Нужна ли лицензия на спортивную подготовку?
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Нужна ли лицензия на спортивную подготовку?

Нужна ли лицензия на спортивную подготовку?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Муниципальное учреждение (спортивная школа олимпийского резерва, ОКВЭД – 93.19 “Прочая деятельность в области спорта”) утратило статус образовательного учреждения дополнительного образования детей, не имеет лицензии на образовательную деятельность (является не образовательной организацией, а организацией спортивной подготовки). Должно ли муниципальное учреждение заключать договоры с занимающимися в рамках выполнения муниципального задания на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе?

В настоящее время на территории РФ организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (далее – Закон N 329-ФЗ).
Также организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами Министерства спорта Российской Федерации (п. 1.1 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (письмо Министерства спорта РФ от 12 мая 2014 г. N ВМ-04-10/2554 (далее – Рекомендации)).
Согласно определению, данному понятию “спортивная подготовка” Законом N 329-ФЗ, спортивная подготовка – это тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих такую подготовку (п. 15.1 ст. 2 Закона N 329-ФЗ).
Как прямо следует из буквального прочтения п. 15.1 ст. 2 Закона N 329-ФЗ, спортивная подготовка осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.
Принадлежность лица, проходящего спортивную подготовку, к физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, определяется на основании распорядительного акта о зачислении лица в такую организацию для прохождения спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или договора об оказании услуг по спортивной подготовке за счет средств физических и (или) юридических лиц (ч. 2 ст. 27 Закона N 329-ФЗ; п. 1.2.3 Рекомендаций).
Из п. 2.3 Рекомендаций следует, что финансовое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, производится за счет субсидий, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг, включающих расходы на реализацию программ спортивной подготовки в установленном порядке. Помимо этого организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, в том числе оказывать платные услуги по договорам оказания услуг по спортивной подготовке с оплатой ее стоимости физическими и (или) юридическими лицами.
При этом организация, осуществляющая спортивную подготовку, самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данной организации.
Таким образом, по нашему мнению, закон прямо устанавливает альтернативную возможность получения лицом спортивной подготовки и принадлежности спортсмена к той или иной спортивной организации – или на основании государственного (муниципального) задания (бесплатно для занимающегося, без заключения договора), или на основании заключенного договора оказания услуг по спортивной подготовке с оплатой ее стоимости. Соответственно, заключения договора с каждым спортсменом, занимающимся за счет бюджетных средств, не требуется.
Вместе с тем отметим, что согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Никто не может быть понужден к заключению договора, исключение составляют лишь случаи, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Полагаем, организация, осуществляющая спортивную подготовку, вправе заключить договор с любым занимающимся в ней лицом на условиях, удовлетворяющих обе стороны.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является нашей экспертной точкой зрения и может не совпадать с мнением иных специалистов. В связи с этим предлагаем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Министерство спорта Российской Федерации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ответственность ИП за организацию спортивной секции без наличия специального образования

Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса можем пояснить следующее.

Ранее нами был размещен ответ на вопрос о возможности открытия индивидуальным предпринимателем спортивной секции по карате и необходимости лицензии.

Данный ответ размещен по следующему адресу: http://advokativlev.ru/vopros-otvet/kak-otkryit-platnuyu-sektsiyu-po-karate/ . Рекомендуем Вам внимательно ознакомиться с его текстом.

Как следует из анализа ситуации, приведенной в ответе на вопрос, ссылка на который указана ранее, в случае, если индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность самостоятельно, то лицензии не требуется, в случае же, если привлекаются наемные педагогические работники, то получение лицензии необходимо.

Также нами был сделан вывод о том, что для осуществления указанной деятельности необходимо наличие соответствующего среднего профессионального образования или высшего образования, подтвержденного соответствующими дипломами.

В силу ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

В силу ч. 1 ст. 32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

При этом в части 2 ст. 32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

Таким образом, с момента государственной регистрации Вас в качестве ИП, информация о Вашей деятельности по осуществлению спортивного образования будет получена Министерством образования субъекта РФ.

Также в силу ч. 4 ст. 32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

То есть Вы обязаны сообщить родителям или обучающимся о Вашем образовании.

Согласно ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Установленные законодательством об образовании требования к ведению образовательной деятельности содержатся в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, несоблюдение требований ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о наличии педагогического образования влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от 30000 до 50000 рублей.

Читать еще:  Получить лицензию на пассажирские перевозки автобусами

Также следует указать на следующие возможные правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна),

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Однако, необходимо указать, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, является уже преступлением, предусмотренным статьей 171 УК РФ и наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Согласно примечанию к статье 169 УК РФ крупным размером признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

За более подробной консультацией рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел.: 8-912-343-72-22.

Лицензирование спортивной деятельности

Лицензирование спортивной деятельности не так просто провести. Некоторые виды деятельности в Российской Федерации возможно осуществлять только при наличии соответствующей лицензий, полученной в особом, предусмотренном законом порядке. Помимо всем известным процедурам, таким как, например, оформление лицензии на алкоголь лицензированию также подлежит спортивная деятельность.

Предоставлять людям возможность заниматься спортом и физкультурой имеют право различные спортивные и образовательные учреждения. Главное, чтобы было выполнено лицензирование спортивной деятельности. Такое требование продиктовано на законодательном уровне. То, как выдается лицензия спортивной деятельности, детально описано в конкретных законодательных актах. В данной статье мы рассмотрим наиболее значимые аспекты.

Кому требуется лицензия на спортивную деятельность?

Любое учреждение, в котором будет осуществлять спортивная деятельность, предварительно должно пройти такую процедуру, как лицензирование. Такое заведение может быть:

  • муниципальным либо государственным (в случае, если оно организовано муниципальными, региональными либо федеральными органами власти);
  • частным (если создано юр. лицом либо гражданином).

Если ваша организация осуществляет не только спортивную деятельность, то быть может вам пригодится узнать порядок, в котором осуществляется переоформление лицензии на медицинскую деятельность, а так же, лицензирование производства медицинских изделий, так как зачастую спортивная деятельность может быть совмещена с оздоровительными услугами.

ВНИМАНИЕ: подписавшись на канал YouTube Вы сможете получить бесплатную рекомендацию адвоката индивидуально в комментариях к ролику: профессионально и в срок. Смотрите видео с советами нашего адвоката по лицензированию образовательной деятельности, получению лицензии медицинской организации и лицензии на иной вид работ и услуг. Все виды лицензирования с нами — Ваш правильный выбор.

В каких случаях выдается лицензия?

Лицензирование спортивной секции и спортивного учреждения осуществляется на основании заключения специально созванной экспертной комиссии. Такую комиссию создает орган, который выдает лицензию.

  1. Когда выполняется лицензирование спортивной школы или секции, комиссия в первую очередь определяет, являются ли подходящими условия, в которых будут проходить занятия. Учитываются в том числе строительные, гигиенические и санитарные нормы. Если члены комиссии обнаруживают несоответствие действующим нормам, то лицензия не выдается.
  2. Лицензирование физкультурно -портивной организации осуществляется в течение 1-2 месяцев. Секция лицензируется в течение 15-30 дней. Срок действия предоставленного документа составляет 5 лет.
  3. Лицензия вам будет необходима если вы хотите организовать свой спортивный клуб или организовывать соревнования. Однако вам не нужна лицензия в случае, если вы тренер и хотите организовывать индивидуальные занятия для граждан или сдавать спортивный инвентарь в прокат. Конкретный перечень содержится в законе.
  4. Иногда одной лицензии на спортивную деятельность бывает на достаточно, например, вам так же потребуется знать, как составить заявление на лицензию на оружие в случае если вы организовываете клуб спортивной стрельбы.

ВАЖНО: смотрите видео и Вы узнаете о трех выгодах получения лицензии на образовательную деятельность, подписывайтесь на наш канал YouTube уже сегодня.

Какая документация потребуется для спортивной деятельности?

Какие нужны документы для открытия спортивной секции? Точный перечень зависит от того, какой именно вид деятельности вы намеренны осуществлять. Однако в любом случае потребуется следующая документация:

  • соответствующее заявление, в котором непременно должны быть указаны организационно-правовая форма и название учреждения, также список направлений, в которых будет работать секция.
  • копии устава и документ, который подтверждает, что соискатель внесен в ЕГРЮЛ.
  • информация, которая подтверждает, что соискатель имеет подходящее для занятий спортом помещение, а также владеет всеми требуемыми знаниями.
  • копии документов, которые подтверждают, что за лицензию внесена оплата.

Порядок получения лицензии

Порядок получения лицензии на спортивную деятельность, и то, как получить лицензию на образовательную деятельность имеют определенные схожести. Вам так же потребуется заключение Роспотребнадзора и МЧС по поводу, соответствует ли ваше помещение санитарным и противопожарным нормам.

Теперь вы знаете ответ на вопрос, подлежит ли деятельность спортивного клуба лицензированию. Действуйте правильно!

Также вас может заинтересовать порядок получения иных лицензий. Компетентные специалисты помогут получить любую другую лицензию, например, осуществить лицензирование перевозок грузов, в короткие сроки.

Дополнительно стоит отметить, что ведение деятельности без лицензии влечет за собой административную, а в некоторых случаях даже уголовную ответственность.

P.S.: если у Вас проблема – позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

Наше новое предложение — бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Статья 37. Лицензирование видов деятельности и сертификация продукции и услуг в области физической культуры и спорта. 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет лицензирование видов деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицензирование отдельных видов деятельности в области физической культуры и спорта могут осуществлять также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта проводит и осуществляет обязательную сертификацию продукции и услуг в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством.
Комментарий к статье 37
1. Основной целевой функцией системы лицензирования является обеспечение защиты человека от прямого, негативного воздействия на его физическое и духовное состояние со стороны предпринимателей, недопущение проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для человека деятельность. К лицензируемым видам деятельности в соответствии с действующим законодательством относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование представляет собой форму государственного регулирования предпринимательской деятельности, заключающегося в установлении порядка, при котором осуществление отдельных видов деятельности возможно только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого органами исполнительной власти при соблюдении соискателем лицензии определенных правил.
Таким образом, лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Виды лицензируемой деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливаются только законом, а на Правительство Российской Федерации возложено утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, а также установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 комментируемой статьи установлено лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Осуществление лицензирования возложено на Госкомспорт России, а п. 2 – также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Однако на сегодняшний день данная статья в части, касающейся лицензирования, фактически утратила силу, поскольку Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. Федеральных законов от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ, 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не предусмотрено, в отличие от ранее действовавшего законодательства. Лицензирование видов деятельности, не указанных в ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, прекращается со дня вступления в силу этого Федерального закона. В соответствии со ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности, не включенных в приведенный ст. 17 перечень, возможно только путем внесения дополнений в данный перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
——————————–
СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 4137.
Во исполнение Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 были утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. В соответствии с этим Постановлением за Госкомспортом России сохранилась только функция организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
2. Поскольку, как было показано в комментарии к п. 1, федеральным законодательством лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не включено в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, то это требование распространяется и на лицензирование деятельности в области физической культуры и спорта, которая в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 15 августа 1995 г. N 699 “О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории г. Москвы” (в ред. Постановлений Правительства Москвы от 30 апреля 1996 г. N 388, от 25 июня 1996 г. N 551, распоряжения мэра от 16 декабря 1996 г. N 587/1-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 3 июня 1997 г. N 416, от 12 августа 1997 г. N 589, от 9 сентября 1997 г. N 666, от 9 сентября 1997 г. N 668 (ред. 25.09.2001), распоряжения мэра Москвы от 31 декабря 1998 г. N 1333-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 7 февраля 2001 г. N 92-РМ, от 6 марта 2001 г. N 223-ПП) утвержден разработанный на основе федеральных нормативных актов Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории г. Москвы органами исполнительной власти города. Из указанного Перечня исключено лицензирование физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а Постановление Правительства Москвы от 12 октября 1993 г. N 913 “О лицензировании физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности” признано утратившим силу.
——————————–
Вестник Мэрии Москвы. N 16. Август 1995 г.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи на Госкомспорт России возложено проведение обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта. Сертификация представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (услуги) соответствует установленным требованиям.
Вопросы сертификации регламентированы Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 “О сертификации продукции и услуг” (в ред. Федеральных законов от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ) (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П) . В соответствии с этим Законом сертификация в Российской Федерации может иметь обязательный и добровольный характер. Установлено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (в данном случае это п. 3 ст. 37 Федерального закона “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”).
——————————–
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.
При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всю территорию Российской Федерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта возложены на Госкомспорт, а отнесение той или иной продукции или услуг к подлежащей обязательной сертификации – компетенция Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1013 “Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации” (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 403 , от 3 января 2002 г. N 3 , от 29 апреля 2002 г. N 287 ) утверждены Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. На основе этих Перечней Госстандарт Российской Федерации публикует номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
——————————–
СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2317.
СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. II. Ст. 53.
СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1773.
Отдельные виды продукции и услуг в области физической культуры и спорта включены в номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов. Так, например, сюда отнесены спортивные товары, изделия для общей физической культуры, спорта и туризма; винтовки и ружья охотничьи и спортивные, патроны к ним, одежда, обувь и др.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг” оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Установлено важное условие, в соответствии с которым добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Требования обязательной сертификации в большей степени касаются промышленности, выпускающей соответствующую продукцию. Для участников физкультурно-спортивного движения установление обязательной сертификации товаров и услуг в области физической культуры и спорта означает определенную степень гарантии безопасности этих объектов, уменьшения травматизма и других неблагоприятных последствий.

Читать еще:  Сколько стоит получить лицензию на образовательную деятельность?

Нужна ли лицензия на спортивную подготовку?

УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО В СПОРТЕ

LICENCING OF SEPARATE SPORTS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

All-Russian research institute of physical culture, Moscow

Key words: sport, physical culture, kind of activities, licencing, legislation, improvement.

The article tries to generalize and analyze the up-to-date tendencies in the sphere of the russian state regulation of economics via licencing.

The author describes the practice of regulation after the process of licensing nowadays in Russia and abroad, and in the sphere of physical culture and sports as well.

As the summary of the study there are given the proves for necessity of licencing in the sphere of physical culture and sports, as well as the systematization of legislation of that process and its normative bases, creation.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СПОРТЕ

Руководитель Научного центра социально-экономических проблем физической культуры и спорта
Л.В. Аристова
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта

Ключевые слова: спорт, физическая культура, виды деятельности, лицензирование, законодательство, совершенствование.

Новый Гражданский кодекс РФ, регулируя правоспособность юридического лица, то есть возможность организации иметь гражданские права и нести обязанности, указывает на то, что у некоммерческих организаций и унитарных предприятий правоспособность определяется учредительными документами. В отличие от ранее действующего гражданского законодательства для хозяйственных обществ и товариществ, а также для производственных кооперативов Гражданский кодекс установил правило, по которому такие юридические лица могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Это нововведение дает большинству коммерческих организаций возможность изменять профиль своей деятельности, не испрашивая чьего-либо разрешения и не изменяя своих уставных документов. Но вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение – лицензия.

До последнего времени в законодательных и нормативных актах ни один вид деятельности сферы ФКиС не был включен в перечень лицензируемых видов деятельности, при этом ни один орган государственной власти не вправе был ввести лицензирование каких бы то ни было новых видов деятельности в дополнение к лицензировавшимся ранее, т.е. до 8 декабря 1994 г. – даты официального опубликования Гражданского кодекса в “Российской газете”.

В то же время закон о введении в действие части первой Гражданского кодекса установил, что изданные до введения его в действие нормативные акты по вопросам, которые могут согласно Кодексу регулироваться только законом, в том числе об установлении перечней лицензируемых видов деятельности, действуют до принятия соответствующих законов. Последнее означает, что Правительству РФ запрещено отменять уже изданные нормативные подзаконные акты и вносить в них изменения. Поэтому с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ в юридическом аспекте изменению подвергся только порядок лицензирования, количество же лицензируемых видов деятельности осталось прежним.

Читать еще:  Вывоз мусора лицензии и их получение

Кстати говоря, воспользовавшись этим положением и опираясь на постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. “О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности”, которым “поддержаны принципиальные подходы” на право территорий самостоятельно определять и лицензировать некоторые виды деятельности, ряд субъектов РФ продолжали лицензировать отдельные виды деятельности в области ФКиС (спортивные зрелища, занятия восточными единоборствами и др.).

Наличие такого правового вакуума в этой области порождало&127; ситуацию, когда перечень “подлежащего лицензированию” и размеры лицензионной платы варьировались в различных регионах России бесконечно, что отрицательно сказывалось на развитии малого бизнеса и ходе экономических реформ в целом. А некоторые общественные организации – спортивные федерации – “лицензируют” деятельность игроков, судей и пр., но платежи в бюджет не перечисляют.

В результате подходы к лицензированию отдельных видов деятельности в сфере ФКиС у регионов и у федеральных властей были несколько различны.

И даже процесс регламентации выдачи лицензий, который начался с принятием постановления Правительства от 24 декабря 1994 г. № 1418, все же следует назвать временным. Этот процесс в настоящее время упорядочивается в связи с принятием Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”(№158-Ф3 от 25.09.98), тем более что в Гражданском кодексе уже установлена ответственность юридического лица в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (ст. 61, 173), а уголовная ответственность – ст. 162(4) и 162(5) Уголовного кодекса Р Ф.

Занятия физической культурой и спортом, а также проведение спортивных и зрелищных мероприятий без организации их на должном уровне чревато серьезными последствиями. Так, отсутствие контроля за соблюдением правил безопасности привело в прошлом к несчастным случаям на ряде спортивных сооружений (Лужники и Дворец спорта “Сокольники” в Москве; лыжный стадион в Красноярске; ледовый стадион в Иркутске и др.), повлекшим за собой человеческие жертвы. Предоставление неквалифицированных услуг при занятиях с населением отдельными видами спорта, в частности боевыми видами восточных единоборств, не только приводит к травматизму, но и дает возможность вербовки молодежи в криминальные структуры и различные секты.

Именно поэтому, думается, оправданны действия органов исполнительной власти на местах, лицензирующих деятельность в области ФКиС. Необходимо только четко определить, какие виды деятельности требуют применения системы аттестации и установки квалификационных требований, что должно регулироваться в рамках системы сертификации, на какие отдельные виды деятельности выдавать лицензии (в том числе определить субъекты лицензирования, лицензионные требования и условия, способы контроля их выполнения, финансовые условия и т.д.).

Наибольшее развитие предпринимательская деятельность получила в теннисе, аэробике, бодибилдинге, пауэрлифтинге, шейпинге, боевых искусствах и восточных единоборствах, по которым, за исключением тенниса, до настоящего времени не велась подготовка специалистов в физкультурных и педагогических вузах РФ, кроме курсовой подготовки во времена существования Госкомспорта СССР.

В ст. 20 “Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий ФКиС, спортивных соревнований и физкультурно- спортивных зрелищных мероприятий” Основ законодательства РФ о ФКиС зафиксированы требования к работникам ФКиС, судьям по спорту и администрации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (далее – ФОиСС), которые они должны соблюдать и выполнять, чтобы не нанести вреда здоровью лиц, занимающихся ФКиС. Однако в “Основах” не определен порядок контроля за соблюдением и выполнением указанных требований, норм и правил.

В таких условиях, как нам кажется, было не совсем продумано решение Правительства РФ от 24.12.94 №1418 об исключении из перечня лицензируемых деятельности в сфере ФКиС. Тем более что и другие нормативные документы не содержат критериев определения пределов правоспособности лиц на осуществление предпринимательской деятельности без получения соответствующей лицензии. Дело в том, что единичный факт совершения какого-либо деяния, например заключения разовой (определенной) сделки, не означает ведения деятельности. Ведь по действующему законодательству юридическое лицо вправе совершать любые сделки, если цели его деятельности прямо не ограничены в уставе.

Но очевидно и то, что должна быть разработана однозначная трактовка требований (критериев) к необходимости наличия у юридического лица лицензии на осуществление конкретных сделок, подпадающих под определение видов деятельности. Например, можно констатировать, что лицензия на совершение этих сделок требуется только в том случае, если сделки носят систематический характер и это можно классифицировать как ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности. Последнее вкупе со ст. 2 Гражданского кодекса, дающей определение предпринимательской практике “как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или услуг”, значительно облегчит судебным инстанциям процедуру рассмотрения исковых заявлений о признании сделок недействительными. Теперь законодательно многие противоречия устранены.ФЗ – 158 от 25.09.98 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования,устанавливает основные принципы осуществления и критерии определения лицензирования, а также виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Для удовлетворения иска о признании сделки недействительной, исходя из содержания ст. 169 и 173 Гражданского кодекса и ФЗ, суду достаточно доказать отсутствие у одной из сторон, совершающей сделку, специального разрешения – лицензии на это.

Оценивая сложившуюся ситуацию и имеющиеся проблемы государственного регулирования в сфере ФКиС, а также в целях необходимости обеспечения безопасности, свобод и здоровья граждан автор доказал разработчикам ФЗ необходимость включения в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, следующего вида: “деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг”.

В сферу интересов государства и системы мер поддержки (государственного регулирования), естественно, попадают также физическое воспитание и профессионально-прикладная подготовка. Эти виды деятельности должны лицензироваться в рамках лицензирования в образовательной деятельности, при котором согласно Закону РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 г. в п. 11 ст. 28 установлено, что “порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений” является компетенцией РФ в лице ее федеральных органов государственной власти и управления. В ст. 3 этого же Закона определен порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения.

В связи с этими Постановлениями Правительства РФ от 5.06.94 № 650, от 31.08.94 № 1008, от 14.10.94 № 1168, от 7.03.95 № 233, от 25.04.95 № 420 утверждены типовые положения о различных образовательных учреждениях. Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 7.02.94 № 108 утверждено Временное положение о лицензировании соответствующего дополнительного образования независимо от подведомственности и организационно-правовых форм.

Вообще говоря, в сфере ФКиС, опираяясь на научные исследования, можно выделить следующие основные виды деятельности, связанные:

– с физическим воспитанием;

– с профессионально-прикладной подготовкой;

– с физическим совершенством;

– с соревновательностью, играми, зрелищами, активным отдыхом и т.п.

Таким образом, деятельность по физическому воспитанию еще с 1992 г. поддлежала лицензированию, а что касается физического совершенствования и соревновательно-зрелищной деятельности, то здесь как раз и требуется необходимость защиты интересов человека и будет лицензиироваться в соответствии с ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Все виды деятельности в сфере ФКиС необходимо также обеспечивать товарами спортивно-туристского назначения, имеющими сертификаты качества, а занятия проводить на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, отвечающих всем требованиям строительных ГОСТов, пожарной безопасности, спортивной технологии и т.д. Другими словами, в сфере ФКиС также необходимо организовывать и осуществлять сертификации продукции, т.е. в отрасли должна быть система обязательной сертификации.

В настоящее время Правительство Российской Федерации разрабатывает в целях реализации ФЗ-158 соответствующее постановление, в котором будет определен Порядок осуществления лицензирования полномочия на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности. Данный Порядок будет устанавливать правила осуществления лицензирования в РФ, включая содержание лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии, срок действия, порядок выдачи, продления, переоформления, приостановления, анулирования лицензии и др. Когда оно будет принято, основной задачей ГКФТ России станет разработка основных составляющих принципов и системы лицензирования в сфере ФКиС:

– контроль за соблюдением лицензистом лицензионных требований;

– порядок финансирования лицензионной деятельности и т.д.

Введение лицензирования вышеуказанного вида деятельности в сфере ФКиС поможет ГКФТ (государственному органу управления ФКиС) и органам государственной власти субъектов РФ осуществлять единую государственную политику, создать отраслевую систему лицензирования с разработкой и утверждением всех необходимых норм, стандартов и нормативов (Госстандарт не всегда может учесть всю специфику физкультурно-оздоровительной работы и спортивных услуг).

При этом необходимо помнить, что проведение вышеперечисленных работ потребует подготовки кадров в учебных заведениях системы Комитета, согласования учебных программ и создания принципиально новой отраслевой информационной системы.

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector