Услуги автосервиса налогообложение
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Услуги автосервиса налогообложение

Как ИП может открыть автосервис: налоги

Может ли открыть ИП автосервис, налоги какие при этом надо платить – такие вопросы интересуют многих бизнесменов. Если человек решил стать индивидуальным предпринимателем, то ему нужно будет выбрать направление своей деятельности. Например, это может быть деятельность по техобслуживанию и ремонту автомашин. Когда открывает ИП автосервис, система налогообложения должна быть выбрана им самим. Естественно, что создавать себе проблем не нужно, и выбор будет падать на самую оптимальную из всех. К таким формам относятся:

  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система.

Таким образом, налогообложение для автосервиса ИП может быть выбрано из этих, наиболее благоприятных для предпринимателя, систем.

Автосервис ИП через ЕНВД

Как и в любом виде деятельности, здесь тоже существуют свои трудности. Не так давно определилась ситуация, касающаяся разновидностей транспорта, которые можно было ремонтировать и обслуживать, если ИП зарегистрировал свою деятельность на ЕНВД.

В частности, в помощь приходит Общероссийский классификатор услуг населению, в котором код 017000 обозначал оказание услуг по ремонту и обслуживанию для легковых автомобилей, грузовиков и пассажирского транспорта. То есть на разнообразные виды прицепов это не распространяется. Однако после 2012 года ситуация изменилась, и в этот перечень включились услуги по ремонту и изготовлению принадлежностей для авто и мотоциклов.

Помимо всего прочего возникают трудности с введением в действие услуг государственного технического осмотра, поскольку какое-то время Федеральная налоговая служба считала невозможным применение к этому виду услуг ЕНВД. Стоит все же отметить, что с начала 2010 года этот вопрос является закрытым, и никаких запретов на использование этой системы введено не было.

Еще одна проблема появляется при решении автосервиса об использовании в ремонте своих запчастей. Если верить ФНС, то какое-то время попытка предложить запасные части не могла войти в рамки ЕНВД, поскольку уже становилась разновидностью розничной торговли – тем видом деятельности, для которого представлена своя система налогообложения. Однако этот вопрос разрешил приказ Минфина в 2013 году.

Но эти показатели никак не показывают положительные и отрицательные стороны системы налогообложения. Стоит применить расчеты для большей наглядности.

Во-первых, узнаем из Налогового кодекса величину под названием «физический показатель для автосервисов». Поскольку индивидуальный предприниматель тоже относится к работнику, поэтому, даже если он работает один, то с него тоже взимается эта величина – 12.000 рублей/месяц. Также она рассчитывается на каждого сотрудника, который имеется в подчинении у ИП. Далее идет «коэффициент-дефлятор», который на 2017 год составляет 1,798 Последний показатель – корректирующий коэффициент базовой доходности – рассчитывается отдельно для каждого региона.

Возьмем за пример Тульскую область. Допустим, индивидуальный предприниматель работает один в г. Алексин Тульской области. Таким образом, второй коэффициент равен 0,5. А значит, сумма по ЕНВД на год будет равна (12.000*1,798*0,5*15%*12), то есть 19418,4, рубля. Это сумма за весь год, но оплачивать налог нужно каждый квартал, не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом.

Часто бывает так, что оплачивает обслуживание не заказчик, а третье лицо. Так случается, если затраты на ремонт транспортного средства оплачиваются страховой фирмой по полисам КАСКО и ОСАГО. Заказчик не вкладывает своих денег в услугу. Можно ли в этом случае применять ЕНВД?
Ответ положительный, поскольку Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо ограничений по этому поводу.

Главное не забывать, что очень важным показателем в этом виде деятельности является количество работников, к которым причисляется и сам ИП. Не считаются только те, кто работает по гражданско-правовому договору. Работники должны быть оформлены по трудовому договору в соответствии с законодательством.

Патентная система для автосервиса ИП

Каждый предприниматель имеет право исчислять налоги по патентной системе. Это право закреплено в НК РФ. И для услуг по ремонту и обслуживанию авто тоже предусмотрена эта форма налогообложения. Патентную систему могут применять только индивидуальные предприниматели.

Как и в случае со вторым коэффициентом в ЕНВД, здесь показатели тоже устанавливаются в зависимости от региона. Не будем отклоняться и вернемся в Тульскую область, в город Алексин. В зависимости от количества работников потенциальный доход должен расти. Возьмем показатель за одного работника ИП за икс. Ставка стоимости патентов 6%. Таким образом, необходимую нам сумму икс необходимо умножить на 6%, в результате чего мы получим стоимость патента в год.

Есть, правда, несколько нюансов, которые также нужно соблюсти:

Если патент приобретается на срок менее 6 месяцев, то оплата за него должна производиться в течение первых 25 дней после получения патента.
Если был приобретен патент на срок более 6 месяцев, то первую треть патента надо оплатить, как в первом пункте, а вторую – не позднее месяца до конца действия патента.

На самом деле, стоит отметить, что при ЕНВД стоимость за каждого сотрудника почти вдвое больше, чем при патентной системе, но при наличии только одного работника – индивидуального предпринимателя – эта разница не столь значительна, хотя оплата за патент все же несколько ниже.

Организация автосервиса: учет и налогообложение

“Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, 2006, N 8

В последнее время услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств пользуются большим спросом среди автовладельцев. Это объясняется повышением покупательной способности населения, в связи с чем значительно увеличилось количество автотранспортных средств как отечественного, так и импортного производства, львиную долю из которых занимают подержанные иномарки.

В автомобиле рано или поздно отдельные узлы и агрегаты в результате износа приходят в не пригодное для дальнейшей эксплуатации состояние. Именно в таких ситуациях и приходят на помощь предприятия, оказывающие услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. В данной статье рассмотрены вопросы по учету и налогообложению, которые могут возникнуть у налогоплательщиков при организации предприятий автосервиса.

Налогообложение услуг предприятий автосервиса

Налоговым законодательством предусмотрено, что по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако на практике из-за отсутствия в гл. 26.3 НК РФ четких разъяснений, какие именно услуги следует относить к вышеупомянутой деятельности, довольно часто возникают различные разногласия между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Вместе с тем Минфин в своих разъяснениях (Письма Минфина России N 03-11-05/109 , от 14.09.2005 N 03-11-04/3/88) указал, что в данном случае нужно руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее – ОКУН). В соответствии с ОКУН к услугам по ремонту автотранспортных средств относятся услуги, классифицируемые по коду 017000 “Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования”.

Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-11-05/109 “О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств”.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-92, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Но бывают случаи, когда налоговики не соглашаются с таким суждением. Ярким примером этого может служить Постановление ФАС ЗСО от 10.11.2004 N Ф04-8024/2004(6088-А03-19). В рассмотренной ситуации налоговики усомнились в правомерности применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, которые оказывают отдельные виды технического обслуживания автотранспортных средств, в частности услуги по проверке работы ряда систем автомобиля (контрольно-диагностические работы), проводимые вне рамок техосмотра. Однако суд не поддержал налоговиков и встал на сторону налогоплательщика, указав, что контрольно-диагностические работы – неотъемлемая часть услуг по обслуживанию легковых и грузовых автомобилей, автобусов и входят в перечень услуг, облагаемых ЕНВД. К тому же они поименованы в ОКУН под кодом 017104.

Читать еще:  Какие системы налогообложения бывают для ИП?

Более того, работники финансового органа подтвердили правомерность применения специального налогового режима в виде ЕНВД при выполнении контрольно-диагностических работ и установке дополнительного оборудования (Письмо Минфина России N 03-11-04/3/32 ).

Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-11-04/3/32 “О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли автотранспортом”.

Обратите внимание: уплата ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не зависит от того, кому – организациям или физическим лицам – они оказываются и в какой форме – наличной или безналичной – производится расчет за оказание этих услуг. Об этом не раз упоминал в своих разъяснениях Минфин в Письмах N 03-11-05/80 , от 12.07.2005 N 03-11-01/3/14. Не идет речь о такой зависимости и в гл. 26.3 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: услуги, оказываемые организацией по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств по договору с заводом-изготовителем в период гарантийного срока эксплуатации автотранспортного средства, подпадают под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД. При этом не имеет значения, кому (юридическому или физическому лицу) и как (в наличной или безналичной форме) оказываются данные услуги.

Если у автосервиса появляется другой вид бизнеса

При поломке автотранспортного средства далеко не каждый автовладелец может с уверенностью определить, какие именно детали (узлы, агрегаты) вышли из строя, пришли в непригодность. В данной ситуации на помощь приходят работники автосервисов, которые, желая угодить клиентам, охотно используют “свои” запчасти при оказании услуг. В свою очередь клиенты также охотно пользуются такой услугой, избавляя себя тем самым от поиска и доставки нужных для ремонта запасных частей.

Обратите внимание: оказание услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспорта осуществляется на основании договора подряда (гл. 37 ГК РФ).

В частности, при оказании услуг физическим лицам правоотношения регулируются § 2 гл. 37 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. При этом согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ подрядчик выполняет работы по заданию заказчика собственными силами и с использованием своих материалов (запчастей).

Однако на практике установка собственных запасных частей может обернуться для плательщиков ЕНВД неприятной ситуацией. Дело в том, что налоговые инспекторы могут усмотреть в данном случае два вида деятельности, подпадающих под специальный налоговый режим в виде ЕНВД, если в ходе проверки деятельности налогоплательщика будет установлено, что автосервис при оказании услуг использовал “свои” запасные части, которые учитывались с торговой наценкой. В этой ситуации налоговики посчитают, что автосервис помимо своего основного вида деятельности (ремонтных работ) осуществляет еще и розничную торговлю запасными частями. Объяснить это налоговики могут тем, что только наличие торговой наценки обеспечивает возмещение затрат и получение прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли (пп. 121 п. 2.7 ГОСТ Р 51303-99 ). Следовательно, по мнению налоговиков, налогоплательщик учитывает запасные части на счете 41 и отпускает их с наценкой, а это ни что иное, как реализация товара.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 “Торговля. Термины и определения”, утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Вместе с тем существует и другая точка зрения по этой проблеме, поддержанная, кстати, арбитражными судами (Постановления ФАС ЗСО от 31.05.2005 N Ф04-3233/2005(11616-А67-29), ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521 и др.). Если обобщить арбитражную практику, то можно сделать вывод, что замена запасных частей (материалов, моторного масла) входит в комплекс работ (услуг), выполняемых налогоплательщиками в рамках деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, и, как следствие, является неотъемлемой частью технологического процесса, предусмотренного данным видом деятельности.

Действительно, ОКУН в подгруппе “Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования” (код 017000 ОКУН) содержит целый ряд услуг, которые предусматривают замену (или установку) различных агрегатов, запчастей и дополнительного оборудования. Однако, по мнению автора, замена или установка запчастей не равносильна их реализации, следовательно, розничная продажа запчастей не может являться составной частью ремонта и техобслуживания автотранспортных средств.

Для того чтобы избежать нежелательных проблем с налоговой службой, налогоплательщикам нужно учитывать запчасти и материалы как расходные материалы. Для этого надо использовать счет 10 “Материалы” и списывать запчасти и материалы на затраты по цене приобретения, то есть без торговой наценки. При оформлении заказов-нарядов запчасти также нужно отражать по цене их приобретения, а сумму торговой наценки включать в стоимость ремонтных работ. Налогоплательщики, последовавшие этому совету, ничего не потеряют, так как общая сумма по договору подряда не изменится. Единственная нестыковка, возникнет при составлении прайс-листов на оказываемые услуги.

Пример 1. ООО “Автосервис” производит ремонт легковых автомобилей и является плательщиком ЕНВД в отношении данного вида деятельности.

Во время контрольно-диагностических работ было установлено, что свечи зажигания стали непригодны для дальнейшей эксплуатации. ООО “Автосервис” при ремонте автомобиля использовал “свои” запасные части.

В прайс-листе на оказываемые услуги, в частности, указано:

  • замена свечей зажигания (запчасти заказчика) – 200 руб.;
  • замена свечей зажигания (запчасти подрядчика) – 450 руб.

Цена устанавливаемых подрядчиком 4 свечей зажигания соответствует их закупочной стоимости и равна 200 руб.

Прочие затраты по ремонту автомобиля составили 120 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Обратите внимание: метод расчета стоимости услуги (торговой наценки) законодательно не закреплен, поэтому хозяйствующие субъекты могут пользоваться любой утвержденной ими методикой расчета.

Автосервис плюс магазин

В последнее время мы становимся свидетелями того, что при многих автосервисах существуют специализированные магазины, торгующие автозапчастями, маслами, аксессуарами, автокосметикой и т.д. (или сами автосервисы параллельно с основной деятельностью осуществляют оптовую торговлю запчастями). При этом налогоплательщики изначально могут уплачивать ЕНВД в отношении двух видов деятельности. Как правило, закупка запчастей для оптово-розничного магазина и для автосервиса осуществляется централизованно. В таких случаях запчасти можно отражать на счете 41 “Товары”, даже если в дальнейшем они будут использоваться в ремонте автотранспорта. При передаче запчастей с “общего” склада в автосервис надо оформлять накладную на внутреннее перемещение товара.

Для наглядности рассмотрим на примере движение запчастей при осуществлении налогоплательщиком одновременно двух видов деятельности, подпадающих под налогообложение в соответствии с общим и специальным режимами налогообложения.

Пример 2. ООО “Интер-Пласт” осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оптовой торговли запчастями и ремонта автотранспортных средств.

Для ремонта автомобиля клиента были использованы запасные части (КПП и др.) с “общего” склада, где они были учтены по продажной стоимости 18 000 руб. Цена приобретения запчастей – 15 000 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Согласно прайс-листу стоимость установки запчастей (включая их цену) составляет 20 000 руб. Себестоимость работ по замене агрегатов без учета запчастей – 2000 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

В данном случае, если бухгалтер ООО “Интер-Пласт” выберет такой вариант учета движения запасных частей, то он полностью обезопасит себя от претензий со стороны налоговых органов по поводу использования “своих” запчастей. При этом у ООО “Интер-Пласт” также не возникает обязанности по уплате ЕНВД еще с одного вида предпринимательской деятельности – розничной торговли автозапчастями наряду с уплатой единого налога в отношении деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Выбор системы налогообложения для автосервиса

Открытие автосервиса, как и любого другого бизнеса, предусматривает решение ряда обязательных юридических и административных задач. Начинается все, как правило, с выбора формы собственности (ИП, ООО) и режима налогообложения. О последнем стоит поговорить предметно.

Читать еще:  Сдача автомобиля в аренду юридическому лицу налогообложение

От правильного выбора системы налогообложения в определенной степени зависит рентабельность бизнеса. Неподъемные налоги способны погубить любой стартап. Давайте разберемся, какие режимы налогообложения может использовать автосервис и какой из них будет более выгодным в том или ином случае.

Доступные системы налогообложения: ОСНО

Современный автосервис может использовать один из трех режимов:

  • общую систему (с вариациями);
  • упрощенку (первого или второго типа);
  • вмененку (ЕНВД);
  • патент.

ОСНО, или традиционное налогообложение, предусматривает возможность работы:

  • без НДС;
  • с НДС.

Они имеют существенные отличия. Общий режим с НДС предоставляет автосервису максимально широкий круг возможностей для предоставления услуг, развития и расширения сферы влияния в дальнейшем. В частности, этот режим не предусматривает ограничений по:

  • выручке;
  • численности сотрудников;
  • выбору поставщиков, контрагентов;
  • обслуживанию клиентов.

Работать автосервис на ОСНО с НДС может с физлицами, юрлицами. Причем в первом случае при предоставлении услуг можно не использовать ККТ. Действующее законодательство допускает замену электронных чеков стандартными бланками строгой отчетности. Главным преимуществом такого режима, наряду с отсутствием ограничений, является возможность приостановки деятельности без исключения субъекта из ЕГРЮЛ и без существенных налоговых затрат. ОСНО позволяет минимизировать налогообложение в случае отсутствия финансово-хозяйственных операций. Но и недостатки у системы имеются. Налоговая нагрузка работающего автосервиса достаточно велика. И бухгалтерские услуги обойдутся недешево из-за сложности, масштаба, специфики учета.

ОСНО без НДС отличается от предыдущей системы наличием ограничения по выручке (2 миллиона в квартал). В остальном все то же самое: работа с физлицами и юрлицами (с последними – только с использованием ККТ, расчетного счета), минимальная налоговая нагрузка при приостановке деятельности.

УСН для автосервиса

Упрощенка для автосервиса возможна в двух вариантах:

  • доходы минус расходы;
  • доходы.

Режим имеет много преимуществ, от оптимизации и упрощения бухгалтерского учета до снижения фактической налоговой нагрузки. Работать автосервис на упрощенке может с физлицами, юрлицами. Расчеты можно проводить через ККТ (при продаже автозапчастей применение онлайн кассы является обязательным), по безналу (используя расчетный счет). Физлицам могут выдаваться стандартные БСО (при предоставлении услуг авторемонта).

Обе версии налогового режима имеют одинаковые ограничения:

  • по количеству сотрудников (максимум 100 человек);
  • по годовой выручке (60 миллионов).

Что касается специфики версий упрощенки, на «Доходах» проще рассчитывается налог, к тому же он может быть уменьшен на сумму страховых взносов.

Автосервис на ЕНВД

Вмененку выбирают многие начинающие бизнесмены. Этот режим выигрывает предельной простотой расчета налога и ведения учета. Последний в рамках этого режима налогообложения фактически отсутствует. Расчет налога делается централизованно. Определяющим фактором здесь является количество сотрудников в автосервисе. Важный момент: ЕНВД является предоплаченным налогом. Его сумма может уменьшаться на страховые взносы.

Что касается ограничений, их немного. Одно из главных – по количеству сотрудников. Максимально автосервис на ЕНВД может принять на работу до сотни человек. Ограничение по выручке отсутствует. Фактический доход не принимается во внимание при расчете налога. ЕНВД исчисляется с учетом потенциального дохода.

Выгодным этот налоговый режим может быть в случае, если автосервис обслуживает преимущественно физических лиц, имеет хороший клиентский портфель, обеспечивающий отсутствие простоев в работе. ЕНВД не предусматривает возможности минимизации налоговых расходов при фактическом отсутствии финансово-хозяйственных операций.

Режим налогообложения позволяет сэкономить на бухучете. Штат бухгалтеров нанимать для автосервиса на ЕНВД совершенно излишне. Можно обойтись сотрудничеством со специалистом на удаленке. А если вы хотите минимизировать риски и получить гарантии качества услуг, заказывайте бухучет и сопровождение профильному аутсорсеру.

Автосервис на патенте

Патентная система – выгодный вариант для индивидуального предпринимателя. Юридическим лицам данный режим налогообложения недоступен.

Стоимость патента рассчитывается на 1 сотрудника автосервиса. Соответственно, чем больше штат, тем выше налоговые расходы. Максимальное количество работников – 15. Что касается ограничений по обороту, здесь лимит составляет 60 млн.руб. в год. Оформляется патент максимум на год.

Что касается услуг, которые ИП на патенте может оказывать потребителям, здесь все стандартно:

  • ремонт транспортных средств;
  • ремонт мототранспорта;
  • ремонт оборудования и машин.

Работать предприниматель может как на собственной, так и на арендованной площади. То же самое, кстати, касается организации функционирования автосервиса на других режимах налогообложения.

Как минимизировать налоговые расходы?

В минимизации налоговых расходов заинтересован каждый автосервис, как крупный с большим штатом сотрудников, так и мелкий, основанный одним автослесарем. Если первому при этом неизбежно придется тратиться на налоговую оптимизацию, предшествующий ей аудит учета и т.п., то второй может сэкономить более простым и, что немаловажно, законным способом.

Самостоятельно удобнее всего работать в статусе ИП. Да и с небольшим штатом в 3-10 человек – тоже. При этом оптимальным режимом налогообложения может стать ЕНВД. При нем автосервис может:

  • оказывать услуги по ремонту, тюнингу транспорта;
  • реализовывать запчасти.

Если актуальной является оптимизация налоговых расходов, реализацию запчастей отдельной строкой в учете проводить нерационально. Их лучше включить в стоимость услуг. В бланках строгой отчетности указывается наименование услуги (ремонт КПП, например) без упоминания использованных запчастей. Это позволяет отдельно не платить налог с реализации.

Для уменьшения ЕНВД следует воспользоваться соответствующей опцией. Схема работает просто: ИП уплачивает ежеквартально страховые взносы и на эту сумму уменьшает основной налог.

Если автослесарь работает в одиночку и хочет платить минимум налогов, имеет смысл выбрать патент. Годовые налоговые расходы на этом режиме примерно на 20% ниже.

Что делать, если самостоятельно сложно определиться с выбором формы регистрации бизнеса, налоговой системы? Стоит проконсультироваться со специалистами соответствующего профиля. А вот советы друзей, знакомых лучше во внимание не принимать. Что подошло вашему соседу, для вас может оказаться крайне невыгодным.

Подпадает ли под ЕНВД ремонт автомобилей юрлиц с установкой собственных запчастей?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Натальи (г. Санкт-Петербург)

Очень прошу Вас ответить на мой вопрос, который решается уже больше полугода, а ответа найти не можем. Станция техобслуживания автомашин заключила договор со страховой компанией на ремонт автомашин физических лиц, иногда и юридических. Ремонт машин попадает под ЕНВД, но помимо услуг по ремонту, нами устанавливаются автозапчасти, которые выделяются отдельной строкой с наценкой, а также используются материалы (краски, шкурки и пр.), которые тоже выделяются отдельной строкой и пишутся, как материалы без разбивки по наименованию и стоимости. Вопрос: какая система налогообложения должна применяться в отношении запчастей и материалов, с учетом того, что иногда установка запчастей происходит в машины не только физических лиц, но и юридических? Если это розничная торговля запчастями, то попадаем ли мы под ЕНВД, если учесть, что договор заключен со страховой? Очень Вас прошу помочь в решении этого вопроса.

Действительно, по мнению специалистов финансового ведомства, реализацию запчастей и расходных материалов нельзя считать составной частью деятельности по ремонту автотранспортных средств, если в нарядах-заказах их стоимость выделена отдельной строкой и указана с наценкой (Письма Минфина России от 02.07.2009 N 03-11-06/3/181, от 26.11.2007 N 03-11-04/3/462, от 13.06.2007 N 03-11-04/3/217). Однако такая точка зрения противоречит сложившейся арбитражной практике и не находит понимания у налоговых органов (я имею в виду Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@), поскольку не основана на нормах законодательства.

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Из положений статьи 346.27 НК РФ следует, что услугами по ремонту автотранспортных средств признаются платные услуги, оказываемые как физическим лицам, так и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. Поэтому для целей применения системы в виде уплаты ЕНВД неважно, что запчасти в процессе ремонта устанавливаются также и на автомашины юридических лиц.

Читать еще:  Компенсация за вахтовый метод работы налогообложение

Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом является договорным обязательством, регулируемым нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.

Согласно статье 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала (с использованием материала) подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы (статья 733 ГК РФ).

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 – 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 – 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 – 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 15, 16 Правил оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, договор на оказание услуг заключается в письменной форме (заказ – наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения: г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты; ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, обязанность исполнителя выделять отдельной строкой заказа-наряда стоимость запасных частей прямо предусмотрена нормативными актами и, в связи с этим, не может свидетельствовать о розничной продаже этих материалов

С учетом изложенного, приходим к выводу о том, что если по условиям заключаемых вами договоров на вас как на подрядчика (исполнителя возложена обязанность выполнить работы (оказать услуги) по ремонту автотранспортных средств с использованием принадлежащих вам запчастей, то для целей главы 26.3 НК РФ использованные вами в рамках таких договоров запчасти не признаются товаром, а ваша организация не признается розничным продавцом и, следовательно, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В этом случае выполняемые вами работы (оказываемые услуги) по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту автотранспортных средств, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.

Сказанное подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А65-12716/2008 (Определением ВАС РФ от 17.08.2009 N ВАС-10011/09 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС ВСО от 10.06.2004 N А33-14761/02-С3-Ф02-2015/04-С1, ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто – нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Налогообложение автосервиса

Вы решили организовать бизнес по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, тогда еще до момента открытия стоит серьезно задуматься над выбором формы налогообложения. Основополагающим фактором при выборе должна быть оптимальность системы налогообложения, т.е. при которой налоговая нагрузка будет минимальной из всех возможных.

Мы рекомендуем осуществить выбор из следующих двух форм налогообложения:

Эффективность каждой мы проверим расчетами, а цифры и определят лидера.

Расчет налогов автосервиса на ЕНВД

Начнем с «подводных» камней, которые существуют для автосервисов при применении ЕНВД. До недавнего времени существовала неоднозначная ситуация, касающаяся видов транспортных средств, ремонт и обслуживание которых можно было осуществлять, уплачивая при этом ЕНВД. В этом нам поможет разобраться ОКУН. Ранее код 017000 предусматривал техническое обслуживание и ремонт легкового автотранспорта, автобусов и грузовиков.

Соответственно, при ремонте прицепов, мотоциклов, прицепов-роспусков и полуприцепов ЕНВД применять не представлялось возможным. Эта проблема разрешилась с появлением Письма Госстандарта N140-14/495, датированного 26.06.2012 г. Были внесены изменения в код ОКУН 017611 и теперь в новой редакции он звучит следующим образом: «Ремонт и изготовление автомотопринадлежностей (подголовников, подлокотников, багажников, прицепных устройств, ветрозащитных приспособлений для мотоциклов и мотороллеров и т.п.)». Разъяснения по этому вопросу были даны в письме Минфина №03-11-06/3/46, датированном 06.07.2012 г.

Следующий спорный момент, в части применения ЕНВД, касался услуг по ГТО, ФНС считало, что в отношении этого вида услуг автосервисов, такая форма налогообложения применяться не может. Изменения произошли в 4 квартале 2009 года, ясность была внесена Письмом Минфина №03-11-11/209, датированным 05.11.2009 г. С этого периода времени в отношении услуг по проведению ГТО автосервисы вправе применять ЕНВД.

И последний спорный момент – это использование автосервисом при оказании услуг по ремонту своих запасных частей. По мнению налоговиков, до недавнего времени, реализация своих запчастей для ремонта не могла облагаться в рамках ЕНВД услуг автосервиса, а считалась розничной торговлей, а соответственно предполагала соответствующее налогообложение. Эта проблема была решена с появлением письма Минфина N03-11-06/3/11238, датированного от 05.04.2013.

Все «узкие» места для применения ЕНВД автосервисами мы рассмотрели, теперь займемся расчетами. Для них нам понадобится:

  • Физический показатель для автосервисов;
  • Коэффициента-дефлятора (К1) на 2013 год;
  • Корректирующий коэффициент базовой доходности (К2) для вашего региона, в котором располагается автосервис.

Из статьи 346.29 (пункт 3) НК РФ мы узнаем величину физического показателя для автосервиса. На одного работника он составляет – 12000 рублей за месяц. В том случае, если организационная форма у вашего предприятия – это ИП, то в число работников при исчислении ЕНВД следует включать себя, как одного человека.

На 2013 год коэффициент-дефлятор (К1) был утвержден Приказом Минэкономразвития №707, подписанным 31.10.2012 г., и его размер – 1,569. Значение же К2 различно в каждом из регионов РФ.

Предположим, что свой автосервис вы открыли в г. Кирове, Ленинском районе и приняли на работу 4 сотрудника, а включая самого ИП при исчислении налога, будем считать, исходя из 5 человек. Для определения величины коэффициента К2 обратимся к Решению Кировской городской Думы от 28.11.2007 N 9/4 (с изменениями). Он будет равен 0,7.

Сумма ЕНВД (в год) = 12000 * 5 * 1,569 * 0,7 * 15% * 12 = 118 616 рублей

Полученную к уплате сумму вы имеете возможность уменьшить, на 50% от уплаченных страховых взносов за своих работников. Такую норму содержит статья 346.32 НК РФ (пункт 2).

В статье 346.32 НК РФ (пункт 1) предусмотрена периодичность и сроки, в которые необходимо уплачивать ЕНВД. Перечислять их следует по окончании каждого квартала, до 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом.

Патент для автосервиса

Каждому из субъектов РФ предоставлено право на введение патентной формы исчисления налогов в соответствии со статьей 346.43 (пункт 1) НК РФ. В 9 подпункте 2 пункта статьи 346.43 НК РФ в качестве одного из видов деятельности для Патента предусмотрены услуги автосервиса. Хотим напомнить, что Патент применителен только для ИП, приобретать его ЮЛ возможности, предусмотренной законом, не имеют.

По аналогии с ЕНВД, в каждом из регионов РФ устанавливается своя стоимость Патента. Расчет ведем на примере г. Кирова.

Патентная форма налогообложения и потенциальные размеры годовых доходов были утверждены Законом Кировской области № 221-ЗО, принятым от 29.11.2012 г.

В таблице представим градацию потенциального дохода, в зависимости от количества работающих в автосервисе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector