Цели международного сотрудничества в сфере налогообложения
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Цели международного сотрудничества в сфере налогообложения

Сущность международного сотрудничества в сфере налогообложения

Международное сотрудничество в налоговой сфере началось после первой мировой войны. На Международной финансовой конференции в Брюсселе (1920 г.) впервые был поставлен во­прос о необходимости стандартизации международных налого­вых соглашений. Финансовый комитет Лиги Наций, функцио­нировавший до 1945 г., подготовил несколько типовых конвенций (соглашений), в том числе об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал и оказании взаимной административно-правовой помощи. С 1954 г. центром организации международного налогового сотрудничества становится Органи­зация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Налоговый комитет ОЭСР подготовил так называемые Типовые конвенции — об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г.) и Типовую конвенцию ОЭСР (1977 г.), которые легли в основу Типовой конвенции ООН. Последняя бы­ла утверждена в качестве рекомендательного документа ООН одновременно с созданием Межправительственного Совета ООН по налоговым вопросам (1980 г).

Вопросы налогообложения в отдельной стране регламентиру­ются нормами национального законодательства. В то же время существуют нормы международного налогового права для регу­лирования взаимных интересов государств. Как отмечалось выше международная экономическая интеграция обусловили тенденции гармонизации налоговой политики и налогового права в зарубежных странах.

К числу источников международного налогового права относятся: международные налоговые законы страны, а так­же международные налоговые соглашения, заключаемые между двумя или несколькими странами. Международное право признает международные договоры, имеющие боль­шую силу, чем национальные законы, а ст. 27 Венской кон­венции о праве международных договоров 1969 г. гласит, что “сторона не может ссылаться на положение своего внут­реннего права для оправдания невыполнения положений международного договора”.

В системе налогового законодательства международные соглашения делятся на следующие группы:

– международные соглашения общего характера, которые наряду с другими сферами сотрудничества устанавливают общие подходы сторон также и в области налогообложения. Они являются основой при заключении ограниченных соглашений, так как страны, вступающие в переговоры, настолько отличаются друг от друга по экономическим условиям, налоговому законодательству, общей правовой системе, то заключаемые между ними соглашения не могут содержать одинаковые положения. Непосредственному применению такие соглашения не подлежат, но содержащиеся в них принципы используются в иных договорах и в национальном законодательстве (например, директива ЕС «О введении единого НДС»).

– договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы. Они направлены на установление благоприятного налогового режима (БНР), предоставление различных льгот и т.д.;

– соглашения о налоговых режимах и льготах;

– трудовые договоры (договоры, где помимо прочих решаются налоговые проблемы, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования для товаров и услуг).

– специфические соглашения по конкретным организациям (например, соглашение о размещении штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, направленное на освобождение об уплаты налогов в стране пребывания).

– собственно налоговые соглашения общие налоговые соглашения и конвенции — это международные договоры рекомендательного характера, затрагивающие все вопросы взаимоотношения сторон по поводу прямых и косвенных налогов. Большинство таких соглашений регулируют налогообложение доходов и капитала, так как сфера других налогов (особенно на потребление – НДС, акцизов) редко выходит за рамки государственных границ. ( Например, Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций).

-ограниченные (специальные) налоговые соглашения – распространяются на конкретный вид налогов, налогоплательщиков. Они носят конкретный характер, регулируют налогообложение некоторых видов доходов или отдельные вопросы налоговых взаимоотношений договаривающихся государств. Это могут быть соглашения об устранение двойного налогообложения платежей по авторским правам, соглашения об оказании административной помощи. Больше всего заключено в области международных перевозок. В них обычно оговаривается, какое государство имеет право облагать налогом прибыль от международных морских и воздушных перевозок. В большинстве стран такое право предоставляется государству, в котором лицо осуществляет международное перевозки, имеет постоянное местопребывания или местожительство. Соглашения о международных перевозках могут предусматривать льготный налоговый режим в отношении зарплаты членов экипажей, а иногда и сотрудников представительств транспортных компаний. К специальным соглашениям могут относиться такие налоговые соглашения, как соглашения по таможенным вопросам, налоговому режиму в приграничных районах, налогообложению наследства и дарения и т.д.

Во всех налоговых соглашениях указываются:

– правила налогообложения имущества и доходов резидентов, осуществляющих свою деятельность в иностранном государстве или полученных из зарубежных источников;

– порядок разрешения спорных вопросов по налогообложению, возникающих при торгово-посреднической деятельности;

– механизм приведения внутренних правил налогообложения в каждой стране в соответствие с механизмом налогообложения в другой стране, то есть сближение налоговых систем разных стран;

– меры противостояния против уклонения от уплаты и обхода налога и др.

Налоговые системы государств различаются в зависимости от приоритета норм в области налогов на национальные или международные.

Так, в Рос­сии большую силу имеют нормы международного договора. Согласно ст.7 Налогового кодекса РФ предусмотрено: «если международным договором РФ, содержащим понятия, касающиеся налогообложения, предусмотрены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ».

В США и ФРГ приоритетны нормы национального законодательства. В Великобритании между­народные соглашения имеют равную силу с внутренними законами, что может приводить к определенным противо­речиям. В таких случаях соблюдаются следующие прин­ципы:

– закон, принятый после ранее действовавшего зако­на, имевшего тот же предмет правового регулирования, имеет большую силу;

– действующие специальные законы имеют большую юридическую силу, чем законы, пусть даже и принятые позднее, но не регулирующие непосредственно междуна­родное соглашение.

Международное налоговое право оперирует определен­ными унифицированными категориями такими как:

Налоговый суверенитет — право любого госу­дарства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах. В рамках суверенитета могут быть уникальные налоги, характерными только для данной страны (например, церковный налог в Германии или налог на уксусную кислоту).

Налоговая юрисдикция— территория, внутри которой действуют соответствующие налоговые законы. В рамках данной категории различают административно-на­логовую юрисдикцию. Например, для России выделяется для целей налогообложения территория свободной экономической зоны (СЭЗ), где действуют налоговые законы отличные от общегосударственных.

Резидентство – понятие, определяющее конечную налоговую ответственность физического или юридического лица. Резиденты данной юрисдикции уплачивают налоги со всех своих доходов из любых источников, включая и зарубежные. Для признания юридического или физического лица резидентом предусмотрен критерий наличия налогового домициля.

Налоговый домициль – совокупность определенных признаков, необходимых для признания физического или юридического лица налогоплательщиком. Среди таких признаков для юридического лица обычно выделяются: а) местонахождение органа управления фирмой, то есть фактическое место управления компанией; б)место её регистрации; в) наличие в данной юрисдикции служебного здания (офиса) на правах собственности или законного владения. Для физических лиц – это чаще всего: а) время пребывания в данной юрисдикции (обычно не менее 183 дней в году); б) местонахождение жизненных интересов; в) гражданство; г)наличие жилища в данной юрисдикции.

Постоянное представительство — место деятельности, расположенное в одном государстве, через которое осуществляются коммерческие операции предприятия, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в государстве.

С точки зрения правового режима резидентов и пере­данной юрисдикции, существует определенная разница в налогообложении. Например, резиденты могут иметь большие льготы как субъекты данной национальной экономики, но обязаны уплачивать все налоги своей юрисдик­ции, включая местные.

Кроме налоговой ответственности по месту резидентства большинство стран, пользуясь своим налоговым суве­ренитетом, применяют при налогообложении критерий территориальности, который предполагает, что на­логообложению подлежат все доходы юридического или физического лица, возникающие в данной юрисдикции вне зависимости от национальной принадлежности и резидентства компании или частного лица. Очевидно, что наложе­ние принципа резидентства на принцип территориальности приводит к двойному юридическому налогообложению.

Таким образом, роль налогов как средства государственного регулирования международных экономических отношений значительно возросла в условиях интернационализации производства и глобализация мировых хозяйственных связей, миграции капитала и рабочей силы. Все это вызва­ло необходимость урегулирования налоговых отношений между различными странами, таким образом международное сотрудничество в налого­вой сфере — одна из важнейших сторон всей системы междуна­родных хозяйственных отношений. Учитывая, что каждая страна мира заинтересована в защите своих интересов как в отношении иностранных лиц (физических и юридических), имеющих доходы и ведущих хозяйственную деятельность на её территории, так и интересов своих граждан и фирм, работающих за рубежом вынуждена участвовать в регулировании вопросов международного двойного налогообложения.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать цели и принципы межгосударственного сотрудничества в области налогообложения, основные международные правовые акты, регламентирующие взаимодействие государств в сфере информационного обмена и в вопросах налогового администрирования;
  • уметь анализировать цели и принципы межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере, применять нормы, регламентирующие взаимодействие государств в сфере информационного обмена и в вопросах налогового администрирования;
  • владеть навыками применения норм, регламентирующих взаимодействие государств в сфере информационного обмена и в вопросах налогового администрирования, к конкретным практическим ситуациям.
Читать еще:  Какую форму налогообложения выбрать для интернет магазина?

Цели сотрудничества государств в области налогообложения

В связи с интенсивным развитием международных экономических отношений налогоплательщики могут вести и активно ведут транснациональную предпринимательскую и иную экономическую деятельность, оказываясь тем самым в сфере фискальных интересов нескольких разных государств одновременно. Очевидно, что в такой ситуации различные государства должны сотрудничать в налоговой сфере, заключая между собой двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, касающиеся вопросов налогообложения. Более всего в международной налоговой практике распространены соглашения об избежании двойного налогообложения. Рассмотрим, что же является основной целью международного налогового сотрудничества.

Наиболее очевидным представляется следующий вариант ответа на данный вопрос: целью международного налогового сотрудничества является предотвращение двойного налогообложения субъектов, ведущих транснациональную экономическую деятельность. Соответственно, главным инструментом, при помощи которого должна достигаться данная цель, является договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения.

Позволим себе не согласиться с подобной точкой зрения. Сама по себе национальная налоговая система существует не для того, чтобы предоставлять налогоплательщику льготы, преференции или гарантии. Налоговая система существует для того, чтобы максимально эффективно обложить частных лиц налогами и взимать данные налоги с целью пополнения государственного бюджета. Права налогоплательщиков производны и зависимы от их основной обязанности — уплачивать налоги в целях финансирования задач и функций государства и муниципальных образований. Соответственно, в международном налоговом сотрудничестве государство обязано преследовать те же цели, что и во внутригосударственной фискальной деятельности, иначе такое сотрудничество является бессмысленным для государства. Очевидно, что ведение транснациональной экономической деятельности предоставляет налогоплательщику дополнительные возможности по уменьшению своих налоговых обязательств. Например, налогоплательщик, может попытаться перенести налоговую базу из юрисдикции с более высокими налогами в юрисдикцию, где налоговое бремя ниже или вовсе отсутствует, тем самым минимизировав свои налоговые отчисления. Более того, налогоплательщик может затруднить или сделать невозможными мероприятия налогового контроля, просто выехав за пределы того государства, которое пытается осуществить налоговый контроль, или выведя за его пределы свои активы и информацию о своих активах и своей деятельности.

Мы полагаем, что в настоящее время основной целью международного налогового сотрудничества является предотвращение неуплаты налогов (борьба с уклонением от уплаты налогов) со стороны налогоплательщиков, осуществляющих транснациональную экономическую деятельность. Соглашения, которые заключаются государствами как субъектами международного налогового права, в первую очередь направлены на избежание «двойного неналогообложения», а затем уже — на устранение двойного налогообложения. Подобная «двойственность» целей международных договоров об избежании двойного налогообложения отмечалась в работах профессора М. Ланга [1] . Такой подход представляется нам логичным, мотивированным и соответствующим практике международного налогового сотрудничества.

Второй очевидной целью международного сотрудничества в сфере налогообложения является предотвращение двойного (многократного) налогообложения. Бесспорно, что международное двойное налогообложение дсстимулирует транснациональную экономическую активность, а потому избежание двойного (многократного) налогообложения — способ налогового стимулирования экономического роста.

Кроме того, отметим, что государственные границы лимитируют не только суверенное право государства устанавливать и взимать налоги, но и право осуществлять налоговый контроль. Налоговые инспекторы одного государства не могут действовать на территории другого государства, иное будет обоснованно сочтено нарушением суверенитета. Недобросовестный же налогоплательщик может попытаться скрыть информацию, важную для определения размера налоговых обязательств перед одним государством, на территории другого государства, также в другой юрисдикции могут быть скрыты активы недобросовестного налогоплательщика от налоговых органов и налогового контроля первого государства.

Следовательно, межгосударственное сотрудничество в сфере налогообложения также должно иметь своей целью международное сотрудничество в сфере налогового администрирования и обмена информацией между налоговыми органами разных стран.

И, наконец, говоря о целях международного сотрудничества в области налогообложения, следует учесть, что потенциально недобросовестное поведение в сфере налогообложения могут допускать не только частные лица-налогоплательщики, но и суверенные государства в целом. Под налоговой недобросовестностью государства мы имеем в виду практику «недобросовестной налоговой конкуренции», «офшоров» или «налоговых гаваней», когда одно государство путем установления неоправданно низких налоговых ставок и отказа от сотрудничества с фискальными органами зарубежных государств «переманивает» под свою юрисдикцию хозяйствующих субъектов. Тем самым государственный суверенитет фактически используется для содействия налогоплательщикам, намеренным уклониться от уплаты налогов.

В силу уважения чужого государственного суверенитета государство, несущее фискальные потери в результате ухода его налогоплательщиков в «налоговые гавани», не может каким-либо способом обязать или принудить государства отказаться от подобной практики недобросовестной налоговой конкуренции. Однако международная налоговая практика за последние десять лет знает примеры, когда государства, страдающие от недобросовестной налоговой конкуренции, объединившись, совместно оказывают политическое давление на государства — «налоговые гавани» («офшоры»), вынуждая их участвовать в сотрудничестве налоговых органов, обмениваться информацией по вопросам налогообложения и прекратить практику содействия в уклонении хозяйствующим субъектам от уплаты налогов. В Европе подобное давление оказывалось большинством европейских стран на Швейцарию, Люксембург, Кипр и Мальту, в США — на офшоры Карибского бассейна и европейские низконалоговые юрисдикции, Россия аналогичным образом пыталась повлиять на Кипр и Швейцарию [2] .

Вышеописанная практика международной борьбы с «налоговыми гаванями» и иными проявлениями недобросовестной межгосударственной налоговой конкуренции приводит нас к выводу, что подобная борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией является в настоящий момент одной из приоритетных целей международного сотрудничества в области налогообложения.

Подводя итог, мы еще раз перечисляем основные цели международного сотрудничества в области налогообложения:

  • • предотвращение уклонения от уплаты налогов на международном уровне, так называемого, «двойного неналогообложения»;
  • • избежание двойного (многократного) налогообложения, стимулирование транснациональной экономической активности налогоплательщиков;
  • • обеспечение межгосударственного обмена налоговой информацией и налогового администрирования на международном уровне;
  • • предотвращение недобросовестной налоговой конкуренции между государствами.

Скачать работу

Описание (план) Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Цели международного сотрудничества в налоговой сфере ……………….4
2. Виды международных договоров…………………………………………. 6
3. Проблемы налогообложения в международной практике…………………9
3.1 Понятие и причины возникновения международного двойного налогообложения……………………………………………………………. 9
3.2 Методы устранения международного двойного налогообложения…..11 3.3Виды международного двойного налогообложения…………………….15
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………….20

Во многих государствах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для работающих за границей резидентов и действующих в данном государстве иностранных лиц. И хотя налоговые системы в разных странах неодинаковы, между ними необходимо сходство и принципиальное взаимопонимание.
Налоги – сложный социальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственно отражают уровень культурного, экономического, политического развития общества. Кроме того, налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего на состояние политической и экономической системы. В частности, значение налогов как политического инструмента нередко связывают с феноменом государственной власти, с проблемой государственного суверенитета.
Среди основных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству, проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговых соглашений.
В абсолютном большинстве случаев при заключении международных соглашений государства исходят из принципа взаимности. По-прежнему принято считать, что именно двусторонние соглашения наилучшим образом учитывают специфику отношений между конкретными договаривающимися государствами.

1. Цели международного сотрудничества в налоговой сфере

Во многих государствах существуют налоговые правила, регулирующие налоговый режим для работающих за границей резидентов и действующих в данном государстве иностранных лиц. И хотя налоговые системы в разных странах неодинаковы, между ними необходимо сходство и принципиальное взаимопонимание.
Страна может потребовать, чтобы весь доход, получаемый налогоплательщиком, подлежал налогообложению вследствие его юридической связи с этой страной (юрисдикция на основании гражданства). Помимо этого налогоплательщик должен участвовать в расходах на управление страной, обеспечивающей получение дохода (юрисдикция на основании территориальности). Именно поэтому возникает возможность двойного налогообложения.
Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере – устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели:
– гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
– унификация фискальной политики и налогового законодательства;
– разрешение проблем двойного налогообложения;
– предотвращение уклонения от налогообложения;
– избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;
– гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.
Международная экономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национального налогового права в зарубежных странах. Гармонизация – это процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств.
Положение об унификации налогового законодательства членов ЕЭС (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Испания и др.) было зафиксировано в Римском договоре в 1957 году. В процессе формирования единого рынка эти страны сначала ориентировались на унификацию фискальной политики (в рамках таможенного союза), затем перешли к разрешению проблем двойного налогообложения, предотвращению уклонений от налогообложения и ликвидации условий по налоговой дискриминации.
В ходе согласования налогового законодательства стран-участников ЕЭС была проведена обязательная и постепенная унификация взимания косвенных налогов. Некоторые акцизы отменили вообще (на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам. В дальнейшем возникла идея постепенно перейти от проведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговым режимом.

Читать еще:  Налоги для ИП в 2018 году КБК

2. Виды международных договоров

Отношения в сфере налогообложения в отдельной стране регламентируются нормами национального законодательства и нормами международного права. Формой реализации второй части законодательства выступают международные договоры и соглашения.
Национальные правовые системы различаются в зависимости от того, что и.

Список использованной литературы

1. Дрыга М.А. Международное сотрудничество европейских государств и России в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями // Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2005. – С. 56-59
2. Международное сотрудничество в сфере налогообложения и основы международного налогового права. Учебное пособие / Меркулов Е.С., Таранчук И.В.; Под ред.: Гунько С.В. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 208 c.
3.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2009.-348с.
4. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2007.-400с.
5. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2008.-320с.
6. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2007.-271с.
7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-Издат, 2008.-720с.
8. Денисаев М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в РФ / М.А. Денисаев. – М.: Юрлитинформ. – 2009. – 357 с.
9. Полякова В.В. Международное многократное налогообложение / В.В. Полякова. – М.: СТОРМ. – 2008. – 259 с.
10. Фомина О.А. Международное двойное налогообложение / О.А. Фомина // Налоги. – 2010. – № 5. – С. 34 – 38

Проблемы и перспективы международного сотрудничества в сфере налогообложения

Необходимость международного сотрудничества в урегулировании проблем, связанных с налогами на доходы и капиталы, Уже получила полное признание на уровне многих международных организаций — ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, ЕЭС, ОАГ и др., а также со стороны многих стран мира как развитых, так и развивающихся. Действительно, расширение международной торговли, интенсификация процессов экспорта и импорта капиталов, Появление новых видов сотрудничества, основанных на последних достижениях технического прогресса, перестройка и реконструкция мировой транспортной сети и систем связи — все это привело к резкому усложнению международной торговой,

предпринимательской и финансовой деятельности. Вместе с тем в ранее традиционно местных формах и сферах деятельности все в большей степени начинает присутствовать (и расширять свое влияние) «международный» элемент, в связи с чем все меньшее число коммерческих, производственных, финансовых и других процессов остается под полным контролем (от начала до конца цикла) налоговых властей одной страны. Некоторые виды деятельности (банковская, страховая и др.) стали международными уже не только по географическому охвату, но и по своему существу, по «психологии» действующих в этих сферах предприятий, компаний и их управляющих. В этих условиях налоговые власти каждой страны имеют перед собой лишь отдельные, небольшие части общей «мозаики» и оказываются не в состоянии установить эффективный контроль даже в пределах своей юрисдикции. Общее положение дел, например, в какой-либо крупной ТНК недоступно для расследования и контроля ни в одной из стран, в которых протекает деятельность этой ТНК. С развитием и ростом ТНК все большая доля мировой деловой деятельности «уходит» в зону резко ослабленного контроля и надзора на «стыке» между различными национальными юрисдикциями.

Этому способствуют и такие факторы, как исключительная сложность законодательства в отношении налогов на доходы и капиталы, свободно ориентируются в котором лишь весьма высококвалифицированные эксперты, чьи услуги недоступны для подавляющей части налогоплательщиков, мелкого и среднего бизнеса. Кроме того, налоговые законы значительно различаются по странам в отношении принципов, концепций, категорий, льгот, систем вычетов, ставок и т.д.; при этом вся масса налоговых законов и правил находится в постоянном движении, изменении; проводятся налоговые реформы, дополняются существующие законы, изменяются и перекраиваются сферы их применения и т.д. При этом власти промышленно развитых стран постоянно стремятся распространить свою налоговую юрисдикцию за пределы национальной территории, следуя за прогрессирующей «интернационализацией» деятельности их компаний и

предприятий. Таким образом, возникает сфера, где «пересекаются» налоговые законы и нормы различных стран, и определение преимущественных прав той или иной страны нередко оказывается весьма сложным делом. Все это создает благоприятные условия и возможности для уклонения от налогов и обхода местных налоговых законов со стороны наиболее крупных

монополистических компаний и банков, в значительной степени захвативших сферу международных торговых и финансовых отношений и связей. Для решения проблемы укрепления налогового контроля в сфере «международной» деятельности ТНК предлагаются различные решения: создание всемирного

министерства финансов с наднациональными функциями; введение «международных» налогов на доходы от некоторых видов деятельности транснационального характера; установление единого налога на международную торговлю (учитывая, что ее объем искусственно разбухает из-за деятельности ТНК) и т.д. Однако все эти меры на практике неосуществимы по крайней мере на протяжении ближайших десятилетий.

Уже довольно длительное время (еще с периода существования Лиги наций) обсуждается предложение о заключении

многостороннего соглашения о налогах на доходы и капиталы, в котором бы участвовало большинство стран мира — как развитые, так и развивающиеся. Однако в наши дни эта идея представляется еще менее реальной, чем в период до второй мировой воины: появилось большое число молодых независимых государств с их новыми налоговыми законами, идеями, концепциями; отнюдь не сглаживаются расхождения во взглядах и в налоговой политике и среди промышленно развитых стран. Уже длительное время под эгидой ЮНЕСКО ведутся переговоры с целью выработки многостороннего соглашения по такой относительно простой проблеме, как устранение двойного обложения платежей по авторским правам, однако возможность заключения указанного соглашения все еще остается весьма проблематичной из-за слишком больших расхождений между позициями развитых и развивающихся стран. Оценивая эти тенденции, эксперты Налогового комитета ОЭСР указывают, что не следует рассчитывать на заключение многостороннего общего соглашения по прямым налогам по крайней мере в течение ближайших нескольких десятков лет.

Поэтому основным путем разрешения назревших налоговых проблем остается заключение двусторонних налоговых соглашений. Такие соглашения имеют особо важное значение для развитых стран, в отношениях между которыми они не только дополняют нормы внутреннего законодательства, но и в значительной степени изменяют их и модифицируют. Более того, установившиеся нормы налоговых соглашений оказывают большое влияние и на развитие внутреннего законодательства в этих странах при проведении в них налоговых реформ и т.д.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе рекомендует решать налоговые вопросы в специальных соглашениях; такой призыв содержится также во многих резолюциях ЭКОСОС и выступлениях Генерального секретаря ООН. Создан уже целый ряд типовых моделей налоговых соглашений: для отношений между развитыми странами — Типовые конвенции ОЭСР 1963 и 1977 годов: для отношений между развитыми и развивающимися странами — Типовая конвенция ООН 1980 г.; для региональных отношений между развивающимися странами — Типовая конвенция стран Андского пакта и др. На уровне некоторых региональных группировок все большее внимание уделяется укреплению и развитию сотрудничества между налоговыми властями различных стран по конкретным вопросам практики выявления доходов и взимания налогов. Такое сотрудничество получило достаточно широкое развитие в отношениях между Скандинавскими странами, в рамках ЕЭС; появляются новые формы сотрудничества (совместные налоговые ревизии) в отношениях между налоговыми властями США, Канады, Франции, Великобритании, Германии, Японии.

Настоятельная необходимость международного сотрудничества в области налогообложения подчеркивается и в резолюции ЭКОСОС, которая одобрила работу Группы экспертов, подготовленный ею проект Типовой конвенции ООН о двойном налогообложении между развитыми и развивающимися странами и рекомендовала Генеральному секретарю ООН выступить перед странами—членами ООН с предложением о создании Совета по сотрудничеству в области налогообложения. ЭКОСОС также предложил ускорить работу экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, имея в виду быстрейшую подготовку практических предложений по вопросам борьбы против уклонения от налогов на международной арене.

Недавно и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создала Рабочую группу для поиска путей ограничения конкуренции в форме налоговых льгот между странами. Такая конкуренция подрывает государственные доходы и иностранные инвестиции.

К маю 1998 г. Рабочая группа должна изучить проблему и дать рекомендации. Предложение массовой реформы системы налогообложения, скорее всего, вызовет протест, так как инвесторы пользуются налоговыми льготами в большинстве стран ОЭСР. Как сказал один из ведущих налоговых чиновников, «все мы грешны».

После первого заседания Рабочей группы и публикации целей проекта на сервере ОЭСР в сети Интернет стали известны некоторые детали проекта, получившего приоритетное финансирование. Расследование коснется стран, не входящих в орга„изацию (в частности, свободных от налогов зон типа Каймановых островов), а также случаев установления особых льготных налоговых режимов для корпораций в странах- участницах, например в Ирландии, Нидерландах и Бельгии.

Читать еще:  Как сдать отчетность по ИП в налоговую?

Работа группы будет контролироваться Евросоюзом, который также выступает против конкуренции в форме налоговых льгот. В декабре 1996 г. министр финансов Германии Юрген Штарк начал кампанию против налоговых «убежищ» в ЕС, при этом он особо упрекнул Великобританию в использовании налоговой системы для укрепления положения Лондона в качестве «финансового центра» и «оружия» против Франкфурта.

Как считают в ОЭСР, постепенная отмена всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало определять место дислокации компании. В материалах организации, в частности, говорится, что глобализация предпринимательства наряду с развитием средств связи «приводит к возникновению риска конкуренции в сфере налоговых льгот между странами в целях привлечения компаний».

Проект ОЭСР ставит первоочередной задачей «поиск критерия, который позволит провести различия между справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией». Для этого Рабочая группа изучит специфичные налоговые режимы, чтобы определить разницу между ставками налогов для национальных и международных компаний. Налоговые органы многих стран мира все более активно привлекаются также к участию в борьбе против оборота «грязных» денег (под которыми обычно понимают доходы от торговли наркотиками, финансового мошенничества, рэкета, проституции, незаконного игорного бизнеса и т.д., которые составляют примерно 500 млрд долл, в год). Значительная часть этих средств «отмывается» путем ввода в коммерческий оборот через предприятия, оперирующие громадными наличными денежными средствами, в том числе казино, автозаправки, залы игровых автоматов, рестораны и т.д., а также через финансовые операции, призванные скрыть первоначальный источник их Происхождения. Для последних активно применяются фирмы и банки, расположенные в странах — «налоговых убежищах».

Для того чтобы противостоять такой практике., в 1989 г. большая семерка» создала организацию под названием Международные силы по борьбе с финансовыми преступлениями» (FATF). В настоящее время она функционирует при насчитывает 26 стран-участниц и издала свыше 40 рекомендаций. Одна из последних, например, предупреждает об опасности любых операций с Сейшельскими островами, которые гарант, иностранным инвесторам полный иммунитет от уголовного следования при условии вложения более 10 млн долл. Не FATF осудила свою участницу Турцию за то, что та задерживает ввод законодательства по борьбе с преступным капиталом. Другой участнице этой организации — Австрии — предъявлено требование отменить номерные (анонимные) банковские счета. Эти (в Австрии их открыто около 26 млн, что более чем в три превышает население страны) противоречат Конвенции Европы по борьбе с отмыванием денег.

В ряде случаев этот документ предписывает отход от же норм защиты банковской тайны. Даже Швейцария была вынуждена смягчить свои законы. Парламент страны разрешил рам сообщать компетентным органам обо всех подозрительных операциях, причем такие сообщения было решено не считать нарушением банковской тайны.

В условиях ужесточения банковских правил и удорожания накладных расходов в развитых государствах преступники новые возможности для легализации «грязных» денег, которые могут предоставить им развивающиеся и постсоциалистические страны. В одном Таиланде, по данным Банкокского университета, ежегодно отмывается около 28,5 млрд долл., что соответствует 15% ВВП страны.

Однако и здесь происходят перемены. Так, Венгрия, где недавно можно было без проблем внести на счет 1 млн до личными, стала придерживаться законов европейского образца.

Вместе с тем в последнее время все настойчивее раздаются голоса в пользу выработки единого законодательства по бор «грязными» деньгами и проведению дискриминационной п тики в отношении тех стран, которые не осуществляют до» контроля за финансовыми операциями. МВФ, например, считает, что мировое финансовое сообщество должно установить некоторые минимальные обязательные для всех стран стандарты «антиотмывного» законодательства. С не присоединивших ним стран МВФ предлагает взимать карательный налог на перевод капиталов за границу. Финансовые операции, совершав на территории этих стран, не будут признаваться законными.

Цели международного сотрудничества в сфере налогообложения

Активно осуществляемая интеграция в конце прошлого столетия, которая затронула особенно экономическую сферу, в итоге обеспечила свободное движение капитала, различных товаров, рабочей силы, услуг. Она выдвинула как первоочередную задачу совершенствование системы международно-правового регулирования активного сотрудничества стран по различным налоговым вопросам. Число различных заключаемых именно двухсторонних современных международных договоров по каким-либо налоговым вопросам, в целом, имеет тенденцию к увеличению. В мире различных двухсторонних соглашений именно об избежании определенного двойного налогообложения было заключено около 2,5 тыс. Соглашениями охвачены государства практически всех современных континентов. Лишь РФ за период с 1992 г. по сегодняшний день заключила 80 соглашений об избежании определенного двойного налогообложения. Существенное расширение практики заключения различных международных соглашений именно по каким-либо налоговым вопросам, возникновение типовых моделей различных соглашений об избежании двойного налогообложения, которые были разработаны международными организациями, проекта мирового налогового кодекса, в итоге дает основание исследователям говорить о том, что сформировалось определенное международное налоговое право. Основной особенностью многих действующих многосторонних различных налоговых соглашений является то, что все они, как правило, заключены именно в рамках различных региональных политико-экономических союзов, например, ЕС, СНГ, СЭВ. В современной научной литературе определенное внимание вопросам правовой природы различных международных налоговых отношений, а также регулирования международного сотрудничества в определенной налоговой сфере, предоставления различных налоговых льгот, гармонизации и унификации налогового законодательства начали уделять пристальное с 60-х годов прошлого столетия. На тот период времени приходится общая активизация всего международного сотрудничества в современной налоговой сфере, а также выработка различных унифицированных методологических подходов к заключению определенных налоговых соглашений. Ключевой проблемой, непосредственное решение которой выносится сегодня на межгосударственный уровень, можно назвать двойное налогообложение. Применение каких-либо односторонних мер, которые ограничивают двойное налогообложение, а также различных критериев определения налоговой юрисдикции, в итоге не приводит к разрешению проблемы в целом. Таким образом, изучение сущности и специфики международного сотрудничества в сфере налогообложения представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Винницкий Д.В., Лабоськин М.А., Лыкова Л.Н., Толкушкин А.В. и других. Объектом исследования является налогообложение и его регулирование. Предметом исследования являются цели и направления международного сотрудничества в сфере налогообложения. Целью курсовой работы является изучение сущности и специфики международного сотрудничества в сфере налогообложения. Задачами курсовой работы являются: ? рассмотреть сущность налогообложения; ? выделить цели международного сотрудничества в налоговой сфере; ? выделить типы международных договоров в области налогообложения; ? рассмотреть сотрудничество в налоговой сфере в странах ЕС. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Налогообложение является системой распределения доходов между физическими или же юридическими, а также государством. Можно сказать, что налоги являются обязательными платежами в бюджет, которые взимаются государством именно на основе закона с юридических, физических лиц для удовлетворения определенных общественных потребностей. Налоги сегодня выражают определенные обязанности юридических, физических лиц, которые получают доходы, принимать участие в создании финансовых ресурсов всего государства. Они являются ключевым инструментом перераспределения. Сегодня налоги призваны гасить все возникающие сбои в целостной системе распределения, а также активно стимулировать или же сдерживать людей в развитии определенной формы деятельности. Налоги являются древнейшим экономическим инструментом во всем обществе. Налоги сегодня играют огромную роль в экономике государств. Их можно назвать основным источником доходов государства. Налоги не являются локальным явлением, однако также их можно назвать частью современной глобальной экономической системы. Именно поэтому страны мира постоянно укрепляют определенное свое сотрудничество в области налогового администрирования. Активное сотрудничество государств в области налогообложения сегодня помогает регулировать, а также решать очень многие проблемы, например, уход от уплаты различных налогов, определенное двойное налогообложение. Международные сделки, совершающиеся при данном сотрудничестве, достаточно часто являются очень крупными, они представляют собой очень значимый ресурс, поступающий в бюджет стран. Среди основных целей международного сотрудничества сегодня в современной налоговой сфере можно отметить устранение двойного налогообложения, а также дискриминацию налогоплательщиков. Но также важными можно назвать и прочие цели. К таким целям можно отнести: гармонизацию налоговых систем, современной налоговой политики; унификацию фискальной политики, действующего налогового законодательства; разрешение основных проблем определенного двойного налогообложения; предотвращение активного уклонения от налогов; избежание определенной дискриминации различных налогоплательщиков-нерезидентов; гармонизацию налогообложения современной инвестиционной деятельности. Существует три основных типа договоров в сфере налогообложения, а это различные соглашения об избежании определенного двойного налогообложения; соглашения об активном взаимодействии в современной налоговой сфере; соглашения в сфере налогообложения какими-либо конкретными налогами. Таким образом, сегодня в современном национальном законодательстве разных стран нормы, которые регулируют международные определенные налоговые отношения, всегда устанавливаются в каких-либо нормативно-правовых актах соответствующих уровней системы государственного управления. На территории нашей страны помимо внутреннего (национального) современного налогового законодательства также могут применяться различные правила международных налоговых соглашений, которые имеют приоритетный статус.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector