателем от перевозки грузов, подлежал налогообложению в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД.

Грузоперевозки с НДС или без НДС для ИП и ООО – основные различия

Налог является косвенным, его исчисление осуществляется продавцом при продаже товаров покупателю или при оказании услуг. Дополнительно к стоимости продаваемых товаров продавец начисляет сбор, который исчислен по соответствующему тарифу. Плательщиками сбора являются организации и ИП. Популярен вопрос, как рассчитывается стоимость за грузоперевозки с НДС.

Порядок обложения НДС транспортных услуг

НДС в грузоперевозках следует оплачивать исходя из того, кто оказывает подобные услуги и где они производятся. Согласно законодательству, предусмотрено несколько вариантов ставок обложения, а в некоторых случаях вносить данный налог не требуется совсем, либо применяется нулевой тариф.

Согласно статье 164 НК, в некоторых случаях на грузовые перевозки применяется нулевой тариф. Он является актуальным при осуществлении международных перевозок, при перевозке нефти и природного газа из РФ или на территорию страны, а также при выполнении процедуры транзита, перевозки пассажиров с пунктов назначения и отправления вне РФ.

Облагаются по нулевой ставке, в том числе, перевозки в пригородном сообщении в РФ, некоторые перевозки в дальнем сообщении, а также внутренние воздушные перевозки, если пунктом отправления или назначения является Крым или Севастополь.

Чтобы воспользоваться льготной ставкой в 0% при перевозках за пределами страны, плательщику заранее нужно предоставить некоторые документы. Список включает копии договоров, транспортной документации, ТД. Эти сведения должны быть представлены в фискальный орган в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени представления отметки в таможне. Если плательщик не представляет своевременно документацию, он будет обязан внести НДС в бюджет.

Работать с НДС в грузоперевозках, который составляет 10%, могут лица, осуществляющие перевозки внутри страны – пассажирские и багажные. В иных случаях для ОСНО применяются ставки в 20%.

Таким образом, согласно нормам НК РФ, при оказании услуг могут применяться разные ставки, а также освобождение от сбора. Если плательщиком применяется нулевой тариф, нужно доказать правомерность его использования, иначе придется доплачивать НДС по основной ставке.

Налоговая система при грузоперевозках для ИП и ООО, как работать с НДС

Для оптимизации НДС предусмотрены разные системы обложения, которые снижают фискальную нагрузку – УСН, ПСН и ЕНВД. Понятие грузовых перевозок подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по указанному адресу по контрактам. Для ведения бизнеса ИП или ООО по грузоперевозкам, достаточно пройти регистрацию и выбрать режим.

Чтобы определить систему обложения, нужно учесть масштабы бизнеса, количество применяемого транспорта, размер выручки. Одна из популярных систем обложения – УСН. Она предусматривает уплату налога по доходам в 6% или доходы минус расходы со ставкой 15%.

Система ЕНВД применяется, если численность транспорта – не более 20. При наличии нескольких ОКВЭД потребуется ведение раздельного учета. Наемного персонала должно быть не более 100 человек.

Система ПСН используется исключительно ИП. Перед тем, как работать ИП с НДС или организацией, нужно тщательно проанализировать преимущества и недостатки разных систем, чтобы выбрать подходящий вариант.

Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.

Оплата за грузоперевозки с НДС или без

Ставка НДС для ИП (индивидуальных предпринимателей) и организаций может рассчитываться по тарифам в 0,10 или 20%. Применение конкретной ставки зависит от того, какой груз провозится, каким транспортом, откуда, какое место назначения и т.д.

К примеру, по нулевому тарифу может облагаться международная перевозка, а также за пределами РФ с посадкой в России, транзитные операции. Право на применение нулевого процента требуется подтвердить, представив документацию. Иногда можно отказаться от использования этого тарифа. Ставка в 20% используется в тех случаях, когда не получается применить нулевой процент или тариф в 10%.

Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно представить документы. Их перечень может различаться в зависимости от типа операции. Если осуществлялись международные перевозки, потребуется контракт на оказание услуг, транспортные документы. Если перевозка была с использованием воздушного судна с посадкой в РФ и последующим вылетом, нужен реестр перевозочных документов.

При выполнении операции транзита нужен контракт на оказание услуги, ТД, товаросопроводительные документы. При несвоевременной подаче документации потребуется заплатить тариф, который составляет 20%.

Работа ИП с НДС плюсы и минусы

Предприниматель имеет право самостоятельно установить оптимальный режим обложения для своей деятельности. Часто ИП используют специальные режимы, например, УСН, ПСН и ЕНВД, которые позволяют не вносить налоги на добавленную стоимость. Однако в некоторых случаях уплачивать сбор приходится, либо ИП должен работать на ОСНО, если применение специальных режимов запрещено.

Ставка по данному платежу может изменяться в зависимости от того, какие операции осуществляются. Если предприниматель работает на ОСНО, он должен в обязательном порядке вести книгу покупок и продаж. Расчет по платежам происходит каждый квартал. Лицо должно своевременно подавать декларацию по налогам.

Есть некоторые плюсы и минусы работы с НДС. Основные плюсы для ИП:

  • Возможность сотрудничества с крупными контрагентами.
  • Возможность принятия к вычету налога.

Основной недостаток работы с данным сбором на ОСНО – сложный расчет. Но если работать без этого платежа, бизнесмен становится менее конкурентоспособным, есть риск отказа в совместной работе от потенциальных партнеров. Предприниматели на ОСНО часто более тщательно проверяются налоговыми органами.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Предварительно следует определить, по какой ставке осуществляется работа с НДС – 0, 10 или 20%. Перечень услуг, облагаемых ставкой 0%, прописан в НК и является закрытым. Также есть перечень товаров, облагаемых 10%.

В остальных случаях организации, работающие на ОСНО, должны оплачивать налог в размере 20%. Если своевременно не поданы документы, подтверждающие право использования нулевого процента, уплачивается сбор по основному тарифу.

Как выбрать систему налогообложения для ИП, занимающихся грузоперевозкой

Грузоперевозки – это деятельность по доставке груза от отправителя к получателю. Заняться этим бизнесом просто, достаточно иметь собственный или арендованный грузовой транспорт и водителя с нужной категорией прав. Если вас интересует это направление, предлагаем узнать, какую систему налогообложения выбрать для ИП по грузоперевозкам.

Обратите внимание, что для налогового учета грузоперевозки и дополнительные услуги перевозчика, например, экспедиторские — это разные виды деятельности:

  • код ОКВЭД грузоперевозки — 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта»;
  • код ОКВЭД экспедиторских услуг — 52.24 «Транспортная обработка грузов».

Для грузоперевозок можно применять такие льготные налоговые режимы, как ЕНВД и ПСН, а для дополнительных услуг – нельзя. Учитывая это, при выборе ЕНВД или ПСН следите за тем, чтобы в документах с клиентом у вас были указаны только услуги по перевозке. Если налоговая инспекция обнаружит в акте другие оказанные услуги, то этот доход будет обложен налогом дополнительно, в рамках УСН или ОСНО.

Читать еще:  Сообщения на тему основные система налогообложения

Как выбрать выгодный режим налогообложения

Разобраться в том, какая система налогообложения будет выгодной для ИП-грузоперевозчика, проще на конкретном примере.

Предприниматель, работающий в г. Киров, арендует пять грузовых машин, грузоподъемностью менее 10 тонн каждая. На одной работает сам плюс имеет шесть наемных работников.

Данные для расчета налоговой нагрузки:

  • Доходов в месяц – 1 800 000 рублей;
  • Расходов в месяц – 1 270 000 рублей;
  • Страховые взносы за работников в месяц – 60 000 рублей (учтены в общих расходах);
  • Взносы ИП за себя при таком доходе составят 249 238 рублей за год или 20 770 в месяц (тоже учтены в общих расходах).

Надо рассчитать, на каком налоговом режиме в 2019 году предприниматель будет платить меньше всего налогов. Учитывая, что в нашем примере соблюдены все ограничения, действующие для специальных налоговых режимов, предприниматель может выбирать из таких вариантов:

  • ПСН;
  • ЕНВД;
  • УСН Доходы;
  • УСН Доходы минус расходы.

Налоговую нагрузку на каждом режиме будем считать отдельно, для корректного сравнения итоговых сумм.

Патентная система налогообложения (ПСН)

ПСН – это единственный налоговый режим, доступный только индивидуальным предпринимателям. Для ИП в 2019 году, который хочет купить патент на грузоперевозки, должны соблюдаться следующие ограничения:

  • количество работников по всем видам деятельности – не более 15 человек;
  • лимит годового дохода – 60 миллионов рублей.

Налог на патентной системе рассчитывается не от реально полученного дохода, а от расчетного – потенциально возможного годового дохода, установленного по этому виду деятельности региональным нормативным актом. Налоговая ставка – 6% от этой расчетной суммы.

ФНС разработала специальный калькулятор, с помощью которого легко рассчитать, сколько будет стоить патент на грузоперевозки для ИП в нашем примере. Укажем в калькуляторе место выдачи патента и количество единиц транспорта. Получаем, что сумма налога, при применении патентной системы налогообложения для данного вида предпринимательской деятельности на 12 месяцев составит 68 592 рубля.

Патент не обязательно покупать на весь год, можно оформлять его на один или несколько месяцев. Если считать стоимость патента на месяц, то получим 5 716 рублей или чуть больше 1 000 рублей на одну единицу транспорта. Совсем немного.

Один из минусов патентной системы в том, что при расчете налога не учитываются страховые взносы, уплаченные за работников и самого предпринимателя. На всех других режимах, как мы покажем дальше, взносы уменьшают налоговую базу или сам налог.

Единый налог на вмененный доход

Посчитаем, сколько должен платить кировский предприниматель при выборе ЕНВД грузоперевозки. Здесь налог считают по сложной формуле, и итоговая сумма тоже не зависит от реального дохода ИП.

Чтобы подсчитать сумму налога для выборе ЕНВД грузоперевозки в месяц, надо подставить значения в формулу БД * ФП * К1 * К2 * 15%. Расшифруем показатели:

  • БД – базовая доходность в месяц по конкретному виду деятельности на одну единицу физического показателя;
  • ФП – физический показатель, для грузоперевозок выражается в количестве единиц транспорта;
  • К1 – коэффициент-дефлятор, принимается на каждый год Минэкономразвития РФ, в 2019 году К1 равен 1,915.
  • К2 – корректирующий коэффициент, который дает право региональной власти для стимулирования развития отдельных отраслей существенно снижать налог на ЕНВД.

К2 для ЕНВД грузоперевозки в г. Киров составляет 0,8 (показатель взят из решения Кировской городской Думы), значения БД и ФП указаны в статье 346.29 НК РФ.

Для расчета налога советуем воспользоваться нашим калькулятором ЕНВД-онлайн, который выдал нам сумму 20 682 рубля в квартал или 82 728 рублей в год. Эта сумма больше, чем стоимость патента на год, но на ЕНВД рассчитанный налог может быть уменьшен на сумму взносов, уплаченных за работников и самого предпринимателя.

Если бы ИП работал сам, то уменьшить налог можно было бы на всю сумму взносов за себя, а поскольку у него есть работники, то уменьшение возможно не более, чем на 50% от расчетной суммы.

Подсчитаем – за год предприниматель заплатит за себя и работников 969 238 рублей взносов, но уменьшить налог в нашем примере можно не более, чем наполовину:

82 728/2 = 41 364 рублей.

УСН Доходы

На этом режиме подсчитать налог предельно просто – взимается 6% от доходов без учета налога. Считаем: (1 800 000 * 12 месяцев) = 21 600 000 * 6% = 1 296 000 рублей. Даже с учетом того, что рассчитанный налог можно уменьшить за счет взносов до половины получаем 648 000 рублей. Очень много!

Причина в том, что в доходах высока доля расходов, поэтому, возможно, из УСН надо выбирать вариант «Доходы минус расходы», а не «Доходы». Проверим это предположение расчетами.

УСН Доходы минус расходы

При расчете налоговой базы уменьшим полученные доходы на произведенные расходы и умножим на налоговую ставку 15%.

Считаем: ((1 800 000 – 1 270 000) * 12 месяцев) = 6 360 000 * 15% = 954 000 рублей. И хотя, на первый взгляд, эта сумма меньше, чем рассчитанная до уменьшения сумма на УСН Доходы, но ее нельзя уменьшить на уплаченные взносов. Они уже учтены в общих расходах. Итоговый платеж в бюджет не изменится и составит 954 000 рублей.

Льготное налогообложение для ИП

Таким образом, мы наглядно показали, что российское законодательство дает возможность малому бизнесу работать на минимальной налоговой нагрузке. Сравним в таблице рассчитанные для нашего примера суммы для разных режимов (общая система в расчетах не учитывалась, как априори самая невыгодная).

Система налогообложения Налог к уплате за год, рублей
ПСН 68 592
ЕНВД 41 364
УСН Доходы 648 000
УСН Доходы минус расходы 954 000

Что мы видим? Суммы налогов на УСН Доходы минус расходы и ЕНВД различаются в 23 раза! Обязательно делайте такой расчет (самостоятельно или с привлечением специалистов) до того, как приступите к реальной деятельности, и своевременно подавайте заявление на выбранный режим.

Для тех, кто выбрал ЕНВД и ПСН, советуем учесть, что налоговые органы будут тщательно проверять наличие правильно оформленных документов, подтверждающих реально оказанные услуги, а также соответствие цен рыночным. Дело в том, что недобросовестные налогоплательщики часто используют грузоперевозчиков на ЕНВД и ПСН в налоговых схемах.

Не соглашайтесь, если заказчик предложит процент за вывод своих денег из-под налогообложения, указав в акте, что сумма якобы оказанных услуг составляет несколько миллионов рублей в месяц! Вас могут уверять в том, что для грузоперевозчика здесь нет никакого риска, ведь он платит налог не с реального дохода, а рассчитанного. На самом деле, если схему раскроют, то грузоперевозчику грозит уголовная ответственность, а все полученные доходы обложат по максимальной ставке.

день добрый подскажите.грузо перевозки на авто. до 1 тоны. работаю сам . какой выбрать код для ИП. и как рассчитать какой налог буду платить. спасибо.

Добрый день, Василий
Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию по налогообложению здесь.

День добрый подскажите грузоперевозки 1.5-2 тонны сам за рулём какую систему выбрать доход предполагаеться 60000 руб.в месяц

Добрый день, Виталий
Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию по налогообложению здесь.

Добрый вечер. Грузоперевозки. езжу сам, доход до 150000 т.р. в месяц. какую систему налогооблажения выбрать?

Добрый день, Дмитрий
Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию по налогообложению здесь.

Добрый день, подскажите какую систему лучше выбрать? Машина 8-10тонн, сам работаю. Хочу открыть ИП на жену.

Добрый день, Алексей
Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию по налогообложению здесь.

Добрый вечер.Хочу открыть ИП на себя.Грузоперевозки до 5 тонн.Одна машина.сам работаю.Какую систему выбрать?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector