Подоходный налог 15 процентов новости
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Подоходный налог 15 процентов новости

С 13 до 15: для кого правительство может повысить подоходный налог

Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.

«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.

В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ. По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей. «У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев. При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

«По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые [зарплату на уровне] МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Повышение НДФЛ до 15% все реальнее — и об этом уже заговорил Дворкович

Лента новостей

Все новости »

СМИ пишут, что власти вернулись к обсуждению повышения подоходного налога, и почти одновременно Дворкович заявил, что разница между 13% и 15% не драматична

Аркадий Дворкович. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС –>

Обновлено в 17:46

Правительство вернулось к изучению возможности повышения налога на доходы физлиц — на одном из первых после президентских выборов совещаний, передают «Ведомости». О том, что власти все-таки повысят подоходный налог с 13% до 15% после выборов, экономисты говорили еще в прошлом году. Правда, пока, как заявила пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, обсуждаются разные меры, но все это пока только предложения.

Как передает ТАСС, вице-премьер России Аркадий Дворкович не исключил повышения подоходного налога до уровня, превышающего отметку в 13%. Как утверждает Дворкович, разница между нынешней ставкой налога на доходы физлиц в размере 13% и обсуждаемым уровнем в 15% не драматична. В то же время он подчеркнул, что окончательное решение за президентом. «Не думаю, что разница между 13% и 15% такова, что люди все побегут из страны», — считает вице-премьер.

Комментирует вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс:

— Я думаю, что это новости реальные. Я думаю, что обсуждение или не обсуждение какого-то рода решения в этом смысле будет принято. Очень давно обсуждали — НДС или НДФЛ, потому что, безусловно, бюджет надо пополнять, он испытывает большие трудности по понятным причинам. В связи с этим поднятие на два пункта НДФЛ при том, что бедным и мало зарабатывающим людям и остальным будет определенный социальный вычет из этого, будет выглядеть как мера взвешенная и сбалансированная. Конечно, она не устроит левых, которым хотелось бы прогрессивной шкалы, к этому, наверное, еще ни налоговые службы, ни предпринимательское сообщество было бы не готово, потому что да, действительно, тогда возникнет угроза ухода в тень. Но к 2%, мне кажется, готовы. Отстроена серьезно система нашей федеральной налоговой службы. Все платежи, которые проходят, контролируются, регулятивный аппарат отлажен так, что все мы побаиваемся налоговой инспекции. Поэтому технических трудностей с поднятием НДФЛ на 2 процентных пункта и с не уходом в тень, по-моему, правительством все решено. Ждали правильного момента, потому что мера до выборов была бы крайне непопулярной. Выборы состоялись, сейчас нас будет ожидать целый ряд таких мер, которые в народе будут восприниматься критически, но мы, так сказать, проголосовали 76% за национального лидера — теперь должны этой реальности соответствовать.

Читать еще:  Упрощенная система налогообложения для ИП виды деятельности

— И все-таки по поводу уходящего правительства…

— Что касается правительства — уходит оно или не уходит, легитимно или не легитимно такое поведение, во-первых, мы абсолютно не уверены, что правительство все целиком и уйдет, и ответственность не ляжет на кого-то нового. Во-вторых, это линия не правительства, потому что правительство — давно, в общем-то, технический аппарат, политические решения принимаются президентом, который подождал выборов, понял, что он поддерживается большинством населения, и теперь предпринимает то, что экономически было неизбежно. Повторяю еще раз: целый ряд других непопулярных мер тоже нам катит в глаза.

Минфин отказался комментировать возможное повышение ставки подоходного налога лиц с 13% до 15%, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства. При этом впоследствии, в 13:55, агентство выпустило на ленты новое сообщение, согласно которому публикация «с заголовком «Минфин отказался комментировать вопрос возможного повышения НДФЛ до 15%», выпущенное в 11:30:19 мск, аннулируется по техническим причинам».

Позднее, на встрече с Владимиром Путиным, Силуанов заявил, что налоговое бремя в России увеличивать не планируется. Кроме того, Минфин предлагает подумать над отменой некоторых налоговых льгот и преференций:

Антон Силуанов министр финансов Российской Федерации «Мы говорим о том, что в общем, в целом налоговое бремя не будет увеличено, мы говорим о том, что мы будем работать именно с точки зрения улучшения сбора налогов. Кроме того, готовим также предложения по пересмотру и уточнению льгот, преференций на предмет того, как сработали. Когда мы их вводили, рассчитывали на определенные эффекты. И вот после того, как мы проанализируем, сейчас у нас есть уже такие наработки, мы готовы будем предложить правительству Российской Федерации еще раз взглянуть на целесообразность сохранения тех или иных преференций, льгот, источник, который тоже пойдет на те решения, которые были обозначены в вашем послании».

Ранее министр финансов говорил, что выступает против изменений НДФЛ, так как это стабильный налог. Так или иначе, повышение налогов неизбежно, уверен директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Курс на повышение налоговой нагрузки на все налогооблагаемые категории был выбран давно, его замораживали и притормаживали по естественным причинам до выборов. Вопрос сейчас заключается лишь в том, кто будет платить больше, а кто — меньше. Потому что сейчас социально-экономическая ситуация вроде бы относительно благоприятная, есть возможность для поддержания функционирования текущей модели, особенно с учетом того, что социальные расходы и вообще расходы на функционирование госаппарата, они последние несколько лет были существенно подрезаны. Но есть также понимание того, что все это происходит отчасти благодаря резервам, которые до последнего времени сокращались, а отчасти благодаря не очень высоким, но приличным ценам на нефть, которые пока колеблются в широком коридоре 60-70 долларов. Но также есть понимание, что высокие цены на нефть неустойчивые и в любое время может произойти снижение. А в долгосрочной перспективе, в перспективе пять-десять лет неизбежно такое снижение произойдет, потому что мир постепенно переходит на неуглеродные источники энергии. Поэтому от стратегического курса на фискализацию экономики, повышение налоговой нагрузки власть не откажется. Вопрос опять, повторюсь, в том, кто будет платить больше, а кто — меньше. Действительно, повышение налоговой нагрузки, и, самое главное, неналоговых платежей, каких-то сборов — это вопрос решенный. Другое дело, что есть детали относительно конкретных размеров и сроков введения. Но поддерживать текущую модель функционирования социальной системы, особенно с учетом выплат бюджетникам и другим группам населения перед выборами, власть в случае даже не очень значительного снижения цен на нефть не сможет, и она это прекрасно понимает. Поэтому повышение налоговой нагрузки в широком смысле этого слова может быть не только за счет налогов, но и каких-то сборов, косвенных платежей — это вещь неизбежная, и стратегическое решение об этом было принято еще несколько лет назад. Его полномасштабную реализацию откладывали как раз из-за фактора выборов. Теперь этот фактор исчез».

В числе всего прочего на совещании правительства рассматривались также возможности введения налога с продаж, отмены льгот по НДС для социальных товаров и повышение НДС при снижении страховых социальных взносов. Обо всех этих мерах также говорилось еще до выборов.

В феврале председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявлял, что ставки основных налогов нельзя повышать весь следующий президентский срок. Об этом он сказал в кулуарах Российского инвестфорума в Сочи. «ЦСР предлагает не повышать налоги в ближайшие шесть лет — ни подоходный, ни НДС, ни другие», — заявил тогда экс-министр финансов. По его мнению, повышение налогов возможно только при устойчивом росте экономики. Уже после послания президента Федеральному собранию Алексей Кудрин в интервью Business FM рассказал о том, какие варианты изменения налоговой системы обсуждают в правительстве.

Подоходный налог в России поднимут до 16 процентов

Правительство Медведева нашло способ покончить с бедностью

Российские власти рассматривают инициативу, согласно которой налог на доходы физических лиц для отдельных групп граждан может быть отменен. Кроме того, предложено осуществить налоговый вычет из НДФЛ, который был бы равен действующему прожиточному минимуму. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на трёх федеральных чиновников и бывшего чиновника финансово-экономического блока. Цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

Ранее о данной инициативе рассказал глава Министерства экономического развития Максим Орешкин. Отменить НДФЛ предлагается тем, чей доход ниже 10 000 рублей или же меньше (сообщается, что таковых в стране 12,7% – 18,6 млн. человек). При этом возможно увеличение ставки НДФЛ для остальных категорий граждан с действующих ныне 13% до 16%. Иными словами, налоги, которые не заплатят бедные, по сути, предложено переложить на плечи других налогоплательщиков.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что предметные совещания по этому поводу не идут. По его словам, в правительстве пока нет ни позиции, ни решений по данному вопросу. В самом правительстве от комментариев на эту тему отказались.

В любом случае, очевидно, что повышение НДФЛ спровоцирует массовый уход работающих россиян в теневой сектор, а повышение НДС — очередной рост цен, что только увеличит число бедных.

Получается замкнутый круг? Неужели нельзя по-другому побороть бедность в России? И пойдут ли в правительстве на означенные меры?

— Почему нет? Тем более что тем, кто сейчас получает официальную заработную плату, будет не так-то легко снова «уйти в тень», — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

—Тот же, кто работает без надлежащего оформления, или получает большую часть зарплаты «в черную», и так НДФЛ не платят. Проблема России не в низкой ставке НДФЛ и не в намерении правительства ее повысить, а в отсутствии прогрессивной шкалы налогообложения. Это крайне несправедливо, поскольку люди с высокими доходами потребляют значительно больше тех общественных благ, которые полностью или частично оплачиваются государством. Они чаще путешествуют, а потому больше пользуются транспортной инфраструктурой. Они чаще обращаются в суд за разрешением хозяйственных и имущественных споров. У них больше имущества, которое находится под охраной правоохранительных органов.

Читать еще:  Как переоформить квартиру на родственника без налогов

«СП»: Почему именно 16%? Существуют какие-то подсчеты? А в других странах, как с НДФЛ? Может, у нас все еще не так плохо?

— Это примерно соответствует минимальной ставке подоходного налога в европейских странах. Так, в Польше в октябре прошлого года правящая партия «Право и справедливость» снизила минимальную ставку подоходного налога с 18% до 17%. Причем подоходный налог по минимальной ставке уплачивают все, чей доход не превышает 85 000 злотых в год (т.е. примерно 1500 долларов в месяц). А наёмные работники в возрасте до 26 лет вообще не платят подоходного налога.

«СП»: Доцент Финансового университета при правительстве РФ Олег Комолов считает, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Так ли это? К чему это может привести?

— Честно говоря, мне трудно понять логику подобных расчетов. Почему нужно компенсировать падение бюджетных доходов, связанных с отменой подоходного налога для бедных, за счет повышения НДС? Может быть, проще запретить российским корпорациям регистрироваться в офшорах?

«СП»: Как население России отреагирует? Реально бедные, понятно, обрадуются, а остальные?

— Никак. Большинство российских граждан давно не ждут от власти ничего хорошего, а потому к повышению подоходного налога отнесутся без особого удивления.

«СП»: Кстати, почему бы просто не ввести прогрессивную шкалу? Или может, есть еще способы облегчить жизнь бедных, не перекладывая нагрузку на других?

— Не знаю, почему правительство так боится прогрессивной шкалы налогообложения. На мой взгляд, это какой-то иррациональный страх. Способы облегчить положение бедных, конечно же, есть. Самый действенный, на мой взгляд, заключается в том, чтобы повысить налоговую нагрузку на корпорации, запретив офшоры.

— У нас в правительстве люди настолько креативные, что могут пойти на что угодно, — уверен главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— Они годами платили пособие на рождение ребенка в 50 рублей и при этом не забывали взять с него налог. С этого года подняли пособие аж в 200 раз, и кричат об этом благодеянии на каждом углу! А вы попробуйте вырастить ребенка на 10 тысяч рублей.

«СП»: — Если НДФЛ для бедных отменят, станет ли их в стране меньше?

— Они отменят налог на доход ниже 10 тысяч в месяц. Это доход не бедного, это доход нищего, на который нельзя даже прокормиться, не говоря о том, чтобы оплатить жилье или купить одежду. Люди с таким доходом одеваются в бесплатном секонд-хенд, как они живут, мне даже подумать страшно. И вот с них не будут взимать НДФЛ, какое счастье! А то, что в нормальных странах таким людям выплачивают пособие и дают талоны на питание, и бесплатное жилье — об этом они молчат.

«СП»: Подоходный налог в 13% – это много или мало? Как с этим в других странах?

— В СССР тоже был подоходный налог в 13%, но при этом если у вас зарплата была, скажем, 200 рублей — меньше в советское время я, например, не получал — то с первых 70 рублей, то есть с минимальной зарплаты, налог не взимался. Со следующих, кажется, до 90 рублей, взималась пониженная ставка налога, и полный налог в 13% брался только с превышающей этот порог суммы.

В принципе, подоходный налог в 13% – это нормально, но с доходов выше среднего.

«СП»: Некоторые эксперты уже говорят, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Но ведь это в конечном итоге против бедных же и обернется. Ибо все подорожает, прежде всего продукты…

— Ну, они же и собираются переложить расходы за это «благодеяние» на остальных, повысив НДФЛ до 16%. Так что речь не о снижении налогового бремени, а о его перераспределении. И вот эти 3% сверх нынешних 13% не только с лихвой компенсируют налоги с 10 тысяч, но и дадут в казну приличную прибавку — если верить, конечно, Росстату с его исчислением средней зарплаты по стране.

«СП»: Не возрастет ли число формальных бедных, официально получающих меньше облагаемой налогом зарплату?

— Это азы — избыточные налоги порождают практику массового уклонения от них. Налоги должны быть такими, чтобы было выгодней их платить, чем уклоняться.

«СП»: Источник «Ведомостей» в правительстве сообщает, что цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.

— Они хотят поднять налоговые поступления в бюджет с граждан, и при этом выдать это за благодеяние. Такое впечатление, что в Минфине сидят не экономисты, а пиарщики.

«СП»: Как, по-вашему, можно уменьшить число бедных в России?

— Повысить доходы населения. Это единственный рациональный способ. Другой способ применялся в старой доброй Англии — нищих просто вешали.

«С повышением НДФЛ высоких зарплат больше не будет»

Для чего в повестку вбросили новость о 15% налоге

Россиянам придется забыть о повышении зарплат, если налог на доходы физических лиц (НДФЛ) будет увеличен с 13 до 15 процентов. Кроме того, в стране значительно вырастет безработица, а предприятия будут заинтересованы в том, чтобы нанимать исключительно дешевую рабочую силу. Как утверждают опрошенные «URA.RU» эксперты, обсуждаемое предложение изменить НДФЛ рискует обернуться массой негативных социальных последствий.

В четверг, 22 марта, газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на источники, что правительство РФ на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева обсуждает вопрос повышения налога на доходы для физических лиц.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов неоднократно заявлял, что его ведомство выступает против изменений НДФЛ, поскольку это стабильный налог. Бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщал, что считает необходимым переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц с нулевой ставкой для населения с доходами ниже прожиточного минимума и ставкой 25% для тех, кто получает более 1 млн рублей.

Позднее вице-премьер России Аркадий Дворкович заявил, что рост налога на доходы для физических лиц до 15% с нынешних 13% не приведет к глобальному уходу от налогов, дополнительные 2% налогов могут пойти на здравоохранение. «Это число — 13% — тоже не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%, это просто одно из возможных чисел», — сказал он. По его словам, «если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу».

Как пояснил «URA.RU» аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, дополнительная нагрузка по уплате более высокой ставки налога ляжет на плечи работодателей. Однако, признал эксперт, несмотря на это последствия для населения и экономики в целом не станут менее тяжелыми.

«Рост налоговой нагрузки на бизнес, с одной стороны, будет стимулировать переход к „серым“ зарплатам и способствовать росту безработицы. С другой стороны, продолжающееся уже четыре года подряд падение реальных доходов получит свое продолжение в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Повышение налоговой нагрузки вынудит работодателей замедлить или вовсе отказаться от индексации зарплат. В конечном итоге все это выльется в годы стагнации экономики», — заявил Нигматуллин.

Читать еще:  Разница между упрощенной и общей системой налогообложения

Аналитик уточнил, что для бизнеса станет невыгодно нанимать более дорогую рабочую силу: «Например, в ретейле между кассиром человеком и автоматической кассой выбор сделают в пользу последней». Он полагает, что необходимые резервы для бюджета можно изыскать за счет сокращения неэффективных госрасходов.

По оценкам экономиста Артема Ермолаева, повышение НДФЛ даже на 2% «заметит каждый россиянин».

«Высоких зарплат больше не будет. Серой зоны станет еще больше. Все попытки государства вывести бизнес из тени, которые предпринимались на протяжении последних лет, одним росчерком пера будут сведены на нет.

Трудовые книжки и официальные договоры начнут стремительно уходить в прошлое. Каждый работодатель, к сожалению, будет занят только одним делом — ломать голову над тем, как уйти от налогов», — пояснил он «URA.RU».

Он также отметил, что количество побочных эффектов от двухпроцентного повышения налога рискует перекрыть возможную пользу от данного шага: «Экономический рост и сегодня является более чем скромным. Повышение НДФЛ автоматически остановит его. И тогда встанет вопрос — что делать дальше?».

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов полагает, что заявление вице-премьера Аркадия Дворковича о возможном повышении НДФЛ следует рассматривать как «некий вброс». «Власти хотят посмотреть, как к этой идее отнесется общество, как отреагирует бизнес, насколько негативную реакцию вызовет», — сказал он «URA.RU».

По его словам, государство ориентировано на повышение налоговой нагрузки: «Однако, если это начнет отрицательно сказываться на рейтинге главы государства, то, думаю, что в таком виде инициатива реализована не будет».

Повышение подоходного налога. Владимир Путин вводит прогрессивную шкалу?

Возможное повышение ставок НДФЛ обсуждают корреспондент «РусНекст» и экономист И. С. Таляронок:

— СМИ обсуждают утечку информации из правительства РФ. Говорят, грядёт повышение подоходного налога с 13% до 15%. Журналисты уже назвали этот проект «первым подарком Путина после избрания», намекая на то, что в рукаве у победителя ещё много подобных неприятных сюрпризов.

Что, положение в российской экономике настолько сложное, что без повышения налогов не обойтись? В чём причина намеченного затягивания поясов?

— Повышение ставки вовсе не означает, что вырастет налог. Точнее, не означает, что вырастет для всех. Ведь в правительстве обсуждается ещё и введение дополнительного налогового вычета. Сейчас такие вычеты действуют только для очень немногих граждан (инвалидов, например) и очень скромные вычеты делаются на каждого ребёнка.

Если будут введены и новая ставка, и новый вычет, то налоги вырастут для богатых, а для бедных сократятся.

— Объясните, как это может быть? Если планируется налог увеличить на два процента?

Допустим, человек получает зарплату около 30 тысяч рублей в месяц. Это ниже среднего по стране. За год набегает 360 тысяч рублей. Если у него двое детей, размер вычета за год сегодня составляет 33 600 рублей. Налогооблагаемая база при действующей ставке в 13% — 324 400 рублей. Платит он в итоге приблизительно 42 тысячи рублей налога.

Если ввести единый налоговый вычет в 100 000 рублей, то его облагаемая база сократится до 224 000 рублей. И при ставке в 15% он заплатит всего 33 600 рублей. Это меньше, чем до повышения ставки. Фактически для него налоговая нагрузка сократится с тринадцати процентов до десяти.

Теперь возьмём человека с относительно высоким доходом, который сотню тысяч получает в месяц. Сегодня его налогооблагаемая база (тоже при наличии двух детей) — 1 166 400 рублей. Налога он платит по 13% ставке — 151 600 рублей округлённо.

В новых условиях его база сократится до 1 066 400 рублей, а размер налога при 15% ставке вырастет округлённо до 160 тысяч рублей. Фактически для него это не 15% ставка, а что-то около 14%.

А для того, кто миллион в месяц получает, годовой налоговый вычет в сто тысяч будет совсем незаметным, тот уже будет по факту платить около 15%.

— Это что же, получается прогрессивная шкала?

— Совершенно верно. При ощутимом едином налоговом вычете плоская шкала элегантно превращается в прогрессивную. Смотрите — бедный со своей тридцатитысячной зарплаты заплатит в год на 8 тысяч меньше, зажиточный со своей сотни тысяч — на 8 тысяч больше, а богатый с миллиона — на двести с лишним тысяч больше, чем платит сейчас.

— А зачем такая хитрость? Не проще ли открыто ввести прогрессивную шкалу?

— Для бухгалтера и налоговика — сложнее. Много разных ставок, много отдельных расчётов. Придётся в каждом отдельном случае определять, по какой ставке облагать конкретного налогоплательщика. В пограничных ситуациях, когда доход попадает из зоны действия одной ставки в другую, начинаются манёвры, мухлёж.

А здесь всё просто. Ставка единая. Вычет единый. Чем ниже твои доходы, тем ощутимее вычет. Фактическая налоговая нагрузка плавно растёт, без всяких переходных зон.

Кроме того, в правительстве, где доминируют либеральные экономисты, существует культ плоской ставки. Для них это фетиш, который нельзя трогать. А народ требует прогрессивную. Требует повысить налоги с богатых, которые у нас пока самые низкие в Европе. Кого слушать?

А тут нашли такой оригинальный выход. Формальная ставка остаётся плоской, а фактически становится прогрессивной. Богатые платят чуть больше, бедные чуть меньше.

Это всё в стиле Путина — никаких резких движений, плавно, почти незаметно. Никого сильно не обидеть, а проблему решить. Богатые от двух процентов прибавки на стенку не полезут. Бедные довольны.

Можно найти такое решение, что и бюджет увеличится, и больше половины избирателей будут довольны. Такое решение очень близко к названному мной годовому вычету в 100 тысяч рублей.

Посмотрим, что правительство выберет. Может, поменьше сделает вычет, в пользу наполнения бюджета.

— Разве не стоит первоочередная задача наполнить бюджет? Не для этого повышаются ставки?

— Стоит задача в максимальной степени уйти от нефтегазовой зависимости бюджета. Наполнить бюджет нет проблемы — после повышения цен на нефть мы снова огромные суммы валютной выручки выводим в резерв. Оцените масштаб — только за прошлый год мы зарезервировали два бюджета Украины.

Максимальный эффект от повышения НДФЛ — 530 миллиардов рублей. Это если никаких вычетов не делать, обложить двухпроцентной прибавкой всех. А в резервы выведено около шестидесяти миллиардов, — не рублей, а долларов! Это в шесть-семь раз больше. Поэтому никакой проблемы наполнить бюджет России без повышения подоходного налога нет. Но это наполнение за счёт нефти и газа, у которых очень нестойкая ценовая конъюнктура. А подоходный налог — прочный, устойчивый, таких сюрпризов, как в 2014 году, не преподнесёт.

Я бы сделал ещё выше ставку — процентов двадцать. И ещё больше единый вычет, равный прожиточному минимуму, чтобы получилась отчётливо выраженная прогрессивная шкала, от нуля до двадцати. Может, к концу нового президентского срока к этому и подойдут.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector