Факультативные элементы налогообложения
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Факультативные элементы налогообложения

Элементы налогообложения. Краткое законодательное и доктринальное толкование. – Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Определение понятия “элементы налогообложения” прямо не закреплено в законодательстве. Однако сам термин используется в Налоговом кодексе РФ. Через описание элементов налогообложения осуществляется законодательное установление налогов. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Налоговое законодательство выделяет обязательные и факультативный элементы налогообложения. К обязательным элементам ст. 17 Налогового кодекса РФ относит следующие:

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

Факультативным элементом являются налоговые льготы. Указанный перечень актуален в полном объеме лишь для налогов. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ). Иными словами, общего перечня элементов обложения сборами в законодательстве не существует.

Значительную роль в становлении современных положений об элементах налогообложения сыграл Конституционный Суд РФ. В своих постановлениях и определениях, принятых еще до вступления в силу Налогового кодекса РФ, он прямо указывал, что “налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства” [3].

Фактически вопрос об элементах налогообложения поднимался в связи с необходимостью определения требований к установлению налогов.

В настоящее время порядок установления налогов определен в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Региональные и местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и соответственно законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Применительно к региональным и местным налогам субъекты Российской Федерации и муниципальные образования определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения по региональным и местным налогам полностью определяются Налоговым кодексом РФ.

Определенные требования к установлению налогов и сборов были сформулированы Конституционным Судом РФ, который указывал, что “установить налог можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными, Конституция Российской Федерации исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти; установить налог – не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств [1-7; 17, с. 145-146]. Кроме того, Конституционным Судом РФ обращалось внимание на необходимость полного и определенного закрепления всех элементов налогообложения в законодательстве [8].

В научной литературе об элементах налогообложения писали еще дореволюционные авторы, среди которых А.А. Исаев [11, с. 489-490], И.И. Янжул [21, с. 247] и др. В начале ХХ в. систематизирует учение об элементах А.А. Соколов [16, с. 117].

В советские годы, несмотря на некоторый спад интереса к вопросам налогового права, встречались исследования, в которых авторы обращались к элементам налогообложения. Так, С.Д. Цыпкин сформулировал понятие налогового метода изъятия доходов, основываясь на понятии и отдельных элементах налогообложения. Он указывал, что “применяя данный метод, государство использует специальные юридические конструкции – субъект налога, объект обложения, единицу обложения, ставку налога, необлагаемый минимум и т.д.” [20, с. 43].

Актуализировались вопросы элементного состава налогов в начале 90-х гг. ХХ в., что было связано с возрастанием роли налогов. Здесь основы современного понимания элементов налогообложения были заложены С.Г. Пепеляевым в его работе “Закон о налогах: элементы структуры”, в которой он писал, что “налог должен быть точно определен. Хотя число налогов велико, и структура их различна, тем не менее слагаемые налоговых формул – элементы закона о налоге – имеют универсальное значение” [19, с. 5-6].

Ученые отмечали, что выделение в составе налогового обязательства его элементов является “понятийным инструментарием”, “анатомией налога” [12, с. 13, 38], его внутренним строением [17, с. 103].

В литературе встречаются различные подходы к определению элементов налогообложения. В частности, указывается, что “юридический состав налога включает совокупность элементов налогообложения, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога” [9, с. 172], “предлагается рассматривать их как законодательно формализованные, пространственно-временные, физические, стоимостные, фактические и иные характеристики обстоятельств и предметов материального мира, а также порядок исчисления, документальной фиксации и внесения лицом конкретной суммы налога” [14, с. 229; 18]. Элементы налога могут быть определены, как внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридические конструкции соответствующих налоговых платежей [14, с. 230].

Следует отметить, что помимо законодательного термина “элементы налогообложения” в специальной литературе и в судебных актах встречается множество близких, а иногда идентичных по содержанию понятий, например, “правовой механизм налога”, “юридический состав налога”, “элементный состав налога”, “структура налога”, “анатомия налога”, “элементы закона о налоге”, “элементы юридического состава налога”, “элементы правового механизма налога”, “элементы налогового обязательства”, “элементы налога” и т.п. [14, с. 229].

Отдельные ученые возражают против отождествления терминов “элементы налогообложения” и “элементы налога”. По мнению И.И. Кучерова, “состав элементов налогообложения много шире, поскольку, помимо налогов со всеми их элементами, включает также целый ряд других составляющих. К примеру, налогооблагающий субъект как публичное территориальное образование, в пользу которого уплачиваются обязательные налоговые платежи, безусловно, относится к элементам налогообложения, однако элементом налогов не является” [14, с. 231]. Кроме того, отмечается нелогичность использования понятия элемента закона о налоге для описания элементов налогообложения, так как “теория права не предусматривает иного элемента закона, чем правовая норма, состоящая, как правило, из гипотезы, диспозиции и санкции” [15, с. 530]. Одновременно предлагается использовать термин “элементы правового налогового механизма” [15, с. 530].

В.Н. Иванова предлагает рассматривать термин “юридическая конструкция налога” в двух аспектах: “во-первых, “юридическая конструкция налога” – это модель, которая используется законодателем при установлении конкретных налогов. Ее содержание раскрывается через совокупность правовых норм части первой Налогового кодекса РФ и является относительно неизменным. Словосочетания “юридическая конструкция налога как модель” и “модель юридической конструкции налога” используются автором как равнозначные. Во-вторых, “юридическая конструкция конкретного налога” – это совокупность элементов, которые законодатель использует при конструировании конкретного налога, закрепляя специфические характеристики этих элементов в нормах отдельных глав второй части Налогового кодекса РФ, а также региональных законах и решениях муниципальных образований о налогах” [10].

В научных исследованиях, так же как и в налоговом законодательстве, выделяют различные группы элементов налогообложения. Экономисты выделяют обязательные и факультативные элементы. Обязательные элементы налога – это совокупность регламентированных налоговым законодательством данной страны слагаемых налогового обязательства, определяющих порядок исчисления и уплаты налога, без раскрытия которых это обязательство не может считаться установленным [16, с. 118]. Факультативные элементы налога – это совокупность дополнительных слагаемых налогового обязательства, раскрытие которых при установлении налога возможно, но отсутствие которых не может приводить к ситуации, когда это обязательство будет считаться неустановленным [16, с. 119].

Отдельные авторы предлагают разграничивать атрибутивные (нормативные) и вспомогательные (доктринальные) элементы налогообложения [9, с. 172].

Существуют иные перечни элементов налогообложения, например, наряду с теми, которые сейчас закреплены законодательно, называют налогово-правовую норму, налогоплательщика, предмет налогообложения, масштаб налога, единицу налога, бухгалтерский (налоговый) учет, источник налога, получатель [17, с. 106].

Существует еще один подход, в соответствии с которым выделяют основные, дополнительные и факультативные элементы, где к основным относятся субъект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога; к дополнительным – предмет налога, масштаб налога, единицу налога, источник налога, налоговый оклад и получатель налога. К факультативным причислены налоговые льготы [14, с. 236]. Близкий подход используется Н.П. Кучерявенко, который называет обязательные (основные и дополнительные) и факультативные элементы. При этом к основным он относит плательщика налога, объект налогообложения и ставку налога, к дополнительным – предмет, базу, единицу налогообложения; источник уплаты налога; методы, сроки и способы уплаты налога; особенности налогового режима; бюджет или фонд поступления налога (сбора); особенности налоговой отчетности. К факультативным – налоговые освобождения, льготы [15, с. 533].

Читать еще:  Как поменять систему налогообложения для ИП?

Кроме того, на основе системного подхода выделяют те элементы, из которых собственно сложен налог (статические элементы налога) и элементы, определяющие его функционирование (динамические элементы налога). К статическим относят субъект и объект налога, налоговую базу, масштаб налога, налоговый период и налоговую ставку, к динамическим – порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, порядок зачета и возврата переплаченного или излишне взысканного налога [15, с. 237].

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 г. N 9-П.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.1997 г. N 3-П.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. N 16-П.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 г. N 170-О.

Факультативные элементы налогообложения

В отличие от существенных элементов отсутствие в законодательном акте, устанавливающем налог, факультативного элемента никак не влияет на определенность налогового обязательства.

К факультативным элементам относятся:

  • • налоговые льготы;
  • • порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм (см. п. 3.1);
  • • ответственность за налоговые правонарушения (см. и. 4.3).

Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК).

По мнению ряда исследователей 22 , дефиниция «налоговая льгота» в законодательстве РФ не определяется четко, отсутствует перечень льгот, при установлении отдельных налогов предоставляемые налогоплательщикам преимущества налоговыми льготами не именуются. Это создает трудности не только в теоретическом аспекте, но и на практике: в частности, согласно ст. 56 налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Например, это имеет смысл, если по НДС имеется значительный размер «входного НДС», принимаемого к вычету (при использовании освобождения право на вычет отсутствует).

Основные виды преимуществ, которые могут быть классифицированы как налоговые льготы, можно представить в виде схемы (рис. 9).

Рис. 9. Классификация налоговых льгот

22 Полянская В.А. Что считать налоговой льготой и когда это имеет значение // Главная книга. 2012. № 7. С. 79-81; Пансков В.Г. Налоговые льготы : целесообразность и эффективность // Финансы. 2012. № 10. С. 34-36; Гришина О.П. Отсутствие объекта обложения = налоговая льгота? // НДС: проблемы и решения. 2012. № 8. С. 59-66; Терехина А.П. Роль и значение категории «налоговая льгота» в налоговых правоотношениях // Финансовое право. 2010. № 12. С. 37-40.

Налоговые льготы – важнейший инструмент налоговой политики, осуществляющий регулирующую функцию налогов. Исходя из задач установления налоговых льгот, они классифицируются по функциональнои направленности (по направлению использования высвобожденных средств). Льготы, направленные на стимулирование инвестиционной активности, дают преференции «молодым» организациям, уменьшают налоговое бремя за счет льгот в связи с инвестиционными капиталовложениями (например, амортизационная премия). Льготы на поддержку и текущее развитие бизнеса направлены на финансирование текущих расходов предприятий, поддержку развития отдельных отраслей, организаций, находящихся в трудных ситуациях в связи с форсмажорными обстоятельствами. Социальные льготы предназначены для регулирования структуры доходов и направления расходов налогоплательщиков, обеспечение занятости, сдерживание инфляционных процессов, повышение уровня жизни населения.

По содержанию налоговые льготы делятся на три крупные группы, в зависимости от того, какой элемент налога подлежит льготированию.

Налоговые освобождения – льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или группы налогоплательщиков, а также понижают налоговые ставки для них. К таким льготам относятся:

  • • налоговые изъятия – льготы, направленные на выведение из- под налогообложения отдельных объектов (например, государственные стипендии НДФЛ не облагаются);
  • • налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам по отдельным группам налогоплательщиков;
  • • налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный срок отдельных групп налогоплательщиков;
  • • понижение налоговых ставок, которое может производиться как для отдельных налогоплательщиков, так и по объектам налогообложения;
  • • образование консолидированных групп налогоплательщиков – экономия на налогах в результате консолидации финансовых результатов отдельных налогоплательщиков;
  • • применение специальных налоговых режимов – замена ряда налогов единым с понижением налоговой ставки.

Налоговые скидки (вычеты) – льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Примером лимитированной налоговой скидки является стандартный вычет по НДФЛ, размер которого установлен в строго определенной сумме: 500, 1400 или 3 000 руб. К лимитированным вычетам относят суммы расходов на обучение (социальный налоговый вычет по НДФЛ).

Налоговые кредиты – льготы, направленные на уменьшение налогового оклада. К ним относятся:

  • • возмещение (зачет) ранее уплаченного налога (например, в силу применения нулевой ставки НДС по экспортируемым товарам);
  • • зачет налога в целях избежания двойного налогообложения;
  • • перенос сроков уплаты налога на более позднее время (отсрочка, рассрочка платежа, предоставление инвестиционного налогового кредита).

По субъектам налогообложения льготы могут предоставляться физическим лицам (личные льготы) и организациям (корпоративные льготы).

Льготы могут предоставляться широкому кругу налогоплательщиков – общие льготы и отдельным группам налогоплательщиков – специальные льготы (малому бизнесу, участникам проекта «Сколково», инвалидам и т. д.).

Согласно российскому законодательству льготы устанавливаются и отменяются:

  • • по федеральным налогам и сборам – НК РФ;
  • • региональным налогам – НК РФ и/или законами субъектов РФ;
  • • местным налогам – НК РФ и/или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Элементы юридического состава налога. Основные и факультативные. Понятие и их правовое значение.

Содержание материала

Обязательные (основные) элементы

Обязательность фор­мализации всех элементов налога закреплена в Налоговом ко­дексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов нало­гообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога мо­жет считаться установленной. В противном случае при неопределе­нии хотя бы одного обязательного элемента налог не может счи­таться установленным, следовательно, у налогоплательщика не воз­никает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно ус­тановленные налоги.

Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность .

Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент на­логообложения, характеризующий организации и физические лица, на которые по закону воз­лагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собст­венных средств (точная трактовка в ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязан­ность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы).

Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом объект следует отличать от предмета налогообложения (например, объект – право собственности на земельный участок, предмет – собственно земельный участок).

Читать еще:  Прибыль до налогообложения счет бухгалтерского учета

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Налоговая база — обязательный элемент, характе­ризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку имен­но к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, напри­мер, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частно­сти, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложе­ния на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база пред­ставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристи­ку объекта налогообложения».

Налоговая ставка — обязательный элемент, ха­рактеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы . Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждо­му налогу:

  • по федеральным — Налоговым кодексом РФ;
  • по региональным — законами субъектов РФ;
  • по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налого­вая база и определяется конечный размер налогового обязатель­ства. В ст. 55 НК дается трактовка это­го понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характери­зующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основ­ные методики исчисления, встречающиеся в российской практике:

  • некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
  • кумулятивная (исчисление налога производится нарас­тающим итогом с начала налогового периода с определением ито­говой суммы по его окончанию).

В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.

Прием — это формализованное действие (формула), связываю­щее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декла­рации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада — по дек­ларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налого­плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».

Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, харак­теризующий законодательно установленные способы и сроки вне­сения налога его получателю.

К возможным способам внесения на­лога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безна­личной формах.

Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уве­домления (с учетом п. 6 ст. 69 НК РФ). В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам:

  • транспортному (для физи­ческих лиц);
  • земельному;
  • на имущество физических лиц.

Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются приме­нительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодек­сом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие не­доимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налага­ются штрафные санкции в виде пени. К самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

Факультативные элементы

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязатель­но, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неуста­новленным.

К факультативным элементам следует отнести:

  • налоговые льготы и основания для их применения;
  • порядок возмещения налога;
  • отчетный период;
  • получателя налога.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих фа­культативных элементов, которые дополняют обязательные элемен­ты, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категори­ям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.

Отчетный период — факультативный элемент, характеризую­щий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачива­ются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответст­вующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — раз­личаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произ­вольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризую­щий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть уста­новлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджет­ным законодательством.

Факультативные элементы налогообложения.

– налоговая льгота – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере

Несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:

Виды налоговых льгот

1) государственные пособия, выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, – по безработице, беременности и родам;

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;

3) компенсационные выплаты в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством;

4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

6) гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства;

7) международные, иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации;

8) единовременная материальная помощь (оказываемая в связи со стихийным бедствием, с другим чрезвычайным обстоятельством и т. д.)…

85. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций является прямым.

Налогоплательщиками признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Иностранные организации уплачивают налог с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, в то время как российские организации — из всех источников. Такой порядок называется принципом резиденства.

Объект налогообложения представляет собой прибыль, полученную налогоплательщиком. Прибыль — это доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов:

где П — прибыль налогоплательщика;

Доходы налогоплательщика подразделяются на две группы:

1) доходы от реализации, представляющие собой выручку от реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав;

2) внереализационные доходы, включающие все иные доходы непроизводственного характера.

Читать еще:  Простое товарищество бухучет и налогообложение

Расходы — это обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы налогоплательщика, аналогично доходам, также подразделяются на две группы:

1) расходы, связанные с производством и реализацией;

2) внереализационные расходы — затраты, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг).

Налоговая база представляет собой денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток (то есть прибыль отсутствует), то налоговая база признается равной нулю.

Налоговые ставки по налогу на прибыль организаций установлены ст. 284 НК РФ.

Налоговый период составляет календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода и суммы авансовых платежей по итогам отчетных периодов определяются налогоплательщиком самостоятельно на основе данных налогового учета.

Ежемесячные авансовые платежи могут исчисляться двумя методами:

1) «от достигнутого», то есть на основе начисленных ранее (в предыдущем отчетном периоде) сумм авансовых платежей;

2) исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Сроки и порядок уплаты налога. В зависимости от метода исчисления ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются:

1) при исчислении налога «от достигнутого» — не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода;

2) при исчислении налога по фактически полученной прибыли — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта следующего года. Именно этот день установлен как последний для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль.

Билет 11

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

Обязательные и факультативные элементы налога и сбора

Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов
юридического состава налога. Выделяют обязательные (существенные) элементы и факультативные элементы.
Обязательные (существенные) элементы юридического состава налога – это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда
определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

  • объект налогообложения. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект
    налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учетом положений гл. 7 “Объекты налогообложения” НК РФ. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;
  • налоговая база. Налоговая база является основой налога – это стоимостная, физическая или
    иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения
    устанавливаются НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации;
  • налоговый период. Налоговый период – это период времени применительно к отдельным
    налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются НК РФ;
  • налоговая ставка. Налоговая ставка является величиной налоговых начислений на единицу
    измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.
    В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Выделяют три основных вида налоговых ставок: твердые (устанавливаются в абсолютной сумме
на единицу обложения независимо от размеров налоговой базы); пропорциональные – действуют в
одинаковом проценте к налоговой базе без учета ее величины и прогрессивные – возрастают по мере
роста налоговой базы;

  • порядок исчисления налога. Порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате за
    налоговый период, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;
  • порядок и сроки уплаты налога. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются ст. 174 НК
    РФ. Уплата налога может производиться как добровольно, так и принудительно. При добровольной уплате налога (сбора) она производится двумя способами:
    – разовой уплатой всей суммы налога;
    – по частям (уплатой авансовых платежей в течение налогового периода, по окончании которого производится перерасчет).

Более конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу
отдельными законодательными актами. Так, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных налогов – законами субъектов РФ, местных налогов – нормативными правовыми актами представительными органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Все налоги и сборы могут быть уплачены как в наличной, так и в безналичной форме.
Выделяют три основных способа уплаты налога:

  1. По декларации.
  2. У источника выплаты дохода.
  3. Кадастровый способ уплаты налога.

Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации, т.е. в
российских рублях. В иностранной валюте налоговые платежи вправе совершать иностранные
организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о
налогах и сборах применительно к каждому налогу (сбору). Срок уплаты налога определяется
календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами,
неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо
действие, которое должно совершиться.
Обязательные (существенные) элементы налога должны быть установлены в законодательном
акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы юридического состава налога – это элементы, отсутствие которых не влияет на определенность налога.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:

  • порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
  • ответственность за налоговые правонарушения;
  • налоговые льготы.

В соответствии со ст. 12 НК РФ законодательные органы власти субъектов РФ (местного
самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения:

  • налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы.

Дополнительные элементы налогов – это элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать при установлении налогового обязательства:

  • предмет налога – объект материального мира, с наличием которого закон связывает
    возникновение налоговых обязательств;
  • масштаб налога – единица налога, используемая для количественного выражения налоговой
    базы;
  • единица налога – тесно связана с его масштабом и используется для количественного
    выражения налоговой базы;
  • источник налога – резерв, используемый для уплаты налога: доход и капитал
    налогоплательщика;
  • налоговый оклад – размер налога денежного сбора;
  • получатель налога – бюджет либо внебюджетный фонд.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector