Нужна ли лицензия на сбор отходов?
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Нужна ли лицензия на сбор отходов?

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

У предприятий, осуществляющих сбор, утилизацию или переработку мусора, должна быть лицензия на отходы. Получение лицензии в 2019 году проходит в соответствии с установленными Роспрроднадзором нормами. Чтобы исключить нарушения, нужно ознакомиться с особенностями деятельности по сбору и утилизации отходов.

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности

С 2015 года необходимость получения лицензии на отходы определяется федеральным законом ФЗ №458. В соответствии с законом, предприятия, занятые в сфере складирования, хранения, утилизации или переработки должны иметь разрешение.

Закон распространяется на отходы, относящиеся к 1-4 классам опасности. ЖБО и ТБО, относящиеся к 5 классу не представляют угрозу для экологической безопасности. Поэтому накопление отходов 5 класса, утилизация и переработка проводится без лицензии.

До принятия закона от 2015 года разрешение требовалась только для обезвреживания или размещения отходов. После вступления в силу количество работ, требующих разрешения, увеличилось.

Виды работ, требующие лицензирования

Практически во всех направлениях нужна лицензия на деятельность по обращению с отходами. Она выдается для работы с конкретным видом отходов. При оформлении используется классификационный каталог, где указывают кодовое значение каждого вида утиля. Поэтому получить лицензию на отходы класс 1-4 можно только зная, какой тип отходов будет обрабатываться.

Сбор отходов

Сбор – важный процесс обращения с отходами. Чтобы получить лицензию на сбор отходов, нужно обеспечить условия, соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим нормам.

При оформлении разрешений, предприятиям, осуществляющим сбор, учитывается, что при временном складировании (до полугода) лицензирование сбора отходов не обязательно.

Утилизация

Процесс утилизации предполагает переработку мусора для получения сырья, применяемого в производстве новых продуктов или повторного применения. Для этого направления требуется лицензия на утилизацию отходов. Требование распространяются по отношению к любому сырью, вне зависимости от состава или физических свойств.

Обработка

Под обработкой понимаются любые процессы подготовки мусора для последующей утилизации. В число таких процессов входят сортировка, очистка, разборка. Процессы должны осуществляться в соответствии с санитарными нормами. Требуется лицензия на обработку отходов.

Транспортир овка

Предполагает вывоз собранного мусора за пределы объектов размещения, специальных помещений, принадлежащих предприятию. Для перевозки ТБО и ЖБО требуется лицензия на транспортировку отходов. Исключением являются случаи, при которых сырье перевозится внутри участка, принадлежащего предприятию. Тогда разрешение не требуется.

Обезвреживание

Обезвреживание – способ воздействия на мусор, позволяющий снизить негативное воздействие на окружающую среду на территории размещения. Главный способ обезвреживания – сжигание на специальных станциях. Кроме этого, сырье 1-4 классов опасности нейтрализуют при помощи обеззараживающих средств, за счет чего предотвращается загрязнение почвы, грунтовых вод.

Для сжигания и обеззараживания мусора нужна лицензия на обезвреживание отходов. Однако к обезвреживанию не относятся процессы, при которых потенциально опасные отходы используются в качестве топлива.

Размещение

Размещение отходов – временное хранение либо длительное захоронение сырья. Хранение предполагает содержание твердых или жидких бытовых отходов на специально оборудованных полигонах, хранилищах. После продолжительного хранения производится последующая утилизация или обезвреживание.

Если эти процессы невозможны ввиду специфических свойств сырья, производится захоронение. Метод предусматривает изоляцию опасных видов мусора от внешних факторов для предупреждения негативного воздействия на окружающую среду. Для длительного хранения или захоронения опасных материалов требуется лицензия на размещение отходов.

Что не подлежит лицензированию с 1 июля 2015 года?

В соответствии с федеральным законом, выделяют несколько направлений работ, при которых получение разрешения не требуется.

В первую очередь это касается предприятий, чья деятельность связана исключительно с отходами 5 класса опасности, которые не представляет угрозы для окружающей среды. К категории относятся остатки, которые быстро разлагаются в естественных условиях, не выделяют токсичные вещества, не загрязняю природные ресурсы. Поэтому любые формы обращения с ТБО и ЖБО 5 класса осуществляется без разрешения.

Разрешительные документы не требуются предприятиям, которые размещают отходы 1-4 класса менее чем на 11 месяцев. Однако это касается только размещения, в то время как разрешение на другие виды работ обязательны.

Ответственность за отсутствие лицензии

За отсутствие лицензии на опасные отходы предусматривается административная и уголовная ответственность. Физические лица штрафуются суммой до 2 тыс. рублей. Для должностных лиц и ИП размер штрафа достигает 50 тыс. рублей. При этом работа предприятия приостанавливается на 3 месяца. Юридические лица при отсутствии разрешительных документов оплачивают от 100 до 250 тыс. рублей.

Если отсутствие разрешения повышает угрозу окружающей среде или здоровью населения – сумма штрафа достигает 200 тыс. рублей. При этом возможны другие виды наказания – ограничение или лишение свободы на 24 месяца, принудительные работы.

В случае, если нарушение привели к массовой гибели животных, размер штрафа увеличивается до 300 тыс. рублей. При этом нарушителю грозит тюремный срок – до 5 лет. Если отсутствие лицензии по обращению с опасными отходами привело к гибели человека или развитию эпидемий, массовых отравлений или других патологий, предусматривается наказание в виде восьмилетнего тюремного срока.

Этапы лицензирования

Для получения разрешения требуется выполнить описанные ниже этапы получения лицензии. В противном случае работа по обращению с отходами считается нелегальной, что чревато административной ответственностью.

Требования к оформлению

К предприятиям, занятым в сфере сбора, утилизации и хранения мусора, предъявляется ряд требований. Несоответствие требованиям – это основание для отказа в оформлении.

  • Специальные помещения, оборудование, транспортные средства для работ с отходами.
  • Наличие действующих сертификатов ISO, подтверждающие соответствие услуг санитарным нормам.
  • Заключение СЭЗ и наличие паспорта на опасные виды отходов.
  • Заключение государственной экспертизы по проектной документации.

Срок получения и действия

Срок оформления разрешения зависит от многочисленных факторов: вида мусора, класса опасности, осуществляемых процессов обращения. Разрешение на обезвреживание или захоронение оформляют за 6-12 месяцев. Сбор и транспортировка мусора меньше.

Действие полученного разрешения не ограничено, но только при условии неизменности процессов обращения, адреса и реквизитов предприятия. Иначе потребуется повторное оформление.

Список требуемых документов

Чтобы оформить разрешение, необходимо предоставить пакет документов.

  • Свидетельство о постановке предприятия на налоговый учет.
  • Правоустанавливающая документация на движимое и недвижимое имущество, используемые при обращении с сырьем.
  • Список товаров или услуг, провоцирующих образование отходов, с которыми проводят лицензируемый вид работ.
  • Подробная схема процессов обращения с мусором.
  • ПТС на которых перевозят сырье.
  • Медицинские справки для сотрудников предприятия (в особенности водителей).
  • Свидетельства на право работы с опасными материалами.
  • Договоры о проведении дезинсекции и дератизации помещений.
  • Договоры о энергоснабжении и теплоснабжении.
  • Экологическая документация (в том числе паспорта отходов, проект нормативов образования).
  • Санитарная документация.

Помимо этого, предоставляют схему, отражающую расположение зданий и земельных участков. При необходимости предоставляется информация об арендаторах. К пакету документов прикрепляют пояснительную записку.

Экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение

Для получения заключения нужно собрать документы для экспертизы. Список может отличаться, на что влияет специфика предприятия. Чтобы исключить возможные трудности, рекомендуется предварительно узнать о том, что потребуются для получения заключения службы.

Государственная пошлина

Оформление разрешения на отходы не бесплатное. Оплачивают государственную пошлину на выдачу лицензии. Размер госпошлины составляет 7500 рублей. При необходимости переоформления документов, свидетельствующих о наличии лицензии, оплачивается 3500 рублей. Дубликат, при необходимости, предоставляется за 750 рублей.

Подача документов для получения лицензии в Росприроднадзоре

Чтобы получить разрешение, документы необходимо подать в Росприроднадзор. Это заключительный этап оформления.

Требуются следующие документы:

  • Договор об аренде или собственности зданий, транспорта, участков, на которых размещаются отходы
  • Документация на технику и оборудование, занятых в обращении с мусором
  • Копии трудовых договоров для подтверждения квалификации работников
  • Документация, свидетельствующая о том, что ТС, которые перевозят сырье, обеспечены необходимыми сигналами и знаками
  • Заключение санитарно-эпидемиологической службы
  • Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта размещения ТБО и ЖБО
  • Квитанция об уплате государственной пошлины

Нужно ли переоформлять бессрочную лицензию, выданную до 1.07.2015?

До принятия закона 2015-го года разрешение требовалась только для размещения и обезвреживания отходов. После принятия нормативно-правового акта документ требуется для остальных направлений обращения с бытовыми и производственными остатками 1-4 класса опасности. Поэтому предприятиям, получившим бессрочную лицензию до 2015 года, рекомендуется произвести переоформление, чтобы исключить возможные осложнения.

Читать еще:  Лицензия на торговлю лекарствами в розницу

Использование выданной до 2015 лицензии допускается только в тех случаях, если технологические процессы обращения, тип отходов, реквизиты или адрес предприятия не изменились. В остальных случаях нужен повторный сбор документов и переоформление разрешения.

Лицензия на отходы – обязательный документ для любого предприятия, осуществляющего транспортировку, утилизацию, хранение или другие операции с мусором. Представленный документ выдается при условии соответствия предприятия установленным требованиям и нормам.

Лицензия на сбор отходов: открываем полезный бизнес на легальной основе

Закон ФЗ №99 чётко формулирует, нужна ли лицензия и в каких случаях. Она требуется для владения, пользования и распоряжения отходами с параметрами опасности с 1-го по 4-ый класс.

С начала 2018 года произошли изменения в отдельных пунктах ФЗ №89, определяющего основные понятия отходов производства и потребления.

Дополнения и изменения коснулись обращения ТКО и экологических сборов. Но главным изменением стоит считать новую трактовку понятия «сбор отходов».

Новое определение исключило из прежнего слово «транспортирование». В последней редакции также отсутствует уточнение о том, что сбором могут заниматься физические и юридические лица.

В остальном формулировка понятия «сбор отходов» осталась прежней.

Понятие термина «сбор отходов»

Росприроднадзор впоследствии разъяснил заинтересованным организациям и лицам различия в новом и старом толковании термина «сбор отходов».

В первую очередь изменения коснулись предприятий, уже имевших лицензию.

Компании могут заниматься сбором отходов при наличии соответствующих лицензий на:

Если в лицензии указаны лишь сбор и транспортирование, то из неё следует исключить термин «сбор отходов». Иными словами, в соответствии с законом «О лицензировании» ст.18 ч.1, лицензию требуется переоформить. При переоформлении лицензии взимается пошлина 3,5 тыс. руб.

  • подача заявления в лицензирующий орган;
  • оплата госпошлины с предоставлением квитанции;
  • предоставление оригинала имеющейся лицензии.

Срок переоформление лицензии – один месяц. Через 30 дней соискатель должен получить переоформленный документ либо обоснованный отказ. До введения закона ФЗ №458 лицензировались лишь обезвреживание и размещение отходов.

С вступлением 01.07.2015 г. в силу нового закона лицензии стали необходимы для сбора, обработки, утилизации, а также транспортирования отходов.

Введение новых норм в области лицензирования многие участники рынка отходов рассматривают как ужесточение контроля их деятельности. Разработчики закона вернулись к нормам, действующим до 2013 года.

В период с 2013 до середины 2015 года действовали упрощённые нормы деятельности бизнеса в сфере обращения отходов. По мнению законодателей, упрощение нормативной базы не дало ожидаемых результатов.

Лицензирование по роду деятельности

Частые изменения и добавления в законы о действиях с отходами существенных поправок не внесли, за исключением одного определения. По ФЗ №458 использование отходов стало разделяться на обработку и утилизацию.

  1. Сбор. Сортировка и переработка отходов должна производиться исключительно на специально оборудованных и подготовленных площадках.
  2. Транспортировка. Лицензия предоставляется только в случае оборудования транспортных средств в соответствии с нормативами перемещения отходов. Она необходима при транспортировке отходов за обозначенные границы отведённой площадки для хранения.
  3. Обработка. Термин относится к юридическим, подразумевает сортировку без каких либо иных действий с мусором. Лицензия оформляется для повышения доходности исходного вторичного сырья — это основная цель сортировки.
  4. Переработка объединяет два действия: утилизацию и обеззараживание. Обезвреживание предполагает снижение класса опасности мусора. При утилизации возможен рециклинг, использование отходов для производства нового вида продукции или услуг.
  5. Размещение подразумевает захоронение отходов на специально подготовленных для этих целей полигонах. Хранение ограничивается сроком в 11 месяцев, после чего отходы подлежат захоронению.

Не лицензируется деятельность по накоплению отходов сроком менее 11 месяцев. Не требует лицензирования работа с отходами 5 класса, не представляющими опасности для человека и окружающей среды.

Кем выдается?

Получение лицензии для ИП и компаний различных форм собственности является обязательным условием для их работы в сфере отходов, относящихся к 1 – 4 классу опасности.

Выдачей лицензий после рассмотрения полного пакета необходимых документов занимается Росприроднадзор.

Обращение по поводу лицензирования деятельности по сбору отходов направляется в региональный департамент этой организации. В случае деятельности потенциального получателя лицензии в нескольких регионах, прошение о выдаче лицензии направляется в Центральный Аппарат.

Требования к лицензиатам

К основным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, относятся:

  • наличие в собственности либо длительной аренде здания, сооружения либо иных строений и полигонов, площадок для осуществления предполагаемой деятельности;
  • наличие специального оборудования для успешного выполнения работ с отходами;
  • имеющийся транспорт должен соответствовать специфическим требованиям производства, оборудован спецсигналами, знаками, необходимыми приспособлениями;
  • сотрудники предприятия должны иметь сертификаты обучения и спецподготовки для работы с отходами;
  • лицензиат обязан предоставить трудовые договора, заключённые с сотрудниками, участвующими в выполнении работ с опасными отходами.

Лицензия представляет собой гербовый лист, подтверждающий право лицензиата на ведение деятельности в том или ином направлении пользования отходами.

При получении лицензии выдаётся приложение к ней, в котором расшифрованы все коды допустимой деятельности. Часто это описание достигает десятка страниц.

Выполнение всех указанных требований предотвратит взыскания и штрафы, а страну убережёт от безалаберности и халатности пользователей отходов.

Пакет документов для получения

Для получения заветной лицензии придётся предоставить внушительный пакет документов.

Предприниматель может пройти все процедуры проверок и согласований самостоятельно, но, как правило, не готов к такому тяжёлому труду, а потому обращается за помощью к юристам.

Они сделают бумажную работу намного быстрее, но и намного дороже.

При самостоятельном решении задачи начинать нужно с посещения чиновников Росприроднадзора. Они предоставят необходимые консультации и уведомят об изменениях и поправках, которые бывают неизвестны даже опытным юристам.

Далее следует подготовить начальный пакет документов:

  • заявление, оформленное в соответствии с требованиями ФЗ «О лицензировании»;
  • документы на имеющиеся специальные транспортные средства, принадлежащие заявителю;
  • ксерокопии всех дипломов, свидетельств и прочих документов, подтверждающих достаточность профессиональной подготовки соискателя лицензии и сотрудников;
  • копию заключения о санитарно-эпидемиологическом состоянии компании, выданного районной СЭС;
  • квитанция оплаты госпошлины;
  • договоры с организациями, поставщиками электричества, газа, воды, тепла, а также договор с пожарной инспекцией;
  • полную опись передаваемых в Росприроднадзор документов.

Дальнейшие действия зависят от полноты и соответствия поданного пакета документов. Копии документов не требуют нотариального заверения, но подлинники при подаче документов на рассмотрение требуется иметь с собой.

Алгоритм и сроки получения

Срок рассмотрения заявки официально составляет календарных 45 дней, но на практике процесс может затянуться.

Лучше всего суммировать сроки выдачи справок и заключений от Роспотребнадзора, СЭС, Госпожнадзора.

Они составляют соответственно 60, 60, 45 дней. К сумме следует прибавить и рассмотрение всего пакета документов, то есть ещё 45 дней. В итоге получится 210 дней или 7 месяцев. Этот срок соответствует реальности больше всего.

Ускорить процесс можно одномоментной подачей заявок на все согласования. Профессиональные юристы осуществляют получение лицензии примерно за 4 месяца, но это потому, что они досконально знают всю процедуру и не совершают ошибок в подготовке документов.

Стоимость и срок действия

Размер пошлины, как правило, не обременителен для предпринимателей.

Итоговая стоимость состоит из цены отдельных справок и пошлин:

  • заключение СЭС — до 3500 р.;
  • госпожнадзор – до 3500 р.;
  • пошлина за саму лицензию стоит 7500 р.;
  • дубликат лицензии – 750 р.

Стоимость услуг Роспотребнадзора зависит от предполагаемого вида деятельности.

Срок действия лицензии не ограничен, но стоит учитывать изменения в законодательстве, которые появляются часто и неожиданно. В случае законодательных новшеств приходится переоформлять лицензию.

Заключение

Переработка вторичных ресурсов имеет большое будущее как вид прибыльного, интересного бизнеса. Следует понимать, что оформление, лицензирование бизнеса, основанного на переработке опасных отходов, изначально не может проводиться быстро.

Прекрасно, если чиновники выполняют свои обязанности по проверке кандидатов на лицензии долго и качественно. Это залог нашей безопасности. А участники бизнеса на отходах, как правило, терпеливые неглупые люди, поэтому спокойно проходят все этапы проверок и получают долгожданные лицензии.

Памятка по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

С отрудники Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу подготовили памятку по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Читать еще:  Как получить лицензию на аптеку?

Государственная пошлина

Письмо Росприроднадзора от 22 февраля 2018 г. № РН-10−02−28/3366 «Об уплате государственной пошлины».

При повторном обращении после отказа — государственная пошлина оплачивается повторно.

Размер государственной пошлины — ст. 333 Налогового кодекса РФ:

  • предоставление лицензии — 7 500 рублей;
  • переоформление лицензии — 3 500 рублей/ 750 рублей (зависит от причины переоформления);
  • предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей.

Лицензирование

Федеральный закон года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Заявление на предоставление лицензии на деятельность по обращению с отходами оформляется в соответствии с приказом Росприроднадзора № 132.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1062.

Согласно этому Положению, лицензионными требованиями, которые предъявляются к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям — для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Право собственности или иное законное основание:

  • свидетельство о праве собственности зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений;
  • договор аренды на здания, строения, сооружения (в том числе объекты размещения отходов) и помещения;
  • разрешение на строительство;
  • акт ввода в эксплуатацию.

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV класса опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям — для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.

  • договор купли-продажи оборудования или специальных установок;
  • договор аренды оборудования или специальных установок;
  • транспортные накладные;
  • заключение ГЭЭ на технику в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 174 «Об экологической экспертизе».

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасностикопии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

  • ПТС на автотранспорт;
  • Договора аренды.

Письмо Росприроднадзора № СР-08−02−31/6025:

требование о наличии свидетельств о перевозке опасных грузов при намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов на территории России отсутствует, требование наличие ДОПОГ на транспортные средства, является неправомерным.

года одним из требований, предъявляемых к специальному оборудованию транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, является оснащение их аппаратурой спутниковой навигации. Следует из п. 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1156.

Транспортные, технические средства и системы, которые должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ № 641):

автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 Положения о лицензировании.

  • Копии свидетельств (сертификатов)
  • Трудовые договоры
  • Должностные инструкции

Приказ МПР России № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»:

  • не менее 112 часов профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

  • Приказ о назначении должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами (по необходимости актуализировать);
  • Свидетельство (сертификат) о повышении квалификации по обращению с отходами должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами.

Порядок проведения лицензирования указан на схеме

Порядок лицензионного контроля указан на схеме

Переоформление лицензий

Лицензии переоформляют в следующих случаях:

  1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования;
  2. Изменение наименования юридического лица;
  3. Изменение адреса места нахождения юридического лица;
  4. Изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  5. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
  6. Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Сроки предоставления, переоформления лицензии

Предоставление лицензии — 45 рабочих дней.

Переоформление лицензии ( в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) — 30 рабочих дней.

Переоформление лицензии ( в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения наименования юридического лица, адреса места нахождения юридического лица, изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) — 10 рабочих дней.

Дополнительная информация

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещен (Распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 № 1589-р). Перечень включает:

  • с 1 января 2018 — 67 отходов
  • с 1 января 2019- 41 отход
  • с 1 января 2021 — 73 отхода

Сбор и транспортирование отходов: что теперь делать с лицензией?

С 01.01.2018 термин «сбор отходов» определен как деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение[1]. При этом ранее сбором отходов также признавалась деятельность по приему отходов в целях их дальнейшего транспортирования.

Итак, с 01.01.2018 прием отходов в целях их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по их обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, сбором отходов не является. В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли переоформлять лицензии в области обращения с отходами лицам, более не осуществляющим деятельность по сбору отходов в смысле, придаваемом действующей редакцией (от 31.12.2017) ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ)?

Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

[…]
2) лицензия[2] — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
[…]

Читать еще:  Лицензия для хостела

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
[…]
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
[…]

Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее — Положение о лицензировании), установлен исчерпывающий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, в числе которых, в частности, следующие:

• сбор отходов I класса опасности;

• сбор отходов II класса опасности;

• сбор отходов III класса опасности;

• сбор отходов IV класса опасности.

Таким образом, лицензируемым видом деятельности в области обращения с отходами является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности — отдельные виды работ в составе лицензируемого вида деятельности.

Извлечение
из Федерального закона № 99-ФЗ

Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению[3] в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
[…]
9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. […]
[…]

Извлечение
из Положения о лицензировании

[…]
7. При намерении[4] осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии […]
[…]

Как видим, в отличие от Федерального закона № 99-ФЗ Положение о лицензировании обязывает переоформлять лицензию в области обращения с отходами только в случае расширения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Следовательно, в настоящее время Положение о лицензировании не приведено в соответствие с Федеральным законом № 99-ФЗ — вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актом, регулирующим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

[1] См. подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ).

Нужна ли лицензия на сбор отходов?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Ранее ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” содержала ограничение на отчуждение отходов – собственник мог передать их только лицу, имеющему соответствующую лицензию. В действующей редакции данное положение исключено.
Имеются ли какие-либо ограничения на продажу отходов производства I-IV классов опасности? Должен ли покупатель отходов иметь лицензию?

Действительно, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) собственник отходов I-IV класса опасности был вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, только если у такого лица имелась лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ ст. 4 Закона N 89-ФЗ изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2015 г. В соответствии с новой редакцией указанной статьи право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. При этом ни гражданским законодательством, ни Законом N 89-ФЗ не предусмотрена в настоящий момент обязанность собственника отходов при их отчуждении проверять наличие лицензии у приобретателя отходов.
Таким образом, с 1 января 2015 года собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу без необходимости проверки наличия у такого лица лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов.
При этом отметим, что пунктом 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон N 99-ФЗ) с учетом положений Закона N 89-ФЗ. В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой.
Деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности лицензированию не подлежит (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 N 20АП-2281/17, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 N 14АП-4682/16). Под накоплением отходов согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Следовательно, организация – приобретатель отходов может осуществлять их накопление и заключать договоры с организациями, обладающими соответствующими лицензиями, непосредственно занимающимися деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. В этом случае лицензия самой организации-приобретателю не нужна.
Договор на отчуждение отходов может содержать обязанность покупателя обеспечить вывоз отходов. Однако покупатель вправе самостоятельно определять, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти отходы самостоятельно (при наличии соответствующей лицензии) или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.
Таким образом, покупатель отходов обязан иметь лицензию только в случае самостоятельного осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов. Но, повторимся, продавец не обязан проверять наличие каких-либо лицензий у покупателя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector