Налогообложение в средние века
Страницы истории
Избранное
Это интересно!
Информация
История налогов: Налоги средневековой Руси
Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московитских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»[1].
Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).
Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях[2].
Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.
Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.
Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые «окладные книги».
Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины. Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.
В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.
В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины — торговые, питейные, судебные, банные — приносили 800 тыс. руб. в казну Большого Прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы — Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и др.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода.
Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель.
Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV — XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. “Счетный приказ”. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1203367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов — 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 руб.
Вообще после смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом. Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей».
Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне — по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов — по 2 деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неокладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 денег с рубля и в 10 денег с рубля, т. е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12—13%, для русских, вывозивших товары за границу — 4— 5%, т. е. Торговый Устав имел явно протекционистский характер.
В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым Уставом. Сохранилась пошлина в 8 и10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля, для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%. Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
Таким образом, в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.
Примечания:
[1] Герберштейн С. Записки о Московитских делах//Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Лениздат, 1986. – С. 84.
[2] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Книга II. Том 6. – С. 218.
Налоги в средневековой Европе
Налогообложение в Европе в период становления государственности
Западная Римская империя пала под ударами варваров в V в. н.э. В этот период Европа подверглась нашествиям многочисленных племен из Азии, которые серьезным образом изменили этническую структуру, населявших Европу пародов. Начало процесса появления новых государственных образований в Западной и Центральной Европе относится к VIII–IX вв. н.э.
По мере развития государств происходила концентрация власти, создавались регулярные королевские армии, возникала оплачиваемая государственная служба, а значит – увеличивались потребности в денежных ресурсах. В этот период налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Не существовало и податного аппарата для сбора налогов. Когда государю нужны были деньги, он обращался к подданным и сословия сами раскладывали между собой необходимую сумму. В конечном итоге налог превращался в поземельное, поимущественное или подушное обложение. При этом городская и крестьянская общины, как правило, несли ответственность за уплату определенной суммы подати. Другой формой, перенятой еще у римлян, была система откупщиков. В конечном итоге прямое налогообложение разделилось на три вида налогов [2, с. 26–32]:
- – налог на землю (поземельный);
- – налог на имущество (поземельный);
- – подушный.
Помимо этого существовало огромное количество разнообразных временных налогов. Например, когда король и его свита объезжали свои владения, с жителей местности, где в данный момент находился король со свитой, взимался специальный налог на содержание короля. Специальные налоги взимались по случаю рождения у короля ребенка, при возведении старшего сына короля – наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве королевских дочерей и т.п.
Главная тяжесть налогов ложилась обычно на людей, принадлежащих к податному населению, – сельских жителей и горожан недворянского происхождения. Хотя в некоторых странах деления на податные и неподатные сословия не было, и налоги должны были платить все подданные, включая дворянство и духовенство. Правда, король очень часто предоставлял индивидуальные льготы крупным землевладельцам и духовенству.
Кроме названных трех основных прямых налогов, действовала довольно обширная система косвенных налогов в виде акцизов, торговых и таможенных пошлин. В этот период также складывается система коммунальных (местных) налогов.
Поземельный налог в средневековой Европе
Поземельный налог взимался уже в государстве франков в раннем Средневековье. Позднее он появился и в других странах Европы [2, с. 26–27].
Налог применялся в двух формах – в виде уже известной десятины, когда отдавалась десятая часть всех получаемых доходов, либо в виде налога на чистый доход, с учетом издержек на его получение. Нередко одновременно устанавливался налог и в пользу государства, и в пользу церкви, т.е. и светская, и церковная десятины – это наблюдалось на первых этапах становления государства. Впоследствии зачастую и доходы церкви попадали под налогообложение, но с другой стороны, очень часто монархи предоставляли церкви определенные льготы, а также делали крупные пожертвования на церковные нужды.
Поземельный налог первоначально взимался натурой и деньгами, а затем только деньгами, что в целом способствовало развитию товарного хозяйства. Налог мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально получаемыми доходами.
Так, в Англии XVII в. все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявленного ими самими дохода. Уже в это время были чиновники, которые в отдельных случаях проверяли указанные сведения. При этом был установлен необлагаемый минимум дохода в 60 фунтов стерлингов.
В германских государствах налог взимался с чистого дохода. В Пруссии земли были разделены на классы в зависимости от качества и местоположения. Налог уплачивали все сословия. Землевладельцы-дворяне платили налог в размере 20–25% чистого дохода, духовенство – 40–45%. В Силезии духовенство вносило налог в размере 50% чистого дохода, с имений Тевтонского и Мальтийского орденов взималось 40%, дворяне платили по ставке 35,5%, а простые люди – 25,5%.
Разновидностью поземельного налога были подати с рудников, которые взимались с чистого дохода, ставки различались в зависимости от вида рудника. Уплата этой подати осуществлялась как в натуральной, так и в денежной формах.
5 необычных налогов и повинностей в Средние века
Средние века во многих вопросах следовало бы представлять как лоскутное одеяло, в котором едва прослеживается единство композиции. Так и с налогами, сборами и повинностями, которые заметно варьировались от региона к региону. Это многообразие, отсутствие привычного нашему современному сознанию единства общественной, государственной организации оставляло место для самых разных, подчас странных решений. Diletant.media и Андрей Позняков собрали пять повинностей и налогов Средневековья, которые теперь кажутся необычными.
При наличии денег в развитое и позднее Средневековье можно было откупиться и от ещё одной повинности – от обязанности обеспечить достойный приём своему господину.
Если твой сеньор постучал в дверь, изволь накормить его
Подобные приёмы могли быть особенно обременительными даже для крупных городов, если речь шла о сеньоре с войском. Так что без ограничений не обходилось: где-то это право можно было использовать лишь раз в год, где-то только по возвращении господина в его владения из путешествий. Постепенно эта повинность, как и многие другие, превращалась в установленный денежный сбор, который сеньор и его представители собирали при проезде через тот или иной город, монастырь или двор.
Война в традиционном обществе занимала и занимает особое место. В средневековой Европе она становилась одним из основных явлений жизни людей. Отсюда, как иногда объясняют, пошло разделение на зависимых людей – тех, кто производит и выращивает, – и на феодалов, которые воюют. “Я защищаю – ты меня кормишь”.
Сейчас может показаться странным, но военные кампании давали право вводить дополнительные сборы с вассалов и зависимых людей. Особенно широко известны “налоги” на крестовые походы, которые собирались, подобно церковной десятине. Например, “десятина Саладина” 1188 года на Третий крестовый поход: под угрозой отлучения от церкви и общества отдать десятую часть всего своего движимого имущества и годового дохода обязали всех горожан, крестьян и клириков, которые с согласия господина не вступили в ряды крестоносцев.
Сборы этих средств, конечно, сопровождались нарушениями, сохранились многочисленные жалобы на злоупотребления, на то, что мы назвали бы сейчас “нецелевым расходованием средств” – на пиры и блуд вместо священной войны.
Коррупционный скандал бросал тень на Крестовый поход и грозил бунтом
О том, насколько серьёзным было недовольство, может свидетельствовать уступка французского короля Филиппа II Августа, который, “посовещавшись с баронами”, “Саладинову десятину” отменил.
Многообразие средневековых практик создавало богатую почву для возникновения самых разных мифов о взаимоотношениях сеньоров и вассалов, господ и зависимых людей. К числу таких мифов относят представление о “праве первой ночи”, то есть о праве сеньора на первые любовные утехи невесты, ставшей женой зависимого человека.
Упоминание подобных порядков встречаются уже в поздних (начиная с XVI века) публицистических и исторических сочинениях, источники эти данные не подтверждают. Более того, известно, что за половую разнузданность в отношениях со своими людьми сеньоров жестоко карали церковные и светские суды.
Зато источники свидетельствуют о наличие другого права сеньора определять личную жизнь своих крестьян – “формарьяжа”.
Без разрешения сеньора крестьянин не мог создать семью
За разрешение жениться или выходить замуж за человека другого статуса или подчинённого другому феодалу надо было платить – в противном случае такой брак считался серьёзным нарушением.
Ещё одна повинность, связанная с войной, – это право на кавалькаду. Ясно, что могущество сеньора зависело от того, как много у него сил: людей, оружия и, конечно, коней. Там, где действовало право на кавалькаду, кавалерию формировали вассалы и зависимые люди. Этот порядок действовал и в мирное время, правда, подразумевал уже помощь в организации перевозки сеньора, его людей и вещей.
В XIII века вам пришлось бы предоставить лошадей для процессии сеньора
Можно представить, как это осложняло жизнь земледельческих хозяйств. Подобные обязанности считались достаточно обременительными, в ряде случаев, например, после голода или разорительной войны, некоторые земли или города могли освободить от этой повинности. Допускались и варианты откупа – в зависимости от региона и сеньора. Если много денег, можно и на войну не ездить, и лошадей поберечь.
Повинности вассалов и зависимых людей были более или менее строго регламентированы, и, как правило, их нельзя было изменять произвольно. Однако существовало одно важное исключение – порядок, широко распространённый, например, во Франции.
В исключительных случаях сеньор мог потребовать выплаты двойного оброка или сбора со своих людей и земель:
– если он собирался в заморское путешествие;
– если ему надо было провести перевооружение, обновить доспехи и конюшню к войне;
– если его надо было выкупить из плена;
– если он собирал приданое для выдачи дочки замуж.
Примечательно, что этот список был почти неизменен для разных регионов – право на удвоенный оброк так и называли: “подать по четырём случаям” (иногда по трём). Этот сбор был запрещён после Великой Французской революции в 1790 году.
Реферат: Налоги средневековья
Название: Налоги средневековья Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат Добавлен 19:27:02 25 июня 2011 Похожие работы Просмотров: 2024 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать |