Лицензия на инкассацию денежных средств
Лицензия на инкассацию денежных средств
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июня 2000 г. N 2361/00 ООО обратилось в ЦБР с просьбой о выдаче лицензии на инкассацию, однако получило ее после того, как порядок регистрации и лицензирования подобных организаций был окончательно установлен нормативными актами ЦБР. Суд обоснованно пришел к заключению об отсутствии вины в действиях ООО как необходимого условия ответственности по статье 13 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности”, налагаемой за осуществление банковских операций без лицензии
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 13 июня 2000 г. N 2361/00
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.03.99 по делу N А34-97/99-С8 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.08.99 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, Президиум установил следующее.
Прокурор Курганской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Курганинкасс” о взыскании в федеральный бюджет на основании статьи 13 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности” 312 179 рублей 03 копеек, полученных ответчиком за осуществление инкассации без лицензии, и 624 358 рублей 06 копеек штрафа за названную деятельность.
Решением от 31.03.99 в удовлетворении иска отказано со ссылкой на отсутствие вины в допущенном нарушении. Одновременно суд указал, что осуществление инкассации без одновременного ведения кассового обслуживания не может рассматриваться как банковская операция.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.07.99 решение отменено, иск удовлетворен.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 27.08.99 постановление апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе, но по иному мотиву: недоказанность исковых требований представленными доказательствами.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается решение суда первой инстанции и постановление кассационной инстанции отменить, постановление апелляционной инстанции оставить в силе.
Рассмотрев протест, Президиум не находит оснований для его удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, при проверке деятельности ООО “Курганинкасс” Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в Курганской области было установлено, что в период с 01.01.97 по 31.08.98 ответчиком без лицензии оказывались услуги по инкассации денежных средств и банковской документации, прибыль от реализации которых с учетом затрат составила 312 179 рублей 03 копейки. Акт ревизии от 18.11.98 подписан ответчиком с возражениями по общей сумме прибыли в части включения в нее прибыли за автотранспортные услуги по перевозке банковской документации.
Согласно статье 5 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности” (в редакции Федерального закона от 03.02.96 N 17-ФЗ) к числу банковских операций отнесена инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц В силу статьи 12 упомянутого Закона правом осуществления банковских операций наделялись зарегистрированные Банком России кредитные организации с момента получения ими соответствующей лицензии в Банке России. На основании статьи 1 Закона допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций также устанавливались Банком России. Статьей 13 Закона была закреплена ответственность юридических лиц за осуществление без лицензии банковских операций в виде взыскания всей полученной суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы.
Банк России, реализуя предоставленные статьей 6 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” полномочия по изданию нормативных актов по отнесенным к его компетенции вопросам, принял инструкцию от 27.09.96 N 49 “О порядке регистрации кредитных организаций и осуществлении банковской деятельности”. В пунктах 36 и 71 инструкции прямо указывались виды лицензий, которые могли быть выданы кредитным организациям при создании и расширении их деятельности с отсылкой к образцам по приложениям N 9 – 11 , 19 – 21.
Возможность и порядок выдачи кредитной организации лицензии на осуществление инкассации как единственной банковской операции названная инструкция не предусматривала.
Необходимость получения лицензии специализированными службами инкассации, осуществляющими только такой вид банковских операций, закреплена пунктом 1.8 Положения Банка России о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 25.03.97 N 56, введенного в действие с 01.06.97.
Впоследствии в пунктах 2 и 9 Положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации от 08.09.97 N 516 Банк России подтвердил, что организации инкассации являются небанковскими кредитными организациями и вправе осуществлять банковскую операцию по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов на основании выданной Банком России лицензии.
Введение Банком России таких регулирующих норм соответствовало законодательным актам. Статьей 34 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” на него возложена функция по установлению правил перевозки и инкассации наличных денег, а лицензирование инкассации и кассового обслуживания как банковской операции предусмотрено Законом РСФСР “О банках и банковской деятельности”.
Однако упомянутая инструкция Банка России от 27.09.96 N 49 по вопросам регистрации и лицензирования кредитных организаций не была изменена, в связи с чем Банк России своим указанием от 01.06.98 N 244-У “О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности” дополнительно разъяснил, что они подлежат регистрации в Банке России в соответствии с этой инструкцией, а также закрепил дополнительные требования по представлению документов, необходимых для получения лицензии на деятельность по инкассации с учетом ее специфики.
Выдача лицензий организациям инкассации как небанковским кредитным организациям с приложением образца такой лицензии прямо предусматривалась в новой инструкции Банка России от 23.07.98 N 75-И “О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности” ( пункт 8.4.2 , приложение N 26), заменившей с 12.08.98 инструкцию Банка России от 27.09.96 N 49.
ООО “Курганинкасс” создано в 1996 году путем реорганизации товарищества с ограниченной ответственностью “Компания “Диамант-Лтд”, образованного в 1993 году тремя банками. Данное общество, как и ранее товарищество, занималось инкассацией денег и банковской документации в соответствии с учредительными документами на основании заключенных с заинтересованными лицами договоров.
Как свидетельствуют материалы дела, после издания Банком России Положения о пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации от 08.09.97 N 516 ООО “Курганинкасс” незамедлительно обратилось в Банк России с просьбой о выдаче лицензии на инкассацию, однако получило ее и было зарегистрировано как небанковская кредитная организация соответственно лишь 13.08.98 и 21.08.98, после того как порядок регистрации и лицензирования подобных организаций был окончательно установлен нормативными актами Банка России.
В течение 1998 года ООО “Курганинкасс” осуществляло инкассацию для Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Курганской области, с которым, как и с другими клиентами, был подписан договор на оказание соответствующих услуг (от 02.01.98 N 1).
Принимая во внимание все эти обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к заключению об отсутствии вины в действиях ООО “Курганинкасс” как необходимого условия ответственности по статье 13 Закона РСФСР “О банках и банковской деятельности”, налагаемой за осуществление банковских операций без лицензии.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Курганской областной прокуратуры от 09.02.98 о прекращении уголовного дела в отношении руководителя ООО “Курганинкасс” Ситникова М.С. за отсутствием состава преступления, предусмотренного пунктом “б” части 2 статьи 172 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Помимо того, правильность исчисления предъявленных к взысканию сумм надлежащим образом не подтверждена, на что правомерно указал в своем постановлении суд кассационной инстанции. Акт ревизии от 18.11.98 представлен без первичной документации, хотя подписан со стороны ООО “Курганинкасс” с возражениями по размеру прибыли, полученной непосредственно за услуги по инкассации. Те же возражения с приложением контррасчета выдвигались ООО “Курганинкасс” в ходе рассмотрения арбитражного спора и не были опровергнуты.
Принятое решение об отказе в иске соответствует обстоятельствам и материалам дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 – 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 31.03.99 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-97/99-С8 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.08.99 по тому же делу оставить без изменения, а протест – без удовлетворения.
Лицензия на инкассацию денежных средств
КТО ИМЕЕТ ПРАВО ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ ИНКАССАЦИИ
Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно – правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно – правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
(п. 2.1, п. 2.2, п. 2.5, “Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации” от 05.01.1998 N 14-П)
Инкассация и доставка наличных денежных средств и ценностей осуществляется на договорных условиях с организациями, предоставляющими услуги по инкассации и входящими в банковскую систему Российской Федерации.
(“Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации” утв. ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П)
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
( ст. 34, ст. 83, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 “О центральном банке Российской Федерации (Банке России)”)
Организации, имеющие право осуществлять инкассацию и доставку наличных денежных средств и ценностей:
– Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ) Банка России;
(ст. 83, Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 “О центральном банке Российской Федерации (Банке России)”)
– Инкассаторские службы учреждений банков;
– Специализированные инкассаторские службы – небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей;
– Предприятия Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России)..
(п. 2.1, п. 2.2. “Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, от 05.01.1998 N 14-П)
Инкассация денежных средств – банковская операция.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
(Статья 13. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”)
“УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” от 13.06.1996 N 63-ФЗ
Статья 172. Незаконная банковская деятельность
1. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, –
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере,
– наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Лицензия на предоставление банкам услуг по инкассации
Лицензия на предоставление банкам услуг по инкассации
Что мы делаем
- консультируем относительно получения лицензии на предоставление инкассаторских услуг;
- формируем пакет документов, необходимый для получения лицензии на инкассацию;
- сопровождаем рассмотрение заявления и пакета документов в Национальном банке Украины;
- предоставляем реквизиты на оплату официальных платежей за подачу документов на получение лицензии;
- получаем Выписку из лицензионного реестра об оформлении лицензии и передаем её Клиенту.
По дополнительной договоренности:
- разрабатываем предусмотренные лицензионными условиями положения, структуру и другие внутренние документы.
- помогаем с получением справок о несудимости, документа о кредитной истории и др.
Стоимость услуг
В стоимость получения лицензии на инкассацию не входит оплата официального платежа, который оплачивается соискателем лицензии НБУ за рассмотрение документов на выдачу лицензии.
Стоимость услуг зависит от следующих факторов:
- нужно ли будет получать отчеты из бюро кредитных историй;
- нужно ли будет получать Выписку из реестра лицензий на инкассацию;
- нужно ли будет разрабатывать положение о подразделении инкассации и должностные инструкции для работников такого подразделения и т.д.
Содержание
Почему именно мы?
Самостоятельно получаем некоторые документы, необходимые для оформления лицензии
Опыт получения лицензий, необходимых для охраны ценностей
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Наши юристы проконсультируют Вас!
Документы для получения Лицензия на предоставление банкам услуг по инкассации
- Копии тех. паспортов на бронированный автотранспорт
- Копии сертификатов соответствия, подтверждающие панцирную защиту бронированного автотранспорта
- Документы, подтверждающие образование и стаж руководителя подразделения инкассации
Учитывая то, что лицензия НБУ на предоставление банкам услуг по инкассации позволяет транспортировку денежных средств в крупных размерах и часто связана со значительными рисками, получение такого разрешения Нацбанка предусматривает строгое соблюдение лицензионных условий инкассации, в том числе наличие значительного перечня разрешительных и подтверждающих документов.
Вы можете скачать полный перечень документов для лицензии на предоставление услуг банкам по инкассации.
Отзывы наших клиентов
Партнер, Лысенко Д.Ю., Василь Кисиль и партнеры
Президент АСБУ Тедеев Э.С., Асоциация спортивной борьбы Украины
Генеральный директор Скибинский В., Йокогава Электрик Украина Лтд.
Главный офтальмолог Украины, Оксана Витовская, Общественный союз “Всеукраинский альянс офтальмологов”
Генеральный директор Сташкевич И.Е., ООО “ТОРГОВАЯ ФИРМА” РУДЬ”
Руководитель Л.И. Червонюк, ООО “Виталюкс”
Генеральный директор Логвиненко И. В., ООО “Авиакомпания БРАВО”
Важная информация
Компания, желающая получить лицензию, должна иметь средства на банковском счету в размере не менее, чем 1 млн. гривен.
Вместе с пакетом документов на получение лицензии на инкассацию, обязательным условием является предоставление квитанции об уплате официального платежа за рассмотрение документов.
Неподача этого документа является основанием для возвращения НБУ документов на доработку.
НБУ имеет право дополнительно к определенному лицусловиями пакету документов, требовать документы и данные, если это необходимо для принятия решения о выдаче лицензии.
Ответы на часто задаваемые вопросы
В течение какого времени принимается решение НБУ о выдаче лицензии на инкассаторские услуги?
В течение 30 рабочих дней со дня получения НБУ полного пакета документов.
Выдается ли бумажный бланк лицензии на предоставления инкассаторских услуг?
Нет. Бланк лицензии не выдается. Бумажным подтверждением получения лицензии является Выписка из электронного реестра лицензий.
Есть ли какие-то требования к размеру уставного капитала или других финансовых показателей юридического лица, претендующего на получение лицензии по предоставлению инкассаторских услуг?
Стоимость чистых активов юридического лица не должна быть меньше, чем уставный капитал юридического лица. Компания, которая желает получить лицензию, обязано иметь на своих счетах средства в размере не менее, чем 1 млн. гривен, для покрытия расходов, предусмотренных бизнес-планом на первый год деятельности.
Есть ли какие-то особые требования к руководителю юридического лица, которое намеревается получить лицензию на предоставление услуг по инкассации?
Руководитель юр. лица должен иметь: высшее образование (степень высшего образования не ниже, чем магистр), стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.
Инкассация наличных денежных средств
Для сдачи наличности в банк страховые организации прибегают к услугам инкассаторов, что гарантирует им сохранность денежных средств.
Создание собственной структуры инкассации наличности требует больших расходов и не всегда нецелесообразно, преимуществом услуг сторонних организаций является их ответственность за несвоевременную инкассацию денежных средств. Как ведется учет инкассируемой наличности в страховой организации?
В соответствии с положением Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» все организации обязаны сдавать в учреждения банков поступающие в их кассы наличные денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денежных средств для последующего зачисления на их счета.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, не имеющие расчетного счета, самостоятельно определяет лимит остатка наличных в этих подразделениях. По каждому из них организация ведет свой раздел кассовой книги.
Сдача денежных средств на соответствующие счета в банках может производиться:
— непосредственно в кассы банков;
— с помощью услуг инкассаторской службы банков;
— с помощью специализированной инкассаторской службы, имеющей лицензию Банка России;
— через организацию федеральной почтовой связи;
— в автоматические сейфы.
Обособленное подразделение (филиал, представительство) организации, имеющее счет в банке, инкассируется в том же порядке, что и юридическое лицо. При этом в кассе необходимо обязательно документально оформлять оприходование выручки (приходными ордерами) и сдачу ее в банк (расходным ордером). Записи вносятся в разделы кассовой книги обособленного подразделения.
Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации установлены положением Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 318-П). В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перевозку наличных денег, инкассацию, а также кассовые операции по приему и обработке наличных денег могут осуществлять только организации, входящие в систему Банка России.
Для перевозки наличных денег кредитная организация может привлекать организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов. И если для осуществления инкассации требуется наличие лицензии, то к транспортировке денежных средств такие требования не предъявляются. Однако ее могут осуществлять только специализированные организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.
Отношения с инкассаторскими работниками, осуществляющими перевозку наличных денег и инкассацию, определяются договором о полной материальной ответственности. Если операции по перевозке и инкассации наличных денег осуществляются совместно несколькими инкассаторскими работниками и нет возможности разграничить их ответственность за причинение ущерба, заключается договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.
В случае осуществления инкассаторских услуг заключается договор на инкассацию, пересчет и зачисление (перечисление) денежной наличности на банковские счета организации. Если инкассация осуществляется сотрудниками банка, подписывается двусторонний договор, если привлекается небанковская кредитная организация, подписывается трехсторонний договор. От каждой из трех сторон назначается ответственное лицо.
При инкассации с привлечением небанковской кредитной организации функции подразделяются следующим образом:
— организация обеспечивает подготовку сумки с наличными деньгами и ее сдачу инкассатору, оплачивает услуги инкассатора и банка;
— инкассатор в согласованные дни и часы проводит инкассацию (прием сумок с наличными деньгами) от уполномоченного лица организации, доставку в банк и сдачу в кассу банка. При необходимости осуществляет временное хранение в подразделении инкассации;
— банк принимает сумки с наличными деньгами от инкассатора, осуществляет пересчет наличных денег и зачисление на счет организации.
К договору прилагаются:
— перечень подразделений организации с указанием наименования подразделений, адресов, телефонов, ФИО руководителя и кассира. В дальнейшем, если необходимо дополнить перечень подразделений, подлежащих обслуживанию, организация оформляет заявку на обслуживание и дополнительное соглашение к договору;
— заявка на проведение инкассации;
— протокол согласования цен на инкассацию, временное хранение и прием, пересчет для перечисления наличных денег.
Как правило, по договору инкассации организации вменяется в обязанность обеспечение свободных и освещенных подъездных путей, входов, выходов и коридоров, изолированного и непросматриваемого кассового помещения, запирающегося изнутри, беспрепятственного передвижения вооруженных инкассаторов в здании по маршруту вход — касса — выход, сопровождение работником охраны или иным должностным лицом организации.
Правила проведения инкассации
Для каждой организации, осуществляющей инкассацию наличных денег, в банке ежемесячно оформляются номерные явочные карточки 0402303. Формы этого и других документов утверждены Положением Банка России № 318-П. В явочной карточке указываются номера закрепленных сумок, наименование, адрес, телефон организации, выходные дни, время окончания работы, время заезда инкассаторов и др.
С учетом объема инкассируемых наличных денег определяется количество порожних сумок, выдаваемых организации. Каждой сумке присваивается индивидуальный номер. Руководителем инкассации по согласованию с организацией устанавливаются время и периодичность заездов инкассаторов.
Перед выездом в организацию инкассаторы получают:
— порожние сумки;
— доверенности на перевозку и инкассацию наличных денег;
— штамп;
— ключи;
— явочные карточки 0402303.
По прибытии в организацию инкассатор предъявляет кассиру:
— документы, удостоверяющие личность;
— доверенность на перевозку наличных денег (инкассацию наличных денег);
— явочную карточку;
— порожнюю сумку, закрепленную за клиентом.
Кассир организации в свою очередь предъявляет инкассатору образец пломбы, передает сумку с наличными деньгами, накладную к сумке 0402300 и квитанцию к сумке 0402300. Сумка должна быть опломбирована так, чтобы ее вскрытие было невозможно без видимых следов нарушения целости сумки и пломбы.
На сумку составляются препроводительная ведомость 0402300 и реестр проведенных операций. При этом сумма, указанная в препроводительной ведомости, должна соответствовать общей сумме наличных денег, отраженной в реестре проведенных операций. Ведомость и реестр вкладываются в сумку с наличностью.
Инкассатор в присутствии кассира проверяет целость сумки и пломбы, соответствие пломбы имеющемуся образцу, правильность заполнения накладной и квитанции. После заполнения кассиром явочной карточки инкассатор проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной в явочной карточке, накладной и квитанции. А также сверяет номер сумки с наличными деньгами с номером, указанным в явочной карточке, накладной и квитанции. Неправильная запись в явочной карточке зачеркивается, на полях проставляется новая запись, заверенная кассиром. Инкассатор не имеет права производить записи в явочной карточке.
При приеме сумки с наличными деньгами инкассатор подписывает квитанцию к сумке, проставляет штамп, дату приема сумки с наличными деньгами и возвращает квитанцию кассиру. Если инкассатор выявил нарушение целости сумки или пломбы или неправильное составление препроводительной ведомости к сумке, то прием сумки не производится.
Дефекты упаковки и ошибки в составлении препроводительной ведомости к сумке устраняются в присутствии инкассаторов, если это не нарушает график их работы. В ином случае прием сумок с наличными деньгами в организации осуществляется при повторном заезде инкассаторов в удобное для них время. Соответствующая запись заносится в раздел «Повторные заезды» явочной карточки.
Если сумка не сдана инкассатору, кассир организации обязан в явочной карточке в строке за эту дату произвести запись «Отказ», привести причины отказа и заверить своей подписью.
Прием сумки с наличностью банком
Порядок сдачи сумки инкассаторским работником отличается от порядка сдачи в банк сумки работником страховщика.
При приеме сумки с наличностью банковский работник проверяет соответствие записей в сопроводительных документах:
— накладной и явочном листе, если сумка сдается инкассатором;
— накладной и квитанции, если сумка сдается работником страховщика.
Кроме того, проверяется:
— не имеет ли поступившая сумка с наличными деньгами каких-либо повреждений (заплат, наружных швов, разрыва ткани, поврежденных замков, пломб, разрыва обвязки или узлов на обвязке и др.);
— цела ли сумка с наличными деньгами и пломба на ней;
— соответствует ли номер сумки с наличными деньгами номеру, указанному в накладной к сумке, если сумка с наличными принимается от инкассаторских работников, или в накладной к сумке и квитанции к сумке — если сумка с наличными деньгами принимается от организации.
На основании проверки составляется журнал, который при соответствии записей подписывается работником банка и представителем организации, сдающим сумку. Если сумка сдается инкассатором, ему передается второй экземпляр журнала. Если же сумка сдается сотрудником страховщика, то экземпляр журнала остается в банке, а страховщику передается подписанная квитанция.
При выявлении несоответствий в сопровождающих документах в графе «Примечание» журнала делается соответствующая запись, если сумка сдается через инкассаторов. Если же сумку с несоответствующими данными в сопроводительных документах сдает работник страховщика, она возвращается организации вместе с накладной и квитанцией.
Если сумка имеет повреждения, то в присутствии лиц, предъявивших сумку, она вскрывается, а наличность — принимается путем поштучного, полистного пересчета.
При выявлении излишка или недостачи составляется акт вскрытия и пересчета вложенных денег. В акте указываются:
— фирменное наименование кредитной организации (фирменное наименование кредитной организации и наименование филиала);
— дата;
— наименование организации;
— реквизиты упаковки;
— причина вскрытия упаковки;
— наименования должностей, фамилии, инициалы работников, осуществлявших пересчет наличных денег и присутствовавших при пересчете наличных денег;
— сведения о помещении, в котором осуществлялся пересчет наличных денег;
— сумма наличных денег по данным кассовых документов и фактическая сумма наличных денег.
Акт пересчета наличных денег подписывается лицами, осуществлявшими пересчет. Первый экземпляр акта передается работнику банка, второй направляется организации, третий экземпляр передается инкассаторским работникам.
Инкассаторы не несут ответственности за недостачу или излишек денежных средств, а также за фальшивые и неплатежеспособные банкноты, обнаруженные при пересчете денег, если инкассаторская сумка исправна. Это подтверждает судебная практика. Однако, если инкассатор примет дефектную сумку или произойдет ее утрата, он, согласно действующему законодательству, несет перед своим клиентом материальную ответственность в размере суммы утраченных денежных средств (постановление ФАС ЗСО от 05.05.2009 № Ф04-2204/2009 (4483-А70-8)).
Вложение сумки в автоматический сейф
Страховщик может сдавать наличность через автоматические сейфы банка. Для этого он должен иметь достаточное количество порожних сумок.
Формирование сумки осуществляется так же, как и для инкассации. При этом кредитной организацией с учетом технологии приема сумок автоматическим сейфом определяется способ прикрепления накладной, которая либо вкладывается в сумку, либо прикрепляется к ней. Квитанция остается у страховщика.
Процедура вложения сумки в сейф следующая.
1. Клиент вводит номер сумки, персональный код, пароль или другие предусмотренные договором банковского счета, счета по вкладу (депозиту) или другим договором идентифицирующие его данные.
2. осле вложения сумки с наличными деньгами клиент выводит распечатку автоматического сейфа, подтверждающую осуществление операции по приему сумки с наличными деньгами, в которой содержится информация о клиенте, дате и времени вложения сумки с наличными деньгами в автоматический сейф.
Сдача наличных денежных средств в банк через инкассаторов оформляется расходным кассовым ордером с использованием счета 57 «Переводы в пути». Использование указанного счета удобно с точки зрения аналитического учета по инкассируемым точкам и инкассаторам.
Пример 1
Страховщик передал наличность инкассатору для доставки в банк с целью зачисления на расчетный счет в сумме 700 тыс. руб. Комиссия банка составила 0,2% от инкассируемой суммы. Бухгалтерские проводки приведены в таблице 1.
Учет сдачи наличности в банк через инкассатора
Инкассация денежных средства
На сайте Юридической социальной сети 9111.ru собрано 25 вопросов по теме Инкассация денежных средства. Вы можете воспользоваться поиском по уже имеющейся базе вопросов с ответами или задать свой вопрос. Опытные юристы и адвокаты, специализирующиеся на теме Инкассация денежных средства, проконсультируют вас совершенно бесплатно. Получить консультацию можно как по телефону горячей линии
8 800 505-92-64, работающей 24 часа в сутки, так и в режиме онлайн через форму на сайте.
В данный момент онлайн находятся 223 юристов и адвокатов.
1. Осуществление инкассации денежных средств требует ли наличие лицензии?
1.1. Банковское законодательство не предусматривает выдачу отдельной лицензии на осуществление инкассации денежных средств – в соответствии с Инструкцией Банка России от 02.04.2010 года. Удачи и добра!
2. Входит ли обслуживание банкоматов в инкассацию денежных средств?
2.1. Обслуживание банкоматов является инкассацией денежных средств, если конечно это не связано с техническими работами. Удачи вам.
2.2. Нет обслуживание банкоматов не входит в инкассацию денежных средств, обычно это делают инженеры либо контроллеры
“Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации” (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П) (ред. от 16.02.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 N 11751)
3.1. Ничего не грозит. Если расписывались о получении денег, то работодатель взыщет ущерб в судебном порядке.
4.1. По тексту – даже обязаны. Отсутствие определенных лиц, даже руководителей – не означает остановку деятельности организации. Максимум – некоторые функции, которые возложены именно и только на определенное (отсутствующее) должностное лицо, перестают осуществляться.
5.1. Андрей Юрьевич, при необходимости проведения инкассации ответственный сотрудник составляет заявку на инкассацию банкомата, которая направляется ответственному сотруднику учреждения.
6.1. Это все зависит от Ваших должностных инструкций трудового и коллективного договора. Данные вопросы решаются на основании локальных актов учреждения.
7.1. Ущерб придется возмещать Вам либо руководителю организщации. Ноон потом все равно с Вас сможет взыскать. Удачи Вам и всего наилучшего! Спасибо, что посетили наш сайт и обратились за юридической помощью!
8.1. В свободной форме или обращайтесь к юристу вашей фирмы, чтобы он составлял ответ на предписание, выданное следователем.
8.2. Татьяна.
Как правильно дать такой ответ??
Форма ответа произвольная, однако желательно приложить подтверждающие такое обучение внутренние документы организации.
9.1. Удержания производятся на основании приказов, а также договора о материальной ответственности, в остальных случаях в судебном порядке.
10.1. Юрий!
Если Вы деньги не брали, то не стоит платить за кого-то, поскольку эта ситуация обязательно повторится. Теперь Вас не правильно информировали: Ваша вина не может быть занесена в трудовую книжку, поскольку согласно Порядку ведения трудовых книжек в трудовую книжку заносятся только благодарности, взыскания не вносятся.
Спасибо за вопрос.
10.2. Если Вы чувствуете свою вину – лучше внесите деньги.
11.1. Конечно имеет, но исследования на полиграфе возможны только с Вашего согласия. Удачи! В случае возникновения вопросов обращайтесь.
11.2. Только с Вашего согласия
12.1. Без письменного согласия никто не вправе проводить тестирование даже в уголовных делах по решению судьи.
13.1. Подавайте заявление в полицию
Принять и рассмотреть его у вас обязаны. После принятия заявления проводится проверка о наличии состава преступлении ( з дня для решения вопроса о возбуждении уголовного дела- ст. 144 УПК РФ). При положительном решении выносится постановление о возбуждении уголовного дела. В соответствии со ст 162 УПК РФ, предварительное расследование должно быть проведено не позднее 2 месячного срока со дня возбуждения уголовного дела.
13.2. Делайте учет(ревизию) в случае недостачи фиксируйте берите объяснения и обращайтесь в суд или правоохранительные органы.
14.1. Уголовная ответственность скорей всего будет.
15.1. Елена!
Есть надежный вариант заявление, уже помог двоим. Обращайтесь.
16.1. На данный вопрос Вам ответят только в Сбербанке.
17.1. Пишите заявление в полицию по факту мошенничества. Они должны истребовать видеозапись с камеры наблюдения в помещении с банкоматом. На ней будет видно получали ли Вы денежные средства
18.1. Вы почему в третьем лице обо всех этих проблемах спрашиваете.
Похоже к вооруженному налету на банкомат готовитесь??Хотите “прорехи” в безопасностинайти и инструкции полчить
. Думайте . о чем и как спрашиваете и зачем..
Вы ЛИЧНО КТО- инкассатор ?
19.1. Андрей, здравствуйте! Если говорить, именно, об инкассации, то нет. Но ЧОП имеет право, по договору с банком, осуществлять вооруженную или невооруженную охрану самих инкассаторов.
С уважением,
Харченко О.В.
20.1. Нет. Это банковская деятельность. И организации могут этим заниматься при наличии банковской лицензии.
Приказ ЦБР от 8 сентября 1997 г. N 02-390
“О введении в действие Положения “О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации”
(с изменениями от 17 ноября 1997 г., 3 февраля 1998 г., 1 февраля 1999 г., 1 декабря 2003 г.)
” 9. Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять следующую банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
Указанные операции должны осуществляться в соответствии с действующими указаниями Банка России по данным вопросам”.
А перечень услуг для ЧОП ограничен, и не включена возможность осуществлять банковскую деятельность.
Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
“О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”
(с изменениями от 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г.)
” Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности
Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий”.
21.1. Обратитесь в банк с письменной претензией. Дальше действовать в зависимости от ответа. Обращаться в суд и в суде доказывать ошибку банка
22.1. Пишите претензию в банк. Требуйте возмещения убытков. Если в течение 10 рабочих дней не удовлетворят Ваши требования, обращайтесь в суд по закону о защите прав потребителей.
22.2. Жалобу направьте на действия сотрудников банка. По поводу денежных средств- переведите их на другую карту, что еще делать.
23.1. Размещение – это и есть кредитование.
24.1. уважаемая, Любовь
Напишите претензию банку и заявление на выдачу денег:sn-bz::sn-bz::sn-bz::sn-bz::sn-bz::sn-bz:
Удачи Вам и вашим близким!!
25.1. На основании признания их банками.
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.07.2016) “О банках и банковской деятельности” (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)
Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.