Экспорт услуг из России налогообложение
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Экспорт услуг из России налогообложение

НДС при экспорте работ и услуг

Опыт проведения аудиторских проверок показывает, что не все налогоплательщики в должной мере понимают специфику учета и обложения налогом на добавленную стои­мость операций по экспорту и импорту работ (услуг).

Вначале следует определить, что для целей налогооб­ложения понимается под работами и услугами.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализова­ны для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и по­требляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Объектом обложения НДС признается реализация то­варов (работ, услуг) на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ). Специфика налогообложения работ (услуг) обуслов­лена требованиями Налогового кодекса, устанавливаю­щими различный порядок налогообложения при экспор­те товаров и работ (услуг), а также различиями в призна­нии места реализации товаров и работ (услуг).

В соответствии со ст. 164 НК РФ при экспорте товаров применяется ставка НДС 0%. Что касается экспорта работ и услуг, то возможны различные режимы обложения НДС.

Нулевая ставка может применяться только к экспорту следующих работ (услуг):

• работ (услуг), непосредственно связанных с произ­водством и реализацией экспортируемых товаров;

• работ (услуг), непосредственно связанных с перевоз­кой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под тамо­женный режим транзита;

• услуг по перевозке пассажиров и багажа при усло­вии, что пункт отправления или пункт назначения пасса­жиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных доку­ментов;

• работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосред­ственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологиче­ски обусловленного и неразрывно связанного с выполне­нием работ (оказанием услуг) непосредственно в косми­ческом пространстве.

При этом следует помнить, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и на­логовых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

• контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение ука­занных работ (оказание указанных услуг);

• выписка банка, подтверждающая фактическое по­ступление выручки от иностранного или российского ли­ца — покупателя указанных работ (услуг) на счет налого­плательщика в российском банке.

Если же экспортируемые работы (услуги) не связаны непосредственно с экспортом или транзитом товаров, то налогообложение реализации таких работ и услуг зависит от места их реализации, определяемого с учетом требований ст.148 НК РФ. Если местом реализации признается территория Российской Федерации, то реализация работ (услуг) облагается по ставке 18%.

В соответствии со ст.148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации для следующих видов ра­бот (услуг):

• передача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных ана­логичных прав;

• оказание консультационных, юридических, бухгал­терских и рекламных услуг;

• научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы;

• инжиниринговые и инженерно-консультационные ус­луги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и экс­плуатации промышленных, инфраструктурных, сельско­хозяйственных и других объектов;

• предпроектные и проектные услуги (подготовка тех­нико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги);

• услуги по обработке информации (осуществление сбора и обобщения, систематизации информационных массивов и предоставление в распоряжение пользовате­ля результатов обработки этой информации);

• предоставление персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

• сдача в аренду движимого имущества, за исключени­ем наземных автотранспортных средств;

• оказание услуг агента, привлекающего от имени ос­новного участника контракта лицо (организацию или фи­зическое лицо) для оказания услуг;

• оказание услуг непосредственно в российских аэро­портах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслужи­вание;

• выполнение работ (оказание услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов вну­треннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке.

Следует отметить, что с 1 января 2006 года этот список существенно расширен Законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ. В перечень работ (услуг), местом реализации которых признается Российская Федерация, дополнительно вклю­чены:

• услуги по аренде недвижимого имущества, находя­щегося на территории РФ (подп. 1 п. 1);

• работы (услуги), связанные непосредственно с дви­жимым имуществом, с воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на террито­рии РФ, в частности монтаж, сборка, переработка, обра­ботка, ремонт и техническое обслуживание (подп. 2 п. 1);

• оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и

информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

• услуги по перевозке и (или) транспортировке, а так­же услуги (работы), непосредственно связанные с пере­возкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможен­ный режим международного таможенного транзита), оказываемые (выполняемые) российскими организация­ми или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения нахо­дятся на территории РФ;

• предоставление российскими организациями и инди­видуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся на территории РФ, транспортных средств (воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, используемых для перево­зок товаров и (или) пассажиров водным (морским, реч­ным), воздушным транспортом) по договору фрахтова­ния, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах;

• услуги (работы), непосредственно связанные с пере­возкой и транспортировкой товаров, помещенных под та­моженный режим международного таможенного транзи­та, оказываемые (выполняемые) организациями или ин­дивидуальными предпринимателями, местом осуществ­ления деятельности которых признается территория РФ.

Одновременно с 1 января 2006 года ст.148 НК РФ опре­делены условия, при которых местом реализации работ (услуг) не признается территория РФ:

• работы (услуги) связаны непосредственно с недвижи­мым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории РФ, в частности строительные, монтажные, строительно-мон­тажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

• работы (услуги) связаны непосредственно с находя­щимся за пределами территории РФ движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории РФ воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, в частности монтаж, сборка, переработка, об­работка, ремонт, техническое обслуживание;

• услуги фактически оказываются за пределами тер­ритории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

• покупатель работ (услуг) не осуществляет деятель­ность на территории РФ в отношении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подп. 4 п. 1 ст. 148;

• услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (ра­боты), непосредственно связанные с перевозкой, транс­портировкой, фрахтованием, не перечислены в подп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148.

Если реализованные работы (услуги) удовлетворяют вышеперечисленным условиям, они НДС не облагаются. Отметим, что налоговые органы придерживаются анало­гичного мнения, что следует из п. 4 Методических реко­мендаций по применению главы 21 «Налог на добавлен­ную стоимость» НК РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447) и из Приложения к Письму Фе­деральной налоговой службы от 17.05.2005 № ММ-б-03/404, раздел «В целях применения статьи 148 НК РФ».

Необходимо подчеркнуть, что необлагаемые НДС ра­боты (услуги) и работы (услуги), облагаемые НДС по став­ке 0%, — не одно и то же. Разница заключается в поряд­ке принятия сумм НДС, уплаченных поставщикам, к выче­ту. Если реализованные работы (услуги) облагаются по ставке 0%, то «входной» НДС принимается к вычету в по­рядке, установленном ст.165 НК РФ. Если же работы (услу­ги) НДС не облагаются, суммы «входного» НДС включают­ся в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) в со­ответствии с правилами, установленными ст.170 НК РФ, и возмещению из бюджета не подлежат. Разница весьма су­щественна, так как упомянутая статья обязывает налого­плательщика вести раздельный учет облагаемых и необ­лагаемых НДС операций.

НДС при экспорте товаров в 2019-2020 годах (возмещение)

НДС при экспорте товаров 2019-2020 годах ознаменован довольно существенными изменениями. Порядок учета НДС в 2019-2020 годах по экспортной выручке будет рассмотрен в нашей рубрике, посвященной возмещению НДС при экспорте.

Экспортный НДС — что это

Экспортным НДС принято считать налог, который возникает при реализации товаров за пределы РФ. Экспортируя товар, налогоплательщик применяет ставку 0%, что фактически освобождает его от уплаты налога по таким операциям. Но если в отведенный нормами НК РФ период обосновать указанную ставку не удалось, НДС придется уплатить в бюджет.

С 2018 года применение ставки 0% при экспорте необязательно. От ее использования можно отказываться. Об этом – в материале ««Нулевая» ставка НДС стала необязательной».

При осуществлении «внешних» отгрузок необходимо учитывать нормы ст. 170 НК РФ по ведению раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.

Для того чтобы понять, как осуществляется такой вид учета, советуем вам ознакомиться с темой «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».

При реализации продукции за рубеж выделяют 2 направления отгрузок:

  • в страны ЕАЭС;
  • прочие иностранные государства.

Особенности подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Отличительной чертой реализации в страны ЕАЭС является наличие упрощенной процедуры осуществления экспорта, что обусловлено договоренностью между странами о взаимном сотрудничестве.

Поэтому общий список документов, обосновывающих ставку 0%, невелик и состоит:

  • из контракта;
  • товаросопроводительных и транспортных документов;
  • заявления о ввозе или перечня заявлений.

П. 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС предусмотрено, что одним из документов для подтверждения нулевой ставки является банковская выписка. Почему банковской выписки нет в вышеприведенном списке, читайте в материале «Для подтверждения экспорта в ЕАЭС выписка банка не требуется» .

Какими документами можно подтвердить нулевую ставку, если покупатель вывозит товар в государства ЕАЭС самостоятельно, читайте в публикации «Экспорт в государства ЕАЭС: чем подтвердить нулевую ставку НДС при самовывозе товаров покупателем» .

Также советуем обратить внимание на требования к подтверждению ставки при экспорте, осуществляемом в другие страны через территории стран ЕАЭС. О них вы узнаете из статьи «Как подтвердить ставку 0%, если на экспорт товары идут без пограничного таможенного контроля».

Читать еще:  Общая система налогообложения преимущества и недостатки

Как и любая отгрузка, экспорт предполагает выставление счета-фактуры в течение 5 дней с даты реализации. Важно обратить внимание на порядок оформления в случае продажи товара через филиал. Читайте об этом в нашем материале «При экспорте товаров в Армению, Белоруссию или Казахстан через подразделение в счете-фактуре лучше указать КПП головного офиса».

А о том, следует ли представлять такой счет-фактуру в ИФНС для обоснования ставки 0%, вы узнаете здесь.

О том, как учитывать сумму аванса, полученную экспортером от своего иностранного контрагента, смотрите в материале «Как в целях НДС учесть авансы от партнеров из ЕАЭС?».

Одинаковы ли правила подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС и страны СНГ, читайте в публикации «Как подтвердить ставку НДС 0% при экспорте в страны СНГ?» .

Подтверждение ставки 0% по НДС при экспорте в другие страны

Основными документами в данном случае являются:

  • таможенная декларация.
  • контракт.
  • товаросопроводительные документы.

Таможенная декларация может быть временной или полной. Какая из них подходит для подтверждения экспорта, читайте в этой публикации .

Таможенная декларация может оформляться в электронном виде. Можно ли для подтверждения экспорта использовать ее бумажную копию, см. здесь.

С 4 квартала 2015 года некоторые документы из перечня можно заменить реестрами, ознакомиться с форматами которых можно в публикации «Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0%». Для реестров документов, подтверждающих ставку 0%, есть и контрольные соотношения. Подробнее о них смотрите в материалах:

Какие правила подтверждения нулевой ставки действуют при экспорте в подконтрольную Украине Донецкую Народную Республику, читайте в материале «Как подтвердить экспорт товаров на территорию ДНР» .

Есть ли какие-либо особенности подтверждения нулевой ставки, если право собственности на экспортируемый товар переходит к покупателю-иностранцу на территории России, читайте в публикации «Момент перехода права собственности не важен для нулевой ставки НДС» .

Когда нулевая ставка НДС при экспорте становится ненулевой

В соответствии со ст. 165 НК РФ, если продавцы, реализующие товар на экспорт, не соберут пакет документов, обосновывающих ставку 0%, им придется исполнить свою обязанность по уплате налога. Оплатить налог надо будет по ставкам 10 или 20%. Подробнее об этом говорится в статье «Что делать, если экспорт не подтвержден в установленный срок».

При этом налоговая база по НДС будет увеличена на стоимость товаров по неподтвержденному экспорту. Ее способ определения рассмотрен в статье «Налоговая база при экспорте — рыночная стоимость товаров по контракту».

Возмещение НДС при экспорте товаров

За этапом подачи в ИФНС всех необходимых документов, обосновывающих отгрузку за пределы РФ, начинается камеральная проверка, цель которой — определить обоснованность применения экспортной ставки. С порядком учета и возмещения экспортного НДС можно ознакомиться в статьях:

При этом следует отметить, что в соответствии с НК РФ по истечении 180 дней с даты внешнеторговой операции в случае неподтверждения экспорта компании или ИП осуществляют начисление налога, правда, это не лишает их возможности воспользоваться ставкой 0% позже.

Однако налоговое законодательство, ограничивая период подтверждения экспорта, не указывает момент, с которого следует исчислять указанный промежуток. Подробнее данный вопрос рассмотрен в статьях:

Вычет в рамках экспортных операций

Экспортер в соответствии со ст. 172 НК РФ может воспользоваться вычетом. При этом по экспортным операциям вычет применяется по суммам входного НДС, т. е. налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в дальнейшем направленных на экспорт. С 01.07.2016 вычет входного НДС для экспортеров сырьевых и несырьевых товаров производится по разным правилам.

Какие товары относятся к сырьевым, вы узнаете из материала «Какие товары являются сырьевыми для вычета НДС у экспортера».

О применении вычета экспортерами несырьевых товаров читайте в материале «Экспортеры – несырьевики применяют вычет по общим правилам» .

Экспортеры сырьевых товаров входной НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые использованы для операций экспорта, в некоторых случаях должны восстановить. Когда это нужно сделать, читайте в материале «НДС по товарам, которые использованы для экспорта сырьевых товаров, восстанавливают» .

Об особенностях применения вычета в рамках экспортных операций также можно прочитать в статье «Как применить вычет НДС по экспортным операциям».

Возврат брака при экспорте

Отгрузка и возврат бракованного товара встречается не только на внутреннем рынке, но и при реализации на экспорт. Если бракованный товар возвращается иностранным поставщиком, то перед экспортером встают вопросы: можно ли расценивать такой возврат как импорт и нужно ли уплачивать в этом случае НДС? Ответы на них вы найдете в материалах:

Счета-фактуры при экспорте

При реализации товаров, работ, услуг как на внутреннем рынке, так и на экспорт необходимо составить счет-фактуру. При реализации на внутреннем рынке счет-фактуру можно составить в электронном виде или оформить универсальный передаточный документ (УПД).

Можно ли составить электронный счет-фактуру или УПД при реализации на экспорт, читайте в материалах:

НДС при экспорте: возврат налога и применение нулевой ставки

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Компания А. приобрела для реализации товары на сумму 118000 рублей, уплатив поставщику НДС в размере 18000 рублей. Для реализации у компании есть два варианта – продать товар российской компании, либо переправить контрагенту в Белоруссию. Следует определить рентабельность обеих сделок.
При продаже в России:
Сумма реализации составит 150000 рублей, из которых НДС – 22881 руб. С учетом «входящего» налога компания А. обязана уплатить государству НДС в сумме (22881 – 18000) = 4881 руб. Прибыль от операции составит 32000 руб., включая НДС к уплате 4881 руб. Чистая прибыль – 27119 руб.
При экспорте в Белоруссию:
Реализация составит те же 150000 рублей, однако, применяя ставку 0%, компания не начисляет НДС к уплате. Помимо этого, А. имеет право вернуть из бюджета ранее уплаченную поставщику сумму в размере 18000 рублей. Прибыль составит 32000 руб., плюсом к ней пойдет возмещенный НДС, итого чистая прибыль составит 50000 рублей.

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).
Читать еще:  Как платятся налоги ИП по упрощенке?

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения (смена юридического адреса, процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • налоговая база определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно. Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Налогоплательщик может заявить о намерении направить сумму возмещения на покрытие имеющейся недоимки по обязательным платежам. Если такое заявление не поступило в ФНС, в течение пяти банковских дней на расчетный счет экспортера должна поступить сумма возмещения.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

Как не платить НДС при экспорте услуг?

Российская компания планирует заключить сделку с иностранной компанией, реализуя ей свои услуги. Нужно ли будет российской компании платить НДС при получении оплаты от экспорта услуг?

Услуги по международной перевозке товаров регламентируются (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Минфин России в Письме от 02.08.2011 N 03-07-15/72 разъяснил, что если товары вывозятся за пределы РФ несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, нулевая ставка применяется только в отношении услуг, оказанных на участке от российского пункта перегрузки до зарубежного пункта назначения (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Перевозка между пунктами, находящимися в РФ, облагается НДС по ставке 18 процентов.

НДС при получении оплаты от экспорта услуг плоатить надо если компания который вы экспортируете эти услуги не явялется налоговым резидентом или иностранной компанией работающей на территории РФ так как НДС косвенный налог исчисляемый компанией РЕЗИДЕНТОМ РФ

Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС»

Приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@

Федеральный закон № 248-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»

Но здесь вот что важно

1.Какие услуги конкретно вы экспортируете

2.Относится ли страна в которую вы экспортируете к ЕАЭС.

Пунктом 3 статьи 153 Налогового Кодекса РФ установлено, что налоговая база при реализации (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), подлежащих налогообложению по нулевой ставке согласно пункту 1 статьи 164 Кодекса, в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Нулевая ставка НДС действует для всех, кто продает любые товары за границу. Чтобы пользоваться ставкой 0%, требуется подтвердить, что товары действительно пошли на экспорт. Для этого нужно:

сделать копию договора с покупателем из другой страны;

сделать копию товаросопроводительных документов, например товарной накладной. Это необязательно, но лучше сделать;

Эти документы готовят в течение 180 дней с момента, когда таможня разрешила вывозить товар. Документы отправляют в налоговую в основном в электронном виде. Можно и в бумажном, но сейчас это делают редко.

Подтверждать нулевую ставку нужно каждый раз, когда экспортер вывозит товар, и неважно, раз в год или раз в месяц.

Таким образом, если вы будете следовать вышеуказанным правилам, то платить НДС Вам не потребуется потому что действует нулевая ставка НДС

Вы можете быть освобождены от уплаты ндс с экспорта при подтверждении 0 ставки. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов указан в ст.165 НК

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.11.2019)

НК РФ Статья 164. Налоговые ставки

Путеводитель по налогам. Вопросы применения ст. 164 НК РФ

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) следующих товаров:

вывезенных в таможенной процедуре экспорта;

помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства – члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации

Читать еще:  На какой системе налогообложения есть НДС?

НК РФ Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов

П. 1 ст. 165 применяется к НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым на учет с 01.07.2016, используемым при реализации драгметаллов госфондам и банкам, экспорте и помещении несырьевых товаров под процедуру СТЗ (ФЗ от 30.05.2016 N 150-ФЗ).

1. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения), а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пункта 10 настоящей статьи, в налоговые органы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) припасов за пределы территории Российской Федерации либо контракт (копия контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).

НДС при экспорте: возврат налога и применение нулевой ставки

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Компания А. приобрела для реализации товары на сумму 118000 рублей, уплатив поставщику НДС в размере 18000 рублей. Для реализации у компании есть два варианта – продать товар российской компании, либо переправить контрагенту в Белоруссию. Следует определить рентабельность обеих сделок.
При продаже в России:
Сумма реализации составит 150000 рублей, из которых НДС – 22881 руб. С учетом «входящего» налога компания А. обязана уплатить государству НДС в сумме (22881 – 18000) = 4881 руб. Прибыль от операции составит 32000 руб., включая НДС к уплате 4881 руб. Чистая прибыль – 27119 руб.
При экспорте в Белоруссию:
Реализация составит те же 150000 рублей, однако, применяя ставку 0%, компания не начисляет НДС к уплате. Помимо этого, А. имеет право вернуть из бюджета ранее уплаченную поставщику сумму в размере 18000 рублей. Прибыль составит 32000 руб., плюсом к ней пойдет возмещенный НДС, итого чистая прибыль составит 50000 рублей.

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения (смена юридического адреса, процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • налоговая база определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно. Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Налогоплательщик может заявить о намерении направить сумму возмещения на покрытие имеющейся недоимки по обязательным платежам. Если такое заявление не поступило в ФНС, в течение пяти банковских дней на расчетный счет экспортера должна поступить сумма возмещения.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector