Налогообложение пожертвований религиозным организациям
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Налогообложение пожертвований религиозным организациям

Налогообложение пожертвований религиозным организациям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Религиозная организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Она получает пожертвования в виде денежных средств, которые учитываются на счете 86 “Целевое финансирование”. Данные средства используются организацией на покупку религиозной атрибутики, религиозной литературы и другие уставные цели. В течение налогового периода других доходов (кроме пожертвований) не было.
Надо ли уплачивать минимальный налог в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с тем, что в данном случае у религиозной организации отсутствуют доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, при определении по итогам налогового периода налоговой базы по налогу, уплачиваемому с связи с применением УСН, отсутствует и объект налогообложения для расчета и уплаты минимального налога.

Обоснование вывода:
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”).
В понимании ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) религиозная организация является некоммерческой организацией.
В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться в том числе религиозным организациям. Жертвователем может быть любое физическое или юридическое лицо, включая коммерческую организацию (постановление АС Поволжского округа от 16.03.2015 N Ф06-20558/13).
Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Отметим, что законодательство не раскрывает содержание понятия “общеполезные цели” (постановление ФАС Московского округа от 05.08.2014 N Ф05-8166/14 по делу N А40-155682/2013).
Деятельность религиозной организации, на наш взгляд, может быть квалифицирована как деятельность, направленная на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ). В связи с этим мы полагаем, что безвозмездная передача религиозной организации имущества на осуществление ею цели, ради которой она создана (на осуществление уставной деятельности), может быть отнесена к пожертвованию.
Некоммерческие организации, учрежденные гражданами, вправе применять УСН при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.2 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 29.04.2015 N 03-11-11/24857).
В случае, если налогоплательщик применяет УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п.п. 1, 2 ст. 346.14, п. 2 ст. 346.18 НК РФ).
Согласно п.п. 1, 1.1 ст. 346.15 при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ за исключением, в частности, доходов, указанных в ст. 251 НК РФ.
Так, в силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. В целях применения данной нормы к целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Из положений п. 2 ст. 251, п. 14 ст. 250 НК РФ следует, что в отношении целевых поступлений обязательным является требование об их целевом расходовании. При неисполнении данного требования целевые поступления не могут рассматриваться в качестве целевых и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Смотрите также письма Минфина России от 24.05.2017 N 03-03-07/31908, от 21.04.2017 N 03-03-06/2/24359.
Таким образом, суммы пожертвований, полученные религиозной организацией, применяющей УСН, расходуемые этой организацией исключительно на осуществление уставной деятельности (что должно быть подтверждено документально), не признаются доходом в налоговом учете (смотрите также письма Минфина России от 31.08.2015 N 03-03-06/4/50052, от 19.08.2015 N 03-11-06/2/47934, от 28.03.2014 N 03-11-06/2/13904, от 16.12.2011 N 03-11-06/2/179, ФНС России от 17.08.2017 N ЗН-4-17/16223@).
Соответственно, и расходы, которые покрываются за счёт средств целевых поступлений, также не должны учитываться при налогообложении. Аналогичное мнение выражено Минфином России (смотрите письмо от 21.02.2014 N 03-11-06/2/7386). При этом финансовое ведомство разъясняет, что если на конец налогового периода имеются неиспользованные средства, полученные в рамках целевых поступлений, то данные неиспользованные средства не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее – Налог).
Согласно заданному вопросу в рассматриваемой ситуации у религиозной организации в течение налогового периода не было иных поступлений (кроме пожертвований). При этом поступившие пожертвования расходовались на осуществление уставной деятельности. При отсутствии у религиозной организации подлежащих налогообложению доходов (расходов) налоговая база по Налогу составит нулевую величину.
В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном этим же пунктом. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
В связи с тем, что в данном случае у религиозной организации отсутствуют доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, считаем, что при определении по итогам налогового периода налоговой базы по Налогу отсутствует и объект налогообложения для расчета и уплаты минимального налога. Косвенно данную позицию можно подтвердить письмами Минфина России от 20.03.2008 N 03-11-02/28, УМНС по г. Москве от 26.01.2004 N 21-09/05150. При этом отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы Налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду (письмо УФНС России по Волгоградской области от 13.12.2005 N 11-16/22310.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Договор пожертвования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

27 ноября 2017 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность

Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя – юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.

Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:

– социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

– подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

– оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

– содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

– содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

– содействие защите материнства, детства и отцовства;

– содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

– содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

– содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

– охрана окружающей среды и защита животных;

– охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

– подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

– социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

– содействие добровольческой деятельности;

– участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

Читать еще:  Какие налоги платит ИП за иностранного работника?

– содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

– поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

– содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

– содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”).

В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

– бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.

Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).

В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).

Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, денежные средства, перечисленные в рамках благотворительной деятельности, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825, от 15.11.2005 N 20-12/85449, от 30.06.2004 N 26-12/43525).

Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. “. пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.”

В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ “О налоговых ставках на территории Новгородской области”, п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области “О благотворительной деятельности в Тверской области”).

НДС

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.

Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).

Налог при применении УСН

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).

Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.

Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения “доходы”, ни с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”.
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.

При этом НК РФ не определено содержание понятия “категория налогоплательщиков”.

Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, “вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях”.

О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13608@.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

– Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов;

– Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налоговые льготы для юридических и физических лиц, делающих благотворительные пожертвования

Прежде, чем перейти к рассмотрению налогообложения пожертвований остановимся на значении понятия «пожертвование» и «благотворительное пожертвование», а также на том, как правильно оформить передачу пожертвования (благотворительного пожертвования). Квалификация передаваемого объекта гражданских прав в качестве пожертвования (благотворительного пожертвования) имеет существенное значение для обоснованного применения налоговых льгот. В том числе, для применения налоговой льготы важно юридически правильно оформить документы по передаче пожертвования (благотворительного пожертвования).

Понятие «пожертвование» и «благотворительное пожертвование»

Вещью признаются объекты гражданских прав, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права (ст. 128 ГК РФ).

Дарение в общеполезных целях является обязательным условием пожертвования. Однако, что в законодательстве содержание понятия общеполезные цели не раскрыто. Его значение можно встретить в правоприменительной практике арбитражных судов.

Например,

– «общеполезные цели должны либо учитывать национальные интересы того государства, в котором осуществляет деятельность то или иное лицо, либо направляться на достижение целей, приносящих пользу не только (не столько) жертвователям и одаряемому, сколько обществу в целом».

Судом рассматривалась ситуация, при которой неким Фондом заключено с Агентством международного развития (АМР) США Соглашение, цель Соглашения определена как поддержка программы мониторинга выборов в Российской Федерации. В ходе судебного заседания рассмотрены комментарии официального представителя МИД России о прекращении деятельности жертвователя в России по причине того, что характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы…. В результате судами установлено, что перечисление денежных средств в адрес фонда не может рассматриваться как произведенное на общеполезные цели и квалифицироваться для целей освобождения от налогообложения в как пожертвование.

Читать еще:  Факультативные элементы налогообложения

Пожертвования могут быть направлены:

  • гражданам;
  • лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям;
  • благотворительным, научным и образовательным организациям;
  • фондам;
  • музеям и другим учреждениям культуры;
  • общественным и религиозным организациям;
  • иным некоммерческим организациям в соответствии с законом,
  • а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

РЕГИСТРАЦИЯ ФОНДА

Пожертвование оформляется договором, который составляется в простой письменной форме.

Такой договор обязательно должен содержать:

  • предмет пожертвования;
  • конкретные общеполезные цели пожертвования;
  • статус одаряемого должен соответствовать названным выше требованиям ГК РФ.

Договор пожертвования имущества гражданину также должен содержать сведения об использовании этого имущества по определенному назначению, иначе он будет считаться дарением. Для договоров с юридическими лицами таких требований нет.

Не менее важным признаком договора пожертвования является его безвозмездность, т.е. предоставление предмета пожертвования бесплатно, без встречного предоставления со стороны принимающего лица. Наличие встречных обязанностей не признается договором пожертвования.

Понятие «благотворительное пожертвование»

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Передача благотворительного пожертвования должна соответствовать целям, установленным в ст. 2 Закона.

Благотворительной деятельностью вправе заниматься граждане и юридические лица с образованием или без образования благотворительной организации.

Договор благотворительного пожертвования, как и договор пожертвования, также должен быть заключен в письменной форме. По содержанию он должен полностью соответствовать требованиям Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. в том числе, в части объекта пожертвования, цели пожертвования и статуса благополучателя.

Налогообложение пожертвований

Налогообложение пожертвований различается для жертвователей физических и юридических лиц. Рассмотрим отдельно особенности.

Для физических лиц.

Налог на доходы физических лиц.

Для физических лиц – жертвователей законодательством России предусмотрены налоговые преимущества в виде налоговых вычетов по НДФЛ.

В частности, при определении налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований:

  • благотворительным организациям;
  • социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;
  • некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
  • некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”.

Налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного им в налоговом периоде и подлежащего налогообложению (ст. 219 НК РФ).

Для организаций. Налог на прибыль

Для организаций по налогу на прибыль законодательством России какие – либо преимущества не установлены. Пожертвования (благотворительные пожертвования) не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль как не направленные на получение дохода.

Например, в п.п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ прямо сказано, что стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, а также суммы целевых отчислений на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ, не включаются в состав налоговых расходов.

Минфин России в Письме № 03-03-06/4/13800 от 22.04.2013 г. придерживается аналогичного мнения. Как отмечает Минфин РФ для целей гл. 25 НК РФ принимаются экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Пожертвования (благотворительные пожертвования) по мнению налогового органа, являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Поэтому, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным гл. 25 НК РФ.

Налог на добавленную стоимость

НДС благотворительные пожертвования в соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно данной норме:

– «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации… передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров».

Как указано выше для обоснования правомерности применения льготы важно правильно оформить все документы. Следует обратить внимание на то, что УФНС РФ по г. Москве в Письме № 16-15/126825 от 2 декабря 2009 г. приводит примерный перечень документов, которые, по мнению налогового органа необходимы для применения освобождения от налогообложения передачи благотворительных пожертвований.

Передача денежных средств НДС не облагается на основании п. 3 ст. 39 НК РФ.

Льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность

Какие льготы для коммерческих организаций, тратящих деньги на благотворительность, предусмотрены действующим законодательством РФ, если они применяют общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя – юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.

Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.

Обоснование вывода:

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:

– социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

– подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

– оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

– содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

– содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

– содействие защите материнства, детства и отцовства;

– содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

– содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

– содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

– охрана окружающей среды и защита животных;

– охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

– подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

– социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

– содействие добровольческой деятельности;

– участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

– содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

– поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

– содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

– содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”).

В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

– бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

– бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.

Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).

Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.

Читать еще:  Система налогообложения в отношении НДС

Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).

В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).

Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, денежные средства, перечисленные в рамках благотворительной деятельности, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825, от 15.11.2005 N 20-12/85449, от 30.06.2004 N 26-12/43525).

Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. “. пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.”

В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ “О налоговых ставках на территории Новгородской области”, п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области “О благотворительной деятельности в Тверской области”).

НДС

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.

Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).

Налог при применении УСН

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).

Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.

Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения “доходы”, ни с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”.
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.

При этом НК РФ не определено содержание понятия “категория налогоплательщиков”.

Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, “вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях”.

О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13608@.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

– Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов;

– Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Минфин разъяснил, какие налоги платить религиозным организациям

Минфин подготовил информационную справку в связи с обращением религиозной организации, интересовавшейся:

  • акцизами и ценами на бензин и дизтопливо;
  • размерами ставок НДС;
  • необходимостью оплаты налога на прибыль, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, а также налога на добавленную стоимость.

Акцизы

Благодаря акцизам на нефтепродукты формируются федеральные и региональные дорожные фонды. Их средства финансируют дорожное хозяйство. Размеры акцизных ставок установлены в ст. 193 НК РФ. Поскольку они определяются в твердой сумме, их размеры ежегодно индексируются с учетом грядущего уровня инфляции.

Цены на нефтепродукты формируются не только исходя из ставок акцизов, но из множества факторов:

  • спроса и предложения;
  • количества участников рынка;
  • их торгово-сбытовых надбавок;
  • соотношения внутренних цен с мировыми.

С начала текущего года уже работает механизм, стабилизирующий цены на энергоносители. Помимо него, Законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ внесены поправки в НК РФ, которые уменьшают зависимость внутренних цен на бензин, дизтопливо от мировых цен на нефть. Для этого предусмотрен ряд мер:

  • снижение средних оптовых цен на бензин АИ-92 в 2019 году с 56 до 51 тыс. рублей за тонну, дизтоплива — с 50 до 46 тыс. рублей за тонну;
  • продление индексации оптовых цен на 5 процентов до 2024 года, а не до 2021-го, как было запланировано ранее;
  • увеличение компенсационного коэффициента (по бензину — с 0,6 до 0,75 в 2019 году).

НДС

Что касается НДС, ставки налога увеличены с 18 до 20 процентов. Но сохранены:

  • льготы по освобождению от НДС;
  • льготная ставка в размере 10 процентов на товары соцназначения, некоторых продовольственных товаров, детских товаров, печатных изданий и книг по образованию, науке и культуре, а также лекарств и медицинских изделий.

Ведомство разъяснило, плательщиками каких налогов являются религиозные организации.

ТАБЛИЦА: «Налоги религиозных организаций»

Налог на прибыль

П. 1 ст. 246 НК РФ

Не учитываются в доходах:

— доходы в виде имущества, включая денежные средства в виде имущественных прав, полученных на ведение уставной деятельности, а также в связи с осуществлением религиозных обрядов;

— от продажи религиозной литературы и предметов культа;

Иные доходы облагаются по общим правилам

Земельный налог

НДС

— реализация товаров, работ, услуг на территории РФ;

— передача товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету в том числе через амортизационные отчисления при исчислении прибыльного налога;

— выполнение СМР для собственных нужд;

— ввоз товаров на территорию РФ и иные, находящиеся под ее юрисдикцией территории

Не облагается НДС:

— реализация, передача для собственных нужд предметов культа и религиозной литературы по перечню Правительства РФ, производимых религиозными организациями с учетом предъявляемых к таким организациям требований, в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья;

— организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов или других культовых действий.

Осуществление операций, не указанных в перечне, подлежит налогообложению в общем порядке

Вид налога Норма Особенности
Являются одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, признаваемых плательщиками налога.
Ст. 247 НК РФ Объект обложения: доходы, уменьшенные на расходы, определяемые в порядке гл. 25 НК РФ.
Ст. 251 НК РФ
Транспортный налог Гл. 28 НК РФ По общеустановленным правилам
Налог на имущество Гл. 30 НК РФ Льготы по имуществу, используемому в религиозной деятельности
Гл. 31 НК РФ Льготы по участкам, на которых находятся здания религиозного и благотворительного назначения
П. 1 ст. 143 НК РФ Признаются плательщиками НДС
П. 1 ст. 146 НК РФ
П. 2 ст. 146 НК РФ и ст. 149 НК РФ Перечни операций, не признаваемых объектом обложения НДС
Пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ

Документ включен в СПС “КонсультантПлюс”

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector