Пропорциональная система налогообложения, ее плюсы и минусы
Пропорциональная система налогообложения в первую очередь охарактеризовывается равным процентом налога для всех. Как это понимать? Данная система основана на самом деле очень просто: процент налога абсолютно не зависит от дохода человека, то есть установлена единая норма, и сумма налога пропорционально изменяется в зависимости от величины зарплаты. Больше зарплата-больше сумма налога и, соответственно, обратно.
Насколько эффективна такая система налогообложения? Какие имеет плюсы и минусы?-эти вопросы являются в данной статье основополагающими. Первое, с чего стоит начать-это небольшое ознакомление со структурой системы, ее эффективностью, а также самую малость из истории.
Структура и эффективность
Как было описано ранее, в основе системы лежит единый установленный процент налога. Это явление характеризуется плоской шкалой налогообложения, в то время как существует еще и прогрессивная. Плоская шкала означает изменение не процента, а суммы, зависимой от заработка. В России активно используется именно пропорциональная система налогообложения, что не может не являть собой определенную эффективность в экономике. Хотя такая система наиболее гуманна скорее для общества.
Эффективность пропорциональной системы заключается в том, что понижаются случаи уклонения от уплаты налога, а также снижаются показатели криминала. Говоря простым языком, при такой, можно смело назвать, справедливой системе становится совершенно бесполезным уходить от платы ставки или обращаться к теневой экономике если речь заходит о бизнесе.
Эффективна система также потому что она наиболее уместна тогда, когда уровень коррупции в стране достигает высокого уровня. Она считается «относительно справедливой», потому как присутствует некое равенство среди людей, а также появляется такое понятие, как всеобщность.
Любая система все-таки имеет как плюсы, так минусы, об этих двух сторонах сейчас непосредственно и пойдет речь.
Плюсы пропорциональной системы налогообложения
Затрагивая тему плюсов системы, следует отталкиваться как раз от того, почему она эффективна. Поэтому плюсы будут разделены на две группы: плюсы пропорциональной системы относительно налогоплательщика и плюсы пропорциональной системы налогообложения относительно государства.
Итак, плюсы системы для простого человека-в чем они заключаются?
Как уже было сказано ранее, пропорциональная система приносит собой относительное равенство, то есть лицо, занимающее какую-то высокую должность будет платить тот же самый процент, что и рядовой сотрудник. Хотя стоит отметить то, что в зависимости от уровня дохода кому-то будет платить легче, кому-то труднее. В данном аспекте прогрессивная система, как считают ее сторонники, лучше. Это обусловлено тем, что иногда налог отменяется, если уровень заработка близок к критической отметке, либо по каким-то другим веским причинам.
Всеобщность можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Так как сейчас данное понятие состоит в числе пунктов «плюсы», то и описываться будет как положительное явление. Всеобщность не позволяет избежать уплаты налога, в таком случае перед законом равны все.
Еще одним плюсом является, так называемая, легализация заработка. То есть предприниматели не вынуждены обращаться к теневой экономике или открывать бизнес в другой стране. Потому как процент налога от их заработка не будет увеличиваться с ростом уровня дохода, что не может не радовать бизнесменов и не давать им гарантию стабильности.
Кстати о стабильности, она тоже является одним из плюсов. Процент может поменяться только на государственном уровне, то есть для всех. Например, на данный момент налоговый процент от заработка составляет 13%.
При такой системе налогообложения физические лица не боятся налога, поэтому активно трудятся ради повышения заработка.
Плюсы пропорциональной системы налогообложения относительно государства:
Данная система более эффективна в плане повышения бюджета государства. Увидеть это можно в сравнении с той самой прогрессивной системой. Прогрессивная система предусматривает либо отмену налога совсем в каких-либо случаях, либо низкий процент, также зачастую люди не готовы отдавать высокий процент за доход и прибегают к крайним мерам. Пропорциональная же система не имеет таких загвоздок, поэтому доход государства на более высоком уровне.
Благодаря пропорциональной системе снижается уровень нарушений и прочих инцидентов. Это также положительно сказывается на экономике государства.
Минусы пропорциональной системы налогообложения
У данной системы сложно выявить явные минусы, так она все же считается довольно эффективной. Однако некоторые считают, что система не отвечает принципу справедливости. Они отталкиваются от того факта, что, если человек зарабатывает больше, то он должен больше и платить.
Сложно сказать, минус это или нет, так как система имеет явные преимущества и гуманна для всех членов общества.
Заключение
Остается упомянуть лишь об истории данной системы налогообложения, во-первых, пропорциональная система появилась во Франции, когда там шла активная борьба за равенство и справедливость. Конечно, становится ясным, что в Россию система пришла из Европы.
На данный момент пропорциональная система налогообложения используется в большой части стран Европы, некоторые страны думают над тем, стоит ли переходить на эту систему.
В заключение остается лишь отметить то, как можно вычислить сумму налога от заработка. Итак, формула несказанно проста в своем составе, необходимо всего лишь число процента разделить на 100 и умножить на сумму зарплаты. Визуально это выглядит так (учитывая, что процент равен 13): (13/100)*заработок.
Пропорциональное налогообложение: плюсы и минусы
Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение вызывают множество вопросов. Всегда находятся противники и сторонники той или иной системы. На сегодняшний день у нас действует пропорциональное налогообложение. Подробнее о нем пойдет речь в данной статье.
Пропорциональное, прогрессивное налогообложение: что лучше
Какая система лучше для государства? Постараемся разобрать. Для этого надо знать особенности и нюансы систем. В данной статье рассмотрим их все. Это позволит каждому сделать определенные выводы для себя относительно того, какая система предпочтительнее.
Пропорциональное налогообложение
Суть пропорциональной системы в том, что налоговая база для всех одна. Например, налог на доходы физических лиц составляет сегодня 13 %. Процент не зависит от дохода. Директор крупной торговой сети с заработной платой миллион рублей в месяц будет платить такой же процент, что и грузчик в одном из магазинов с минимальным окладом.
Это кажется несправедливым многим общественным деятелям и гражданам. Они считают, что чем больше получает гражданин, тем больше он должен платить. Пропорциональная ставка налогообложения их не устраивает. Должна быть прогрессивная. Разберем, что это такое.
Прогрессивное налогообложение
Итак, пропорциональное налогообложение предусматривает единый процент для всех налоговых резидентов. Прогрессивная система устанавливает разные процентные ставки, в зависимости от уровня дохода.
Например, в некоторых странах минимальные доходы не облагаются. Средняя зарплата облагается минимальной ставкой, и только на сверхдоходы накладываются огромные проценты, свыше 50 %. Это в странах так называемого капиталистического социализма. Ярким примером служит Швеция.
Итак, какие же доводы приводят противники прогрессивной системы? Пропорциональная система налогообложения, по их мнению, является справедливой. Люди должны платить одинаковую сумму. Чем выше доход, тем больше поступает налогов в бюджеты от конкретного резидента. Они не могут смириться с мыслью, что успешные люди, которые хорошо зарабатывают, должны платить более высокий процент.
Аргументы сторонников прогрессивного налогообложения
Сторонники дифференцированной ставки считают, что пропорциональная система налогообложения неэффективна, она усиливает социальное неравенство в обществе. Одни люди все время богатеют, другие, наоборот, беднеют.
Прогрессивная система обеспечивает социальную функцию государтва на практике, сглаживает дифференциацию в обществе. Власти должны помогать людям с низкими заработными платами. На практике происходит, что минимальный размер оплаты труда, который и так меньше прожиточного минимума, облагается налогом. Такого нет в большинстве развитых стран мира.
Россия по Конституции – социальное государство, но на практике ее социальная роль неэффективна. Сегодня многие депутаты хотят внести законопроект, по которому люди с минимальными зарплатами будут освобождены от налога на доходы физических лиц.
Формирование налоговой базы в России
Пропорциональная система налогообложения окончательно сформировалось в конце девяностых – начале двухтысячных годов прошлого столетия. До этого количество различных налогов и сборов насчитывалось 54. После реформы их стало 15. Тогда появился единый подоходный налог в 13 %. Власти с гордостью рапортовали, что это самый низкий в Европе сбор, так что «пора выходить из тени». Те, кто утверждает, что налогов стало много, явно забывают их количество до 2000 года. Однако проблема была не в количестве, а в качестве. Их никто не платил. Укрыться от налогов было просто, правоохранительные органы были неспособны вести жесткую борьбу с нарушителями. В 2000-х все поменялось:
Ввелось пропорциональное налогообложение с низкими ставками.
Увеличилась роль правоохранительных органов.
Ужесточились наказания за уход от налогов.
Эти три фактора навели порядок в фискальной отрасли.
Главная идея, по которой вводилась именно пропорциональная система – нет смысла скрывать доходы, так как от них не зависит процент. Некоторые утверждают, что, введя прогрессивную систему, мы, наоборот, недополучим средства в бюджет, так как начнутся различного рода махинации. Сторонники же так не считают, т. к. такая аргументация позволяет расписаться в бессилии правоохранительной системы государства.
Регрессивная система
Регрессивная система ни у кого в нашей стране не вызывает поддержки. Суть ее в том, что от увеличения дохода снижается налоговая база. Такая система еще больше приведет к социальному неравенству в нашей стране и создаст взрывоопасную революционную ситуацию.
Итоги
Итак, мы разобрали, что такое пропорциональная система налогообложения. Это система, при которой все резиденты платят одинаковый процент вне зависимости от доходов. Иная ситуация с прогрессивной и регрессивной системой. В первом случае чем больше доход, тем выше взимается процент, во втором, наоборот, чем выше доход, тем ниже процентная ставка.
Не стоит забывать, что, несмотря на пропорциональную систему налогообложения, нашей стране все же присущи элементы прогрессивной системы. Это проявляется через социальную поддержку: субсидии, компенсации малообеспеченным гражданам. Помимо этого, применяются различные налоговые вычеты разным категориям. Кроме того, система налогообложения не едина, для каждой деятельности предусматривается своя процентная ставка.
Пропорциональный налог: преимущества и недостатки системы, пример шкалы
Пропорциональная система налогообложения нашла широкое применение в России и во многих бывших республиках СССР. При ней все налогоплательщики уплачивают налоги по равной процентной ставке, не зависящей от величины дохода. По этой причине она считается справедливой и довольно эффективной в странах с высоким уровнем коррупции.
Что означает пропорциональная система налогообложения, где применяется
Под пропорциональным налогообложением подразумевается популярный метод расчета налогов, при котором все налогоплательщики платят налог по равной ставке.
Ставка одинакова для всех и не зависит от размера дохода конкретного плательщика. При росте базы возрастает и налог, в равных пропорциях. В качестве примера пропорциональной системы налогообложения в России можно назвать налог на прибыль, применяемый к юридическим лицам.
Ставка всегда фиксирована и может быть изменена только государственными постановлениями. Система была оценена американским экономистом Адамом Смитом, выразившим мнение, что она позволяет гражданам участвовать в финансовом обеспечении государства в соответствии с индивидуальными возможностями.
В Российской Федерации большинство налогов основано на пропорциональной системе. Принцип был унаследован у стран Европы.
Основные принципы данного налогового метода, от чего зависит
Главный принцип – в одинаковой ставке налога, то есть проценте, составляемым от общего дохода физического или юридического лица. Соответственно, и сторож и топ-менеджер крупной компании будут уплачивать равный процент от дохода, что делает систему относительно справедливой.
Характеристики спецрежимов налогообложения: читайте.
Упрощенная система налогообложения: порядок перехода.
Прочитайте о выгоде использования франшизы при открытии кофейни.
Среди основных принципов данной системы можно выделить:
равномерную нагрузку на всех налогоплательщиков;
справедливость;
всеобщность.
Соответственно, налог равнозначен и равносилен для всех плательщиков, однако, чем больше доход, тем проще уплатить его, и наоборот. Поэтому во многих странах применяется многоступенчатая система, при которой ставка равна только для налогоплательщиков с определенным уровнем дохода, и все они разбиваются на несколько категорий.
При пропорциональной системе соблюдается справедливость, в том числе вертикальная, когда люди с разными доходами выплачивают разные суммы налога. А также горизонтальная, когда плательщики с равными доходами уплачивают равные суммы по одинаковому проценту. Нельзя забывать и о принципе всеобщности.
Формула расчета, применение в России
Пропорциональная система подразумевает, что люди с разными доходами уплачивают равный процент от них, соответственно, расчеты сводятся к простой формуле. Ставка налога делится на 100 и умножается на доход. Подробнее об этом вы можете узнать из следующего видео:
Например, если уборщица получает 15 000 рублей, то при ставке в 13% сумма налога составит 1950 рублей (15 000 х 0,13 = 1950). При увеличении дохода сумма будет увеличиваться пропорционально.
В России значительную часть совокупных доходов от налогообложения составляют следующие виды налогов:
1.На прибыль.
2.На добавленную стоимость.
3.Платежи в негосударственные фонды.
4.Акцизы.
Федеральный бюджет РФ наполняется во многом за счет налога на добавочную стоимость. На протяжении последнего десятилетия поступления из других источников сильно менялись.
Например, прибыль от продажи энергоресурсов всегда зависела от их цены на мировом рынке, политической ситуации. Прибыль от налогообложения существенно стабильнее и обладает повышенным удельным весом.
Особенности и преимущества – что приобретает государство
Пропорциональная система обладает рядом важных преимуществ. Например, фиксированной ставкой, не зависящей от изменений в налоговой базе. Она считается относительно справедливой, и истоки системы родились во времена Французской революции, на которую народ поднялся из стремления к справедливости.
По мнению политолога Элвина Рабушка выбор стран Восточной Европы положительно сказался на развитии их экономик, и в качестве выигравших государств он приводит Россию и Словакию, а также Грузию, Украину, Латвию, Эстонию и т.д. Эксперт предполагает, что со временем преимущества пропорционального налогообложения оценят и другие страны, в частности Чехия и Польша.
В сравнении с другими системами налогообложения
На практике система считается очень эффективной, даже в сравнении с прогрессивной, при которой государство получает существенный доход за счет повышенных налогов для богатых граждан.
Дело в том, что в этом случае растет социальная напряженность, а большинство крупных предпринимателей предпочитают регистрировать компанию за рубежом, в оффшорных странах, стремясь избежать налогообложения или свести расходы к минимуму. Это же касается и регрессивной системы. При высоком уровне коррупции в России их применение могло бы быть не столь эффективным.
Расчет прибыли и убытков: ознакомьтесь с формулами.
Прочитайте о том, как открыть сезонный бизнес летом.
Как начать бизнес на селе? Читайте здесь.
Эффективность пропорциональной системы
Нужно выделить факт, что при данной системе максимально минимизированы возможности для уклонения от выплаты налогов или их уменьшения, система максимально эффективна при высокой коррупции и проста реализации.
Страны с высокой ставкой прогрессивного налогообложения столкнулись с резким ростом преступлений, связанных с переводом бизнеса в теневую экономику. Иногда такой возможностью пользуются даже законопослушные граждане. При одинаковом подходе ко всем налогоплательщикам это утрачивает смысл.
Что такое взаимозависимые лица для целей налогообложения?
Пропорциональный налог
Добавлено в закладки: 0
Что такое пропорциональный налог? Описание и определение термина
Пропорциональный налог — это система налог, при котором налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода (плоская шкала налогообложения, в отличие от прогрессивной).
Формула вычисления, применение в России
Пропорциональная система подразумевает, что люди с различной оплатой дохода равный процент от них, соответственно, вычисления сокращены к простой формуле. Ставка налога разделяет на 100 и умножена на доход.
Например, если уборщик получит 15 000 рублей, то в случае ставки в 13% сумма налога составит 1950 рублей (15 000 x 0,13 = 1950). В случае увеличения дохода сумма увеличится в пропорции. В России значительная часть совокупных прибылей от налогообложения составлена следующими типами налога:1. на прибыли. 2. На добавленной стоимости. 3. Платежи в негосударственных фондах. 4. Акцизы. Федеральный бюджет Российской Федерации заполнен во многих отношениях за счет налога на добавленную стоимость. Поскольку последние поступления десятилетия из других источников сильно изменились. Например, прибыль от продажи энергетических ресурсов всегда зависела от их цены на мировом рынке, политической ситуации. Прибыль от налогообложения значительно более постоянно также обладает увеличенным удельным весом.
Особенности и преимущества пропорционального налогообложения
Пропорциональная система обладает многими важными преимуществами. Например, фиксированная ставка, которая не является в зависимости от изменений в налоговой базе. Это считают довольно справедливым, и источники системы родились во времена Французской революции, которой люди поднялись от стремления до справедливости. По словам политолога Элвина Рэбушка выбор стран Восточной Европы положительно влиял на развитие их экономических систем, и это дает Россию и Словакию, и также Грузию, Украину, Латвию, Эстонию, и т.д. как выигранные государства. Эксперт предполагает, что в течение долгого времени преимущества пропорционального налогообложения будут оценивать также другие страны, в частности Чешская Республика и Польша.
По сравнению с другими системами налогообложения
На практике систему считают очень эффективной, даже по сравнению с прогрессивным, в случае которого государство получает существенный доход за счет увеличенных налогов для богатых граждан. Вопрос – то, что в этом случае социальная напряженность растет, и большинство крупных предпринимателей предпочитает регистрировать компанию за границей, в оффшорных странах, стремясь избегать налогообложения или минимизировать расходы. Те же проблемы также регрессивная система. В случае высокого уровня коррупции в России их заявление могло быть не настолько эффективным.
Эффективность пропорциональный системы нужно, чтобы распределить факт, что в случае этой системы возможности для уклонения от налогов или их сокращения больше всего минимизируются, система, является самым эффективным в случае высокой коррупции и является простыми внедрениями. Страны с высоким показателем прогрессивного налогообложения стояли перед острым ростом преступлений, связанных с передачей бизнеса к теневой экономике. Иногда даже законопослушные граждане используют такую возможность. В случае идентичного подхода ко всем налогоплательщикам это теряет смысл.
Что является пропорциональной системой налогообложения
Плюсы и минусы пропорциональное налогообложение предназначается как популярный метод вычисления налогов в случае который все налогоплательщики, платящие налог по равной ставке. Ставка идентична всем и не зависит от размера дохода определенного плательщика. С ростом основы также налог, увеличения равных пропорций. Как пример пропорциональной системы налогообложения в России возможно звонить, налог на прибыль относился к юридическим лицам. Ставка всегда фиксируется и может быть изменена только государственными резолюциями. Система была оценена американским экономистом Адамом Смитом, который выразил мнение, что она позволяет гражданам участвовать в финансовом положении государства согласно отдельным возможностям. В Российской Федерации большинство налогов основывается на пропорциональной системе. Принцип был унаследован в странах Европы.
Основные принципы
Основной принцип – в идентичной ставке налога, который является процентом, составленным от совокупного дохода физического лица или юридического лица. Соответственно, и сторож и руководитель высшего звена крупной компании оплатят равный процент от дохода, который делает довольно справедливую систему. Среди основных принципов этой системы могут быть размечены: единый груз всех налогоплательщиков; справедливость; общность. Соответственно, налог эквивалентен и эквивалентен для всех плательщиков, однако, больше дохода, более простого оплатить его и наоборот. Поэтому во многих странах многоступенчатая система, в случае которой ставка равна только для налогоплательщиков с определенным уровнем дохода, применена, и все они врываются в несколько категорий. В случае пропорциональной системной справедливости, включая вертикаль, когда люди с различным доходом платят различные суммы налога, наблюдается. И также горизонталь, когда плательщики с равным доходом выплачивают равные суммы на идентичном проценте. Невозможно забыть также о принципе общности.
Теории пропорционального и прогрессивного налогообложение
Позиции сторонников, защищающих метод пропорционального или прогрессивного налогообложения, еще более противоречивы, чем в вопросе учреждения единого налога. Помимо этих споров всегда было значительно больше. Выбором соответствующего метода налогообложения является фактически внедрение приоритетов этого или того класса, отражения расположения их сил на политической арене.
Пропорциональное налогообложение принимает применение постоянных налоговых ставок независимо от размера налоговой базы, т.е. налоговое постоянство доли (налоговое бремя) в стоимости или другой оценке налоговой базы ( доход, добавленная стоимость, собственность, и т.д.). Одновременно сумма налога увеличивается в пропорции в связи с увеличением налоговой базы.
Прогрессивное налогообложение принимает применение увеличивающихся налоговых ставок в случае увеличения налоговой базы, т.е. увеличения доли налога (налоговое бремя) в стоимости или другой оценке налоговой базы в процессе роста последнего. Одновременно сумма налога прогрессивно увеличивается в связи с увеличением налоговой базы.
Регрессивное налогообложение принимает применение уменьшающихся налоговых ставок в случае увеличения налоговой базы, т.е. сокращение доли налога (налоговое бремя) в стоимости или другой оценке налоговой базы в процессе роста последнего. Одновременно сумма налога увеличивается регрессивно в связи с увеличением налоговой базы.
Прогрессивное налогообложение отвечает на ожидания нуждающихся и противоречит интересам зажиточного из населения. Противодействие богатых к учреждению такого налогообложения предметов более сильно, чем прогрессия предлагается более по существу. В свою очередь, пропорционально и еще больше регрессивного налогообложения удовлетворяет богатым, но не бедным.
Отличия от прямого метода
В отличие от прямого метода налогообложения при пропорциональном методе устанавливается равная для всех налогоплательщиков ставка налога, а не сумма налога. С ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога, ставка налога остается неизменной В действующей налоговой системе РФ метод пропорционального налогообложения используется достаточно активно. Примером использования данного метода является налог на прибыль предприятий и организаций. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах, независимо от вида деятельности и формы собственности.
Пропорциональное налогообложение есть результат борьбы за справедливое налогообложение, оно закреплено в налоговой практике еще Французской революцией и основывается на идее равенства Идея равенства, безусловно, предполагает следующие принципы налогообложения всеобщность; равное обложение; равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками; справедливое, сообразно средствам каждого, обложение.
Принцип прогрессивности
Налог на прибыль пропорционально, когда все платят ту же часть дохода. Если ставка рост налогов с увеличением дохода налогоплательщика — сделан прогрессивным — в налоговом ведомстве есть много серьезных проблем. Один из них — проблема согласования времени. В случае пропорционального налога частное лицо, зарабатывающее 10 000 долларов за один год и 100 000 долларов в следующем году, платит ту же сумму налога, а также частное лицо, которое заработало 55 000 долларов в каждом году. В случае прогрессивного подоходного налога первое частное лицо платит большую сумму налога, чем второе. Оттуда потребность налога составляет в среднем дохода различных лет для предотвращения отрицательных стимулов. Закон о налоговой реформе 1986 отменил усреднение налога на прибыль в общей реформе, которая сократила применение принципа прогрессивности, понизив ограничивающую ставку подоходного налога от самого высокого дохода до 28%. Однако, с тех пор ставка уже была поднята до 40%.
Чаще всего установленное возражение против прогрессивного налогообложения, более точно против высокой ограничивающей ставки, подразумеваемой прогрессивным налогообложением (почему подразумеваемый?), то, что это приводит к неэффективной замене работы с досугом, повышая цену работы по сравнению с ценой на досуг. Но эффект замещения может быть компенсирован эффектом дохода. Если досуг является лучшим преимуществом, если в пропорции большее количество это потребляется в процессе роста дохода частного лица, то высоко ограничение ставок в случае прогрессивного налогообложения может сократить стоимость досуга для налогоплательщика с высоким доходом, сократив ее реальное (после уплаты налогов) доход большим размером, чем они могут сократить стоимость досуга для него по сравнению с трудовой деятельностью. (Конечно, эффект дохода с меньшей вероятностью может быть сделан даже или превысить эффект замещения, поскольку ограничивающая ставка приближается к 100%.)
Между прочим, это обоснование показывает, что увеличение личных привилегий (выпуски от федерального подоходного налога) сокращает стимулы к трудовой деятельности и регрессивно. Это регрессивно, потому что сокращает налогооблагаемый доход больше для частных лиц с высоким доходом, чем для частных лиц с низким доходом. Это сокращает стимулы к трудовой деятельности как благосостояние увеличений налогоплательщика, не снижая цену на работу по сравнению с ценой на досуг, поскольку ограничивающая ставка налога не изменяется.
Даже если проигнорировать эффекты дохода, нет никакой уверенности, что прогрессивный налог сокращает количество трудовой деятельности. Даже если общие налоговые поступления останутся постоянными, то предельные налоговые ставки некоторых налогоплательщиков будут ниже в случае прогрессивного подоходного налога, чем в случае пропорционально.
Налог
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.
Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.
Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Элементы налога
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
срок уплаты налога.
Виды налогов
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные налоги
Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.
Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.
К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.
Аккордные и подоходные налоги
Также принято различать аккордные и подоходные налоги.
Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.
Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.
Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;
Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Налоговая нагрузка
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.