На какой срок предоставляется инвестиционный налоговый кредит
Что такое инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку оплаты налогов. В период его действия фирма получает право уменьшать налоговые платежи. Остаток будет превращаться в кредит и проценты. Хоть налоговый кредит и отличается особой спецификой, он практически аналогичен стандартному кредитованию. Сходства касаются срочности, платности и принципов возврата. Заем предоставляется компании, которая имеет право на такую льготу на основании пункта 1 статьи 67 НК РФ.
На каких условиях выдается кредит
Кредитование предоставляется фирмам, которые выплачивают налог на прибыль или региональный налог. Заем предоставляется не всем фирмам. Выдается он только при наличии этих условий (пункт 1 статьи 67 НК РФ):
- Главной сферой деятельности фирмы является осуществление конструкторских и исследовательских работ. Также это может быть техническое переоснащение, выполняемое для обеспечения новых рабочих мест.
- Компания использует инновационные технологии, которые нужны для создания материалов и сырья с новыми свойствами.
- Фирма исполняет особый заказ. Он способствует развитию конкретного региона, нужен для оказания услуг первой важности населению.
- Исполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
- Исполнение заказа для решения социально-экономических задач.
- Специализация на оборонных заказах от правительства страны.
- Фирма является резидентом зону территориального развития.
То есть для получения ИНК фирма должна заниматься деятельностью, важной для государства.
Для того чтобы получить кредитование, субъект может специализироваться на техническом переоборудовании, направленном на выполнение этих целей:
- Создание рабочих мест.
- Очистка промышленных отходов.
Важно! Если купленная техника предназначена для этих целей, то фирма может претендовать на кредит в объеме 30% от стоимости оборудования.
Особые правила кредитования могут устанавливаться, согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ, следующими субъектами:
- Власти субъектов страны относительно фирм, уплачивающих налог на прибыль.
- Муниципалитеты относительно фирм, уплачивающих местные налоги.
Основанием выдачи займа могут быть и федеральные, и региональные нормы.
Основные особенности кредита
Как происходит кредитование? Компания получает кредит на определенную сумму. На протяжении всего действия программы фирма может выплачивать налог по сниженной ставке. Выплаты по кредиту производятся до тех пор, пока уплаченная сумма не достигнет суммы, прописанной в договоре. Именно рассматриваемое соглашение определяет порядок уменьшения платежей. В нем же содержится условие – фирма не имеет права передавать залоговое имущество третьим лицам в период действия программы. Если с фирмой заключается несколько соглашений, размер кредита устанавливается по каждому из них.
Продолжительность кредитования составляет от 1 года до 5 лет:
- От 1 до 5 лет — для общих случаев.
- От 1 до 10 лет — для резидента зоны территориального развития.
Целью программы является стимулирование важных направлений деятельности. С ее помощью можно максимально отсрочить срок выплаты налогов. Еще одно важное преимущество – возможность самостоятельно выбирать сумму уменьшения платежей. Сумма выбирается та, которая поможет достигнуть максимального инвестиционного результата.
Что нужно сделать для получения кредита
Получить кредит могут ЮЛ. Основанием для получения средств является заявление и соглашение, составленное по определенной форме. Форма эта утверждена Приказом ФНС №ММВ-7-8/683 от 16 декабря 2016 года. Для получения средств необходимы эти документы:
- Заявка от плательщика налогов.
- Бизнес-план проекта.
- Сведения о длительности кредитования и сроках погашения займа.
- Расчет налоговых платежей.
- Перечень собственности, которая будет являться залогом.
- Баланс о прибылях и убытках.
- Справка об отсутствии долгов по налогам.
- Документы плательщика налогов.
- Определение уровня эффективности от реализации проекта.
Кредит можно получать на несколько инвестиционных проектов. Однако в этом случае придется на каждый из них составлять отдельный бизнес-план. Этот план считается главным документом для предоставления именно инвестиционного кредита. То есть для увеличения шансов на получение средств нужно со всей внимательностью отнестись к составлению бизнес-плана. Желательно, чтобы оформлением его занимались профессионалы.
В каких случаях в кредитовании отказывают
В инвестиционном кредите отказывают, как правило, при наличии этих обстоятельств:
- Фирма нарушила Налоговый кодекс, вследствие чего на ее руководителя завели уголовное дело.
- В отношении руководителя возбуждено административное дело.
- Фирма планирует скрыть часть своего имущества с целью ухода от обложения налогами.
То есть кредит не предоставляется в том случае, если фирма уклоняется от налогов в различных формах.
Подготовка к предоставлению кредитования
Кредитованию предшествуют эти действия:
- Подготовка бухгалтерской отчетности, улучшенного структурного баланса.
- Выплата всех долгов по налогам.
- Разработка и утверждение бизнес-плана.
- Сбор нужного перечня документов.
- Подписание соглашения о кредитовании.
- Формирование раздельного налогового учета для инвестиционных объектов.
Для совершения всех этих действий можно обратиться к специалисту.
Составление соглашения на инвестиционный кредит
Соглашение между ФНС и налогоплательщиком должно содержать существенные условия, оговоренные в пункте 6 статьи 67 НК РФ. Рассмотрим эти условия:
- Порядок применения кредитования.
- Размер кредита и процентов. Проценты не могут быть меньше ½ и не больше ¾ от ставки ЦБ. Если кредит берется фирмой, осуществляющей деятельность в зоне развития, ставка равна нулю.
- Продолжительность действия договора.
- Порядок покрытия займа и процентов по нему.
- Вид обеспечения по кредиту (к примеру, залоговое имущество).
- Ответственность сторон договора.
- Условие о том, что в период действия соглашения нельзя передавать залоговое имущество третьим лицам.
В соглашении также могут быть дополнительные условия:
- Порядок согласования графика покрытия долга по налогам до подписания соглашения.
- Основания выдачи займа.
- Отчетность перед ФНС об использовании займа.
- Порядок досрочного завершения действия документа между сторонами.
Также в бумаге могут быть указаны дополнительные нюансы, которые важны для обеих сторон.
Максимальный размер кредита
Кредит выдается на сумму, не превышающую стоимость техники, приобретенной для НИОКР, или инвестиций в энергетическую эффективность. Основание – пункт 2 статьи 67 НК РФ. Объем кредитования может быть следующим:
- Не более размера трат в капитальные вложения в объекты в области территориального развития.
- Сумма, указанная в соглашении о налоговом кредите.
Программа позволяет снизить налог на эту сумму:
- Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении отчетного периода.
- Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении года.
Исключением является кредит для резидента области территориального развития. Размер снижения налоговой нагрузки в этом случае будет устанавливаться соглашением.
Инвестиционный налоговый кредит
Общие положения об инвестиционном налоговом кредите
Статьей 66 НК РФ установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит является разновидностью отсроченных налоговых платежей и представляет собой самый близкий к гражданско-правовому регулированию институт налогового законодательства.
Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором, который включает в себя:
· имущественные обязательства сторон;
· гарантии их исполнения;
· ответственность за неисполнение финансовых и гражданско-правовых обязательств.
Как видно из определения, инвестиционный налоговый кредит предоставляется только организациям.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.
В то же время, уменьшение платежей возможно не более чем на 50 процентов от размера налога, определенного по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите). При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.
Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
Предоставление инвестиционного налогового кредита по уплате сбора не предусмотрено.
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков:
– соблюдения ими как налогового законодательства в целом, так и конкретных условий инвестиционного договора;
– своевременной и правильной уплаты налогов в рамках инвестиционного договора;
– предоставления документов, подтверждающих право на данные льготы;
– объяснений представителей налогоплательщика и осуществляющих проверки (в том числе встречные) финансовых органов;
-соблюдения субъектами налогово-инвестиционных отношений требований законодательства об инвестиционном налоговом кредите.
Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита
Статья 67 НК РФ включает в себя конкретные элементы договора об инвестиционном налоговом кредите, что подтверждает публично-правовой имущественный характер данного договора. По аналогии с ГК РФ можно назвать следующие существенные условия данного договора:
– сумма кредита с указанием налога;
– срок действия договора;
– начисляемые на сумму кредита проценты;
– порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
– документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
– условия для предоставления инвестиционного налогового кредита (не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества).
Кроме того, статьей 67 НК РФ названы основания, при наличии которых налогоплательщику может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит (достаточно одного основания из приведенных ниже). Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В данном случае заявитель должен представить следующие документы:
– документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели (договоры на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо работ, направленных на техническое перевооружение собственного производства, заключенные с соответствующими подрядными организациями, документы, свидетельствующие о создании рабочих мест для инвалидов (например, выписки из приказов о приеме последних на работу, копии их направлений (выдаваемых органами занятости) на трудоустройство, расчетные ведомости о выплате работникам – инвалидам (принятым на созданные рабочие места) зарплаты, выписки из трудовых книжек инвалидов и тому подобные, заключения природоохранных органов о создании в организации сооружений, внедрении технологий и тому подобное, исключающих загрязнение промышленными отходами окружающей среды);
– документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, используемого исключительно на вышеперечисленные цели (договоры о приобретении имущества);
– бизнес-план инвестиционного проекта.
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. В данном случае заявитель должен представить следующие документы:
– документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели;
– бизнес-план инвестиционного проекта.
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В данном случае заявитель должен представить следующие документы:
а) документы, подтверждающие основание для получения инвестиционного налогового кредита на вышеуказанные цели (например, договор (госзаказ), который организация выполняет в целях социально – экономического развития региона, сертификаты, свидетельства, справки, акты, иные документы, выданные в подтверждение того, что данная организация выполняет особо важные услуги населению);
б) бизнес-план инвестиционного проекта.
Обоснование (бизнес-план) для получения инвестиционного налогового кредита по одному из оснований не может быть использовано для заключения договоров по другим основаниям.
Пунктом 2 статьи 67 НК РФ установлены возможные размеры инвестиционного налогового кредита:
«2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, – на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, – на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией».
Основанием для заключения договора об инвестиционном налоговом кредите является решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита, которое принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 НК РФ. Примерная форма решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита установлена Приказом ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/654@.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо отказе должно быть вынесено в течении месяца со дня подачи заявления.
Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Законодательством не ограничивается количество договоров об инвестиционном налоговом кредите которые могут заключаться организацией. При этом договоры об инвестиционном налоговом кредите должны заключаться по различным основаниям.
Как уже было сказано ранее, договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать:
– порядок уменьшения налоговых платежей;
– сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит);
– срок действия договора;
– начисляемые на сумму кредита проценты;
– порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
– документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;
Помимо этого, договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Кредитный договор по своей сути является возмездным и поэтому за пользованием кредитом устанавливается плата в виде начисляемых процентов. Согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 10,5 процентов. Таким образом, процентная ставка устанавливаемая уполномоченным органом, не может составлять менее 5,25 процентов и более 7,875 процентов.
Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
Следует отметить, что:
– законом представительного органа власти субъекта Российской Федерации могут быть установлены иные условия и основания предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам (статья 14 НК РФ);
– нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены иные условия и основания предоставления инвестиционного налогового кредита по местным налогам (статья 15 НК РФ).
Такие условия могут касаться срока действия инвестиционного налогового кредита, а также процентной ставки на сумму кредита.
Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита; условия их предоставления, а также порядок оформления, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит: порядок оформления, условия предоставления».
Когда может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит?
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации по достаточно узкому спектру оснований. Изучим, какие именно фирмы вправе претендовать на эту редкую преференцию.
Что представляет собой инвестиционный налоговый кредит и каковы условия его получения
Инвестиционный налоговый кредит — это сумма налога, которую организация в порядке, установленном законом, может временно не уплачивать в бюджет с тем, чтобы уплатить ее потом — с процентами (п. 1 ст. 66 НК РФ).
Получить налоговый кредит может организация, которая:
- налог на прибыль;
- какой-либо из региональных налогов, например на имущество, или местных, например на земельные участки.
2. В ходе своей деятельности (п. 1 ст. 67 НК РФ):
- осуществляет научно-исследовательские, конструкторские разработки (НИОКР);
- внедряет инновации, разрабатывает новые типы сырья и материалов;
- выполняет значимый в масштабах региона заказ в области социально-экономических задач, предоставления важных услуг гражданам;
- выполняет оборонные заказы от государства;
- инвестирует в объекты с наивысшим классом энергоэффективности;
- работает в качестве резидента зоны территориального развития.
Особые правила предоставления налоговых кредитов (которые должны учитываться при составлении договоров) вправе устанавливать (п. 7 ст. 67 НК РФ):
- власти субъектов РФ — для плательщиков налога на прибыль (в части, перечисляемой в региональный бюджет), региональных налогов;
- муниципалитеты — для плательщиков местных налогов.
Допустимы сочетания разных оснований для предоставления кредита и, соответственно, применение норм как федеральных, так и региональных законов (п. 5 ст. 67 НК РФ). Таким образом, фирме инвестиционных налоговых кредитов может быть предоставлено несколько.
Изучим подробнее специфику оформления рассматриваемых кредитов.
Каков порядок предоставления налогового кредита
Привилегия, о которой идет речь, предоставляется налогоплательщику:
1. На основании заявления (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).
ФНС, получив от организации, которая претендует на получение налогового кредита, заявление, принимает решение о предоставлении соответствующей привилегии в течение 30 дней. Данное решение ФНС согласует с Минфином или его региональными представительствами.
2. При условии заключения с ФНС договора (по налогу на прибыль и местным налогам — с использованием форм, введенных приказом ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@).
Организация может подавать заявления на оформление договоров по инвестиционным кредитам по разным основаниям в любое время (п. 5 ст. 67 НК РФ).
Изучим особенности структуры и заполнения указанного выше заявления и форм договора подробнее.
Как заполнить заявление на налоговый кредит
В заявлении на налоговый кредит, составляемом по форме, которая введена в оборот приказом ММВ-7-8/683@, указываются:
1. Сведения о предмете запроса в ФНС.
В данном случае в документ включается формулировка «заявление о предоставлении налогового кредита».
В графе «Прошу изменить срок уплаты» указывается название налога.
В графе «В сумме» отражается размер вычета, на который на основании предварительных подсчетов (возможно, по согласованию с самим ведомством в ходе консультаций) рассчитывает фирма.
В графе «На срок» указывается максимальный срок, установленный законодательством для категории фирм, к которой относится заявитель.
В следующих графах указывается нужный подпункт и п. 1 ст. 67 НК РФ, на основании которого фирма обращается за кредитом.
2. Сведения об организации (ИНН, КПП, название фирмы, адрес).
Руководитель организации подписывает документ, проставляет дату.
Заявление может дополняться различными документами в соответствии с пп. 5–12 Порядка изменения срока уплаты налога, утвержденного приказом ММВ-7-8/683@.
Как составляется договор на налоговый кредит
Договор между ФНС и получателем налогового кредита должен содержать положения, устанавливающие (п. 6 ст. 67 НК РФ):
1. Порядок использования сумм кредита в уменьшение налога (с указанием конкретного налога).
2. Величину кредита, процентов.
Проценты не могут быть установлены по ставке менее 1/2 и более 3/4 от ключевой ставки Банка России. Если кредит оформляется организацией, работающей в зоне территориального развития, то ставка по нему будет нулевой.
3. Срок действия соглашения, предоставления кредита.
4. Порядок погашения кредита, процентов.
5. Формы обеспечения по кредиту.
Если привилегия предоставляется под залог имущества, то дополнительно заключается соглашение о соответствующем залоге.
6. Ответственность сторон.
7. Правило о недопущении передачи имущества, покупка которого фирмой стала условием предоставления кредита, в чье-либо распоряжение или владение в период действия договора. Право на инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлено только при соблюдении постоянства условий его получения конкретным хозяйствующим субъектом.
В договоре также могут присутствовать (если их включение не предусмотрено утвержденной законом формой) положения:
1. О порядке согласования обеими сторонами графика погашения задолженности налогоплательщика до заключения договора.
2. Об основаниях для предоставления кредита.
3. Об отчетности перед ФНС о текущем использовании кредита (фактическом уменьшении исчисленного налога) с установленной периодичностью.
4. О порядке досрочного прекращения договора.
Важнейшие нюансы любого кредитного договора (в общем смысле данного понятия) — установление суммы по кредиту, а также определение сроков действия соглашения между «кредитором» и «заемщиком».
Какова максимальная сумма налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму (п. 2 ст. 67 НК РФ):
1. Не превышающую стоимость оборудования, купленного:
- для НИОКР;
- для инвестиций в энергоэффективность.
2. Не превышающую сумму расходов на капитальные вложения в объекты в зонах территориального развития.
3. Закрепленную в договоре о налоговом кредите — в остальных случаях.
Сумма кредита может уменьшать налог:
- не более чем на 50% от исчисленного в течение отчетного периода;
- не более чем на 50% от исчисленного в течение года.
Исключение — кредит для резидента зоны территориального развития. Процент уменьшения налогов по нему устанавливается договором.
То, как именно расходуется сумма налогового кредита, определяется договором между ФНС и налогоплательщиком. Неиспользованный остаток кредита переносится на следующий отчетный период (п. 3 ст. 66 НК РФ).
ГУП «НАНОМАШ» в 2016 году закупило микроскопы на сумму 200 000 руб., после чего заключило договор о налоговом кредите на аналогичную сумму. По договору организация вправе уменьшать на налоговый кредит до 50% от налога на прибыль.
Исчисленные платежи по налогу на прибыль государственного предприятия в 2017 году составили:
за 1-й квартал — 120 000 руб. (из них было «кредитовано» 60 000 руб.);
за 2-й квартал — 70 000 руб. (из них было «кредитовано» 35 000 руб.).
Оставшуюся сумму — 105 000 руб. (200 000 руб. − 95 000 руб.) ГУП «НАНОМАШ» сможет потратить на уменьшение налогов в следующие периоды.
Установление сроков действия договора налогового кредита также имеет ряд особенностей.
На какой срок предоставляется налоговый кредит
Налоговый кредит предоставляется на срок:
- 1–5 лет — в общем случае;
- 1–10 лет — если кредит оформлен резидентом зоны территориального развития.
Региональные законодатели вправе устанавливать отдельные сроки выдачи кредита по налогам в пределах своих компетенций. Столичные власти допускают продление сроков по налоговым кредитам до 10 лет (ст. 2 закона г. Москвы «О дополнительных условиях изменения сроков уплаты налогов» от 09.02.2000 № 1).
В формах договора, закрепленных законодательно, может быть прописан конкретный срок действия соглашения. Например, в форме по договору о кредите при уплате налога на прибыль, утвержденной приказом САЭ-3-19/622@, предусмотрено, что договор должен действовать с момента подписания и до возврата кредита с процентами. При этом конкретный срок предоставления кредита стороны должны прописать в форме.
В течение срока действия договора фирма уменьшает платежи по налогу (в общем случае не более чем на 50% от исчисленного, как мы уже знаем) до того момента, пока сумма кредита не будет полностью израсходована. Если у фирмы несколько договоров по налоговому кредиту, то сначала расходуется кредит по самому раннему, а потом — по следующим за ним договорам исходя из очередности их заключения.
На какой период предоставляются отсрочка и рассрочка по кредиту
Рассматриваемая привилегия — это, по сути, разновидность рассрочки по кредиту (отличает ее лишь необходимость уплаты процентов и узкий перечень оснований для предоставления). Можно отметить, что порядок прекращения действия договора налогового кредита и порядок аннулирования стандартной отсрочки (рассрочки) уплаты налогов регулируется одним и тем же источником норм — ст. 68 НК РФ.
Отсрочка и рассрочка обязательств налогоплательщика по кредитному договору с ФНС на уровне федерального законодательства не предусмотрены. Кредит должен быть возвращен до истечения срока его предоставления по договору.
Вместе с тем ФНС и налогоплательщик теоретически могут реализовать отсрочку (рассрочку) налогового кредита де-факто — посредством:
- включения в раздел об ответственности сторон положений, которые не предусматривают применения к налогоплательщику санкций в случае просрочки уплаты суммы налогового кредита по графику, если закон не предписывает иного;
- определения такого графика платежей, при котором перенос уплаты просроченных сумм на будущее (в пределах срока, на который выдан кредит) возможен без каких-либо санкций.
Нужно также иметь в виду, что в положениях ст. 68 НК РФ есть утвержденный законом перечень оснований для прекращения договора с ФНС. В этом случае обязательства плательщика подлежат взысканию в полном объеме вскоре после расторжения договора. Их перенос не предусмотрен законом.
Итоги
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, которая имеет основания на такую преференцию исходя из положений п. 1 ст. 67 НК РФ. Данная преференция заключается в возможности отложить уплату до 50% (в общем случае) от исчисленного налога (на прибыль, регионального, местного) в отчетном периоде или расчетном периоде на срок выдачи инвестиционного кредита. Однако перенесенная сумма выплат впоследствии должна быть перечислена в бюджет с процентами.
Узнать больше о выполнении организацией обязательств, связанных с выплатой инвестиционного кредита, вы можете в статьях:
Инвестиционный налоговый кредит
nalogovyy_kredit.jpg
Похожие публикации
Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит – все эти процедуры регламентируются нормами Налогового кодекса. Их цель заключается в оказании поддержки бизнесу в кризисных и сложных ситуациях. То есть, субъект предпринимательства, при выполнении определенных условий, получает возможность уплачивать налоговые обязательства в бюджет по индивидуально разработанному для него графику. Такой режим уплаты налогов обязательно предварительно согласовывается с ФНС. Для государства этот механизм выгоден тем, что в бюджет налоги поступят от налогоплательщика в полном объеме (хоть и с задержкой), а для налогоплательщика – возможностью продолжить работу и сохранить рабочие места для граждан.
Суть инвестиционного налогового кредита
Под инвестиционным кредитом в сфере налогообложения понимается согласованное сторонами уменьшение суммы уплаты налоговых обязательств организации в течение определенного временного промежутка. При этом за налогоплательщиком сохраняется обязанность произвести поэтапную выплату кредита и процентов по нему в полном объеме.
В ст. 66 НК РФ описана схема работы налогового кредитования, в ст. 67 приведен порядок реализации этой процедуры, а в ст. 68 указаны условия прекращения действия кредита.
Налоговый инвестиционный кредит позволяет предприятиям гасить свои обязательства перед бюджетом в течение оговоренного периода только частично. Это дает возможность не изымать деньги из оборота компании и обеспечить финансовую стабильность бизнеса при расширении производства, создании инвестиционных проектов и т.п. мероприятиях, которые в будущем могут принести еще большую прибыль, а значит и большие отчисления в бюджет.
Налогоплательщик обращается в контролирующий орган за предоставлением кредита по конкретному виду налога. После рассмотрения заявки налоговиками дается разрешение. С этого момента субъект хозяйствования может платить указанный в договоре вид налога небольшими суммами. В течение срока кредитования предприятие гасит накопившийся долг перед бюджетом, дополнительно им уплачиваются проценты по задолженности. Налоговое кредитование может быть применено в отношении налога на прибыль или региональных, местных налогов. Воспользоваться кредитом могут только юрлица.
Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита
Кредит оформляется отдельно по каждому виду налога. Налогоплательщик может согласовать с фискальным органом корректировку сроков уплаты только по одному налогу или сразу по нескольким налоговым платежам. Таким видом кредитования могут воспользоваться предприятия, которые:
занимаются научно-исследовательской деятельностью, проводят опытные и конструкторские работы;
находятся на стадии технического перевооружения собственных производственных объектов, следствием которого должно стать увеличение числа рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, рост энергоэффективностиосновной деятельности или снижение объема выбросов вредных веществ в окружающую среду;
инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен субъектам хозяйствования, которые специализируются на инновационных разработках (создают и внедряют новые образцы сырья, технологий);
налогоплательщик может обратиться с просьбой об изменении срока уплаты налога на период его участия в проекте социально-экономического развития субъекта РФ (выполнение особо значимых заданий, оказание важных услуг населению);
инвестиционный налоговый кредит предоставляется компаниям, занятым выполнением государственного заказа в сфере обороны;
кредит доступен предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность, суть которой заключается в создании активов с наивысшим уровнем энергоэффективности;
на отсрочку с обязательством последующей уплаты процентов имеют право компании со статусом резидента зоны территориального развития.
Предоставление инвестиционного кредита возможно, если фирма может документально подтвердить наличие у нее правовых оснований на такое временное фискальное послабление. Вопрос о кредитовании рассматривается налоговым органом после получения от налогоплательщика соответствующего заявления. Будет предоставлен компании инвестиционный налоговый кредит или нет – это решение принимается контролирующими органами в течение 30 дней с даты получения заявки от субъекта хозяйствования.
После рассмотрения ходатайства и принятия положительного решения по нему, сторонами подписывается договор об инвестиционном налоговом кредите. Этими документами удостоверяется принятие предприятием обязательств о полном погашении начисленного налога с отсрочкой при условии уплаты процентов по задолженности. В договоре указываются условия предоставления инвестиционного налогового кредита:
по какому налогу будет применяться индивидуальный график погашения обязательств;
дата окончания действия договоренностей;
размер процентов, применяемых к долгу (в диапазоне от ½ до ¾ ключевой ставки ЦБ РФ, для резидентов зон территориального развития устанавливается нулевая процентная ставка);
порядок и размер уплаты налогов, процентов;
чем обязательства фирмы могут быть обеспечены (например, часть имущественных активов может быть представлена в качестве залога);
ответственность обеих сторон соглашения.
Стандартные шаблоны документов, используемых при оформлении налогового кредита, приведены в Приказе ФНС от 16.12.2016 г. № ММВ-7-8/683@.
Сумма и срок инвестиционного налогового кредита
В общих случаях кредит оформляется на 1-5 лет. Если речь идет о компаниях со статусом резидента зон территориального развития, период действия договора может достигать 10 лет.
При инвестиционной и научно-исследовательской деятельности размер кредита соотносится с суммой затрат на приобретение оборудования (до 100% понесенных расходов). На величину издержек можно получить кредит и при техническом перевооружении производственных мощностей. В остальных ситуациях сумма инвестиционного налогового кредита определяется индивидуально путем обсуждения.
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение предусмотренных законом сроков уплаты налога.
Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита
Понятие инвестиционного налогового кредита устанавливает статья 66 НК РФ.
Организации, имеющие основания, предусмотренные законом, получают возможность уменьшить налоговые платежи на определенную сумму, при этом в последующем поэтапно выплачивается кредит и начисленные проценты.
Другими словами, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки налоговых платежей и является наиболее близким к гражданско-правовому налоговым институтом.
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ. Положения данной статьи предусматривают также и основания, которые позволяют организациями его получить.
В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи получить инвестиционный налоговый кредит может организация, которая является плательщиком налогов и отвечает хотя бы одному из перечисленных требований:
1. Проводит научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую деятельность либо технические переоборудует собственное производство, создавая при этом рабочие места для инвалидов, повышая энергетическую эффективность производства. А также если организация выполняет работы или предоставляет услуги, предусмотренные статьей 17 закона «Об охране окружающей среды», с целью снизить негативное воздействие на окружающую среду.
2. Организация проводит инновационную деятельность, создавая и внедряя новые или совершенствуя уже имеющиеся технологии, а также создает новые виды сырья и материалов.
3. Организация выполняет важный заказ, направленный на социально-экономическое развитие региона или предоставляет услуги, имеющие особую ценность для населения.
4. Организация выполняет государственный оборонный заказ.
5. Организация инвестирует в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, включая многоквартирные дома. Или инвестирует в возобновляемые источники энергии, связанные с объектами, производящими тепловую или электрическую энергию, КПД которых превышает 57%. А также в случае инвестирования других объектов, высокая энергетическая эффективность которых соответствует перечню, утвержденному правительством РФ.
6. Организация внесена в реестр резидентов зоны территориального развития.
Все перечисленные основания должны подтверждаться документально организацией, которая заинтересована в выдаче кредита.
Предоставляемые суммы инвестиционного налогового кредита
Статья 67 НК РФ устанавливает также суммы, в которых предоставляется кредит:
- для целей, указанных в пункте 1, 5 сумма кредита составляет 100% от стоимости приобретенного оборудования. Основное условие – такое оборудование должно использоваться только для целей, установленных данными пунктами;
- для целей, указанных в пунктах 2 – 4, сумма кредита согласовывается между уполномоченным органом и организацией, заинтересованной в получении кредита;
- для целей, указанных в пункте 6, кредит не может превышать 100% от суммы, израсходованной на капитальные вложения в имущество (создание, переоборудование, реконструкция, модернизация и т. д.), которая предназначается для использования в зонах территориального развития для осуществления инвестиционных проектов.
Получив инвестиционный налоговый кредит, организация вправе уменьшать свои налоговые платежи на протяжении срока действия договора. Срок, на который предоставляется кредит, может составлять от 1 года до 5 лет.
Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита
Предоставляется инвестиционный налоговый кредит по заявлению организации, которая заинтересована в его получении и оформляется договором, который заключается между такой организацией и органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении ей кредита.
Такое решение подлежит согласованию с соответствующими финансовыми органами в порядке статьи 63 НК РФ. Согласование осуществляется на протяжении 30 дней после того, как подано заявление.
Тот факт, что налогоплательщиком уже заключены другие договора об инвестиционном налоговом кредите, не может стать основанием для отказа в его очередном предоставлении.
Подавая заявление, организация, претендующая на кредит, указывает в нем, что она согласна взять на себя обязательства уплачивать проценты, за пользование кредитом в соответствии с порядком, которое устанавливает налоговое законодательство.
Для принятия положительного решения налогоплательщиком должны быть предоставлены следующие документы:
- заявление;
- копии учредительных документов, которые необходимо заверить нотариусом или регистрационным органом;
- протокол, свидетельствующий о назначении директора;
- финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах за период, который предшествует получения инвестиционного налогового кредита;
- расчет налога, по которому планируется получение кредита; Данный расчет заверяется налоговой инспекцией;
- бизнес-план инвестиционного проекта;
- расчет бюджетной эффективности, которая планируется в ходе реализации данного проекта.
Договор об инвестиционном налоговом кредите
Органы, уполномоченные принимать решение о возможности предоставить той или иной организации инвестиционный налоговый кредит, устанавливают и форма договора, на основании которого он предоставляется.
Статья 67 НК РФ перечисляет положения, которые должен включать в себя договор об инвестиционном налоговом кредите.
Наличие данных положений в договоре указывает на его публично-правовой имущественный характер по аналогии с гражданским законодательством.
Существенными условиями такого договора являются следующие:
- сумма предоставляемого кредита, соответствующая размеру определенного налога;
- срок, в течение которого действует договор. Срок действия договора не может превышать срок, на который непосредственно предоставляется инвестиционный кредит;
- проценты, которые должны начисляться на сумму кредита;
- порядок, в котором производится погашение кредита и процентов. Закон не допускает установления процентов меньше чем ½ и больше чем ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ, если другое не предусматривает закон;
- документы на имущество, предоставляемое в залог или данные об учителях;
- ответственность, которую несут стороны;
- другие условия, на которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит.
В течение всего срока, на протяжении которого действует договор об инвестиционном налоговом кредите, реализовывать, пользоваться или передавать другим лицам во владение или распоряжение оборудование, или другое имущество, используемое в инвестиционной деятельности, нельзя. Данное положение должно быть в обязательном порядке прописано в договоре.
Если кредит предоставляется под залог имущества, дополнительно должен быть заключён договор о залоге в порядке статьи 73 НК РФ.
Копия договора должна быть предоставлена в налоговый орган, в котором организация состоит на учете на протяжении 5 дней после его заключения. Обязанность по предоставлению договора в органы ФНС лежит на налогоплательщике.