Лицензия на транспортировку отходов 5 класса опасности
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Лицензия на транспортировку отходов 5 класса опасности

Лицензия на отходы

С июля (01.07.2016) года устанавливается лицензирование отходов от 1 до 4 классов опасности в соответствии с вводимым в действие законом №458-Ф3 и постановлением от 3 октября 2015 г. № 1062. Согласно этому закону все юридические лица обязаны по всем шести разновидностям деятельности, оговоренным для отходов 1-4 классов опасности, иметь соответствующую лицензию на отходы. До выхода данного закона лицензированию подлежали только обезвреживание отходов и их размещение, а теперь лицензируется также сбор, транспортировка, обработка и утилизация отходов. Иметь лицензию будет необходимо с 1 января 2016 года.

По сути, выход нового закона означает возврат к нормам, которые были в действии 2,5 годами ранее. Их в свое время упразднили, стремясь к упрощению процедур оформления. Сейчас же контроль вновь ужесточается.

Сроки и цены

Вид деятельности Срок действия ранее выданных лицензий Дата, с момента которой вам потребуется лицензия Срок получения новой лицензии Стоимость получения
Перевозка отходов (сбор+транспортировка) до 31 декабря 2015 c 01 июля 2016 3 мес. от 137 000р
Обработка отходов (в том числе сортировка) ранее не выдавалась c 01 июля 2016 3-5 мес. от 370 000р
Переработка отходов (без обезвреживания) до 31 декабря 2015 c 01 июля 2016 3-5 мес. от 780 000р
Переработка отходов (с обезвреживанием) до 31 декабря 2019 уже должна быть 4-6 мес. от 900 000р
Утилизация отходов ранее не выдавалась c 01 января 2016 4-6 мес. от 900 000р
Полигон (размещение) до 31 декабря 2019 уже должна быть 6-8 мес. от 900 000р
Заключение Роспотребнадзора на сбор и транспортировку отходов 10 дней 90 000р

Срок действия новых лицензий: неограничен!

Видеообращение начальника управления государственного экологического надзора РОСПРИРОДНАДЗОРА Натальи Соколовой

На какие виды деятельности требуется лицензия по отходам

Лицанзия будет выдаваться на все виды деятельности, связанные с отходами. Если предприятие занимается несколькими такими видами, в лицензии указывается список всех таких действий.

Лицензия на сбор отходов. Это – первый этап, связанный с обращением отходов. Пример – поступление в бизнес-центре отходов от арендаторов. Временное складирование, накопление отходов на время до 6 месяцев лицензированию не подлежит, хотя и проверяется соответствие требованиям законов по охране окружающей среды и обеспечение санитарно-эпидемиологической обстановки для населения.

Лицензия на транспортирование отходов. Это означает перемещение отходов за пределы участка земли, принадлежащего юридическому лицу или ИП. Внутри участка перемещать отходы можно без получения лицензии.

Лицензия на обработку отходов. К обработке относится любая переработка отходов в ходе их подготовке к утилизации – очистка, разборка, сортировка.

Лицензия на утилизацию отходов. Это означает применение отходов для производства продукции или выполнения работ. Бумажные отходы, к примеру, могут использоваться для изготовления из них упаковки.

Лицензия на обезвреживание отходов. Обычно это представляет собой сжигание отходов или выполнение действий, направленных на снижение опасности для окружающей среды. Если отходы сжигаются с целью отопления, это не является их обезвреживанием.

Лицензия на размещение отходов. Это моет быть хранение их или захоронение. Хранят на подготовленных местах до 11 месяцев перед утилизацией или захоронением, а захоронение – последний этап действий с отходами: помещение в хранилища, изолированные от окружающей среды.

Не подлежат лицензированию:

  • накопление отходов, относящихся к 1-4 классам опасности;
  • все действия с наименее опасными отходами 5-го класса опасности.

Лицензироваться обязаны все юрлица и ИП, ведущие деятельность, связанную с отходами.

Мы уже получили новую лицензию: образец

Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам

В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:

  • для физических лиц – штраф в размерах 1000-2000 рублей;
  • для должностных лиц – штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для ИП штраф 30 000 – 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
  • для юридических лиц – штраф 100 000 – 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.

В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:

  • угроза здоровью либо окружающей среде – штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
  • те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах – штраф 100 000 – 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
  • те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей – лишение свободы на 8 лет.

Требования для получения лицензии по обращению с отходами

  • наличие специально оснащенных объектов или помещений для помещения в них отходов, а также знаков, маркирующих вывозящие отходы транспортные средства;
  • при работе с отходами 1-4 класса должны быть сертификаты о профессиональной подготовке в соответствующих областях;
  • налаженный производственный контроль выполнения процедур обращения с отходами;
  • наличие санэпидзаключений Роспотребнадзора о соответствии объектов и имущества, предполагаемых к использованию для работы с отходами, установленным правилам;
  • наличие паспортов на отходы;
  • заключение Госэкспертизы по проектам указанных объектов.

Как получить лицензию на отходы самостоятельно?

Получить лицензию на отходы можно самостоятельно, обращаясь во все инстанции и получая необходимые справки. Этот процесс длительный и не гарантирующий положительный результат.

При любой сфере деятельности оформление лицензии по отходам 1-4 классов опасности потребует подготовки следующих документов:

  • устав организации и свидетельство о госрегистрации;
  • свидетельство о постановке на учет в ИНН;
  • подтверждение записи в ЕГРЮЛ;
  • письмо о постановке на учет в ЕГРПО;
  • документы о владении или аренде землей и помещением;
  • договоры на снабжение водой, энергией, теплом;
  • договоры на обращение с отходами;
  • договор дератизации помещений;
  • приказ, назначающий ответственного за обращение с отходами;
  • подтверждение профподготовки лиц, допущенных к работе с отходами;
  • программа учреждения образования, в котором готовились специалисты по обращению с отходами, номер лицензии этого учреждения;
  • проект по отходам ПНООЛР, лимиты размещения и паспорта опасных отходов;
  • форма 2-ТП с расчетом платы на воздействие на окружающую среду;
  • санэпидзаключение по выбросам в воздух и в воду, соответствующие разрешения;
  • программа контроля производства по отходам;
  • план размещения площадки;
  • карта-схема размещения сооружений и зданий с указанием мест временного складирования отходов;
  • количество и виды деятельности арендаторов;
  • пояснительная записка с описанием всех подразделений и их деятельности;
  • перечень подлежащих лицензированию отходов.

Кроме этого, управления Роспотребнадзора могут устанавливать дополнительные требования к предоставляемым материалам, не оговоренные законом.

Как получить лицензию на отходы быстро и недорого?

Обратиться в компанию “Экологическое проектирование” и получить там:

  • бесплатную оценку вашей ситуации;
  • бесплатное направление специалиста для актуализации информации;
  • оптимальные сроки и цены решения вопроса;
  • набор документов, полностью составленный и согласованный;
  • многолетние консультации в будущем;
  • адекватную цену на получение лицензии с помощью нашей компании.

5 класс опасности отходов: нужна ли лицензия на транспортирование, размещение и переработку?

Отходы, появляющиеся в результате производственной и потребительской деятельности людей, по отличительным признакам делятся на 5 классов опасности.

Первый присваивается мусору, чрезвычайно вредному для окружающей среды и самостоятельно не разлагающемуся. С последующим классом потенциальная опасность для природы уменьшается.

Мы уже рассказывали о порядке лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами, теперь поговорим о том, нужна ли лицензия для работы с отходами 5 класса опасности — условно безопасным мусором.

Что такое неопасные отходы?

К последнему 5 классу относится мусор, практически не наносящий вреда экосистеме и здоровью людей. Он разлагается до 3 лет. Такими отходами в большинстве случаев являются остатки повседневной жизнедеятельности человека.

  • пищевые — очистки, остатки еды, в том числе от учреждений общепита, просроченные продукты;
  • бытовые — отработанный полиэтилен, пакеты, обычные электролампы, мусор после уборки любых помещений и улицы;
  • бумажные — газеты, книги, бумага, гофрокартон, обрезки, а также щепа, зола, древесный опил;
  • строительные — щебень, чугун, сталь, гипс, битый кирпич, твердый цемент, керамика;
  • упаковочные — крупногабаритные коробки из древесины, картонная тара;
  • технические — кабельная изоляция, круги абразива.

Полный перечень представлен в ФККО, действующем на основании приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. Согласно этому федеральному каталогу, все виды отходов обозначены отдельными одиннадцатизначными кодами. Первые 8 знаков обозначают вид, состав мусора, 9-й и 10-й — его форма, агрегатное состояние, 11-й — класс опасности. Код неопасных отходов имеет в конце цифру 5.

ФККО ежегодно обновляется и дополняется. Перечень отходов последнего класса постепенно сокращается. Отдельные виды переходят в малоопасный 4 класс, после чего работа с ними становится лицензируемой.

Требования к работе

Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обозначено, что на деятельность с отходами 5 класса лицензия не требуется. Но это не значит, что можно бесконтрольно обращаться с неопасным мусором.

По закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» существующие отходы, вне зависимости от степени опасности, должны собираться, перевозиться, храниться согласно установленным требованиям.

Также все, кто эксплуатируют и обслуживают предприятия, помещения, здания, территории, обязаны соблюдать экологические, гигиенические, санэпидемиологические правила.

Правила направлены на безопасность для общей экосистемы,человека, его среды обитания. Учитывая специфику неопасных отходов, правила обращения с ними направлены в основном на сбор, хранение и транспортирование.

Лицензия на сбор неопасных отходов не требуется. Однако есть ряд правил, которые нужно соблюдать при сборе, хранении и размещении этого вида мусора.

Повседневный мусор собирается и складируется на выделенных для этого участках. Это делается для накопления разных видов отходов до объема, достаточного, чтобы отправлять их на следующий этап переработки. Максимальный период накопления составляет 11 месяцев. Свыше этого срока начинается процесс размещения.

В зависимости от источника мусора, их расположение допускается:

  • на открытых площадках со специальным оборудованием;
  • на производственных территориях;
  • на пунктах приема вторсырья;
  • на территории, внутри помещений организаций, занимающихся утилизацией и переработкой, нейтрализацией отходов.
Читать еще:  Лицензия нотариуса стоимость

Способ размещения зависит от агрегатного состояния, характеристик веществ. Для этих целей используются различные емкости, короба, складские конструкции, накопители, передвижные средства.

Если мусор собирается на нестационарных складах, открытых сооружениях, в негерметичной таре, то требуется соблюдение требований:

  • расположение места сбора с подветренной стороны от жилых помещений;
  • защита поверхности отходов от ветров, атмосферных осадков, например, с помощью навесов, брезентов;
  • укладка на поверхности площадки покрытия, стойкого к воде и химическим воздействиям, например, асфальта, керамической плитки, керамзитобетона;
  • установка по периметру участка обваловки, ливнестоков без сброса неочищенных загрязненных потоков в дождевую канализацию или водоемы;
  • применение средств пылеподавления для мелкодисперсных частиц.

Предельное количество мусора 5 класса, допускаемое для единовременного накопления на закрытой территории, определяется отдельно в каждом случае.

За основу берутся результаты его инвентаризации:

  • состав;
  • токсичность;
  • физико-химические свойства;
  • миграции микрочастиц в воздух;
  • содержание вредных веществ в атмосфере.

При открытом хранении количество определяется по мере накопления отходов.

Транспортирование

На перевозку отходов 5 класса заключается соответствующий договор с компанией, имеющей лицензию на осуществление их транспортирования.

Вывоз предназначенным для этого транспортом, оборудованным спецзнаками, осуществляется на:

  • оборудованные полигоны;
  • объекты предприятий, занимающихся переработкой мусора.

Первый вариант транспортировки негативно влияет на экосистему, увеличивая объемы мусорных свалок. Второй вариант, при котором получается новая продукция, более безопасен для природы и человека и экономически выгоден.

Периодичность перемещения собранного мусора за пределы выделенного для сбора участка регламентируется согласованными Росприроднадзором лимитами его накопления. Лимиты устанавливаются на определенный срок и учитывают экологическую обстановку на конкретной территории.

Размещение

Размещение неопасных отходов подразумевает действия с ними:

  • хранение более 11 месяцев;
  • захоронение.

Хранение на полигонах, помещениях выбирается для веществ, возможных к дальнейшей переработке. Захоронение предполагается для остатков переработанного мусора, не пригодных к последующему использованию.

Неопасный мусор 5 класса можно размещать на территории специализированных организаций, а также за ее пределами в спецхранилищах и отвалах.

В котлованах, карьерах, на местах понижения рельефа размещение происходит после укладки ложа, препятствующего загрязнению земли и подземных вод.

Утилизация

Вопрос переработки отходов последнего 5 класса является важным и актуальным.

Учитывая их значительный объем, простое складирование на полигонах приводит к быстрому заполнению выделенной территории, становится экономически невыгодным.

К тому же увеличивается нагрузка на окружающую среду, губительная для флоры и фауны.

Утилизация отходов — это повторное их применение, обработка с целью получения новых изделий. Это возможно делать практически с любым видом неопасного мусора.

Выделяют 3 способа утилизации предварительно рассортированного мусора:

  • рециклинг — использование по прямому назначению;
  • регенерация — возврат в производство после спецподготовки;
  • рекуперация — извлечение полезных веществ.

Каждый способ применяется в зависимости от состава конкретного вида мусора.

Как регулируется деятельность?

Отнесение видов отходов к соответствующему классу подтверждается официально. При этом на опасный мусор составляется паспорт. На неопасный паспортизация не требуется.

При работе с 5 классом у специализированных организаций должны быть документы по отнесению каждого отдельного вида отходов к неопасным веществам.

Подтверждение класса происходит по химическому или компонентному составу конкретного мусора и устанавливается по данным ФККО.

Если состав отходов невозможно определить или вид отсутствует в каталоге, применяется экспериментальный метод тестирования образцов. Согласно Критериям, утвержденным приказом МПР РФ от 04.12.2014 № 536, степень воздействия на природу устанавливается по результатам биотестирования водной вытяжки представленного для анализа вещества.

Исследования образцов мусора проводят специализированные лаборатории, имеющие аккредитацию.

По результатам работы заказчику выдаются протокол тестирования и выполненный по 19 параметрам расчет уровня опасности.

При отсутствии подтверждающих безопасность документов отход может быть отнесен госпроверкой к 4 классу. В этом случае компания будет оштрафована за отсутствие лицензии, незаконную предпринимательскую деятельность.

Юрлица и ИП ведут учет образовавшихся, переработанных, переданных иным лицам за определенный период отходов. Правила и порядок учета утверждены приказом МПР РФ от 01.09.2011 № 721.

Учетные сведения являются основанием для:

  • проведения инвентаризации;
  • подготовки нормативов образования и предельных объемов размещения;
  • расчета платы за отрицательное воздействие на экологию;
  • составления технической и статистической ежеквартальной отчетности.

Организации самостоятельно разрабатывают локальный документ по обращению с отходами 5 класса. Он может входить в техрегламент, паспорт предприятия, либо оформлен как техусловие, инструкция, проект. В нем отражаются коды, класс, форма, состав, воздействие на природу, условия сбора, маркировка тары, периодичность вывоза, другие параметры обращения с неопасным мусором.

Порядок подтверждения безопасности отходов

Подтверждение того, что отходы являются неопасными, осуществляется Росприроднадзором. Субъект, занимающийся отходами или у которого они образуются, направляет в его терорган по месту деятельности установленную документацию.

Сделать это можно одним из способов:

  • лично на бумажных носителях;
  • почтовой связью;
  • через интернет в виде электронных документов, подготовленных с помощью бесплатного сервиса на сайте Росприроднадзора.

Документы принимаются по описи, регистрируются в установленном порядке. Копия описи отдается заявителю.

При выявлении некомплектности заявителю в 5-дневный срок направляется письмо о необходимости устранения недостатков. Уведомление происходит тем же способом, которым получены документы. Если в течение 25 дней с даты его получения заявитель не исправляет указанные нарушения, то учреждение возвращает ему документы без рассмотрения.

При полном комплекте Росприроднадзор направляет представленные материалы в ФБУ ФЦАО. Федеральный анализирующий центр проводит их оценку.

В 35-дневный срок он направляет в учреждение одно из 2 заключений:

  • подтверждающее соответствие вида отходов его аналогу в ФККО с указанием установленного класса опасности;
  • указывающее о несоответствии образца данным, имеющимся в ФККО, с рекомендациями для заявителя об устранении несовпадения классификационных параметров.
  • соответствие представленного вида конкретному классу;
  • или несоответствие материалов, из-за которого произошло неправильное определение степени опасности, с перечнем мер для его устранения.

При этом в случае положительного заключения ФБУ ФЦАО совместно с Роспотребнадзором предпринимают действия по включению таких отходов в ФККО и присвоению им идентификационного кода.

Сроки информирования заявителя в днях:

  • 5 — о полученном заключении;
  • 45 — о результатах рассмотрения материалов, если вид имеется в ФККО;
  • 55 — об итогах рассмотрения, если вид предлагается включить в ФККО;
  • 5 — о поступлении решения о включении вида в каталог.

Документы для установления 5 класса

Пакет документов, предоставляемый заявителем, содержит:

  • заявление с личными, регистрационными данными предприятия или ИП;
  • информация о происхождении мусора с указанием первичной продукции, о его физико-химическом состоянии;
  • подтверждение химсостава отходов;
  • акт проведенных измерений, отбора проб с документами, подтверждающими аккредитации лабораторий, проводивших исследования — в зависимости от метода определения состава;
  • копии ТР, ТУ, стандартов, иных локальных документов — при установлении состава по указанных в них сведениям;
  • материалы, акты отбора, подтверждающие неопасный вид на основании Критериев, копии аккредитационных документов лабораторий — при необходимости;
  • предложение о соответствии вещества виду отходов, имеющемуся в каталоге — при установлении на основании данных каталога;
  • предложение о включении данного вида в ФККО — при определении класса по Критериям.

Заключение

Отходы 5 класса считаются безвредными условно. Их постоянно увеличивающееся количество представляет реальную угрозу для экологии. Несвоевременная переработка такого мусора относится к глобальным проблемам человечества.

Процессу обращения неопасных отходов необходимо особое внимание госструктур не только из-за их огромной массы. Недобросовестные организации пытаются утилизировать вместе с мусором 5 класса отходы 4-го, уже официально опасного класса, переработка которого обходится значительно дороже.

Лицензирование транспортировки отходов

Производственные площадки предприятия находятся в разных населенных пунктах, но в границах одного городского округа. В производственных подразделениях и помещениях образуются отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, но места для временного накопления этих отходов оборудованы только на одной производственной площадке, на остальных площадках таких мест нет. В связи с этим возникла необходимость транспортировать указанные отходы с разных производственных площадок к этим местам временного накопления отходов, расположенным в другом населенном пункте.

Необходимо ли нашему предприятию для осуществления транспортировки отходов к местам временного накопления получать лицензию на транспортировку отходов I–IV классов опасности? Дело в том, что отходы еще не списаны и не оприходованы как отходы. Если мы будем вывозить свои бытовые отходы на городской полигон, нам тоже нужно будет получать лицензию на транспортировку?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

  • отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ;
  • накопление отходов[1] — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

КСТАТИ

С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

  • транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Кроме того, в ряде стандартов, в т.ч. ГОСТ Р 56222-2014 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения в области материалов» (будет введен в действие с 01.01.2016), под термином «отходы» подразумевается вещество или предмет, от которого его собственник избавляется, намерен избавиться или должен избавиться.

Очевидно, что отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, которые предприятие намеревается транспортировать с целью дальнейшего накопления либо передачи на полигон, приобретают статус отхода по факту утраты ими потребительских свойств вне зависимости от факта их списания.

Читать еще:  Нужна ли лицензия для ТСН?

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[2] юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[3].

КСТАТИ

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены:

•проект Приказа Минприроды «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[4];

•проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[5].

Требования к соискателям лицензии, планирующим осуществлять транспортирование отходов I–IV классов опасности, изложены в таблице.

Лицензирование деятельности по транспортированию отходов I–IV классов опасности

Лицензионные требования

Информация, которая должна быть указана в заявлении о предоставлении лицензии

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии

  • Наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6], принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[7]
  • Перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов[8], а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности;
  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами
  • Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
  • копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности[9]

ВЫВОД

При транспортировке отходов I–IV классов опасности между разными производственными площадками или вывозе бытовых отходов (если они относятся к I–IV классам опасности) на городской полигон возникает необходимость получения лицензии на транспортирование отходов I–IV классов опасности.

[1] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (https://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/) (прим. редакции).

[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (https://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в статье не учтены изменения, внесенные в указанный Федеральный закон федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[3] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (https://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/) (прим. редакции).

[6] См. Колчина Е.Н. Маркировка транспортных средств при перевозке отходов // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 94–100 (https://www.profiz.ru/eco/12_2015/markirovka/) (прим. редакции).

Никитина В.В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 68–79;

Дудникова А.Г. Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 6–16 (https://www.profiz.ru/eco/12_2015/prof_podgotovka/) (прим. редакции).

[8] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

Каталог ищите здесь:

[9] Подробнее см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

На вопрос отвечает И.Д. Кузьмин, эксперт-эколог систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

5 шагов по получению лицензии на отходы

Согласно положениям федерального закона № 89 от 29.12.2015 г. , все организации, чья деятельность связана со сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов, обязаны иметь актуальную лицензию на каждый из перечисленных видов обращения с отходами. Обязательство это вступило в силу с 01.07.2016 года.

Список компаний, которым необходима лицензия на обращение с отходами, достаточно широк:

  • транспортные компании, занимающиеся транспортировкой отходов;
  • крупные строительные компании;
  • предприятия по переработке отходов;
  • полигоны размещения отходов.

Для получения лицензии необходимо пройти 5 шагов – их немного, но они значительные:

  1. Сбор документов (их количество – порядка 30 наименований);
  2. Составление пояснительной записки, подача сведений в ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, прохождение выездной проверки ФБУЗа или непосредственно Роспотребнадзора;
  3. Получение экспертного заключения по итогам прохождения проверки;
  4. Предоставление материалов и отчетов в Роспотребнадзор, получение СанЭпид-заключения;
  5. Передача материалов в Росприроднадзор, ожидание успешного завершения его проверки и выдачи непосредственно лицензии на обращение с отходами.

Ниже представлен ориентировочный список документов, которые необходимы (или скорее всего будут необходимы) при получении лицензии:

(также Pdf-файл со списком доступен для загрузки здесь )

Для любого вида деятельности:

1. Свидетельство о государственной регистрации юр. лица;

2. Свидетельство о внесении записи в единый госреестр юридических лиц;

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;

4. Устав организации;

5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики);

6. Приказ о назначении генерального директора на должность;

7. Документы на право владения (собственность, бессрочное пользование) землей,

помещением (договора, свидетельства). Дополнительно необходимо предоставить:

– договоры с организациями, осуществляющими водоснабжение;

– договоры с организациями, осуществляющими энергоснабжение;

– договоры с организациями, осуществляющими теплоснабжение.

Документы на право аренды земли, помещений и, если в договоре аренды помещения прописаны пункты предоставления коммунальных услуг Арендодателем, то дополнительно предоставляются договора между Арендодателем и обслуживающими компаниями:

– договоры с организациями, осуществляющими водоснабжение;

– договоры с организациями, осуществляющими энергоснабжение;

– договоры с организациями, осуществляющими теплоснабжение.

8. Приказы о назначении ответственного лица:

– по охране окружающей среды на предприятии;

– за допуск к работе с отходами;

– по проведению производственного контроля в области обращения с отходами.

9. Свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами);

– Свидетельство о прохождении обучения «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами», 112 часов;

– Получение свидетельства о прохождении обучения “Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления”, 72 часа;

10. Паспорта отходов по форме ФККО 2014 на отходы производства I-IV класса опасности;

Протоколы биотестирования и расчет класса опасности для отходов V класса опасности;

Аттестат и область аккредитации лаборатории, проводившей исследования.

11. Действующая «специальная оценка условий труда» на каждое рабочее место сотрудника согласно штатному расписанию;

12. Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм;

14. Должностные инструкции на сотрудников, по обращению с отходами;

15. Договор на ежегодный медицинский осмотр всех сотрудников (договор с лечебным

учреждением и его лицензия);

16. Договора на вывоз, размещение, переработку, использование, обезвреживание

17. Договор на проведение дератизации помещений;

18. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности).

19. Перечень заявленных отходов;

20. Договора (соглашения, письма) о намерениях с организациями, планирующими принимать отходы (полигон) по планируемой Вами лицензируемой деятельности;

21. Договора (соглашения, письма) о намерениях с организациями на транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение их отходов, после получения организации лицензии;

В том случае, если организацией планируется самостоятельная транспортировка отходов, дополнительно предоставляются:

1. Список транспортных средств, участвующих в транспортировке отходов с паспортом транспортного средства, талоном технического осмотра;

2. Договор на техническое обслуживание и ремонт грузового автотранспорта, задействованного в перевозке отходов (договор на ТО и Р, сертификат на оказание

данного вида услуг), его мойку и дезинфекцию;

3. Сведения о водителях, допущенных к обращению с опасными отходами, (свидетельства о профессиональной подготовке, приказ о приеме на работу);

4. Свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами);

5. Документы, подтверждающие прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра (договор с лечебным учреждением и его лицензия или иные документы);

6. Установленный спецзнак на транспортное средство, транспортирующее отходы (ГОСТ 19433-88);

7. ДОПОГ (свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов). Оформляется на водителей для отходов, которые заявлены в лицензии и имеют опасные свойства (взрывоопасность, огнеопасность, ядовитость (токсичность), едкость (коррозийность), радиоактивность, окисление).

Читать еще:  Лицензия для табачной продукции

8. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где проводится стоянка автомобилей.

Для проведения работ по обработке и утилизации отходов необходимо дополнительно предоставить:

1. Информация о технических условиях на продукцию, которая получается в результате утилизации и сертификат (добровольный или обязательный);

2. Сведения о техническом процессе обработки и утилизации;

3. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где установлено оборудование по обработке и утилизации отходов, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ;

4. Проект предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку, где установлено оборудование по обработке и утилизации отходов. Актуальное разрешение на выброс;

5. Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники;

6. Договор со специализированной организацией по устранению последствий при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов);

7. Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе «Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления» (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами);

8. Разработанная программа радиационного контроля;

9. Свидетельство о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов», 112 часов для рабочих, выполняющих непосредственную работу с мусором.

Для проведения работ по обезвреживанию отходов необходимо дополнительно предоставить:

1. Технологический регламент на процесс обезвреживание отходов, пояснительная записка;

2. Перечень оборудования и материалов;

3. Сертификат на оборудование;

4. Информация о технических условиях на продукцию, которая получается в результате утилизации и сертификат (добровольный или обязательный);

5. Документы на оборудование и материалы (устанавливающие право собственности или аренды);

6. Протокол общественных слушаний по местонахождению объекта обезвреживания отходов;

7. Раздел оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на объект обезвреживания отходов;

8. Положительное заключение Государственной экологической экспертизы на объект обезвреживания отходов;

9. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где установлено оборудование по обезвреживанию отходов, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ;

10. Проект предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку, где установлено оборудование по обезвреживанию отходов. Актуальное разрешение на выброс;

11. Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники;

12. Договор со специализированной организацией по устранению последствий при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов);

13. Разработанная программа радиационного контроля;

14. Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе «Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления» (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами).

Для проведения работ по размещению отходов необходимо дополнительно предоставить:

1. Акт ввода в эксплуатацию полигона и его проект;

2. Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники.

3. Договор со специализированной организацией по устранению последствий при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов).

4. Разработанная программа радиационного контроля;

5. Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе «Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления» (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами).

6. Протокол общественных слушаний по местонахождению объекта размещения отходов.

7. Раздел оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на объект размещения отходов.

8. Положительное заключение Государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов.

9. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку размещения отходов, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ;

10. Проект предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку размещения отходов. Актуальное разрешение на выброс.

Внушительный список, не правда ли? Это является весомым основанием доверить оформление лицензии на обращение с отходами профессионалам – например, в ЭкоВиллеТрейд . Сделать это можно на странице услуги .

Лицензирование деятельности на транспортировку отходов

Мир не стоит на месте, растет количество промышленных предприятий и мусора, который они производят. Зачастую нет возможности утилизировать его на месте производства. На помощь приходят транспортные компании, имеющие соответствующий автопарк и прошедшие лицензирование деятельности на транспортировку отходов.

Правовая основа лицензирования

Лицензия на транспортировку – это документ, разрешающий перевозить мусор I-IV классов опасности. Ход сбора документов имеет строгий регламент. Закон, описывающий этот процесс, – 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Перечень документов для получения лицензии

Чтобы получить лицензию на сбор и транспортировку отходов, нужны следующие документы:

  1. Устав, протокол организации.
  2. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции ИНН.
  3. Свидетельство о регистрации права собственности заявителя.
  4. Договоры аренды зданий.
  5. Документы, касающиеся регистрации арендуемых помещений.
  6. Техническое описание процесса перевозки отходов.
  7. Договор аренды транспортного средства.
  8. Паспорт транспортного средства.
  9. Заключение государственной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
  10. Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ).
  11. Трудовой договор.
  12. Кадровые бумаги.
  13. Сертификаты о подготовке сотрудников к работе с отходами.
  14. Аттестационные бумаги.
  15. Перечень отходов по классам (I-IV).
  16. Маршрутный лист.

Процедура и сроки получения лицензии на транспортировку отходов

Комиссия займет 2 недели. Такое время потребуется для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии по сбору и транспортировке отходов. СЭЗ требует отдельного заявления.

Заводам требуется перевозка мусора с помощью транспортных средств вне границ земельного участка этих предприятий. Поэтому для получения лицензии на транспортировку отходов готовятся:

  1. Автомобиль, снабженный профильной техникой и маркировкой. Если машина не числится за предприятием, то по первому требованию нужно предоставить договор аренды.
  2. Бумаги о подготовке сотрудников.
  3. Документа, подтверждающего наличие в штате соискателя, который будет отвечать за перевозку отходов. Подойдет удостоверение или изданный приказ о назначении.
  4. Заключение о наличии эпидемиологического благополучия, дающем понимание, что здание, цех и оборудование подходят для выполнения поставленных задач.

К заявке прикладывается:

  1. Список того, что перевозится. Помечаются коды и наименования по классификатору. Иногда требуется отдельный паспорт безопасности для определения корректности хранения веществ во время и после перевозки.
  2. Квитанция об оплате пошлины, которая cоставляет 7,5 тысяч рублей.

Требования к организациям осуществляющие деятельность по транспортировке отходов 1-4 классов опасности

Работа связана с повышенным риском возникновения опасности при транспортировке. Поэтому выдвигаются строгие требования к организациям при запросе лицензии на транспортировку опасных отходов.

Обязательно выполнение двух условий:

  1. Наличие у претендента лицензии на транспорт. ТС должно состоять в собственности или быть передано в эксплуатацию по государственному контракту, а также договору аренды.
  2. Наличие у ИП и работников трудовых договоров. Важно предоставить сертификаты о переподготовке.

Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства?

Транспортные средства должны иметь:

  1. Маркировку.
    В ПДД и ГОСТе прописано, что для транспортирования мусора, на техническом средстве необходимо разместить информационные таблички. На них отмечается информация о классе: КЭМ – код экстренных мер, № ООН – международный код опасного вещества.
  2. Дополнительное оборудование.
    Все виды необходимых контейнеров, где возможно размещение отходов, огнетушители, исправная механика и т.п.

В какой территориальный орган необходимо подавать заявление и документы соискателю?

Лицензию на транспортирование отходов получают в территориальном представительстве Росприроднадзора. Это прописано в административном регламенте. Осуществление данной деятельности закреплено за ним 379 приказом Минприроды РФ от 01.07.2016

Соответствие санитарным нормам – это отдельная регламентируемая процедура. Чтобы получить лицензию на транспортировку ТБО, необходимо получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Подтвердить, что сооружения, материально-техническое оборудование подходит для процессов транспортировки и утилизации.

Процедура оформления и переоформления

Существует перечень работ, составляющих деятельность в области лицензирования перевозок.

  1. Во-первых, направляемые документы заверяются у директора организации. Полезно иметь при себе и копии и оригиналы.
  2. Во-вторых, пакет с документами направляется в отделение Росприроднадзора по региону.
  3. Третий этап – ожидание рассмотрения документов, поскольку перед тем как комиссия вынесет вердикт, будет проводиться доскональная проверка с выездной комиссией. Это занимает до 45 дней с момента подачи заявления.

Успеть получить бумаги нужно до 1 января будущего года, иначе следующий календарный год выпадет – права на работу с мусором не будут подтверждены. Однако если у организации лицензия получена до 1 июля 2015 года, то она продолжает действовать вплоть до 2019 года.

У руководителей организаций возникает сложность: нужно ли переоформлять уже полученную лицензию. В законе прописано, что она действует бессрочно. Но в случае, если во время регулярных проверок санитарно-эпидемиологическими органами будут выявлены нарушения, то потребуется повторное лицензирование.

Территориальные особенности

Варианты территориальной деятельности компании, перевозящей мусор:

  1. Лицензия на сбор отходов получена от федерального органа власти.
    Означает: собирать и перевозить мусор можно по территории Российской Федерации.
  2. Документ выдан органом внутри региона.
    Здесь многое зависит от того, кто запрашивал лицензию: юридическое или физическое лицо. Для перевозки отходов по территории Российской Федерации направляется в письменной форме извещение в тот регион, куда планируется выезд. Указывается наименование организации, юридический адрес, номер регистрации. Если же дело касается ИП, соискателю обязательно нужно уточнить ФИО, адрес регистрации проживания, регистрационный номер ИП. К этому пакету бумаг прикладывается нотариально заверенная копия лицензии.
  3. Для получения специального разрешения на трансграничное перемещение отходов следует обратиться в Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования.

Ответственность за отсутствие лицензии

Экологическое проектирование, как относительно новое направление, активно пропагандирует экспертизы документации, в том числе, лицензий, особенно у небольших промышленных предприятий.

За отсутствие документов приходится платить, причем сумма может меняться. Рядовому физическому лицу придется выплатить сумму от 2000-2500 рублей; человеку, занимающему руководящую должность – 4000-5000 рублей; штрафы крупным организациям достигают 50000 рублей. И это дополнительная причина, чтобы вложить силы в разрешение на транспортировку отходов.

Лицензирование – это регламентированный процесс. Но имеет некоторое количество подводных камней, учесть которые сложно. Поэтому заводы и предприятия заключают договор на оказание юридических услуг с фирмами, помогающими оформить лицензию по всем правилам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector