Налогообложение управляющих компаний в сфере ЖКХ
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Налогообложение управляющих компаний в сфере ЖКХ

Налогообложение управляющих компаний в сфере ЖКХ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Управляющая компания (ЖКХ) перешла с общей системы налогообложения на УСН с объектом налогообложения “доходы минус расходы”. Жилой фонд и лифты на балансе организации не стоят. Организация работает на основании договора управления многоквартирным домом. Собственники помещений платят напрямую ресурсоснабжающим организациям, организация оплачивает только коммуналку по общедомовым нуждам. Относятся ли к расходам предприятия жилищно-коммунальные расходы на общедомовые нужды (разница между фактическим потреблением и показаниями счетчиков) – поставка электроэнергии, воды, тепла, текущий ремонт, уборка дворовых территорий, обслуживание лифтов и др., оказанные сторонними специализированными организациями, ИП, подрядными предприятиями?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Расходы на приобретение коммунальных услуг в части, приходящейся на общедомовые нужды, также могут быть учтены в составе материальных расходов.

Обоснование вывода:
Для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). При определении налоговой базы такие налогоплательщики учитывают расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Перечень расходов, приведенный в этом пункте, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письмо Минфина России от 23.03.2017 N 03-11-11/16982).
Расходы на приобретение электроэнергии, воды, тепла, услуг по уборке дворовых территорий и обслуживанию лифтов прямо в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не указаны.
Вместе с тем на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при расчете налоговой базы налогоплательщики-упрощенцы вправе учесть расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
Следовательно, если бы ваша организация несла расходы на текущий ремонт собственных основных средств, то они могли бы быть учтены в составе расходов в силу пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Однако в вопросе речь идет об имуществе, не учитываемом управляющей компанией на балансе. В этой связи можно сделать вывод, что расходы на его ремонт в целях налогообложения не учитываются.
В пользу такого мнения свидетельствует письмо Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175. Представители финансового ведомства, принимая во внимание, что основные средства не находились на балансе организации и не были арендованы ею, пришли к выводу о невозможности учета расходов на их ремонт, поскольку перечень затрат, который содержится в ст. 346.16 НК РФ, является исчерпывающим, и подобные расходы в нем не поименованы.
Подобную логику возможно применить и в отношении расходов на обслуживание лифтов. Поскольку указанное оборудование на балансе управляющей компании не стоит, то расходы на его обслуживание в свете письма Минфина России от 04.06.2012 N 03-11-11/175 к учету не принимаются.
В то же время в письме Минфина России от 06.02.2012 N 03-11-06/2/19 нашла отражение противоположная позиция.
Представители финансового ведомства посчитали возможным учет в составе материальных расходов затрат на техническое обслуживание систем и оборудования (лифтов, водоочистного и газового оборудования и т.д.). При этом данное оборудование на балансе эксплуатирующей организации учтено не было (смотрите также письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-11-06/2/32).
Ваша организация осуществляет данные расходы в рамках договора управления многоквартирным домом.
Принимая во внимание взаимосвязь положений пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 252 НК РФ, мы считаем, что расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Однако полностью исключить вероятность споров с налоговыми органами мы не можем.
В части расходов на приобретение электроэнергии, воды, тепла, уборки дворовых территорий сообщаем.
Как уже было указано нами выше, организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы, которые принимаются в порядке, предусмотренном для налога на прибыль.
При этом фактически перечень материальных расходов является открытым (постановление АС Северо-Западного округа от 08.10.2014 N Ф07-6057/14 по делу N А13-9590/2013).
В целом ряде писем финансового ведомства высказывается мнение, что плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.д., перечисляемая ресурсоснабжающим организациям, учитывается организациями, применяющими УСН, в составе материальных расходов.
Например, в письмах Минфина России от 21.11.2017 N 03-11-06/2/76597, от 02.11.2015 N 03-11-06/2/63224, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26401, от 03.10.2014 N 03-11-06/2/49930, от 30.05.2014 N 03-11-06/2/25965, от 18.11.2013 N 03-11-06/2/49356 говорится, что плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п. одновременно с отражением их в доходах управляющей организации принимается к вычету в составе расходов, так как она перечисляется соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Аналогичное разъяснение было дано и для садового некоммерческого товарищества, перечисляющего средства энергоснабжающей компании (письмо Минфина России от 20.02.2014 N 03-11-11/7276).
Делая данный вывод, чиновники учитывали, что управляющие организации одновременно отражали в доходной части поступления от собственников помещений в оплату коммунальных услуг. С подобным порядком налогообложения соглашались и судьи (постановление АС Северо-Западного округа от 20.11.2015 N Ф07-1264/15 по делу N А26-8726/2014).
В рассматриваемой ситуации собственники помещений на счет вашей организации плату за коммунальные услуги не перечисляют.
Из ряда судебных решений (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 N 17АП-17790/15, АС Поволжского округа от 26.01.2016 N Ф06-4054/15 по делу N А72-7819/2015, АС Северо-Западного округа от 19.03.2015 N Ф07-223/15 по делу N А21-10403/2013, АС Волго-Вятского округа от 05.02.2018 N Ф01-6393/17 по делу N А31-7437/2016, от 16.12.2015 N Ф01-5273/15 по делу N А17-8310/2014, Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 5614/13) следует, что граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающим организациям, признаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой управляющей компанией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающими организациями по оплате коммунальных ресурсов. При этом не имеет правового значения порядок оплаты предоставляемых услуг.
Данный вывод основывается на положениях ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющей организации законом определена обязанность предоставления коммунальных услуг в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества.
В этой связи мы придерживаемся позиции, что порядок учета управляющей компанией платы за коммунальные ресурсы, предлагаемый финансовым ведомством, актуален и в случае, когда управляющая компания средства от собственников не получает.
В свою очередь, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2015 N 18АП-9768/15 говорится, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана приобретать электрическую энергию у ресурсоснабжающей организации, в том числе в объеме расходов на общедомовые нужды и в целях компенсации потерь во внутридомовых сетях.
Следовательно, выбранная собственниками помещений в многоквартирном жилом доме управляющая организация обязана нести бремя содержания помещений, а также оплачивать расходы на содержание общего имущества (в том числе и на содержание общедомовых сетей) в многоквартирном доме. Схожие выводы нашли отражение в апелляционном определении СК по административным делам ВС РФ от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6.
Поэтому, по нашему мнению, управляющая компания, не получающая средства от собственников помещений, вправе учесть затраты по оплате электроэнергии, воды и тепла, в том числе и относящихся к общедомовым нуждам, в составе материальных расходов.
Вместе с тем с 01.01.2018 в силу прямой нормы пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ платежи собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе ее доходов не учитываются (письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-06/2/4381).
В письме Минфина России от 18.01.2018 N 03-11-06/2/2042 отмечается, что затраты налогоплательщика на оплату коммунальных услуг могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (с учетом п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В ситуации, когда денежные средства, поступающие от собственников жилья, в доходах управляющей компанией не учитываются, можно сделать вывод, что и расходы, оплаченные ею за счет указанных средств, в том числе электроэнергия, вода, тепло, уборка и пр., в целях налогообложения учитываться не должны, поскольку не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Мы придерживаемся позиции, что приведенная выше норма пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ в анализируемом случае не применяется, так как исходя из положений ЖК РФ именно управляющая компания выступает в роли исполнителей коммунальных услуг.
В свою очередь, в п. 4 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 указывается, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе по договору управления, расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в расчет цены договора управления в порядке, установленном договором управления, в том числе путем формирования стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные выводы следуют также из постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 N 17АП-6655/14.
В этой связи полагаем, что коммунальные услуги, относящиеся к общедомовым нуждам, оплаченные управляющей компанией, возможно учитывать в целях налогообложения в составе материальных расходов.
Разъяснениями финансового и налогового ведомств применительно к новой норме главы 26.2 НК РФ мы не располагаем. Также не обнаружено нами и арбитражной практики по данному вопросу.
В целях минимизации налоговых рисков ваша организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при УСН;
– Энциклопедия решений. Состав коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией потребителям в многоквартирном доме;
– Энциклопедия решений. Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг;
– Энциклопедия решений. Права управляющей организации – исполнителя коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

17 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Самое важное о бухучете в управляющей компании ЖКХ. Особенности проводок при УСН и ОСНО

Выбирая управляющую компанию, собственники отдают предпочтение тем организациям, которые готовы работать в режиме многозадачности и выполнять множество различных функций за выгодную и разумную стоимость.

Читать еще:  При открытии ИП какие налоги надо платить?

К таким обязанностям можно отнести бесперебойное обеспечение квартир всеми коммунальными ресурсами, проведение проверок состояния общедомового оборудования, текущий и капитальный ремонт, а также многое другое. В связи с большим кругом обязанностей появляется много бумажной волокиты.

Ведение налогового и бухгалтерского учета в управляющих компаниях ЖКХ осуществляется не так, как в обычных организациях, и имеет ряд особенностей и нюансов. Итак, разберёмся подробнее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Особенности бухучета в управляющей компании ЖКХ

Также к функциям УК относятся:

  • Расчёты с собственниками жилых помещений.
  • Учёт налогов.
  • Учёт материалов.
  • Вопросы оплаты труда сотрудников.
  • Расчёты с другими контрагаентами.

При покупке и реализации ресурсов возникает дебиторская задолженность и некоторые расходы. Это является неизбежным моментом.

В связи с этим ведение бухучёта в УК проходит в несколько этапов:

  1. Выбор учётной политики. Здесь устанавливается и прописывается перечень правил, позволяющих учитывать все доходы, расходы и прочие активы организации. Чем точнее и тщательнее сформированы все нюансы и разобраны все вопросы, тем легче будет ведение бухгалтерского учёта на предприятии.
  2. Разработка и выбор плана счетов. Этот документ формируется и обновляется на основании приказа Министерства Финансов №94н. В план должны быть включены только те счета, которые по факту будут использоваться в трудовой деятельности УК.
  3. Утверждение форм первичных документов. УК могут использовать свои фирменные бланки, предварительно изготовив их, и утвердив, либо стандартные унифицированные формы документов. В том и другом случае вся документация должна быть закреплена в учётной политике компании.
  4. Ведение бухгалтерского учёта. Эти обязанности выполняют уполномоченные сотрудники по участкам.
  5. Предоставление отчётов. Главными документами является финансовый отчёт, бухгалтерский баланс и иные, предусмотренные ФЗ №402.

В основные должностные обязанности главбуха входят:

  • Контроль ведения всех участков бухгалтерского учёта.
  • Контроль над кассовой дисциплиной и операциями.
  • Оплата страховых взносов.
  • Анализ налоговой политики.
  • Осуществление финансового анализа.
  • Формирование информационных систем бухучёта.
  • Организация ведения бухучёта в компании.
  • Подготовка и утверждение форм различных документов, рабочих планов и иной сопутствующей документации.
  • Предоставление информации внутренним и внешним пользователям.
  • Проведение проверок и ревизий.
  • Контроль своевременного перечисления налогов в бюджет.
  • Формирование учётной политики на предприятии.
  • Контроль над введением хозяйственных операций.
  • Формирование документации по недостачам и незаконной трате денежных средств жильцов.

Обязанности главного бухгалтера не имеют особых отличий от обязанностей такой же должности в других сферах деятельности.

В чём заключаются отличия между ОСНО и УСН?

Управляющие компании в праве самостоятельно выбирать систему налогообложения. Различие заключается в том, что ведение бухучёта через систему УСН значительно проще, чем в ОСНО. Состав отчётности первой сокращён.

Предлагаем посмотреть видео о том, в чем заключается отличие ОСНО и УСН:

Какие проводки являются основными?

Для приобретения ресурсов управляющие организации пользуются следующими проводками:

  1. Дебет 19, Кредит 60 счёта.
  2. Дебет 60, Кредит 51 счёта.
  3. Дебет 20, Кредит 60 счёта.
  4. Дебет 68, Кредит 19 счёта.

Сфера оказания жилищно-коммунальных услуг предполагает использование:

  1. Дебет 90/2, Кредит 20 счёта.
  2. Дебет 60, Кредит 62 счёта.
  3. Дебет 62, Кредит 90/1 счёта.
  4. Дебет 90/3, Кредит 68 счёта.
  5. Дебет 51, Кредит 62 счёта.

Все вышеуказанные проводки используются в том случае, если управляющая компания выбрала систему УСН или ОСНО.

Однако при системе УСН действует льгота на оплату НДС, поэтому некоторые проводки из вышеуказанных не применяются.

Всё про учётную политику УК

Регулируют УП Положение по бухгалтерскому учёту и Налоговый кодекс РФ. К нюансам процедуры можно отнести:

  1. Если в законодательстве нет ссылок на какие-либо особенности, УК имеет право на самостоятельную разработку инструкций, положений и прочего.
  2. В учётной политики компании должна быть отметка о выбранной системе налогообложения.
  3. Деятельность УК осуществляется с учётом норм налогового законодательства.

В учётной политике УК обязательно должны быть:

  • Налоговые платежи.
  • Доходы и расходы.
  • Заработная плата.
  • Учёт материалов.
  • Расчёты с поставщиками ресурсов.

Итак, мы рассмотрели все основные правила ведения учёта. Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта.

Налогообложение управляющих компаний ЖКХ

Все УК могут самостоятельно решать, какую систему налогообложения выбрать. Варианта может быть два УСН или ОСНО. Оба варианта содержат два вида налога:

  1. на прибыль;
  2. добавленную стоимость.

Для деятельности управляющих компаний этот процент очень большой и весьма невыгодный. Ведь всем известно, что некоторые новые УК работают первое время иногда в минус.

Однако преимуществом является тот факт, что на услуги, которые предоставляют УК, НДС не распространяется. Этот момент чётко разъясняет статья 149 НК РФ. Одновременно с этим, все предоставляемые услуги УК имеют единую цену, поэтому заработать какую-либо прибыль на этом у компании особо не получается.

Если говорить про систему УСН, то её используют небольшие компании. Как правило, доход таких фирм не превышает 60 000 000 рублей, а штат работников составляет не более 100 человек. Система УСН наиболее выгодна для УК, поэтому с ней работает множество компаний.

Проводки при УСН

Если организация выбрала упрощённую систему, то проводки Д68 К19, а также Д90/3 К68 использоваться не будут. Такие проводки необходимы для вычета и начисления НДС для тех компаний, которые выбрали ОСНО.

Преимущества работы на УСН для УК можно указать так:

  1. Компания не оплачивает НДС (20%).
  2. Компания освобождена от налога на прибыль.
  3. Оплата отдельного сбора за использование УС – 5-15%.

ОКВЭД в сфере ЖКХ

Любая УК ведёт свою деятельность с целью извлечения прибыли. В связи с этим все компании обязаны пройти соответствующую регистрацию и получить код Общероссийского классификатора.

Этот код назначается с той целью, чтобы органы налоговой службы были в курсе, какой деятельностью занимается та или иная организация. Юридические лица не имеют право начинать свою деятельность без получения кода. Актуальными для УК являются следующие коды:

Эти цифры свидетельствуют о том, что компания осуществляет деятельность, связанную с управлением недвижимости, учётом и проведением инвентаризации.

Подводя итоги, отметим, что вести бухгалтерский учёт в УК не сложно, если этим занимается грамотный, образованный и опытный специалист. Основное, что следует выполнить – это правильно сформировать учётную политику, определиться с системой налогообложения и знать основные проводки. Актуальный план счетов всегда должен находиться на рабочем месте бухгалтера. Также следует своевременно следить за постоянными обновлениями в бухгалтерском учёте. Как правило, изменения происходят достаточно часто.

Выполняя эти правила, вы предупредите проблемы с ведением бухгалтерского и налогового учета в управляющих компаниях, а также сложности с налоговыми органами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Что такое бухгалтерский учет в управляющей компании ЖКХ: проводки при УСН и ОСНО. Какую политику выбрать?

Большинство многоквартирных домов на сегодняшний день находятся в ведении управляющих компаний, которые занимаются широким кругом вопросов.

Среди них — обеспечение собственников квартир жилищно-коммунальными услугами, проведение текущего и капитального ремонта и др.

Бухгалтерский и налоговый учет в управляющей компании имеет ряд особенностей и в данной статье мы постараемся их раскрыть.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82 . Это быстро и бесплатно !

Как вести бухучет в управляющей компании ЖКХ?

Деятельность управляющей компании чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жальцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.

Удобнее всего ведение бухгалтерского учета управляющей компании представить в виде последовательных этапов.

Составление учетной политики

В бухгалтерском учете учетная политика – это своеобразный свод правил, которые определяют тонкости учета отдельных активов и обязательств, доходов и расходов.

Зачем нужна учетная политика понятно, однако что она должна в себе содержать? УК должна вести точный учет в таких сферах своей деятельности:

  • учет расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных ресурсов;
  • учет материалов;
  • учет расчетов с покупателями – собственниками жилья;
  • учет доходов и расходов;
  • учет начислений по оплате труда;
  • учета расчетов по налогам;
  • учет расчетов с другими контрагентами.

Для грамотного составления учетной политики, нужно обратиться к Положению по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политики организации». Кроме учетной политики для использования в бухгалтерском учете, управляющая компания должна также составить учетную политику для ведения налогового учета.

Круг вопросов, отражаемых в данном документе, аналогичен вышеизложенному, единственный нюанс – вопросы учета должны соответствовать положениями Налогового Кодекса РФ.
Скачать образец учетной политики для управляющей компании в сфере ЖКХ

Составление рабочего плана счетов

План счетов – это основа ведения бухгалтерского учета, поэтому к данному вопросу нужно отнестись серьезно. Рабочий план счетов составляется на основе плана счетов, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ №94н от 31.10.2000.

Утверждение форм первичной учетной документации

Зачастую управляющие компании, так же, как и большинство коммерческих организаций, применяют унифицированные формы, утвержденные различными приказами Госкомстата, несмотря на то, что с 1 января 2013 года они необязательны к применению.

Какой бы вариант вы не выбрали – утвердить свои формы или воспользоваться существующими – формы первичных документов необходимо закрепить в учетной политике управляющей компании ЖКХ.

Учетная политика, рабочий план счетов и формы учетной документации оформляются единым приказом, который должен быть подписан руководителем управляющей компании и ее главным бухгалтером.

Данный документ лучше обновлять ежегодно, так как законодательство часто меняется, и положения учетной политики в течение года зачастую теряют актуальность.

Ведение бухгалтерского учета

Данный этап основной во всей деятельности бухгалтерской службы управляющей компании. Бухгалтерский учет УК не отличается от действий бухгалтеров обычной коммерческой организации: учет ведется непрерывно, каждый факт хозяйственной деятельности оформляется первичным документом и отражается в регистрах учета двойной записью – или, проще говоря, проводкой, о которых более подробно будет рассказано позже.

Составление отчетности

Бухгалтерская отчетность, которая составляется управляющей компанией, совпадает с пакетом отчетности любой коммерческой организации: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и др. Состав отчетности утвержден Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Перечисленные этапы составляют целостный процесс ведения бухгалтерского учета в управляющей компании. Однако есть еще один вопрос, который значительно влияет на учет – это режим налогообложения. Выбор управляющей компании стоит между двумя режимами: общая система налогообложения (ОСНО) и упрощенная система (УСН). Расскажем подробнее о бухучете в управляющей компании на УСН.

УСН или ОСНО – какой режим налогообложения выбрать управляющей компании?

Общая система налогообложения может применяться любыми организациями и, с точки зрения простоты, наиболее приемлема. Однако налоговое бремя, которое ложится на компанию в данном случае, достаточно высокое – организации нужно уплачивать налог на прибыль по ставке 20% и налог на добавленную стоимость.

При уплате последнего, управляющие компании имеют преимущество перед другими коммерческими организациями: согласно положениям статьи 149 Налогового Кодекса РФ, коммунальные услуги, оказываемые населению и услуги ремонта, оказываемые УК с привлечением сторонних подрядчиков, освобождаются от налогообложения НДС.

Однако данные законодательные нормы на практике практически не дают экономии: в первом случае это невозможно, так как коммунальные услуги оплачиваются по единым тарифам, и управляющие компании фактически на них не зарабатывают (поэтому налоговая база по НДС равна 0).

Читать еще:  Реквизиты оплаты налога по УСН для ИП

Во втором случае арбитражная практика такова: налоговые органы считают, что не подлежит обложению НДС только тот доход от ремонта, сумма которого равна расходу – суммам, уплаченным сторонним организациям.

Такая точка зрения поддерживается судами, поэтому теоретическая экономия на практике оборачивается только лишними спорами с регулирующими органами.

Упрощенная система налогообложения УК может применяться в следующих случаях:

  • доходы компании за период не превышают 60 млн рублей;
  • в штате организации не должно быть больше 100 человек;
  • балансовая стоимость основных средств компании – менее 100 млн рублей.

На практике для управляющей компании данные условия выполнимы.

Перейти на УСН можно, написав соответствующее заявление в налоговую инспекцию до 31 декабря.

Организации, применяющие данный режим, освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, вместо этого они перечисляют в регулирующие органы налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.

Ставка составляет 6% для объекта обложения «доходы» и 15% для объекта обложения «доходы минус расходы». Особенность налогового учета при применении данного специального режима заключается в определении доходов и расходов кассовым методом, то есть по моменту поступления денежных средств и списания их с расчетного счета.

Чтобы выбрать, какой режим налогообложения экономически целесообразен для вашей управляющей компании, обратите внимание на ее финансовые результаты.

Учитывайте, что финансовые результаты, исчисленные по кассовому методу, могут значительно отличаться от прибыли/убытка по методу начисления.

Проводки в бухгалтерском учете управляющей компании

Далее разберем проводки, которые чаще всего встречаются в учете управляющих компаний. Для удобства распределим их на 2 участка учета, обозначенных ранее:

  1. Приобретение ресурсов:
    • Д20 К60 – приобретена электроэнергия, водные ресурсы и др. у поставщиков;
    • Д19 К60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;
    • Д68 К19 – НДС принят к вычету;
    • Д60 К51 – перечислены денежные средства в счет оплаты приобретенных ресурсов;
  2. Оказание услуг жилищно-коммунального характера:
    • Д62 К90/1 – выставлены счета собственникам жилья;
    • Д 90/2 К20 – отражена себестоимость оказанных услуг;
    • Д90/3 К68 – начислен НДС;
    • Д51 К62 – поступили средства от собственников;
    • Д60 К62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов.

Указанные проводки применимы для бухгалтерского учета тех управляющих компаний ЖКХ, которые находятся на ОСНО. В учете в УК при УСН, проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 не будет.

Что касается льгот по НДС для управляющих компаний, находящихся на ОСНО, они отражаются в учете следующим образом — Д20 К19 – НДС по приобретенным ресурсам отражен в составе их себестоимости (проводок Д68 К19 и Д90/3 К68 при этом также не будет).

Перечисленные выше проводки наиболее часто встречаются в учете управляющих компаний, однако, конечно же, только ими бухгалтерский учет в управляющих компаниях не ограничивается. При возникновении вопросов по другим объектам учета, бухгалтер может обратиться к Инструкции к плану счетов, являющейся частью упомянутого выше Приказа Минфина РФ №94н.

Управляющая компания ЖКХ: ОКВЭД

При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

В случае УК, наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1 — управление деятельностью жилого фонда.

Однако зачастую компании указывают код 70.32 — управление недвижимым имуществом.

Он не противоречит виду деятельности организации и при этом включает в себя сразу три вида деятельности – указанный 70.32.1, 70.32.2 — управление деятельностью нежилого фонда и 70.32.3 — деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.

В заключении стоит сказать, что организация процесса бухгалтерского учета в управляющей компании чаще всего не вызывает проблем вследствие однотипности и регулярности совершаемых операций. Главное – придерживаться последовательности и непрерывности ведения учета и соблюдать законодательные нормы, в таком случае проблем с регулирующими органами точно не возникнет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2020)?».

Учет МПЗ ведется в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3 (Затраты)

7. Газоснабжение и т. д.

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Проводки в данном случае будут следующими:

Дт

Кт

Содержание

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

Выделен входной НДС

НДС принят к вычету

Начислены платежи в УК потребителям

Поступили платежи от собственников

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Читать еще:  Постановка на учет в налоговый орган ИП

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Дт

Кт

Содержание

Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете

Управляющая компания: особенности налогообложения «коммунальщиков»

Как известно, обеспечение населения коммунальными услугами, ремонт и содержание жилищного фонда являются делом хлопотным и весьма затратным. В этой связи является вполне понятным желание управляющих компаний, создаваемых, как правило, на базе бывших ЖКУ и ЖКО, применять упрощенную систему налогообложения, позволяющую законным способом минимизировать налоговые обязательства. Наш опыт налогового консультирования показывает, что управляющим компаниям следует обращать особое внимание на особенности налоговых последствий сделок, заключаемых ими в интересах граждан.

Его основными задачами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).

Приведенные положения ясно указывают на социальную направленность института Управления: в целях максимальной защиты интересов граждан, проживающих в жилых помещениях, законодатель разграничил функции по непосредственному выполнению работ (оказанию услуг) в сфере ЖКХ и по организации указанных процессов между различными субъектами, поставив, по сути, «буфер» между потребителями и непосредственными исполнителями в виде Управляющей организации.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирным домом (ч.2 ст.161 ЖК РФ): непосредственно гражданами, товариществом собственников жилья (иным специализированным потребительским кооперативом) и управляющей компанией. Первые два из перечисленных способов находятся за рамками настоящего исследования, поэтому мы будем рассматривать лишь правоотношения, возникающие в рамках управления с привлечением Управляющей организации.

Фактически жилищное законодательство содержит три случая, когда многоквартирный дом может управляться Управляющей организацией:

1) если такой способ Управления выбран на общем собрании собственников помещений в доме (ч.3 ст.161 ЖК РФ); 2) при получении от органа местного самоуправления уведомления о необходимости заключить договор управления с Управляющей организацией, признанной победителем открытого конкурса. Такое уведомление направляется, если до 01 января 2007 года собственники не приняли решение о выборе способа управления или не реализовали его на практике (ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.1 ст.18 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.04 г. №189-ФЗ); 3) если все помещения в многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности (ст.163 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления должен заключаться в письменной форме с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

По общему правилу, конкретные условия договора управления определяются общим собранием собственников. Однако в случае, если такое собрание не утвердило такие условия, либо договор управления заключается на основании уведомления органа местного самоуправления (ч.4 ст.161 ЖК РФ), последний утверждает форму договора управления своим решением.

Предмет договора управления состоит в том, что Заказчики обязуются оплачивать, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей Управления деятельность.

Таким образом, договор управления по своей правовой природе является смешанным договором с элементами подряда и возмездного оказания услуг. Данный вывод подтверждает и пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющий исполнителя (которым может быть и Управляющая организация) как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Кроме того, согласно п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме… «надлежащее содержание общего имущества … обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией…».

В целом деятельность Управляющей организации можно разделить на две основные составляющие.

1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Специфика данного вида деятельности заключается в том, что Управляющая организация самостоятельно производит либо покупает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций и трансформирует их в коммунальные услуги, предоставляемые потребителям (пункт 3, подпункт «в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Таким образом, если Управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов, она заключает договор купли-продажи с ресурсоснабжающей организацией.

Очевидно, что при такой схеме оформления договорных отношений (обусловленной требованиями действующего законодательства) невозможно говорить о том, что Управляющая компания в отношениях с ресурсоснабжающей организацией выполняет функции агента, выполняющего задание собственников жилых помещений.

Следовательно, ресурсоснабжающие организации несут ответственность за надлежащее выполнение условий договора только перед Управляющей компанией.

В свою очередь, Управляющая компания в отношениях с гражданами не может ссылаться на нарушение условий договора ресурсоснабжающей организацией.

Если рассматривать налоговые последствия данного вида деятельности, необходимо отметить, что выручка Управляющей организации должна складываться из всех сумм, поступающих от жильцов, поскольку они являются доходом от реализации (ст.249 НК РФ).

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги не включает в себя вознаграждение Управляющей компании (ст.154 ЖК РФ). На практике это означает, что приобретение коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг гражданам производится по одному тарифу, утвержденному в установленном порядке (п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), то есть в распоряжении Управляющей компании после расчетов с ресурсоснабжающей организацией не остается какой-либо прибыли, ее доходы в целях налогообложения равны расходам.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ТЕКУЩИЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ.

Содержание данного вида деятельности регламентируется Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют состав общего имущества и требования к его содержанию, а также перечень видов работ, которые не относятся к содержанию общего имущества.

Управляющая компания может обладать необходимыми мощностями и трудовыми ресурсами для осуществления содержания и текущего ремонта своими силами. Вместе с тем она может привлекать для выполнения указанных работ третьих лиц, если запрет на это не установлен договором управления.

Рассматриваемый вид деятельности содержит в себе как элементы подряда (текущий и капитальный ремонт), так и возмездного оказания услуг (содержание имущества). В этой связи отношения, связанные с привлечением третьих лиц, регулируются нормами о генеральном подрядчике и субподрядчике.

В результате Управляющая организация выступает неким «буфером», поскольку в силу закона несет ответственность как перед жильцами – за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств субподрядчиком, так и перед субподрядчиком – за невнесение либо несвоевременное внесение оплаты гражданами (ч.3 ст.706, ст.783 ГК РФ).

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом. По общему правилу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется общим собранием собственников. Однако в случае, когда собственники не приняли решения о выборе способа управления, размер такой платы утверждается органами местного самоуправления.

Специфика данного вида деятельности Управляющей организации заключается в том, что собственники вносят плату за текущий и капитальный ремонт здесь и сейчас, а фактически эти работы будут выполнены в будущем, то есть Управляющая компания аккумулирует эти средства на своих счетах до момента принятия общим собранием собственников решения о необходимости проведения ремонта.

Безусловно, сразу же возникает вопрос: каким образом Управляющая компания должна определять свою выручку?

Относительно платы за содержание жилья все ясно: она учитывается в составе доходов от реализации, поскольку эти услуги оказываются в текущем периоде. Что же касается средств на осуществление ремонта, они также являются доходом от реализации, однако их учет в целях налогообложения зависит от применяемого Управляющей компанией метода определения дохода.

Если Управляющая организация применяет общую систему налогообложения и определяет доходы по методу начисления, у нее есть возможность отнести средства на капитальный ремонт к доходам будущих периодов в виде предварительной оплаты работ и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывать их при формировании налогооблагаемой базы.

В случае, если Управляющая организация определяет доходы кассовым методом, суммы оплаты за ремонт должны учитываться ей в том периоде, когда они фактически поступили в кассу (пункт 2 ст.273 НК РФ). Возможность отнесения на расходы данных сумм связана с моментом фактического выполнения и оплаты ремонтных работ (п.3 ст.273 НК РФ).

Аналогичный учет необходимо вести и Управляющим компаниям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Поскольку в силу пункта 1 ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств в кассу (кассовый метод), плата за ремонт жилья должна учитываться в периоде ее фактического поступления от жильцов.

Представляется, что плата за ремонт не может быть признана имуществом, получаемым в рамках целевого финансирования, поскольку перечень случаев такого финансирования, приведенный в подпункте 14 п.1 ст.251 НК РФ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

К аналогичному выводу приходит и Минфин РФ, рассматривая в письме от 26 июня 2006 г. №03-11-04/2/128 вопрос о налогообложении платы за ремонт, получаемой ТСЖ: «…средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

Плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (выделено автором).

Нельзя не отметить, что существует альтернативная рассмотренной в настоящей статье точка зрения, основанная, в частности, на письме МНС России от 06.10.03 г. №22-2-16/8195-ак185, а также на письмах Минфина России от 14.11.05 г. №03-11-05/100 и от 26.06.06 г. №03-11-04/2/128.

Сторонники указанной позиции считают возможным учитывать в составе доходов Управляющей организации только сумму ее вознаграждения, то есть фактически допускают применение в сфере ЖКХ института агентирования.

Данная точка зрения представляется нам в корне неверной, поскольку она базируется на терминах и понятиях, содержавшихся в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. №1099, и утративших юридическую силу с 09 июня 2006 г. в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. №307 новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, изменивших правовые подходы к толкованию понятия «коммунальные услуги».

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость включения в состав доходов Управляющей организации всех сумм, поступающих от граждан, а также высокая вероятность утраты права на применение УСН побуждают компании, управляющие многоквартирными домами, изыскивать законные способы налоговой оптимизации своей деятельности, которые, безусловно, существуют.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector