Налогообложение незавершенного строительства физических лиц
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Налогообложение незавершенного строительства физических лиц

Налог на незавершённое строительство

Налог на недвижимость обязаны платить все его владельцы, будь то граждане или организации. Но нередко возникает вопрос необходимости выплаты такого налога, если дом ещё не достроен. Ведь получается, что объекта недвижимости ещё нет, так за что же платить налог?

Объект налогообложения

Строительные объекты, которые ещё не введены в эксплуатацию, принято считать незавершённым строительством. К объектам данной категории относят:

  • Законсервированную стройку.
  • На этапе приостановки.
  • Полностью остановленную.
  • Готовый объект, проходящий проверку безопасности и соответствие техническим параметрам.

Главы 30-32 НК РФ определяют порядок налогообложения таких объектов. Законом однозначно устанавливается требование оплаты имущественного налога на незаконченное строительство.

Основные нюансы его оплаты устанавливаются местными властями, поскольку данный налог относится к региональным сборам.

Правовая база налога

408 статья НК гласит, что начисление имущественного налога производит налоговая служба. Её сотрудники направляют уведомления о необходимости оплаты налога владельцам недвижимости по завершению налогового периода. В уведомлении указана сумма платежа.

Кроме 406 статьи, некоторые аспекты налогообложения имущества регулируют статьи 52, 401, 402, 403, 406 и 407 НК РФ.

Расчёт налога на имущество по объектам незавершенного строительства

В ситуации, когда на незавершённое строительство уже оформлены права собственности, необходимо оплачивать имущественный налог в полном объёме. Его расчёт может различаться в зависимости от региона. В частности, в некоторых регионах РФ налог рассчитывается на основании кадастровой стоимости объекта.

Единственный способ избежать оплаты налога в таком случае – не регистрировать права собственности на объект, до полного завершения строительства.

Как оформить льготу на уплату налога по объекту незавершенного строительства?

Несмотря на то, что имущественный налог в некоторых случаях действительно можно оплатить по льготной ставке, недостроенных объектов это не касается.

Налог на незавершённое строительство во всех субъектах РФ нужно платить полностью. Поэтому получить льготу можно только после завершения строительства и оформления постройки как полноценного объекта недвижимости.

Также стоит уточнять списки льготных налоговых платежей в местной администрации. Иногда туда могут попасть и недостроенные объекты. Списки льгот разных регионов можно посмотреть на сайте Федеральной налоговой службы.

Налоговая ставка

Размер налоговой ставки в разных регионах может отличаться. Определённые ограничения накладывает статья 406 НК РФ. В частности, согласно ей региональная ставка не может превышать минимальную более, чем в три раза. Кстати, в большинстве регионов ставка налога на незавершённое строительство равна 0,1%, а в Москве 0,3% от кадастровой стоимости объекта.

Для физических лиц при исчислении на основании кадастровой стоимости предельные ставки налога определены статьёй 406 НК РФ:

  • 0,1% для жилых построек.
  • 2% для административных, торговых объектов и объектов стоимостью более 300 тысяч рублей.
  • 0,5% для остальных объектов.

Юридические лица платить налог на незавершённые объекты вообще не должны, поскольку данные объекты не используются в их коммерческой деятельности. Налог нужно будет платить только после введения объекта в эксплуатацию.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно – попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Срок и порядок оплаты налога

Налог на незавершённое строительство – это вид имущественного платежа. Следовательно, порядок его оплаты идентичен таковому для любого другого имущественного налога.

Налоговая служба пришлёт уведомление с суммой налога. Если сумма меньше 100 рублей, то уведомление не высылают и оплачивать такой налог не нужно.

Исчисление суммы налога

Налоговые органы определяют кадастровую стоимость недостроенного объекта в конце года, и на основе этих данных начисляют налог согласно региональной ставке. Поэтому порядок исчисления общий, но налог в разных регионах может отличаться.

В случае долевой собственности на строительный объект, платить налог должен каждый собственник со своей доли. Соответственно, долги одного из дольщиков не касаются других владельцев и не могут быть перенесены на них.

Если объект находится в собственности налогоплательщика менее года, то к нему применяются особые правила исчисления имущественного налога. В этом случае годовой налог делится на 12 месяцев, а потом умножается на количество месяцев, в течение которых плательщик является владельцем недостроенного объекта. Таким образом, налог будет меньше годового.

Важно учитывать, что 23 статья НК РФ обязывает владельца недвижимости сообщать в налоговую обо всех объектах, которые находятся у него в собственности и по которым не приходят налоговые уведомления. Но если уведомления не приходят потому, что собственник имеет право на налоговые льготы, то сообщать о таких постройках в налоговую не нужно.

Особенности налога на имущество по НЗС

Несмотря на то, что это разновидность имущественного налога, такой сбор имеет особенности:

  • Рассчитывается для каждого региона отдельно, а значит, может отличаться.
  • Рассчитывается по кадастровой стоимости, хотя раньше рассчитывался по инвентаризационной.

Также размер налога на незавершённое строительство всегда меньше, чем на достроенные и введённые в эксплуатацию объекты.

Кадастровая стоимость объектов НЗС

Кадастровую стоимость определяют на основании государственной кадастровой оценки. Как для готовых зданий, так и для недостроенных обычно кадастровая стоимость меньше рыночной. В редких случаях бывает наоборот, но это возможно для уже введённых в эксплуатацию объектов, которые выросли в цене, благодаря развитию инфраструктуры вокруг них или по иным причинам. Для незавершённого строительства кадастровая стоимость всегда ниже рыночной.

ФНС разъяснила особенности налогообложения незавершённого строительства

В тех регионах, где налог на незавершённое строительство рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости, он не может превышать 0,3% стоимости (для дома) и 0,5% (для остальных строительных объектов). В этом случае собственник недостроенного объекта не может претендовать на льготы по имущественному налогу, кроме установленных в данном муниципалитете.

Если же для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость, то на недостроенные объекты налог вообще не начисляется (в соответствии с приказом Минстроя РФ №87 от 1992 года).

Налог на имущество – объект незавершенного строительства

НЗС и налог на имущество

Незавершенное строительство (НЗС) — это объект, по которому не закончены строительные работы. НЗС может находиться как в одной из стадий строительства, так и в стадии опытной эксплуатации или быть приостановленным, законсервированным либо прекращенным. В любом случае это означает, что окончательная стоимость объекта не сформирована, и он не готов к полноценной эксплуатации по тому назначению, для которого создается.

Но несмотря на некую неполноценность такого объекта, по нему может возникать обязанность уплаты налога на имущество как у физических, так и у юридических лиц.

Основные положения по этому налогу содержит Налоговый кодекс РФ (гл. 30 — для юрлиц, гл. 32 — для физлиц).

Налог на имущество организаций имеет статус регионального, а налог с физлиц — местного. Поэтому особенности налогообложения устанавливаются не только НК РФ, но и нормативкой субъектов РФ и муниципалитетов, которая может определять особенности налоговой базы, дифференциацию налоговых ставок (в пределах, определенных НК РФ), введение дополнительных льгот.

Налог на имущество по НЗС для физлиц

По налоговый период 2019 года включительно НЗС физлиц облагается налогом при выполнении трех обязательных условий (ст. 400, подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ, письма Минфина от 14.12.2017 № 03-05-06-01/83522, от 27.05.2015 № 03-05-06-01/30444, информация ФНС России от 31.05.2017, приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 № 87):

  • на объект зарегистрировано право собственности;
  • субъект РФ установил в качестве базы для налогообложения кадастровую стоимость или объект относится к облагаемым только на основе кадастровой стоимости по ст. 378.2 НК РФ (административные, торговые, жилые объекты);
  • величина стоимости объекта определена.

При этом собственники объектов незавершенного строительства не имеют льгот, освобождающих от уплаты налога, и не пользуются налоговыми вычетами, за исключением льгот и вычетов, установленных муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов.

ВАЖНО! С 2020 года налог на имущество будет рассчитываться только по кадастровой стоимости.

Ставки налога при расчете на основе кадастровой стоимости зависят от назначения и стоимости незавершенного объекта (п. 2 ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% — для НЗС жилья (по решению местных властей данная ставка может снижаться до нуля или увеличиваться, но не более чем в 3 раза);
  • 2% — для НЗС административных, торговых и дорогих (более 300 млн руб.) объектов;
  • 0,5% — для НЗС прочих объектов.

Предельные ставки налога от инвентаризационной стоимости определены только стоимостью объекта (п. 4 ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% — не более 300 тыс. руб.;
  • 0,1–0,3% — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • 0,3–2% — более 500 тыс. руб.

У ряда физлиц есть право на льготы по налогу (п. 1 ст. 407 НК РФ). К в частности ним относятся:

  • люди, имеющие государственные награды;
  • инвалиды;
  • участники боевых действий или отслужившие в армии более 20 лет;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварий;
  • члены семей погибших при исполнении обязанностей военных и госслужащих;
  • пенсионеры и предпенсионеры и др.;
  • физлица, использующие в личном хозяйстве хозстроения площадью до 50 кв. м.
Читать еще:  Какой режим налогообложения невозможен для ИП?

Административные, торговые и дорогие (более 300 млн руб.) объекты не льготируются (п. 5 ст. 407 НК РФ), а по остальным льгота может быть применена только к одному объекту недвижимости каждого вида по выбору налогоплательщика при наличии документального подтверждения права на нее. Документы на льготу подаются в ИФНС вместе с заявлением о ее предоставлении не позднее 1 ноября года, за который будет рассчитан налог (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Льготированию не подлежат также объекты, используемые в предпринимательской деятельности. К НЗС, которое, являясь недостроем, еще не используется в предпринимательских целях, льгота может быть применена. Однако если ИФНС будет выявлен факт такого использования НЗС, то налог на это имущество начислят.

Расчет налога осуществляет ИФНС и высылает уведомление вместе с платежным документом налогоплательщику-физлицу с таким расчетом, чтобы физлицо получило комплект документов на уплату налога не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Если на объект НЗС оформлена общая или долевая собственность, то налогоплательщиками будут все его собственники в равных или пропорциональных доле частях соответственно (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Если объект возник в течение налогового года, то его кадастровая стоимость для целей налогообложения принимается на дату регистрации в кадастре. В случае выявления ошибки в кадастровой стоимости пересчет налога делается с периода такой ошибки. При спорной кадастровой стоимости изменения налога учитываются начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Если право собственности на объект существует неполный год, то расчет делается с учетом коэффициента, снижающего налог в пропорции к количеству полных месяцев фактического нахождения в собственности. При этом полным месяцем считается тот, в котором право собственности возникло до 15 числа или прекратилось после 15 числа (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Так же, с учетом количества месяцев фактического наличия права на собственность, учитывается льгота по налогу. При этом месяцы возникновения и исчезновения права на льготу считаются полными (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Если налогоплательщик, имеющий НЗС в собственности, не получил уведомления ИФНС на уплату налога, и они ни разу ему не приходили, ему необходимо проинформировать налоговую инспекцию о наличии объекта налогообложения (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Налог на имущество по НЗС для юрлиц

Объекты НЗС, находящиеся в распоряжении юрлиц, не являются предметом обложения налогом на имущество, если они не готовы для использования в процессе производства. Факт готовности определяет само юрлицо. Однако это не означает, что объект НЗС можно сколь угодно долго держать в стадии незавершенного.

Особенно опасен в этом отношении этап опытной эксплуатации. Если на этом этапе не осуществляется необходимая доработка объекта (не продолжают вкладываться средства в доведение его технических характеристик до проектных), а в производстве продукции он систематически участвует, то безопаснее ввести его в состав основных средств и обложить налогом на имущество. В противном случае ИФНС может признать его объектом налогообложения, и суд с ней согласится (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2015 № Ф09-9720/14).

Объекты, которые юрлицо строит самостоятельно, привлекая для этого заемные средства, будут иметь разную стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в связи с разным учетом процентов. Важно сохранить эту разницу при вводе объекта в эксплуатацию. Обе стоимости по-своему важны: налоговая — для расчета амортизации, которая учтется при определении налога на прибыль, а бухгалтерская — для расчета налога на имущество, если не появится обязанности считать этот налог от кадастровой стоимости.

Итоги

У юридических лиц объекты незавершенного строительства не облагаются налогом на имущество.

У физических лиц незавершенное строительство может облагаться налогом, если в регионе его местонахождения налоговая база по налогу исчисляется с кадастровой стоимости, оно находится в собственности физического лица и известна его кадастровая стоимость.

Налог на имущество физлиц: объекты незавершенного строительства

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных “недостроев”?

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее – Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года. За 2015 г. налог нужно уплатить не позднее 1 декабря 2016 г. (ст. 409 НК).

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как “объект незавершенного строительства”. В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на “потерянные” объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка – некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие “физики” на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они “попали” на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на “незавершенку” также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц. Иными словами, если права на “незавершенку” не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра. Здесь важно учитывать два момента.

Читать еще:  Срок регистрации кассового аппарата в налоговой

Во-первых , согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых , в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако. данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении “недостроев” указанная льгота не применяется.

Какой налог на имущество при незавершенном строительстве?

Налог на имущество в отношении объектов незавершенного строительства граждане должны платить только при условии оформленного права собственности на такие объекты. При этом граждане обязаны уплачивать налог только в случае, если в субъекте РФ законодательно установлена оплата налога на имущество исходя из его (имущества) кадастровой стоимости. Если же для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость имущества, то налог уплачивается только в случаях, когда определена эта инвентаризационная стоимость объектов незавершенного строительства.

Особенности налогообложения объектов незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства становится объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц сразу после оформления права собственности на него. Это означает, что только после регистрации прав собственности у гражданина появляется обязанность по уплате налога.

При этом важно понимать, что само по себе оформленное право собственности еще не приводит к обязанности платить налог на имущество при незавершенном строительстве. Дело в том, что, во-первых, обязанность по уплате налога возникает только в том случае, если в субъекте РФ (где находится незавершенное строительство), законодательно введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Во-вторых, если в регионе в целях налогообложения объекта незавершенного строительства применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена.

Из сказанного выше следует, что гражданин, оформивший право собственности на незавершенное строительство, должен уплачивать налог:

  • если по правилам региона налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости объекта, либо
  • если в регионе налог уплачивается исходя из инвентаризационной стоимости, и такая стоимость незавершенного объекта определена.

Ниже мы рассмотрим особенности налогообложения объекта незавершенного строительства исходя из его кадастровой стоимости.

Налоговые ставки, льготы и порядок уплаты

Основными условиями, связанными с налогообложением незавершенного строительства, являются налоговые ставки, налоговые льготы и порядок уплаты налогов. Рассмотрим эти условия подробнее.

В соответствии с российским законодательством размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Но эти региональные налоговые ставки привязаны к ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ.

С соответствии с Налоговым кодексом РФ при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента.

Региональные налоговые ставки могут быть увеличены, но при этом должны соответствовать пределам увеличения, установленным Налоговым кодексом.

Так, например, в Москве ставка в отношении незавершенных объектов жилищного строительства установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости.

Что касается льгот и налоговых вычетов, то здесь картина следующая. В отношении объектов незавершенного строительства вычет по налогу на имущество не предоставляется. Льготы на федеральном уровне также не предусмотрены. Однако на региональном уровне такие льготы по налогу могут быть установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований или законодательными актами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Для уплаты налога налоговая инспекция направляет собственнику объекта, строительство которого не завершено, уведомление об уплате налога, которое является основанием для уплаты. Если объект строительства находится в общей долевой собственности, уведомление получает каждый участник доли. Налог должен уплачиваться по месту нахождения незавершенного объекта.

Правила исчисления налога

Расчет налога делает налоговая инспекция после завершения календарного года на основании сведений, представленных органами Росреестра.

В случае нескольких участников долевой собственности на незавершенный объект уплату налога производит каждый из ее участников пропорционально своей доле.

Если объект незавершенного строительства находится в общей совместной собственности супругов, они уплачивают налог поровну.

Если объект находился в собственности неполный год, то налог исчисляется пропорционально времени владения незавершенным строительным объектом.

Есть важная особенность, связанная с расчетом налога в течение первых трех лет владения объектом. Эти три года являются переходными, в течение которых налог платится в уменьшенной сумме. Для переходного периода установлен особый порядок расчета и применение временных понижающих коэффициентов, которые позволяют снизить налоговую нагрузку на граждан (в первый год — 0,2; во второй — 0,4; в третий — 0,6).

Формула для расчета суммы налога на объект незавершенного строительства на переходный период (первые три года) установлена Налоговым кодексом РФ. По этой формуле сумма налога равна:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

  • Н1 — сумма налога – результат произведения налоговой базы на налоговую ставку;
  • Н2 — сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 год в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015;
  • К — коэффициент, равный:
  • 0,2 — применительно к первому налоговому периоду;
  • 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду;
  • 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду.

Если инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства не определялась, показатель Н2 будет равен 0. Таким образом, сумма налога к уплате равна произведению суммы налога за год (Н1) без учета переходных правил и соответствующего понижающего коэффициента.

При расчете налога начиная с третьего года действует особое правило. В этом случае сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1. Полученная величина сравнивается с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если первая сумма оказывается меньше второй, то уплачивается первая сумма. При этом учитываются положения об исчислении налога в отношении объектов в общей собственности и времени нахождения объекта в собственности в текущем году.

Начиная с четвертого года налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Об изменениях в НК РФ для застройщиков и инвесторов

Автор: Дурново Д. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внесены изменения в ч. I и II НК РФ. В данном материале расскажем, что нового ожидает налогоплательщиков в следующем году в отношении исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и земельного налога (перечислены некоторые, наиболее значимые изменения).

При строительстве можно принять к вычету НДС по имущественным правам. Вычет по нематериальным активам можно получить раньше

Хорошо знакомый строительным организациям п. 6 ст. 171 НК РФ будет действовать в новой редакции (для удобства восприятия дополнения выделены):

вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при выполнении работ (оказании услуг) по созданию нематериального актива (абз. 1);

в случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, создания нематериальных активов, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации (абз. 2).

Читать еще:  Учетная политика организации для целей налогообложения пример

При этом абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ дополнен предложением следующего содержания: в случае создания налогоплательщиком нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных налогоплательщику по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Подчеркнем нововведения. Во-первых, к вычету можно принять суммы налога, предъявленные налогоплательщику не только по приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ товарам (работам, услугам), но и имущественным правам.

Во-вторых, раньше можно воспользоваться вычетом «входного» НДС при приобретении и создании нематериальных активов. Напомним, в настоящее время принять к вычету НДС можно только после того, как объект учтен на счете 04 в качестве нематериального актива. Иными словами, право на применение налоговых вычетов при создании нематериальных активов возникает не ранее даты принятия на учет объекта в качестве нематериального актива. Соответственно, суммы НДС, предъявленные продавцами налогоплательщику (в том числе в течение всего периода создания нематериальных активов), принимаются к вычету в течение трех лет после принятия нематериальных активов на учет независимо от даты выставления счетов-фактур (письма Минфина России от 19.07.2019 № 03-07-11/54587 и от 26.04.2018 № 03-07-11/28617). Причем судьи в этом вопросе согласны с финансовым ведомством (см., например, Определение ВС РФ от 19.05.2017 № 305-КГ17-5209 по делу № А40-68072/2016, в котором отмечается: поскольку до завершения работ по созданию нематериальный актив в принципе существовать и быть принятым на учет не может, соответственно, к вычету спорные суммы налога могут быть заявлены только после окончания всех этапов работ по созданию нематериальных активов и передаче готового (существующего) нематериального актива).

К сведению: в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» объект в качестве нематериального актива принимается к бухгалтерскому учету при единовременном выполнении условий, установленных п. 3 данного стандарта (в частности, при достоверном определении фактической (первоначальной) стоимости приобретенного (созданного) объекта).

С учетом внесенных в абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ изменений вычеты будут производиться сразу после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных в связи с созданием нематериальных активов, или в течение трех лет с момента их принятия к учету. То есть налогоплательщику достаточно отразить покупки в бухгалтерском учете, а не ждать зачисления объекта в состав нематериальных активов. (Аналогичный порядок несколько лет действует при строительстве недвижимости.)

При реорганизации необходимо доказать обоснованность экономии по налогу на прибыль

Согласно п. 5 ст. 283 НК РФ в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми предприятиями до момента реорганизации.

С 01.01.2020 эта норма будет дополнена: положения данного пункта не применяются, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Налоговые органы и сейчас доначисляют налогоплательщикам налог на прибыль, считая, что налоговая база необоснованно уменьшена на сумму убытков, понесенных присоединенной к нему организацией. Некоторым налогоплательщикам удается доказать незаконность доначислений. Например, в Постановлении АС ВВО от 13.02.2019 № Ф01-7107/2018 по делу № А17-2486/2017 судьи приняли довод организации о том, что реорганизация в форме присоединения была обусловлена необходимостью реструктуризации бизнеса в рамках группы компаний и носила реальный характер.

Больше имущества попало под кадастровое налогообложение

В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в качестве ближайших мер налоговой политики значится расширение объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, путем включения в их состав, в частности, объектов недвижимого имущества, учтенных на балансе организаций не только в качестве основных средств, но и в качестве иных активов, принадлежащих организациям на праве собственности или хозяйственного ведения, полученных по концессионному соглашению, а также объектов недвижимого имущества, учитываемых на балансе в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, полученных по договорам отступного, залога, инвестиционного имущества.

Эти планы уже реализованы. Начиная с 2020 года согласно новой редакции ст. 374 НК РФ налогом на имущество будут облагаться объекты недвижимого имущества:

учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется исходя из среднегодовой стоимости;

принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученные по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Иными словами, со следующего налогового периода исключается условие учета объектов недвижимости на балансе в качестве основных средств организации для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимости отдельных иностранных организаций.

К сведению: налоговые ставки в отношении недвижимости, подпадающей под кадастровое налогообложение, устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2%.

Кроме того, субъекты РФ получили право дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, которые будут облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Например, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения определенных видов. Об этом внесены изменения в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, согласно которому в первоначальной редакции «кадастровым» налогом облагались жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. После внесения изменений в нем названы иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения. Таким образом, перечень объектов кадастрового налогообложения в ст. 378.2 НК РФ теперь носит открытый характер, конкретные виды недвижимости будут определять субъекты РФ.

Обязательное условие – определение кадастровой стоимости объекта. В противном случае (если она не установлена) налог будет уплачиваться исходя из среднегодовой стоимости.

Льготная ставка земельного налога не применяется в отношении участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства и огородничества, используемых в предпринимательской деятельности

Практика последних лет уже сформировала такой подход, теперь он закреплен непосредственно в НК РФ. В частности, согласно новой редакции пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (нововведения выделены) ставка в размере 0,3 % применяется в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

  • не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…».
  • К сведению: размеры и порядок применения повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ, не изменились.

    Сведения о неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства будут представляться в налоговые органы

    С 01.07.2020 ст. 396 НК РФ дополняется двумя новыми пунктами – 18 и 19. Второй касается физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Мы оставим этот нюанс за кадром и рассмотрим суть п. 18. В нем указано, что орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

    Также в течение 10 дней в налоговый орган будут представляться сведения:

    об устранении указанного нарушения;

    об отмене выданного предписания;

    Кроме того, перечисленные сведения будут направляться в налоговый орган по его запросу.

    Как видим, нововведения направлены на усиление контроля целевого использования участков из земель сельхозназначения и улучшение администрирования земельного налога путем повышения оперативности взаимодействия органов Россельхознадзора и налоговой службы.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector