Налогообложение системы соц обеспечения
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Налогообложение системы соц обеспечения

Налогообложение в социальной сфере

“Все о налогах”, 2008, N 8

Социальное страхование и обеспечение – это система материального обеспечения трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий (профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание).

Социальное страхование и обеспечение производится в основном за счет предприятий, учреждений, организаций и распространяется на всех работников, независимо от форм собственности предприятий.

Идея введения единого социального налога (ЕСН), т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Как известно, после принятия части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 г. вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В частности, гл. 24 НК РФ был введен ЕСН.

Единый социальный налог является одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению. От правильности организации его учета и налогообложения на предприятиях зависит своевременность поступлений страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Вовремя проведенный аудит по организации расчетов по ЕСН также помогает предприятию выявить допущенные ошибки при организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН и предложить пути их устранения.

В составе единого социального налога объединены взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Закона N 118-ФЗ производится налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 г.

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления. Но ряд факторов определяет целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом.

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального государственного органа. В сравнении с бюджетом перераспределение средств внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляются более оперативно. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей социального характера. Необходимость образования внебюджетных фондов вызвана объективной закономерностью существования и развития общества, что в первую очередь связано с потребностью перераспределения финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений, не предусмотренных бюджетом.

Но так как российским законодательством были установлены высокие ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды и слишком высокие ставки пеней при несвоевременной уплате данных отчислений, это влекло за собой ряд всевозможных причин и схем ухода от налогообложения, использующих все законные, сомнительные и просто противозаконные возможности. Поэтому одной из важнейших задач налоговой реформы, с точки зрения Правительства РФ, являлось снижение совокупной налоговой нагрузки на заработную плату с целью вывода фонда оплаты труда предприятий из тени.

Для того чтобы в перспективе кардинально переломить складывающиеся тенденции, было предложено наряду с изменением подоходного налога серьезно модифицировать всю систему отчислений (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды.

На рис. 1 приведены объекты налогообложения ЕСН у организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Формирование объектов налогообложения ЕСН

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды с учетом расходов, названных в пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Налогом облагается общая сумма дохода, которую работник получил от организации, уменьшенная на сумму тех доходов, которые налогом не облагаются. Полученная величина облагаемого налогом дохода работника является налоговой базой для исчисления налога по конкретному работнику по истечении каждого месяца нарастающим итогом с начала налогового периода:

Налоговая база по работнику = Общая сумма дохода, полученного работником в организации – Доходы работника, не облагаемые налогом

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС и акциза по подакцизным товарам на день их выплаты, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов), а при их государственном регулировании – исходя из государственных розничных цен.

Налоговая база по ЕСН рассчитывается по формуле:

Налоговая база = Сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, начисленных работодателем за налоговый период в пользу работников – Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателем и не подлежащих налогообложению – Налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков (работодателей)

На рис. 2 представлена схема определения налоговых сумм, подлежащих уплате в бюджет по единому социальному налогу. Налоговая база исчисляется путем суммирования заработков каждого работника и затем умножается на единую налоговую ставку по ЕСН. Далее происходит ее разбивка по каждому фонду в отдельности и рассчитываются суммы, необходимые для перечисления в бюджет с учетом авансовых платежей и налоговых льгот.

Схема формирования отчислений по ЕСН в бюджет

Таким образом, целью введения ЕСН является упрощение налогообложения и отчетности, сокращение контролирующих органов, перераспределение налогов в пользу физического лица в части пенсионных накоплений, в результате чего должна была увеличиться заработная плата за счет ее легализации и ухода от практики выдавать заработную плату “черным налом”. В реальности же заработная плата остается на невысоком легальном уровне, а большая ее часть – “в конвертах”. Такое положение в основном сохраняется из-за того, что обязанность по уплате ЕСН лежит на работодателе. И он воспринимает ЕСН как обычный налог, который должен уплатить государству прежде, чем сможет выплатить заработную плату своим работникам.

Результаты применения регрессивной шкалы показывают ее бесполезность при существующем уровне средней заработной платы, так как с учетом изменения регрессивной ставки ЕСН с 1 января 2007 г. со 100 000 до 280 000 тыс. руб. повысился порог для принятия регрессивной ставки налога. Это сделало его недоступным для большинства работников, но в то же время облегчило условия его применения, поскольку больше не надо определять средний уровень заработной платы всех работников без учета 10 или 30% самых высокооплачиваемых работников, который должен был составлять не менее 2500 руб. на каждого работника.

Для того чтобы использовать регрессивную ставку налога, необходимо ежемесячно начислять более 23 тыс. руб. на каждого работающего, что при сегодняшнем среднем уровне заработной платы практически невозможно. Поэтому применение регрессивной ставки налога нереально для большинства работников и фирм.

Исходя из информации о применении единого социального налога за несколько лет, можно в динамике увидеть изменение ставок налога, т.е. их процентное соотношение от общего уровня налогообложения. Так, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом общие отчисления в целом по ЕСН уменьшились на 9,6%. Сократились отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на 0,4%, и территориальный фонд отделения медицинского страхования потерял 2,4%, уменьшились отчисления в ПФР на 8%.

С введением ЕСН значительное количество задач решено на уровне законодательного обеспечения. В то же время надо признать, что снижение налоговой нагрузки малозаметно для большинства организаций и само по себе не слишком влияет на их политику в отношении заработной платы.

Введенная регрессивная шкала налогообложения – важный шаг, создающий предпосылки для пересмотра отношений между работниками и работодателем. Но организация может заработать право на применение регрессивной шкалы в текущем году только при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы, так как применять регрессивную ставку налога можно начиная с суммы, превышающей 280 000 руб. на каждое физическое лицо в отдельности.

На сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым: налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями.

Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН на предприятии должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и оказание медицинской помощи.

Несомненно, единый социальный налог с позиции законодательства перераспределяет налоги в пользу физических лиц. Но с психологической точки зрения руководители предприятия воспринимают его как налог, который он должен уплатить с заработной платы, хотя и по пониженной ставке 26%. Отрицательным фактором выступает и то, что основная масса людей не представляет, сколько и какие отчисления делает в его пользу его работодатель. Поэтому даже при ставке 26% многие работодатели и работники не стремятся легализировать заработную плату.

В настоящее время компании для того, чтобы уйти от уплаты ЕСН, используют следующие основные способы:

  1. С физическим лицом заключается гражданско-правовой договор вместо трудового – это позволяет не перечислять взносы в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ).
  2. Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ компания вправе не начислять ЕСН на суммы выплат и вознаграждений сотрудникам, которые организация не относит к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль.
  3. Часть заработной платы или премии выдается под видом представительских расходов, тем самым денежные суммы полностью выводятся из-под налогообложения.
  4. Заработная плата выдается “в конвертах”.
  5. Оплата труда производится под видом страховой премии.
  6. Из налогообложения исключаются суммы выплат в пользу физических лиц, которые не являются инвалидами, но работают в общественных организациях инвалидов (пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ).
  7. Используются положения ст. 238 НК РФ по исключению ряда выплат в пользу физических лиц из налоговой базы по ЕСН.
  8. Аутстаффинг.
Читать еще:  Налоги ИП без работников ЕНВД

Аутстаффинг (аренда персонала) – одна из наиболее распространенных легальных схем. Ее смысл – переложить обязанности выплачивать заработную плату и, соответственно, налоговую нагрузку по ее выплате на другое юридическое лицо, у которого есть льгота. Это можно сделать, переведя часть персонала из компании, применяющей общую систему налогообложения (ОСН), в компанию, применяющую упрощенную систему налогообложения (УСН). Фирма на ОСН выводит персонал за штат, а уволенных сотрудников берет к себе на работу компания, использующая УСН. После этого между компанией на ОСН (заказчик) и компанией на УСН (исполнитель) заключается гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг (аренды персонала). Арендные платежи можно списать на прочие расходы, которые уменьшают налог на прибыль (пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Услугами компании на УСН, которые она оказывает компании на ОСН, могут быть и другие услуги, предусмотренные пп. 14, 15, 18, 27, 28, 36 п. 1 ст. 264 НК РФ.

С “арендуемыми” работниками необходимо провести инструктаж, а безопаснее всего арендовать новых сотрудников, поскольку никаких переездов в случаях увольнения нет и все продолжают работать на своих местах.

Сотрудники, фактически работающие на компанию на ОСН, юридически оформляются как сотрудники компании на УСН. В компании на УСН они получают заработную плату и составляют среднесписочную численность этой компании. Таким образом, обязанность выплачивать заработную плату и, соответственно, нести налоговую нагрузку по ее выплате лежит на компании, использующей УСН.

Аутстаффинг выгоден и самому “упрощенцу”. Причем в большей степени, если он платит налог с доходов за вычетом расходов (ст. 346.14 НК РФ). Ставка налога составляет 15% от разницы между полученной выручкой и произведенными расходами (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Сравним налогообложение заработной платы в компаниях, применяющих ОСН и УСН:

На конкретном примере это выглядело бы так:

Налог на социальное обеспечение 2020

Table of Contents:

Что такое «налог на социальное обеспечение»

Налог на социальное обеспечение – это налог, взимаемый как с работодателями, так и с работниками за финансирование программы социального страхования. Налог на социальное обеспечение обычно собирается в виде налога на заработную плату или налога на самозанятость. Налог на социальное обеспечение выплачивается за пособия по уходу на пенсию, инвалидности и выживания, ежегодно получаемые миллионами американцев.

Также известен как Старость, Оставшиеся в живых и Страхование по инвалидности (OASDI).

НАПРЯЖЕНИЕ «Налог на социальное обеспечение»

Налог на социальное обеспечение применяется к доходу, заработанному работниками и самозанятыми налогоплательщиками. Работодатели обычно удерживают этот налог от зарплаты сотрудников и направляют его правительству. Средства, собранные сотрудниками для социального обеспечения, не передаются в доверительное управление отдельному сотруднику, который в настоящее время платит в системе, а скорее используются для оплаты существующих пенсионеров. Налог на социальное обеспечение также взимается для поддержки лиц, имеющих право на пособие на выживание – пособия, выплачиваемые вдове или вдове после смерти супруга.

По состоянию на 2017 год ставка налога на социальное обеспечение составляет 12,4%. Половина налога уплачивается работодателем, а работник несет ответственность за выплату другой половины, то есть 6,2%. Ставка налога на социальное обеспечение оценивается по всем видам дохода, заработанному сотрудником, включая заработную плату, заработную плату и бонусы. Однако существует предел дохода, к которому применяется ставка налога. На 2017 год налог на социальное обеспечение берется из дохода до годового лимита в размере 127 200 долларов США. Любая сумма, полученная выше 127, 200, – это бесплатное социальное обеспечение.

Рассмотрим двух сотрудников, Якова и Иззи. Иззи зарабатывает 85 000 долларов США за 2017 год налогообложения и имеет 6,2% налог на социальное обеспечение, удерживаемый из его заработной платы. Фактически, федеральное правительство собирает 6,2% х 85 долларов США, 000 = 5 долларов США, 270 из Иззи для выплаты пособий по выходу на пенсию и по инвалидности. С другой стороны, Джейкоб зарабатывает 175 000 долларов США. Ставка налога на социальное обеспечение будет применяться только до предела в размере 127 200 долларов. Поэтому Джейкоб будет платить 6. 2% x 127, 200 = 7, 886. 40 как его вклад в счет социального страхования страны для пенсионеров и инвалидов.

Налог на социальное обеспечение представляет собой регрессивную систему налогообложения, а это означает, что более низкие доходы получают большую часть своего общего дохода, по сравнению с более высокими доходами. Джейкоб зарабатывает 175 000 долларов в год, но платит только 7, 886. 40 долларов за социальное обеспечение. Его эффективная ставка налога на социальное обеспечение, следовательно, составляет 7 886 долларов США. 40 ÷ $ 175 000 = 4 51%. Иззи, с более низким доходом в год, фактически облагается налогом на уровне 6,2% (например, 5, 270 ÷ $ 85 000). Даже домохозяйства, которые зарабатывают определенный уровень дохода, к которому не применяется федеральный подоходный налог, могут по-прежнему облагать налогом на социальное обеспечение.Например, один налогоплательщик, который получает валовой доход в размере 10 000 долларов США в данном году, будет облагаться нулевым подоходным налогом, однако 6,2% по-прежнему могут быть приняты за социальное обеспечение.

Налог на социальное обеспечение также берется из доходов самозанятых. Поскольку Служба внутренних доходов (IRS) считает индивидуального предпринимателя как работодателем, так и сотрудником, он / она должен полностью заплатить 12% налога на социальное обеспечение. Налог на социальное обеспечение применяется ко всем чистым доходом до лимита заработной платы. Налог на самостоятельную занятость состоит из налога на социальное обеспечение и налога на медицинскую помощь, а по состоянию на 2017 год налог на самостоятельную занятость составляет 15,3% = 12. 4% налог на социальное обеспечение + 2,9% налог на медицинское обслуживание. Налог на самозанятость применяется только на 92. 35% чистого дохода от бизнеса.

Айк, управляющий бизнесом HR Consulting, рассчитывает, что его общая чистая прибыль за год составит 200 000 долларов США после того, как были вычтены бизнес-расходы. Его ставка налога на самозанятость будет оцениваться на уровне 92. 35% x 200 000 000 долларов США = 184 700. Поскольку эта сумма превышает установленный лимит, его налоговый счет будет составлять 15. 3% x 127, 200 (лимит) = 19 долларов США , 461. 60. Айк может потребовать вычет сверху за половину своего налога на самозанятость или 19, 461 долл. США 60 ÷ 2 = 9 730 долл. США. 80. Фактически, он получает возмещение по части работодателя (6. 2% Социальное обеспечение + 1. 45% Medicare = 7. 65%) от его налога на самозанятость.

Исключения

Не каждый налогоплательщик должен платить налог на социальное обеспечение. Изъятия из налога на социальное обеспечение доступны для определенной группы лиц, в том числе:

  • Члены религиозной группы, которые выступают против получения пособий по социальному обеспечению во время выхода на пенсию, если они инвалиды или после смерти.
  • Иностранец-нерезидент, или лица, которые не являются гражданами или законными резидентами Соединенных Штатов, которые временно находятся в стране в качестве студентов.
  • Иностранец-иностранец, работающий в США для иностранного правительства.
  • Студенты, которые работают в той же школе, в которой они учатся, и где занятость зависит от продолжения зачисления.

Дополнительную информацию о налогах и льготах по социальному обеспечению можно найти на веб-сайте IRS.

Глава1. Теоретико-правовые вопросы социального обеспечения работников налоговой инспекции

Понятие социального обеспечения работников налоговой инспекции

Право социального обеспечения работников налоговой инспекции – один из самых молоды разделов российского права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих экономическое, правовое и иное обеспечение работников налоговой инспекции, нуждающихся в социальной защите.

Социальное обеспечение работников налоговой инспекции как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки. Иногда определение того или иного понятия (дефиницию) дает сам законодатель и оно воспринимается наукой и практикой как легальное понятие. Однако легальное определение социального обеспечения работников налоговой инспекции как многоаспектного явления в законодательстве нет. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения работников налоговой инспекции авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления.

Под социальным обеспечение работников налоговой инспекции понимают: форму распределения, гарантирующую работникам налоговой инспекции нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потери трудоспособности и кормильца, систему материального обеспечения и обслуживания работников налоговой инспекции по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях; совокупность общественных отношений, складывающихся между работниками налоговой инспекции и органами государства, местным самоуправлением, организациями, – с другой стороны, по поводу предоставления работникам налоговой инспекции за счет специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей работников налоговой инспекции в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам.

Читать еще:  Декларация в налоговую для ИП

Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления работникам налоговой инспекции материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств в целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной их которых является государственное социальное страхование, осуществляемое на основании законодательства.. Таким образом, государственное социальное страхование – это обязательная система социального обеспечения работника налоговой инспекции. Суть социального страхования заключается в распределении социального риска потери либо снижения заработка по независящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих налоговой инспекции, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования. При этом классические системы государственного страхования гарантируют застрахованным предоставление материальных благ (пенсий, пособий, иных услуг) по принципы соизмерения их с размерами сумм, уплачиваемых всеми застрахованными работниками налоговой инспекции в страховые фонды.

В Российской Федерации существуют четыре вида обязательного социального страхования [38]:

  • 1) пенсионное;
  • 2) медицинское;
  • 3) социальное на случай временной нетрудоспособности;
  • 4) социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях осуществления обязательного социального страхования страховщикам необходимо уплачивать страховые взносы, или обязательные платежи на социальное страхование в соответствии с установленными тарифами, т.е. ставками обязательного платежа, определяемыми для каждого вида социального страхования.

Работники налоговой инспекции, застрахованные по программе обязательного социального страхования, ощущают себя более уверенно при возникновении социальных рисков, т.е. предполагаемых событий, которые влекут за собой изменение их социального (в том числе материального) положения.

Социальный страховой риск возникает при наступлении страхового случая, т.е. события, в связи с которым страховщик обязан обеспечить застрахованное лицо, т.е. работника налоговой инспекции, а последнее имеет право на данное обеспечение. Согласно ст.7 Федерального закона от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» существуют следующие виды социальных страховых рисков работников налоговой инспекции [33]:

Необходимость получения медицинской помощи;

Трудовое увечье или профессиональное заболевание;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его иждивении.

Согласно ст.8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» каждому виду социального риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховое обеспечение по отдельным видам обязательного социального страхования работников налоговой инспекции [41]:

Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением работнику налоговой инспекции необходимой медицинской помощи;

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Пенсия по временной нетрудоспособности;

Пособие в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием;

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Пособие на санаторно-курортное лечение;

Социальное пособие на погребение;

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников налоговой инспекции и членов их семей.

В последнее время все большую популярность как на международном уровне, так и внутри страны получает такой термин, как социальная защита. В теории права социального обеспечения социальная защита работников налоговой инспекции рассматривается в широком аспекте. В социальную защиту работников налоговой инспекции входит деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья работников налоговой инспекции, профессиональной подготовке, охране труда, регулированию заработной платы, обеспечению работников налоговой инспекции жильем, регулированию права собственности работников.

Законодательно оформленной системы социальной защиты работников налоговой инспекции в настоящее время в России еще нет. Социальное обеспечение работников налоговой инспекции же функционирует как обособленное, внутренне организованное системное образование со сложной структурой. Феномен такого сложного системного образования заключается в том, что каждый из элементов системы в свою очередь представляет относительно обособленную систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. Следовательно, социальное обеспечение работников налоговой инспекции – это многоуровневое системное образование.

Конституция Российской Федерации (ст.7, 39, 41) наряду с гарантированием государством права каждого работника налоговой инспекции на социальное обеспечение поощряет и иные (негосударственные) формы социального обеспечения работников налоговой инспекции: добровольное социальное страхование, благотворительность, создание частных систем здравоохранения и др.

Следовательно, на современном этапе социальное обеспечение работников налоговой инспекции как системное образование высшего порядка состоит из двух элементов – государственной и негосударственной системы социального обеспечения.

Государственная система социального обеспечения работников налоговой инспекции законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой прежде всего правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем [39]:

  • а) финансирования социального обеспечение работников налоговой инспекции;
  • б) управления;
  • в) материального обеспечения и социального обслуживания работников налоговой инспекции.

Это комплексное межотраслевое правовое образование, нормы которого входят в различные отраслевые правовые системы – в финансовое, административное право, право социального обеспечения.

Следующий уровень социального обеспечения работников налоговой инспекции как системного правового образования – отраслевой, поскольку норму, регулирующие отношения по финансированию, управлению, социальному обеспечению работников налоговой инспекции, относятся к различным отраслям права.

В правовой системе социального обеспечения работников налоговой инспекции есть и внутриотраслевой уровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение работников налоговой инспекции за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования); за счет средств федерального бюджета; за счет бюджетов субъекта РФ; за счет местных бюджетов и средств организации; за счет фондов социальной поддержки населения. В системе материального обеспечения и социального обслуживания работников налоговой инспекции, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы: пенсионного обеспечения; обеспечения работников налоговой инспекции пособиями и компенсациями, медицинской помощью и лечением, социальными услугами, льготами.

Налогообложение социальных учреждений

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 8Э-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, посвященный совершенствованию правового положения государственных и муниципальных учреждений, внес изменения в деятельность учреждений социальной защиты населения.

Этим законом предусмотрены три организационно-правовые формы учреждений с различными степенями финансовой свободы: автономные, бюджетные (нового типа) и казенные.

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Основой системы финансового планирования потребности учреждения в бюджетных средствах является государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Оно формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ). Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим. и юридическим, лицам должно содержать:

  • – показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • – порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • – требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания;
  • – определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • – порядок оказания соответствующих услуг;
  • – предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством.

Формированием и утверждением государственного задания для бюджетного учреждения, а также финансовым обеспечением его выполнения занимается соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Бюджетное учреждение вправе за плату выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, гражданам и юридическим лицам. Платные услуги могут оказываться как сверх установленного государственного (муниципального) задания, так и в его пределах – в случаях, определенных федеральными законами. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности, направляется на цели деятельности учреждения.

Читать еще:  Налог для ИП по упрощенке 2018

Сравнительный анализ налоговой нагрузки на бюджетные, автономные и казенные учреждения приводится в табл. 7.

Налогообложение учреждений

Налог

Автономные и бюджетные учреждения

Казенные учреждения

НДС от платных услуг

Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 ПК РФ)

Не уплачивают (платит арендатор налоговый агент)

Налог на прибыль

Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается)

Нe уплачивают (налогооблагаемая база отсутствует)

Уплачивают (при регистрации учредительных документов)

Налог на имущество, земельный налог

Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии)

Уплачивают (за счет доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств)

Казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), для автономных учреждений возможность применения сохраняется.

Укажем некоторые особенности исчисления налога на прибыль для государственных (муниципальных) учреждений. К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, были отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям. Кроме того, в налоговую базу не включаются доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 года в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Также не подлежат включению в налоговую базу доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). К расходам, не учитываемых в целях налогообложения, отнесены расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Можно выделить следующие основные недостатки в сфере налогообложения социальных учреждений:

  • o отсутствие четкой налоговой политики в отношении социально-ориентированных бюджетных учреждений;
  • o неэффективность системы налогообложения, в результате чего часть средств, выделяемых из бюджета, изымается обратно в бюджет в виде налогов;
  • o применение налога на имущество и транспортного налога в отношении основных средств, используемых для оказания социальных услуг населению, делает невыгодным процесс совершенствования технологий обслуживания населения, так как это ведет к росту стоимости основных фондов и соответственно к увеличению налоговых платежей.

Отсутствие конкуренции на рынке социальных услуг делает систему налогообложения и систему страховых платежей в целом не эффективной в плане рационального расходования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Расскажите о модели персонифицированного финансирования социальных потребностей населения.
  • 2. Дайте определение понятию “государственные финансы”.
  • 3. Дайте определение понятию “финансы предприятий”.
  • 4. Дайте определение понятию “финансы населения”.
  • 5. Дайте определение понятию “государственный бюджет”.
  • 6. Расскажите о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
  • 7. Назовите основные функции государственного бюджета.
  • 8. Перечислите группы, на которые подразделяется расходная часть государственного бюджета.
  • 9. Назовите основные причины бюджетного дефицита.
  • 10. Каковы недостатки финансирования социальной сферы?
  • 11. Назовите основные задачи, которые стоят перед внебюджетными фондами.
  • 12. Каковы особенности функционирования внебюджетных фондов в России?
  • 13. Дайте определение понятию “налоги”.
  • 14. Расскажите о функциях налогов.
  • 15. Как можно классифицировать налоги?

В чем отличие налогообложения разных типов социальных учреждений?

Налоги социальной политики

Переход к экономике рыночного типа от административной управляемой экономики сопровождается в Российской Федерации резким снижением жизнеобеспечения населения, что ставит на первый план вопросы урегулирования социальной политики. Первостепенной задачей является обеспечение социальной поддержкой и защитой тех классов населения, которые оказались в наиболее сложной жизненной ситуации в силу некоторых обстоятельств.

Реализация социальной политики

С целью минимизации необдуманного заимствования достижений запада в сфере социальной политики, который не обеспечивает их оптимальной интеграцией в единую систему регулирования социально-экономических процессов на уровне государства. Данная сфера не должна реализоваться и рассматриваться в отдельности от налоговой системы.

Основным условием эффективной реализации социальной политики является достаточность финансовых государственных ресурсов и обеспечение соответственных финансовых возможностей для реализации программ социальной политики другими экономическими агентами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Только при изучении налоговой системы как основного инструмента для реализации экономической и социальной политики возможна разработка таких подходов, как реформирование системы налогов, благодаря чему можно избежать нестабильности ее работы в будущем.

Наибольший интерес вызывают мероприятия косвенного и прямого вмешательства в рыночный процесс перераспределения доходов. Основным инструментом государственного регулирования являются трансфертные платежи, которые обеспечивают нуждающимся лицам материальные выплаты. Изучению взаимосвязи данного направления социальной политики с системой обязательных налоговых отчислений в экономике уделяется первостепенное внимание.

Основными задачами исследования налоговой системы, как основного инструмента социальной политики, являются научное обоснование принципов взаимосвязи социального обеспечения (основного элемента социальной политики) с источниками его финансирования. Также сюда можно отнести разработку основного инструментария для обоюдного согласования решений в сфере социальной защиты граждан, которые принимаются на уровне государства, а также структуры обязательных налоговых платежей в экономике страны.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Для достижения основных целей налоговой системы поставлены следующие задачи:

  • проведение анализа опыта построения структуры социального обеспечения, который был реализован в развитых государствах со смешанным типом экономики, а также разработка на данной основе направлений эффективного развития налоговой системы в Российской Федерации;
  • определение взаимосвязи между существующими моделями социальной политики и механизмами для ее финансирования;
  • разработка специальных подходов к количественному оцениванию влияния уровня обязательных отчислений в государственный бюджет на уровень социальной защищенности граждан;
  • разработка рекомендаций, которые направлены на усовершенствование налоговой и социальной политики Российской Федерации на основе принципов их взаимного согласования.

Роль налоговой системы в социальной политике государства

Налоговая система – это основной инструмент не только экономической, но и социальной политики, которая осуществляется в различных странах со смешанным типом экономики.

Между социальной и налоговой политикой существует очень тесная взаимосвязь. Если социальное обеспечение и защита являются основными функциями современного государства, то налоговая система является основой формирования доходов государственного бюджета.

Соотношение между доходами за счет косвенных и прямых налогов оказывает ощутимое воздействие на методы формирования системы социальной политики, поэтому оно служит базой для формирования классификации системы налогообложения.

Изучение особенностей налоговой системы в различных странах, которые применяют разные модели финансирования социальной политики, позволило составить следующую классификацию:

  1. Британская модель. Система налогообложения в странах с данной моделью социальной политики характеризуется поступлениями бюджет за счет косвенных и прямых налогов до 50 процентов. Большие поступления от подоходного налога сочетается с незначительными взносами в фонды социального страхования. Это связано с тем, что основная часть социальный выплат имеет «не страховой» характер либо же система страхования активно субсидируется государственной политикой. Чтобы обеспечить высокий уровень поступлений в бюджет государства необходимо повысить роль корпоративного налогообложения.
  2. Франко-германская модель. В государствах с данной моделью социальной политики страховые взносы доминируют в системе обязательных отчислений. Для таких государств характерен значительный удельный вес косвенных налогов и незначительная часть подоходного налога. С ростом значения социального страхования осуществляется переориентация системы налогообложения на косвенные налоги.
  3. Североевропейская модель. Для государств с этой моделью социальной политики характерно доминирование подоходного налога с физических лиц в структуре общих доходов госбюджета по сравнению с низкой долей НДС. Поскольку в рамках североевропейской модели основные социальные расходы осуществляются за счет бюджета центрального управления, а социальное страхование не получило должного распространения, то основным звеном отчислений становятся обязательные налоги. Социальные отчисления в данном случае играют роль дополнительных средств при формировании основных средств, что направлены на реализацию социальной политики.

Рисунок 1. Налоги социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Консервативная модель социальной политики

В Российской Федерации наиболее реальной моделью социальной политики является консервативная. Она может сочетаться с британской моделью по структуре источников социальных расходов, но только при условии высокого объема государственных субсидий в системе страхования.

Консервативная модель социальной политики позволит снизить взаимосвязь между дифференциацией общественных доходов, величиной некоторых элементов первичных доходов и структурой налоговой системы государства. Несмотря на множество ограничений, данная модель социальной политики реализовала возложенные на нее задачи. Она может не только связать характеристики налоговых государственных мероприятий с уровнем дифференциации доходов российский граждан, но и выявить оптимальную систему налогообложения, которая будет соответствовать проводимой политики.

Модель позволяет использовать различные исходные показатели отличия доходов и может применяться к различному кругу налогов. Изначально она ориентирована на конкретные показатели, которые публикуются отечественными органами, благодаря чему повышается ее практическая ценность.

Взаимосвязь между социальной и налоговой политикой необходимо учитывать в процессе проведения реформирования системы социальной защиты. Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации применяются широкомасштабные реформы, которые затрагивают все аспекты вмешательства государства в социально-экономическую сферу, данный нюанс должен быть учтен в обязательном порядке. Только комплексное изучение государственных элементов урегулирования социально-экономических процессов может гарантировать формирование эффективного рыночного преобразования в Российской Федерации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector