Приостановление действия и аннулирование банковской лицензии
Приостановление действия и аннулирование банковской лицензии
Приостановление банковской лицензии – мера воздействия Центрального банка РФ на кредитные организации, в случае нарушения банковского законодательства.
Полномочие ЦБ РФ на приостановление действия банковской лицензии появилось в июле 2002 г. с принятием Закона о Банке России. Указанное полномочие закреплено в ст. ст. 4 и 59 этого Закона. Однако специальных оснований для приостановления действия лицензии ни Закон о Банке России, ни Закон о банках не содержит. Равно как в ст. 74 Закона о Банке России приостановление лицензии не значится в числе мер принудительного воздействия (мер ответственности), применяемых к кредитным организациям Банком России за нарушения ими банковского законодательства. Не установлен и максимальный срок приостановления банковской лицензии, а также не регламентирована процедура его введения. Получается, что полномочие закреплено, но нет оснований и механизма его применения, а также не ясна его правовая природа.
Приостановление действия банковской лицензии есть мера принудительного воздействия (мера ответственности), и в этом качестве она должна быть указана в ст. 74 Закона о Банке России. По своей сути она представляет собой временное ограничение правоспособности кредитной организации, которое выражается в запрете на определенное время осуществлять все банковские операции, указанные в выданной кредитной организации лицензии. В иерархии мер принудительного воздействия приостановление банковской лицензии есть более тяжкое бремя, чем запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией (поскольку приостанавливается осуществление не отдельных (одной или нескольких), а всех указанных в лицензии операций), и менее тяжкое, чем отзыв банковской лицензии.
Федеральный закон “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” предусматривает, что при некоторых условиях, которые закреплены в этом Федеральном законе, ее руководство должно обратиться в Банк России с ходатайством о прекращении лицензии.
В случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов в соответствии с правилами, установленными статьей 46 Федерального закона “О страховании вкладов. ” признания банка не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов в соответствии с правилами, установленными статьей 47 этого Федерального закона его право привлекать вклады физических лиц прекращается. Указание Банка России от N 1477-У “О порядке признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов” устанавливает порядок признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов.
В этом Указании сказано, что в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов имеющаяся у банка лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте (далее – разрешение Банка России) или Генеральная лицензия признается утратившей силу. Дальше там говорится, что признание разрешения Банка России или Генеральной лицензии утратившими силу, осуществляется путем проставления на указанных документах записи в соответствии с приложением к настоящему Указанию. Банку, имеющему Генеральную лицензию, выдается лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
Есть также Указание Банка России N 1476-У “О порядке направления требования Банка России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами”. В нем сказано, что требование Банка России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами (далее – требование Банка России) направляется территориальным учреждением Банком России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В отношении аннулирования можно выделить две отличительные особенности: а) если Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» рассматривает аннулирование лицензии главным образом как санкцию, связанную с прекращением права заниматься соответствующим видом деятельности, то применительно к банковской деятельности аналогичное значение имеет не аннулирование банковской лицензии, а ее отзыв. Иными словами, аннулирование лицензии в предпринимательском праве и в праве банковском имеет различную правовую природу; б) в отличие от приостановления банковской лицензии, которое следует отнести к мерам принудительного воздействия, которые применяются Банком России по своей инициативе, решение об аннулировании хотя принимается также Банком России, но по ходатайству самой кредитной организации и мерой принудительного воздействия не является.
Статья 23 ФЗ «о банках и банковской деятельности» говорит о возможности ликвидации кредитной организации по решению ее учредителей. В этом случае в Центральный банк России предоставляется ходатайство от кредитной организации, учредители которой приняли решение о ее ликвидации, на основании которого Центральный банк выносит решении об аннулирование лицензии. Порядок предоставление ходатайства регламентируется Указанием ЦБР от 1 марта 2000 г. N 749-Уорганизации на основании решения ее учредителей (участников)”. В соответствии с которым Учредители (участники), принявшие в установленном порядке решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации, обязаны в течение пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения направить в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации письменное сообщение о принятом решении, а также ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций (далее – ходатайство). К ходатайству об аннулировании лицензии необходимо приложить:
– протокол собрания участников, на котором принято решение о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации;
– перечень участников кредитной организации, принявших решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации (с указанием их наименования (Ф.И.О. – для физических лиц), доли участия в уставном капитале, Ф.И.О. руководителя и почтового адреса), заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации;
– баланс кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации;
– оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов;
– перечень банков – корреспондентов кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации.
После подачи всех необходимых документов Центральный банк России в течение десяти рабочих дней рассматривает ходатайство и готовит по нему заключение. При положительном рассмотрении ходатайства кредитной организации территориальное учреждение Банка России направляет подготовленное им заключение по ходатайству в Банк России (Департамент по организации банковского санирования). К заключению прилагаются ходатайство кредитной организации с приложениями, копии актов последней инспекционной и аудиторской проверки, а также учредительных документов кредитной организации.
Если ходатайство об аннулировании у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций получено территориальным учреждением Банка России после направления в Банк России ходатайства об отзыве у данной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, то территориальное учреждение Банка России в письменной форме сообщает в Банк России (Департамент по организации банковского санирования) о принятом участниками кредитной организации решении о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации и прилагает протокол собрания участников, на котором принято указанное решение.
Банк России принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае:
– принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации с нарушением действующего законодательства;
– принятия участниками кредитной организации решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации при недостаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов (абзац 2 пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации);
– наличия оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России. Центральный банк России назначает состав ликвидационной комиссии, кредитной организации, участники которой приняли решение о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации. Ликвидация кредитной организации, у которой аннулирована лицензия на осуществление банковских операций, осуществляется в соответствии с требованиями статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, параграфа 1 главы Х Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России от 2 апреля 1996 года N 264 “Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации” (в редакции Указания Банка России от 10 марта 1999 года N 509-У)
Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о лицензировании приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ (пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, суды должны учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Закона о лицензировании или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона, а не нормами КоАП РФ.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Таким образом, законодатель ввел два основания приостановления действия лицензии: привлечение лицензиата к административной ответственности без приостановления деятельности (части 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ) и привлечение лицензиата к административной ответственности с приостановлением деятельности (часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
В первом случае, при устранении лицензиатом допущенных нарушений лицензионных требований и условий, лицензиат обязан в письменной форме уведомить об этом лицензирующий орган. В предыдущей редакции Закона о лицензировании содержалось положение согласно которой, лицензирующий орган обязан был установить срок для устранения лицензиатом допущенных нарушений. При этом, такой срок не мог превышать 6 месяцев. Редакция статьи 13 Закона о лицензировании, вступившая в силу 1 июня 2006 года такое положение не предусматривает. Представляется, что теперь лицензирующие органы не вправе будут устанавливать такой срок, поэтому приостановление действия лицензии в данном случае осуществляется до фактического устранения нарушений.
Во втором случае действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. В данном случае срок приостановления действия лицензии формально определен сроком приостановления деятельности лицензиата.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Как видно, Законом о лицензировании оговорено только одно основание аннулирования лицензии – грубое нарушение требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата. Неустранение же лицензиатом нарушений, не повлекших приостановление деятельности, с 1 июня 2006 года не может влечь аннулирования лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Кроме того, в предыдущей редакции статьи 13 Закона о лицензировании предусматривалась возможность лицензирующих органов самостоятельно аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии. В действующей редакции такого правомочия лицензионных органов не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о лицензировании действие лицензии прекращается:
– при ликвидации юридического лица;
– при реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
– при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
– по окончании срока действия лицензии;
– при принятии лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата – юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
– по решению суда об аннулировании лицензии.
В отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию статья 13 Закона о лицензировании вступает в силу с 1 января 2007 года.
В отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с иными законами, основания приостановления, возобновления и аннулирования лицензии устанавливаются этими законами и иными нормативно-правовыми актами. Например, основания приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования в отношении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ.
Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование ».
Приостановление действия, аннулирование и порядок отзыва банковской лицензии
? Выявление проблемных кредитных организаций ? Способы решения вопросов о финансовом оздоровлении кредитных организаций ? Ликвидация и банкротство кредитных организаций
Выявление проблемных кредитных организаций
Проверить степень достоверности передаваемой информации, получить наиболее полное представление о банковских операциях, финансовом положении банка, провести качественный анализ его кредитного портфеля, в полной мере оценить деятельность руководства можно только во время проверки на месте. С этой точки зрения инспекции могут рассматриваться как периодические проверки, которые, именно благодаря своей глубине, делают более совершенным контроль, осуществляемый посредством дистанционного надзора. Учитывая большую трудоемкость проведения проверок на местах, надзорные органы устанавливают периодичность инспекций (проверки могут быть плановыми, регулярными и внеочередными, внезапными — внеплановыми — и определяют их объем, поскольку в зависимости от целей и масштабов инспекции могут быть общими (полномасштабными, всеобъемлющими), ограниченными (частичными) и специальными.
Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации, оценка качества активов кредитной организации, величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации, финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Проверки кредитных организаций, проводимые Банком России, не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими организациями, и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам.
Проверки кредитных организаций проводятся с периодичностью, устанавливаемой законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России и определяемой с учетом:
- • финансового состояния кредитных организаций;
- • подверженности кредитных организаций рискам;
- • оценки систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций;
- • достоверности учета (отчетности) кредитных организаций;
- • результатов предыдущих проверок кредитных организаций.
Проверки кредитных организаций проводятся уполномоченными
представителями (служащими) Банка России.
В целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России производят текущую оценку финансового состояния коммерческих банков согласно Указаниям от 31 марта 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков».
В современной надзорной практике особая роль отводится более раннему выявлению проблемных кредитных организаций. Это позволяет своевременно принять меры по оздоровлению ситуации. К признакам наличия проблем у кредитных организаций относятся:
- • нарушения законодательства, нормативных актов, обязательных нормативов и резервных требований;
- • неудовлетворение требований отдельных кредиторов и (или) неисполнение обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчете;
- • резкие колебания ежедневных остатков на корсчете, особенно достижение критической величины (близкой к нулю) и т.д.
Работа с проблемными банками включает три этапа:
- 1. Выявление финансовых трудностей.
- 2. Определение характера и причин возникновения проблем, выработка политики регулирования.
- 3. Применение мер воздействия.
Для предупреждения банкротства кредитных организаций в соответствии с Указаниями Банка России от 11 января 2002 г. № 1098-У могут быть применены следующие меры воздействия:
- • предупредительные (рекомендательные);
- • принудительные.
При этом допускается сочетание двух типов мер.
Полномочия по определению конкретного состава мер воздействия предоставлены надзорным организациям (Банку России и его территориальным учреждениям). При выборе мер воздействия надзорный орган учитывает:
- • характер допущенных кредитной организацией нарушений;
- • причины, обусловившие возникновение выявленных нарушений;
- • общее финансовое состояние кредитной организации;
- • положение кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковские услуг.
При этом в инструкции определено, в каких случаях наиболее эффективно применять предупредительные или иные принудительные меры воздействия.
Предупредительные меры воздействия предлагается применять в качестве первичных, корректирующих деятельность кредитных организаций, при условии ответственного подхода администрации и участников (акционеров) кредитной организации.
К ним относятся: доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации; изложение рекомендаций надзорного органа.
Принудительные меры воздействия предусматривается применять в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений.
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной и недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции несут реальную угрозу интересам клиентов или кредиторов (вкладчиков).
К основным принудительным мерам, входящим в компетенцию Банка России, относятся:
- 1) взыскание с кредитной организации штрафа в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
- 2) вынесение в адрес кредитной организации требований:
- • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
- • замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- • осуществления реорганизации кредитной организации;
- 3) изменение на срок до шести месяцев установленных для кредитной организации обязательных нормативов;
- 4) введение запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
- 5) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
- 6) введение запрета на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения могут возникнуть основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
- 7) направление предложений учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, об осуществлении действий, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею установленных размеров обязательных нормативов.
Контроль за соблюдением обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения Банка России.
Статья 39.1. Аннулирование и приостановление действия лицензии
1. Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть аннулирована Банком России:
- 1) на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг в письменной форме об аннулировании лицензии;
- 2) в случае неоднократного в течение одного года неисполнения профессиональным участником рынка ценных бумаг предписания Банка России;
- 3) в случае неоднократного в течение одного года нарушения профессиональным участником рынка ценных бумаг более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- 4) в случае неоднократного в течение одного года нарушения профессиональным участником рынка ценных бумаг требований к раскрытию (предоставлению) информации и документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- 5) в случае отсутствия лица, имеющего лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица);
- 6) в случае прекращения руководства текущей деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг (принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа без одновременного принятия решения об образовании временного единоличного исполнительного органа или нового единоличного исполнительного органа либо отсутствия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, свыше одного месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа);
- 7) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве;
- 8) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;
- 9) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований по ведению реестра требований кредиторов, а также иных требований, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;
- 10) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований Федерального закона “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- 11) в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований к деятельности или проведению операций, осуществление (проведение) которых допускается в соответствии с требованиями федеральных законов только на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, в том числе при осуществлении функций трансфер-агента, функций счетной комиссии, функций агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев;
- 12) в случае нарушения форекс-дилером требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации;
- 13) в случае неисполнения профессиональным участником рынка ценных бумаг предписания, направленного ему в связи с приостановлением действия лицензии, в установленный таким предписанием срок.
2. Лицензия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг должна быть аннулирована Банком России:
- 1) в случае признания профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом;
- 2) в случае отзыва у кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицензии на осуществление банковских операций;
- 3) в случае неосуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в течение более 18 месяцев.
3. Решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг принимается Банком России в порядке, установленном нормативным актом Банка России.
В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, лицензия подлежит аннулированию Банком России в течение 45 дней с момента принятия судом решения о признании профессионального участника рынка ценных бумаг банкротом, в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, – с момента принятия Банком России решения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. В случаях, установленных подпунктами 2 – 12 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, решение об аннулировании лицензии принимается Банком России в сроки, установленные нормативным актом Банка России.
В решении об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг указывается основание для ее аннулирования.
4. Решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг об аннулировании указанной лицензии может быть принято только при условии отсутствия у профессионального участника рынка ценных бумаг обязательств по договорам, заключенным при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
5. Подача заявления об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не прекращает право Банка России аннулировать лицензию по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
6. К заявлению об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг должны прилагаться документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается нормативным актом Банка России. Заявление об аннулировании лицензии подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для аннулирования лицензии.
7. Документы, представленные профессиональным участником рынка ценных бумаг для аннулирования лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, принимаются Банком России к рассмотрению при условии представления всех надлежащим образом оформленных документов в порядке, установленном Банком России. В случае представления неполного комплекта надлежащим образом оформленных документов Банк России возвращает указанные документы профессиональному участнику рынка ценных бумаг в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления об аннулировании лицензии.
8. Решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг об аннулировании лицензии не может быть принято в период проведения Банком России проверки.
9. Решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании заявления профессионального участника рынка ценных бумаг об аннулировании лицензии или решение об отказе в ее аннулировании принимается в течение 30 рабочих дней со дня получения документов, необходимых для аннулирования лицензии.
10. Банк России направляет уведомление профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в отношении которого принято решение об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России. Информация о принятии решения об аннулировании лицензии раскрывается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия этого решения.
11. Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан прекратить осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в день получения уведомления об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением совершения действий, связанных с прекращением обязательств, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.2 настоящего Федерального закона.
12. Решение Банка России об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня раскрытия Банком России информации о принятии соответствующего решения. Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков не приостанавливает действия указанного решения Банка России.
13. Действие лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг прекращается:
- 1) со дня принятия решения об аннулировании лицензии, если более поздний срок не предусмотрен этим решением;
- 2) со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации профессионального участника рынка ценных бумаг;
- 3) со дня прекращения деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования).
14. Действие лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть приостановлено Банком России в случаях, предусмотренных подпунктами 7 – 12 пункта 1 настоящей статьи. Порядок приостановления и возобновления действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг устанавливается нормативным актом Банка России.
Приостановление действия и аннулирование лицензии
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приостановление действия лицензии осуществляется по решению лицензирующего органа на срок до 6 месяцев и влечет запрет на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии.
Лицензиат, действие лицензии которого приостановлено, обязан совершить следующие действия:
- 1) прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с момента получения уведомления о принятии соответствующего решения (если уведомление получено до истечения 15 рабочих дней с даты принятия решения) либо в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения;
- 2) в течение трех рабочих дней с момента прекращения осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности письменно уведомить клиентов (депонентов, участников торгов) о приостановлении действия лицензии;
- 3) по требованию клиента (депонентов, участников торгов) и в соответствии с его указаниями немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг, находящихся у лицензиата.
В случае устранения лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, и (или) принятия мер, направленных на недопущение совершения нарушений в дальнейшем, лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие устранение нарушений (принятие мер), в срок, установленный в предписании, но не позднее чем за 15 рабочих дней до дня окончания срока приостановления действия лицензии.
Лицензирующий орган в течение 15 рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих устранение нарушений или принятие мер, направленных на недопущение совершения нарушений в дальнейшем, рассматривает вопрос и принимает решение о возобновлении действия лицензии.
В случае неустранения нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, или непредставления в лицензирующий орган в срок, установленный в предписании, документов, подтверждающих принятие мер, направленных на недопущение совершения нарушений в дальнейшем, лицензирующий орган принимает решение об аннулировании лицензии.
Аннулирование лицензии осуществляется лицензирующим органом в следующих случаях:
- 1) неоднократное нарушение в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и (или) об исполнительном производстве;
- 2) неоднократное нарушение в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;
- 3) аннулирование или отзыв лицензии на осуществление банковских операций — для кредитных организаций;
- 4) неосуществление профессиональным участником рынка ценных бумаг профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которой у профессионального участника рынка ценных бумаг есть лицензия, в течение одного года с даты принятия лицензирующим органом решения о выдаче соответствующей лицензии;
- 5) по инициативе лицензиата.
Лицензиат, лицензия которого аннулирована, обязан совершить следующие действия:
- – прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с момента получения уведомления о принятии соответствующего решения (если уведомление получено до истечения 15 рабочих дней с даты принятия решения) либо в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения;
- – в течение трех рабочих дней с момента прекращения осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности письменно уведомить клиентов (депонентов, участников торгов) об аннулировании лицензии;
- – по требованию клиента (депонентов, участников торгов) и в соответствии с его указаниями немедленно осуществить возврат его денежных средств и перевод ценных бумаг, находящихся у лицензиата;
- – передать лицензирующему органу бланк аннулированной лицензии в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об аннулировании выданной лицензии.
В случае аннулирования лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг лицензиат с момента получения уведомления о принятом лицензирующим органом решении (если уведомление получено до истечения 15 рабочих дней с даты принятия решения) либо в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения обязан совершить следующие действия:
- – передать другой организации, осуществляющей деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, или эмитенту реестры владельцев ценных бумаг в порядке, установленном законодательством РФ о ценных бумагах;
- – передать эмитенту первичные документы, являвшиеся основанием для внесения изменений в систему ведения реестра (передаточные распоряжения, залоговые распоряжения и другие документы, составляющие систему ведения реестра).