Неоклассическая теория налогообложения
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Неоклассическая теория налогообложения

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


реферат Концепция неоклассического синтеза
Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Год: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru:


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поволжский институт им. П.А. Столыпина

КАФЕДРА ФИНАНСОВ, КРЕДИТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

РЕФЕРАТ
По дисциплине: Теория и история налогообложения
На тему: « Концепция неоклассического синтеза»

Выполнил:
Студентка 2 курса, 214 группы
Очной формы обучения
Специальности 080107.65
«Налоги и налогообложение»
Бологова Любовь Владимировна
Руководитель ТимошенкоВ.А.
Саратов 2011
Содержание

Введение3

    Неоклассическая теория налогообложения5

Теория экономики предложения 6
Теория монетаризма8

    Неокейнсианская теория налогообложения – синтез неоклассической теории и кейнсианства 9

Заключение 11
Список литературы12

Введение
Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления, как налоги.
Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений полмили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.
Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.
В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).
Неоклассическая школа в теории налогов отводила государству ограниченную роль в регулировании экономики, считая именно кредитно-денежную политику центрального банка (а не налогово-бюджетную политику государства как у Кейнса) эффективным механизмом экономического равновесия и перераспределения национального дохода. В рамках неоклассической школы получили развитие монетаризм (его идеолог М. Фридман, профессор Чикагского университета считал, что с помощью налогов следует изымать лишнее количество денег из обращения) и теория экономики предложения. Сторонники этой теории выступают за снижение налоговых ставок, отказ от прогрессивного налогообложения, что должно привести к увеличению доходов хозяйствующих субъектов, росту сбережений и инвестиционной активности. В результате увеличивается производство общественного продукта, а вслед за ним растут и налоговые поступления в бюджетную систему.
Целью работы является изучение налоговой теории, которая носит название «Концепция неоклассического синтеза»

Неоклассическая теория налогообложения
Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается Альфред Маршалл, основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.
Маршалл, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.
В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения
От снижения налогового бремени на налогоплательщиков государство выиграет больше, чем от усиления налоговой нагрузки, отмечал еще А. Смит. Освобождая средства от обложения, плательщик может получить дополнительный доход, с которого в будущем плательщик без особой нагрузки будет выплачивать налоги, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и взысканиями. Эти теоретические положения, высказанные А. Смитом, стали основополагающими в теории экономики предложения, которая предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот плательщикам налогов. В отличие от Дж.М. Кейнса, представители теории экономики предложения утверждали, что высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу, экономически губительны для любого плательщика независимо от уровня его доходности. Кроме того, рекомендуется обязательное сокращение государственных расходов, поскольку любое правительство склонно к увеличению своих расходов, и для их покрытия необходимы дополнительные средства, а их оно получает, прежде всего, повышением уровня налогообложения. Таким образом, теория экономики предложения базируется на принципах свободного рынка. Так, утверждается, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.
Существует общий закон формирования уровня налоговых ставок. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Высокие и низкие ставки налогов по-разному влияют на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. И это предполагает объективность существования оптимальной доли изъятия прибыли в бюджет.
Теория экономики предложения получила свое развитие в исследовании, проведенном в начале 1980-х годов в США рядом ученых под руководством профессора А. Лаффера. Результаты исследования показали необходимость сокращения предельных налоговых ставок. Построив в виде параболической кривой количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, А. Лаффер пришел к выводу, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта, улучшает его платежеспособность, и наоборот, повышение предельных налоговых ставок ведет к усилению побудительных мотивов уклонения от их уплаты. Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение.
А. Лаффер считает, что предельной для совокупного налога с организации может стать ставка, которая обеспечит изъятие в бюджет 30% суммы его доходов. В этих пределах, как он считает, происходит только увеличение суммы доходов бюджета. При 40—50%-м изъятии доходов сокращаются доходы организаций, сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.
Снижение налогов, по его мнению, стимулирует развитие экономики, что в свою очередь ведет к увеличению государственных доходов за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. 1

Теория монетаризма
Разработанная в 1912 г. профессором Чикагского университета М. Фридманом теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить, регулированием денежной массы в обращении. Кроме того, монетаристы допускают возможность государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов (в сторону их снижения). В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен, поскольку оно (государство) с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции.
Регулирование денежной массы в обращении в сочетании со снижением налогов и регулированием процентной ставки позволяет создать стабильность не только на макроэкономическом уровне, но и на уровне предприятий и организаций. В отличие от монетаристов сторонники теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и полностью отвергают бюджетный дефицит. Им удалось основательно разобраться в механизме его отрицательного воздействия на расширенное воспроизводство, особенно при таком методе покрытия, как долговые обязательства. В этом случае государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, вынуждено размещать на финансовых рынках основную массу своих ценных бумаг и превращается в конкурента частных фирм, изымая у частного сектора кредитные ресурсы.
Последние перенаправляются в сферу государственного потребления, где используются главным образом непроизводительно. Приверженцы этой теории советуют государству полностью «перекрыть» бюджетный канал непредвиденной инфляции и изменить предложение денег иными путями, избегая дефицита бюджета».
Неокейнсианская теория налогообложения – синтез неоклассической теории и кейнсианства.
Неокейнсианская теория налогообложения продиктована необходимостью сочетания элементов кейнсианской концепции государственного регулирования с концепцией неоклассического направления, базирующейся в основном на государственном невмешательстве в экономику. Неокейнсианцы достаточно убедительно ответили на поставленные хозяйственной практикой вопросы и предложили конструктивные варианты решения многих проблем экономики 1970-х годов. Они считали вредными, расстраивающими механизмы рынка и порождающими хозяйственные трудности такие формы государственного вмешательства в экономику, как кейнсианское, антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции; а причину роста безработицы видели в системе государственного социального обеспечения. Кроме того, расчет на финансовую помощь государства в пенсионный период приводит к увеличению доли текущего потребления, поскольку государственные затраты на социальные цели изменяют соотношение между расходуемой и сберегательной частями денежных доходов. Это приводит к снижению доли сбережений в совокупном доходе, уменьшаются объемы кредитных ресурсов и источников накопления, что в целом вызывает замедление экономического роста.
Значительное место в неокейнсианской теории отведено налоговым проблемам. Английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор, являющиеся представителями неокейнсианства, предлагали разделить объекты налогообложения исходя из потребления, облагая при этом конечную стоимость потребляемого продукта. «Отсюда возникла идея налога на потребление, который представляет собой одновременно метод поощрения сбережений и средство для борьбы с инфляцией.
Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики — «изъятия излишних сбережений». Долгосрочные сбережения уже сами по себе служат фактором будущего экономического роста. Во время спада производства расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются достаточно высокими, чем при обложении подоходным налогом. И, как следствие, налоговая система не сможет играть роль «встроенного стабилизатора » 2 . Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами, чем фиксированный налог с продаж. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост».

Читать еще:  Оптимизация налогообложения ИП на УСН

Заключение
Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства. Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит с XVII века. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.
Неоклассическая школа предлагает сочетать снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Discovered

О финансах и не только…

Теория налогообложения

Теория налогообложения (taxation theory) — концептуальная модель налоговой системы, предлагающая принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их функции, состав и структуру.

Теория налогообложения менялась в зависимости от уровня развития экономики, национальных традиций, политики государства.

Классическое представление о роли налогов в экономике было введено Адамом Смитом (1723-1790). Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения:

  1. соразмерность;
  2. определенность;
  3. удобность;
  4. дешевизна.

Представителями этого направления являются У. Петти (1623-1687), Ж.-Б.Сей (1767-1832), Д. Рикардо (1772-1823), Дж.С. Милль (1773-1836), считавшие экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.

Усложнение экономических отношений в обществе, действие объективных циклических процессов потребовали корректировки классического учения. Появились новые научные теории.

В настоящее время выделяют два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

Кейнсианская теория (Дж. М. Кейнс, 1883-1946) отражает элементы анализа общего функционирования экономики, выделяет роль государства и его влияния на экономические процессы, регулирование социально-экономических границ налогообложения исходя из неустойчивости динамического равновесия, и необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы с помощью присущих ему инструментов.

Налоги как норма процента, призваны играть регулирующую функцию в экономике, когда излишние денежные сбережения изымаются с помощью прогрессивного обложения. Налоги в, этом случае действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости», сглаживают обострение экономической неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности, производственных процессов, когда внешние корректирующие меры должны направляться лишь на то, чтобы устранять препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Джеймс Мид (1907-1995), построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство с безграничным ростом его расходов, дестабилизирующим фактором. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной налоговой политики, последователи неоклассицизма полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономического предложения и монетаризм.

Теория экономического предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых экономистов и взяты на вооружение представителями возрожденного направления: от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог.

Таким образом, теория экономического предложения, развитая в начале 80-х гг. в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером, руководствовалась главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении налоговых ставок и понижении тем самым прогрессивности налогообложения, установлении оптимальной границы обложения. Наглядно эта идея представлена кривой Лаффера: рост налоговых ставок поддерживает рост налоговых поступлений лишь до определенного предела, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, подавляется предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики, доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М. Фридменом (1912-2006), приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой, по мнению монетаристов, позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

Основная идея неоклассической теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, представлявшие собой синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории.

В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так, английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделять объекты налогообложения по отношению к потреблению (и предлагая облагать в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережению (предлагая при этом ограничиваться лишь ставкой процента по вкладу). В результате возникла идея налога на потребление, который являлся одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Считается, что не фиксированный налог с продаж, а налог на потребление, вводимый по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами.

В настоящее время не существует какой-либо одной «истинно верной» теории экономического регулирования; есть взаимодействие трех основных концепций: кейнсианство с различными вариациями, теория экономического предложения и монетаризм.

Зарубежные налоговые теории отличаются конкретным, прикладным характером, так как положения, разрабатываемые ими, традиционно являются основой фискальной политики и финансового законодательства развитых государств. Теоретические споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, объективное существование и необходимость которых сомнению не подвергаются, сколько об их роли в экономике.

Монетаристская налоговая теория (М.Фридмен)

Неоклассическая теория налогов

Неоклассическая теория основывается на равновесии, достигавшемся благодаря механизму ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Принципиальное отличие неоклассической теории от кейнсианской заключается, прежде всего, в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования экономических процессов В отличие от кейнсианской теории, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчивее и поэтому существует необходимость прямого вмешательства государства в экономические процессы, неоклассическое направление теории налогообложения утверждает, что регулирующее воздействие государства должно быть направлено лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, и поэтому оно не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Основоположник неоклассической модели Дж. Миллъ (1907 г.) не опровергал необходимости государственного влияния на экономику, однако считац что государство само по себе является дестабилизирующим фактором, и поэтому его влияние на экономику может распространяться лишь опосредованно, через кредитно-денежную политику. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагали, что таким образом можно создать эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. Однако у представителей неоклассической школы не было единого мнения о роли государства в регулировании экономических процессов. Одна часть ученых, придерживаясь классической теории — теории свободного рынка, считала, что государственное регулирование и высокие налоги лишь тормозят экономический рост, поэтому необходимы снижение налогов и обязательное сокращение государственных расходов. Другая часть ученых предлагалаограничить рольгосударстваголькотой деятельность^ которую кроме него никто не может осуществить регулирование денег в обращениц регулирование процентныхбанковскихставок; повышение (снижение) налогов. Поэтому в рамках неоклассической теории получили развитие два его направления: теория экономики предложения и теория монетаризма.

Читать еще:  Единая система налогообложения для ИП

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

Теория налогов Дж.Кейнса

Еория Кейнса Английский экономист Дж. Кейнс был очевидцем всемирной Великой депрессии, во время которой на протяжении долгих десяти лет не было заметно никаких признаков самовосстановления. Кейнс решил проанализировать экономику как замкнутую систему и посмотреть, что происходит с совокупным спросом и совокупным предложением общества. Чтобы быть услышанным, Кейнсу пришлось излагать свои мысли в общепринятой терминологии Адама Смита, терминологии рынка, спроса и предложения. Кейнс предположил, что работает следующий механизм. Стремление производителя к увеличению прибыли ведёт к постоянным попыткам уменьшить зарплату рабочих. Уменьшение зарплаты заставляет рабочих покупать меньше товаров. Уменьшение спроса снижает производство, что ведёт к новым увольнениям, что опять снижает спрос, что ведёт к новым увольнениям. И так далее вниз по спирали до бесконечности. Кейнс увидел выход во вмешательстве государства для поддержания «совокупного» спроса общества. Кейнс предлагал государству брать деньги в долг, увеличивать налоги и тратить полученные средства на развитие нового производства, на благоустройство – не так важно, на что, главное – тратить, создавать спрос. Дополнительный спрос со стороны правительства вернёт рабочие места, рабочие начнут больше покупать, что увеличит спрос на товары, что создаст новое производство, новые рабочие места и так далее. Теория Кейнса стала широко использоваться на практике всеми правительствами «развитых» стран после Второй мировой войны, поскольку это был чуть ли не единственный способ избежать глубоких кризисов, которые могли бы привести к очередным революциям. * * * Но в теории Кейнса есть два явных недостатка. Первый – идеологический. Увеличение роли государства прямо противоречит абсолютной власти денег и капитала и попахивает социализмом. Второй – чисто практический. С одной стороны, для государственных трат надо увеличивать налоги. С другой стороны, это же самое увеличение налогов снижает стимулы к производству и уменьшает потребление. Выходом из этого замкнутого круга может быть государственный долг. Но опять возникает противоречие – отдать долг можно из налогов, поэтому рано или поздно придётся увеличить налоги. Есть два других способа отдать долг – взять взаймы новый долг или просто напечатать деньги. Но новый долг ведёт к лавинообразному увеличению выплат по долгам. Печатание денег ведёт к обесцениванию денег и к инфляции, которая негативно сказывается на производстве. На практике правительства рыночных стран используют все доступные источники для погашения долга – и налоги, и новый долг, и печатание денег. * * * Как мы видим, теория Кейнса хотя и помогает сгладить кризисы, но, вопервых, борется с последствиями, а не с причинами, а вовторых, ведёт к новым проблемам в виде роста долга и инфляции. В целом в 19401960х годах кейнсианство применялось болееменее успешно. Но в 1970 е применение этого подхода привело и к инфляции, и к сильному росту долга, и к росту безработицы одновременно.

Монетаристская налоговая теория (М.Фридмен)

Разработанная в 1912 г. профессором Чикагского университета М. Фридманом теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить, регулированием денежной массы в обращении. Кроме того, монетаристы допускают возможность государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов (в сторону их снижения). В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен, поскольку оно (государство) с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходу влекущие дополнительный рост инфляции.

Регулирование денежной массы в обращении в сочетании со снижением налогов и регулированием процентной ставки позволяет создать стабильностьне только на макроэкономическомуровне; но и на уровне предприятий и организаций« В отличие от монетаристов сторонники теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и полностью отвергают бюджетный дефицит Им удалось основательно разобраться в механизме его отрицательного воздействия на расширенное воспроизводстве> особенно при таком методе покрытия, как долговые обязательства В этом случае государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, вынуждено размещать на финансовых рынках основную массу своих ценных бумаг и превращается в конкурента частных фирм, изымая у частного сектора кредитные ресурсы Последние перенаправляются в сферу государственного потребление где используются главным образом непроизводительно Приверженцы этой теории советуют государству полностью « перекрыть» бюджетный канал непредвиденнойинфляции и изменить предложение денег иными

Классическая и неоклассическая теории налогов и налогообложения

Высокий научный уровень разработки вопросов экономической природы налога присущ классической теории (теории нейтральности) налогов А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя и их последователей (конец XVIII — середина XIX в.). Они исследовали налоги в рамках общеэкономической теории ценности, полезности, производительного (создающего материальные блага) труда, отрицая в целом производительный характер расходов на оказание государством услуг (кроме Сэя). По их мнению, налоги являются лишь одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать непроизводительные расходы по содержанию правительств, и никакая другая функция, кроме фискальной, им не присуща.

Сторонники классической теории выступали против государственного вмешательства в экономику, в том числе налоговыми методами. Они считали, что в рыночных условиях максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления полной экономической свободы субъектам. Государство обязано лишь обеспечивать условия для нормального функционирования рыночной экономики путем охраны права частной собственности. Основным источником покрытия расходов при выполнении правительством этой задачи должны быть налоги. К последним классики обычно не относили пошлины и целевые сборы, поскольку эти государственные доходы носят возмездный характер, что не присуще налогам. Поэтому за счет пошлин и специальных сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами, должны финансироваться целевые государственные расходы по строительству и содержанию дорог, обеспечению правопорядка и другие расходы, связанные непосредственно с предоставлением их плательщикам соответствующих общественных благ (выгод, услуг государства).

Искусственное отделение классиками пошлин и целевых сборов от налоговых платежей вполне укладывается в их теорию трудовой ценности (услуги государства не имеют ценности, т.е. не являются товаром). Отсюда — двойственный подход к пониманию ими экономической природы налогов. Заявляя о непроизводственном характере государственных услуг, об отсутствии у них меновой ценности и отвлечении ресурсов от производительного (вещного) труда при уплате налогов, они одновременно признают налоговые платежи пеной или платой за услуги государства. Ссылаясь на авторитетные мнения русского финансиста конца XIX в. М.М. Алексеенко и нашей современницы В.М. Пушкаревой, следует обратить внимание на тот факт, что ведущие представители классической школы в конечном счете опирались на налоговую теорию обмена 1 .

А. Смит, несмотря на свое вещное, материальное понимание производства, считал, что расходы правительства по отношению к подданным то же, что и издержки управления относительно хозяев большого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов, получаемых каждым из этой собственности. Однако в соответствии со своей теорией производительного труда он ограничивал сферу действия налоговых отношений, отмечая, что налогами («общими сборами со всего общества») должны покрываться только расходы на обшественную оборону и на «поддержание достоинства верховной власти». Все прочие расходы, связанные «с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания», должны оплачиваться специальными пошлинами. Однако, если последние недостаточны, такие расходы опять же следует покрывать общими сборами со всего общества (налогами).

Таким образом, налоги у А. Смита просто не укладывались в его теорию производительного труда, поэтому ему пришлось назвать их чистым убытком для общества и отделить от пошлин. М.М. Алексеенко считал, что А. Смит в целом выступает приверженцем принципа, который в современной литературе носит название принципа эквивалентности или принципа наслаждения, что показывает сходство его с Т. Гоббсом, который определял налог как «добровольно отдаваемые налогообложения» 1 .

Двоякое отношение к налогам прослеживается и у Д. Рикардо. С одной стороны, он исключал государственные услуги из числа производительных затрат и отмечал, что нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. С другой стороны, он отмечал, что правящие классы «удовлетворяют своими средствами государство», в том числе путем уплаты налогов, «которое исполняет их желания» (потребности), т.е. в исследовании природы налогов он также использовал элементы теории обмена [1] [2] .

Читать еще:  Как узнать систему налогообложения ИП по ИНН

Французский экономист Ж.-Б. Сэй, ученик А. Смита и родоначальник теории полезности, по-иному понимал производительный труд и налоги, прямо называя последние платой за услуги государства. Сэй считал, что главное в понимании производительного труда — это созданная им полезность, т.е. труд является производительным, если он направлен на создание полезностей. Полезность продукта может воплощаться не только в материальных, но и нематериальных формах, а услуги государства — это тоже производство полезностей в нематериальной форме. Сэй писал, что все эти продукты и труд, употребленный на их создание, должен быть назван производительным, а государство, предоставляя услуги, создает известные полезности, которые оплачиваются налогами.

В то же время Сэй справедливо допускал возможность превращения налогов в убыток для нации при наличии бесполезных и неэкономных государственных расходов. Однако если отделить действительные потребности государства от бесполезных, излишних и доставлять продукты по дешевым ценам, то налог будет справедливым вознаграждением за услуги и будет отброшена мысль о тягости налогов. Таким образом, в целом Сэй придерживался налоговой теории эквивалентного обмена услуг государства за налоги.

Последний из представителей английской классической политэкономии, Дж.С. Миль (1806—1873), считал, что правительство, являясь отдельным производителем, формирует общие основы хозяйствования, поэтому сам налог можно считать оплатой со стороны производства за создание нормальных условий хозяйствования, а на государство возлагается обязанность сбора налогов для его функционирования. Такой подход к пониманию сущности налогов непосредственно согласуется и вытекает из налоговой теории обмена.

Вклад классиков политэкономии в науку о налогах значителен прежде всего потому, что они впервые попытались научно обосновать экономическую природу налогов в рамках теории стоимости (ценности). Не случайно именно представителям классической теории принадлежит первенство в разработке системы научных принципов налогообложения, на которые опираются все современные налоговые системы. Особое место занимают предложенные А. Смитом классические принципы налогообложения — равенство налогообложения; определенность и простота исчисления налогов; определенность и удобство уплаты налогов для налогоплательщиков; дешевизна сбора налогов.

В эпоху свободной конкуренции классический подход к налогообложению и объяснению природы налогов, несмотря на свою непоследовательность, был очень популярен. Однако с развитием капитализма, усилением роли государства в экономике, образованием монополий, усложнением экономических связей и налоговых систем (конец XIX — начало XX в.) происходит и трансформация классических взглядов на налоги и налогообложение. Еще в 1907 г. М.И. Боголепов сделал вывод: «Теория государственного невмешательства давно изжила свой век. Современные общественные классы борются между собой из-за стремлений заставить государство служить определенным целям и задачам. Немолчно раздается стоустая проповедь, в которой государство призывается к настойчивому вмешательству в народнохозяйственную жизнь» [3] .

Под влиянием названных процессов формируется неоклассическая налоговая школа, представители которой разработали теорию коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения в форме принудительных платежей (в силу особой значимости эта налоговая теория будет рассмотрена отдельно). Так, П. Самуэльсон, один из наиболее выдающихся представителей неоклассического синтеза, считал, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения. «Большая часть государственных расходов оплачивается собираемыми налогами. Именно с этим в значительной мере связан важный элемент принуждения. Это верно, что общество как целое само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. Но между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой же тесной связи, как в тех случаях, когда какой-нибудь человек. совершает обычную покупку» [4] . Обязательность налоговых отношений, отсутствие выбора и коллективность потребления благ отличают эти отношения от обычной сделки рыночной купли-продажи.

В области налоговой политики неоклассики допускают вмешательство государства в рыночную экономику путем снижения ставок налогов и налогового бремени, расширения налоговых льгот и преференций. Масштабы распределения и перераспределения через налоговую систему валового и чистого продукта общества становятся настолько велики, что налоги просто не могут уже не влиять на совокупные спрос и предложение, накопление и потребление и другие показатели макроэкономики. Поэтому представители неоклассической школы второй половины XX в. (У. Андерсон, X. Луц, К. Ким- мел, Л. Эмери и др.) предлагали политику низких налогов в комбинации с практикой широкого использования ускоренной амортизации активной части основных средств (вид инвестиционной налоговой льготы), что должно стимулировать рост сбережений, инвестиционной и деловой активности.

Неоклассическое учение развивалось по нескольким направлениям. Наиболее значимыми из них с точки зрения развития теории налогов и налогового регулирования являются теории монетаризма и «экономики предложения». В них описаны важные количественные налоговые зависимости, в том числе концепция налоговых пределов. В силу значимости названных теорий они также будут рассмотрены отдельно.

Неоклассический подход (теория предложения)

Неоклассическая теория основывается на равновесии, достигавшимся благодаря механизму ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Принципиальное отличие неоклассической теории от кейнсианской заключается, прежде всего, в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования экономических процессов. В отличии от кейнсианской теории, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и поэтому существует необходимость прямого вмешательства государство в экономические процессы, неоклассическое направления теории налогообложения утверждает, что регулирующее воздействие государства должно быть направлено лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, и поэтому оно не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой – либо помощи из вне, достигнуть экономического равновесия. Основоположник неоклассической модели Дж. Милль не опровергал необходимости государственного влияния на экономику, однако считал, что государство само по себе является дестабилизирующим фактором, и поэтому его влияние на экономику может распространяться лишь второстепенно, через кредитно – денежную политику. Отдавая предпочтение лишь кредитно – денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагали, что таким образом можно создать эффективный механизм перераспределения доходов, обеспечивая полную занятость и устойчивый рост национального богатства. Однако у представителей неоклассической школы не было единого мнения роли государства в регулировании экономических процессов. Одна часть ученых, придерживалась классической теории – теории свободного рынка, считала, что государственное регулирование и высокие налоги лишь тормозят экономический рост, поэтому необходимы снижение налогов и обязательные сокращение государственных расходов. Другая часть ученых предлагала ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении, регулирование процентных банковских ставок, повышение (снижение) налогов. Поэтому в рамках неоклассической теории получили развитие два его направления: теория экономики предложения и теория монетаризма. Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Далее, рассмотрим более подробно теорию экономики предложения, как её видели ученые – экономисты, последователи неоклассической теории [2, с.57].

От снижения налогового бремени на налогоплательщиков государство выиграет больше, чем от усиления налоговой нагрузки, отмечал еще А. Смит. Освобождая средства от обложения, плательщик может получить дополнительный доход, с которого в будущем плательщик без особой нагрузки будет выплачивать налоги, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов. Эти теоретические положения, высказанные А. Смитом, стали основополагающими в теории экономики предложения, которая предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот плательщикам налогов. В отличие от Дж.М. Кейнса, представители теории экономики предложения утверждали, что высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу, экономически губительны для плательщика независимо от уровня его дохода. Кроме того, рекомендуется обязательное сокращение государственных расходов, ведь для их покрытия необходимы дополнительные средства, а их государство получает, повышая уровень налогообложения.

Таким образом, теория экономики предложения базируется на принципах свободного рынка. Так, утверждается, что лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Существует общий закон формирования налоговых ставок. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам [1, с.59]

Теория экономического предложения получила свое развития в исследовании, проведенным в начале 1980-х годов в США учёными под руководством профессора А. Лаффера. Результаты исследования показали необходимость сокращения предельных налоговых ставок. Построив в виде параболической кривой (рис.2.1) количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета он пришел к выводу, что снижения налогов благоприятно влияют на инвестиционную деятельность частного сектора, улучшает его платежеспособность, и наоборот, повышение предельных налоговых ставок ведет к усилению побудительных мотивов уклонения от их уплаты. Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижения доходов бюджета, либо их резкое падание.

По вертикальной оси: величина налоговых поступлений (R), по горизонтальной оси: значения ставок подоходного налога (r). Если r=0, то государство не получит налоговых поступлений. При r=100% общие налоги так же равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода. В точке А при ставке подоходного налога r=50% налоговые поступления будут максимальны, затем они будут, снижается при росте налоговых ставок (Rb

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector