Не всегда требуется лицензия на добычу нефти
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Не всегда требуется лицензия на добычу нефти

Лицензия на добычу нефти

Содержание

Нефть – один из основных мировых ресурсов. На ее добыче строится экономика многих стран, в том числе и России. Поэтому для того, чтобы иметь возможность заниматься подобной деятельностью, нужна лицензия. Разберемся, кто может ее получить и каким образом это сделать.

На что дает право лицензия

Все виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых, регулируются 2395-1-ФЗ «О недрах» и его статьей 11 «Лицензия на пользование недрами». Разрешение необходимо при следующих работах:

  • Проведении разведки нефтяных месторождений.
  • Разработке нефтяных месторождений.
  • Извлечении и переработке сопутствующих добыче компонентов, в том числе пластовых вод.
  • Строительстве нефтепроводов для доставки добытой нефти к местам ее хранения, присоединении их к центральным трубопроводам.

Содержание лицензии

В выданном документе обязательно должны быть указаны:

  • Точные границы участка, которые получает в свое пользование владелец лицензии.
  • Цель, для которой было выдано разрешение.
  • Полный список работ, на проведение которых дает право лицензия.
  • Срок, в течение которого возможна эксплуатация месторождения.
  • Перечень мероприятий по мониторингу геологической обстановки на участке, его консервации, устранения последствий добычи и рекультивации.

Требования к компании

Кроме лицензии, компании, желающей заниматься добычей, необходимо подписать договор соглашения сторон, который регулирует:

  • Процесс подготовки участка к началу добычи.
  • Право использовать сопутствующие ископаемые, например, газ.
  • Перечень работ по обустройству территории.
  • Места хранения и реализации добываемой нефти.
  • Методы контроля за соблюдением лицензионных, пожарных и экологических требований на месте проведения работ.

Также перед получением разрешения необходимо составить и согласовать технический проект. Для подготовки этого документа необходимо получить заключение госэкспертизы запасов полезных ископаемых и государственной экологической экспертизы.

Кроме того, предприятие должно обладать техническими средствами для организации добычи нефти. Как минимум, в собственности компании необходимо иметь следующее оборудование:

  • Добывающие устройства для установки в скважинах.
  • Контрольно-измерительная техника.
  • Специализированное нефтедобывающее оснащение: насосно-компрессорные трубы, электроцентробежные насосы, системы охлаждения и т.д.

Необходимые документы

  1. Заявление. В нем обязательно необходимо указать организационную форму предприятия, его фактический адрес, подробные сведения о руководителях.
  2. Заключение санитарно-эпидемиологической службы.
  3. Копии учредительных документов.
  4. Копия бухгалтерского баланса за последний год работы до подачи заявления с отметкой из налоговой службы, подтверждающего наличие возможности выполнить намеченный план разработки месторождения.
  5. Сведения о наличии собственных инструментов и оборудования для организации добычи нефти.
  6. Информацию о технологических возможностях компании для начала разведки и разработки нефтяных месторождений.
  7. Список организаций, привлекаемых для проведения ремонтных работ, лабораторных анализов и т.д.
  8. Топографическая карта с указанием размещения скважин.
  9. Свидетельство о постановке на учет в налоговой службе.
  10. Выписку из ЕГРЮЛ.
  11. Данные о предыдущих направлениях деятельности организации, претендующей на получение лицензии.

Документы необходимо предоставить в местное управление Федерального агентства по вопросам недропользования. Лицензия обычно выдается на конкурсной или аукционной основе. В первом случае выбрано будет то предприятие, которое предложит наиболее экономически выгодный план разработки. Во втором – компания, предложившая наибольшую сумму за получение разрешения.

Размер госпошлин

  • Стоимость разрешения на право пользования недрами – 7 500 рублей.
  • Переоформление лицензии на добычу нефти – 750 рублей.
  • Выдача дубликата лицензии – 750 рублей.

Также необходимо оплатить стартовый размер разового платежа за пользование недрами. Для нефти минимальная сумма задатка составляет 5% от суммы налога в расчете на средний объем добычи компании. Если право на добычу получено в результате аукциона, то также необходимо возместить все затраты на геологическую разведку месторождения. Точная методика расчета взноса указана в Приказе Минприроды России №232.

Ответственность

Добыча нефти без соответствующего разрешения влечет административную ответственность. Она устанавливается КоАП РФ, ст. 7.3, п.1:

  • Для физических лиц – 3 000 – 5 000 рублей.
  • Для должностных – 30 000 – 50 000 рублей.
  • Для юридических – 800 000 – 1 000 000 рублей.

Кроме того, при нарушении требований лицензии или несоблюдении утвержденного технического плана по добыче нефти, пунктом 2 данной статьи также устанавливается штраф:

  • Для физических лиц – 2 000 – 3 000 рублей.
  • Для должностных – 20 000 – 40 000 рублей.
  • Для юридических – 300 000 – 500 000 рублей.

Лицензия на пользование недрами: сколько это стоит и когда нужна?

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

В каких случаях нужно приобретать и кто может получить?

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Как открыть букмекерскую контору? Законен ли этот бизнес в России?

Должностная инструкция менеджера по снабжению: образец скачать можно в статье.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Какие нужны документы?

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Отказ в приёме заявки

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

В каких случаях происходит предоставление учебного отпуска работнику? Могут ли сотрудника лишить его?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.
Читать еще:  Лицензия на право осуществления охранной деятельности

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Наказание за использование недр без лицензии

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 350-22-67 Это быстро и бесплатно !

Статья 18 Закона “О недрах” предусматривает два возможных варианта предоставления недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых.

– Когда для разработки недр необходимо предоставление земельного участка, получение лицензии и горного отвода осуществляется по решению компетентных государственных органов. Земельный участок в этом случае предоставляется в общем порядке, установленном статьями 28 – 29 ЗК РСФСР. Получение лицензии и горного отвода производится в соответствии со статьями 7, 11, 13 Закона “О недрах”.
– Когда пользование недрами осуществляется юридическими лицами и гражданами в границах уже имеющихся в их владении земельных участков. В этом случае, в отличие от первого, не требуется решения о предоставлении земельного участка, так как он уже имеется. Что касается получения лицензии и горного отвода, то они необходимы лишь тогда, когда добыча полезных ископаемых ведется свыше норм, установленных статьей 19 Закона “О недрах”, а также в объемах свыше 50 тыс. куб. м в год.

Решения о предоставлении недр для разработки полезных ископаемых принимают органы, наделенные этим правом субъектами РФ. Если нарушаются правила предоставления и использования недр, то названные органы обязаны приостановить работы на основании статьи 5 пункт 4 Закона “О недрах”. В частности, это делается тогда, когда есть возможность использования отходов горнодобывающих и других производств в качестве строительных материалов, являющихся альтернативными источниками сырья.

Субъекты РФ принимают нормативные акты, в которых, в развитие статьи 18 Закона “О недрах”, устанавливается подробный порядок и условия добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Так, правительство Республики Саха (Якутия) Постановлением от 17 декабря 1993 г. N 520 утвердило “Положение о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым” . Приведем основные его правовые нормы, характерные и для других субъектов РФ, принимающих подобные нормативные акты.
——————————–
Далее – Положение.

Определяя разрешительную систему при предоставлении права пользования недрами, Положение устанавливает, что решение о предоставлении этого права хозяйствующим субъектам, порядке и условиях недропользования принимается коллегиально постоянно действующей комиссией или иным коллегиальным органом, назначаемым главой администрации района (города) из числа руководителей местных органов Министерства внутренних дел, Министерства экологии и природопользования, Фонда управления госимуществом, Госгортехнадзора, земельных органов, геологоразведочных, горнодобывающих и других предприятий, учреждений и организаций.

Решение комиссии утверждается главой администрации. Организационное обеспечение разрешительной системы осуществляется районными, городскими органами земельных ресурсов. Эти органы, действуя в пределах своих полномочий, осуществляют регистрацию заявок недропользователей, проверяют комплектность материалов, представляемых заявителями, подготавливают условия недропользования и согласовывают их с органами, перечисленными выше, разрабатывают проекты решений, выдают разрешительные документы, регистрируют недропользователей и разрешительную документацию, осуществляют сбор платежей за право пользования недрами, координируют действия органов контроля в сфере недропользования, а также осуществляют взаимоотношения с республиканскими органами управления по вопросам недропользования.

Право пользования недрами предоставляется в форме лицензии на следующие сроки:
для геологического изучения месторождений на срок до 5 лет;
для разработки месторождений полезных ископаемых на срок до 20 лет;
для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на срок, указанный заявителем;
для сбора коллекционного материала – на 1 год.
По инициативе недропользователя право пользования недрами может быть продлено.
Недропользователь обязан начать непосредственную деятельность в сроки, указанные в условиях лицензии. В случае нарушения сроков начала непосредственно деятельности возникает ситуация, при которой лицензия может быть погашена выдавшим ее органом.

Владельцами лицензий могут быть юридические и физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

Владелец лицензии может передать права на пользование недрами в пределах лицензии любому другому предприятию, имеющему необходимые технические и финансовые возможности, предварительно получив на это письменное согласие органов, предоставивших лицензию, с последующим переоформлением лицензии и земельного отвода. Лицензия на право пользования недрами может быть передана в качестве имущественного взноса в уставный фонд акционерных обществ без переоформления.

Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии является заявление юридического или физического лица установленной формы.

К заявлению прилагаются:
– свидетельство о регистрации предприятия в органах местного самоуправления или Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия);
– схема расположения испрашиваемого участка недр и земельного отвода на топооснове масштаба не мельче 1:5000, с изображением границ ближайших горных отводов (если последние имеются), действующих и законсервированных разведочных выработок, объектов инфраструктуры (дорог, линий электропередач, иных инженерных коммуникаций, объектов жилого и производственного назначения);
– согласие владельцев земельных участков (промышленных, сельскохозяйственных или иных предприятий, объединений и ассоциаций малочисленных народов, этнических общин и иных владельцев) на передачу права землепользования, оформленное в виде договора.

При получении лицензии на право поисков и геологического изучения месторождений общераспространенных полезных ископаемых дополнительно предоставляется копия плана геологоразведочных работ, согласованного с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и зарегистрированного Республиканским геологическим фондом.

При получении лицензии на право разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых дополнительно предоставляется справка Республиканского геологического фонда, удостоверяющая наличие и состояние разведочных запасов, а также справка, подтверждающая отсутствие в испрашиваемых границах горного отвода разведанных месторождений, относящихся к компетенции республиканского лицензионного органа.

В случае совмещения площадей испрашиваемого для добычи общераспространенных полезных ископаемых участка недр и месторождения полезного ископаемого, относящегося к компетенции республиканского лицензионного органа, решение о предоставлении права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном порядке выносится республиканским лицензионным органом.

Лицензия на право пользования недрами, разработки месторождений подземных вод, дополнительных водозаборов выдается в установленном порядке Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по строительству и подтверждает профессиональную подготовленность будущего недропользователя к заявленной деятельности.

То же самое относится и к оформлению лицензии на строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В пределах ранее полученного земельного отвода землепользователи могут осуществлять разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых без оформления лицензии открытым способом, без применения буро – взрывательных работ, на глубину не более 5 м от земельной поверхности.

Недропользователи, получившие лицензии на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в пределах ранее предоставленного земельного отвода на глубинах свыше 5 м от земельной поверхности или с применением буро – взрывательных работ, осуществляют разрешенную хозяйственную деятельность без переоформления землеотводного акта.

В случаях если при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых возникает необходимость специального водопользования, заявитель предоставляет дополнительные материалы в объеме, необходимом для оформления разрешения на спецводопользование, в Министерство экологии Республики Саха (Якутия).
Органы государственного управления могут потребовать при рассмотрении заявок дополнительные материалы, характеризующие финансовые, технические, технологические и другие возможности заявителей для осуществления заявленной деятельности.

Заявки, оформленные в соответствии с ранее названным Положением, регистрируются в земельном органе и направляются на экспертизу.
Задачей экспертов является определение граничных условий недропользования, при которых лицензия может быть выдана исходя из принципа получения максимального экономического эффекта от заявленной хозяйственной деятельности при минимальном воздействии на состояние природной среды.

Экспертиза заявок и принятие решения осуществляются в срок не более месяца со дня регистрации заявок.
Заявки после проведения экспертизы рассматриваются на заседании постоянно действующей комиссии в присутствии заявителей. Решения комиссии оформляются протокольно и утверждаются распоряжениями глав администраций.

Распоряжение главы администрации является основанием для оформления лицензии.

Лицензии, оформленные с нарушениями, являются недействительными.
В случаях если на одно месторождение подано две и более заявки, райгоркомземы обязаны предпринять попытку урегулирования спора путем прямых переговоров с заявителями. При невозможности урегулирования спора решение о предоставлении лицензии принимается на конкурсной основе, с предварительным утверждением условий конкурса главой администрации района.

При несогласии заявителей с решением районного лицензионного органа решение может быть обжаловано в республиканский орган или в судебном порядке.

Составной и неотъемлемой частью лицензии является топографическая карта – схема с нанесенными на ней согласованными границами горного и земельного отводов. Карта – схема заверяется подписями должностного лица, выдавшего лицензию, и печатью администрации.

Выдача лицензии осуществляется земельным органом после предоставления заявителем копии платежного поручения, удостоверяющего факт оплаты лицензионного сбора.

При выдаче лицензии производится ее регистрация в специальном реестре.
Лицензия оформляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр вручается владельцу, второй остается на хранении в соответствующем земельном органе, третий направляется для регистрации и хранения в Республиканский геологический фонд, четвертый экземпляр направляется для регистрации и контроля в Якутский округ Госгортехнадзора РФ.

Лицензия вступает в силу только после ее регистрации в Республиканском геологическом фонде. Факт регистрации лицензии удостоверяется телеграфно; уведомление о регистрации направляется в адрес соответствующего земельного органа.

Владелец лицензии может приступить к недропользованию только после оформления землеотводного акта в общем порядке, который установлен статьями 28 – 29 ЗК РСФСР.

Положение содержит Перечень общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в ведении местных органов самоуправления Саха (Якутия). В их число входят:
1. Песок (кроме формовочного, стекольного для фарфорно – фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности).
2. Галька, гравий, камень бутовый.
3. Глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро – фаянсовой и цементной промышленности, флоридиновой, красочной, бентонитовой, кислотоупорочной и каолина).
4. Суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности).
5. Песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и для стекольной промышленности).
6. Кварцит (кроме динасового, флюсового облицовочного, железистого и для производства карбида кремния, кристаллического кремния, ферросплавов).
7. Мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина).
8. Доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности).
9. Мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности).
10. Известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно – бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема).
11. Ракуша.
12. Сланец (кроме горючего и кровельного).
13. Аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности).
14. Магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Читать еще:  Деятельность без лицензии ответственность УК РФ

Статья 19 Закона “О недрах” предусматривает порядок непромышленной добычи общераспространенных полезных ископаемых. Такая добыча производится самими владельцами земли свободно, без каких-либо разрешений, но только для своих хозяйственных нужд.

При этом Закон устанавливает несколько ограничений:
– добыча полезных ископаемых может производиться в границах своего земельного участка;
– для добычи тех же полезных ископаемых за пределами своего участка требуется отвод места этих работ и получение разрешения компетентного государственного органа в соответствии с законодательством субъекта РФ;
– добыча может производиться только без применения взрывных работ, т.е. подручными средствами и собственной техникой;
– общераспространенные полезные ископаемые, которые имеются на земельном участке собственника и любого другого его владельца, не должны числиться на государственном балансе.

Это означает, что владелец земли не вправе вести добычу без разрешения компетентного государственного органа даже в тех случаях, когда данный вид полезного ископаемого отнесен к категории общераспространенного. На практике может оказаться, что один владелец вправе открыть у себя карьер по добыче того или иного полезного ископаемого, а его сосед не будет иметь этого права и для получения его вынужден будет обратиться к местной администрации и органам Министерства природных ресурсов (МПР России), которые или откажут ему в этом, или разрешат добычу в определенных объемах и на определенных условиях, не нарушающих интересов государства.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается правительством республики, главой администрации (губернатором) данного субъекта РФ и, как правило, согласовывается

Чем чревата безлицензионная добыча полезных ископаемых?

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ВСО

от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012

АС ДВО

от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014

ФАС ЗСО

от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013

ФАС МО

от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013

ФАС ПО

от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013

АС СЗО

от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014

ФАС СЗО

от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013

ФАС УО

от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ДВО

ФАС ЗСО

от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012

ФАС МО

ФАС УО

ФАС ВВО

от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

Арбитражный суд

Реквизиты постановления

ФАС ВСО

от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012

ФАС ВВО

от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013

ФАС ДВО

ФАС ЗСО

от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013

от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012

ФАС ПО

от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013

от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ № 1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Лицензия на пользование недрами: сколько это стоит и когда нужна?

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

В каких случаях нужно приобретать и кто может получить?

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Как открыть букмекерскую контору? Законен ли этот бизнес в России?

Должностная инструкция менеджера по снабжению: образец скачать можно в статье.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Какие нужны документы?

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Отказ в приёме заявки

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

В каких случаях происходит предоставление учебного отпуска работнику? Могут ли сотрудника лишить его?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Наказание за использование недр без лицензии

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 350-22-67 Это быстро и бесплатно !

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector