Общественная организация налогообложение и отчетность
Все виды отчетности для некоммерческих организаций (НКО) за 2019 год
Некоммерческие организации не являются исключением. Однако для таких субъектов предусмотрен иной состав документации и особые сроки сдачи.
Что такое НКО?
Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.
Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:
- имеет самостоятельный баланс;
- может открывать счета в банках;
- имеет право на штампы со своим названием;
- действует на основании устава;
- создаётся на неограниченный срок деятельности.
Субъекты такого рода могут осуществлять коммерческую деятельность, но только если она предназначена для достижения целей компании и распределения полученного дохода между учредителями не предполагается. Их деятельность регулируется законом № 7-ФЗ.
Бухгалтерская отчетность
Некоммерческие организации обязаны вести соответствующий учёт, составлять отчёты и представлять их ежегодно. Срок, до наступления которого необходимо сдать готовые формы, наступает 31 марта года, следующего за отчетным.
Согласно законодательству, в состав бух. отчётности НКО включаются два типа документов, каждый из которых должен быть оформлен по установленной форме с учётом особенностей деятельности субъекта:
- Бухгалтерский баланс. Отличие данного отчёта от формы, предусмотренной для коммерческих предприятий, состоит в замене раздела «Капиталы и резервы» на «Целевое финансирование». При этом организация указывает информацию о суммах источников формирования её активов. Конкретное содержание раздела зависит от правовой формы компании.
НКО самостоятельно определяет, насколько подробным будет отражение информации в балансе. Например, если у предприятия достаточно большое количество запасов, то в отчётности может быть показан детализированный состав МПЗ. Если же их ассортимент ограничен, то всю сумму разрешено показать одной строкой. - Отчёт о целевом использовании средств. В документе содержится следующая информация:
- размер использованных в деятельности средств, в том числе расходы на оплату труда, благотворительность, целевые мероприятия, затраты на обеспечение функционирования предприятия;
- остаток средств на начало года;
- общая сумма поступивших денег, в том числе целевые, членские, вступительные и добровольные взносы, также указывается прибыль от предпринимательской деятельности;
- остаток на конец года.
Также можно составить пояснительную записку. Этот документ содержит выраженную в произвольной форме расшифровку отдельных показателей.
Сдавать отчётность допускается в бумажном или электронном виде.
Подробную информацию о бухучете данных предприятий вы можете почерпнуть из следующего видео:
Налоговая отчетность
Некоммерческие организации отчитываются также в государственные органы ИФНС. Перечень документов зависит от выбранной системы налогообложения.
Общий режим
Если предприятие не использует специальную систему налогообложения, то оно должно представить в налоговую следующие документы:
- Декларацию по НДС. Её рекомендуется сдавать в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за датой окончания периода.
- Декларация по налогу на имущество. Если существующая организация имеет в составе активов налогооблагаемое имущество, она должна предоставлять расчёт и перечислять платежи ежеквартально. От заполнения формы и уплаты налога освобождаются только предприятия, не владеющие основными фондами. Декларация по авансовым платежам представляется в соответствующие органы в течение 30 дней после окончания отчётного периода. Документ, содержащий сведения о итоговом расчёте, сдаётся не позднее 30 марта.
- Декларация по налогу на прибыль. НКО признаётся плательщиком данного налога, если ведёт предпринимательскую деятельность. Форма подаётся за каждый отчётный период не позднее чем через 28 дней после его окончания. Отчёт за налоговый период должен сдаваться до 28 марта года, следующего за истекшим. Если организация не вела предпринимательскую деятельность, она должна предоставить в территориальную инспекцию специальную упрощённую декларацию. Срок её сдачи также наступает 28 марта.
- Декларация по земельному налогу. Если в составе имущества компании имеется земельный участок, она должна предоставить данный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным.
- Декларация по транспортному налогу. Она необходима, если организация имеет транспортное средство. Срок сдачи документа — также 1 февраля.
Кроме перечисленных, НКО должны предоставить в инспекцию некоторые другие бумаги:
- Сведения о среднесписочной численности работников. Предоставляется в случае, если в компании оформлено 100 и более сотрудников. Сдаётся до 20 января.
- Справка 2-НДФЛ. Согласно законодательству, любое предприятие обязано отчитаться о сумме подоходного налога, удержанного с работников, если их численность превышает 25 человек. Для этого необходимо представить в налоговые органы справку по установленной форме в срок до 1 апреля.
Специальные системы
Данные организации имеют право использовать специальные налоговые режимы. В этом случае они обязаны предоставить в государственные органы соответствующие отчеты:
- Декларация по ЕНВД. Её нужно оформлять, если предприятие применяет единый налог на вменённый доход. Документ сдаётся ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
- Декларация по УСН. Заполняется, если компания находится на УСН (упрощённой системе). В этом случае форма оформляется и сдаётся до 31 марта года, следующего за прошедшим периодом.
Ответственность за сведения, указанные в документах, данные субъекты несут такую же, как и другие предприятия.
Прочая документация
НКО также представляют расчёты в другие государственные учреждения.
Внебюджетные фонды
Компания должна отчитаться о суммах взносов, уплаченных в течение года за работников. Всего необходимо заполнить два бланка:
- Форма 4-ФСС. Представляется в фонд социального страхования, если численность сотрудников превышает 25 человек. Даты представления документа в электронном и бумажном виде различаются:
- на бумаге следует отчитываться до 20 января;
- электронный расчёт разрешается представлять до 25 января.
- Форма РСВ-1. Представляется в территориальные органы ПФР, если среднесписочная численность превышает 25 человек. Сроки сдачи следующие:
- 15 февраля, если отчёт формируется на бумаге;
- 22 февраля, если сдаётся электронный расчёт.
Федеральная служба государственной статистики
Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:
- Форма №1-НКО. Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
- Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.
Министерство юстиции
Некоммерческие предприятия обязаны предоставлять отчёты о своей деятельности в Минюст:
- Форма №0Н0001. В ней должны быть отражены сведения о руководителях, а также о характере деятельности организации.
- Форма №0Н0002. Заполненный бланк содержит информацию о расходовании целевых денежных средств, а также об использовании имущества.
- Форма №0Н0003. Заполняется на официальном сайте министерства.
В некоторых случаях компании могут не предоставлять указанные отчеты. Такая возможность появляется, если:
- в НКО не было поступлений активов от иностранных лиц, международных предприятий и т. п.;
- учредителями или участниками не являются иностранные граждане;
- общая сумма поступлений за год не превышает 3 миллиона рублей.
В таком случае вместо форм №0Н0001 и 0Н0002 сдаётся заявление о соответствии требованиям законодательства. Оно составляется в произвольной форме.
Все перечисленные отчёты нужно предоставить в территориальное управление министерства до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Особенности социально ориентированных НКО
Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:
- социальная защита;
- помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
- защита животных;
- охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
- оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
- охрана окружающей среды;
- благотворительность;
- профилактика опасных форм поведения людей;
- деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.
Отчётность таких компаний имеет ряд отличительных черт. Вместо стандартных бланков, которые сдают все предприятия, они заполняют специальные формы:
- Бухгалтерский баланс СО НКО.
- Отчёт о целевом использовании их средств.
Документы необходимо оформить и сдать до 31 марта года, следующего за отчетным.
Последние изменения 2019 года
Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:
- раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
- существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
- малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.
Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.
Особенности налогообложения некоммерческих организаций
Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.
Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.
Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права
Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».
Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.
Тип НКО и порядок налогообложения
Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:
- муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
- общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
- автономные — финансируют себя сами.
ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.
Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.
Общие правила налогообложения НКО
Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:
- прибыль не составляет их основную цель;
- они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
- НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.
Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:
- Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
- Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.
Особые правила взимания налога на прибыль
Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:
- Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
- Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
- реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
- внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.
Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.
СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.
Специфика обложения некоммерческих структур НДС
Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:
- присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
- работа в центрах соцзащиты;
- занятия с детьми в бесплатных кружках;
- врачебные услуги частных медиков;
- продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
- благотворительные культурные мероприятия и др.
Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:
- социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
- лицензия на право занятия этим видом деятельности;
- оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).
В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.
Другие федеральные налоги для НКО
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
- Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Региональное налогообложение НКО
Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.
Налог на имущество
Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.
Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:
- Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
- организации религиозного характера и обслуживающие их;
- научные госструктуры;
- уголовно-исполнительные ведомства;
- организации-собственники культурных и исторических памятников.
- Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
- Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.
Налог на землю
Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:
- общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
- уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
- религиозные структуры.
К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.
Транспортный налог
Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.
Общий режим или УСН
НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:
Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).
ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.
Особенности учета и отчетности общественного объединения
Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit
Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.
Что представляет собой общественное объединение?
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.
Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту – Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).
Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):
орган общественной самодеятельности;
Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).
Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.
Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения
При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).
Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).
Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.
Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).
Особенности налогового учета общественных объединений
Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).
При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).
Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.
Льгота по налогу на прибыль
Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.
Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ).
Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).
Льгота по НДС
Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:
– операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
– услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).
Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
Льгота по налогу на имущество
Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).
Отчетность НКО: сроки сдачи и формы отчетности
otchetnost_nko_sroki_sdachi_i_formy_otchetnosti.jpg
Похожие публикации
В отличие от коммерческих фирм, основной задачей функционирования которых является получение максимальной прибыли, некоммерческие организации (НКО) подобную цель не преследуют. Их деятельность не связана с извлечением прибыли, а доходы, получаемые в процессе работы, не распределяются между участниками, как это практикуется в коммерческих компаниях. Тем не менее, деятельность НКО, как и коммерческого юрлица, сопровождается ведением налогового и бухгалтерского учета, взаимодействием с кредитными учреждениями и массой контрагентов, множеством других привычных процессов. Они регистрируют собственные эмблемы, имеют печати и штампы.
Различие в статусе предприятий не отражается на объеме необходимой отчетности, которую представляют и те, и другие копании в различные органы контроля. Как и коммерческие фирмы, НКО обязаны обеспечить сдачу грамотно и достоверно заполненной финансовой, статистической и налоговой отчетности, расчетов по обязательным страховым взносам и специальных отчетов в Минюст. Напомним, в какие сроки и инстанции осуществляется сдача отчетности НКО по окончании 2019 года.
Бухгалтерская отчетность НКО за 2019
Ведение бухучета – обязанность всех НКО (ст. 32 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ). На основе учетных данных формируется годовая бухотчетность, состоящая из:
• отчета о целевом использовании средств.
Если НКО получает от предпринимательской деятельности существенный доход, без учета которого невозможно оценить финансовое состояние компании, то бухгалтерская отчетность НКО дополняется отчетом о финансовых результатах.
Специфика деятельности НКО влияет на форму баланса и формирование других отчетов. Так, в 3-м разделе баланса НКО отражают не капитал и резервы, а остатки целевых поступлений, а для фондов обязательным является условие публикации отчетов об использовании своего имущества.
Налоговая отчетность НКО
В ИФНС всем организациям следует представить стандартный набор отчетов по персоналу:
сведения о среднесписочной численности сотрудников;
расчет страховых взносов (РСВ), в т. ч. при отсутствии работников;
справки 2-НДФЛ на каждого работника;
Пакет остальных налоговых форм формируется в зависимости от применяемого предприятием налогового режима. Так, НКО на ОСНО сдают декларации по налогу на прибыль, имущество, НДС. При наличии объектов, облагаемых соответствующим налогом, формируют и сдают декларации по земельному, водному, транспортному и другим налогам.
Отчетность НКО на «упрощенке» включает декларацию по УСН, независимо от того, были или нет доходы и расходы в отчетном году. Обязательным (даже при отсутствии дохода) является заполнение раздела 3 декларации «Целевые поступления». Кроме этого, НКО-упрощенцы обязаны вести книгу учета доходов и расходов (КУДиР).
В некоторых ситуациях НКО на УСН приходится декларировать:
стоимость имущества, учитываемого по кадастровой стоимости;
НДС, если НКО становится налоговым агентом, арендующим гос- или муниципальное имущество.
Не освобождается НКО и от сдачи отчетов в фонды (4-ФСС, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ).
Минюст: отчетность НКО
НКО обязаны подавать набор специальных форм в Минюст, утвержденных этим Департаментом. К ним относят отчеты по формам (Приказ Минюста РФ от 16.08.2018 № 170 в ред. от 06.12.2019):
№ ОН0001 – с информацией о руководителях компании, характере и профиле деятельности;
№ ОН0002 – со сведениями об использовании целевых средств и активов;
№ ОН0003 – с отражением денежных потоков и стоимости активов, полученных от зарубежных компаний, иностранцев и лиц без гражданства.
Если НКО не контактирует с зарубежными партнерами, не получала средств от них, ее учредители/сотрудники не являются иностранцами, а общая сумма поступлений за отчетный год не превышает 3-х млн. руб., то она освобождается от сдачи в Минюст первых двух отчетов. Вместо них подается заявление, составленное в произвольной форме и информирующее о продолжении деятельности.
Существует еще ряд отчетов, который заполняют НКО, занимающиеся отдельными видами деятельности (их мы перечислим в таблице ниже).
Статистическая отчетность НКО в 2020 году
Состав статотчетности НКО также зависит от вида его деятельности, и, как правило, точный перечень необходимых форм конкретному предприятию следует уточнять в территориальном органе статистики или на официальном сайте, поскольку его определяют исходя из характера работы. Так, деятельность, связанная с социальными проектами, освещается в форме № 1-СОНКО, а форма № 11(краткая) отражает данных о наличии ОС, их количестве и движении.
Сроки сдачи отчетности НКО
Представляем табличный вариант основных отчетных форм, которые следует представить НКО в разные инстанции:
Формы отчетности за 2019 год
Куда сдавать
Период
Сроки сдачи отчетности НКО за 2019
Особенности
Бухгалтерская отчетность
Какую отчетность готовят НКО. Некоммерческий не значит неподотчетный
Некоммерческие организации оказывают большую поддержку государству в социальной сфере. Несмотря на это, НКО не освобождены от подготовки и сдачи отчетности. Расскажем о том, какую отчетность должны сдавать НКО в 2020 году.
Отчетность в Минюст РФ
НКО в России разделены на три группы:
- общественные объединения (общественные организации и движения);
- НКО, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
- иные НКО (ассоциации, союзы, фонды, частные учреждения, автономные НКО).
Разберем подробнее особенности подготовки отчетности в Минюст РФ для каждой группы.
Общественные объединения
1. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.
Отчет заполняется по форме ОН0003 и сдается в Минюст РФ не позднее 15 апреля 2020 года. Для этого нужно разместить его на официальном сайте Минюста РФ. Отчет сдается независимо от наличия поступлений: если их не было, отчет сдается нулевым с прочерками вместо сумм.
2. Уведомление о продолжении деятельности.
Уведомление подается в территориальный орган Минюста РФ по почте, лично или через представителя по доверенности. Законодательно срок предоставления не определен, но обязанность подачи ежегодная. Обычно его подают одновременно с отчетом ОН0003.
НКО, выполняющие функции иностранного агента
- лично или через представителя с доверенностью;
- почтой с описью вложения по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д.14, Министерство юстиции Российской Федерации;
- в форме сканированных электронных документов с использованием сети «Интернет», в том числе через Единый портал государственных услуг.
Иные НКО
- учредители, участники или члены НКО являются гражданами другого государства или лицами без гражданства;
- за отчетный период были поступления денег или имущества от иностранных источников;
- за отчетный период были поступления денег или имущества на сумму более 3 миллионов рублей.
1. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001;
2. отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме ОН0002.
Если НКО не соответствует ни одному из указанных критериев, достаточно подать уведомление о продолжении деятельности.
Уведомление и отчеты подаются не позднее 15 апреля 2020 года, путем размещения его на сайте Минюста.
Фонды и благотворительные организации должны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Форма данного отчета не утверждена законодательно и не представляется в Минюст РФ. Отчет формируется организациями в информативной форме и публикуется в свободном доступе, например, на собственном интернет портале. Срок размещения не определен, но формироваться отчет должен ежегодно. Например, так выглядит отчет одного из наших клиентов — благотворительного общественного движения «Искорка Фонд».
Благотворительные организации готовят и сдают в Минюст РФ отчет благотворительной организации. Отчет сдается руководителем, лицом по доверенности или по почте не позднее 30 марта 2020 года.
Ответственность за непредставление отчетности
При нарушении сроков в адрес НКО выносится предупреждение об устранении нарушений. В предупреждении указывается срок (не менее месяца), в течение которого необходимо представить необходимые отчеты. Если его не выдержать, последствия будут такими:
- административный штраф на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
- административный штраф на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 рублей, исключение из ЕГРЮЛ или ликвидация по решению суда.
Бухгалтерская отчетность
Фонды; НКО, владеющие крупным целевым капиталом; НКО, выполняющие функции иностранного агента, и структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны предоставить аудиторское заключение в региональные органы статистики не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.
Также, с 2017 года организации обязаны в течение трех рабочих дней с даты получения аудиторского заключения разместить сведения о результатах аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды
Статистическая отчетность
- видов экономической деятельности НКО;
- информации о категории организации из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России;
- иных критериев отбора, установленных указаниями по заполнению конкретных форм.
НКО — это самые человечные хозяйствующие субъекты в российской экономике.