Оценка эффективная учетная политика для целей налогообложения
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Оценка эффективная учетная политика для целей налогообложения

Эффективность учетной политики для целей налогообложения организации

“Налоги и налоговое планирование”, 2012, N 7

Наиболее актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ, представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов, следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

Действие гл. 25 НК РФ обусловливает необходимость ведения в целях исчисления налога на прибыль налогового учета и, соответственно, составления учетной политики в целях налогообложения, где раскрываются применяемые в организации способы и методы ведения налогового учета согласно НК РФ.

Рационально составленная учетная политика может оказать влияние на налогообложение хозяйствующих субъектов. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли оказывают влияние следующие элементы учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль: методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации, порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и т.п. Необходимо учитывать, что при формировании налоговой политики организации предоставляется возможность закреплять и аргументированно обосновывать (в случае наличия противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы, таким образом свести к минимуму свои риски.

Что касается налога на имущество организаций, то объектом налогообложения по этому налогу признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление), а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода.

От положений учетной политики будет зависеть выбор способа у объектов (учитывать в составе основных средств на счетах 01 “Основные средства”, 03 “Доходные вложения в материальные ценности” или же в составе материально-производственных запасов на счете 10 “Материалы”) и размер его лимита.

При использовании варианта отнесения объектов в состав материально-производственных запасов есть возможность уменьшить налог на имущество организаций.

Налог на имущество рассчитывается по данным бухгалтерского учета, налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по остаточной стоимости. Следовательно, порядок оценки и метод начисления амортизации по основным средствам, принимаемые в бухгалтерском учете, также влияют на величину налога на имущество.

Для эффективной реализации учетной политики для целей налогообложения, оценки альтернативных ее вариантов организация должна учитывать особенности налогообложения конкретной организации. При этом можно спрогнозировать сумму налогов. Оценку эффективности разработанной налоговой политики можно осуществить с помощью системы соответствующих показателей. Основными элементами оценки эффективности налоговой политики организаций являются:

  • сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений; выявление и анализ их причин; установление максимально допустимых размеров отклонений;
  • разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налоговой политики, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налоговой политики);
  • корректировка действующей налоговой политики, принятие решений об отказе от нерезультативных методов и разработке новых.

В практике абсолютные и относительные показатели оценки эффективности налоговой политики используются в зависимости от выбранной модели и методов ее формирования. В качестве основного показателя чаще всего выбираются показатели налоговой нагрузки. К ним относят общее налоговое бремя, налогоемкость продаж, коэффициент денежного изъятия при уплате налогов, коэффициент тяжести налогового бремени; коэффициент эффективности налогообложения; частные показатели налоговой нагрузки (коэффициент налогообложения цены, коэффициент налогообложения затрат, коэффициент налогообложения прибыли); показатели, характеризующие эффективность использования налоговых льгот (коэффициент льготного налогообложения, коэффициент эффективности льготирования, коэффициент льготного инвестирования, коэффициент налоговой эффективности региона, коэффициент реальной доходности). Основными из этих оценочных показателей, на наш взгляд, являются:

а) коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее общую характеристику избранной налоговой политики организации, показывая соотношение между показателями чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей.

Коэффициент эффективности налогообложения исчисляется как отношение суммы чистой прибыли к общей сумме налоговых платежей:

где Эн – коэффициент эффективности налогообложения;

ЧП – планируемая сумма чистой прибыли;

Но – общая сумма планируемых налоговых платежей.

Чем выше коэффициент, тем лучше (показатель будет увеличиваться, если в случае оптимизации налоговых платежей организация заплатит меньше налогов, чем, предположим, в прошлом году);

б) налогоемкость продаж (Кне) – показатель, характеризующий сумму налоговых платежей, приходящуюся на единицу объема реализованной продукции (работ, услуг):

где Кне – налогоемкость продаж;

Но – общая сумма планируемых налоговых платежей;

Тп – планируемый объем реализации продукции. В отношении показателя налогоемкость продаж в консалтинговой практике применяются следующие оценочные критерии:

  • если налогоемкость продаж составляет 10 – 20%, значит, система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Организации можно ограничиться анализом изменений в законодательстве, чтобы вовремя корректировать свои действия и избежать налоговых рисков;
  • 20 – 40% показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами бухгалтерии) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их;
  • 40 – 70% – сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему;
  • если же показатель больше 70%, возникает вопрос в целесообразности такого бизнеса.

Следовательно, на базе согласования учетной политики с работающей системой налогового планирования организациям предоставляется возможность прогнозировать свои финансовые результаты в соответствии с поставленными целями финансово-хозяйственной деятельности на один или несколько налоговых (отчетных) периодов вперед. При этом необходимо учитывать, что учетная политика устанавливает зависимость между тем, какой способ налогового учета факта хозяйственной жизни выбирается, и тем, какая перспектива финансового положения организации будет показываться в налоговой отчетности.

Учетная политика организации, оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что цель учетной политики организации – это обеспечение возможности пользователями бухгалтерской информации объективно судить о состоянии дел в организации.

Оглавление

Введение 3
1. Учетная политика организации: основные положения по формированию и раскрытию 5
1.1. Основные положения по формированию учетной политики организации 5
1.2. Изменение учетной политики организации 10
1.3. Раскрытие учетной политики организации 13
2. Организационно-технические и методологические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики 17
2.1. Организационно-технические способы ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики организации 17
2.2. Методические способы ведения бухгалтерского учета 20
2.3. Учетная политика организации для целей налогообложения 29
3. Оценка эффективности учетной политики организации 39

Файлы: 1 файл

дор. Учетная политика организации, оценка ее эффективности дор..doc

Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, то организация в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно может определить механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей. Организации, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Порядок учета сырья и материалов в составе расходов для целей налогообложения. Согласно ст. 272 и 273 гл. 25 НК РФ организация может использовать один из возможных способов учета сырья и материалов в составе расходов, учитываемых для целей налогообложения:

– отнесение сырья и материалов в состав расходов после даты их списания в производство (независимо от их оплаты);

– отнесение сырья и материалов в состав расходов после их обязательной оплаты и списания в производство.

Первый способ учета сырья и материалов в составе расходов для целей налогообложения могут использовать организации, применяющие метод начисления для признания доходов. Второй способ учета сырья и материалов в составе расходов для целей налогообложения должны использовать организации, применяющие кассовый метод для признания доходов.

Методы оценки сырья и материалов при их списании в производство. Согласно ст. 254 гл. 25 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки сырья и материалов:

– по стоимости единицы запасов;

– по средней стоимости;

– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Используемые для целей налогообложения методы оценки сырья и материалов, отпущенных в производство, аналогичны способам, применяемым для целей бухгалтерского учета.

Методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Согласно ст. 259 гл. 25 НК РФ при начислении амортизации основных средств и нематериальных активов для целей налогообложения организация может использовать один из следующих методов:

В отличие от бухгалтерского учета, предусматривающего четыре способа начисления амортизации объектов основных средств и три способа начисления амортизации объектов нематериальных активов, для целей налогообложения можно использовать лишь два метода начисления амортизации. Организация вправе самостоятельно выбрать тот или иной метод начисления амортизации для группы однородных объектов и должна использовать его в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Исключение составляют только входящие в восьмую – десятую амортизационные группы здания, сооружения и передаточные устройства, по которым амортизация может начисляться только линейным методом.

Порядок учета расходов на ремонт основных средств. Согласно ст. 260 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие варианты признания расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения:

– фактические затраты на ремонт списываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены;

– фактические затраты на ремонт равномерно списываются за счет ранее созданного резерва под предстоящие расходы на ремонт основных средств.

Порядок определения расходов по торговым операциям. Согласно ст. 320 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие варианты учета расходов торговых организаций на доставку товаров (транспортные расходы) для целей налогообложения:

Читать еще:  Уведомление о применении патентной системы налогообложения

– без включения в сумму издержек обращения расходов организации на доставку товаров в случае, если такая доставка включается в цену приобретения товаров по условиям договора;

– с включением в сумму издержек обращения расходов организации на доставку товаров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора.

Таким образом, для налогового и бухгалтерского учета расходы на доставку товаров могут быть включены либо в цену приобретения товаров, либо в издержки обращения.

Порядок списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг. Согласно ст. 280 гл. 25 НК РФ предусмотрены следующие методы списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг для целей налогообложения:

– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

– по стоимости единицы.

Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Согласно ст. 266 гл. 25 НК РФ организация вправе в порядке, предусмотренном этой статьей:

– создавать резервы по сомнительным долгам;

– не создавать резервы по сомнительным долгам.

Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Порядок создания резервов на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Согласно ст. 267 гл. 25 НК РФ организация вправе в порядке, предусмотренном этой статьей:

– создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

– не создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном ст. 267 НК РФ. Для целей налогового учета организация самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении той продукции, по которой в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены ремонт и обслуживание в течение гарантийного срока.

3. Оценка эффективности учетной политики организации

Разработка и осуществление учетной политики для российских организаций – дело сравнительно новое и во многих случаях недостаточно освоенное для финансового управления и маневрирования. Между тем именно от учетной политики в решающей степени зависят эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции, достоверность бухгалтерской отчетности. Как всякая политика, способы ведения бухгалтерского учета должны ориентироваться на достижение определенной цели для данного периода времени и обозримой перспективы. Для подавляющего большинства организаций перспективная цель заключается в долговременном эффективном функционировании организации хозяйствующего субъекта и создании новых рабочих мест. Государство также заинтересовано в долгосрочном эффективном существовании хозяйствующих субъектов, так как это в целом обеспечивает устойчивые налоговые поступления, социальную стабильность, занятость населения и др.

Одно из существенных назначений учетной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приемов и методов бухгалтерского учета по возможности выровнять кратковременные изменения финансовых показателей деятельности организации, вызванные значительным ростом или снижением объемов производства и (или) сбыта, другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчетного года, так и в течение ряда лет.

Целью оценки учетной политики предприятия является:

– подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики;

– отражение в учетной политики способов ведения учета организации;

– оценка рациональности и правильности выбранных форм и методов, которые регламентируют методические и организационные основы ведения бухучета и порядка налогообложения.

Анализ учетной политики организации позволяет предварительно оценить систему бухгалтерского учета, проанализировать адекватность учетной политики по каждому его разделу. К тому же, анализ элементов учетной политики организации дает возможность сделать вывод о соответствии существующей системы бухучета потребностям управления.

Анализ и оценка учетной политики организации необходимы для выявления различных нарушений и ошибок:

– отсутствие схемы и графика документооборота;

– недостаточное раскрытие информации о способах организации и ведении бухучета;

– несоответствие сроков утверждения приказа учетной политики требованиям закона и др.

Информационную базу для оценки правильности избранного варианта учетной политики составляют действующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета; учредительные документы в части положений по бухгалтерскому учету и составлению финансовой отчетности; приказ об учетной политике организации и приложения к нему; рабочий план счетов бухгалтерского учета в проверяемой организации.

Оценка учетной политики предприятия позволяет определить необходимость внесения различных изменений в течение года. Это требуется, если выявлены ошибки в первоначальном утверждении учетной политики, если предприятие меняет вид деятельности, если появляются новые участки бухгалтерского учета.

Анализ эффективности учетной политики предприятия позволяет выявить различные недочеты и нарушения, и самое главное, вовремя их исправить.

Заключение

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Общие положения, которыми открывается ПБУ 1/2008, не претерпели существенных изменений. По-прежнему оно предписывает формировать учетную политику всем организациям.

А компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должны раскрывать положения учетной политики в пояснительной записке.

Новшеством ПБУ 1/2008 является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее. При этом по-прежнему все первичные учетные документы организации должны создаваться по унифицированным формам, приведенным в соответствующих альбомах.

А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи и т. д.).

Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главную книгу, оборотную ведомость и т. д.

Изменить свою учетную политику, согласно пункту 10 ПБУ 1/2008, компания может:

– если внесены поправки в законодательство России или нормативные акты по бухгалтерскому учету;

– если организация разработала новые способы бухгалтерского учета;

– в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, переход к новым видам деятельности и т. п. Ранее в данный список входила также смена собственника организации. Однако теперь это основание исключено.

Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного года, «если иное не обусловливается причиной такого изменения» (п. 12 ПБУ 1/2008). То есть новое ПБУ разрешает это сделать и в текущем году. Такая оговорка весьма логична, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может произойти в начале или середине текущего года.

По-прежнему допускается без ограничения вносить дополнения в учетную политику. Это актуально, например, в случае, если организация в отчетном году впервые возьмет кредит у банка.

Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации.

При существенном характере такого влияния организация обязана будет скорректировать бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод получил в новом ПБУ 1/2008 название «ретроспективный».

К обязательной информации об учетной политике, раскрываемой в пояснительной записке, относятся:

– способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов;

– методы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

– способы признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т. д.

Если компания вносит изменения в учетную политику, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности дополнительно указывается:

– причина, по которой вносятся изменения;

– содержание таких изменений;

– порядок отражения их последствий в бухгалтерской отчетности;

– суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности, а для акционерных обществ также данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на каждую акцию;

– факт применения нового нормативного акта – для изменений, вызванных его применением;

– факт невозможности отразить в бухгалтерской отчетности корректировки за предшествующие периоды, связанные с изменением учетной политики.

Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей, а также для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Очевидно, что применение на практике нового ПБУ еще более отдаляет бухгалтерский учет от налогового. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не позволяет, например, изменять сроки полезного использования амортизируемого имущества и строго прописывает порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

12.7. Анализ и оценка учетной политики предприятия

Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т. п.

Целью изучения учетной политики является анализ и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета. При этом аудитором должны быть рассмотрены документы, определяющие учетную политику:

приказ об учетной политике проверяемого предприятия;

рабочий план счетов бухгалтерского учета;

перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

правила документооборота и технологии обработки учетной ин-формации;

утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике.

Изучив и проанализировав представленную информацию, необходимо оценить, не является ли отношение руководства предприятия к формированию и исполнению учетной политики формальным, поскольку только лишь наличие приказа об учетной политике не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления предприятием.

Читать еще:  Консультационные услуги бухгалтерский учет и налогообложение

При проведении аудиторской проверки учетной политики аудитор должен установить:

наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

соответствие сроков утверждения приказа об учетной политике требованиям нормативных актов;

последовательность применения учетной политики;

раскрытие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих предприятию достоверно отразить его имущественное состояние и финансовые результаты;

полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

соблюдение учетной политики. В процессе аудиторской проверки необходимо проанализировать соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитору необходимо убедиться, что учетная политика содержит информацию, обосновывающую выбор способов бухгалтерского учета и особенности их применения исходя из специфики отраслевой принадлежности и иных условий.

Если предприятие самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета, то аудитор проверяет, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Аудитору также необходимо оценить, соответствует ли перечень условий и методик, раскрывающих сущность и содержание учетной политики предприятия, требованиям, предусмотренным ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Аудитору следует проанализировать, обеспечивает ли учетная политика предприятия выполнение следующих задач:

формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям (участникам) и собственникам имущества предприятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и т. д.;

обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета на предприятии в целом и в его структурных подразделениях;

обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

При формировании учетной политики и последующем ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться основополагающие принципы, требования и допущения, такие как:

допущение имущественной обособленности — предполагает, что активы и обязательства предприятия существуют обо-собленно от активов и обязательств собственников этого предприятия и активов и обязательств других организаций, т. е. в балансе предприятия отражаются только данные об имуществе и обязательствах самого предприятия, а все, что не принадлежит ему, учитывается на забалансовых счетах;

допущение непрерывности деятельности — предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Это означает, что учетная политика создается не на один год, т. е. изначально планируется ее применение в течение длительного периода;

допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности — предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

требование полноты — означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности независимо от желаний отдельных работников;

требование своевременности — означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

требование осмотрительности — означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

требование приоритета содержания перед формой — озна-чает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержании и условий хозяйствования;

требование непротиворечивости — означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

требование рациональности — означает рациональное веление бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и масштабов предприятия.

При анализе учетной политики предприятия необходимо кгкже выяснить, все ли вопросы, изложенные ниже в виде таблицы, определены и насколько полно и достоверно они раскрыты.

В случае наличия дополнений и изменений к учетной политике аудитор должен убедиться, что они внесены в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности предприятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. д.

Кроме того, аудитор должен проверить наличие у предприятия учетной политики для целей налогового учета.

В учетной политике для целей налогообложения должен оыть отражен порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аудитор также проверяет наличие приложений к учетной политике для целей налогообложения, таких как формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических ишных налогового учета, данных первичных учетных документе.

Учетная политика для целей налогообложения

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку

В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Вот о каких возможностях совмещения мы уже рассказали:

Что указать в учетной политике в 2019 году

Если вы ведете бухучет в программе или сервисе, важно, чтобы особенности УП отражались в программе. Если параметры учета не заданы, корректно вести учет и считать налоги не получится.

В УП организации для расчета налога на прибыль важно предусмотреть основные моменты:

  1. Порядок признания доходов и расходов. Тут два варианта: кассовый метод и метод начисления. При кассовом методе доходы и расходы признаются, когда деньги пришли или ушли со счета или из кассы. Метод начисления означает, что доходы и расходы признаются в момент их появления по документам, даже если на счет они не пришли, а вместо них пока висит долг от покупателей.
  2. Методы оценки товаров, сырья и материалов при списании. Налоговый кодекс предлагает на выбор три варианта:
  • по стоимости единицы;
  • по средней стоимости;
  • по методу ФИФО или по стоимости первых по времени покупки.
  1. Разделение расходов, связанных с производством и реализацией на прямые и косвенные.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

  1. Порядок оценки незавершенного производства (НЗП). НЗП — это продукция, которая еще не готова, то есть не прошла все стадии технологического процесса. НЗП при массовом производстве может отражаться в балансе тремя способами:
  • по фактической или нормативной производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости материалов, сырья.

При единичном производстве — только по фактическим затратам.

  1. Метод начисления амортизации. Линейный — самый простой, при нем амортизация начисляется каждый месяц в одной сумме. Есть и нелинейный метод — он сложнее, но позволяет регулировать налоговую нагрузку.
  2. Порядок создания резервов и их состав. НК РФ дает налогоплательщикам возможность формировать резервы, при этом корректируется сумма налога на прибыль. Это происходит так: организация формирует резерв, тем самым увеличивая расходы налогового периода и уменьшая базу по налогу на прибыль. Часть налога на прибыль переносится на следующие периоды. На выбор есть два способа: ежемесячный процент отчислений и предельная сумма.
  3. Порядок уплаты авансов. При расчете налога на прибыль можно выбрать один из двух способов уплаты аванса:
  • ежемесячные авансы уплачиваются исходя из фактической прибыли;
  • авансы исчисляются исходя из ставки налога на прибыль и ее суммы по итогам налогового периода.

Также надо определить метод списания расходов на покупку малоценного амортизируемого имущества, методы оценки ценных бумаг, применение повышающих и понижающих коэффициентов амортизации, формы учетных регистров и т.д.

По НДС вариантов у налогоплательщика не так много, как по налогу на прибыль. Но есть важные моменты, которые нужно отразить в УП. И самое важное тут — организация раздельного учета, особенно если есть операции, которые не облагаются налогом.

Раздельный учет нужно вести по товарам, работам и услугам, которые участвуют:

  • только в операциях, облагаемых НДС;
  • только в операциях, не облагаемых НДС;
  • в обоих видах операций.
Читать еще:  Исчисленный и удержанный налог в чем разница

В учетной политике нужно определить три момента:

  1. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от него.
  2. Порядок раздельного учета налога по операциям, облагаемым НДС по ставкам 20 % и 10 %, и операциям, облагаемым по ставке 0 %.
  3. Предусмотреть порядок определения налоговой базы по НДС при получении предоплаты по товарам, работам, услугам с длительностью производственного цикла больше шести месяцев.

Когда можно изменить учетную политику организации

УП разрешено изменять в двух случаях:

  1. изменения в налоговом законодательстве;
  2. смена выбранного метода учета.

Изменения вносятся приказом руководителя, который определяет дату их вступления в силу. Эта дата зависит еще и от причины изменений. В первом случае они вступают в силу не раньше даты, с которой начнет действовать изменение законодательства. Во втором случае — с 1 января года, следующего за тем, в которым УП была изменена.

В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть варианты учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, которая подходит для разных налоговых режимов и их совмещения. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, платить налоги и сдавать отчетность. Все новички получают 14 дней работы в сервисе бесплатно.

Бухгалтерская Учетная политика малого предприятия

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА УСН малое предприятие 2020

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008 ). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Цели учетной политики

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
  • своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Нужно сдавать в налоговую инспекцию учетную политику ?

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики организации

Учетная политика согласно пункта 4 ПБУ 1/2008 должна включать в себя:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регистры бухучета;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

В учетной политике отражается выбранный порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении которых законодательством предусмотрено несколько вариантов учета. Например, способ амортизации основных средств и нематериальных активов, метод оценки материалов при их списании.

Также в учетной политике прописываются вопросы, не урегулированные прямо бухгалтерским законодательством либо требующие самостоятельной разработки.

Например, применяемые формы отдельных первичных документов, график документооборота. В этом случае исходите из положений аналогичных ПБУ или правил МСФО, рекомендаций контролирующих органов.

Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно.

Обратите внимание, что отражать в документе нужно только те способы учета, которые относятся к уже имеющимся активам и обязательствам, совершаемым операциям. Не нужно записывать способы учета абсолютно всех операций, по которым бухгалтерское законодательство предоставляет право выбора либо не содержит правил.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

Принятую учетную политику 2020 год можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Ответственность за отсутствие документа

Если у организации нет учетной политики, штрафа за это нет. Но, проверяя компанию, налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ и статьи 15.6 КоАП РФ:

  • организацию – на 200 руб.;
  • руководителя – на 300–500 руб.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Если в учетной политике закрепили один способ учета, а применяете другой, ждите доначислений. Проверяя компанию, инспектор пересчитает налоги по способам учета из политики. Это следует из пунктов 7, 9 ПБУ 1/2008.

Политика бухучета повлияет и на налоги. Например, в документе прописано, что срок полезного использования основных средств определяете по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, а бухгалтер использует другой срок. Это повлияет на остаточную стоимость основного средства. В результате есть риск недоплатить налог на имущество, за что организации начислят пени и штраф. Это подтверждает и арбитражная практика: постановления Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2015 г. № А47-12935/2014, ФАС Уральского округа от 2 августа 2013 г. по № А47-11749/2011.

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ниже приведен примерный перечень элементов бухгалтерской учетной политики, а также приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Бухгалтерская учетная политика при УСН

Элемент учетной политики

Возможные варианты

Примечание

Ответственный за ведение бухгалтерского учета

1. Главный бухгалтер.
2. Иное должностное лицо.
3. Сторонний исполнитель в соответствии с заключенным договором.
4. Лично руководитель организации.

За организацию бухгалтерского учета в любом случае отвечает руководитель организации.

Способ ведения бухгалтерского учета

1. Вручную
2. С использованием бухгалтерской программы

Если используется программа, следует написать, какая именно.

Рабочий план счетов

1. Стандартный план счетов бухучета.
2. Собственный план счетов.

Самостоятельно разработанный план счетов лучше оформить в качестве приложения к учетной политике.

Используемые формы регистров бухгалтерского учета

Используемые формы первичных документов
График документооборота

1. Утверждаются в качестве приложения к учетной политике.
2. Утверждаются отдельным приказом.

График плановой инвентаризации имущества и обязательств

1. Ежеквартально
2. Ежемесячно
3. Иной вариант

Лимит стоимости основных средств

1. 40 000 руб.
2. Меньшая сумма

Способ начисления амортизации основных средств

1. Линейный.
2. Способ уменьшаемого остатка.
3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Можно использовать различные способы для разных групп объектов.

Способ начисления амортизации нематериальных активов

1. Линейный.
2. Способ уменьшаемого остатка.
3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Можно использовать различные способы для разных групп объектов.

Метод оценки материалов

1. По стоимости единицы.
2. По средней стоимости.
3. По себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО).

«Упрощенцам» с объектом доходы минус расходы удобно использовать тот же метод, что и в налоговом учете.

Метод оценки покупных товаров

1. По стоимости единицы.
2. По средней стоимости.
3. По себестоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО).

«Упрощенцам» с объектом доходы минус расходы удобно использовать тот же метод, что и в налоговом учете.

Способ учета товаров в розничной торговле

1. В покупных ценах.
2. В продажных ценах.

Способ учета готовой продукции

1. По фактической производственной себестоимости.
2. По нормативной (плановой) себестоимости.

Порядок признания управленческих расходов

1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 “Продажи”.
2. В конце месяца полностью списываются на счета учета затрат.

Порядок признания коммерческих расходов

1. В конце месяца полностью списываются на счет 90 «Продажи».
2. Распределяются между проданными и не проданными товарами (работами, услугами) в части транспортно-заготовительных расходов и затем частично списываются на счет 90 “Продажи”

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2015 год согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Директора Иванова А.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector