Неиспользованные целевые средства налогообложение
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Неиспользованные целевые средства налогообложение

Налогообложение целевого использования денежных средств

Некоммерческая организация, применяющая УСН с объектом “доходы минус расходы”, действуя в соответствии с уставом, на собранные от родителей членские взносы приобрела сплит-систему для учебного кабинета и безвозмездно передала ее муниципальному образовательному учреждению. Как производится налогообложение данной операции в некоммерческой организации? Каков порядок документального подтверждения целевого назначения использования денежных средств?

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса при применении организацией УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и ст. 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ к “необлагаемым” доходам отнесены, в том числе, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности от организаций и (или) физических лиц при условии их использования получателями по назначению. При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Перечень целевых доходов, не подлежащих обложению, ограничен. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся, в том числе, членские взносы, если они направлены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Кроме того, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Одной из целей благотворительности является содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Если членами некоммерческой общественной организации, созданной в целях содействия образовательному учреждению во всех сферах уставной деятельности, становятся родители детей, обучающихся в этом образовательном учреждении, то они обязуются платить членские взносы согласно уставу общественной организации. При этом добровольность внесения членских взносов подтверждается заявлениями членов некоммерческой организации о их вступлении в эту организацию (ст. 6, ст. 7, ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”).

Таким образом, если исходить из того, что цель приобретения сплит-системы для учебного кабинета – создать наиболее комфортные условия для осуществления образовательного процесса, то как минимум по двум основаниям членские взносы, потраченные на приобретение оборудования, могут быть признаны целевыми и, соответственно, не должны учитываться в составе доходов организации. Первое – это членские взносы израсходованы на уставные цели (содействия образовательному учреждению во всех сферах уставной деятельности).

Второе – членские взносы потрачены на благотворительные цели (в случае оформления договора пожертвования).

Обосновать необходимость установки сплит-системы в учебном кабинете можно ссылаясь на Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”.

Так, согласно п. 2.5.6 указанных правил температура воздуха, в зависимости от климатических условий, должна составлять:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20°C при их обычном остеклении и 19-21°C – при ленточном остеклении;
  • в учебных мастерских – 15-17°C;
  • в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате – 18-20°C;
  • в кабинетах информатики – оптимальная 19-21 C, допустимая 18-22°C;
  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий – 15-17°C;
  • в раздевалке спортивного зала – 19-23°C;
  • в кабинетах врачей – 21-23°C;
  • в рекреациях – 16-18°C;
  • в библиотеке – 17-21°C;
  • в вестибюле и гардеробе – 16-19°C.

Таким образом, именно для поддержания указанного температурного режима устанавливается сплит-система в учебном кабинете.

Отношения же между образовательным учреждением и самостоятельной некоммерческой организацией строятся на основании заключаемых между ними договоров.

Согласно ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме.

В соответствии с п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании” гимназия как образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Таким образом, пожертвование в пользу гимназии как образовательного учреждения возможно.

По нашему мнению, если организация опасается споров с налоговыми органами по вопросу целевого назначения поступающих денежных средств, то передачу сплит-системы следует оформить договором пожертвования. Отметим, что пожертвование признается целевым поступлением и не учитывается при налогообложении у получающей его стороны (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). В то же время согласно пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности. Следовательно, в любом случае имущество, безвозмездно полученное муниципальным образовательным учреждением, не приведет к образованию облагаемого налогами дохода у этого учреждения.

Из положений п. 3 ст. 582 ГК РФ следует, что пожертвование имущества гимназии может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Однако обязанность такая ГК РФ не установлена. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

В рассматриваемом случае в договоре пожертвования следует обусловить, что сплит-система передана для установки именно в учебном кабинете с целью создания благоприятных условий для осуществления образовательного процесса.

По мнению Минфина России, в случае, если полученные некоммерческой организацией поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 НК РФ видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 ГК РФ, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы в составе доходов организации. Такие разъяснения даны, например, в письме Минфина России от 21.08.2009 N 03-03-06/1/542 в отношении налога на прибыль. Поскольку доходы при УСН определяются в соответствии со статьями главы 25 НК РФ, то указанные разъяснения справедливы и по отношению к налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Для избежания налоговых рисков главное, чтобы в договоре дарения или пожертвования не было формулировки “спонсорская помощь (взнос)”, так как налоговая инспекция может классифицировать такие поступления как плату за рекламу, подлежащую налогообложению (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе”).

Передача объекта осуществляется по акту приема-передачи, в котором также можно указать, что объект передан безвозмездно.

Поскольку приобретение оборудования и его безвозмездная передача не связаны с ведением предпринимательской деятельности (извлечением дохода), то расходы на приобретение этого оборудования не могут быть учтены в целях налогообложения, так как не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Отметим, что согласно п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

Форма отчета является составной частью декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (лист 07 декларации).

Несмотря на то, что в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль, да и специальная форма, аналогичная Листу 07, для таких налогоплательщиков отсутствует, официальная позиция такова: в отношении использования целевых средств по назначению налогоплательщики по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств независимо от применяемой ими системы налогообложения по форме, утверждаемой Министерством финансов РФ (смотрите, например, письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.09.2005 N 18-11/3/65435, письмо Минфина России от 13.03.2006 N 03-11-04/2/59).

Однако отметим, что письма налоговых и финансовых органов не являются нормативно-правовыми актами. Поэтому, поскольку прямо в главе 26.2 НК РФ не указано на обязанность налогоплательщиков представлять такую отчетность, то решение следовать или нет данным разъяснениям налогоплательщики должны принять самостоятельно.

Отметим, что не использованные налогоплательщиками на конец налогового периода средства целевого финансирования налоговую базу не увеличивают (письмо Минфина России от 21.02.2007 N 03-11-04/2/42).

Что касается бухгалтерского учета оборудования, приобретенного для передачи муниципальному образовательному учреждению, то для организации данный объект не может быть признан основным средством, так как он не соответствует требованиям ст. 4 ПБУ N 6/01. В частности, объект не предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Читать еще:  Налоги ИП без работников ЕНВД

Следовательно, начислять амортизацию по указанному объекту нельзя.

Организации, применяющие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет. Однако, если организация ведет бухгалтерский учет, то в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, поступление членских взносов отражается на счете 86 “Целевое финансирование”.

Расходы на проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, отражаются по дебету счетов 20 “Основное производство” или 26 “Общехозяйственные расходы” в корреспонденции со счетами 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и 76 “Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами”.

При этом на счете 20 “Основное производство” отражаются непосредственно расходы по проведению некоммерческих мероприятий (в рассматриваемом случае приобретение оборудования), а на счете 26 “Общехозяйственные расходы” – расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации (заработная плата, налоги, канцтовары и другое). Указанный порядок целесообразно закрепить в учетной политике.

В конце каждого отчетного периода отраженные на счетах 20 или 26 расходы списываются за счет средств целевого финансирования (Дебет 86 Кредит 20, 26).

Если оборудование передается гимназии сразу после его приобретения, то считаем, что для отражения расходов можно воспользоваться вышеприведенными проводками.

В то же время полагаем, что приобретенное оборудование может быть оприходовано на счете 41 “Товары”. В этом случае бухгалтерские проводки будут следующие:

Дебет 60 Кредит 51 – перечислены денежные средства поставщику оборудования;

Дебет 41 Кредит 60 – оборудование для гимназии оприходовано на склад (в том числе НДС);

Дебет 20 Кредит 41 – отражены расходы на уставную деятельность при передаче оборудования гимназии;

Дебет 86 Кредит 20 – расходы списаны за счет средств целевого финансирования.

Л.В. Ананьева,
Е.В. Мельникова,
Эксперты службы

Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья опубликована в журнале
“Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях”
№ 24 декабрь 2010 год

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ.

4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ. 5. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.

Целевое финансирование для целей налогообложения прибыли

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 01.01.2002 года определяется налогоплательщиками, в том числе бюджетными учреждениями, в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Целевое финансирование формирует доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Однако для целей применения положений налогового законодательства определен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию. При отнесении имущества к средствам целевого финансирования для целей обложения налогом на прибыль следует руководствоваться положениями статьи 251 НК РФ, в частности подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами:

1. в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

· в виде полученных грантов;

2. в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3. в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

4. в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

5. в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

6. в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

7. в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в форме некоммерческих организаций;

8. в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

9. в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

10. в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

Средства целевого финансирования и целевые поступления бюджетным учреждениям расходуются в соответствии с назначением и на условиях на которых они предоставлялись. Целевое бюджетное финансирование относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли при условии их целевого использования.

В случае нецелевого использования их следует включать во внереализационные доходы организации (пункт 14 статьи 250 НК РФ). Причем момент их включения в состав таких доходов определен как момент фактического их использования не по целевому назначению. Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения указанных выше доходов признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись.

В пункте 14 статьи 250 НК РФ сказано, что в отношении бюджетных средств, использованных не по назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

В связи с этим организации, получившие доходы в виде целевого финансирования либо целевых поступлений, должны тщательно оформлять документы, подтверждающие использование этих средств исключительно на цели, определенные передающей стороной.

На целевые поступления НК РФ не накладывает ограничений по сроку использования, в то время как средства, полученные по некоторым видам целевого финансирования, должны быть использованы в определенный срок:

· в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

· в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Налоговое законодательство не дает определения бюджетного учреждения в целях налогообложения. В Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 года №БГ-3-02/729 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», бюджетным учреждением признается организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ, то есть организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Средствами целевого финансирования (абзац 3 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ) признаны средства, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, по смете доходов и расходов бюджетного учреждения направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности.

Средства бюджетного финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются:

1) доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников;

2) расходы, производимые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности.

Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль бюджетным учреждением не формируется в отношении целевого бюджетного финансирования и расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования.

Состав расходов бюджетных учреждений, как по бюджетной, так и внебюджетной деятельности, определяется Указаниями №127н.

Отметим, что налоговое законодательство предполагает вести раздельный учет расходов по видам деятельности (бюджетной и предпринимательской). В связи с этим если осуществляются расходы в отношении имущества, относящегося к бюджетной деятельности, произведенные расходы за счет средств от предпринимательской деятельности не могут учитываться в расчете налоговой базы. Такие расходы должны финансироваться за счет бюджетных средств.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала предусмотрено за счет двух источников: по смете доходов и расходов бюджетного учреждения и по смете доходов и расходов от коммерческой деятельности, то в соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в уменьшение доходов от коммерческой деятельности бюджетного учреждения фактически произведенные им в отчетном (налоговом) периоде вышеназванные расходы принимаются пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов, включая средства целевого финансирования.

При определении указанной пропорции в составе доходов, полученных от коммерческой деятельности, внереализационные доходы не учитываются.

Для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели за отчетный (налоговый) период исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Определенная в указанном порядке сумма сравнивается с суммой таких расходов, определенной исходя из доли доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг в общей сумме доходов.

Налоговый учет в организациях, имеющих статус бюджетных учреждений, основан на принципах раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Налогоплательщики – бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов):

1) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

2) полученных (произведенных) за счет иных источников.

Налоговая база у бюджетных организаций определяется как разница между суммой доходов, полученных по коммерческой деятельности, и суммой фактических расходов на ведение коммерческой деятельности.

Доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических лиц и физических лиц по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационные доходы.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль организаций не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, указанных в статье 251 НК РФ, и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

Согласно пункту 4 статьи 321.1 НК РФ, у бюджетных учреждений при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, относятся суммы амортизации. В данном случае имеются в виду суммы амортизации по имуществу, приобретенному за счет осуществления коммерческой деятельности и используемому исключительно для осуществления этой деятельности.

В отношении расходов по капитальному и текущему ремонту объектов основных средств, приобретенных бюджетными учреждениями за счет бюджетных средств, но используемых для предпринимательской деятельности, налоговыми органами указывается, что они не могут быть учтены при определении базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Указанные расходы должны покрываться за счет средств целевого финансирования, предусмотренных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При недостаточности финансирования названные расходы не должны уменьшать базу по налогу на прибыль.

В обоснование своей позиции министерство утверждает, что перечень расходов, распределяемых между бюджетной и предпринимательской деятельностью, приведен в пункте 3 статьи 321.1 НК РФ и является исчерпывающим. В него входят только расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи и транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, финансируемые в соответствии со сметой доходов и расходов за счет двух источников: доходов от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования.

Если объекты основных средств, приобретенные бюджетным учреждением за счет средств от предпринимательской деятельности, используются только в предпринимательской деятельности, то и затраты по их ремонту следует полностью учитывать в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль. При этом налогооблагаемая база на стоимость этих основных средств, как используемых не по целевому назначению, не увеличивается, поскольку согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в данном случае применяются нормы бюджетного, а не налогового законодательства.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Учет и налогообложение целевых средств и поступлений

Действующее законодательство не содержит универсальных определе­ний понятий “целевые средства” и “целевые поступления”. Между тем го­сударственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто прихо­дится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.

На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреж­дений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налого­вого учета данных доходов.

Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитывае­мым при налогообложении прибыли, в частности, относятся сред­ства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целе­вые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.

Рассмотрим особенности применения государственными (муни­ципальными) учреждениями указанных норм налогового законода­тельства в отношении отдельных видов доходов.

Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и исполь­зованное им по назначению, определенному организацией (физиче­ским лицом) — источником целевого финансирования; федераль­ными законами.

К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:

  • лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований);
  • субсидий, предусматриваемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств, получаемых медицинскими организациями, осущест­вляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг за­страхованным лицам от страховых организаций, осуществляю­щих обязательное медицинское страхование этих лиц. Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обяза­тельств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным уч­реждениям, а также бюджетным учреждениям — получателям бюд­жетных средств до 1 июля 2012 г.

Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на воз­мещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соот­ветствии с государственным (муниципальным) заданием государ­ственных (муниципальных) услуг (вы­полнением работ), а также субсидии на иные цели.

Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учиты­ваемыми при налогообложении прибыли, понимаются использо­ванные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.

В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важ­ных изменений. В рамках данной ста­тьи обратим внимание только на по­ложения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреж­дениями работ (услуг) могут отражать­ся в налоговом учете в качестве целе­вых поступлений на основании соот­ветствующих договоров.

Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учрежде­ния, в целях налогового учета может быть квалифицирована в каче­стве целевых поступлений (целевого финансирования).

Инструкция № 157н предусматривает определенный инструмен­тарий для организации раздельного учета доходов и расходов в раз­резе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджет­ная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).

Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обо­собленного учета соответствующих приходных и расходных хозяй­ственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятель­ности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим пара­метрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.

Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицировать­ся при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.

Использование целевого финансирования организации

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Целевое финансирование: проводки

Применение данного порядка актуально для некоммерческих предприятий, а также заказчиков строителей, действующих в интересах инвесторов. Целевое финансирование в бухгалтерском учете отражается с использованием сч. 86 (Приказ от 31.10.2000 № 94н): поступление денежных средств отражается по кредиту, расходование — по дебету счета.

Целевое финансирование (проводки) в НКО

Дт 76 Кт 86 — отражены причитающиеся к поступления средства финансирования.

51 (50, 52) Кт 76 — отражено поступление финансирования.

Приобретение ОС

Дт 08 Кт 76, включая НДС — приобретен объект ОС за счет целевых поступлений.

Дт 01 Кт 08 — объект принят на баланс по первоначальной стоимости.

Дт 60, 70, 76 К 51 — произведена оплата объекта ОС и расходов, связанных с его приобретением.

Дт 86 Кт 83 — отражено увеличение добавочного капитала.

По объектам ОС амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. При выбытии объекта ОС, приобретенного за счет средств целевого финансирования либо полученного в качестве целевых поступлений, его первоначальная стоимость списывается следующей записью:

  • Дт 91 Кт 01 — списана стоимость объекта ОС;
  • Дт 83 Кт 84 — уменьшен добавочный капитал;
  • Кт 010 — списан износ.

Расходы, связанные с содержанием НКО и с ведением уставной некоммерческой деятельности

Дт 20, 26 Кт 60, 76 — отражены услуги, выполнены работы, другие расходы, произведенные за счет целевого финансирования.

Дт 60, 76 Кт 51 — оплата за услуги, работы, приобретенные материалы, др.

Дт 20, 26 Кт 10 — отражено использование в деятельности материалов.

Дт 20, 26 Кт 70, 69 — начислена зарплата и взносы.

Дт 69 Кт 51 — страховые взносы перечислены в бюджет.

Дт 70 Кт 50, 51 — выплачена зарплата.

Ежемесячно

Дт 86 Кт 20, 26 — расходы списаны за счет целевого финансирования.

Нередко НКО, кроме некоммерческой, осуществляют и коммерческую деятельность (реализация товаров, работ, услуг). В данном случае возможно применять следующий порядок определения общехозяйственных расходов:

  • определяется сумма денежных средств, поступивших в качестве аванса или выручки от реализации товаров (работ, услуг), и сумма целевых поступлений за отчетный месяц;
  • определяется процент выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общей сумме поступивших средств;
  • полученный по п. 2 процент применяется к сумме общехозяйственных расходов (с НДС), понесенных Организацией в отчетном месяце. Полученная сумма является долей общехозяйственных расходов, относящихся к предпринимательской деятельности. Указанная сумма списывается с кредита счета 26-3 «Общие общехозяйственные расходы» в дебет счета 26-1 «Общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности»;
  • разница между суммой всех общехозяйственных расходов и суммой, полученной по п. 3, является долей общехозяйственных расходов, относящихся к основной уставной (некоммерческой) деятельности. Указанная сумма списывается с кредита счета 26-3 «Общие общехозяйственные расходы» в дебет счета 26-1 «Общехозяйственные расходы на содержание НКО».

Указанный расчет оформляется бухгалтерской справкой.

Целевое финансирование (проводки) у заказчика (застройщика)

Дт 50, 51, 52 Кт 76 — поступили денежные средства от инвесторов.

Дт 76 Кт 86 — поступления отражены в составе финансирования.

Дт 08, 19 Кт 60, 76 — отражено строительство подрядчиками объекта, подлежащего передаче инвесторам.

Дт 20, 26 Кт 60, 70, 69, 02, др. — отражены затраты заказчика (застройщика) и его вознаграждение за организацию строительства.

Дт 90 Кт 20, 26 — списаны расходы на содержание заказчика (застройщика).

Дт 08 Кт 90 «Выручка» — отражено в доходах вознаграждение.

Дт 19 Кт 90 «Выручка» — НДС, включенный в выручку.

Дт 90 Кт 68 — начислен НДС с вознаграждения.

Дт 86 Кт 08, 19 — построенный объект и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после(до) ввода объекта в эксплуатацию (в зависимости от условий договора инвестирования);

Учет целевого финансирования (проводки) от государства регулируется Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н ПБУ 13/2000.

По мере получения ресурсов

Получена государственная помощь на расчетный счет

Получена государственная помощь в виде имущества

По мере возникновения финансирования

Отражено возникновение задолженности по финансированию

Получена государственная помощь на расчетный счет

Получена государственная помощь в виде имущества

Оплачено ОС поставщику

Получено от поставщика ОС

Полученное ОС принято к учету

Отражено использование финансирования согласно условиям их предоставления

Ежемесячно с даты ввода ОС в эксплуатацию (если внеоборотный актив не амортизируется, то списание происходит в течение периода признания расходов, на которое ушло финансирование)

Начислена амортизация по ОС

Доходы будущих периодов признаны в составе прочих доходов

По мере списания материалов в производство

Списаны материалы в производство

Доходы будущих периодов признаны в составе прочих доходов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector