Оптимизация налогообложения при применении специальных налоговых режимов
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Оптимизация налогообложения при применении специальных налоговых режимов

Оптимизация налогообложения при применении специальных налоговых режимов

Так как организация соответствует всем условиям указанным в ст. 346.12 НК РФ то она имеет право применить упрощённую систему налогообложения. Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, заменяющий уплату нескольких налогов одним единым налогом. Применение упрощенной системы налогообложения организацией предусматривает освобождение от обязанности по уплате таких налогов как:

· налога на прибыль организаций;

· налога на имущество организаций;

· налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость

На упрощенную систему налогообложения организация может перейти в добровольном порядке если своевременно уведомит об этом налоговый орган.

Законодательство представляет налогоплательщику самостоятельно выбрать из двух удобных ему объектов налогообложения. Это могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В случае с Фирмой “Ц. М. Холдинг” предпочтительней в качестве обьекта налогообложения выглядит “доход”, ставка при этом будет ровна 15 %, это выбор обусловлен отсутствием некоторых видов расходов перечень которых установлен п. 1 ст 346.16 НК РФ, таких как расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в частности, на приобретение неисключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных.

Следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 346.14 Налогового кодекса объект налогообложения не может быть изменен в течение трех лет с начала применения упрощенной системы. По истечении трех лет с начала применения упрощённой системы налогообложения фирма вправе изменять объект налогообложения на очередной календарный год по своему желанию хоть каждый год. Этот вывод подтвердили и представители Минфина в письме от 4 декабря 2006 г. № 03-11-02/263. Финансисты обратили внимание на то, что Кодекс не позволяет “упрощенцам” менять объект в течение трех лет с начала применения данного спецрежима. Вместе с тем по окончании указанного срока аналогичного запрета Кодекс не содержит. Несмотря на то, что с момента появления данного письма Минфина прошло уже более года, свою позицию специалисты финансового ведомства не изменили. Об этом свидетельствует письмо Минфина от 4 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/292.

Соответственно, мораторий на смену объекта налогообложения по упрощённой системе налогообложения составляет три года с начала применения спецрежима. Однако вполне реальна ситуация, когда фирма промахнулась, то есть выбрала невыгодный ей порядок уплаты единого налога. Это может произойти хотя бы потому, что перечень расходов, приведенных в статье 346.16 Налогового кодекса, является закрытым. Так что далеко не все затраты автоматически исключаются из налогооблагаемой базы. Можно, конечно, смириться и продолжить радовать бюджет, но… Представители Минфина в письме от 11 декабря 2007 г. № 03-11-05/287, видимо, сами того не ведая, дали подсказку, как можно ускорить смену объекта налогообложения, не преступив при этом рамки законодательства. Несмотря на то, что финансисты отвечали на частный запрос некоего индивидуального предпринимателя, их выводы интересны практически всем налогоплательщикам. В общем, представители Минфина не видят ничего противоестественного, если ПБОЮЛ в связи с прекращением предпринимательской деятельности будет снят с налогового учета, а затем в том же календарном году вновь зарегистрируется. При этом, по мнению специалистов финансового ведомства, новоиспеченный предприниматель вправе выбрать объект самостоятельно, то есть тот, какой ему больше придется по душе, без привязки к некогда уже применяемому. Исходя из судебной практики видно, что представители Минфина не против такого поворота событий.

Рассматривая возможность применения упрощённой системы налогообложения в качестве одного из способов налоговой оптимизаций необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам данной системы.

Если говорить о достоинствах следует признать, что самым главным преимуществом упрощённой системы налогообложения является уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщика, при равных условиях хозяйственной деятельности, организация, применяющая упрощённую систему налогообложения, уплатит в бюджет и социальные фонды РФ платежей в три раза меньше, чем если бы она применяла общий налоговый режим.

Существенным достоинством при использование упрощённой системы налогообложения , что весьма важно в пределах строительной организации предоставляет возможность применения специального коэффициента 2, к основной норме амортизации предусмотрена главой 25 НК РФ связанной с применением амортизируемых основных средств для работы в агрессивной среде или условиях повышенной сменности. Поскольку п. 3 ст. 346.16 НК РФ обязывает налогоплательщика произвести пересчет налоговой базы по единому налогу по правилам главы 25 НК РФ, то при наличии у налогоплательщик доказательств того, что реализованное им основное средство использовалось в агрессивной среде или условиях повышенной сменности, он вправе применять указанный коэффициент, подтверждением этого послужило Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского Округа от 31 марта 2009 г. N А74-2378/08-Ф02-1138/09. Еще одним преимуществом упрощённой системы налогообложения по сравнению с общим режимом налогообложения является значительное сокращение и упрощение налогового учета, который должен вести налогоплательщик, а так же малый объем отчетности, которую обязан сдавать упрощенец. Рассматривая недостатки упрощённой системы налогообложения необходимо отметить наиболее существенный, выраженный в отсутствие НДС в выручке от реализации товаров, работ и услуг. Этот факт можно скорее отнести к подводным камням упрощённой системы налогообложения. Прежде чем перейти на такой привлекательный налоговый режим, налогоплательщику следует оценить своих покупателей: нужен ли им НДС. В противном случае он может потерять ту часть покупателей, которым жизненно необходим вычет по НДС.

Возможность утраты права на применение упрощённой системы налогообложения, то же является недостатком данного режима, при этом утрата права на применение специального режима может привести к неожиданными и болезненным для организации последствиям, особенно если это произойдет до окончания налогового периода. Например, необходимо будет уплатить и сдать деклараций по налогам, не взимаемым при применении упрощённой системы налогообложения . Так же придется также начислить и уплатить в бюджет НДС с реализации товаров, работ и услуг, произведенной с начала квартала, а по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощённой системы налогообложения, необходимо определить остаточную стоимость основных средств на момент перехода на общий режим. В случае если для организации будет целесообразно и в дальнейшем продолжать свою деятельность с применением упрощённой системы налогообложения, а лимит по выручке уже выбран, возможно применение такого незамысловатого способ налоговой оптимизации, который был оправдан Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа. Компания, применяющая упрощённой системы налогообложения приостановила, до начала следующего года стабильную деятельность при достижении уровня выручки, который немногим меньше предельного лимита на упрощённой системы налогообложения . В итоге она сохранила возможность применять спецрежим. В постановление от 06.10.08 № Ф04-5314/2008(13296-А45-25) Суд согласился с тем, что такие действия не противоречат закону. При этом на решение суда не повлиял тот факт, что затем ту же деятельность вела другая компания со схожим названием.

Если же организация решит вернуться к общему режиму налогообложения, ей будет необходимо превысить лимиты или нарушит запреты для использования этого спецрежима. Налоги нужно будет пересчитать по обычной системе налогообложения с квартала, в котором компания теряет право на применение спецрежима согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Превышение таких лимитов, как объем выручки и остаточная стоимость основных средств 100 млн. руб, – способы, доступные больше холдинговым структурам. Есть и менее дорогостоящие способы, однако требующие затрат времени и труда. К таким способам относится:

· ввод в состав собственников юридическое лицо, компания не может применять упрощенную систему налогообложения, если доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Поэтому для использования данного способа избавиться от упрощённой системы налогообложения нужно открыть новое юридическое лицо и передать ему долю. Впоследствии предыдущий владелец доли – физическое лицо может выкупить ее обратно, а после ликвидировать ранее созданную компанию;

· увеличение средней численности за счет гражданско-правовых договоров, если численность организации близка к максимальной, то достижение лимита можно ускорить. Здесь поможет один нюанс определения предельной численности. В кодексе используется термин “средняя численность работников за налоговый, отчетный период”. А при подсчете средней численности по правилам Росстата учитываются и внешние совместители, и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера это следует из п. 80 Указаний, утвержденных постановлением Росстата от 12.11.08 № 278, преимущества заключения гражданско-правовых договоров для увеличения средней численности налицо: отсутствие обязательств работодателя, установленных Трудовым кодексом, включая необходимость выплачивать минимальную заработную плату. Но затраты при таком способе перехода на общий режим все равно будут – это стоимость работ, услуг по гражданско-правовым договорам;

· Открыть филиал, если компания открывает филиал, то она также лишается права на применение упрощенной системы, Гражданский кодекс в ст. 55 дает такое определение филиала: обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения юридического лица и осуществляющее все или часть его функций. Филиал должен быть указан в учредительных документах компании, чтобы филиал мог осуществлять хотя бы часть функций юридического лица, понадобится создать стационарные рабочие места для сотрудников, наличие таких мест, созданных более чем на месяц, обязывает компанию встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения исходя из ст. 11, 83 НК РФ. В таком случае организации придется какое-то время рассчитывать и платить налоги, а также отчитываться с учетом наличия подразделения. После возврата на обычный режим налогообложения филиал можно будет закрыть.

Читать еще:  Сроки уплаты налогов ИП на УСН

Таким образом, следует отметить, что налоговое законодательство на современном этапе, даёт возможность снизить налоговое бремя рассматриваемой организации в значительной степени, только путём применения специального режима налогообложения, при этом исходя из масштабов и специфики деятельности, применение упрощённой системы возможно только на ближайшие несколько лет, пока в стране ещё будут ощутимы последствия мирового кризиса, по прошествии которых данная организация будет вынуждена вернуться к общему режиму налогообложения, который так же даёт возможность снизить налоговое бремя, и если по НДС практически не возможно добиться существенного снижения налоговых отчислений законными путями, то по Налогу на прибыль организаций такая возможность ещё существует

Налогообложение при применении специальных налоговых режимов

НК РФ предусматривается помимо федеральных, региональных и местных налогов введение специальных налоговых режимов, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода.

Специальные налоговые режимы в соответствии со ст. 18 НК РФ могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2. Сущность специальных налоговых режимов

Специальные налоговые режимы применяются для решения проблем, связанных с созданием более благоприятного налогового климата для тех или иных организаций или индивидуальных предпринимателей. В настоящее время налоговая политика Российской Федерации нацелена на поощрение экономического развития сельскохозяйственных предприятий и предприятий малого бизнеса, поэтому введены следующие виды специальных налоговых режима (рисунок 3.3):

  • · система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • · упрощенная система налогообложения;
  • · система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • · патентная система.

Рисунок 3.3. Виды специальных налоговых режимов

Кроме того, для привлечения инвестиций в добывающие отрасли введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Правовым документом, регулирующим деятельность предпринимателей в условиях специальных налоговых режимов, является раздел VIII.1. НК РФ “Специальные налоговые режимы”.

Общими условиями перехода на специальные налоговые режимы являются (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4. Условия перехода на специальные налоговые режимы

Упрощенная система налогообложения в современном виде введена в НК РФ Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ и применяется с 2003 г. наряду с другими системами налогообложения. Несмотря на общность названия, параметры деятельности налогоплательщиков и механизм налогообложения существенно изменены.

Переход на УСН, а также возврат к общей системе осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ. Сущность системы налогообложения заключается в том, что ряд налогов, предусмотренных общим режимом, заменяется единым налогом. Переход на УСР освобождает налогоплательщиков от уплаты (рисунок 3.5):

  • 1. Организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности по уплате:
    • · налога на прибыль организаций;
    • · НДС (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ);
    • · налога на имущество организаций.
  • 2. Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты:
    • · НДФЛ – в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
    • · НДС (кроме случаев, когда индивидуальный предприниматель выступает налоговым агентом);
    • · налога на имущество физических лиц – в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Рисунок 3.5. Освобождение налогоплательщиков УСН от других налогов

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, не признаются плательщиками НДС, поэтому при переходе с общего режима налогообложения им необходимо восстановить и заплатить в бюджет сумму НДС на недоамортизированную часть основных средств и нематериальных активов и остаток товаров, приобретенных до перехода на УСН.

Суммы НДС, предъявленные покупателю в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, которые используются организациями после их перехода на УСН, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, на основании пп.3 п.2 ст. 170 НК РФ (гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ) [2].

Несмотря на то, что налогоплательщики, перешедшие на УСН, не являются плательщиками НДС, они вправе уплачивать НДС в добровольном порядке, например, по просьбе заказчиков. В этом случае налогоплательщики при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС должны представлять за налоговый период декларацию, на основании которой уплачивают НДС в бюджет (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом по НДС). Однако у этих налогоплательщиков не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства или реализации товаров (работ, услуг), поскольку в законодательстве по НДС четко определено следующее: условием налогового вычета является то, что товары (работы, услуги) приобретены плательщиком НДС.

Все остальные налоги, перечисленные в НК РФ, плательщики УСН платят по общим правилам, предусмотренным для соответствующего налога.

Налогоплательщики. Поскольку УСН призвана значительно облегчить положение ограниченного контингента налогоплательщиков, переход к данному налоговому режиму имеет ряд существенных ограничений (рисунок 3.6). Главное ограничение касается размеров получаемого налогоплательщиками – организациями дохода: он не может превышать 45 млн. руб. по итогам девяти месяцев налогового периода, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на новую систему, а если в течение года в условиях работы на УСН доход превысит 60 млн. руб., налогоплательщик должен вернуться к ранее действовавшей системе налогообложения, увеличенной на коэффициент дефлятор, который устанавливается на каждый год. В 2015 году остаться на УСН до конца года вправе компании, доходы которых укладываются в 68 820 000 (60 000 000 * 1,147). А перейти на УСН с 2015 года смогут компании, доходы которых за девять месяцев 2015 года составят 51 615 000 (45 000 000 * 1,147).

Рисунок 3.6. Ограничения по переходу на УСН

Для индивидуальных предпринимателей ограничения в отношении получаемого дохода для перехода на УСН отсутствуют, но превысить 60 млн. дохода в течение налогового периода при работе на УСН они не могут.

Объект налогообложения. Объект налогообложения налогоплательщик выбирает самостоятельно и может ежегодно менять (участники договора о совместной деятельности могут применять в качестве объекта налогообложения только доход за минусом расхода), но налоговые органы необходимо уведомить о предполагаемом изменении до 20 декабря предшествующего года.

Таких объектов предусматривается два (рисунок 3.7):

  • · доход
  • · доход за минусом расхода.

Рисунок 3.7. Объект налогообложения по УСН

Налоговой базой по единому налогу при УСН признается денежное выражение доходов или доходов за минусом расходов [42].

При исчислении налоговой базы доходы и расходы налогоплательщика определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшать сумму единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное медицинское страхование, подлежащих к уплате за этот же период времени. А также на выплаченные работникам суммы больничных. При этом сумма единого налога может быть уменьшена не более чем на 50 %.

Пример: По итогам отчетного периода налогоплательщик исчислил единый налог в сумме 9 000 руб. За этот же отчетный период он исчислил и уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 800 руб. В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного за отчетный период единого налога лишь на 4 500 руб. (9 000 *50 %)

Специальные налоговые режимы в 2020 году (виды и нюансы)

Что такое спецрежимы

Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.
Читать еще:  Уклонение от налогообложения и его последствия

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2020 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

  • для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная (УСН);
  • вмененного налога (ЕНВД);
  • соглашений о разделе продукции (СРП);
  • патентная (ПСН).

ВНИМАНИЕ! ЕНВД с 2021 года отменен на всей территории РФ. Ряд субъектов уже отказались от спецрежима. Подробности см. здесь.

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Итоги

В РФ действует 5 спецрежимов. Все они имеют своей целью снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков и уменьшение количества отчетности.

Законное снижение налогов: 15 способов

Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.

1. Применение специальных налоговых режимов

Вместе с тем важно обратить внимание на необходимость осмысленного и мотивированного применения данного рода оптимизации. Налоговые органы в 2017-2018 гг. вернулись к активному мониторингу деловой цели применения специальных режимов, доказыванию искусственного «дробления» бизнеса. Так, одним из негативных для налогоплательщиков стало дело Бунеева С.П. (Определение Конституционного Суда № 1440-О от 04.07.2017 г.), дополнительно подтвердившее вернувшийся интерес налоговых органов к «дроблению» бизнеса.

Закрепило результат подробное письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

Как следствие, перед внедрением какого-либо специального режима (особенно в отношении уже функционирующего бизнеса) необходимо оценить наличие деловой цели, а также сопутствующих налоговых рисков, в том числе на основании указанной правоприменительной практики.

2. Специальные территории, предоставляющие налоговые льготы

Похожие льготы также предлагают различные региональные инвестиционные программы взамен на гарантированные инвестиции в соответствующем регионе. Как и в случае с технопарками, важно помнить, что предоставление льгот происходит при соблюдении налогоплательщиками ряда требований (ограничения по видам деятельности, обеспечение определенного объема инвестиций, достижение определенных показателей, ведение научных разработок и их коммерческая эксплуатация). Если условия не будут выполнены, компания будет лишена льгот, а налоги за соответствующий налоговый период – пересчитаны.

В целях развития определенных регионов вводятся особые и специальные экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ). Также в настоящее время обсуждается создание так называемой «офшорной» зоны на территории Республики Крым. По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.

3. Взаимодействие с иностранным капиталом

Применение подобных структур должно быть оценено предварительно и весьма скрупулезно на предмет всех последующих операций и их налоговых последствий. Целесообразность применения таких структур также должна быть оценена на предмет применимых налоговых рисков, а также на предмет необходимости соблюдения требований о контролируемых иностранных компаниях, международном автоматическом обмене финансовой информацией, трансфертном ценообразовании, правиле «тонкой капитализации» и иных правилах, направленных на предотвращение размывания налоговой базы.

4. Изменение географии бизнеса

Здесь же следует отметить использование региональных льгот в части налога на имущество организаций. Отдельно стоит напомнить, что, начиная с 2019 года, такие льготы применимы только в отношении недвижимого имущества, поскольку именно оно будет признаваться объектом налогообложения.

5. Использование льгот

Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.

Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.

6. Корпоративные процедуры

Также в результате корпоративных процедур налогоплательщик может получить убытки, которые впоследствии сможет использовать для целей налогообложения. Однако, как и в случае с передачей активов, налогоплательщик не вправе использовать реорганизацию с единственной целью получить налоговую экономию.

7. Профессиональные посредники

Здесь же следует отметить незаслуженно редко используемое (в основном ввиду сложностей учета) простое товарищество, которое может быть весьма эффективно для определенных проектов. Так, большим преимуществом при отсутствии необходимости регистрировать отдельное юридическое лицо является возможность «делить» в простом товариществе не только расходы, но и прибыль. Как следствие, отсутствуют риски по признанию в учете расходов на выплату доли прибыли другим товарищам.

8. НДС

9. Не только сколько, но и когда

10. Паевые инвестиционные фонды

11. Настройка прямых и косвенных расходов

12. Рассрочка

13. Пени вместо кредита

14. Зарплатные налоги и сборы

Также стоит учитывать, что некоторые расходы компании не подлежат зарплатному налогообложению либо в силу прямого указания закона (компенсации и материальная помощь, расходы, связанные с увольнением и переводами сотрудников) либо, наоборот, в силу того, что законом не отнесены к доходам работника, хотя и представляют для последних определенную ценность (аренда авто, страхование, корпоративный фитнес, ученический договор).

15. Имущественные налоги

До 2018 г. удобным инструментом налоговой оптимизации был лизинг. Однако начиная с 2019 года, когда налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, актуальность лизинга уменьшится, но не исчезнет вовсе, так как лизинг недвижимого имущества также возможен. Целесообразность данного инструмента заключается в возможности списания в расходы стоимости лизингового платежа, не увеличивая таким образом стоимость основного средства, списываемого через амортизационные отчисления. На практике возможны споры с налоговыми органами в части распределения лизингового платежа на платеж за пользование предметом лизинга и его выкупной стоимостью.

Резюме

Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе.

Читать еще:  Отчетность ИП при патентной системе налогообложения

Особенности применения специальных налоговых режимов

Зачастую малому бизнесу выгоднее применять не общую систему налогообложения, а специальные налоговые режимы. Какие условия должны соблюдаться, чтобы компания могла перейти на УСН, ЕНВД или ЕСХН? Можно ли совмещать разные режимы? От чего зависят ставки налога? Об этом и многом другом рассказывает замначальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС по г. Севастополю Инна Валентиновна Лебах.

Понятие специальных налоговых режимов прописано в ст. 18 НК РФ. Они предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кто может применять спецрежимы

УСН, ЕНВД и ЕСХ могут применять как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а вот патент предназначен только для предпринимателей. Если общая система налогообложения (ОСНО) распространяется на всех налогоплательщиков, то для применения спецрежимов должны соблюдаться определенные критерии.

Спецрежимы ориентированы в основном на малый бизнес. Относится ли компания к малым или микропредприятиям, зависит от ряда параметров: структуры уставного капитала, средней численности персонала, некоторых показателей (основные фонды, выручка, размер помещений и пр.).

Организация может применять УСН, если выполняются следующие условия:

  • Компания не является бюджетным или казенным учреждением, участником соглашения о разделе продукции, банком, страховщиком, ломбардом, профучастником рынка ценных бумаг, инвестиционным фондом или НПФ.
  • Компания не занимается игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей полезных ископаемых.
  • Доля участия других организаций в ее уставном капитале в совокупности не превышает 25 %, бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн рублей.
  • Средняя численность сотрудников за год не превышает 100 человек.
  • Доходы за 9 месяцев года, предшествующего году, с которого организация собирается начать применять УСН, не превышают 45 млн рублей без НДС с учетом коэффициента-дефлятора, в 2015 году — 51,615 млн рублей (45 млн × 1,147). Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. За весь период применения УСН в 2015 году это 68,82 млн рублей, а в течение 2016 года выручка компании (предпринимателя) не должна превысить 79,74 млн рублей (60 млн × 1,329).

ЕСХН предъявляет особые требования к выручке предприятий: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70 %. При этом пределов ни по выручке, ни по численности нет. Исключение — рыбохозяйственные организации, для которых численность работников не должна превышать 300 человек.

При использовании ЕНВД, в отличие от УСН, нет ограничений по величине выручки. Но есть другие условия:

  • Если компания занимается розничной торговлей через магазин или павильон, площадь торгового зала не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Средняя численность за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек.

Кроме того, ЕНВД, в отличие от УСН, применим к строго ограниченному перечню видов деятельности (см. п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

От чего зависит ставка УСН?

Налогоплательщики на УСН вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения и ставку:

  • доходы по ставке 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 %.

Первый вариант отличается простотой учета. Датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Во втором варианте доходы определяются также по кассовому методу. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом расходы должны быть документально подтверждены и строго соответствовать закрытому перечню согласно ст. 346.16 НК РФ.

При применении УСН 15 % учитывается минимальный налог 1 % от суммы поступивших доходов. Он уплачивается в том случае, когда рассчитанная сумма налога 15 % в итоге получается меньше суммы рассчитанного минимального налога 1 % от суммы доходов.

Бухгалтеру на заметку

Низкая ставка с оборота выгодна при высокорентабельной деятельности. Ставка же 15 % с разницы между доходами и расходами предпочтительна для менее рентабельных видов деятельности. Целесообразность применения спецрежимов также зависит от количества наемных сотрудников и их фонда оплаты труда. Подробнее

Особенности перехода на спецрежимы

Перейти на УСН либо ЕСХН можно с начала календарного года, для вновь созданных налогоплательщиков — с даты постановки на учет. ЕНВД можно начать применять с любого момента.

Предприятия могут вести одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, комбинируя при этом разные налоговые режимы. Нормами разрешено совмещение общей системы налогообложения с ЕНВД (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом если организация применяет УСН, перейти по некоторым видам своей деятельности на ЕНВД она может только с начала календарного года. Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения.

А вот совмещение общей системы и УСН запрещено нормой (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Нельзя также одновременно применять общую систему и ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), а также совмещать УСН и ЕСХН (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Объект налогообложения УСН может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик хочет изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Региональные особенности

Практически все спецрежимы имеют свои региональные особенности. Так, для севастопольских налогоплательщиков Законом города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС на 2015–2016 годы установлены налоговые ставки УСН в размере 3 и 7 % соответственно, для плательщиков ЕСХН — в размере 0,5 %.

Для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с 01.01.2015 установлена налоговая ставка в размере 5 % (Закон г. Севастополя от 14.11.2014 № 77-ЗС), для патентной системы налогообложения — в размере 1 % (Закон г. Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС). Ставки для спецрежима в виде ЕНВД прописаны в Законе г. Севастополя от 26.11.2014 № 85-ЗС.

Все вышеперечисленные законы можно найти в региональном блоке сайта ФНС. Информация управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации является составной частью разделов федерального уровня. Чтобы ознакомиться с информацией по своему региону, необходимо выбрать его в «шапке» официального интернет-сайта «Ваш регион», например, «92 город Севастополь». После этого на главной странице сайта в адресной строке отразится www.nalog.ru/r92/. В этом случае налогоплательщику будет доступна к просмотру не только информация федерального уровня, но и информация, имеющая региональные особенности.

В соответствующих разделах сайта можно ознакомиться с новостями, региональными особенностями налогового законодательства, с графиками проведения семинаров, а также справочной информацией, касающейся работы районных инспекций, и найти много другой полезной информации. На сайте функционирует 39 электронных сервисов — как информационных, так и интерактивных и транзакционных. Обратившись к ним, можно не только ознакомиться с действующим налоговым законодательством, но и проверить надежность контрагентов, получить доступ к «Личному кабинету», подать отчетность, задать вопрос, относящийся к компетенции службы, провести сверку по налоговым обязательствам.

Предпочтения севастопольских налогоплательщиков при выборе системы налогообложения

По состоянию на 1 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ по г. Севастополю включено 8,8 тысячи юридических лиц. Среди них соотношение предпочитающих общую систему налогообложения и спецрежимы — примерно 50 на 50. А вот «спецрежимники» в основном выбирают для себя УСН. ЕНВД в Севастополе не пользуется популярностью, на сегодняшний день эту систему налогообложения применяют 166 юридических лиц. Из общего числа организаций, перешедших на спецрежимы, ЕСХН выбрали только 19.

Универсального способа для определения самого выгодного налогового режима нет. Каждый налогоплательщик самостоятельно делает выбор и просчитывает экономический эффект с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому прежде чем перейти на спецрежим с общей системы налогообложения либо избрать специальный налоговый режим с даты постановки на учет, я рекомендую ознакомиться с положениями НК РФ, а также использовать информацию, размещенную на официальном сайте ФНС России в разделах «Действующие в РФ налоги и сборы» и «Специальные налоговые режимы».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector