Налогообложение субсидий на возмещение затрат при УСН
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Налогообложение субсидий на возмещение затрат при УСН

Учет бюджетных субсидий на УСН

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.

Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридичес­ким лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:

— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.

Общие правила учета субсидий на УСН

Упрощенцы определяют доходы, подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Этой нормой предусмотрено, что при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ. К таковым, в частности, относятся целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В связи с этим возникает вопрос: нужно ли упрощенцам включать в налогооблагаемый доход субсидии, полученные из бюджета, носящие целевой характер?

Минфин России считает, что нужно. В своих многочисленных разъяснениях специалисты финансового ведомства отмечают следующее. В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дан закрытый перечень того, что считается средствами целевого финансирования. В нем указаны только субсидии бюджетным и автономным учреждениям. А к целевым поступлениям согласно п. 2 ст. 251 НК РФ относятся средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуп­равления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. Поэтому финансисты считают, что бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям, не удов­летворяют требованиям подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, и потому на основании ст. 346.15 НК РФ должны включаться в состав налогооблагаемых доходов.

Такие разъяснения, в частности, финансисты дали в отношении субсидий из бюджета, полученных компаниями и предпринимателями, применяющими УСН:

— на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для молодежи (письмо Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001);

— создание аудиовизуального произведения (письмо Минфина России от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266);

— на создание запаса твердого топлива (письмо Минфина России от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694).

Совсем недавно ФНС России письмом от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@ довела до сведения нижестоящих налоговых органов согласованную с Минфином России позицию по вопросу налогообложения полученных коммерческой организацией субсидий из бюджета. В нем чиновники подтвердили, что такие субсидии не удовлетворяют требованиям ст. 251 НК РФ и потому должны учитываться в целях налогообложения. Данное письмо размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». И хотя речь в нем идет о налоге на прибыль, оно применимо и к УСН, поскольку упрощенцы учитывают доходы по правилам, установленным для налога на прибыль (ст. 346.15 НК РФ).

Отметим, что до 2010 г. позицию чиновников можно было оспорить. Дело в том, что действовавшая в тот период формулировка п. 2 ст. 251 НК РФ допускала возможность учета коммерческими организациями целевых поступлений из бюджета в составе необлагаемых доходов (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2013 № 3290/13). Но с 1 января 2010 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ были внесены изменения, не позволяющие применить аргументы, изложенные ВАС РФ. Поэтому в настоящее время спорить с чиновниками не имеет смысла.

Итак, субсидии, полученные из бюджета коммерческими организациями и предпринимателями, применяющими УСН, нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов. Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ это должно происходить в день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу.

Но есть два исключения из этого правила.

Исключение первое: субсидии малым и средним предприятиям

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Для таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен специальный порядок их учета: суммы полученной субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, осуществленным за ее счет. Максимальный срок действия такого порядка — два налоговых периода с даты получения субсидии. Например, компания — субъект малого предпринимательства применяет УСН. Она получила 15 июля 2013 г. из регионального бюджета финансовую поддержку в виде субсидии в размере 100 000 руб. Включать сумму субсидии в состав доходов пропорционально произведенным за счет нее расходам компания сможет до конца 2014 г.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет нее, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Допустим, компания из полученной субсидии израсходовала до конца 2014 г. только 80 000 руб. Неизрасходованную часть в размере 20 000 руб. она должна включить в состав доходов 2014 г.

Данный порядок учета не зависит от выбранного компанией объекта налогообложения по УСН («доходы» или «доходы минус расходы»). Для того чтобы им воспользоваться, компания, применяющая УСН с объектом «доходы», должна вести учет сумм полученных средств и произведенных за их счет расходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В письме от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ ФНС России разъяснила, что такой учет нужно осуществлять в Книге учета доходов и расходов, в порядке, предусмотренном для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы». В графе 4 раздела I Книги отражаются суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Расходы на УСН признаются в момент их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому суммы субсидии учитываются в доходах на дату оплаты расходов, произведенных за счет нее. Но для признания затрат на приобретение основных средств и товаров предусмотрен особый порядок. Так, затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А затраты на приобретение товаров включаются в расходы по мере их реализации (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, если субсидия была израсходована на приобретение основных средств, она учитывается в доходах с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (письмо Минфина России от 12.04.2012 № 03-11-11/121). А если субсидия израсходована на покупку товара, она включается в доходы в момент их реализации.

Подробный пример того, как отражать в Книге приобретение товаров за счет субсидии, приведен в письме ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ (размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»). Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 г. получил субсидию в размере 300 000 руб., закупил на эту сумму товар, например, три шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 г. за 350 000 руб. В графе 4 раздела I Книги он на дату 05.03.2011 отражает доход 300 000 руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 000 руб. в графе 5 раздела I Книги. Таким образом, он отразит в Книге, что вся сумма полученной субсидии израсходована. Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 000 руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Исключение второе: субсидии на содействие занятости

Субсидии могут предоставляться на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти. В пунк­те 1 ст. 346.17 НК РФ сказано, что такие субсидии учитываются упрощенцами в составе доходов в течение трех налоговых периодов. Одновременно сумма субсидии отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных за счет нее затрат, предусмотренных условиями ее получения. То есть порядок учета субсидии практически такой же, как и при получении субсидий малыми и средними предприятиями, описанный в предыдущем разделе. Разница лишь в сроке действия порядка.

Если условия получения субсидии были нарушены (например, она выдана на создание рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, а фактически потрачена на покупку товаров), субсидия в полном объеме отражается в доходах того налогового периода, в котором было допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. Например, индивидуальный предприниматель — бывший безработный получил субсидию на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в сумме 100 000 руб. в 2012 г. За три года с момента получения субсидии он потратил на создание таких рабочих мест только 60 000 руб. Остаток субсидии в сумме 40 000 руб. он должен учесть в доходах 2014 г.

В письме от 13.07.2012 № ЕД-4-3/11619@ ФНС России разъяснила, что из формулировки п. 1 ст. 346.17 НК РФ следует, что воспользоваться данным порядком вправе не все работодатели, а только граждане, зарегистрированные в установленном порядке безработными, открывшими собственное дело и создавшими дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан. На работодателей, не имевших статуса безработных, вышеуказанный порядок учета субсидий не распространяется. При этом налоговики напомнили, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Таким образом воспользоваться данным порядком могут лишь индивидуальные предприниматели, причем не все, а только бывшие безработные. На организации он не распространяется. Поэтому если организация, трудоустроившая безработных граждан в рамках целевой программы по снижению напряженности на рынке труда, получает от центра занятости субсидию на возмещение затрат на выплату им заработной платы, она должна учитывать поступившие суммы в составе доходов в общем порядке (письмо ФНС России от 30.09.2011 № ЕД-4-3/16115@).

Применять порядок могут не только предприниматели, находящиеся на доходно-расходной «упрощенке», но и выбравшие в качестве объекта налогообложения по УСН «доходы» при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Такой учет нужно вести по правилам доходно-расходной «упрощенки» в Книге учета доходов и расходов (письмо Минфина России от 25.02.2011 № 03-11-11/44).

Нюансы признания расходов на ОС, произведенных за счет субсидий

Статьей 346.17 НК РФ определены особые правила учета субсидий, которые получены «упрощенцем». Предусмотренный этой нормой механизм признания доходов в виде субсидий и расходов, произведенных (возмещенных) за их счет, касается, в частности, средств финансовой поддержки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209‑ФЗ [1] (далее – Закон № 209‑ФЗ). В каких ситуациях подобный механизм может дать сбой, рассмотрим на примерах из практики.

Правила учета субсидии «упрощенцем».

Для предметного разговора напомним особые правила учета субсидий при УСНО. Их суть такова.

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные «упрощенцем» в соответствии с Законом № 209‑ФЗ, учитываются в составе доходов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов (в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода) в течение двух налоговых периодов. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, то оставшиеся неучтенными суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Читать еще:  Налоги ИП 2018 без работников

Иначе говоря, в случае получения бюджетных средств, поименованных в указанной норме, доходом для «упрощенца» являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени – двух налоговых периодов. Под налогообложение эти суммы попадут в полном объеме лишь при нарушении условий предоставления субсидий.

Обозначенный порядок признания доходов и расходов применяется «упрощенцами» вне зависимости от их объекта налогообложения при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Это правило закреплено в абз. 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 28.09.2017 № 03‑11‑06/2/62961). Словом, «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», обязаны учитывать субсидии, полученные в соответствии с Законом № 209‑ФЗ, в виде полученного дохода пропорционально произведенным за счет этой субсидии расходам (при условии ведения учета сумм субсидий). Но в общем случае «упрощенцы» указанной категории не учитывают расходы при налогообложении. Поэтому если сумма субсидии, полученная в соответствии с названным законом, будет полностью израсходована по целевому назначению за два налоговых периода, то «упрощенцу» с объектом налогообложения «доходы» не нужно включать ее в налоговую базу.

Пример

Предприниматель, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы», 17 апреля 2017 года получил субсидию в соответствии с Законом № 209‑ФЗ в сумме 400 000 руб. За счет этой субсидии им были произведены целевые расходы: в 2017 году на сумму 200 000 руб., в 2018 году – 120 000 руб., в 2019 году – 80 000 руб.

Денежные средства в виде субсидии, полученной и израсходованной по целевому назначению, предприниматель не учитывает при исчислении «упрощенного» налога.

При заполнении налоговой декларации за 2018 год предприниматель включит в налоговую базу только сумму неиспользованного остатка субсидии на конец второго налогового периода, то есть 80 000 руб.

Важные нюансы. Финансовая поддержка в виде субсидий отражается в составе внереализационных доходов. Поэтому данные доходы подпадают под обложение минимальным налогом в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке «упрощенного» налога окажется меньше суммы исчисленного минимального налога (см. Письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-3-3/1078@). Также субсидия подлежит включению в доходы «упрощенца», учитываемые при определении права налогоплательщика на применение этого спецрежима. Следовательно, если доходы с учетом суммы субсидии превысят предельную величину – 150 млн руб., то получатель субсидии утратит право на применение УСНО (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Если субсидия расходуется на покупку (создание) объекта недвижимости

Описанный выше порядок учета сумм субсидий не дает ответа на вопрос о том, как учитываются суммы субсидий, полученные «упрощенцами» – субъектами малого и среднего предпринимательства, в ситуациях, когда эти суммы расходуются на приобретение (создание) объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации.

Налоговики в подобных ситуациях, как правило, настаивают, что «упрощенцы», получившие субсидии на основании Закона № 209‑ФЗ, не праве включать в расходы суммы затрат, связанные с приобретением (созданием) объекта недвижимости, до подачи документов на регистрацию прав на данный объект. И такая позиция прежде находила поддержку у судей.

Дата регистрация прав на объект недвижимости…

…имеет значение

Так было, к примеру, в споре по делу № А39-1790/2017, рассмотренном АС ВВО в Постановлении от 28.03.2018 № Ф01-641/2018.

Как следует из материалов данного дела, ИП, применяющий УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», получил из бюджета в 2014 году субсидию в виде гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Полученные денежные средства предприниматель использовал для строительства животноводческой фермы, а расходы на строительство включил в налоговую базу по «упрощенному» налогу.

Налоговики в рамках камеральной проверки декларации по УСНО за 2015 год установили, что предприниматель не отразил в составе облагаемых «упрощенным» налогом доходов субсидию, предоставленную на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, но учел в расходах затраты на строительство животноводческой фермы при отсутствии подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав на ферму. Эти обстоятельства стали основанием для доначисления «упрощенного» налога и поводом для судебного спора.

Предприниматель считал, что расходы на строительство фермы, понесенные в данной ситуации, можно включать в налоговую базу вне зависимости от времени подачи документов на регистрацию прав на недвижимое имущество. По его мнению, правило п. 3 ст. 346.16 НК РФ в рассматриваемом случае не подлежит применению – ведь основные средства приобретены не на доходы, полученные налогоплательщиком от осуществления предпринимательской деятельности, а на денежные средства, выделенные из бюджета.

Напомним: в названной норме установлен общий порядок признания расходов на приобретение (сооружение) основных средств, который предусматривает, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Между тем арбитры в данном споре встали на сторону налоговиков. Они отметили, что расходами при УСНО признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При этом расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств учитываются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ (пп. 4 п. 2 ст. 346.17).

Таким образом, обязательным условием признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) спорного объекта основных средств является подача документов на государственную регистрацию прав на него. Однако предприниматель не представил доказательств подачи документов на регистрацию прав на построенную за счет бюджетных средств ферму.

Это обстоятельство оказалось решающим – суды пришли к выводу о неправомерном включении спорной суммы субсидии в состав расходов при исчислении «упрощенного» налога за 2015 год, так как бизнесмен не выполнил условия, предусмотренные п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Однако в настоящее время на подобную поддержку арбитров налоговики не смогут рассчитывать. Причиной тому – правовая позиция Президиума ВС РФ, изложенная в п. 12 Обзора [2] .

…не важна

В пункте 12 Обзора сказано следующее: для целей применения правила абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ не имеют значения обстоятельства, касающиеся:

  • момента ввода объекта основных средств в эксплуатацию;
  • периода подачи документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимости.

Указанные обстоятельства, по мнению Президиума ВС РФ, определяют лишь момент, с которого расходы на приобретение объектов ОС уменьшают налоговую базу (пп. 1 и абз. 12 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), то есть порядок, а не факт признания расходов для целей налогообложения.

Условие абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ об использовании субсидии в течение не более чем двух налоговых периодов после ее получения считается соблюденным, если до истечения указанного срока «упрощенец» оплатил затраты на приобретение (создание) объекта ОС. При этом ввод данного объекта в эксплуатацию и подача документов на государственную регистрацию права на него за пределами названного срока не являются основанием для вывода о нарушении условий использования субсидии и доначисления дохода.

Полагаем, что если бы Обзор был опубликован несколькими месяцами ранее, то спор по делу № А39-1790/2017 предприниматель выиграл бы.

[1] «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[2] Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Президиумом ВС РФ 04.07.2018.

Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

– цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

– списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

Читать еще:  Срок уплаты налогов в 2018 для ИП

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

– нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

Налогообложение субсидий на возмещение затрат при УСН

Назарова А. В.,
практикующий бухгалтер

УСН: как учесть субсидию

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. При определении налоговой базы предприятие, руководствуясь ст. 346.15 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитывает доходы в виде полученных субсидий, поскольку считает их средствами целевого финансирования.

Регулирование предоставления субсидий государством для финансовой помощи коммерческим организациям из федерального, регионального и местного бюджета осуществляется Бюджетным кодексом. Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, в том числе ИП, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (исключение составляют субсидии государственным (муниципальным) учреждениям). Субсидии являются целевым финансированием. При отборе претендентов на получение субсидий учитываются цели, для которых они требуются, категории юридических лиц, условия получения и порядок предоставления и возврата, порядок проверки перед предоставлением субсидии и возврат неиспользованных сумм.

Несмотря на то что субсидии являются целевым финансированием, организации, применяющие УСН, обязаны учитывать их в составе налогооблагаемых доходов. При этом учет субсидий в составе налогооблагаемого дохода должен осуществляться непосредственно в день поступления средств на счет организации или в кассу организации (ст. 346.17 НК РФ). Это объясняется тем, что данный вид целевого поступления не подходит под ст. 251 НК РФ, то есть финансирование коммерческих организаций из бюджета никак не связано с субсидиями бюджетным и автономным учреждениям и целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившими безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевыми поступлениями от других организаций и(или) физических лиц, и использованными указанными получателями по назначению (письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001, от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266, от 31.01.2014 № 03-11-11/3785, от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694, от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субсидии малым и средним предприятиям, а также субсидии, выдаваемые безработным гражданам, начавшим собственный бизнес, иначе говоря, на содействие занятости, не учитываются как налогооблагаемый доход при соблюдении определенных условий.

Субсидии малым и средним предприятиям

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» организации из категории малых и средних предприятий могут рассчитывать на получение субсидии. Данным организациям можно не учитывать данное поступление как налогооблагаемый доход, если будет соблюден ряд правил (п. 1 ст. 346.17 НК РФ):

  1. Размер полученной субсидии учитывается в доходах пропорционально расходам, совершенным в счет нее.
  2. Срок расходования данной субсидии строго определен.

Срок предоставления данной субсидии составляет два налоговых периода. В случае остатка суммы субсидии по истечении предоставленного срока разница учитывается в составе доходов налогового периода, в котором завершился срок ее использования, и облагается налогом. Допустим, субсидия в размере 150 000 руб. была получена в середине 2016 года, срок ее использования истекает в 2017 году, к 2017 году было израсходовано 100 000 руб., соответственно 50 000 руб. учитываются как доходы 2017 года и облагаются налогом для организаций, применяющих УСН «доходы», по ставке 6%, для организаций, применяющих УСН «доходы-расходы», – по ставке 15%.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если субсидия получена в конце первого года (например, в ноябре 2015 года), то по факту срок ее использования уже не два года, а один (2016 год).

В случае, когда организация применяет УСН «доходы», при получении субсидии в обязательном порядке должна вестись Книга учета доходов и расходов, в которой следует отражать суммы полученных субсидий и расходы, произведенные в счет них (письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@). Расходы отражаются в графе 5 Книги и признаются в момент их оплаты, соответственно суммы субсидий учитываются в доходах на дату оплаты расходов.

Несколько иначе обстоит дело, если полученную субсидию израсходовали на приобретение основных средств или приобретение товаров. В случае с ОС субсидия учитывается в доходах с момента ввода ОС в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм, т. к. затраты на приобретение ОС (при УСН) учитываются в составе расходов именно так (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В Книге учета доходов и расходов нужно показывать часть стоимости ОС и в доходах и расходах на последнее число каждого отчетного периода (31.03, 30.06, 30.09, 31.12). В результате этого в год покупки ОС его стоимость будет полностью учтена в расходах, а субсидия в доходах.

Если ОС будет досрочно продано, то налог по УСН следует пересчитать. В расходах необходимо будет учесть только амортизацию ОС и амортизационную премию. Первая берется за период, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, а вторая составляет 10% от первоначальной стоимости ОС. Налог будет рассчитываться от выручки от продажи ОС и с остатка субсидии. Досрочная продажа ОС невыгодна для организаций.

При покупке товаров субсидия включается в доходы в момент их реализации, т. к. затраты на приобретение товаров включаются в расходы, согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, а именно в момент реализации (письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Суммы субсидии учитываются в доходах на дату оплаты расходов, произведенных за счет нее. Но для признания затрат на приобретение основных средств и товаров предусмотрен особый порядок. Так, затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Субсидии на содействие занятости

Еще одним исключением, по которому можно избежать уплаты налога с дохода при получении субсидии, является субсидия, полученная в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это такой вид субсидии, который выплачивается из бюджета местного центра занятости населения безработным гражданам, решившим заняться собственным делом. Размер ее равен максимальному годовому пособию по безработице, т. е. примерно 58 800 руб. При предоставлении гражданином, открывшим свое дело, рабочего места другому безработному гражданину, выплачивается еще такая же сумма, и так на каждое рабочее место, созданное за счет его бизнеса.

Получение данной субсидии возможно только для граждан, зарегистрированных в качестве безработных (трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1), открывших собственное дело и создавших дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан (письмо ФНС России от 13.07.2012 № ЕД-4-3/11619@). То есть работодатели без статуса безработного не могут рассчитывать на данную субсидию. А организации, взявшие на работу безработных граждан в рамках целевой программы по снижению напряженности на рынке труда и получившие субсидию на возмещение затрат в связи с выплатой заработной платы, должны учитывать данную субсидию как доход и облагать ее налогом (письмо ФНС России от 30.09.2011 № ЕД-4-3/16115@).

Данная субсидия отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных в счет нее затрат, соответствующих ее целевому использованию, и учитывается в составе доходов в течение трех налоговых периодов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

При нарушении условий предоставления субсидии, а именно нарушении целевого использования, вся сумма субсидии должна быть учтена в составе налогооблагаемого дохода того налогового периода, в котором было допущено нарушение.

То же самое касается и остатка суммы субсидии по завершении срока ее использования. Остаток должен быть учтен в налогооблагаемом доходе.

Как и при субсидиях малому и среднему предприятию, при УСН «доходы» должна вестись Книга учета доходов и расходов для отражения доходов и расходов по субсидии.

В случае получения организацией убытка минимальный налог составляет 1%. Не вся сумма субсидии попадает в доход при исчислении минимального налога, а только та часть, за счет которой были оплачены расходы, и неизрасходованная по итогам срока использования часть. Вся сумма субсидии попадает под налогообложение в случае нарушения ее использования и соответственно включается в расчет минимального налога при получении убытка организацией по итогам года.

Подытожим вышесказанное схемой:

Субсидия израсходована в течение срока, на который она была предоставлена?

Субсидия использована по назначению?

Неистраченная субсидия включается
в налогооблагаемый доход

Потраченная не по назначению субсидия включается
в налогооблагаемый доход

За счет субсидии приобретены ОС?

За счет субсидии приобретены товары?

Отражается в доходах по мере учета расходов на покупку ОС (ежеквартально равными суммами в течение года, в котором ОС было введено в эксплуатацию)

Отражается в доходах в день признания расходов на покупку товаров (после оплаты поставщикам и реализации)

Следует учесть в доходах потраченную на закупку товаров субсидию сразу после оплаты этих товаров

Пример 1.

ООО «Рим» находится на УСН «доходы-расходы». В начале 2016 года им была получена субсидия в размере 100 000 руб. Организация использовала данную субсидию на закупку товаров весной 2016 года. Доход от реализации данных товаров составил 150 000 руб. Как отразить доходы и расходы?

Весной 2016 года следует отразить доход в сумме 100 000 руб. пропорционально произведенным расходам по закупке товаров также в сумме 100 000 руб. Эти данные следует отразить в Книге учета доходов и расходов в разделе 1 по строкам 4 и 5. Тут же следует отразить доход от реализации в сумме 150 000 руб. (раздел 1 гр. 4 Книги), а раздел 1 гр. 5 останется пустой, так как расходы были учтены ранее.

Пример 2.

Безработный гражданин, открыв ИП на УСН «доходы», получил субсидию в размере 58 000 руб. на себя, а также 58 000 руб. на создание рабочего места для трудоустройства еще одного безработного гражданина в 2015 году. За три года он израсходовал только 58 000 руб. Какие суммы он должен учесть в доходах?

По истечении срока использования субсидии у ИП в доходах должна быть отражена сумма в размере неиспользованных 58 000 руб. и с нее уплачен налог в размере 6%, а именно 3480 руб.

Пример 3.

ООО «Рим» в марте 2016 года получило субсидию для малого предприятия в размере 200 000 руб. В апреле 2016 года за счет этой субсидии были произведены расходы, соответствующие целевому использованию, в размере 100 000 руб. Как правильно заполнить Книгу учета доходов и расходов?

В марте 2016 года никаких записей в Книге делать не нужно.

В апреле 2016 года в графе 4 следует отразить доход в размере 100 000 руб., а в графе 5 – расход на такую же сумму (по датам оплаты).

За полугодие 2016 года налогооблагаемый доход будет нулевой.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В налоговой декларации по УСН «доходы» по итогам 2016 года необходимо будет отразить разницу между гр. 4 и гр. 5. Сумму дохода из гр. 4 указывать не нужно.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.

Читать еще:  Как проверить кассовый чек на сайте налоговой?

Доходы МУП в виде субсидий: учет при УСНО (С.П. Данченко, журнал “Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 3, март 2017 г.)

Доходы МУП в виде субсидий: учет при УСНО

эксперт журнала “Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Журнал “Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 3, март 2017 г., с. 22-28.

Муниципальные унитарные предприятия получают субсидии, субвенции для возмещения затрат, связанных с их непосредственной деятельностью. О том, нужно ли учитывать указанные денежные средства в доходах при УСНО, читайте в предложенном материале.

Муниципальные унитарные предприятия (МУП) часто применяют УСНО. При этом МУПы имеют ряд характерных особенностей по сравнению с другими коммерческими организациями, которые влияют в том числе на порядок налогообложения полученных доходов.

Правовое положение унитарных предприятий

Правовое положение, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Федеральный закон N 161-ФЗ). Приведем следующие отличительные характеристики МУП, важные в рассматриваемом случае:

– это коммерческая организация, учредителем которой может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;

– в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия;

– МУП не наделен правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, при этом унитарному предприятию оно принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия;

– унитарное предприятие имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Порядок учета доходов при УСНО особенности для МУП

Общий порядок учета доходов для целей налогообложения установлен ст. 346.15 НК РФ: при определении налоговой базы учитываются доходы, определяемые в порядке, приведенном в п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Рассмотрим подробнее доходы, которые не учитываются при УСНО на основании ст. 251 НК РФ. Согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

В данном случае важным является тот факт, что положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, когда средства и иное имущество получены МУП на безвозмездной основе. Если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации (письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-03-06/4/68930, от 09.04.2015 N 03-03-06/20149).

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 БК РФ:

– субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ);

– случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе МУП, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).

Приведенные нормы коррелируют с п. 2 ст. 248 НК РФ, согласно которой имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение данного имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Из совокупности норм налогового и бюджетного законодательства, а также ГК РФ и Федерального закона N 161-ФЗ можно сделать следующий вывод: если средства унитарному предприятию выделяются собственником имущества этого предприятия или уполномоченным им органом не в рамках контрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства не учитываются при определении базы по “упрощенному” налогу в силу пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Обратите внимание! Средства, полученные унитарным предприятием от другого МУП на основании распоряжения администрации муниципального района, под действие нормы пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ не подпадают. Поэтому данные средства должны учитываться при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.12.2010 N 03-11-06/2/185).

Как правило, МУПам выделяются различные субсидии или субвенции на покрытие различных видов расходов, то есть денежные средства. Они учитываются согласно рассмотренным правилам. При этом представители Минфина неоднократно давали разъяснения по конкретным вопросам, поступающим от МУП (см. таблицу на стр. 26).

Вывод представителей контролирующих органов по учету доходов, получаемых МУП

Доходы, не учитываемые при УСНО

Доходы в виде субсидии, выделенной МУП из местного бюджета на осуществление капитальных вложений в реконструкцию инженерных сетей микрорайонов

Доходы в виде субсидии унитарному предприятию, выделенной собственником имущества (администрацией городского поселения) для возмещения затрат, связанных с разницей в стоимости угля и увеличением объема расхода угля (указанная субсидия выделяется не в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для передающего лица и не на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов))

Письмо Минфина России от 25.08.2014 N 03-11-06/2/42272

Доходы в виде субсидии, выделенные МУП из местного бюджета на приобретение топлива с целью ликвидации чрезвычайной ситуации (денежные средства получены муниципальным унитарным предприятием от собственника имущества – администрации городского поселения)

Письмо Минфина России от 14.04.2014 N 03-11-06/2/16841

Доходы в виде субвенции, выделенные МУП на покрытие расходов, связанных с оказанием льготным категориям граждан услуг по вывозу твердых бытовых отходов

Письмо Минфина России от 23.10.2006 N 03-11-04/2/218

Доходы, выделенные МУП, в виде субсидии из муниципального бюджета от собственника имущества на проведение капитального ремонта бань

Суммы в виде компенсации убытков за оказание коммунальных услуг населению по региональным тарифам, которые МУП получает в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, в целях налогообложения не учитываются в том случае, если положения, предусматривающие порядок зачисления указанных сумм на расчетный счет МУП и последующего их перечисления на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, предусмотрены агентским договором

Письмо Минфина России от 15.06.2011 N 03-11-06/2/95

Денежные средства, поступающие на расчетный счет МУП и направленные на оплату лизинговых платежей (если указанные денежные средства получены налогоплательщиком от собственника имущества этого предприятия (органа местного самоуправления) или уполномоченного им органа)

Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-11-06/2/163

Доходы в виде имущества, полученного МУП в безвозмездное пользование

Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-03-06/4/73815

Доходы МУП в виде земельных участков, полученных в безвозмездное срочное пользование по договору с Росимуществом

Письмо Минфина России от 25.02.2015 N 03-03-05/9332

Доходы, учитываемые при УСНО

Субсидии, полученные МУП от собственника имущества – администрации городского поселения на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов)

Письмо Минфина России от 15.12.2014 N 03-11-06/2/64487

Субсидии, полученные МУП от центра занятости населения (в соответствии с республиканской целевой программой) в целях возмещения затрат по организации общественных работ, стажировки, временного трудоустройства граждан, ищущих работу

Письмо Минфина России от 02.03.2010 N 03-11-06/2/24

Средства, полученные МУП в виде субсидий из средств городского бюджета на основании договора на возмещение затрат, связанных с размещением в официальном издании нормативно-правовых актов и иной официальной информации

Письмо Минфина России от 03.03.2010 N 03-11-06/2/25

Средства, поступившие МУП из бюджета субъекта РФ в счет возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в рамках Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле”

Письмо Минфина России от 29.04.2011 N 03-11-06/2/69

Кроме непосредственного выделения денежных средств собственником имущества возможен вариант, когда собственник имущества МУПа вместо денежных средств предоставляет имущество в безвозмездное пользование. Возникает ли в таком случае налогооблагаемый доход?

При ответе на поставленный вопрос нужно учитывать позицию Президиума ВАС, изложенную в Информационном письме от 22.12.2005 N 98: освобождение унитарного предприятия от платы за пользование переданным имуществом влечет за собой сохранение денежных средств данным предприятием. В указанном случае это может быть равнозначно их получению.

Таким образом, поскольку сохранение денежных средств при освобождении унитарного предприятия от платы за пользование имуществом, переданным собственником в установленном порядке, может быть приравнено к их получению, названные доходы не учитываются – тоже на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В том же документе Президиум ВАС отметил, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.

Соответственно, полученные предприятием средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование согласно определенным целям либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Поскольку в рассматриваемом случае получаемые из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги, эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. Факт получения предприятием средств на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот из бюджета сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у предприятия дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.

Таким образом, субсидии, полученные МУП от собственника имущества, например на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов), учитываются на основании общих правил учета доходов при УСНО, установленных гл. 26.2 НК РФ.

Согласно пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении базы по “упрощенному” налогу не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Данное правило работает при выполнении следующих условий:

– средства и иное имущество получены МУП на безвозмездной основе;

– средства унитарному предприятию выделяются собственником имущества этого предприятия или уполномоченным им органом;

– средства выделяются не в рамках контрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.

При определении налоговой базы при УСНО также не возникает налогооблагаемый доход, когда собственник имущества МУПа передает какое-либо имущество в безвозмездное пользование.

Однако средства, полученные МУП от собственника имущества, например на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов), учитываются на основании общих правил учета доходов при УСНО, установленных гл. 26.2 НК РФ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства “Аюдар Инфо”

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы – это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО “Аюдар Инфо”

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector