Грузоперевозки бухгалтерский учет и налогообложение
Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)
Чем примечательна деятельность по перевозкам?
Транспортную компанию отличает следующее:
- В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
- Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
- Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
- Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
- Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
ВАЖНО! ЕНВД уже отменен в ряде регионов России. С 2021 года спецрежим планируют отменить на территории всей страны. Подробности мы рассказывали в материале “Отмена ЕНВД в 2021 году: последние новости, изменения с 1 января 2020 года”.
- Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
- Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
- выручка от реализации:
- прямые затраты по оказываемым услугам:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
- Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
- учтены затраты на доставку:
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».
Специфика затрат при перевозках
При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:
- Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.
О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.
- Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.
ВНИМАНИЕ! С января 2021 года, начиная с платежа за 2020 год налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога для вашей компании. Декларации тоже сдавать больше не потребуется. Подробности см. в материале “Приняты выгодные поправки в НК РФ”.
- Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.
- Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
- Непременными составляющими затрат станут расходы:
- на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
- периодический технический осмотр транспорта;
- проведение регулярного технического обслуживания;
- обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;
Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2020 году».
- оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
- услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
- оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.
Итоги
Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.
Особенности бухгалтерского учета для ИП-грузоперевозчика
ВЫБОР РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЛЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКА
Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. При кажущейся простоте данный вид деятельности вызывает необходимость большой «бумажной» работы. Эту «бумажную» работу можно условно разделить на три направления:
- оформление разрешительных документов;
- оформление документов на оказание услуг;
- оформление документов, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением.
Сегодня деятельность в данной отрасли строится по-разному. Существуют компании, которые выступают «операторами» логистики принимая заказ на перевозку грузов и нанимают непосредственно перевозчиков для транспортирования грузов. Некоторые из таких операторов имеют собственный автопарк. Зачастую собственного автопарка не хватает и все равно приходится нанимать перевозчиков со своим транспортом. При этом перевозчики также существуют в различных юридических формах.
Так, перевозчиком может выступать юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью (ООО)), имеющее в штате водителей и транспорт в собственности или аренде. Перевозчиком может выступать так же индивидуальный предприниматель (ИП), имеющий в собственности автомобиль и оказывающий услуги по перевозке лично.
Индивидуальный предприниматель может иметь в собственности несколько единиц автотранспорта (автомашин) и для оказания услуг перевозки нанимать водителей.
На сегодня многие субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере грузоперевозок, регистрируются как ИП.
Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.
Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта.
В сфере грузоперевозок возможно три варианта:
- Использование собственных транспортных средств.
- Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.
- Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.
Для осуществления грузоперевозок важно правильно выбрать ОКВЭД при регистрации бизнеса. Следует учитывать, что сдача в аренду собственного транспорта к данному виду деятельности не относится.
4 популярных режима налогообложения для грузоперевозчиков
ИП, работающие в сфере транспортировки грузов различных типов, тоннажа, могут использовать следующие налоговые системы:
- общая система налогообложения (ОСН);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения;
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Свои особенности имеет каждый режим налогообложения. Они будут подробно рассмотрены ниже.
Выбор налоговой системы определяет количество уплачиваемых в бюджет налогов, специфику и сложность бухгалтерского учета, возможности индивидуального предпринимателя, касающиеся развития, расширения бизнеса (прежде всего увеличение годового дохода, оборота). Также имеет значение количество используемого в предпринимательской деятельности транспорта. Причем учитываются как машины, находящиеся в собственности ИП, так и машины, привлеченные по договорам аренды и т.п.
Чтобы правильно (рационально) выбрать налоговый режим, стоит учесть и ряд дополнительных нюансов.
Во-первых, необходимо спрогнозировать предполагаемый объем заказов, и кто будет заказчиком услуг.
Во-вторых, определиться с тем, нужны ли штатные единицы для администрирования процессов, ведения документооборота, решения логистических задач и вопросов.
Нельзя не отметить и наличие существующих ограничений по выбору, применению налоговых режимов. Так, например, работать на ЕНВД разрешается только при наличии парка менее чем в 20 машин. Ограничена также возможность совмещения некоторых налоговых режимов. ИП-грузоперевозчик не может использовать одновременно вмененку и патентную систему налогообложения.
ОСН для грузоперевозок
Общий режим налогообложения является базовым, стартовым, основным. Он устанавливается для всех ИП-грузоперевозчиков по умолчанию при регистрации в качестве ИП. Переход на специальные режимы осуществляется в заявительном порядке.
ОСН является наиболее невыгодным режимом налогообложения с точки зрения налоговой нагрузки, так как его применение подразумевает уплату налога на добавленную стоимость (НДС).
Этот налог (НДС) является определяющим при выборе системы налогообложения, потому что некоторые заказчики при выборе поставщика услуг одним из обязательных условий выдвигают наличие НДС в счетах-фактурах перевозчиков.
Если в числе Ваших заказчиков большинство тех, кому обязательно нужен НДС, тогда вам следует применять ОСНО и платить НДС.
Кроме того ОСНО подходит для крупных субъектов предпринимательства. Такой режим рационально выбирать, имея большой парк техники, штат сотрудников. Также ОСН подойдет ИП, нацеленному на быстрое развитие бизнеса, сотрудничество с юридическими лицами, запрашивающими НДС в счетах.
Представленный режим налогообложения имеет несколько важных преимуществ. Первое и главное – фактическое отсутствие ограничений по размеру выручки за год и размеру автопарка. Кроме того, ОСН дает возможность бесконечно расширять клиентскую базу, оказывая транспортные услуги компаниям, которые являются плательщиками НДС.
Налоговый режим, естественно, не лишен и некоторых особенностей, усложняющих учет. На ОСН приходится крайне внимательно относиться к документальному подтверждению расходов. Также существует обязанность по исчислению, уплате НДС.
Общий режим невыгоден грузоперевозчикам, у которых отсутствуют значительные расходы. В таких случаях солидные налоговые обязательства могут заметно подорвать бюджет.
Грузоперевозки на упрощенке
Упрощенная система нередко применяется индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере грузоперевозок. Она удобна для тех, кто не сотрудничает с заказчиками – налогоплательщиками НДС, имеет годовой доход, не выходящий за рамки существующих ограничений для применения УСН (не более 150 млн. руб. в год), не планирует нанимать большое количество сотрудников.
Упрощенка позволяет выбирать объект налогообложения – доходы либо доходы за вычетом расходов. Если ИП сложно определиться с типом УСН, имеет смысл проконсультироваться со специалистами. Иногда оптимальный объект налогообложения прорисовывается только в процессе ведения предпринимательской деятельности. Если изначально тип упрощенки выбран неверно, его можно изменить в заявительном порядке с начала следующего календарного года.
УСН привлекает предпринимателей довольно простым, прозрачным учетом. Минимум отчетных форм – относительно небольшие расходы на содержание бухгалтера.
Еще один нюанс упрощенки в том, что она позволяет предпринимателю снижать налоговую нагрузку при уплате пенсионных взносов.
Что касается специфики режима, стоит отметить действующие ограничения по годовому доходу (150 млн. руб. в год), штату сотрудников (не более 100 человек), срокам изменения системы налогообложения.
Вмененка на транспорте
Перевозка грузов предусматривает возможность применения единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Специфический режим налогообложения предприниматели выбирают достаточно часто. Это обусловлено его удобством, особенно для небольшого бизнеса.
Применяя вмененку, ИП-грузоперевозчик:
• Не ведет полноценный документооборот. Ему вменен в обязанность только учет физического показателя, которым выступает единица транспорта. То есть значение имеет количество машин, задействованных в грузоперевозках. Расходы на топливо, запчасти и т.п. в учетных формах не фигурируют.
• Может совмещать режим налогообложения с упрощенкой. Оправданным является совмещение с УСН «доходы». При этом отсутствует необходимость учета затрат, появляется возможность реально и абсолютно законно оптимизировать налогообложение.
Но ЕНВД выгоден не всегда. Если ИП оказывает услуги по перевозке грузов периодически, не имеет стабильного дохода, единый налог платить попросту нерационально.
Патент и грузоперевозки
Патентная система (ПСН) актуальна для перевозчиков в статусе ИП, которые имеют незначительные по стоимости контракты, небольшой автопарк, не хотят заморачиваться с бухгалтерским учетом, налоговой отчетностью, точно высчитывать доходы, расходы, подтверждать последние.
ПСН, как и любой другой режим, имеет ряд особенностей. Данный режим имеет существенные ограничения по сумме возможного дохода (не более 60-ти млн. руб. в год). Применяться он может только в регионе непосредственной выдачи. Это следует учитывать при заключении контрактов, договоров. Место их составления и применения ПСН должно совпадать.
Кое-что о документообороте
Грузоперевозки – довольно специфический вид деятельности. Он предусматривает необходимость ведения соответствующего документооборота. Так, вне зависимости от выбранного режима налогообложения, предпринимателю придется обеспечивать:
- Выписку так называемых путевок на каждого водителя и каждую поездку. Правила оформления путевых листов стандартизованы, жестко регламентированы;
- Проведение и документирование медицинского осмотра водителей перед рейсом и технического осмотра транспорта;
- Заключение экспедиционных договоров.
- Ведение журналов учета указанных документов.
Так же заслуживает внимания оформление взаимоотношений с работниками – водителями. В зависимости от того в каком статусе ИП с ними сотрудничает это могут быть трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера. В любом случае по сотрудникам необходимо представлять ежеквартальную отчетность в государственные внебюджетные фонды.
Заключить договор на ведение бухгалтерского учёта в Перми очень просто – позвоните по телефону +7 (342) 294-30-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте к нам в офис по адресу г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.
Хотите передать бухгалтерию на аутсорсинг и ищете бухгалтерское обслуживание в Перми? Обращайтесь в Консалтинговую группу «Капитал»!
Основные нюансы бухгалтерского учета в транспортной компании.
Транспортные компании, как и другие субъекты предпринимательства, обязаны вести бухгалтерский, налоговый учет. Тот и другой во многом обусловлены спецификой осуществляемой деятельности. Тип учета определяется применяемым режимом налогообложения. ОСНО делает бухгалтерию сложнее и специфичнее. На ЕНВД, УСН перевозчик может позволить себе вести упрощенный бухгалтерский, налоговый учет. Но применять такие режимы может не каждая транспортная компания.
Специфический и достаточно сложный учет финансово-хозяйственных операций в рамках осуществления грузоперевозок или пассажирских перевозок обусловливает необходимость применения комплексного, профессионального подхода к его организации. Формальная бухгалтерия – не лучший выбор для транспортной компании.
Специфика деятельности перевозчика.
Существует ряд общих особенностей учета, не зависящих от применяемого режима налогообложения. Они касаются прежде всего наличия особого перечня затрат, ассоциированных с появлением права на оказание профильных услуг и обеспечением функционирования транспортных средств. К специфическим затратам относят оплату услуг регистрации транспорта, страховок, материалов для текущего ремонта машин, ГСМ, техобслуживания и т.п.
Также у любого перевозчика есть обязанность по исчислению и уплате транспортного налога. Правила его расчета установлены НК (гл. 28). Но налог имеет региональные особенности. Их необходимо учитывать, отражая соответствующие суммы в учете и отчетных документах.
Специфичным бухучет в транспортной компании делает и профильный документооборот. Применение путевых листов, авиагрузовых или железнодорожных накладных, коносамента, документов о перегрузке с одного вида транспорта на другой, товарно-транспортных накладных заметно усложняет работу специалистам бухгалтерии.
Есть необходимость снизить нагрузку на штатное подразделение? Передайте часть функций на аутсорсинг. Хотите оптимизировать затраты на ведение учета, получить гарантии его качества, минимизировать фискальные риски? Закажите комплексное бухгалтерское обслуживание транспортной компании. Профильный аутсорсер возьмет на себя соответствующие функции и ответственность за их реализацию.
Специфика бухучета при перевозках.
Транспортная компания, по сути, является поставщиком услуг. Оказание последних должно надлежащим образом оформляться документально и отражаться в бухгалтерском учете. Специфика отражения финансово-хозяйственных операций определяется форматом услуг.
Если перевозка является самостоятельной услугой или она выделена отдельно в договоре на поставку продукции, в учете доходов и расходов она отражается отдельным видом деятельности с проведением выручки от реализации по дебету счета 62, НДС от реализации – по дебету счета 90. Все затраты по оказываемым услугам учитываются в финрезультате. Для этого осуществляется проводка Дт 90 Кт 20, 26. Прямые затраты отражают проводки Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70, а косвенные – Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76.
Несколько иначе учитываются затраты на доставку, если последняя включена в стоимость товара, осуществляется силами продавца в рамках заключенного договора о поставке. В данном случае перевозка отдельным видом деятельности не является. Расходы на оказание услуг являются расходами по продажам (коммерческими расходами). Для учета затрат на доставку товара делается проводка Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70. Отнесение затрат на финрезультат фиксируется в учете по дебету счета 90 и кредиту счета 44.
Что нужно для правильного учета затрат?
Ошибки в учете затрат ведут к искажению налогооблагаемой базы, негативным фискальным последствиям. Как снизить актуальные риски? Достаточно грамотно организовать и вести бухучет. Особое внимание рекомендуется обратить на отражение в учете всех используемых компанией транспортных средств. В балансе отражается собственный транспорт компании. За балансом – арендованный. Что касается лизинговых машин, они могут отражаться в балансе получателя, если учитываются стандартным способом. Транспорт, полученный в лизинг, учтенный на балансе лизингодателя, получатель отражает в учете за балансом.
Отдельно следует отметить отнесение ГСМ в затратную часть учета. Во избежание ошибок рекомендуется проверить правильность списания материалов. Актуальные нормы для отдельных отраслей утверждены федеральными нормативно-правовыми актами. Если для транспортной компании они неактуальны, должны быть разработаны собственные нормы списания ГСМ, не противоречащие действующему законодательству. Свою специфику имеет и организация учета расхода ГСМ. Он учитывается отдельно по каждому транспортному средству. Излишки расхода относятся в затраты без уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли.
Транспортной компании не обойтись без отражения в учете операций по приобретению сезонных шин. Материалы, рассчитанные на несколько сезонов, будут выдаваться со склада и приниматься на хранение неоднократно. Указанные операции в обязательном порядке отражаются в учете.
Имеют место у перевозчика и непеременные расходы. К ним относится ТО транспорта, страхование, периодический техосмотр, обязательные первичные, предрейсовые медицинские осмотры водителей. Также непеременными расходами признается оплата:
услуг по очистке машин, взвешиванию грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ;
использования платных дорог;
перерывов в работе водителей.
Как сделать бухучет эффективным?
Бухгалтерия любого (пассажирского, грузового) перевозчика достаточно специфична. Организовать ведение учета можно несколькими способами. При формировании штатного непродуктивного подразделения важно уделить особое внимание подбору персонала. Специалистам без опыта работы в соответствующей отрасли может потребоваться немало времени на обучение. Готовы ли вы за это платить?
Вторым способом организации учета является аутсорсинг. Он может быть частичным и полным. В первом случае на внешнее управление передаются отдельные функции бухгалтерии, например: учет доходов и расходов, расчет налогов и отчетность, кадровый учет. Комплексное бухгалтерское сопровождение перевозчика предусматривает формирование полноценной внешней бухгалтерии. Заказчик при этом оплачивает только актуальные услуги. Подбор персонала, обучение, повышение квалификации, выплата зарплаты, отпускных, больничных – забота профильной компании. Она же рассчитывает и платит зарплатные налоги, страховые взносы за сотрудников бухгалтерии. Реальная экономия средств делает аутсорсинг выгодным, а формат сотрудничества – удобным.
Еще одним преимуществом передачи бухучета на внешнее управление является снижение рисков допущения ошибок в отчетности и получения доначислений, штрафов. Аутсорсер несет юридическую, финансовую ответственность. При выявлении налоговиками ошибок в декларациях и применении санкций погашать пени и штрафы будет исполнитель, а не заказчик услуг.
Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки
Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Грузоперевозки и ведение учета
Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.
Владелец транспорта
Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.
Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.
В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:
Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.
Переход права собственности
Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.
Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.
Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.
Учет грузоперевозок: признание расходов
Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…
Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.
Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.
Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.
Законодательство о бухгалтерском учете включает:
до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): | с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4): |
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ | все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты |
Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:
Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.
В чем же именно проявляется разница?
Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.
К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.
По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.
Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.
Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.
Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них – письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.
А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Бухгалтер — профессия творческая
В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:
Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки
Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.
Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.
Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.
ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предприниматели могут использовать:
- Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
- Упрощенный режим (УСН).
- Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
- Патент (ПНС).
Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.
Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.
Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:
- Объем планируемых заказов.
- Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
- Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.
Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.
Внимание! Имеется ограничение по применению одновременно ЕНВД и патента. Одновременно применять системы не разрешено, предприниматель должен выбрать одну форму налогообложения, по которой будет платить налог.
Общеустановленная система налогообложения
Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.
Положительные стороны применения вида учета для ИП:
- Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
- Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.
Отрицательные стороны ведения ОСН:
- Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
- Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.
Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.
При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.
Упрощенная система
Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.
Положительные стороны применения УСН:
- Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
- Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
- Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.
Отрицательные стороны использования УСН:
- Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
- Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.
Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.
Вмененный доход
ИП часто применяют ЕНВД при оказании услуг по перевозке грузов. Для формы характерны отсутствие необходимости ведения полного документооборота.
- Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
- Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.
Минусы применения ЕНВД:
- Необходимость платежа единого налога вне зависимости от реализации услуг.
- Наличие ограничения по числу машин. Допускается использовать до 20 штук единиц транспортных средств.
При наличии малого автопарка и незначительных по размеру стоимости контрактов ИП может выбрать между ЕНВД и ПНС. Для сравнения необходимо получить информацию в ИФНС о стоимости патента на грузоперевозки и сравнить с налогом на вмененный доход.
Внимание! Патентная система применяется только в регионе его приобретения. При заключении договоров на оказание транспортных услуг необходимо обеспечить совпадение места составления соглашения и применения патента.
Дополнительный документооборот
Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.
Необходимо обеспечить:
- Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
- Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
- Ведение книг учета выданных путевых листов.
- Заключение договоров транспортной экспедиции.
Особое значение наличие оправдательных документов имеет в случае использования расходных форм для снижения основного налога при ведении ОСН или УСН с видом учета «доходы минус расходы». Транспортные услуги характеризуются значительным количеством оправдательных документов, что требует наличия штата обслуживающих учет сотрудников.
Внимание! При отсутствии путевых листов принять в состав расходов топливо, масла, расходные материалы и запчасти нельзя. ИФНС при проверке ИП исключит затраты и дополнительно начислит основной налог и применит санкции – пени, штрафы.