Банковский кредит как институт финансового права
Pravohelp21.ru

Юридический портал

Банковский кредит как институт финансового права

Банковский кредит как институт финансового права.

Банковский кредит представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны — определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности. Во втором случае банковский кредит представляет собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных организационных, технологических, информационных, финансовых, юридических и иных процедур, которые составляют целостный регламент взаимодействия банка в лице его сотрудников и подразделений с клиентом банка по поводу предоставления денежных средств.

Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды кредитов, которые можно классифицировать по различным признакам, прежде всего по основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению, государству.

По назначению (направлению) различают кредиты: потребительский, промышленный, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный.

В зависимости от сферы функционирования банковские кредиты могут быть двух видов: ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, и кредиты, участвующие в организации оборотных фондов.

По срокам пользования кредиты бывают: краткосрочные (до 1 года), долгосрочные (свыше 1 года).

По размерам различают кредиты крупные, средние, мелкие.

По обеспечению – необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые по характеру обеспечения делятся на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По способу выдачи банковские ссуды можно разграничить на ссуды компенсационные и платежные.

По методу погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно (на одну определенную дату).

Банковское кредитование предприятий осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита, а также требование объективных экономических законов, в том числе и в области кредитных отношений.

К принципам кредитования относятся: возвратность, срочность, целенаправленность, платность, обеспеченность.

Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени.

Банковский кредит выдается на строго определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита.

Принцип обеспеченности кредита. С принятием закона “О банках и банковской деятельности” коммерческие банки получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы его обеспечения. Важнейшие виды кредитного обеспечения, широко практикуемого за рубежом и взятыми нашими банками, – залог, гарантии, поручительства, страхование кредитного риска, переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 84 ; Нарушение авторских прав

Понятие, принципы и виды банковского кредита

Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются организациям, а также гражданам на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений.

Банковский кредит как финансово-правовая категория регулирует отношения, связанные с образованием кредитными организациями ссудных фондов и предоставлением юридическим и физическим лицам денежных средств в форме банковских ссуд.

Переход к рыночной экономике в России кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. Была ликвидирована государственная монополия и в данной сфере общественной жизни. Банковское кредитование, т.е. размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц, стали осуществлять различные кредитные организации независимо от форм собственности. Отмена государственной монополии при осуществлении банковского кредитования и других банковских операций не исключала, а предполагала сохранение государственного регулирования банковской деятельности, но иными методами и в иных формах, чем это было в условиях плановой экономики.

Сложность, разноплановость общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требуют применения при их правовом регулировании разнородных методов, присущих различным отраслям российского права. При регулировании общественных отношений, возникающих в области банковского кредитования, применяются методы юридического равенства сторон, присущие граждансому праву, и “власти и подчинения”, применяемые (с определенной спецификой) административным и финансовым правом.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в п. “ж” ст. 71 Конституции РФ, согласно которой кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральными законами от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и от 2 декабря 1990 г. №395-I “О банках и банковской деятельности”, другими федеральными законами, нормативными актами ЦБ РФ. В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными принципами – основными руководящими положениями, закрепленными в нормах права. Основными принципами банковского кредитования являются: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Реализация принципа возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (так называемый бланковый кредит). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Иногда банковский кредит выдается строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредитными организациями при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида: краткосрочный и долгосрочный.

Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. При краткосрочном кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта.

Совокупность материальных запасов и производственных затрат как объект краткосрочного кредитования используется в промышленности, на транспорте, в строительстве, предприятиями связи. Для торговых и снабженческо-сбытовых организаций объектом краткосрочного кредитования является совокупность товаров текущей реализации, сезонного и временного накопления товарно-материальных ценностей.

Долгосрочный кредит выдается на один год и более. Объектами долгосрочного кредитования являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции и т.д.

Размер процентной ставки определяется сторонами по кредитному договору самостоятельно. В условиях рыночных отношений размер процентной ставки за банковский кредит в конечном счете зависит от спроса и предложения денежных средств на кредитном рынке.

Маржа – разница между процентной ставкой, взимаемой с заемщика, и процентной ставкой, уплачиваемой банком за кредитные ресурсы.

Учетная ставка (ставка рефинансирования) устанавливается ЦБ РФ и применяется им при предоставлении кредитов коммерческим банкам в случаях недостаточности имеющихся денежных средств для обслуживания собственных клиентов. С 3 мая 2011 г. ЦБ РФ установлена ставка рефинансирования в размере 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 29 апреля 2011 г. №2618-У). Ставка рефинансирования используется в законодательстве о налогах и сборах (например, ст. 162, 176, 203 НК РФ), а также в других отраслях российского законодательства (ст. 284, 290, 304 БК РФ; ст. 809 ГК РФ и др.).

Банковский кредит в системе финансовых правоотношений

Тоцкий М.Н., кандидат экономических наук, доцент.

Институт банковского кредита включает нормы права, регулирующие и регламентирующие кредитную деятельность кредитных организаций и Банка России.

Специфика правового положения, которое занимали банки в СССР до конца 80-х гг. XX в., заключалась в том, что общественные отношения, возникающие в процессе банковского кредитования, регулировались в значительной мере нормами финансового права. С того момента, как кредитные организации начали осуществлять кредитование как предпринимательскую деятельность, их полномочия властного характера существенно сузились. Два основополагающих принципа банковского кредитования – плановость и целевой характер использования кредита – утратили свое значение, так же как и кредитные санкции в качестве меры финансового воздействия. Ответственность при нарушении условий кредитного договора носит гражданско-правовой характер. Вдобавок банки, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, не вправе определять направления использования клиентом денежных средств. Банк России отделен от бюджетной системы государства.

Все это приводит к мнению об изменении отраслевого (финансового) характера правоотношений, составляющих банковское право, существенном сокращении публично-правовых норм, регулирующих кредитную деятельность. Недостаточная степень изученности различных аспектов правового регулирования кредитной деятельности определяет актуальность выявления финансовых правоотношений, составляющих институт банковского кредита.

Для выявления финансово-правовых аспектов кредитной деятельности кредитных организаций и Банка России необходимо изучить финансовые отношения, складывающиеся в данной сфере.

Выделяют следующие особенности финансовых правоотношений: возникновение в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов; финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер; одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления .

Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 67.

Е.А. Ровинский отмечал, что финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных отношений . Кроме того, финансовые правоотношения являются имущественными, однако лишены стоимостного признака в отличие от гражданско-правовых.

Советское финансовое право: Учебник / М.И. Барышева, В.В. Бесчеревных, Е.А. Ровинский, С.Д. Цыпкин; отв. ред. Е.А. Ровинский. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1961. С. 51.

При анализе признаков финансовых правоотношений обращают на себя внимание некоторые особенности, препятствующие включению банковского кредита в число институтов финансового права. Так, при банковском кредитовании кредитными организациями физических и юридических лиц государство непосредственного участия не принимает, государство в лице уполномоченных органов выступает лишь в качестве регулятора деятельности кредитных организаций. Кредитные отношения также носят стоимостный характер, процентная ставка выражает основополагающий принцип банковского кредитования – принцип платности.

Данная проблема в научной среде решается в том числе за счет расширения предмета финансового права. Е.М. Ашмарина отмечает, что в настоящее время, говоря о финансовой деятельности государства в Российской Федерации, следует выделить два ее направления, а именно – организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований, а также по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований .

Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации // Федеральные и региональные аспекты финансового права: Круглый стол, посвященный 75-летию академика Н.И. Химичевой: Тезисы выступлений (2 – 3 октября 2003 г.) / Под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО “Саратовская государственная академия права”, 2003. С. 3.

Данный подход находит свое отражение в рамках деления финансовых правоотношений на основные и вспомогательные. К числу основных относятся правоотношения, непосредственно реализующие предмет финансового права, к числу вспомогательных – правоотношения, способствующие осуществлению первых или зависящие от них .

Рукавишникова И.В. Метод финансового права: Монография. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. С. 104.

Представляется, что к вспомогательным финансовым правоотношениям могут быть причислены правоотношения, возникающие при регулировании, надзоре и контроле Банком России кредитной деятельности кредитных организаций, а также при рефинансировании им кредитных организаций.

В рамках банковской системы существуют отношения, построенные на началах власти и подчинения. В основном это отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу: установления обязательных нормативов; порядка осуществления отдельных операций (в том числе и кредитных); формирования резервов на возможные потери; надзора Банка России за деятельностью коммерческих банков; образования и использования фонда обязательных резервов и пр.

Возникает вопрос о природе данных отношений. Находятся ли указанные отношения за границами финансово-правового регулирования, должны ли они рассматриваться в качестве административно-правовых?

Несомненно, рассматриваемые правоотношения (между Банком России и кредитными организациями) носят характер власти и подчинения, однако императивные правоотношения составляют основу не только административного, но и финансового права.

Как известно, для изучения природы тех или иных отношений необходимо выявить методы их правового регулирования.

И.В. Рукавишникова приводит следующую характеристику структуры финансово-правового метода: основу метода финансового права составляет способ императивных предписаний, обеспечивающий условия для четкого исполнения участниками правоотношений возложенных на них обязанностей и реализации прав; следующим по значимости способом правового регулирования финансовых отношений является способ юридических дозволений; способы правового запрещения и согласования; способы рекомендаций и поощрений; договорно-правовой способ .

Рукавишникова И.В. Указ. соч. С. 74 – 75.

Все вышеуказанные способы в той или иной степени реализованы в рамках как общебанковского регулирования, так и регулирования непосредственно кредитной деятельности кредитных организаций.

Банк России не входит в число органов исполнительной власти. Практически все направления банковского регулирования и надзора призваны решить главную задачу – обеспечить нормальное (стабильное) функционирование банковской системы. Работа банковской системы, помимо прочего, напрямую отражается на процессе осуществления финансовой деятельности государства, в частности на таких основных направлениях, как налоговое и бюджетное регулирование.

Целью финансово-правового регулирования кредитных отношений является обеспечение устойчивого положения кредитных организаций, а через это – активное формирование макроэкономической политики в сфере управления централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, что совершенно необходимо для бесперебойного и эффективного функционирования государственных органов и учреждений.

Это означает необходимость регулирования отношений с участием кредитных организаций, в том числе возникающих в сфере банковского кредитования, с помощью метода финансового права, гибкость которого обусловлена спецификой сферы правового регулирования, а именно – высокой степенью подвижности и изменчивости, быстрым наступлением негативной реакции в ответ на неадекватное управление.

Для идентификации правовой природы тех или иных правоотношений необходимо ввести определенные критерии. Первым критерием для целей выявления финансово-правовых аспектов кредитной деятельности Банка России и кредитных организаций является принадлежность указанной деятельности к вспомогательным финансовым правоотношениям. Здесь можно выделить государственное регулирование деятельности кредитных организаций (в том числе регламентирование Банком России порядка осуществления кредитными организациями кредитных операций; порядка формирования резервов на возможные потери; обязательных нормативов деятельности (относящихся к кредитной деятельности); контроль за соблюдением установленных правил), а также систему рефинансирования Банком России кредитных организаций.

Вторым критерием выступает принадлежность указанной деятельности к основным финансовым правоотношениям. Здесь можно выделить кредитование Банком России и кредитными организациями Правительства РФ; кредитование кредитными организациями прочих публично-правовых образований, а также кредитная деятельность в рамках использования механизма банковского кредитования для целей государственного стимулирования развития тех или иных экономических отношений, отраслей, секторов; в рамках кредитной деятельности кредитных организаций, созданных для решения специальных общегосударственных (региональных) задач публично-правовыми образованиями, определяющими и направляющими их функционирование, в том числе и непосредственно в кредитной сфере.

Система рефинансирования Банком России кредитных организаций может быть включена в сферу вспомогательных финансовых правоотношений по следующим основаниям:

  • механизм кредитной эмиссии непосредственно не связан с отношениями по формированию, распределению и использованию денежных фондов, носящими распределительный характер;
  • главными целями функционирования системы рефинансирования Банка России является регулирование кредитно-денежных отношений, в отличие от гражданских правоотношений данные отношения направлены на решение общегосударственных задач;
  • наравне с методом равенства сторон, применяемым для регулирования гражданско-правовых отношений в правоотношениях, возникающих в рамках рефинансирования Банка России коммерческих банков, используется также императивный метод регулирования правоотношений;
  • обязательным субъектом данных правоотношений является орган государственной власти – Банк России;
  • принцип платности кредитных ресурсов в данном случае носит условный характер, поскольку цели деятельности Банка России не заключаются в извлечении прибыли.

Банковский кредит как институт финансового права. 344

Банковский кредит –одна из форм движения ссудного капитала, при которой временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующими субъектами на условиях возвратности

Принципы банковского кредитования – срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Данные отношения регулируются нормами различных отраслей права,

Обеспеченность – позволяет кредитору обеспечить кредитору прав, при возможном нарушении заёмщиком условий договора. Может быть достигнута различными способами (залог, поручительство, страхование)

По группам заемщиков:

3. Хозяйствующим субъектам

Может быть: потребительский, с/х, инвестиционный.

1. Анкольные –подлежат возврату в срок после обращения кредитора

Необеспеченные кредиты (бланковые), обеспеченные

Кредиты погашаются в рассрочку, единовременно.

Потребительские кредит – кредит выдаваемый физ лицам, на приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа.

К принципам кредитования относятся: возвратность, срочность, целенаправленность, платность, обеспеченность.

65. Государственные (муниципальные) доходы: понятие, система.

Государственные доходы — часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

В состав государственных доходов входят:

· доходы от фискальных монополий;

· доходы от использования имущества;

· доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов.

Часть национального дохода также представляют муниципальные (местные) доходы, которые служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством и основаны на конституционных нормах.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи — стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер. Основной источник налоговой части доходов государства — вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда). Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

В отличие от налоговых доходов, имеющих только обязательный характер, неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом.

Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.

Основываясь на порядке образования и использования государственных доходов их подразделяют на централизованные и нецентрализованные доходы. К первой категории по большому счету можно было отнести доходы бюджета, ко второй — самостоятельно зарабатываемые предприятиями и организациями средства при осуществлении экономических взаимоотношений с иными субъектами на основе так называемого хозяйственного расчета. Главная составляющая государственных доходов в странах с рыночной экономикой и демократическим общественным устройством — налоговые поступления.

Источники государственных доходов подразделяют на две группы:

1) внутренние — национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

2) внешние — национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

66. Государственные (муниципальные) расходы: понятие, система, порядок финансирования.

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и нецентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

Правовое регулирование государственных расходов осуществляется на основе ежегодно принимаемых федеральных законов о федеральном бюджете, соответствующих законов субъектов РФ и актов местного самоуправления.

Единство правовых норм, регулирующих расходы бюджетов всех уровней, закреплено в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, которая гласит: «Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов».

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов (централизованные расходы), и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные расходы). И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на сочетании принципов финансирования расходов.

Целевое направление средств.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов

Принцип соблюдения режима экономии.

Бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете, либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета (ст. 83 БК РФ).

Если предполагается, что в следующем финансовом году бюджетных средств будет недостаточно для финансирования всех расходов, обусловленных действующим законодательством, то в соответствии с п. 4 комментируемой статьи в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год (в виде приложения) указывается перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе (решении) о бюджете, в законе (решении) о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного (нормативного) акта.

Бюджетный кодекс закрепил исчерпывающий перечень форм, в которых могут осуществляться расходы бюджетов. К ним, в частности, относятся:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

Глава 22. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования § 1. Понятие, виды и принципы банковского кредитования

Отношения по банковскому кредитованию регламентируются нормами права и приобретают правовую форму. В правовом аспекте банковский кредит — это договорное обязательство, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных догово- а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Объективная необходимость банковского кредита обусловлена закономерностями денежного кругооборота, включающего оборот денежных средств государства, юридических, физических лиц, в процессе которого у одних участников оборота постоянно высвобождаются средства, а у других возникает временная потребность в дополнительных средствах, составляющих основную часть ссудного капитала. Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их специфики регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом, финансового, административного и гражданского. Комплексный характер правоотношений в области банковского кредитования предопределяет использование различных методов правового регулирования указанных отношений: в случае финансово- и административно-правового регулирования — императивного метода («власти—подчинения»), а в случае гражданско-правового — метода диспозитивности («равенства сторон»). Объектом регулирования финансово-правовых норм являются,* например, отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу установления нормативов резервов кредитных организаций и порядка их депонирования в Банке России, отношения по поводу перечисления Банком России установленной части полученной им по итогам года прибыли в федеральный бюджет (ст. 26, 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Объектом же регулирования гражданско-правовых норм является порядок заключения кредитного договора, регламентация его формы и порядка отказа от предоставления или получения кредита (ст. 819—821 ГК РФ). Административным правом регулируется ряд связанных с ответственнос-тью за нарушения банковского законодательства.

Роль финансового права заключается в государственном регулировании банковского кредитования, е установлении надзорных полномочий Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций в этой сфере в целях защиты интересов участников рынка банковских капиталов.

Статья Конституции РФ закрепила основы банковской деятельности и государственного регулирования банковского кредитования, отнеся к исключительной компетенции Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики. От состояния и развития всех перечисленных сфер рыночных отношений зависит динамика экономической жизни в стране, а гарантирование единого рынка обусловливает необходимый уровень влияния государства на регулирование кредитных отношений.

Основными источниками правового регулирования отношений по банковскому кредиту, помимо Конституции РФ, являются федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Особое место в системе источников правового регулирования отношений в сфере банковского кредитования занимают нормативные акты Банка России (инструкции, положения), а также банковские обычаи и обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ), частности, Положение о порядке предоставления (размещения) организациями денежных средств и их воз-врата (погашения), утвержденное Центральным банком РФ 31 августа 1998 г.1

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с принципами возвратности, срочности, платности, обеспеченнос-ти, целенаправленности. Первые три из них являются основными, а два последних — факультативными. Принцип возвратности означает, что денежные средства предоставляются во временное пользование и подлежат возврату. Принцип срочности предполагает, что предоставленные в кредит деньги подлежат возврату в указанные в сроки. Принцип платности

выражается в том, что за пользование кредитом взимается определенная плата (как правило, в виде процентов), т. е. он является возмездным (ст. 819 ГК РФ). Принцип обеспеченности проявляется в том, что денежные суммы предоставляются заемщику в кредит, как правило, при наличии обеспечения, которое может иметь различные формы (залога, поручительства, гарантии), или не иметь обеспечения. Принцип целенаправленности имеет место при банковском кредите, если он выдается на строго определенные цели, т. е. имеет целевой характер.

Банковский кредит можно классифицировать по различным основаниям: по сроку погашения — на онкольные ссуды (погашаемые по первому требованию краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет); по наличию обеспечения — на доверительные ссуды; обеспеченные ссуды; ссуды под гарантии третьих лиц; ломбардный кредит (выдаваемый под залог имущества, передаваемого банку как залогодержателю); ипотечный (под залог недвижимости); по целевому назначению — на ссуды общего характера; целевые ссуды; по категориям заемщиков и целям использования — на ипотечные ссуды владельцам недвижимости; коммерческие ссуды; аграрные ссуды; межбанковские ссуды и т. д.; по способу взимания платы (ссудного процента) — на плату в момент выдачи ссуды; плату в течение действия кредитного договора равными частями; плату в момент погашения ссуды; способу погашения — на погашаемые равными частями в течение всего действия кредитного договора; погашаемые единовременным взносом.

Основными источниками кредитныхресурсов банков (ст. 5 Фе-дерального закона «О банках и банковской деятельности») выступают привлеченные во вклады (до востребования и на определенный срок) денежные средства физических и юридических лиц. Указанные привлеченные средства размещаются банковскими кредитными организациями от своего имени и за свой счет.

Отличительная особенность банковского кредита (как разновидности банковских операций) от предоставления займов организациями, не являющимися кредитными, заключается в том, что последние вправе предоставлять заем за счет своей прибыли и иных собственных средств. Однако эта деятельность не по своей правовой природе являться банковской дея

тельностью, и соответственно выдача денежных средств за счет собственных финансовых ресурсов организации не будет яв- банковским кредитованием. Кредитный договор вправе заключать лишь банки и иные кредитные организации, имеющие «соответствующую лицензию Центрального банка РФ (п. 1 ст. 819 ГК РФ).

Другими источниками кредитных ресурсов банков могут выступать в некоторых случаях собственные средства банков (например, в целях ипотечного кредитования, что из

смысла ч. 3 ст. Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и т. п.), а также бюджетные ресурсы и ресурсы фондов (в случаях, если это не противоречит действующему законодательству).

Читать еще:  Как рассчитать график погашения кредита
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. I. Сущность и структура финансового рынка.
  2. I.2.1) Понятие права.
  3. I.2.3) Система римского права.
  4. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  5. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия
  6. II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  7. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
  8. IV.4.5) Презумпции и фикции преторского права.
  9. IX. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
  10. Quot;Каролина”: нормы уголовного права.