Прогрессивное налогообложение стимулирует рост производства
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Прогрессивное налогообложение стимулирует рост производства

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСВА В СФЕРЕ СЕРВИСА

Изучение опыта индустриальных стран в области налогового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса в сфере услуг показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предприятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет малым предприятиям в сфере сервиса в период своего становления использовать минимальные ставки налога на прибыль. В дальнейшем, постепенно увеличив объемы производства, такие компании переходят на более высокие ставки, при этом, чтобы предприниматели не были заинтересованы в искусственном сдерживании развития предприятий, наивысшая ставка налога на прибыль, как правило, несколько ниже предыдущей. Примером данного подхода является прогрессивное налогообложение прибыли предприятий в развитых странах.

В отличие от западных стран, в России не предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, что отрицательно сказывается на деятельности малых предприятий сферы сервиса. Кроме того, в России более низкий уровень налоговой культуры. По этой причине дополнительные льготы и снижение ставок в рамках упрощенного режима налогообложения не приводят к желаемому эффекту (расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений).

В России в переходный период действовала прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, ставка варьировалась от 12% до 35%, в зависимости от размера дохода. Пропорциональная система налогообложения была введена в России в 2001 году. Основными целями такого перехода можно считать: снижение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения, вывод из тени значительной части доходов, сокращение дифференциации общества по доходам.

Однако же Россия на текущий момент по-прежнему остается страной с самым высоким уровнем расслоения общества по доходам.

Таблица – Доля доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, коэффициент Джинни и коэффициент фондов (децильный), 2013-2016

Коэффициент Джинни (индекс концетрации доходов)

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов, в разах)

И сточник: www . gks . ru . Официальный сайт государственной статистики РФ

При коэффициенте Джинни равном 0,2 – распределение доходов в обществе считается равномерным, свыше 0,42 ситуация считается неблагополучной. Анализ динамики показал, что доходы наиболее обеспеченных в 16-17 раз превышают доходы менее обеспеченных слоев населения. Обобщенный децильный коэффициент в странах Европейского союза равен 6 (наименьший – в скандинавских странах – около 4), в США – 15, в Японии – 6, в Северной Африке – 6 [3].

Неравенство в распределении доходов является важным экономическим показателем и характеристикой социального благополучия или неблагополучия в обществе. В государствах с прогрессивной шкалой налогообложения уровень собираемости налога достаточно высок. Федеральный бюджет этих государств в основном обеспечивается налогами, взимаемыми с граждан, получающих высокие доходы. Например, 4-10% граждан обеспечивает до 40-50% налоговых поступлений по данному налогу в бюджет страны. Для повышения собираемости налога установлены высокие штрафы за неполную и несвоевременную уплату налога.

Плоская шкала налогообложения доходов физических имеет слабый перераспределяющий эффект, в следствии чего реализация социальной функции налогов, заключающейся в перераспределении общественного дохода между различными социальными группами населения с целью сглаживания неравенства их доходов, возникающего в результате первичного распределения национального дохода по факторам производства, затруднена.

Таблица 2 – Ставки налогообложения доходов физических лиц

В 2016 году на обсуждение был представлен законопроект, направленный на реформирование НДФЛ. Были предложены дифференцированные ставки (Таблица 2) в зависимости от уровня годового дохода. При применении данных ставок прогнозируется увеличение налоговых поступлений по данному налогу в 2 раза, при том что группа населения со среднегодовым доходом не превышающим 180 тыс.руб./год (15 тыс.руб/мес.) будет полностью освобождена от уплаты налогов. Несмотря на весомое обоснование принятия законопроекта, основной целью которого является сокращение социального неравенства, проект был отклонён [4].

Тенденция увеличения дифференциации населения по доходам преобладает и на сегодняшний день, введение прогрессивной шкалы в сложившейся ситуации просто необходимо, во избежание приближения России к странам третьего мира. Однако стоит учитывать и отрицательные последствия перехода:

– повышение налоговой нагрузки может привести к сокрытию своих доходов высокообеспеченного населения, к уклонению от уплаты налогов). «В целом неуплата налогов несет в себе высокую общественную опасность, выражающуюся в причинении существенного ущерба государству. Недостаточное количество денежных средств в бюджете лишает правительство и субъекты Российской Федерации одного из наиболее важных инструментов управления, отрицательно влияет на социальную сферу, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность» [1];

– увеличению издержек на налоговое администрирование; усложнит процесс исчисления и уплаты данного налога (налогоплательщику придется самостоятельно декларировать свои доходы).

В марте 2018 года был подготовлен новый законопроект с предложением перехода к прогрессивной системе налогообложения физических лиц. Предусматривается введение следующих ставок налога.

Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода

Свыше 24 млн.руб

Таблица – Налоговые ставки

Концепция по применению повышенной ставки к большим доходам соответствует опыту практически всех развитых стран. Предельная ставка во Франции достигает 75%(!), в Скандинавских странах (с наименьшим уровнем дифференциации общества по доходам)-56,6%. Под действие данного законопроекта попадет небольшая группа налогоплательщиков (

20 тыс.чел), но с весомым объемом доходов. Введение налоговой ставки для данной категории привлечет рост собираемости налогов на 200 млрд.руб [2].

Законопроект на текущий момент рассматривается Государственной Думой РФ. Данный законопроект на сегодняшний день можно считать максимально оптимальным решением проблемы социального неравенства.

Во-первых, как заявлено в законопроекте, применение данных ставок позволит, в переспективе, достичь уровня децильного коэффициента 5-7; а коэффициент Джинни сократить до 0,2, что приведет к равномерному распределению доходов.

Во-вторых, повышение ставки на 5% для высокообеспеченного населения является не столь существенным, (по сравнению с зарубежным налогообложением), чтобы повлечь за собой уклонение от уплаты налогов. «К тому же, небольшое количество налогоплательщиков и крупные финансовые потоки нетрудно будет контролировать, что позволит налоговым органам легко адаптироваться к новому порядку администрирования данного налога» [5].

В-третьих, для большей части населения порядок налогообложения останется неизменным, налоговая нагрузка не будет увеличена, налог по-прежнему будет удерживаться работодателем, а значит порядок исчисления и уплаты налога так же не будет затруднен.

Хохлова Е.В., Аветисян А.Р., Поблема уклонения от уплаты налогов и ее причины// Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов.-2017.-С.6-9.

Электронный ресурс «Аналитический центр при правительстве РФ» [ ww . ac . gov . ru ]

Электронный ресурс «Федеральная служба государственной статистики» [ www . gks . ru ]

Законопроект №1148107-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект №384276-7 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц»

Налоги и их виды

НАЛОГИ И ИХ ВИДЫ

Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

А1. Было бы справедливо, если бы все граждане платили одинаковые налоги.

А2. Предельная налоговая ставка не может быть меньше средней налоговой ставки.

А3. Прогрессивное налогообложение стимулирует повышение эффективности производства.

А4. Принцип вертикальной справедливости налоговой системы состоит в том, что люди, получающие равные доходы, должны выплачивать равные налоги.

А5. При прогрессивной системе налогообложения средняя налоговая ставка меньше предельной налоговой ставки.

А6. Регрессивная система налогообложения наиболее тяжело отражается на домохозяйствах с низкими доходами, поскольку они платят более высокую среднюю налоговую ставку, чем домохозяйства с высоким уровнем дохода.

А7. В развитых странах основным источником налоговых поступлений служат косвенные налоги.

А8. В период инфляции государству выгоднее использовать косвенные налоги, поскольку объем поступлений от них зависит от цен, а не от доходов.

А9. Косвенные налоги имеют неявный характер.

А10. В современной экономике регрессивные налоги отсутствуют.

A11. Аккордные налоги не зависят от уровня дохода.

А12. Предельная налоговая ставка показывает, какая сумма налога выплачивается с каждого доллара дохода.

А13. Если налоговая ставка не увеличивается при увеличении дохода, то такой налог определенно является регрессивным.

Выберите единственный правильный ответ.

а) прогрессивным подоходным налогам; г) налогам на имущество;

б) налогам на прибыль корпораций; д) налогам на наследство.

в) потоварным налогам;

Б2. Если налог на доход вырос с 4000 дол. до 4800 пол. при увеличении дохода

сдол. додол., то предельная ставка налога составила:

а) 24%; б) 20%; в) 19,2%; г) 16%; д) 12%.

БЗ. Величина, которая показывает, какую сумму налога следует выплачивать с каждого дополнительного доллара доходов, представляет собой:

б) пропорциональный налог; д) подоходный налог.

в) предельную налоговую ставку;

Б4. Величина, которая показывает, какую сумму налога следует выплачивать с каждого доллара доходов, представляет собой:

а) среднюю налоговую ставку; г) налог на добавленную стоимость;

6) пропорциональный налог; д) подоходный налог.

в) предельную налоговую ставку;

Б5. Налоги на доходы от факторов производства не включают:

а) личный подоходный налог; г) налог на заработную плату;

б) налог на имущество; д) нет верного ответа.

в) налог на прибыль корпораций;

Б6. Если человек платит подоходный налог 2 тыс. дол. на доход в 20 тыс. дол. и 4,5 тыс. доп. на доход в 30 тыс. дол., то средняя налоговая ставка на доход в 30 тыс. дол. составит:

а) 20%; 6) 17%; в) 15%; г) 12%; д) 10%.

Б8. Если человек платит подоходный налог 2 тыс. дол. на доход в 20 тыс. дол. и 4 тыс. дол. на доход в 30 тыс. дол., то предельная налоговая ставка на доход в 30 тыс. дол. составит:

а) 20%. 6) 15%; в) 13,3%; г) 10%; д) 6,7%.

Б9. Если налоговая ставка увеличивается при увеличении дохода, то такой налог является:

а) пропорциональным; 6) прогрессивным; в) регрессивным; г) акцизным; д) косвенным.

Б10. Если налоговая ставка уменьшается при увеличении дохода, то такой налог является:

а) прогрессивным; 6) пропорциональным; в) регрессивным; г) прямым; д) нет верного ответа.

Б11. Примером регрессивного налога в современных условиях может служить:

а) подоходный налог; г) налог на прибыль корпораций;

б) налог на добавленную стоимость; д) нет верного ответа.

в) налог на имущество

Б12. Какое утверждение неверно — прогрессивный налог

а) увеличивается, если доход увеличивается;

б) является наиболее эффективным инструментом перераспределения доходов;

в) служит важным источником доходов государственного бюджета;

г) стимулирует рост эффективности производства;

д) все утверждения верны.

Б13. Какое утверждение неверно — регрессивный налог:

а) увеличивается, если доход снижается;

б) является инструментом перераспределения доходов;

в) не существует в современной экономике;

г) служит одним из источников доходов государственного бюджета;

д) все утверждения верны.

Б14. Какое утверждение неверно — акцизный налог:

а) относится к косвенным налогам; г) может служить примером прогрессивного налога

6) имеет регрессивный характер; д) выплачивается фирмами.

в) служит инструментом перераспределения доходов;

Б15. Налоги, которые не зависят от уровня дохода, называются:

а) прогрессивными; б) пропорциональными; в) регрессивными; г) акцизными; д) аккордными.

Б16. Если с дохода в 20 тыс. дол. взимается налог в сумме 3 тыс. дол., а с дохода в 30 тыс. дол. сумма налога составляет 4 тыс. дол., то такой налог является:

а) прогрессивным; б) пропорциональным; в) регрессивным; г) определенно сказать нельзя.

Б17. Если с дохода в 16 тыс. дол. выплачивается налог а размере 2 тыс. дол., а с дохода 20 тыс. дол. сумма налога составляет 3 тыс. дол., то такой налог является:

а) прогрессивным; б) пропорциональным; в) регрессивным; г) акцизным.

Читать еще:  Справка о упрощенной системе налогообложения образец

Б18. Если с дохода в 15 тыс. дол. выплачивается налог в размере 1,5 тыс. дол., а с дохода 20 тыс. дол. сумма налога составляет 2 тыс. дол., то такой налог является:

а) прогрессивным; б) пропорциональным; в) регрессивным; г) косвенным; д) аккордным.

Б19. Если на доход до 20 тыс. дол. налоговая ставка равна 15%, а на доход выше 20 тыс. дол. налоговая ставка составляет 25%, то с дохода 50 тыс. дол. человек должен заплатить сумму налога:

а) 15 тыс. дол.; б) 12,5 тыс. дол.; в) 10,5 тыс. дол..; г) 8 тыс. дол.; д) 7,5 тыс. дол.

Б20. Принцип, по которому люди, имеющие неравные доходы, должны платить неодинаковые налоги, является принципом:

а) вертикальной справедливости; в) социальной справедливости;

б) горизонтальной справедливости; г) социальной несправедливости.

Б21. Принцип, по которому люди, имеющие равные доходы, должны платить одинаковые налоги, является принципом:

а) вертикальной справедливости: в) социальной справедливости;

6) горизонтальной справедливости; г) социальной несправедливости.

Б22. Если в экономике аккордные налоги составляют 50 млн дол., совокупный доход равен 4000 млн дол., налоговая ставка равна 15%, то сумма налоговых поступлений составит:

а) 400 млн дол.;,5 млн дол.; в) 550 млн дол.; ) 607,5 млн дол.; д) 650 млн дол.

Б23. Если в экономике сумма налоговых поступлений составляет 300 млн дол., аккордные налоги равны 60 млн дол., а налоговая ставка — 12%, то совокупный доход равен:

а) 3600 млн дол.; б) 3000 млн дол.; в) 2500 млн дол.; г) 2000 млн дол.; д) 1260 млн дол.

В1. Укажите, какие из перечисленных ниже налогов относятся: а) к прямым; б) к косвенным.

1. Налог на добавленную стоимость. 2. Налог с владельцев транспортных средств. 3. Налог на бензин. 4. Налог с оборота. 5. Налог на имущество. 6. Налог на прибыль. 7. Налог с продаж. 8. Таможенные пошлины. 9. Налог из землю. 10. Подоходный налог. II. Акцизный налог. 12. Налог настроения. 13. Налог на заработную плату. 14. Налог на наследство. 15. Налог на дороги.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИКУ

Верны ли следующие утверждения (да, нет)?

A15. Налоги воздействуют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

А16. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в результате сокращения налогов одинаковые.

А17. Налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос.

А18. Чем выше ставка налога, тем больше налоговые поступления в бюджет.

А19. При спаде налоги следует увеличить, чтобы увеличивались доходы государственного бюджета.

А20. Налоги являются инструментом стабилизации экономики.

А21. Рост индивидуальных налогов сокращает и потребление, и сбережения.

А22. Снижение индивидуальных налогов увеличивает и потребительские, и инвестиционные расходы.

А23. Высокие налоговые ставки уменьшают дефицит государственного бюджета, даже несмотря на сокращение совокупного дохода.

А24. Налоговые поступления увеличиваются в период подъема и сокращаются в период спада.

А25. Повышение ставки подоходного налога ведет к росту объема выпуска и уровня доходов, однако дефицит государственного бюджета уменьшается.

A26. Рост доходов ведет к сокращению суммы налоговых поступлений.

А27. Повышение ставки подоходного налога ведет к сдвигу кривой совокупного спроса влево.

А28. В кейнсианской модели снижение налогов является проинфляционной мерой.

А29. Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и величиной налоговых поступлений а бюджет.

А30. Кривая Лаффера показывает, что снижение налоговой ставки может увеличивать сумму налоговых поступлений в бюджет.

A31. Сторонники теории “экономики предложения” утверждают, что снижение налогов сокращает совокупное предложение и поэтому снижает уровень инфляции.

А32. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории “экономики предложения” рассматривают снижение налогов в качестве антиинфляционной меры.

А33. Снижение налогов может быть использовано в качестве меры борьбы как с безработицей, так и с инфляцией.

Выберите единственный правильный ответ.

Б24. Налога не могут служить инструментом:

а) стимулирования экономического роста;

б) обеспечения равенства в распределении доходов;

в) стабилизации экономики;

г) обеспечения эффективного распределения ресурсов;

д) нет верного ответа.

Б25. Изменение налогов воздействует на:

а) совокупный спрос; г) уровень цен;

б) совокупное предложение; д) все ответы верны.

в) состояние государственного бюджета;

Б26. Снижение налогов сдвигает:

а) кривую совокупного предложения вправо, а кривую совокупного спроса влево;

б) вправо и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса;

в) влево и кривую совокупного предложения, и кривую совокупного спроса;

г) кривую совокупного предложения влево, а кривую совокупного спроса вправо;

д) кривую совокупного спроса вправо, но не сдвигает кривую совокупного предложения.

Б27. Снижение налогов ведет к:

а) сокращению объема выпуска и росту уровня безработицы;

б) сокращению объема выпуска, но уровень безработицы не изменится;

в) росту объема выпуска и уровня безработицы;

г) росту объема выпуска и снижению уровня безработицы;

д) снижению уровня безработицы, но объем выпуска не изменится.

Б28. Если правительство предполагает повысить объем выпуска, оно должно уменьшить:

б) трансфертные платежи;

г) величину дефицита государственного бюджета;

д) верны ответы а и г.

Б29. Представители кейнсианского направления рассматривают воздействие налогов на:

а) совокупный спрос; г) состояние государственного бюджета;

6) совокупное предложение; д) все ответы верны.

в) экономический рост;

Б30. Результатом снижения налогов в кейнсианской модели является рост:

а) совокупных расходов; г) все предыдущие ответы верны;

6) фактического объема выпуска; д) верны ответы а и б.

в) потенциального объема выпуска;

Б31. Кривая Лаффера отражает зависимость между налоговой ставкой и:

а) уровнем деловой активности; г) все предыдущие ответы верны;

б) уровнем совокупного дохода; д) нет верного ответа.

в) величиной налоговых поступлений в бюджет;

Б32. Гипотеза Лаффера показывает воздействие изменения налогов на:

а) совокупный спрос; ; г) все предыдущие ответы верны;

б) совокупное предложение; д) верны ответы 6 и в.

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Читать еще:  Какую систему налогообложения выбрать для ИП?

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Преимущества прогрессивного налогообложения физических лиц

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином – физические лица [1].

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, так как 80% его зачисляется бюджет региона и является одним из основных источников дохода [2].Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой – упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения [4].

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

Наличие льгот и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем вышесредняя ставка налога на доходы [5].

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки зрения есть противники, считающие, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

В настоящее время несовершенство налоговой базы, несправедливая плоская шкала процента по подоходному налогу, а также слабое администрирование сбора налога являются дестимулирующим фактором полноты его собираемости. Так же заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, является базой не только для обложения подоходным налогом, но и ряда других налогов, которые обязаны уплачивать физические лица, что чрезвычайно увеличивает налоговую нагрузку.

Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

НДФЛ является одним из основных источников формирования бюджетов стран, а также эффективным регулятором в социальной сфере. Рассмотрение эволюции подоходного налога с физических лиц в России раскрывает неэффективность применяемых сейчас форм налога, и, более того, их отрицательное воздействие на социально-экономическое положение в стране.

Основная ставка подоходного налога в России в настоящее время – 13%. Эта налоговая ставка фиксирована, и налоговую шкалу с такой ставкой называют плоской. Одним из альтернативных вариантов налогового исчисления является прогрессивная шкала подоходного налога, которая действует во многих развитых странах Запада.

Особенность прогрессивной шкалы в том, что ставка подоходного налога здесь является дифференцированной и возрастает по мере роста дохода налогоплательщика.

С 2001 года, когда в России была введена действующая налоговая ставка, и по настоящее время, среди экономистов, законодателей и аналитиков не утихают споры о том, какая шкала подоходного налога оптимальна для нашего государства – плоская или прогрессивная.

Главный аргумент сторонников прогрессивной шкалы подоходного налога – слишком большое социальное расслоение общества в России и слишком маленькая часть среднего класса, на котором выстроены все современные развитые экономики мира [3].

Глобальная проблема для экономики нашей страны – недостаток покупательского спроса. Попросту говоря, у большинства россиян нет денег, и многим хватает лишь на питание. Но эта проблема обуславливается нерациональным и неэффективным распределением ресурсов, а не их отсутствием. Оптимизацией распределения доходов можно существенно снизить социальное расслоение, увеличить объем поступлений в бюджет, уменьшить число бедных, повысить покупательский спрос. Проблема может быть решена, в том числе совершенствованием сбора подоходного налога.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога позволило бы перераспределить налоговое бремя, практически освободить от налогов людей, находящихся на грани выживания, и в то же время сделать основной упор на налоговое обложение сверхдоходов.

Целью введения таких изменений в налоговое законодательство является решение следующих важнейших задач социально – экономического развития России:

– повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения;

– устранение огромного имущественного неравенства населения;

– увеличения доходной части региональных бюджетов.

Ставка НДФЛ в 13 % по замыслу авторов, должна была упростить сбор налогов и легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах. Необходимо отметить, что и все дальнейшие наиболее принципиальные изменения Налогового кодекса связанные с введением регрессивной ставки отчислений во внебюджетные фонды и плоской 9% ставкой налога на дивиденды, с отменой налога на наследование и дарение для родственников, отвечали либеральной доктрине снижения налоговой нагрузки на наиболее богатые слои населения, с целью увеличения их гипотетических инвестиций в экономику России.

В настоящее время общая ставка взносов во внебюджетные фонды составляет 30% от фонда заработной платы: 22% идет в Пенсионный фонд РФ, 5,1% в Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования РФ и 2,9% в Фонд социального страхования РФ. В то же время существуют пороги для взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). В ПФР страховой взнос в размере 22% платится с годового заработка, не превышающего в 2016 году 796 тыс. рублей, 10% платится с превышения этого порога, в ФСС взнос в 2,9% платится с годовой зарплаты до 718 тыс. рублей, сверх этого уровня заработка взнос не уплачивается [7]. Таким образом, по мере увеличения дохода отчисления во внебюджетные фонды уменьшаются, что на наш взгляд является экономически нецелесообразным и способствует увеличению социального неравенства.

Реальные результаты, согласно заключению Счётной палаты РФ в 2015 года таковы, что в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц не было отмечено увеличения легализованных доходов, наоборот, по оценке ряда экспертов, «теневые» и коррупционные доходы в Российской Федерации составляют порядка 15-20% от общего объема ВВП [7].

Социальное расслоение населения все последние годы так же стремительно увеличивается. К примеру, по официальным данным Росстат на 2015 г., коэффициент отношения денежных доходов 10% самых богатых граждан России к доходам 10% самых бедных граждан составил 14,5. Даже такой разрыв огромен, хотя официальные данные, как правило – это более оптимистичный взгляд на ситуацию. Реальность же гораздо суровее. Даже то, что Россия – лидер по количеству долларовых миллионеров в Европе, хотя более трети населения страны не могут свести концы с концами, свидетельствует о том, что официальная статистика не более чем далекие от истины цифры.

По соотношению доходов, распределяемых между самыми богатыми и самыми бедными, Россия давно уже перешла порог социальной безопасности, который по оценке международных экспертов не должен превышать 8-9. Для сравнения, в Германии, Австрии и Франции Кд варьируется от 5 до 7, а в Швеции, Дании, Финляндии, Японии и Южной Корее – от 3,5 до 5 [6].

Настораживает и то, что в последних данных Росстата социологи и экономисты отметили принципиальное изменение структуры слоя самых богатых: состоятельные чиновники вытесняют из него предпринимателей и бизнесменов. Еще в 2004 году было опубликовано исследование, согласно которому среди владельцев и покупателей недвижимости на Рублевке лишь 30% – бизнесмены, а 70% – федеральные и региональные чиновники. Вот почему высшему чиновничеству невыгодно что-либо менять в существующей системе налогообложения [3].

Что же касается инвестиций, то они действительно возросли, но не в российскую экономику, а в экономику стран ЕЭС и США. При этом доля инвестиций в реальную экономику нашей страны даже уменьшилась, сегодня по этому показателю Россия оказалась далеко позади большинства развивающихся стран.

Необходимо также отметить, что применение плоской 13% ставки НДФЛ привело к уменьшению его доли до 3,9% ВВП в 2014 году (в США доля подоходного налога составляет около 10% от ВВП, а странах ЕЭС – от 8 до 10%), что оказывает резко отрицательное влияние на эффективность экономики по следующим причинам [8].

Во–первых, низкий уровень налогообложения личных доходов ведёт к повышению уровня налогообложения прибыли и добавленной стоимости, что оказывает резко дестимулирующее воздействие на экономическое развитие.

Во–вторых, низкий уровень НДФЛ способствует тому, что прибыль от предпринимательской деятельности в большей мере идёт на потребление, а не на производственные накопления и реинвестирование в производство. Существующий характер налогообложения поощряет «проедание» прибыли.

В–третьих, низкий уровень налога на личные доходы при их плоской шкале не даёт в руки государства достаточных средств для проведения активной социальной политики.

В–четвёртых, единая ставка НДФЛ при высоком уровне дифференциации доходов населения создаёт массовое убеждение в несправедливости существующей системы распределения. И тем самым ведёт к дестимулированию трудовой деятельности населения и подрыву экономической эффективности развития России.

Таким образом, предлагаемое прогрессивное налогообложение доходов создает условия, способствующие росту эффективности предпринимательской деятельности и инвестиций, и препятствует непроизводительному растрачиванию доходов. А если одновременно с введением прогрессивной шкалы налогообложения ввести, как в странах ЕЭС, налоги на роскошь (на элитную недвижимость, дорогие автомобили, яхты, ювелирные украшения и т.п.), эффект будет еще выше.

Неслучайно именно прогрессивное налогообложение личных доходов граждан широко применяется в подавляющем большинстве стран мира. При этом граждане с низкими доходами в экономически развитых странах чаще всего полностью освобождены от НДФЛ: так, в США нулевая ставка применяется при доходах до 8450 долларов в год, в Швеции – до 306000 шведских крон, в Швейцарии – до 16100 франков, в Австрии — до 10000 евро, в Ирландии — до 5210 евро, в Испании – до 2400 евро, в Норвегии – 36000 норвежских крон, а в Австралии – до 6000 австралийских долларов и т.д. [8]

Необходимо отметить, что под воздействием экономического кризиса максимальные ставки НДФЛ в 2014 г. были повышены в США до 40%, в Англии – до 50%, а в ряде развитых странах максимальный уровень налогообложения доходов физических лиц с учетом страховых взносов, местных и социальных налогов достигает 70%.

Читать еще:  Как узнать вид налогообложения ИП по ИНН?

В результате в США 80% федерального бюджета обеспечивается налогами, взимаемыми с 20% граждан с наиболее высокими доходами [9].

В таблице 1 приведены значения минимальных и максимальных ставок налогообложения доходов физических лиц для ряда наиболее крупных и развитых экономик мира (по состоянию на начало 2015 г.) [9].

Размер ставки НДФЛ в наиболее экономически развитых странах мира

Страна

Минимальная-максимальная ставка налога, %

Прогрессивное налогообложение стимулирует рост производства

В настоящее время в России широко обсуждается введение прогрессивной системы налогообложения. В Государственную Думу РФ уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц. «Система налогообложения должна представлять собой такую систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок» [5]. Данная тема является актуальной, так как в текущих реалиях проблема перераспределения доходов стоит как никогда остро. Кроме того, в условиях тяжелой экономической ситуации в стране необходимы дополнительные поступления в государственный бюджет.

Прогрессивное налогообложение – это повышение эффективной ставки при увеличении налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение применяется в основном при налогообложении физических лиц (подоходный налог) [3].

Его впервые ввели в Великобритании. Это сделал премьер-министр Уильям Питт Младший в декабре 1798 года. В нашем государстве впервые попытались внедрить подоходное прогрессивное обложение в1810 г. При проведении военных действий с французскими войсками. Государственный бюджет при Наполеоне обеднел и произошел обвал курса бумажного рубля, по этой причине правительство обложило помещиков этим налогом; обложение применялось с пятисот рублей дохода и прогрессивно поднималось до 10 % чистой прибыли. Когда война с французскими войсками была окончена, поступления быстро уменьшились, затем в 1820 году этот налог отменили. Но это был далеко не единственный случай внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в истории нашего государства.

Применить в силу закон о подоходном налоге хотели еще в Советской России в годы гражданской войны и НЭПа. По прусскому образцу в России 6 апреля 1916 года был создан документ, начало действия которого было запланировано на 1917 год. Но в связи с революцией закон о подоходном налоге не заработал. После принятия определенного количества указов, целью которых было развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге», 23 ноября1922 года был принят декрет и налогообложение реформировано.

В наши дни, согласно статье 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц составляет 13% [1]. Часть вторая функционирующего и по сей день Налогового кодекса Российской Федерации начала действовать с 01.01.2001 г. Авторы данного кодекса считали, что при вводе плоской шкалы налогообложения, будет упрощен сбор налогов, будут «белые» зарплаты, увеличится привлекательность нашего государства для частных инвесторов. Планировалась данная мера на десять лет. Но как мы видим сейчас, данная система не изменилась. Увеличение собираемости налога сегодня происходит в основном за счет граждан с менее высоким уровнем дохода, что ведет к возрастанию разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения.

«При прогрессивном налогообложении с увеличением налоговой базы растет ставка налога»[7]. Это дает возможность получения конкретной экономической выгоды (к примеру, увеличение налоговых поступлений в бюджет) и помогает снять социальную напряженность в стране. В нашей стране большая часть субъектов федерации дотационные, поэтому рост прибыли в региональных бюджетах (за счёт поднятия ставки налогообложения для определённой части населения) помогло бы их развитию. По поводу социального напряжения, данная тема очень злободневная для нашей страны. Прогрессивное налогообложение подразумевает поддержку населения с невысокими доходами, за счет поднятия ставки налогов для населения с большими доходами.

Рассмотрим зарубежный опыт. Прогрессивная шкала налогообложения применяется в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Китае, Люксембурге, Нидерландах, Финляндии, Франции, США, Швеции, Швейцарии, ЮАР и других странах. Как можно заметить, в списке большинство составляют развитые страны, занимающие господствующее положение в мировой экономике. Мировое сообщество уже давно стало принимать меры на законодательном уровне к тому, чтобы разработать механизм, позволяющий избежать и устранить двойное налогообложение, сократить бремя налоговых обязательств [4].

Пример Китая, в котором минимальная ставка подоходного налога составляет 3%, а максимальная ставка – 45%, демонстрирует нам, что в условиях прогрессивного налогообложения экономический рост может продолжаться даже в период мирового финансового кризиса. Более того, несмотря на то, что по численности населения эта страна почти в 10 раз превосходит Российскую Федерацию, в Китае успешно справляется с задачей налогового администрирования прогрессивного подоходного налога, имеющего 7 ступеней.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога 6-ступенчатая. Она пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физических лиц во Франции на 2014 год:

-QF до 6 011 евро в год: налог 0%

-QF от 6 012 до 11 991 евро в год: налоговая ставка 5,5%

-QF от 11 992 до 26 631 евро в год: налоговая ставка 14%

-QF от 26 632 до 71 397 евро в год: налоговая ставка 30%

-QF от 71 398 до 151 200 евро в год: налоговая ставка 41%

-QF от 151 201 евро в год и выше: налоговая ставка 45% (где к 45% подоходного налога прибавляется еще 3 % так называемого налога на высокие доходы при доходах от 250 001 до 500 000 евро, и 4% при доходах выше 500 000 евро) [4].

Но все же отношение к прогрессивной шкале налогообложения противоречиво. Чиновники ратуют за плоскую шкалу налогообложения, считая, что это позволит избежать жульничества и взяточничества, уклонения от уплаты налогов. Академики РАН, напротив, в докладе, который был посвящен «Стратегии-2020» [6] благосклонны к прогрессивному налогообложению, считая его одним из мер экономического развития нашей страны.

При рассматривании варианта о переходе на прогрессивную шкалу налогов, нужно разобраться в следующих нюансах:

1. Поднятие налогов неизбежно приведет к утаиванию доходов налогоплательщиками, что в свою очередь уменьшит поступления доходов в бюджет. Это главная причина применения плоской шкалы. Для преодоления этой проблемы нужно развить правовую культуру людей и преодолеть правовой нигилизм.

2. Большие налогоплательщики, как правило, получают прибыль в наиболее развитых регионах государства, это приводит к увеличению разрыва между субъектами Российской Федерации при отчислении налогов в данный зажиточный регион. Решить эту проблему можно приняв необходимые законы, которые дадут возможность для перераспределения денежных средств.

3. Прогрессивное налогообложение может быть воспринято как наказание состоятельных граждан, которые имеют большую прибыль. По моему мнению, эти высказывания не совсем корректны. Потому, что развитие среднего класса в нашей стране только происходит, и поднятие налогов не даст возможности развитию данного слоя общества. А касательно больших предприятий и лиц с большими доходами, то прогрессивный налог можно рассмотреть с социальной точки зрения, то есть как оказание помощи бедным слоям общества.

По мнению Дж.М. Кейнса, изложившего основные положения своей теории в книге «Общая теория занятости, процента и денег»[2], прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций, давая только положительный эффект. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

В отличие от западных ученых, наши соотечественники, такие как А.Н.Кудряшова, Казначеева Н.Л, Лапов Д.Е. понимая всю сложность введения прогрессивного налога в нашу систему налогообложения, замечали противоречивый характер и рассматривали прогрессивную шкалу, как с положительной, так и отрицательной стороны. Но все они приходили к одному знаменателю: прогрессивное налогообложение в долгосрочной перспективе нужно ввести в действие в России.

Данные новшества нужны, но они не должны быть поспешными и не продуманными и опираться только на политические недалекие цели.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в нашей стране весьма проблематично. Изучив доклад ОЭСР видим, что в ближайшем будущем увеличение налогов неизбежно во всех государствах. Но конкретно в нашей стране возможности увеличения налогов практически исчерпаны. Откладывание Министерством финансов в который раз внедрение налога на недвижимость подтверждает это. Но в то же время сейчас Минфин предлагает увеличить ставку НДФЛ с 13% до 15%. При этом 6−8 процентных пункта будут направляться в федеральный бюджет. Сейчас вся сумма остается в регионах, составляя существенную – более трети – часть их доходов. Один из вариантов Центра Кудрина предполагает еще более высокую ставку – 17%. Налоговая шкала при этом так и останется плоской. Миллионеры и те, кто живет на среднюю зарплату, будут платить одинаково.

В октябре 2013 года на рассмотрение в Госдуму поступил еще один законопроект, предусматривающий введение прогрессивной шкалы налогообложения по доходам. На этот раз с инициативой выступил депутат Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Законопроект предусматривает установление в отношении ежегодного размера доходов следующие ставки налога (рисунок 1):

Рисунок 1. Ставки налога согласно законопроекту от фракции «Справедливая Россия» [9].

В марте прошлого года в Госдуме рассматривался законопроект, согласно которому люди с зарплатой менее 40 тысяч рублей в месяц должны перечислять государству менее 13 процентов, от 40 тысяч – 13 процентов, от 100 тысяч – 16 процентов. Положительный эффект для бюджета оценивался в 400 миллиардов рублей. В октябре от партии «Справедливая Россия» поступило предложение облагать налогом в 25 процентов доходы от 25 до 100 миллионов рублей в год; 35 процентов должны были бы платить те, кто получает от 100 до 200 миллионов; 50 процентов – получающие больше 200 миллионов [9]. Ни один документ так и не был одобрен нижней палатой.

Настораживает то, что вместо отказа от простых решений мы стараемся их еще более упростить. Основываясь на мировой опыт, видим, что плоской должна быть или шкала подоходного налога, или ставка социальных взносов. В случае если мы берем подоходный налог по прогрессивной шкале, необходимо принять решение, что делать со страховыми взносами. В противном случае появится угроза разбалансировки пенсионной системы. «Необходимо заниматься не увеличением налога с физических лиц, а переходом на прогрессивную шкалу налогов» [10].

Итак, можно сделать вывод, что прогрессивная шкала налогообложения, как и любая другая система, имеет свои недостатки и положительные стороны. С одной стороны она дает толчок развитию, значительную экономическую доходность, приводит социальное неравенство к разумным пропорциям. С другой стороны велика вероятность увеличения теневых доходов, роста безработицы, снижения материального стимулирования, а так же не стоит забывать, что введение прогрессивного налога требует немалых затрат по внедрению. Возможно, предлагаемые законодателями модели налогообложения не совсем идеальны, но есть уверенность в том, что, основываясь на опыте других стран и учитывая особенности нашей экономики, в результате будет принято правильное решение, которое окажется наиболее приемлемым для граждан.

Как заявил Президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) задача налоговой системы состоит «Не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы, регионов и муниципалитетов»[8].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector