История налогообложения физических лиц в России
Pravohelp21.ru

Юридический портал

История налогообложения физических лиц в России

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции “Справедливая Россия”, был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Новости по теме:

Документы по теме:
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”
  • Закон СССР от 7 мая 1960 г. “Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих”
  • Указ Президиума ВС СССР от 22 сентября 1962 г. № 497-VI “О перенесении сроков освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы”
  • Предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения по доходам свыше 24 млн руб. вгод – ГАРАНТ.РУ, 26 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесли очередной законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 18 марта 2015 г.
  • В Госдуму внесен законопроект об увеличении ставки по НДФЛ до 16% – ГАРАНТ.РУ, 16 марта 2015 г.
  • Выплаты работникам, привлекаемым по сертификатам из других регионов, освободили от НДФЛ – ГАРАНТ.РУ, 30 декабря 2014 г.
  • В Госдуму внесен законопроект о прогрессивной шкале налогообложения – ГАРАНТ.РУ, 25 октября 2013 г.

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

История налога на доходы физических лиц в России

Открой содержание статьи

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Налог на доходы физических лиц является составной частью любой налоговой системы почти всех стран мира.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Данный налог имеет особую историю развития в каждой отдельной стране, как правило, эта история длилась веками. Пожалуй, только налог на добавленную стоимость может сравниться по количеству проведенных реформ по его видоизменению. НДФЛ прошел ряд серьезных экспериментов, прежде чем принять современный вид. Прародителем НДФЛ, как ни странно, является такой налог, как акцизы.

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

История налога за рубежом

В Англии на рубеже XVIII-XIX вв. в период потрясений необходимо было пополнить казну, для чего следовало усилить налоговое бремя. А это можно было сделать, установив налог на товары массового потребления: мыло, свечи, стекло, ткани, табак, алкоголь. Таким образом, под налогообложение в первую очередь попали малоимущие слои населения, так как на них приходилась основная тяжесть налогового бремени. Данным налогом также были обложены и богатые слои населения. У них под налогообложение попали товары роскоши: часы, шляпы, скаковые лошади и аналогичные товары. Следует отметить, что такие меры, безусловно, пополнили государственную казну, но при этом они вызвали недовольство как бедных, так и богатых слоев общества. В связи с этим государству необходимо было задуматься о более справедливом методе налогообложения, каковым явился налог на доходы. Этот налог должен был организовать справедливое налогообложение в зависимости от финансового состояния налогоплательщика.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Что касается образования подоходного налога в других европейских странах, то его начали применять с конца XIX — начала XX в. В Пруссии и Германии подоходный налог начали применять с 1891 г., во Франции — в 1914 г. В Японии и США решение о введении личного подоходного налога было принято только в 1913 г. В XX в. подоходный налог стали собирать по дифференцированным ставкам, так как у населения был различный доход и применять ко всем одну ставку означало, что одни платили последнее, а для обеспеченного населения это была бы совсем несущественная сумма. Родоначальницей дифференциации в подоходном налогообложении стала Англия. Дробление налога в Англии началось с 1910 г., пропорциональный налог был дополнен налогом для доходов свыше 2 тыс. фунтов стерлингов, в США налог для крупных доходов был введен в 1913 г.

p, blockquote 6,0,1,0,0 –>

С этого момента многие зарубежные страны вслед за Англией и США начинают использовать дифференцированные ставки налога, а также прогрессивную шкалу налогообложения.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Появление подоходного налога в России

В России прототипом подоходного налога явилась дань. Это был определенный платеж, который шел князю и взимался военачальниками. Дань собиралась дважды в год, а именно весной и осенью. Дань собирали такими способами как: «повозом» — когда ее привозили к князю, и «полюдьем» — когда князь или его дружина сами ездили за ней. Конечно, дань еще нельзя назвать налогом, так как не было правил ее взимания. Так, еще Н.М. Карамзин писал, что однажды великий князь Игорь, недовольный размером только что собранной с древлян дани, вернулся и начал собирать ее по второму кругу. И это происходило часто, в основном из-за того, что дань осе­дала в «карманах» сребролюбивых собирателей.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Помимо дани можно вспомнить взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста. От таких варварских методов сбора постепенно стали отходить, и история подоходного налога в России началась с 11 февраля 1812 г. Тогда впервые в государстве был принят манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», по которому вводился временный сбор с помещичьих доходов. Что касается ставок по данному сбору, то он носил прогрессивный характер. При этом со стороны государства не было никакого контроля над правильностью исчисления данного сбора. В манифесте было указано, что не допускаются какие-либо доносы на утайку доходов или неправильное их указание, поэтому и расчеты по доходным книгам по проверке об утайке сбора не осуществлялись. Следует отметить, что в таком виде налог просуществовал недолго, так как на правосознание налогоплательщиков ни тогда, ни в современных условиях не стоило полагаться, поэтому этот сбор — без должного контроля и ответственности — долго и не просуществовал.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Подоходный налог до революции 1917 года

К данному налогу в России начали возвращаться в 1905 г. в связи с нехваткой денежных средств в казне государства. Так, 6 апреля 1916 г. царь Николай II ввел закон «О государственном подоходном налоге». Согласно данному документу налогообложению подлежали как российские, так и иностранные подданные, проживающие в Российском государстве свыше одного года. При этом облагался каждый член семьи, а не только глава, как было принято раньше.

Читать еще:  Счет фактура для целей налогообложения это документ

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Также было закреплено, что подоходный налог взимался с полученного дохода независимо от его формы и источника. В этом документе были и так называемые льготы: налогом не облагались сделки по наследованию и дарению; по страховым вознаграждениям; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Основным нововведением для подоходного налога было то, что он имел прогрессивную шкалу, которая состояла из нескольких десятков разрядов, причем каждый ряд устанавливал определенный размер дохода, а также и размер платежа. В целом в процентном соотношении ставки налога колебались в пределах от 7 до 12%. Для плательщиков с низким уровнем доходов были введены льготы для иждивенцев, которые были в семье, а также для больных членов семьи. Необходимо сказать, что уже в то время впервые для России был установлен прожиточный минимум, и лица, имевшие меньший доход, налогообложению не подлежали. В данном положении также были предусмотрены такие моменты, как ответственность налогоплательщика, правила налогообложения, условия проверок, порядок обжалования неправильно исчисленного налога.

p, blockquote 12,1,0,0,0 –>

Предусмотрено также было составление декларации и ее отправка. Отправляли декларации либо в запечатанном конверте по почте, либо устно соответствующим должностным лицам в случае безграмотности, что заверялось подписями соответствующих чиновников.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Подоходный налог в СССР

Впоследствии, после революции 1917 г. подоходный налог имел свое продолжение. Так, Временное правительство 12 июня 1917 г. приняло постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога», в котором были изменены основания для взимания налога и увеличен до 1000 руб. необлагаемый минимум. Была дополнена подробная шкала по категориям доходов, которая насчитывала 89 разрядов, включая в себя доходы от 1 тыс. до 400 тыс. руб. Ставка налогообложения начиналась с 1% и заканчивалась уровнем 33%.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

В суммовом выражении доход, превышавший 400 тыс. руб., облагался в размере 120 тыс. руб. с прибавлением к этой сумме по 3050 руб. на каждые полные 10 тыс. руб. сверх 400 тыс. руб. Первые годы советской власти (1917-1930 гг.) характеризовались «справедливыми налогами». Это означало, что от налога освобождались некоторые слои населения, преимущественно беднота. Средние слои населения частично подлежали освобождению от уплаты налогов.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

В период НЭПа (1921-1929 гг.) были проведены первые значимые за последнее время налоговые преобразования. Самым распространенным налогом того времени стал подоходно-поимущественный; на его примере большинство ученых делают выводы о развитии налогообложения того времени. Размер налога зависел от размера имущества, прогрессивно возрастая по мере роста последнего. Планировать размер уплаты этого налога можно было путем дробления имущества. Государственные пред­приятия освобождались от уплаты поимущественного налога, но уплачивали подоходный налог в размере 8%. Налогообложение различных отраслей и предприятий было неравномерным, что отражалось на возможности вести на­логовое планирование.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Следующие 20 лет (1929-1949 гг.) были охарактеризованы ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы. Так, указом Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие сельскохозяйственные участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Ставки были определены как прогрессивные, и их различие проходило в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятия. Эти ставки состояли из твердой суммы и процента и повышались 4 раза в год. Указ также регулировал порядок обложения, обязанности плательщиков и налоговых органов, порядок учета доходов, а также ответственность за те или иные правонарушения.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Очередной виток в изменении подоходного налога начался с 1960 г., когда постепенно повышался минимум заработной платы, который не облагался, а также были уменьшены ставки налога.

p, blockquote 18,0,0,1,0 –>

Налог на доходы физических лиц в современной России

Впоследствии при переходном периоде, который отметился сменой строя и переходом к рыночным отношениям, изменения коснулись и системы налогообложения с подоходным налогом. В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. No 1998-1 «О подоходном налоге» был введен новый порядок налогообложения. Согласно данному закону основой перехода к исчислению подоходного налога являлось налогообложение всех категорий плательщиков исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Плательщиками налога признавались граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР. Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах, значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

В общей сложности это были не последние нововведения. В период 1991-2000 гг. изменения и дополнения вносились 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз, при этом она всегда была прогрессивной. Минимальная ставка была в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 30 до 35% годового совокупного облагаемого дохода.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Данный закон был отменен второй частью Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. No 117-ФЗ 6. Налог на доходы физических лиц был установлен второй частью НК РФ в главе 23 НК РФ. Таким образом, формально изменилось название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог. При этом произошли изменения и в налогообложении, была установлена новая ставка, расширились налоговые вычеты, изменилась налоговая база и методика ее определения.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Основным отличием применяемой системы исчисления налога на доходы физических лиц стало устранение ее прогрессивного характера. Заметим, что налогообложение доходов в большинстве стран (Англия, Германия, США, Китай) осуществляется с использованием прогрессивных налоговых ставок, и это в наибольшей степени способствует реализации принципа равенства и справедливости налогообложения. Однако в России было принято решение уйти от прогрессивной шкалы налогообложения. Была введена минимальная налоговая ставка 13% для большей части доходов физических лиц.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –> p, blockquote 24,0,0,0,1 –>

По материалам: Кохно П. ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКЕ НЕОБХОДИМА ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ // Экономист, 2017, № 11

История налогов и налогообложения в России

Расскажем об истории налогов и налогообложения в России:
Финансовая система Древней Руси начала формироваться с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства – крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она приво¬зилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружи¬ны сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельст¬ву Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть доброде¬тель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через ре¬ку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления.
После свержения татаро – монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV – начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация – Сошное Письмо.
Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Гроз¬ном широко практиковались целевые налоги. Такими были ям¬ские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен.
Главными из косвенных налогов оставались торговые по¬шлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.
В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
В царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счетная Палата.
Развива¬лись пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неок¬ладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практиче¬ских шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительст¬во Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансо¬вое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повы¬шен акциз на соль. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невы¬годно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тя¬желым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
В 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.
Эпоха реформ Петра I (1672 – 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения . Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729 – 1797 ) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался “по совести каждого”.
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны . Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М.М. Сперанским (1772 – 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. – время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 – 1871) издает труд “Опыт теории налогов” – основательное исследование государственного налогообложения. В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: “Равномерное распределение налогов” – налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. “Определенность налога” – неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. “Собирание налогов в удобнейшее время” – уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. “Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход” – следует взимать больше “с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала”. “Дешевое собирание налогов” – стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги .
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку – плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно – поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1936 г. была преобразована система платежей государствнных предприятий и колхозно – кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей – это эхо прошедшей войны.
В 60 – е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., не пошла на отмену налогов. В 1970 – е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году – к моменту развала СССР.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа . Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: “Об основах налоговой системы в РФ”; “О налоге на прибыль”; “О налоге на добавленную стоимость”; “О подоходном налоге на физических лиц” . Эти законодательные акты – фундамент налоговой системы России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации.
Повышение налоговой культуры населения – это залог цивилизации! Укрепление социально-экономического развития страны – своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет! Используемая информация:
1.М. Буланже «Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах» /Налоговый вестник 1999, №4-5/
2. С.М. Соловьев Соч. История России с древнейших времен. Книга 2, том 4, Книга 11 том 3.
3. Элитариум: центр дистанционного образования /www. elitarium. ru/

Читать еще:  Топливные карты для сотрудников налогообложение

Правовой отдел УФНС России по Республике Тыва

История налогообложения РФ (стр. 1 из 9)

Московский Государственный Университет Сервиса

Институт “Финансов и систем управления экономикой”

Кафедра “Финансов и налогообложения”

на тему:” История становления налоговой системы РФ”

студентка группы ФКД 3-1

Глава 1. Возникновение налогообложения России стр.4

1.1 Налоги Древней Руси

1.2 Налоги средневековой Руси

1.3 Реформа Петра I

1.4 Налогообложение в 18- начале 20 в.

Глава 2. Становление и развитие основ российского налогообложения стр.14

2.1. Состояние налоговой системы в СССР

2.2 . Система налогообложения РФ

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ стр. 18

3.1. Недостатки налоговой системы РФ

3.2. Сущность реформ

Заключение стр. 23

Список использованной литературы

Налоги (опр.) – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие “налог” уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общест­венными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отно­шений в рамках самых различных способов производ­ства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 – 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 – 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. В дальнейшем теоретические проблемы налогообло­жения обернулись составной частью самостоятель­ной науки — политической экономии.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано : «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Обоснование налогов как одного из производственных факторов содержатся в работах зарубежных и русских экономистов начала 18 века – Э. Сакса, Ж.-Б. Сэя, В. Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н. И. Тургенев, В. Н. Твердохлебов, И. Х. Озеров, И. М. Кулишер, И. И. Янжул и др. В этих работах были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений. Вплоть до налоговой реформы 1930 г. рекомендации русских ученых использовались при выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны. В целом в истории развития налоговой науки РФ определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассическое, вобравшее идеи А. Смита и Д. Рикардо.

Национальная налоговая система РФ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования.

Это -дореволюционный, советский, постсоветский.

Основной целью данной работы является рассмотрение исто­рии налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстракт­ные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных иполитических факторов, симпто­матичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.

Глава1.Возникновение налогообложения России

1.1Налоги Древней Руси

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве цер­ковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской:из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.

Читать еще:  Как сдать нулевую отчетность ИП в налоговую

Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердив­шись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных пле­мен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»[1]. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских севе­рян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения пресле­довала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее пла­тившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дру­жине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жив­шие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачи­вать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Послед­ним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она приво­зилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружи­ны сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельст­ву Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть доброде­тель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через ре­ку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составля­ли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого хо­лопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­щение витков, а князю – пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, пре­дотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в “Русской Правде” князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавли­валась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну»[2]. Таков же размер пошлины уплачи­вался за похищение бобра изловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномочен­ными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чи­новников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каж­дой души мужского пола и с головы скота.

Налоговая система Российской Федерации

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население – “неблагородные”, т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения – один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Система налогообложения была столь тяжкой, что породила массовую коррупцию: налогоплательщикам было легче и дешевле платить взятки чиновникам, чтобы те не замечали неуплаты налогов. Чтобы исправить ситуацию, император Гай Юлий Цезарь (100 – 44 годы до н.э.) вынужден был пойти на налоговую реформу – уменьшить количество налогов и установить государственный контроль за налогообложением.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского “налоготворчества” мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 – 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 – 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 – 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны – члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector