Нужна ли лицензия для ТСН?
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Нужна ли лицензия для ТСН?

Суд заставил ГЖИ внести ТСЖ в реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД

AndreyPopov / Depositphotos.com

Арбитражный апелляционный суд, суд округа и Верховный Суд Российской Федерации отказались отменять решение арбитражного суда республики о включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД сведений о конкретном доме, деятельность по управлению которым осуществляется ТСЖ (Определение ВС РФ от 26 августа 2019 г. № 306-ЭС19-14153, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2019 г. № Ф06-45979/19 по делу № А65-26547/2018).

Изначально конфликт вокруг МКД разгорелся между ТСЖ (управляет домом “исторически”) и управляющей компанией, которую выбрали на внеочередном общем собрании собственников помещений МКД. УК отправила в ГЖИ протокол этого собрания и попросила включить в дом в реестр лицензий в качестве “своего”, что и было сделано.

Узнав о “захвате” дома, ТСЖ:

  • во-первых, обжаловало в районном суде протокол этого внеочередного собрания (в дальнейшем он был признан недействительным);
  • а во-вторых, обратилось в арбитражный суд с заявлением о незаконности действий ГЖИ по включению в реестр лицензий на управление МКД сведений о многострадальном доме и об обязании ГЖИ внести изменения в реестр, исключив оттуда спорный дом.

Заявление ТСЖ было удовлетворено без долгих разбирательств, потому что, действительно, информация в ГЖИ о том, что ТСЖ-ный дом пригласил к себе управляющую компанию, всегда доносится самим ТСЖ:

  • либо в доме изменяется способ управления (с ТСЖ на УК), и тогда ТСЖ в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения представляет в орган ГЖН сведения о прекращении управления домом, чего в данном случае, разумеется, не было;
  • либо договор управления домом с УК заключают не собственники, а сам ТСЖ, чего тоже не наблюдалось.

Поэтому суд признал действия ГЖИ незаконными.

Но суду показалось мало просто исключить из реестра лицензий запись о том, что дом управляется незадачливой УК. Вместо этого суд прямо обязал орган ГЖН устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ТСЖ путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, исключив из реестра спорный дом как дом, управляемый УК, и включить в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД спорный дом, деятельность по управлению которым осуществляется ТСН, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Напомним, однако, что согласно ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса управленческая деятельность в МКД лицензируется исключительно в отношении УК. ТСЖ и жилищные кооперативы не нуждаются в такой лицензии. Поэтому дома, которые управляются ТСЖ и жилищными кооперативами, не вносятся в региональный реестр лицензий на управление МКД – такие реестры, согласно ч. 1 ст. 195 Жилищного кодекса РФ, содержат информацию лишь о лицензиатах. В конце концов, для УК и ТСЖ действуют две разных системы контроля: УК проверяют в рамках лицензионного контроля, ТСЖ и кооперативы – в рамках жилищного надзора, с лицензионной проверкой нельзя прийти в ТСЖ, а проверками в рамках жилнадзора строго запрещено беспокоить УК (ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).

Неудивительно, что у ГЖИ возникли трудности с вынесенным судебным решением.

Жилинспекция напрасно – трижды – пыталась оспорить решение, указывая на его неисполнимость и на отсутствие в правовом поле реестра (перечня) домов, которыми управляет ТСЖ.

Однако решение суда первой инстанции не было изменено в этой части.

ВС РФ также не усмотрел существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Добавим, что на момент написания материала информация о ТСЖ и спорном доме в региональном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД отсутствуют.

Вопрос-ответ

Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии ?

Ответ: Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии:

1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа – единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)?

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина?

Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей.

Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии?

Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения?

Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии?

Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос: Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?

Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

Вопрос: В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?

Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста. Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.
Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

Читать еще:  Как получить лицензию на открытие аптеки?

Вопрос: Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ? Ответ:

Требования к оформлению документов о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлены приказом Минстроя России от
25.12.2015 № 938/пр “Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации”.

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ должно содержать:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия).
К заявлению обязательно прилагаются:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом – копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

Несоответствие заявления вышеуказанным требованиям либо отсутствие одного из документов являются основанием для отказа в удовлетворении заявления и возвращения его лицензиату.

Вопрос: Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?

Ответ: Могут, в том случае, если собственники в установленном законом порядке отказались от услуг управляющей организации (лицензиата) и выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.

27.01.2015 | Кто подлежит лицензированию?

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование?

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также – лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее – лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ. «АКАТО» неоднократно давал разъяснения по порядку лицензирования, в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») – кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.

В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.

Как говорится, «поживём – увидим»…

Центр дистанционного обучения “АКАТО” предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену
Подробнее > > >

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО “АКАТО”.
Следите за расписанием мероприятий на сайте “АКАТО”.
___________________________________________________________________

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58

Что такое товарищество собственников недвижимости (ТСН)

Товарищество собственников недвижимости является относительно новой формой некоммерческих организаций.

Оно отличается организационно-правовым статусом и создается, чтобы объединить собственников недвижимости самых разных типов.

Что такое ТСН, какие законы его регулирует и чем отличается такая форма организации, вы узнаете после прочтения статьи.

Определение понятий

Согласно ему ТСН является объединением владельцев недвижимости, которые на добровольных началах создают товарищество для организации совместного владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом. Оно может решать и другие задачи, не нарушающие закон.

В такой форме не только легче вести учёт объектов недвижимости, но и управлять ими. Например, жильцы, владеющие квартирами в многоквартирном доме, создают ТСН для регулирования чистоты и порядка внутри дома (свет на этажах, работы лифта и т.п.) и на территории возле него. Их цель – обеспечить комфортные условия жизни.

Данное объединение является юридическим лицом, члены которого владеют однотипной недвижимостью.

Товарищество объединяет собственников любой недвижимости:

  • Помещений (как жилых, так и не жилых) в одном здании (либо нескольких).
  • Жилых или дачных домов.
  • Дачных участков.
  • Садов или огородов.

Законодательное регулирование вопроса

ТСН регулируется на основе общей законодательной базы, касающейся недвижимости.

Среди законодательных актов, касающихся данного вида организаций, выделяют:

  • ГК РФ – статьи 49, 65, 123, 174, 181,182 и 218.
  • ЖК РФ – статьи 135, 136, 143, 145, 149, 150, 152 и 161.
Читать еще:  Лицензия на списание компьютерной и оргтехники

К слову, с 2014 года в законодательстве произошли изменения, согласно которым СНТ (садоводческие некоммерческие товарищества) и ТСЖ (товарищества собственников жилья) теперь создаются в форме ТСН.

Функции, задачи и цели организации

Функции в ТСН распределены следующим образом:

  • Контроль и управление ведут на собрании собственников.
  • Исполнением решений занимаются коллегиально (образуя правление) либо единолично (решением председателя).
  • Контроль за управляющим аппаратом ведёт ревизионная комиссия.

Главная задача такого объединения – организация коллективного использования недвижимости. Благодаря товариществу собственников недвижимости владельцы могут осуществлять управление самостоятельно, не привлекая сторонние организации (например, управляющие компании).

Права и обязанности

Такая форма юр. лица обладает конкретным обособленным имуществом, которое в случае необходимости будет использовано для ответа на взятые обязательства.

Так что участники не несут за действия организации ответственности:

  • Ни субсидиарной.
  • Ни солидарной.
  • Ни долевой.

Товарищество берёт на себя обязанность за образование контролирующих и управляющих органов, создаваемых для согласования и принятия решений его членами и иными юридическими лицами (например, для проведения строительных работ или подключения к сети ЖКУ). Главный орган управления объединения должен принимать решения об установлении обязательных взносов для членов организации.

ТСН может осуществлять предпринимательскую деятельность и получать от этого доход (согласно ГК РФ), но при двух условиях:

  • Эта деятельность должна отвечать целям объединения (закреплённым в уставе).
  • Прибыль не может быть распределена между членами организации.

Все действия организации должны отвечать её целям и задачам. У объединения имеются права:

  • Заключать договоры, удовлетворяющие потребности и интересы его членов: определяющий управление общим имуществом организации, оказание ЖКУ и т.п.
  • Обозначить цифру доходов и расходов организации на год, составив смету. На её основе будет составлен план взносов и выплат, рассчитанных на каждого собственника (при этом учитывают его долю в праве общего владения имуществом).
  • Определять передачу и получение средств лицами, которые выполняют для ТСН работы и предоставляют услуги.
  • Заключать договор купли-продажи недвижимости (в долевую собственность), а также аренды (ограниченное или полное пользование частью общего имущества) или обмена имущества товарищества.
  • Проводить работы и предоставлять услуги собственникам недвижимости.
  • Получать и использовать займы от банков.

Если участники не исполняют свои обязанности, закреплённые в уставе или решении собрания, товарищество может попытаться в суде вынудить их выполнить взятые обязательства, внести выплаты или взносы. Также организация в судебном порядке может потребовать от нарушителей возмещения причинённых убытков, которые образовались из-за невыполнения членами свои обязательств.

ТНС обязано:

  • Вести свою деятельность в рамках норм, установленных в законодательстве, а также согласно своему уставу.
  • Заключать договоры с посторонними лицами для выполнения конкретных работ.
  • Выполнять взятые на себя обязательства и следить за санитарно-техническим состоянием общего имущества.

Собственник становится членом ТСН после того, как он подаёт туда заявление о вступлении. Выйти из товарищества можно, подав заявление о выходе из него.

Его члены имеют право:

  • Запросить у ТСН сведения о его деятельности.
  • Участвовать в деятельности объединения самостоятельно или направив туда доверенное лицо (выбирать и стать кандидатом на управляющие должности, вносить предложения касательно улучшения качества работы).
  • Если они не согласны с решением органов управления, они могут обжаловать его в суде.
  • Ознакомиться с основными документами организации.
  • Требовать от ТСН надлежащего качества услуг и работ, которые они обязаны проводить согласно уставу.

Порядок оформления

В уставе объединения необходимо указать его:

  • Полное наименование.
  • Местонахождение.
  • Правовой статус.
  • Состав управляющего органа (собственники, входящие в собрание).
  • Предмет (имущество, которое находится под контролем) и цели деятельности ТСН.
  • Разграничение компетенций между органами объединения.
  • Порядок принятия решения (какие должны приниматься только единогласно, а какие – большинством голосов).

Членами ТСН (и одновременно его учредителями) могут быть:

  1. Физ. лица, являющиеся собственниками недвижимости, обозначенной в качестве объекта общего пользования.
  2. Юрлица, которые обладают правом владения, хозяйственного ведения и управления имуществом товарищества.

Вступая в организацию и оформляя заявление, желающий указывает информацию в нём о себе. Позже эти сведения внесут в реестр, чтобы можно было точно установить, какая именно недвижимость (доля) принадлежит данному члену. Если произошли какие-то изменения с недвижимым имуществом или поменялись личные данные, участник ТСН должен будет оповестить об этом правление организации.

Строгих и чётко обозначенных требований к уставу товарищества в законодательстве нет. Главное, чтобы его положения не нарушали нормы Жилищного и Гражданского кодексов.

Преимущества и недостатки такого объединения

Преимущества объединения собственников недвижимости в следующем:

  • Владельцы недвижимости самостоятельно (на собрании) выбирают и принимают решения, а также управляют домом или земельными участками. При принятии решений выслушивают мнение каждого владельца-члена ТСН.
  • Устав содержит очень точные и прозрачные положения, на которых и строится дальнейшая деятельность: оказание ЖКУ, ведение ремонтно-строительных работ и т.п. Товарищество занимается только теми вопросами, которые прописаны в его уставе. Срок его деятельности также указывается в уставе: обычно организация создаётся как бессрочная, но при желании собственники могут ограничить её время деятельности.
  • ТСН отличается непосредственным управлением, благодаря чему каждый собственник, состоящий в товариществе, знает о том, какие решения необходимо принять, на что пойдут общие средства и т.д. Благодаря этому недопониманий или нерациональных действий будет намного меньше. А любые решения, принятые собственниками, утверждаются на собрании, где определяют план дальнейших действий, срок работ и статьи расходов, обязанности участников и т.д.
  • Товарищество объединяет сразу множество владельцев, благодаря чему можно собрать намного больше средств и решать более серьёзные задачи.
  • Такое объединение может получать доход. К примеру, извлечение прибыли возможно благодаря сдаче в аренду определённой территории или помещения. Арендные отношения товарищества являются предпринимательской деятельностью, которая разрешена законом. Его члены самостоятельно распределяют полученные доход.

Недостатки объединения таковы:

  • Оно не является универсальной организацией с таким правовым статусом, который позволит решить любую проблему. Многое зависит от самого типа недвижимости. Не всем владельцам стоит объединяться. Например, если товарищество состоит из владельцев аварийного жилья или проживающих в здании, требующем капитального ремонта, они вряд ли смогут вовремя собрать необходимую сумму.
  • Высок риск банкротства объединения. В таком случае собственники не смогут вернуть назад свои средства и взносы.
  • ТСН должно получить лицензию на ведение деятельности, обозначенной в уставе. Это займёт дополнительное время, силы и средства.

Отличительные особенности

Такое объединение собственников отличается от ТСЖ следующими особенностями:

  1. Участниками ТСЖ являются только собственники жилплощади в одном конкретном здании. Но членами ТСН могут стать владельцы любого вида недвижимости как в городе, так за его пределами – жильё, офисы или земля.
  2. В рамках ТСН предусматривается получение прибыли (несмотря на её некоммерческую направленность), которая пойдёт на удовлетворение потребностей и интересов членов товарищества. Так что в ТСН можно управлять различными объектами недвижимости.
  3. В ТСЖ решался лишь порядок управления имуществом дома и вопросами, касающимися ЖКУ. ТСН решает гораздо более разнообразные задачи – ведение коммерческой деятельности, касающейся недвижимых объектов, находящихся в долевой собственности, строительство новых сооружений и т.п.
  4. Они различаются и по системе налогообложения. ТСЖ платило налоги по упрощённой системе, а ТСН не имеет право на это.
  5. Участниками ТСЖ могут быть только физ.лица, а в ТСН – и юр.лица, и их совместные объединения.
  6. ТСЖ не требовало получения лицензии для ведения деятельности, а ТСН необходимо лицензировать.

О преимуществах организации данного вида объединения собственников недвижимого имущества смотрите в следующем видеосюжете:

Нужна ли лицензия тсн на управление мкд 2020

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Нужна ли лицензия тсн на управление мкд 2020». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выдавать лицензии будут органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта РФ, в котором она выдана. Для получения лицензии ее соискатель должен зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также выполнить ряд других лицензионных требований (отсутствие судимости у должностного лица за преступления в сфере экономики, наличие квалификационного аттестата и др.).

Напомним, что деятельность по управлению жилыми многоквартирными домами с 1 мая 2015 года осуществляется только на основе лицензии, и до 1 мая 2015 года все управляющие организации, кроме случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и кроме ситуаций управления жилым домом, в котором менее 16 квартир, обязаны получить лицензию. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Лицензионными требованиями являются:

До 1 мая 2015 года управляющие компании должны получить лицензию на управление многоквартирными домами

Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 516 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Планируемое на государственном уровне в 2014 году лицензирование ТСЖ (Товарищества собственников жилья), вступившие в силу в 2015 году, ужесточает требования к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами.

К чему это приведет: необходимости пересмотра перечней работ и услуг по всем без исключения МКД, которыми управляли небольшие УО и ТСЖ; массовому уходу зарплат в тень, так как с учетом аферы с пенсионным возрастом и повышением налогов сотрудники готовы получать деньги в конверте, но сейчас в виде оплаты труда, а не «в гробу», но потом в виде пенсии; существенному повышению затрат на обслуживание МКД по всей России.

Читать еще:  Оплата лицензии проводки в бухучете

198 ЖК РФ. Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ . Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее – орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр. А согласно п. 4 с. 3 лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Из названных правовых норм следует, что Товарищество собственников жилья является юридическим лицом, управляющим многоквартирным домом, однако деятельность ТСЖ не является лицензируемой и на него не распространяются требования ст.

Ответ: За предоставление лицензии — 30 рублей, за переоформление лицензии — 5 рублей. Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии? Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления. Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения? Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Если среди квартир в доме есть такие, которые не используются под жилое помещение, а применяются с целью бизнеса, то в этом случае регистрируют Товарищество собственников недвижимости.

Нужна ли лицензия для ТСН?

В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты п.

Как быть тем, кто уже возвел на огородном участке капитальное строение? Если на него зарегистрировано право собственности (есть соответствующее судебное решение), то оно сохраняется. Здесь работает огородная амнистия. Не оформленные капитальные постройки легализуются только при условии, что земля из «садоводческого» назначения переводится в категорию «для ИЖС».

Нужна Ли Лицензия Тсж На Управление Многоквартирным Домом В 2020

Для общего собрания собственников помещений почти все требования к количеству голосов ЖК РФ сформулированы в ст. 44, 45, а для собрания членов ТСЖ — в ст. 145, 146. В любом случае, чтобы собрание могло принимать какие угодно решения, в нём должны принять участие собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.

Получение лицензии на управление многоквартирными домами

В случае изменения перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляется держателем лицензии, такая организация обязана в течение трех рабочих дней направить соответствующие сведения в орган государственного жилищного надзора. На основании полученной информации уполномоченный государственный орган в течение трех дней обязан внести изменение в приложение к лицензии ЖКХ.

Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 516 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Планируемое на государственном уровне в 2014 году лицензирование ТСЖ (Товарищества собственников жилья), вступившие в силу в 2015 году, ужесточает требования к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами.

После указанной даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается. Получение лицензии не потребуется для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.

Нужна ли лицензия тсж на управление многоквартирным домом в 2020

К этому надо подходить серьезно, ведь в противном случае, управляющая организация и ее руководитель будут подвергнуты административной ответственности. Каков порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий и учет МКД, какую документацию необходимо предоставить и кто имеет право вносить такие изменения?

  • Оно не является универсальной организацией с таким правовым статусом, который позволит решить любую проблему. Многое зависит от самого типа недвижимости. Не всем владельцам стоит объединяться.
    Например, если товарищество состоит из владельцев аварийного жилья или проживающих в здании, требующем капитального ремонта, они вряд ли смогут вовремя собрать необходимую сумму.
  • Высок риск банкротства объединения.

Нужна ли лицензия на управление тсн

Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии? Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения? Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии.

Нужно ли будет получать лицензию деятельности по управлению МКД, если в ТСЖ один дом

«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

Если не осуществить данные действия, то применение страховых тарифов будет признано необоснованным как за нынешний период, так и за период до 2017 года. Соответственно, налоговый орган начислит страховые тарифы без применения пониженных ставок и произведет их взыскание. Кроме того, будут применены штрафные санкции за несвоевременную уплату страховых взносов.

Таким образом, каких-либо изменений после 2017 года не произошло. Как до 2017 года, так и после, в случае, когда организация осуществляет деятельность по уборке и вывозу мусора, она не вправе применять пониженные страховые тарифы. Соответственно, если будет проведена проверка, то с такой организации будут взысканы недоплаченные страховые взносы.

Регулирование отношений между собственниками нежилых помещений

В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», Управляющая организация обязана предоставлять по запросам собственника, в том числе, следующую информацию:

  • Создать ТСЖ имеют право только физические лица: собственники квартир или нежилых помещений в многоквартирном доме. Участниками ТСН могут быть физические и юридические лица, в том числе владельцы зданий, дачных домов, земельных участков. ТСН также могут создавать огороднические неприбыльные объединения и садоводческие товарищества. По сути, организовать ТСН вправе собственники любой недвижимости, если это будет отвечать их общим интересам.
    Кстати, пошаговая инструкия по организации ТСЖ есть на нашем сайте здесь https://realtyinfo.online/5989-instruktsiya-po-otkrytiyu-tszh-mnogokvartirnogo-doma
  • ТСЖ является некоммерческой организацией. ТСН вправе вести предпринимательскую деятельность, например, сдавать в аренду нежилые помещения, предоставлять места для размещения рекламы. Прибыль от такой деятельности направляется на нужды ТСН.
  • Правление ТСН имеет более широкий круг полномочий, чем ТСЖ. Многие вопросы они имеют право не выносить на общее собрание, а решать внутри правления.
  • ТСН не несет ответственности по обязательствам своих участников, и наоборот, участники – по обязательствам ТСН.
  • Существуют отличия ТСН от ТСЖ и в плане налогообложения. ТСЖ имеет право платить налоги согласно упрощенной системе налогообложения, а ТСН обязано платить налоги только на общих основаниях.
  • Руководить ТСЖ могут исключительно жильцы домов, среди которых было создано общество. Председателем же ТСН может быть любое физическое лицо. Какие есть обязанности у председателя ТСЖ — читайте здесь
  • Согласно Жилищному кодексу, одной из обязанностей ТСЖ является предоставление коммунальных услуг. Такая обязанность для ТСН законодательно не определена.

Чем отличается тсж от тсн в 2020 году

  1. Существенный для многих собственников недостаток ТСН в том, что при принятии серьезных решений не будет учитываться мнение большинства. Однако и в деятельности ТСЖ не всегда собственники имеют право влиять на принимаемые меры.
  2. Так как ТСН является юридическим лицом, организация может объявить себя банкротом.

Определение понятий

Данный афоризм хорошо характеризует причины создания некоммерческих организаций (НКО) таких как ТСЖ (Товарищество собственников жилья), ТСН (Товарищество собственников недвижимости) и СНТ (Садоводческое некоммерческое товарищество)- объединение собственников недвижимого имущества с целью совместного ведения хозяйством во имя поддержания стабильности и процветания членов НКО.

Что нужно для этого сделать?
Какие требования государство выдвигает к лицензиатам МКД?
Как, кому и где нужно пройти квалификационный экзамен.
Наша организация поможет вам ответить на эти и другие возникающие вопросы.

Ответственность за управление домом без лицензии, управление домом лицензии

В том случае, если жильцы изъявили желание продолжать сотрудничество с лицензиатом, дом из реестра не исключается, а за лицензиатом сохраняется право на управление многоквартирным домом или домами (если таковых было несколько).

Лицензия на управление многоквартирным домом (МКД)

Согласно Жилищному кодексу РФ существуют исключения из общего правила обязательного лицензирования. В случаях, когда распоряжение жилым фондом многоквартирного дома отдается в юрисдикцию ТСЖ или жилищного кооператива, проходить процедуру в госжилнадзоре необходимости нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector