Общие положения о налогообложении юридических лиц
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Общие положения о налогообложении юридических лиц

Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые агенты.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны; 14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; 15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета; 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 8) в течение 4-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; 9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо перечисленных выше обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: 1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) – в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности; 2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее 1 о месяца со дня начала такого участия; 3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации; 4) о реорганизации или ликвидации организации – в течение 3-х дней со дня принятия такого решения. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Общие положения о налогообложении юридических лиц. Акцизы. Транспортный налог.

Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; 2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее – налоговые агенты) устанавливается как квартал. Налог на имущество предприятий и организаций: Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектами налогообложения: для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению; для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество. Налогоплательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Подакцизные товары: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; 3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); 7) автомобильный бензин; 8) дизельное топливо; 9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; 10) прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. Объект налогообложения: 1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации; 2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность; 3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов); 4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом; 5) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; 6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); 7) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества; 8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; 9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции; 11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Налоговым периодом признается календарный месяц.

Читать еще:  Как сделать ЭЦП для ИП для налоговой?

Налог на прибыль организаций: Налогоплательщиками признаются: 1) российские организации; 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается: 1) для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в Главой 25 НК РФ; 2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Особенности налогообложения юридических лиц (стр. 1 из 5)

1. Особенности налогообложения юридических лиц

1.1 Юридическое лицо: понятие юридического лица

1.2 Системы налогообложения юридических лиц, применяемые в РФ

1.3 Федеральные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами

2. Расчетная часть

ВВЕДЕНИЕ

Формирование правильной законодательной базы налогообложения юридических лиц – основополагающая задача фискальных органов. Так как основным потоком средств для пополнения федерального бюджета как раз и являются взимаемые налоги с юридических лиц. Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Во-первых, за счет налоговых поступлений формируется большая часть средств, обеспечивающих финансирование деятельности Российской Федерации. Во-вторых, сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы.

Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Государство ведет политику, направленную на снижение налогового бремени. Отменены налоги на рекламу, на операции с ценными бумагами, сборы за использование наименований«Россия», «Российская Федерация». Кроме того, для снижения налоговой нагрузки на предприятии в НК РФ введены специальные налоговые режимы.

В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, гос. пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Снижение ставки НДС направлено на сокращение общего уровня налоговой нагрузки.

Существуют особенности налогообложения юридических лиц, которые заключаются в следующем:

1. постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;

2. предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги;

Предпринимательская деятельность юридических лиц, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ). К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности юридических лиц включает, в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.

Выбор оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью направленного воздействия на элементы налогообложения юридических лиц и предопределения размера налоговых обязательств и определяет, на мой взгляд, сущность налогообложения юридических лиц. Соответственно, под налогообложением юридических лиц может подразумеваться процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств юридических лиц, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания (построения) различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов, направленный на достижение как можно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств налогообложения юридических лиц.

Целью написания данной работы является исследование экономических основ системы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации.

Основными задачами написания работы являются:

1. раскрыть особенности налогообложения юридических лиц;

2. рассмотреть систему налогообложения юридических лиц, применяемую в РФ ;

Объектом исследования является системы налогообложения, применяемые предприятиями и организациями в РФ.

Предметом является виды специальных налоговых режимов, применяемых на территории Российской Федерации.

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Юридическое лицо: понятие юридического лица

Юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Рассматривая вышеприведенное определение юридического лица, можно сказать следующее: основой структуры и хозяйствования юридического лица является – имущественная обособленность. Под «обособленным имуществом» подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. В том, что юридическое лицо, в зависимости от его вида, должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация) находит конкретное выражение имущественная обособленность. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников) если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Перечисленные и многие другие связанные с юридическим лицом вопросы закрепляются в учредительных документах юридического лица[1]. Следовательно, каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов. Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным выше требованиям. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц[2] служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.

1.2 Системы налогообложения, применяемые в РФ для юридических лиц

Юридические лица могут избрать общую или упрощенную систему налогообложения.

Общая система налогообложения.

Общая система налогообложения – это система налогооблажения, при которой налогоплательщик платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден о их уплаты.

На данной системе находятся все юридические лица, которые не избрали другую систему налогообложения, или для которых установлены ограничения относительно выбора той или другой системы налогообложение.

Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят такие основные налоги, сборы и другие обязательные платежи:

· налог на прибыль предприятий (ставка 25% от базы налогообложения);

· налог на добавленную стоимость;

· налог из собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

· сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (32,3% от общего фонда заработной платы);

· взносы на общеобязательное государственное социальное страхование;

· плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.

· плата (налог) за землю;

· и прочего, в соответствия с законодательством;

Также юридическое лицо есть налоговым агентом относительно нанимаемых работников и обязано удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы с физических лиц.

Упрощенная система налогообложения

Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность ведения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

– Основы предпринимательства (ЦРК)

3. Налогообложение юридических лиц

Основным источником налоговых поступлений в бюджет государства являются налоги, которые уплачивают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Юридическим лицом признается организация, наделенная обособленным имуществом на правах собственности или оперативного управления. Эта организация отвечает по своим обязательствам перед другими участниками экономических отношений. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В рамках данного курса мы рассмотрим общую систему налогообложения и все применяемые специальные режимы.

Наиболее распространенной является традиционная или общая система налогообложения (ОСНО).

ОСНО предусматривает уплату наибольшего количества налогов:

  • налога на прибыль, уплачиваемого юридическими лицами;
  • НДФЛ для ИП и физических лиц (юридические лица выступают налоговыми агентами);
  • НДС;
  • прочие налоги и сборы.

ОСНО применяется в обязательном порядке теми налогоплательщиками, которые либо не подпадают ни под одну другую систему налогообложения, либо не приняли решения о применении других систем налогообложения, своевременно уведомив об этом налоговые органы.

Читать еще:  Госуслуги узнать систему налогообложения по ИНН

При постановке на учет организации в ИФНС, «по умолчанию» компаниям устанавливается основная система налогообложения.

Данная система не имеет ограничений по применению.

Компании, применяющие ОСНО, обязаны уплачивать следующие налоги в соответствии с положениями Налогового кодекса:

Налог на добавленную стоимость рассчитывается и уплачивается в соответствии с положениями главой 21 НК РФ.

Постановка и ведение налогового учета по НДС является одним из самых сложных и трудоемких.

Налоговые ставки по НДС в соответствии со ст.164 НК РФ устанавливаются в зависимости от особенностей предпринимательской деятельности налогоплательщика в следующих размерах:

  • 0% (экспорт, транспортные услуги с ним связанные и пр.).
  • 10% (некоторые виды: продовольственных товаров, товаров для детей, печатных изданий и медицинской продукции).
  • 18% (во всех остальных случаях).

Порядок налогообложения НДФЛ регламентирован главой 23 Налогового кодекса.

Не смотря на то, что НДФЛ является налогом на доходы физических лиц, исчислять, удерживать и перечислять данный налог обязаны организации, выплачивающие доходы физическим лицам.

Налоговые ставки по данному налогу в соответствии со ст.224 НК РФ составляют:

  • 9% (с дивидендов, уплачиваемых физическим лицам – резидентам РФ).
  • 13% (в подавляющем большинстве случаев).
  • 15% (с дивидендов, уплачиваемых физическим лицам – нерезидентам РФ).
  • 30% (с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением случаев применения ставок 13% и 15%).
  • 35% (со стоимости любых выигрышей и призов, экономии на процентах и пр.)

3. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль рассчитывается и уплачивается в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Из-за множества различий между бухгалтерским и налоговым учетом доходов и расходов организации, налоговый учет по налогу на прибыль может быть (в зависимости от видов хозяйственной деятельности компании) чрезвычайно сложным и трудоемким.

Налоговые ставки по налогу на прибыль в соответствии со ст.224 НК РФ составляют:

  • 0% (при соблюдении установленных НК РФ условий: с дивидендов, полученных российскими организациями, при осуществлении образовательной или медицинской деятельности).
  • 9% (с дивидендов, полученных от российских и иностранных организаций российскими организациями, если ставка 0% не применяется).
  • 10% (с доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и пр., в связи с осуществлением международных перевозок).
  • 15% (дивидендов, полученных от российских организаций иностранными организациями).
  • 20% (во всех остальных случаях).

2% – зачисляются в федеральный бюджет.

18% – в бюджеты субъектов РФ (эта ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%).

4. Налог на имущество организаций

30 глава Налогового Кодекса регламентирует расчет и уплату налога на имущество организаций.

Его плательщиками являются те организации, которые владеют движимым и недвижимым имуществом, учитываемом на их балансе в качестве объектов ОС (в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета).

Налог уплачивается с остаточной стоимости ОС.

Ставка налога на имущество в соответствии со ст.380 Налогового кодекса устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2.2%.

Упрощенная система налогообложения (Глава 26.2. НК РФ «Упрощенная система налогообложения») организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

Преимущества упрощенной системы налогообложения:

  • для организации – не платит налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налог на имущество организаций, НДС;
  • Ø для индивидуального предпринимателя – не платит налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), НДС.
  • Ø Объектом налогообложения признаются:
  • Ø доходы;
  • Ø доходы, уменьшенные на величину расходов.
  • Ø Налоговая ставка:
  • в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы – 6 процентов;
  • в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – 10 процентов (Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС).

С 1 января 2013 года за организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, закреплена обязанность ведения бухгалтерского учета (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

С 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД; Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов.

С 1 января 2013 года переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности осуществляется по желанию налогоплательщика (Федеральный закон № 94-ФЗ). Кроме того, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности действует до 1 января 2018 года.

Условия применения ЕНВД:

  • Ø средняя численность наемных работников – не более 100 человек;
  • Ø 14 видов деятельности (глава 263 Налогового кодекса).

С 1 января 2013 года на территории Ростовской области вводится патентная система налогообложения, призванная способствовать выводу из тени некоторых сфер бизнеса и дальнейшему стимулированию развития малого предпринимательства.

Плательщики: индивидуальные предприниматели.

Юридические лица (ООО и ОАО) не могут применять патентную систему налогообложения.

Преимущества патентной системы:

  • не платят НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц (в части доходов и имущества, связанных с видами деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
  • вправе не применять контрольно-кассовую технику;
  • не представляют налоговую отчетность.

Условия применения патентной системы налогообложения:

  • объем выручки не должен превышать 60 млн. рублей за календарный год;
  • средняя численность наемных работников – не более 15 человек;
  • 47 видов деятельности (глава 265 Налогового кодекса) и 6 дополнительных видов деятельности (Областной закон от 25.10.2012 № 955-ЗС).

Налоговая ставка: 6 процентов

  • Ø потенциально возможный к получению годовой доход (установлен Областным законом от 25.10.2012 № 955-ЗС).

С 1 января 2013г. в раздел VIII НК РФ, регулирующего налогообложение предприятий, выбравших специальные режимы, введены изменения (Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ).

67. Общие положения о налогообложении юридических лиц. Акцизы. Транспортный налог

Со свежими изменениями: 2 месяца назад

Основным источником налоговых поступлений в бюджет государства являются налоги, которые уплачивают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Юридическим лицом признается организация, наделенная обособленным имуществом на правах собственности или оперативного управления. Эта организация отвечает по своим обязательствам перед другими участниками экономических отношений. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В рамках данного курса мы рассмотрим общую систему налогообложения и все применяемые специальные режимы.

Наиболее распространенной является традиционная или общая система налогообложения (ОСНО).

ОСНО предусматривает уплату наибольшего количества налогов:

◦налога на прибыль, уплачиваемого юридическими лицами;

◦НДФЛ для ИП и физических лиц (юридические лица выступают налоговыми агентами);

◦прочие налоги и сборы.

ОСНО применяется в обязательном порядке теми налогоплательщиками, которые либо не подпадают ни под одну другую систему налогообложения, либо не приняли решения о применении других систем налогообложения, своевременно уведомив об этом налоговые органы.

При постановке на учет организации в ИФНС, «по умолчанию» компаниям устанавливается основная система налогообложения.

Данная система не имеет ограничений по применению.

Компании, применяющие ОСНО, обязаны уплачивать следующие налоги в соответствии с положениями Налогового кодекса:

1. НДС

Налог на добавленную стоимость рассчитывается и уплачивается в соответствии с положениями главой 21 НК РФ.

Постановка и ведение налогового учета по НДС является одним из самых сложных и трудоемких.

Налоговые ставки по НДС в соответствии со ст.164 НК РФ устанавливаются в зависимости от особенностей предпринимательской деятельности налогоплательщика в следующих размерах:

◦0% (экспорт, транспортные услуги с ним связанные и пр.).

◦10% (некоторые виды: продовольственных товаров, товаров для детей, печатных изданий и медицинской продукции).

◦18% (во всех остальных случаях).

2. Ндфл

Порядок налогообложения НДФЛ регламентирован главой 23 Налогового кодекса.

Не смотря на то, что НДФЛ является налогом на доходы физических лиц, исчислять, удерживать и перечислять данный налог обязаны организации, выплачивающие доходы физическим лицам.

Налоговые ставки по данному налогу в соответствии со ст.224 НК РФ составляют:

◦9% (с дивидендов, уплачиваемых физическим лицам – резидентам РФ).

◦13% (в подавляющем большинстве случаев).

◦15% (с дивидендов, уплачиваемых физическим лицам – нерезидентам РФ).

◦30% (с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением случаев применения ставок 13% и 15%).

◦35% (со стоимости любых выигрышей и призов, экономии на процентах и пр.)

3. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль рассчитывается и уплачивается в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Из-за множества различий между бухгалтерским и налоговым учетом доходов и расходов организации, налоговый учет по налогу на прибыль может быть (в зависимости от видов хозяйственной деятельности компании) чрезвычайно сложным и трудоемким.

Налоговые ставки по налогу на прибыль в соответствии со ст.224 НК РФ составляют:

◦0% (при соблюдении установленных НК РФ условий: с дивидендов, полученных российскими организациями, при осуществлении образовательной или медицинской деятельности).

◦9% (с дивидендов, полученных от российских и иностранных организаций российскими организациями, если ставка 0% не применяется).

◦10% (с доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и пр., в связи с осуществлением международных перевозок).

Читать еще:  Аренда автомобиля с водителем налогообложение

◦15% (дивидендов, полученных от российских организаций иностранными организациями).

◦20% (во всех остальных случаях).

2% – зачисляются в федеральный бюджет.

18% – в бюджеты субъектов РФ (эта ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%).

4. Налог на имущество организаций

30 глава Налогового Кодекса регламентирует расчет и уплату налога на имущество организаций.

Его плательщиками являются те организации, которые владеют движимым и недвижимым имуществом, учитываемом на их балансе в качестве объектов ОС (в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета).

Налог уплачивается с остаточной стоимости ОС.

Ставка налога на имущество в соответствии со ст.380 Налогового кодекса устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2.2%.

Упрощенная система налогообложения (Глава 26.2. НК РФ «Упрощенная система налогообложения») организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

Преимущества упрощенной системы налогообложения:

◦для организации – не платит налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налог на имущество организаций, НДС;

◦ для индивидуального предпринимателя – не платит налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), НДС.

◦ Объектом налогообложения признаются:

◦ доходы, уменьшенные на величину расходов.

◦в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы – 6 процентов;

◦в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – 10 процентов (Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС).

С 1 января 2013 года за организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, закреплена обязанность ведения бухгалтерского учета (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

С 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД; Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов.

С 1 января 2013 года переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности осуществляется по желанию налогоплательщика (Федеральный закон № 94-ФЗ). Кроме того, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности действует до 1 января 2018 года.

Условия применения ЕНВД:

◦ средняя численность наемных работников – не более 100 человек;

◦ 14 видов деятельности (глава 263 Налогового кодекса).

С 1 января 2013 года на территории Ростовской области вводится патентная система налогообложения, призванная способствовать выводу из тени некоторых сфер бизнеса и дальнейшему стимулированию развития малого предпринимательства.

Плательщики: индивидуальные предприниматели.

Юридические лица (ООО и ОАО) не могут применять патентную систему налогообложения.

закон от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ).

Акцизы

НК РФ Глава 22. АКЦИЗЫ

НК РФ Статья 179. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками акциза

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.

НК РФ Статья 356. Общие положения

Транспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

НК РФ Статья 357. Налогоплательщики

Налогообложение юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на прибыль организаций

Налог на имущество организаций

Упрощенная система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Это означает, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю и сумму уплаченного НДС.В результате процесса перепродажи товаров реальное налоговое бремя уплаты НДС в конечном итоге несут не налогоплательщики, а конечный потребитель товаров (работ, услуг).

Налогоплательщиками НДС признаются:

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 2 млн. рублей. Данная льгота не распространяется на лица, реализующие подакцизные товары.

Объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе. При этом НК РФ устанавливает перечень операций, которые не являются объектом обложения НДС. Среди них – операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты, передача имущества правопреемникам при реорганизации, передача имущества инвестиционного характера, передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов государственным (местным) органам власти, операции по реализации земельных участков (долей в них) и др.

Поскольку НДС облагаются только операции, осуществляемые на территории Российской Федерации, важное значение приобретает порядок определения места реализации товаров (работ, услуг). Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или двух следующих обстоятельств: 1) товар находится на территории Российской Федерации, не отгружается и не транспортируется; 2) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, при применении одинаковых ставок – суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, а также подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговый период – календарный квартал.

Общая налоговая ставка составляет 18% от налоговой базы. Льготная (пониженная) ставка в размере 10% установлена для ряда социально значимых категорий товаров – некоторых продовольственных товаров (мяса, молока, сахара, соли, хлеба, муки и т.п.), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров. Кроме того, для ряда объектов налогообложения НК РФ устанавливает ставку, равную 0% (в частности, в отношении экспортируемых товаров, работ (услуг), связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию России транзитных товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве и др.).

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете (когда используются различные ставки) – как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по каждой ставке.

Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения и совершенным в налоговом периоде.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту налогового учета налогоплательщиков, которые обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС. Реализуя товары (работы, услуги), продавец обязан в 5-дневный срок со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) выставить покупателю счет-фактуру – документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.

Важное значение при уплате НДС имеют налоговые вычеты, на которые налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму уплачиваемого НДС. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Таким образом, фактически сумма НДС представляет собой разницу между суммой НДС, уплаченной налогоплательщику покупателями его товаров (работ, услуг), и суммой НДС, уплаченной ранее самим налогоплательщиком поставщикам различного рода товаров (работ, услуг).

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленного по всем операциям налогоплательщика, то полученная разница должна быть возмещена (зачтена, возвращена) налогоплательщику, а сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю.

От налогообложения НДС освобождается ряд операций, в частности – предоставление арендодателем в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, реализация ряда медицинских товаров и услуг, оказание услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, ритуальные услуги, реализация предметов (литературы) религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями, осуществление банками банковских операций, оказание услуг по страхованию и др. (ст. 149 НК РФ).

В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению НДС, и операции, освобождаемые от налогообложения, он обязан вести раздельный учет таких операций.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector