Необходимость изучения предмета налоги и налогообложение
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Необходимость изучения предмета налоги и налогообложение

Цели и задачи дисциплины. Налоги и налогообложение

С. И. Хмеленко

Налоги и налогообложение

Учебно-методическое пособие

080105 Финансы и кредит

080109 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

080502 Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)

080507 Менеджмент организации

080301 Коммерция (торговое дело)

Оренбург 2009 г.

С. Б. Набатчикова, к. э. н., доцент кафедры финансов и кредита ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»;

О. Г. Скузоватова, д. э. н., профессор кафедры финансов и кредита ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»

Одобрено и рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Оренбургского филиала ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» (протокол №7 от 19 мая 2008 г.)

Хмеленко С. И.

Х 65 Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие / С. И. Хмеленко. – Оренбург, 2009. – 183 с.

ISBN

Учебно-методическое пособие «Налоги и налогообложение» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с использованием новейших официальных нормативных документов по налогообложению. Дисциплина «Налоги и налогообложение» входит в федеральный компонент цикла ОПД и является обязательной для изучения.

Учебно-методическое пособие написано доступным для понимания студентов языком. Наличие в учебно-методическом пособии конспекта лекций способствует получению студентами логически завершенной информации, позволяет представить предмет изучения в целостности.

Включение в пособие методических материалов: рабочей программы курса, экзаменационных вопросов, заданий для самоподготовки, вопросов для самопроверки, тестов способствует получению студентами более прочных знаний.

Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения и для лиц, самостоятельно изучающих этот курс.

©Хмеленко С. И., 2009 г.

1. Цели и задачи дисциплины………………………………. ……………4

2. Требования к уровню освоения дисциплины………………………….5

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Налоги и налогообложение»…………………………………….…8

3. Объем дисциплины и виды учебной работы. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………………………………. 9

5. Темы семинарских занятий….……………………………. ………….39

6. Задания для самостоятельной работы студентов ………………. …..51

7. Темы курсовых работ и методические указания по их выполнению…………..………………………………………….……. 93

8. Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению. Общие указания по выполнению контрольной работы………………………………………………………..…………..98

9. Вопросы для подготовки к экзамену и зачёту ……………….….…..125

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………. 128

10.2 Методическое обеспечение дисциплины ………………………131

10.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………….132

Цели и задачи дисциплины

Развитие российской экономики по рыночному пути предполагает исполь­зование налогов в качестве активного инструмента экономической политики.

Налоги являются объективной необходимостью, так как обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство исходя из этого формирует соответствующую налоговую систему, совершенствуя ее структуру и механизм функционирования.

Российская налоговая система разрабатывалась в сжатые сроки и по­этому не могла быть совершенной. За время становления рыночных отноше­ний в России произошли значительные изменения в политике, экономике, со­циальной сфере. Все это требовало внесения ряда изменений в нормативную базу по налогам.

Одним из важнейших направлений реформирования налоговой систе­мы в России является создание Налогового кодекса РФ, единого систематизи­рованного документа, регламентирующего весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами, порядок исчисления и взи­мания конкретных налогов, входящих в налоговую систему России.

Целью дисциплины «Налоги и налогообложение» является формиро­вание прочной теоретической базы для понимания экономического механиз­ма налогообложения, развитие практических навыков у студентов по исчисле­нию и уплате налогов в России.

Задачи дисциплины состоят в изучении основных положений теории на­логов, важнейших налогов России, порядка их исчисления и уплаты, прав и обя­занностей налогоплательщиков, налоговых органов и полномочий отдельных органов государственной, исполнительной власти в области налогообложения.

2. Требования к уровню освоения дисциплины «Налоги и налогообложение»

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

овладеть теоретическими основами налогообложения;

уметь пользоваться законодательной базой по вопросам налогообло­жения;

знать виды налогов и основу их классификации;

знать особенности современной налоговой системы России и основные направления ее реформирования;

знать различия налоговых систем зарубежных стран и международные аспекты налогообложения;

знать круг налогоплательщиков и все элементы налогообложения;

уметь рассчитать налог, знать его источник покрытия и соответствую­щее распределение по бюджетам различных уровней.

Курс, находясь на стыке теории и практики, несет большую аналитичес­кую информационную нагрузку, что дает возможность будущим специалис­там принимать компетентные решения в области налогообложения, учитывать влияние налоговых платежей при прогнозировании хозяйственно-финансовой деятельности и индивидуальных предпринимателей.

Учебный курс «Налоги и налогообложение», в соответствии с государ­ственным стандартом, является обязательной дисциплиной для студентов выс­ших учебных заведений по ряду экономических специальностей, раскрывает основные положения:

СД. 05. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и их взаимосвязь. Элементы налога и их характеристика. Принци­пы и методы налогообложения. Способы уплаты налогов. На­логовая система. Классификация налогов. Налоговый меха­низм. Налоговый контроль. Налоговая политика государства. Налоговое регулирование. Характеристика основных налогов и сборов РФ. Косвенные налоги: акцизы, налог на добавлен­ную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины. Пря­мые налоги с юридических лиц. Налог на прибыль (доход) ор­ганизаций. Особенности налогообложения отдельных видов доходов организации, прибыли кредитных и страховых орга­низаций, иностранных юридических лиц, субъектов малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложе­ния. Единый налог на вмененный доход. Налог на имущество предприятий. Инвестиционный налоговый кредит. Платежи за пользование природными ресурсами. Отчисления в государ­ственные внебюджетные фонды социального назначения. На­логи с физических лиц. Подоходный налог с физических лиц. Налогообложение доходов от предпринимательской деятель­ности. Декларация о доходах граждан. Имущественные нало­ги с физических лиц. Другие налоги и сборы с юридических и физических лиц. Права, обязанности и ответственность нало­гоплательщиков и налоговых органов. Права и обязанности органов налоговой полиции. Состав и структура налоговых органов. Принципы организации деятельности налоговых органов. Налоговое администрирование: цели, методы. Формы и методы налогового контроля. Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Налоговые проверки, их виды. Цели и методы камеральных проверок. Цели и методы выезд­ных проверок;

ОПД. Ф. 11. Экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы нало­га и их характеристика; принципы и методы налогообложения; спо­собы уплаты налогов; налоговая система; особенности построения налоговой системы в России, промышленно развитых и развиваю­щихся государствах; классификация налогов; налоговый механизм; налоговый контроль; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России и зарубежных странах; налог на прибыль организаций; особенности налогообложения отдельных видов до­ходов организаций, прибыли кредитных и страховых организаций, иностранных юридических лиц; налог на имущество предприятий; платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в госу­дарственные внебюджетные фонды социального назначения; акцизы; налог на добавленную стоимость; таможенные пошлины; налог с продаж; налоги с физических лиц; подоходный налог с физических лиц; совокупный годовой доход как объект налогообложения; налогообложение доходов от предпринимательской деятельности, декла­рация о доходах граждан; имущественные налоги с физических лиц; другие налоги и сборы с юридических и физических лиц; права, обя­занности и ответственность налогоплательщиков и налоговых орга­нов; состав и структура налоговых органов; формы и методы налого­вого контроля в России и зарубежных странах; ответственность за совершение налоговых правонарушений; налоговые проверки, их виды; цели и методы камеральных проверок; цели и методы выезд­ных проверок.

В процессе изучения курса студентами дневной формы обучения осу­ществляется текущий контроль за успеваемостью. С этой целью студенты вы­полняют письменную контрольную работу по основным темам курса, которая включает в себя задачи и тестовые задания.

Студенты заочного отделения выполняют письменную контрольную работу, состоящую из теоретического вопроса, задачи и двух тестовых заданий.

Итоговый контроль для студентов специальностей:

– 080105 – «Финансы и кредит» – экзамен;

– 080109 – «Бухгалтерский учет и аудит» – экзамен;

– 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания) – экзамен;

– 080301- «Коммерция» – экзамен;

– 080507 – «Менеджмент организации» – зачет;

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Налоги и налогообложение»

Коллоквиум – (от лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, в ходе которых преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра. (Раздел I. Основы и методология налогообложения. Налоговый контроль. Тема 1. Основы налогообложения, Тема 2. Методология налогообложения, Тема 2. Налоговая политика госу­дарства. Раздел II. Налоговая система и налоговая политика. Тема I. Налоговая система)

Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения сложных и актуальных для текущего момента вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. (Раздел I. Основы и методология налогообложения. Налоговый контроль, Тема 3. Налоговый контроль и ответственность за правонарушения в сфере налогообложения)

Читать еще:  Беспроцентная ссуда работнику оформление налогообложение и учет

Интерактивная доска – мультимедийные средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. (Раздел IV. Прямые налоги. Подраздел 2. Прямые региональные налоги, Тема 1. Налог на имущество орга­низаций)

Необходимость изучения предмета налоги и налогообложение

Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.

Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.

Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).

Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).

Принципы налогообложения

  1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Справедливость. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Эффективность. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
  4. Соответствие Конституции РФ. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивающих разрешенную законом экономическую деятельность физических лиц и организаций.
  5. Определенность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Структура налога

  • Субъект (налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
  • Объект — это то, что облагается налогом (доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров и др.).
  • Ставка — начисления на условную единицу измерений базы налогов (процент или денежная сумма, которая изымается в виде налога).
  • Единица налога — это то, относительно чего рассчитывается налог (квадратный метр жилой площади в квартире, мощность двигателя автомобиля и т. д.).
  • Источник — это те средства, из которых уплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
  • Налоговые льготы — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Системы налогообложения

  • Прогрессивная — чем выше доход, тем выше ставка налога. Прогрессивная система позволяет быстрее наполнять государственный бюджет и сглаживает социальное неравенство, но она, как правило, вызывает противодействие со стороны обеспеченных слоев населения. Кроме того, прогрессивная система может привести к выводу капитала из страны за рубеж.
  • Пропорциональная — ставка налога не зависит от величины дохода. В этом случае налогоплательщикам нет смысла скрывать свои доходы, так как от их величины не зависит процент, который берется в виде налога. Такая система считается справедливой и демократичной. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно облегчает для них налоговый груз.
  • Регрессивная — чем выше доход, тем ниже ставка налога. Она эффективна в случае, если экономика развита слабо и необходимо стимулировать инвестиции обеспеченных слоев населения в развитие производства.

Функции налогов

  • Фискальная — финансирование расходов государства через пополнение государственного бюджета.
  • Социальная (распределительная) — перераспределение средств, собранных в виде налогов, помогает сглаживать социальное неравенство.
  • Регулирующая — с помощью налогов можно влиять на потребление определенных видов товаров, стимулировать развитие внешнеэкономических связей и др.
  • Антиинфляционная / стимулирующая — наряду с денежно-кредитной политикой налогово-бюджетная политика позволяет изменять объем денежной массы, находящейся в обращении. Повышая налоги, государство сокращает объем денежной массы и приостанавливает инфляцию. Понижая налоги, оно увеличивает денежную массу, стимулируя производство.
  • Контрольно-учетная — через налоги государство ведет учет доходов граждан.

Виды налогов

По способу изъятия: прямые и косвенные (табл.).

По виду бюджета, в который поступают налоги: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, при котором в бюджет государства изымается часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства, и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый на товары, реализацию которых государство хочет особым образом контролировать (монопольно производимые, высокорентабельные товары и др.).

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный.

Местные налоги и сборы: земельный, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на рекламу, курортный, на содержание жилого фонда.

Вы смотрели конспект «Налоги. Налогообложение». Выберите дальнейшее действие:

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Читать еще:  Налог пенсионный фонд ИП в 2017

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Налоговые системы всех стран представлены совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц. С помощью налогов государство воздействует на рыночную экономику. В настоящее время изучение процесса налогообложения в разных странах весьма своевременно, так как правильный (оптимальный) выбор инструментов налоговой системы является залогом успешного решения проблем, стоящих перед страной.

Читать еще:  Налог ИП на упрощенке 2018 сколько платить

Исходя из выше изложенного, можно определить, что цель данной работы изучить налоговую систему России.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

– изучить теоретические основы исследования налогов как экономической категории;

– проанализировать современное состояние налоговой системы страны;

– рассмотреть пути совершенствования налоговой системы РФ.

Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования является Россия. Предметом исследования являются налоги.

Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы, являются общеизвестные методы: сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

Теоретической базой работы выступили исследования в области финансов и налогов.

В соответствии с поставленными целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Теоретические основы исследования налогов как экономической категории

Понятие и сущность налогов

Налоги – один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства.

Став выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности и соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 42.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Налогоплательщики – юридические и физические лица, являющиеся основными участниками производства валового внутреннего продукта, в соответствии со статьей 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов.

К. Маркс подчеркивал, что в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Объективность такой взаимосвязи (взаимной зависимости государства и налогов) доказывается и тем, что по мере развития общества и государства произошли изменения и в самом налогообложении. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, поскольку государству нужны были дополнительные средства для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, рынков сырья и сбыт готовой продукции.

С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах на природу налога. В XVIII в. налог рассматривался как плата (цена) за оказываемые государством услуги своим гражданам, в XIX в. о налоге говорили как о пожертвовании, приносимом индивидом в интересах государства, в XX в. налог рассматривался как принудительный взнос (сбор), взимаемый государством без какого-либо эквивалента с его стороны. Налоговый кодекс РФ (пункт 1 статьи 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.- С. 43.

Данное определение содержит следующие признаки налога:

– обязательность: все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

– индивидуальная безвозмездность: взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

– уплата в денежной форме: не может быть осуществлена уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной;

– цель взимания налога: финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значение. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от других сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налогов важнейшим критерием выступает их сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Налоги и налогообложение. / Под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 21.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное истолкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Близкий подход демонстрирует Налоговый кодекс, называя налогом безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Приведенные определения затушевывают тот факт, что в основе налога лежат экономические отношения, в то время как сами налоговые изъятия служат продуктом этих отношений. Игнорирование этого обстоятельства выводит налоги из системы экономических отношений, превращая их в самостоятельную систему прагматических продуктов. Такой подход приводит к отрыву налоговой системы от экономических интересов и системы действий, связанных с их реализацией. Налоги и налогообложение. / Под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 22.

Отчуждение собственности в результате налоговых отношений действительно происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом, или иной собственности, которая служит основой экономических отношений.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сформулировать следующее определение категории «налог»: налог есть продукт системы налоговых отношений между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными , региональными или местными органами власти, с другой, – по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически цель взыскания пошлины (сбора) — лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются ( без убытка, но и без чистого дохода).

Современное российское налоговое законодательство устанавливает различие между налогами и сборами. Так, в пункте 2 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ дается следующее определение сбора: « Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». Налоги и налогообложение. / Под ред. Б.Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 23.

С учетом вышесказанного приходим к выводу, что налоговые платежи включают в себя налоги, сборы, пошлины, иные платежи, носящие характер компенсации за использование ресурсов.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц — на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector